«Общественное участие, как фактор повышения качества образования в ДОУ»
статья на тему
Дошкольный возраст- важнейший период становления личности,когда закладываются предпосылки гражданских качеств,формируются ответственность и способность ребенка к свободному выбору, уважению и пониманию других людей независимо от их социального происхождения,расовой и национальной пренадлежности, языка, пола, вероисповедания. Предназначение дошкольного образования на современном этапе заключается не только в формировании определенных знаний, но в развитии базовых способностей личности,ее социальных и культурных навыков,основ экологически целесообразного поведения,здорового образа жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
«Общественное участие, как фактор повышения качества образования в ДОУ» | 30.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Люди вместе могут совершить то, чего не в силах сделать в одиночку; единение умов и рук, сосредоточение их сил могут стать почти всемогущими.
Дошкольный возраст – важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, формируется ответственность и способность ребенка к свободному выбору, уважению и пониманию других людей независимо от их социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, пола и вероисповедания. Предназначение дошкольного образования на современном этапе заключается не только в формировании определенных знаний, но в развитии базовых способностей личности, ее социальных и культурных навыков, основ экологически целесообразного поведения, здорового образа жизни.
В Концепции социального развития детей дошкольного возраста перед образовательными учреждениями ставится цель:
- воспитывать культурного человека;
- свободного гражданина :
- творческую личность :
Реализация этой цели направлена на решение следующих задач:
- воспитание в человеке способностей и потребностей открывать и творить самого себя в основных формах человеческой деятельности;
- развитие способности познавать себя в единстве с миром, в диалоге с ним;
- развитие способности самоопределения, самоактуализации на основе воспроизведения, освоения, присвоения культурного опыта предыдущих поколений;
- становление потребности и способности общения с миром на основе гуманистических ценностей и идеалов, прав свободного человека.
Общественное участие в образовании – это совместная коллективная распределенная деятельность различных социальных групп, которая приводит к позитивным и разделяемым всеми участниками данной деятельности эффектам. Дошкольному образовательному учреждению, чтобы успешно решать имеющиеся проблемы в воспитании, образовании, социализации детей, из "закрытой", достаточно автономной системы, какой оно было долгие годы, необходимо перейти на новый уровень взаимодействия с социумом, выйти за пределы территориальной ограниченности своего учреждения, стать "открытой системой". Понятие "открытое дошкольное учреждение" включает широкий спектр признаков. Открытое дошкольное учреждение – это, прежде всего, "окно в мир"; оно открыто для межличностного и группового общения как для детей, так и для взрослых. Такое дошкольное образовательное учреждение расширяет и укрепляет взаимосвязи с жизнью, социокультурной средой, институтами воспитания, культуры, семьей, предприятиями, культурно-досуговыми учреждениями, общественными организациями, местными структурами власти.
Социальное партнерство дошкольного учреждения с другими заинтересованными лицами может иметь разные формы и уровни:
- партнерство внутри системы образования между социальными группами профессиональной общности;
- партнерство работников образовательного учреждения с представителями иных сфер;
- партнерство со спонсорами, благотворительными организациями
СП « Детский сад «Солнышко », является единственным дошкольным образовательным учреждением нашего села. Для того чтобы понять, как максимально полно использовать потенциал социального партнерства, руководству дошкольного образовательного учреждения необходимо
- четко осознавать миссию ДОУ, цели его развития и возможности привлечения социальных партнеров для их достижения;
- владеть методами, формами, технологиями организации взаимодействия с социальными партнерами;
- предвидеть возможные результаты партнерства для развития ДОУ, повышения качества образовательных услуг (ориентировка на положительный результат совместной деятельности - совершенствование процесса социального и личностного становления дошкольника).
Грамотно организованное и продуманное взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с социальными партнерами приводит к положительным результатам. Создаются условия:
- для расширения кругозора дошкольников (освоения предметного и природного окружения, развития мышления, обогащения словаря, знакомства с историей, традициями народа) за счет снятия территориальной ограниченности ДОУ (экскурсии, поездки, походы);
- формирования навыков общения в различных социальных ситуациях, с людьми разного пола, возраста, национальности, с представителями разных профессий;
- воспитания уважения к труду взрослых;
- привлечения дополнительных инвестиций в финансовую базу ДОУ.
