Формирование навыков профессиональной самореализации педагогов
методическая разработка на тему
Профилактика профессионального застоя, снижающего эффективность педагогической деятельности требует введения в деятельность старшего воспитателя новых технологий работы с персоналом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 23.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование навыков
профессиональной самореализации педагогов.
Профилактика профессионального застоя, снижающего эффективность педагогической деятельности, - на сегодня одна из актуальных задач в сфере образования. Ее решение требует инновационного подхода к организации методической работы, направленной на развитие профессиональной мобильности сотрудников образовательных учреждений, раскрывающей новые возможности для самореализации, повышающей ценность и конкурентоспособность педагогического труда.
В условиях Дома ребенка проблема профессионального выгорания педагогов стоит особенно остро. Она усугубляется строгим соблюдением режимных моментов, большим количеством обязанностей по уходу за детьми раннего возраста, разделением обязанностей с медицинским и младшим медицинским персоналом. Все это приводит к нивелированию статуса педагога, снижению ценности образовательного процесса, снижению стремления к творческому педагогическому развитию.
.
Показателями квалификации педагога, проработавшего 15—20 лет, служат обычно категория и звание. Однако если в течение нескольких лет пребывания в одной и той же деятельности он не находит перспектив для
профессионального роста, то начинает терять интерес к профессии.
Наступает застой, которому способствуют следующие факторы:
- низкий уровень притязаний и, как следствие, преждевременное ощущение полной самореализации; получение желаемой должности категории,
- приобретение чувства стабильности и спокойствия, что ведет к снижению мотивации деятельности (может, но не хочет);
- отсутствие перспектив в изменении социально-профессионального статуса;
- отсутствие системы контроля профессионального роста педагогов,
особенно достигших стадии профессионального мастерства; - напряженные взаимоотношения с руководством и коллегами;
- отсутствие системы материального и морального поощрения;
в отсутствие коллективных форм организации педагогического процесса и т. д.
. Оказалось, что педагоги не могут обобщить свой опыт для распространения в широких педагогических кругах, т. к. не имеют четкого представления о ценности собственной деятельности.
С учетом этого в методическую работу с педагогическими кадрами были внесены определенные изменения. Одним из них стало создание профессиональных объединений, как для повышения профессиональной компетентности педагогов, так и для разработки программы развития учреждения и решения других управленческих задач.
В рамках реализации проекта перед коллективом Дома ребенка были поставлены следующие задачи:
- поддержка заинтересованности молодых педагогов в работе, побуждение их к активности в соответствии с силами и способностями;
- создание команд педагогов для решения различных проблем, инициирование их идей;
- делегирование некоторых полномочий внутри коллектива учителям-дефектологам, воспитателям, психологу;
- привлечение новых сотрудников к совместной деятельности с целью их адаптации в коллективе.
Целью первого этапа является активное стимулирование мотивации педагогов, развитие у них адекватного представления о собственной деятельности и профессиональной мобильности, необходимой для самореализации в профессии. В приложении представлен перечень мероприятий, предусмотренных на этом этапе.
Вторым этапом проекта стала работа по раскрытию перед педагогами новых возможностей самореализации, повышающих их ценность как профессионалов. К направлениям этой работы относятся:
оформление позитивного педагогического опыта, подлежащего распространению;
мастер-класс по представлению и защите профессионального опыта педагогов на мероприятиях разного уровня; т подготовка фото- и видеоматериалов для достижения личностных целей и целей учреждения в целом;
помощь в подготовке презентаций созданной методической продукции и творческих отчетов о результатах работы;
стимулированию на получение квалификационной категории, помощь в подготовке и оформлению материалов, созданной командой.
На третьем — заключительном — этапе, целью которого стало закрепление конкурентоспособности сотрудников в широких педагогических кругах, была проведена оценка результатов работы всех участников проекта (на основании самоанализа деятельности педагогов); составлен перечень публикаций; обработаны и оформлены все материалы.
В рамках проекта были проведены следующие мероприятия, направленные на
- на повышение уровня методического творчества - наблюдение за динамикой профессионального мастерства, предоставление возможности участвовать в конференциях, видеосеминарах с последующим обсуждением;
- на гармонизацию взаимоотношений с коллегами, повышение мотивации к профессиональной деятельности и формирование позитивного отношения к работе
Балльная оценка показателей эффективности труда, выражающаяся в материальном поощрении. Высшие баллы педагоги получают за методические разработки. Участие в мастер-классах и семинарах, наставничество, участие в подготовке мероприятий - концертов и праздников. Использование методов морального поощрения: благодарностей, грамот, публичного выражения признательности за труд, представления к награждению отличительными знаками, медалями и т. д,|
Привлечение педагогов к принятию коллегиальных решений; в организацию коллективных форм работы (семинаров, конференций, педсоветов, массовых праздников для детей, делегирования полномочий).
