Доклад . Формирование личных профессиональных компетенций педагогов
статья по основам финансовой грамотности

В настоящее время повышение финансовый грамотности дошкольников является одним из ведущих аспектов жизнедеятельности человека, он затрагивает практически все сферы общественной и частной жизни. Каждый человек на протяжении всей своей жизни вынужден решать финансовые вопросы, принимать решения в области формирования личных доходов и осуществления личных расходов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_na_mo.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование личных и профессиональных компетенций

педагогов в формировании основ финансовой грамотности дошкольников.

Требования к условиям реализации образовательной программы дошкольного образовательного учреждения включают требования к кадровым условиям. В п. 3.4.2. Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования отмечено: «У педагогического работника, реализующего образовательную программу ДОУ, должны быть сформированы основные компетенции, необходимые для создания социальной ситуации развития воспитанников, соответствующей специфике дошкольного возраста».  Эта модель должна быть  направлена на создание таких условий для ребенка, которые позволяли бы ему интересно проводить время в детском саду и развивать свои индивидуальные особенности. Каждый из нас понимает, что система образования не может оставаться неизменной и поэтому педагоги обязаны совершенствовать свое педагогическое мастерство, искать новые подходы к детскому уму и сердцу, создавать «территорию успеха» для каждого ребенка.

В настоящее время повышение финансовый грамотности дошкольников  является одним из ведущих аспектов жизнедеятельности человека, он затрагивает практически все сферы общественной и частной жизни. Каждый человек на протяжении всей своей жизни вынужден решать финансовые вопросы, принимать решения в области формирования личных доходов и осуществления личных расходов.

Решение проблемы качества образования зависит от того, насколько своевременно и адекватно будут реагировать образовательные организации на изменения внешней среды, на потребности общества, социальный заказ, насколько эффективные и педагогически оправданные методы и технологии будут избраны.

25 сентября 2017 года принята Стратегия повышения финансовой грамотности населения в Российской Федерации. Документ рассчитан до 2023 года и нацелен на увеличение численности финансово образованных граждан.

Цель Стратегии: создание основ для формирования финансово грамотного поведения населения как необходимого условия повышения уровня и качества жизни каждого  граждан.

Педагог должен иметь системное мышление, знать смежные области. Понимать мало о многом, мыслить масштабно, критически и системно. Одновременно, уметь «глубоко нырять» в одну из областей. Разобраться, погрузиться, провести анализ, понять, как это можно использовать. И «вынырнуть» с идеей как сделать изучение этого направления лучше и понятнее воспитанникам…

В современном мире каждый человек должен быть финансово грамотным, а особенно педагог, преподающий этот курс воспитанникам и их родителям.

 Финансово грамотное население характеризуется тем, что ежемесячно ведет учет расходов и доходов семьи, живет по средствам – без излишних долгов, осуществляет финансовое планирование на перспективу (готовность к непредвиденным обстоятельствам и подготовка к пенсии), приобретает финансовые продукты и услуги на основе выбора, ориентируется в вопросах финансовой сферы. В целом суть финансовой грамотности можно определить, как способность максимально

Готовность педагогов дошкольных образовательных учреждений к развитию своей профессиональной компетентности можно рассмотреть через такие показатели как:
- высокий уровень мотивации к преобразованию профессиональной педагогической деятельности;

- способность осваивать новые профессиональные компетенции, обновлять формы и методы педагогической деятельности;

- адаптивность к переменам в профессиональной педагогической среде
(перестройка собственной деятельности в связи с изменениями в дошкольном образовании и расширением вариативности образовательных услуг);

- умение решать профессиональные педагогические задачи не по
стереотипному образцу, а на основе рефлексивного анализа ситуации;

- умение анализировать собственную профессиональную педагогическую деятельность и перестраивать ее на основе освоения новой научной информации.

На наш взгляд, для развития данного направления деятельности необходимо уделить внимание профессиональной финансовой готовности педагогов, понять, что обеспечивает их вовлечение в реализацию работы по формированию основ финансовой грамотности у дошкольников, выявить направления, которые смогут позволить активизировать данную работу.

Таким образом, качество дошкольного образования напрямую зависит и от качества квалификации воспитателей, и от качества методической работы.

Как сказано в «Профессиональном стандарте педагога»: «Педагог – ключевая фигура реформирования образования. В стремительно меняющемся открытом мире главным
профессиональным качеством, которым должен обладать и демонстрировать
педагог становится умение учиться.

 Цель: Повысить профессиональную компетентность педагогов в вопросах формирования основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования.