Взаимодействие ДОУ с социумом включает в себя: работу с государственными структурами и органами местного самоуправления; взаимодействие с учреждениями здравоохранения; взаимодействие с учреждениями образования, науки и культуры; с семьями воспитанников детского сада. Взаимодействие с каждым из партнеров базируется на следующих принципах: добровольность, равноправие сторон, уважение интересов друг друга, соблюдение законов и иных нормативных актов. Взаимодействие с социальными партнерами может иметь вариативный характер построения взаимоотношений по времени сотрудничества и по оформлению договоренностей (планов) совместного сотрудничества. Разработка проекта социального взаимодействия строится поэтапно. Каждый этап имеет свои цели и решает конкретные задачи. Первый этап – подготовительный. Его цель - определение целей и форм взаимодействия с объектами социума. Задачи данного этапа: анализ объектов социума для определения целесообразности установления социального партнерства; установление контактов с организациями и учреждениями микрорайона, округа, города и т.д.; определений направлений взаимодействия, разработка программ сотрудничества с определением сроков, целей и конкретных форм взаимодействия; Следующий этап – практический. Его цель - реализация программ сотрудничества с организациями и учреждениями социума. Задачи данного этапа: формирование группы сотрудников детского сада, заинтересованных в участии в работе по реализации проекта; разработка социально-значимых проектов взаимодействия детского сада с объектами социума по различным направлениям деятельности детского сада; разработка методических материалов для реализации данных проектов; разработка системы материального поощрения для сотрудников, участвующих в реализации проектом взаимодействия с социальными партнерами. И последний – заключительный этап. Его цель – подведение итогов социального партнерства. Задачи данного этапа: проведение анализа проделанной работы; определение эффективности, целесообразности, перспектив дальнейшего сотрудничества с организациями социума. Отработать механизм взаимодействия с социальными институтами образования, культуры, спорта и медицины.
Формировать способность адекватно ориентироваться в доступном социальном окружении. Развивать коммуникативные способности, доброжелательность к окружающим, готовность к сотрудничеству и самореализации. Стимулировать развитие активной гражданской позиции сопричастности к судьбе детского сада, микрорайона, малой родины. Обеспечение психоэмоционального благополучия и здоровья участников образовательного процесса, использование навыков социального партнерства для личностно-гармоничного развития. Предполагаемый результат
1. Создание системы взаимодействия ДОУ с учреждениями социума села и района на основе договоров и совместных планов. 2. Становление уровня социальной компетенции участников образовательного процесса, направленных на активное освоение мира. 3. Повышение общекультурного уровня, формирование позитивной самооценки, коммуникативных, творческих навыков, личностных качеств детей, родителей, педагогов. 4. Рост психоэмоционального благополучия и здоровья участников образовательного процесса, основанных на творческом взаимодействии с социальными институтами. 5. Структура управления ДОУ, обеспечивающая координацию взаимодействия с социальными институтами, использование социокультурного потенциала социума села и района в создании единой воспитательной системы.
Конструирование социально-культурной образовательной среды для исследовательской, созидательной, познавательной деятельности;
Социально-просветительская деятельность среди родительской общественности.
Приобретение теоретических и практических навыков сотрудничества, освоение педагогами социально-педагогического пространства
Критерии оценки | Субъекты оценки | Периодичность оценки | Методы оценки |
1.Создание правовой базы сотрудничества | администрация | Раз в год – итоговый | Заключение договоров, анализ планов. |
2. Освоение новых форм социального партнерства | Творческая группа, самооценка | Текущий – раз в полугодие | Самодиагностика, наблюдение, анкетирование |
3. Снижение уровня заболеваемости детей | Творческая группа, самооценка | Текущий – раз в полугодие | Диагностика, анализ планов, наблюдение |
4. Адекватная ориентировка детей, родителей, педагогов в социокультурном пространстве микрорайона | Творческая группа, администрация, самооценка | Текущий – раз в полугодие Итоговый – раз в год | Анализ планов, опросы, наблюдения, беседы |
5. Рост профессиональной компетенции педагогов | Оценка равного равным, самоанализ, администрация | Текущий раз в пол года | Анализ планов, наблюдение, отчеты по самообразованию |
6. Участие родителей в образовательном процессе | Творческая группа, администрация | Текущий – раз в полугодие | Анкетирование, беседы, наблюдение, анализ планов |
7. Обеспечение личностного развития участников образовательного процесса на принципах индивидуализации и дифференциации | Творческая группа, администрация | Текущий – раз в год | Наблюдения, беседы, диагностика |
Взаимодействие с медицинскими учреждениями Социальные партнеры – ФАП, Офис врача общей практики, районная больница - детское отделение. Цель : Создание единого образовательно-оздоровительного пространства ДОУ с медицинскими учреждениями: 1. Объединить усилия сотрудников, родителей и медицинского учреждения для эффективной организации профилактики и оздоровительной работы. 2. Повысить функциональные и адаптационные возможности организма детей за счет внедрения здоровьесберегающих технологий. 3. Способствовать осознанному пониманию и отношению к своему здоровью всех участников образовательного процесса. Основные направления
- Оздоровительное;
- Физическое;
- Психоэмоциональное благополучие.