Тренинговые мероприятия, проводимые как приглашенными специалистами, так и психологом Дома ребенка, выездные тренинги позволяют на примере деловых игр и методов расстановки ролей, упражнений на обозначение своих эмоций, их проработки, снять тревожность у персонала, почувствовать общий позитивный настрой коллектива.
Тема: "Изменение позиций педагогов по отношению к собственному опыту и опыту коллег"
Форма: педагогический час.
Цели: ознакомить педагогов с передовым педагогическим опытом, способствовать повышению их самооценки, создание условий для формирования адекватного представления о собственной деятельности.
Методы: зарождение традиции публичных выступлений по распространению педагогического опыта; подготовка сообщений по результатам просмотра периодических изданий и видеофильмов о деятельности других детских садов; обмен мнениями в ходе беседы.
Приемы: выставка литературы, просмотр видеофильмов и фотосессий на DVD, самоотчет педагогов по результатам изучения передового педагогического опыта; мультимедийное сопровождение сообщений выступающих, вопросы — ответы.
Тема: "Составление планов-проектов роста и совершенствования мастерства педагогов"
Форма: временные творческие группы.
Цели: помощь педагогам в создании планов-проектов роста профессиональной компетентности; формирование навыков планирования самообразования; повышение активности и поддержка творческих проявлений педагогов в обобщении и распространении позитивного опыта.
Методы: деловая игра "Планирование собственной деятельности — целенаправленный процесс повышения уровня профессионализма, влияющий на повышение качества дошкольного образования"; игра "Выбери практическую деятельность, способствующую твоему росту и повышению качества дошкольного образования"; обмен мнениями.
Тема: "Просвещение педагогов по оформлению творческого педагогического труда"
Форма: конкурс презентаций групп
Цель: обучение педагогов способам оформления результативного опыта.
Методы: индивидуальные и подгрупповые беседы с педагогами;
Тема: "Представление и защита педагогами своего профессионального опыта"
Форма: мастер-класс, конкурс.
Цели: развитие у педагогов умений; логически излагать информацию для аудитории; публично представлять свое педагогическое мастерство и убеждать в своем профессионализме; совершенствовать сотрудничество членов коллектива; формировать у педагогов желание работать по предложенным схемам.
Методы: создание цифровой презентации, фильма о группе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2023/04/24/picture-110247-1682336863.jpg)
Профессиональная самореализация педагогов ДОУ в действии
Проект, направленный на всестороннее повышение компетентности и профессионального мастерства каждого педагога, ориентирован, прежде всего, на развитие и повышение творческого потенциала педа...
![](/sites/default/files/pictures/2020/02/25/picture-597952-1582618289.jpg)
Создание условий для профессиональной самореализации педагогов ДОУ
В данной статье говорится о создании необходимых условиях для формирования профессиональной компетенции педагогов ДОУ, что является одним из главных условий обеспечения и развития ...
![](/sites/default/files/pictures/2017/02/05/picture-754737-1486247225.jpg)
на тему: «Формированию навыков конструктивного общения педагога с родителями»
Цель: способствовать преодолению трудностей начинающих педагогов в общении взаимодействии с родителями.Задачи:1. Актуализация существующих проблем во взаимодействии с родителями;2. Содействие повышени...
![](/sites/default/files/pictures/2017/02/17/picture-877811-1487348630.jpg)
Методический час как средство формирования потребности профессионального совершенствования педагогов
Методический час как средство формирования потребности профессионального совершенствования педагогов...
![](/sites/default/files/pictures/2017/02/17/picture-877811-1487348630.jpg)
Методический час как средство формирования потребности профессионального совершенствования педагогов
Методический час как средство формирования потребности профессионального совершенствования педагогов...
![](/sites/default/files/pictures/2022/08/02/picture-1415269-1659458576.jpg)
реферат роль современного образования в формировании личностно-профессиональных качеств педагога
реферат роль современного образования в формировании личностно-профессиональных качеств педагога...
Доклад . Формирование личных профессиональных компетенций педагогов
В настоящее время повышение финансовый грамотности дошкольников является одним из ведущих аспектов жизнедеятельности человека, он затрагивает практически все сферы общественной и частной жизни. Кажды...