Проект «Совершенствование системы маркетинга дополнительных образовательных услуг в ДОО»
проект на тему
Предварительный просмотр:
Проект «Совершенствование системы маркетинга дополнительных образовательных услуг в ДОО»
Актуальность проблемы исследования. В настоящее время система дошкольного образования характеризуется не только вариативностью основных образовательных программ, видовым разнообразием дошкольных организаций, но и появлением новых альтернативных форм оказания образовательных услуг в регионах, автономностью дошкольных организаций.
Изучение практики работы дошкольных образовательных учреждений выявило значимость и необходимость организации маркетинговой деятельности в следующих аспектах: необходимость проведения маркетинговых исследований, анализ маркетинговой среды и поведения потребителей на рынке образования; востребованность субъекта образовательного процесса, обладающего маркетинговыми знаниями и умениями; необходимость соотнесения возможностей дошкольного образовательного учреждения с интересами реальных и потенциальных субъектов образовательного пространства и др.
Возникает необходимость в исследовании маркетинговой деятельности как стратегического звена развития дошкольного образовательного учреждения, стремящегося не только полноценно удовлетворять, но и формировать спрос на эффективное потребление образовательных услуг. В связи с этим появляется объективная возможность теоретического и эмпирического осмысления процесса организации маркетинговой деятельности дошкольного образовательного учреждения, социальных технологий ее реализации.
Среди работ российских и зарубежных авторов, глубоко разрабатывающих теоретические аспекты функционирования рынка образовательных услуг можно выделить исследования Л.А. Белоусова, С.А. Белякова, А.П. Егоршина и др.
Рассмотренные в ходе исследования работы раскрывают отдельные стороны проблемы управления экономикой дошкольной образовательной организации, но не предлагают руководителю нового знания с целостным представлением о путях реализации управленческой деятельности в условиях перехода к новым условиям самостоятельного хозяйствования. Остается актуальным противоречие между сложившейся традиционной системой управления и необходимостью изменений отношений, обеспечивающих новый характер управления в формате сотрудничества, партнерства, автономной ответственности за принятые решения и качество предоставления образовательных услуг в контексте новых требований к ДОО.
Проблема исследования состоит в изучении факторов, влияющих на совершенствование системы маркетинга дополнительных образовательных услуг в дошкольной организации.
Цель исследования состоит в определении необходимых условий, при которых маркетинговая деятельность в сфере дополнительных образовательных услуг может эффективно влиять на развитие дошкольной образовательной организации.
Объект исследования – процесс развития маркетинговой деятельности дошкольной образовательной организации.
Предмет исследования – дополнительные образовательные услуги, влияющие на качество образовательного процесса в дошкольной образовательной организации.
Гипотеза исследования. Совершенствование системы маркетинга дополнительных образовательных услуг в дошкольной организации обеспечивается развитием ее имиджа и формированием вариативной маркетинговой среды.
Задачи исследования:
- Проанализировать научную и методическую литературу по проблеме исследования.
- Изучить особенности развития маркетинговой деятельности в сфере оказания дополнительных образовательных услуг в дошкольной образовательной организации.
- Разработать проект по совершенствованию системы маркетинга дополнительных образовательных услуг в дошкольной образовательной организации.
Методы исследования: анализ научной и методической литературы по проблеме, изучение документации, анкетирование, беседа, наблюдение, изучение опыта работы по проблеме, проектная деятельность педагогов.
Практическая значимость работы заключается, в том, что результаты данного исследования могут быть использованы как для дальнейшей разработки проблем маркетинговой деятельности по оказанию дополнительных образовательных услуг дошкольными образовательными организациями, так и отдельно проблем совершенствования управления образованием, позиционирования дошкольных образовательных организаций. Исследование будет интересно практическим работникам в области управления образования.
Выводы по 1 главе.
В соответствии с обозначенной целью и задачами исследования была проведена экспериментальная работа по совершенствованию маркетинговой деятельности в дошкольной образовательной организации в сфере оказания дополнительных образовательных услуг.
Экспериментальное исследование включало в себя несколько этапов работы: диагностическое обследование маркетинговой среды дошкольной образовательной организации и разработку проекта по совершенствованию маркетинга в сфере оказания дополнительных образовательных услуг.
Исследованием были охвачены педагоги в составе 12 человек, руководитель, методист организации, а также родители воспитанников- 23 человека.
Для изучения маркетинговой деятельности ДОО, анализировались следующие технологии, используемые в практической работе:
1. Технологии планирования маркетинговой деятельности: анализ текущей маркетинговой ситуации; анализ опасностей и возможностей, исходящих от маркетинговой среды ДОО; определение маркетинговых целей ДОУ; выработка маркетинговых стратегий; составление детального плана действий (календарный план); определение способа контроля.