Взаимодействие со школой Социальный партнер – ГБОУ СОШ с. Старое Ермаково. Цель: Создание преемственности в организации образовательной системы ДОУ со школой. Выработка общих подходов к оценке готовности ребенка к школе с позиции самоценности дошкольного возраста. Задачи : 1. Установление партнерских взаимоотношений детского сада и школы. 2. Создание преемственности образовательных систем, способствующих позитивному отношению дошкольников к своей будущей социальной роли – ученик. 3. Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов и педагогической культуры родителей в подготовке детей к школе, посредством педагогического взаимодействия. Основные направления:
- информационное;
- методическое;
- практическое.
Взаимодействие с учреждениями культуры. Социальные партнеры – Сельская библиотека, сельский дом культуры. Формирование целостной социокультурной системы взаимодействия ДОУ с учреждениями культуры.
Задачи : 1. Расширять творческое взаимодействие ДОУ с учреждениями культуры для создания единой социокультурной педагогической системы. 2. Способствовать развитию духовно-нравственной культуры участников образовательного процесса. Основные направления:
- эстетическое;
- духовно-нравственное;
- художественно-творческое;
- культурно-просветительское.
Сотрудничество с каждым учреждением строится на договорной основе с определением конкретных задач по развитию детей и конкретной деятельности.
Опыт работы нашего ДОУ с учреждениями социума показывает, что активная позиция дошкольного учреждения влияет на личную позицию педагогов, детей, родителей, делает учебно-воспитательный процесс более эффективным, открытым и полным. Организация социокультурной связи между ДОУ и учреждениями позволяет:
- использовать максимум возможностей для развития интересов детей и их индивидуальных возможностей;
- решать многие образовательные задачи, тем самым повышая качество образовательных услуг и уровень реализации стандартов дошкольного образования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с семьей ребенка как фактор повышения качества образования»
Основные положения совместной работы с семьей. Основное направление работы с родителями. Актуальность темы. Эффективные формы работы по взаимодействию с семьями воспитанников. Мероприятия, прово...
Партнерские отношения дошкольного образовательного учреждения и социума как фактор повышения качества образования
Партнерские отношения дошкольного образовательного учреждения и социума как фактор повышения качества образования Дошкольное образование на современном этапе ...
Статья на тему: «Взаимодействие ДОУ с семьей как фактор повышения качества образования».
Семья и дошкольное учреждение - два важных института социализации детей. По мнения ученых, ребенок дошкольного возраста более всего подвержен воздействию членов семьи. Поэтому, улучшение ка...
Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с семьей ребенка как фактор повышения качества образования
По свидетельству ученых ребенок дошкольного возраста более всего подвержен воздействию членов семьи. Поэтому, на наш взгляд, улучшение качества дошкольного образования, прежде всего, зависит от соглас...
Консультация для родителей «Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с семьей ребенка как фактор повышения качества образования»
Консультация для родителей о необходимости слаженной работы педагогов и родителей в воспитании детей....
Дистанционное обучение - одно из перспективных направлений совершенствования профессионального мастерства специалистов системы образования и фактор повышения качества образования
Информационно-коммуникационные технологии плотно укоренились в нашей жизни, а с введением новых санитарных норм и режима повышенной готовности стало более распространенным и действенными использование...
«Социальное партнерство детского сада и других общественных институтов как фактор повышения качества дошкольного образования»
Социальное партнерство в ДОУ – современная форма взаимодействия педагогов, детей, родителей, представителей других организаций, которая способствует открытости, доступности и продуктивности дошк...