    Задачи проекта:

- создать условия для финансового образования детей старшего дошкольного возраста;

- повысить профессиональную компетентность педагогов в вопросах финансовой грамотности;

- спроектировать и апробировать модель финансового просвещения детей старшего дошкольного возраста;

- создать кейс методических и практических материалов по теме финансовая грамотность.

Следуя заданной логике нужно ответить на главный вопрос: а как
эффективно, то есть с наименьшими затратами времени и ресурсов, построить деятельность педагога и обучающихся, как и какие использовать технологии обучения, методы, приемы, как и какие использовать образовательные и технические ресурсы, чтобы в результате добиться того, чтобы обучающиеся стали финансово грамотными (в заданных пределах).

Итак, можно выделить следующие компоненты проектирования:

− определение оснований — то есть того, что методологически и содержательно определяет деятельность педагога и всю конструкцию занятия по финансовой грамотности;

− постановка целей и планируемых результатов занятия в контексте программы обучения (в рамках отдельного курса финансовой грамотности или обязательного предмета, программы воспитания и др.) и возраста обучающихся;

− отбор содержания образования финансовой грамотности;

− анализ имеющихся психолого-педагогических, организационно- технических условий проведения занятия;

− подбор образовательной технологии, методов обучения, педагогических приемов и образовательных ресурсов по финансовой грамотности; методов контроля и оценки образовательных результатов (при необходимости);

− проработка структуры занятия и наполнение планируемого занятия описанием деятельности педагога, обучающихся в заданных методическим инструментарием рамках;
− подготовка презентации, дидактических материалов и технических
средств.

Для того, чтобы выявить «проблемные поля» и наметить точки роста по развитию  своих компетенций, мы должны определить уровень сформированности соответствующей компетенции, анализ имеющихся условий по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста и определение задач работы.

На данном этапе хорошо  пройти обучение на курсах повышения квалификации по программе «Организация финансового просвещения обучающихся в дошкольных образовательных организациях».

На втором этапе в нашем саду была организована творческая лаборатория по данному направлению, в которую вошли педагоги старшего дошкольного возраста.

 В рамках ее деятельности педагоги активно осваивали и внедряли в практику педагогической работы разные виды деятельности и опыт работы других детских садов для формирования у детей элементарных представлений о мире финансов и экономики. Осуществлялось проектирование индивидуального маршрута профессиональной деятельности каждым педагогом.

Был составлен перспективный методический план на год работы с педагогами ДОУ.   Темы выбираем в зависимости от имеющихся проблем в образовательной
деятельности с учетом запросов педагогов. Некоторые темы могут повторяться, пока данная проблема не потеряет актуальности, а какие-то добавляются.

Параллельно осуществлялось:

- апробирование практического материала со всеми участниками финансового просвещения;

- разработка мини-проектов по темам предметов «Денежная азбука», «Банк и банковские продукты», «Домашнее хозяйство», «Карманные деньги» и т.д.;

- обогащение РППС в рамках регионального смотра-конкурса на тему «В мире финансов»;

- формирование кейса методических и практических материалов по данной теме.

Стала популярной такая форма работы, как методическая неделя по запросам воспитателей, в рамках которых проводились различные мероприятия: образовательные интерактивы, мастер-классы, семинары-практикумы, коучинг-сессии и другие. Например: провели с педагогами методическую неделю на тему «Образовательное событие в ДОУ», в рамках которой в практической деятельности разобрали, что это такое - образовательное финансовое событие, какова его сущность, составили алгоритм, разобрали поэтапно всю деятельность. В итоге педагоги разработали и провели образовательное событие Чемпионат по финболу «Семейная бережливость», челендж «Вредные советы.

Нет более сильного стимула к профессиональному совершенствованию, чем собственная мотивация. В нашем саду поощряется стремление к самообразованию и   создаются для этого все условия, в том числе, конечно, через взаимодействия с другими
образовательными организациями: через систему вебинаров по информационно-педагогической поддержке  участников инновационных проектных площадок; ответственный по вебинару приглашает педагогов к просмотру вебинара с дальнейшим обсуждением представленного педагогического опыта коллег и возможностью его использования; через семинары, семинары-практикумы, мастер-классы, организованные курской лабораторией по финграмотности.

На третьем заключительном этапе были проведены следующие мероприятия:

1. Итоговое тестирование, собеседование педагогов по уровню сформированности соответствующей компетенции.

2. Проведение самоанализа в рамках индивидуального маршрута профессиональной деятельности педагогов.

