Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников как культурная практика
методическая разработка на тему

Познавательно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста – один из видов культурных практик, с помощью которых ребенок познает окружающий мир. Наблюдение за демонстрацией опытов и практическое упражнение в их воспроизведении позволяет детям стать первооткрывателями, исследователями того мира, который их окружает.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Подготовила- старший воспитатель Гасанова Г.Р. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников как культурная практика

Слайд 2

Познавательно-исследовательская деятельность Познавательно-исследовательская деятельность ребенка-дошкольника - это активность направленная на постижение свойств объектов и явлений окружающего мира, выяснение связей между ними и их упорядочивание и систематизацию . Целью взрослого, организующего познавательно-исследовательскую деятельность детей, является развитие у них любознательности, познавательной инициативы. Задачи: -взрослый должен ознакомить ребенка с достаточно большим объемом конкретной информации об окружающей действительности и предоставить ему культурные средства упорядочивания полученных знаний, позволяющие связывать отдельные представления в целостную картину мира. -при решении указанных педагогических задач взрослый должен не только сохранить присущее с рождения каждому ребенку желание узнавать новое об окружающем, но и развить данное функциональное качество.

Слайд 3

Познавательно-исследовательская деятельность (на основе методического пособия Коротковой Н.А. «Образовательный процесс в группах старшего дошкольного возраста» Типы исследования, доступные дошкольникам, позволяющие им занять активную исследовательскую позицию: Опыты (экспериментирование) с предметами и их свойствами Освоение причинно-следственных связей и отношений в неживой и живой природе Коллекционирование (классификация) Освоение родо-видовых отношений (представления о видовом разнообразии в природе, о видах рукотворных предметов и т.п.) Путешествие по карте Освоение пространственных схем и отношений (представления о пространстве мира, частях света и родной стране) Путешествие по «реке времени» Освоение временных отношений (представления об историческом времени – от прошлого к настоящему)

Слайд 4

Познавательно-исследовательская деятельность младшего дошкольного возраста группировка объектов с ориентацией на одно, а затем и на несколько свойств, парное соотнесение предметов, соотнесение целого и его частей, выстраивание причинно- следственных связей с однозначной зависимостью эффекта от действия, действия с песком и водой, несложные орудийные действия Опыты Практические действия с реальными предметами, ранжирование предметов по внешним свойствам (цвету, форме, величине). Опыты с песком и водой . Коллекционирование Группировка и сериация объектов с изолированными сенсорными свойствами Путешествие по карте Изготовление простейших макетов пространства с небольшим количеством объектов

Слайд 5

Познавательно-исследовательская деятельность среднего дошкольного возраста В деятельности ребенка начинает вычленяться одна из составляющих познавательно- исследовательской деятельности - стремление узнать о результате того или иного воздействия на объект. Для ребенка более привлекательными становятся природные объекты. Значительными становятся игровые, продуктивные и бытовые виды деятельности. Познавательная деятельность интегрируется с такой культурной практикой, как игра с правилами. Все большее значение приобретает образно-символический материал (рисунки, фотографии и пр.), позволяющий ребенку расширить представление об окружающем мире. На уровне образных представлений знакомят со знаками - изображениями букв и цифр. Вербальные формы исследования занимают все более заметное место в деятельности ребенка Опыты . Самостоятельная деятельность по преобразованию объектов: различные головоломки. Практические действия со сборно-разборными сюжетными игрушками . Проведение доступных практических опытов. Коллекционирование. Группировка и сериация природных объектов. Классификация, парное сравнение. Включение недостающего элемента в класс реальных предметов Путешествие по карте. Изготовление макетов для сюжетной игры. Путешествие по «реке времени». Создание коллекций реальных предметов.

Слайд 6

Познавательно-исследовательская деятельность старшего дошкольного возраста Познавательная активность ребенка смещается с непосредственного окружения к отвлеченным предметам и явлениям. Особую роль в познании начинает играть словесный анализ-рассуждение. Ребенок овладевает средствами упорядочивания полученных знаний – с уровня практического, буквального действия на уровень символического обобщения (схематизация). Познавательно-исследовательская деятельность становится отдельной, целенаправленной формой активности, со своими специфическими мотивами и целями Опыты Осуществление опытов на следующие темы: выращивание растений; движение воздуха и воды; агрегатные состояния веществ; свойства металлов; свет и цвет; «как устроены стихи» и др. Коллекционирование Собирание коллекций с реальными объектами (семенами, минералами и др.). Путешествие по карте Занятия с детьми на темы, связанные с особенностями жизни людей и природных условий в различных уголках Земли Путешествие по «реке времени» Занятия с детьми на тему линейности движения исторического времени: от прошлого к настоящему. Использование панно «река времени» и др. материалы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Культурные практики ребенка в дошкольном образовании"

В статье раскрывается смысл понятия "культурные практики", а также пути воплощения в педагогику принципа  «Ребенок – центр сферы образования» посредством использования культурологического подхода...

Познавательно-исследовательская деятельность, как культурная практика в работе с детьми младшего дошкольного возраста

Под познавательно-исследовательской деятельностью ребенка-дошкольника понимается активность, направленная на постижение свойств объектов и явлений окружающего мира, выяснение связей между ними и их уп...

Культурные практики как средство развития детской индивидуальности и самостоятельности

Методический материал дает возможность педагогам ДОО рассмотреть возможность использования различных культурных практик в развитии детской  самостоятельности и инициативе...

Достижение целевого ориентира через культурные практики

Целевой ориентир:žРебёнок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе.ž Обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со...

Программа практико - ориентированного семинара «Культурная практика как форма взаимодействия детей в разновозрастных сообществах»

quot;Не ребёнок должен готовиться к школе, а  школа должна готовиться к ребёнку" А. Асмолов...

Детское чтение как культурная практика. Социально - культурное партнерство в реализации читательских практик дошкольников.

В рамках Петербургского международного образовательного форума я принимала участие во Всероссийской научно-практической конференции "Культурные практики в дошкольном образовании: особенности прое...

Консультация для педагогов «Культурные практики в дошкольном образовании» «Виды культурных практик»

В данном материале говорится о том как появилось понятие "Культурные практики" . Раскрываем сущность и значение «культурных практик».знакомит педагогов с видами культурных практи...