Сертификация педагогических кадров как фактор повышения качества образования в ДОУ
статья на тему
В статье делюсь опытом прохождения процедуры сертификации сотрудниками нашего ДОУ.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Сертификация педагогических кадров как фактор повышения качества дошкольного образования
К началу нового тысячелетия во многих странах начались процессы обновления и реформирования национальных систем образования. Общей тенденцией стало введение единых образовательных стандартов с целью повышения качества образования. Процесс модернизации привел к тому, что главной проблемой стала фигура самого педагога, уровень его квалификации и компетенции.
В Российской Федерации в октябре 2013 г. принят профессиональный стандарт педагога. В Комплексной программе повышения профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций, утвержденной Правительством РФ 28 мая 2014 г., отмечается, что профессиональный стандарт педагога должен стать системообразующим механизмом, который повысит качество работы педагогов в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов, создаст объективные требования к трудовым действиям, знаниям и умениям, необходимому уровню профессионального образования. Профессиональный стандарт должен выступить в качестве базы для оценки квалификаций и труда педагога в целом. Расширяя границы свободы педагога, профессиональный стандарт одновременно повышает его ответственность за результаты своего труда, предъявляя требования к его квалификации, предлагая критерии ее оценки.
Таким образом каждый педагог должен осознавать свой потенциал, непрерывно обновлять собственные компетенции и иметь желание получать официальное подтверждение их наличия как своей главной собственности, обеспечивающей профессиональную успешность.
Сертификация персонала – это подтверждение компетентным органом квалификации работника на соответствие требованиям профессионального стандарта. В 2012 году Федеральным законом № 236-ФЗ были внесены изменения в статью 195.1 Трудового кодекса Российской Федерации и законодательно закреплены основные понятия, на которых базируется сертификация:
• Квалификация работника - уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника
• Профессиональный стандарт - характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности. .
Таким образом, суть сертификации – объективная оценка уровня профессиональной квалификации работника требованиям производства, установленным соответствующим профессиональным стандартом, подтверждающая его возможности и право выполнять конкретные виды трудовой деятельности вне зависимости от места, времени и способа получения квалификации.
Основными целями сертификации педагогических кадров является подтверждение возможностей учреждения обеспечивать заявленные показатели качества услуг имеющимся персоналом и защита права граждан на выполнение работы в соответствии с имеющейся компетентностью.
Сертификация позволяет установить и удостоверить более широкую область собственной компетенции специалиста, дает гарантию уровня его профессионализма, позволяет педагогу использовать больший диапазон смены профессиональных ролей при соответствующей профессиональной подготовке.
Поэтому подготовка педагогических кадров к восприятию процедуры сертификации, обеспечение возможности ее прохождения является мощным долговременным мотивирующим фактором развития кадрового потенциала.
В связи с этим, в январе 2017 года руководство муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №22» приняло решение начать подготовку педагогов к прохождению сертификации в «Кузбасском региональном институте повышения квалификации и переподготовки работников образования» (КРИПКиПРО) города Кемерово.
Для начала я провела консультацию, на которой разъяснила коллегам порядок прохождения сертификации и озвучила перечень документов для подачи заявки в КРИПКиПРО, а также всем педагогам был предоставлен список документов, знание которых необходимо для успешного прохождения теста. Через две недели на практическом семинаре в нашем учреждении мы прошли пробное примерное тестирование в онлайн-режиме через интернет.
В феврале процедуре независимой оценки и сертификации квалификаций подверглись 30% педагогических работников дошкольного учреждения, из которых 100% имеют базовое педагогическое образование. Подтвердили уровень своей квалификации 90% заявителей, набрав 80%-83% верных ответов, что позволило независимым экспертам сделать вывод о достаточном уровне квалификации педагогов нашего дошкольного учреждения.
Самооценка профессиональной деятельности показала, что все педагоги осознают значимость собственной профессиональной позиции на педагогическую деятельность. Вместе с тем, более половины педагогов затруднились в проведении объективной самооценки деятельности, что свидетельствует об отсутствии практики подобного рода.
Таким образом, сертификация квалификаций помогла выявить сильные и слабые стороны профессиональных компетенций педагогов. Методической службой ДОУ было проведено анкетирование сертифицированных работников на предмет осмысления собственных потребностей и определения профессиональных дефицитов, а также степени их включенности в работу по приращению своей профессионально-педагогической компетентности. Для стимулирования прохождения сертификации остальными педагогами, на уровне образовательной организации уже проведены методические семинары «Информационно-методическое обеспечение организации работы по самообразованию педагогов», «Развитие профессиональной компетенции педагога в современных условиях», «Повышение профессиональной компетентности педагогов — необходимое условие социально-личностного развития дошкольников», а также все воспитатели приняли участие в конкурсе внутри ДОУ «Портфолио педагога». После таких мероприятий еще два человека подали заявку на прохождение сертификации, пять педагогов приняли решение участвовать в этой процедуре в следующем учебном году.
Таким образом, подготовка и прохождение процедуры независимой оценки и сертификации квалификации способствует совершенствованию механизма формирования мотивации непрерывности профессионального роста педагогов, повышению качества педагогической деятельности дошкольных учреждений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с семьей ребенка как фактор повышения качества образования»
Основные положения совместной работы с семьей. Основное направление работы с родителями. Актуальность темы. Эффективные формы работы по взаимодействию с семьями воспитанников. Мероприятия, прово...
Партнерские отношения дошкольного образовательного учреждения и социума как фактор повышения качества образования
Партнерские отношения дошкольного образовательного учреждения и социума как фактор повышения качества образования Дошкольное образование на современном этапе ...
Статья на тему: «Взаимодействие ДОУ с семьей как фактор повышения качества образования».
Семья и дошкольное учреждение - два важных института социализации детей. По мнения ученых, ребенок дошкольного возраста более всего подвержен воздействию членов семьи. Поэтому, улучшение ка...
Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с семьей ребенка как фактор повышения качества образования
По свидетельству ученых ребенок дошкольного возраста более всего подвержен воздействию членов семьи. Поэтому, на наш взгляд, улучшение качества дошкольного образования, прежде всего, зависит от соглас...
«Общественное участие, как фактор повышения качества образования в ДОУ»
Дошкольный возраст- важнейший период становления личности,когда закладываются предпосылки гражданских качеств,формируются ответственность и способность ребенка к свободному выбору, уважению и по...
Дистанционное обучение - одно из перспективных направлений совершенствования профессионального мастерства специалистов системы образования и фактор повышения качества образования
Информационно-коммуникационные технологии плотно укоренились в нашей жизни, а с введением новых санитарных норм и режима повышенной готовности стало более распространенным и действенными использование...
Доклад на августовской педагогической конференции «Современные условия развития дошкольной образовательной организации как фактор повышения качества образования в условиях введения ФГОС ДО»
Система дошкольного образования, как обозначено в Законе РФ «Об образовании», является первой ступенью в системе непрерывного образования, что предъявляет повышенные требован...