3. Защита мини-проектов с фото-презентацией на тему «Финансы глазами детей».

4. Отчет руководителя творческой лаборатории.

5. Подведение итогов смотра-конкурса по группам «В мире финансов».

В ходе работы проводятся маркетинговые исследования с целью отслеживания динамики его реализации. В начале нашей работы лишь 45% родителей, считали, что финансовое просвещение нужно детям, а 85% педагогов не могли раскрыть понятия «Финансовая грамотность», не имели четкого представления о методике работы с детьми по этому вопросу.

На сегодняшний день 89% родителей считают, что все-таки финансовое просвещение надо начинать в детском саду. 100% педагогов разобрались в вопросах финансового просвещения детей старшего дошкольного возраста.

Трансляцию инновационного педагогического опыт мы осуществляем через:

▪ открытые мероприятия для педагогов образовательной организации (ежегодно мы проводим конкурс педагогических идей и проектов «Есть идея»

вебинары-семинары на платформе учебная финансовая лаборатория Курской области

▪ конференции разных уровней.

Результаты по реализации проекта:

- созданы условия для финансового образования детей старшего дошкольного возраста;

- повышена профессиональная компетентность педагогов в вопросах финансового просвещения;

- спроектирована и апробирована игровая модель по формированию основ финансовой грамотности  у детей старшего дошкольного возраста «Дошкольная Академия финансов»;

- создан кейс методических и практических материалов по теме проекта.

Новизна нашего опыта заключается в следующем:

1. Разработана система, которая направлена на  повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах формирования основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста в соответствии  с требованиями ФГОС дошкольного образования.

Дальнейшее развитие финансовой деятельности:

1. Распространить передовой опыт посредством проведения обучающих  семинаров, круглых столов и мастер-классов на муниципальном и региональном уровнях.

2. Разработать, апробировать и внедрить авторскую программу по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста «Азбука юного финансиста».

3. Организовать консультативный пункт для родителей по вопросам обучения детей финансовой грамотности.

4. Продолжать работу региональной апробационной площадке по апробации парциальной программы финансовой грамотности «Экономическое воспитание дошкольников:   формирование предпосылок финансовой грамотности» для педагогов в повышении уровня профессиональных компетенций по финансовому просвещению, в рамках которой накопленный опыт будет представлен педагогам Курской  области, как в очном, так и дистанционном формате.

Повышая таким образом профессиональную компетентность педагогических кадров в условиях образовательного учреждения, мы повышаем качество дошкольного образования
и привлекательность образовательной организации для потенциальных воспитанников


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов дошкольного образовательного учреждения на тему: «Формирование и повышение профессиональных компетенций педагога дошкольного образования как необходимое условие качества педагогическог"

Формирование профессиональной педагогической компетентности – процесс, продолжающийся на протяжении всего профессионального пути, в соответствии с этим постоянная незавершенность - одна из характерист...

Слайдовая презентация к консультации«Формирование и повышение профессиональных компетенций педагога дошкольного образования как необходимое условие качества педагогического процесса»

Показ слайдовой презентации, сопровождающий консультацию "Формирование и повышение профессиональных компетенций педагога дошкольного образования",-одно из условий эффективного проведения и усвоения ма...

Обучающий семинар «Формирование профессиональных компетенций педагога в соответствии с профстандартом «Педагог»»

Семинар предназначен для педагогов дошкольных образовательных организаций. Раскрывает особенности компетенций необходимых педагогу дошкольной организации....

Доклад «О методическом сопровождении введения ФГОС ДО, способствующем повышению общих и профессиональных компетенций педагогов».

Методическое сопровождение, как способ повышение общих и профессиональных компентенций педагогов....

Квест с педагогами по формированию профессиональных компетенций педагогов дошкольных образовательных организаций

Компетентность в области построения вариативного развивающего образования;Компетентность в области поддержки детской индивидуальности и инициативы детей....

Доклад «Повышение профессиональной компетенции педагогов в условиях ФГОС дошкольного образования».

Повысить профессиональную компетенцию участников образовательного процесса.Содействовать развитию  у педагогов стремления к совершенствованию.Активизировать усилия педагогов на развитие своих про...

ПОВЕСТКА: практического семинара- коучинга для педагогов «Навстречу друг другу» (формирование профессиональной компетенции педагогов групп компенсирующей направленности по организации взаимодействия с детьми ОВЗ)

В соответствии с планом работы муниципального центра сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья на 2023-2024 учебный год администрация МАДОУ г. Нижневартовска ДС № 41 «Росинка&ra...