2. Технологии продвижения образовательных продуктов и услуг включают в себя: рекламные буклеты; реклама в СМИ; дни открытых дверей; создание сайтов ДОО; брендовые названия.
3. Технологии контроля маркетинговой деятельности: анализ мнения потребителей представителями ДОО; анализ показателей реализации услуг выявление наиболее популярных услуг, прогнозирование изменения ассортимента, политики услуг ДОО и т.д. Для изучения технологий планирования маркетинговой деятельности в ДОО была проанализирована программа маркетинговой деятельности организации.
Результаты анализа показали, что в ДОО разработана программа маркетинговой деятельности, которая включает в три основных направления работы:
1. Организационное направление – создание нормативно-правовой базы, регулирующей работу маркетинговой деятельности дошкольной организации (положение о маркетинговой деятельности, план работы, программа развития дошкольной организации).
2. Аналитическое направление предусматривает:
– анализ материальных и финансовых ресурсов, возможностей педагогического коллектива;
– анализ и изучение потребностей родителей обучающихся в образовательных услугах;
– изучение культурного пространства микрорайона с целью определения возможности сотрудничества с другими учреждениями;
– разработку прогнозов и предложений по созданию новых образовательных услуг и продуктов;
– определение стратегии развития дошкольной организации на основании маркетингового исследования.
3. Рекламное направление – распространение опыта работы дошкольной организации, издание буклетов, проспектов о воспитательно-образовательной деятельности дошкольной организации; публикация статей в специальных региональных, федеральных изданиях о работе дошкольной организации; организация методической работы (выставки, ярмарки различного уровня).
Всего в дошкольной организации работает 4 кружка. Спектр дополнительных образовательных услуг разнообразен, и ведется по нескольким направлениям: художественной направленности – кружок «Ритмика» (для детей 3-7лет), кружок «С кисточкой в ладошке» по обучению детей изобразительной деятельности (для детей 3-7 лет); социально-педагогической направленности – кружок «Дошкольник» по подготовке детей к обучению в школе (для детей 5-7 лет); физкультурно - оздоровительной направленности – «Спортландия» (для детей 3-7 лет).
В рамках реализации маркетинговых мероприятий важное место отводится исследованию рынка дошкольных образовательных услуг, поэтому в рамках исследование было проведено анкетирование воспитателей, администрации дошкольной организации и родителей воспитанников детского сада.
Целью анкетирования являлось определение направления дальнейшего развития дошкольной организации: выяснить количество потенциальных потребителей образовательных услуг; понять, какие услуги будут пользоваться наибольшим спросом; оценить эффективность своей деятельности и действий конкурентов; спрогнозировать возможные тенденции на рынке образовательных услуг; правильно выстроить ценовую политику.
Из результатов нашего исследования видно, что, по мнению администрации ДОО, в практике наиболее часто реализуются следующие технологии продвижения образовательных продуктов и услуг: раздача рекламных буклетов – 23,2%; реклама в СМИ – 31,6%; дни открытых дверей – 34%; создание сайтов ДОО – 76%.
Анализ результатов исследования показал, что недостаточное использование возможностей таких технологий как создание бренда для каждого ДОО, реклама в СМИ не позволяет в полной мере организации реализовать задачу продвижения образовательных продуктов.
Немаловажную роль в организации маркетинговой деятельности в дошкольной организации играет внутренняя готовность коллектива к принятию нововведений, в понимании каждым педагогом необходимости работать в новых условиях, в необходимости развиваться профессионально для повышения не только своего мастерства, но и для повышения имиджа ДОО.
Проект «Детсад - Маркет» направлен на создание условий для организации краткосрочных практик в ДОО, вовлечение родителей в образовательный процесс, формирование положительного имиджа организации и совершенствование маркетинговой деятельности в сфере оказания дополнительных образовательных услуг.
Цель проекта:
Открыть на базе учреждения детский мини-маркет товаров, изготовленных дошкольниками в арт-студиях краткосрочных творческих практик.
Задачи проекта:
1. Создать условия для организации краткосрочных практик в ДОО.
2. Способствовать вовлечению родителей в образовательный процесс через участие в краткосрочных практиках.
3. Разработать продуктивно-ориентированные образовательные программы для арт-студий.
Механизмы реализации проекта
1.Проведение рекламной кампании
2. Создание арт-студий краткосрочных практик
3. Оформление и открытие на территории учреждения магазина детского творчества.
4. Разработка логотипа для наклейки на продукты детского творчества и каталога творческих поделок
5. Реализация товара в учреждении, заключение договоров с магазинами города.
6. Использование средств от продажи детских творческих продуктов для организации экскурсионных туров для детей и родителей учреждения.
Таким образом, для формирования своего неповторимого имиджа, фирменного стиля ДОО должно иметь:
• четкую перспективу, свое видение будущего – это самое важное условие успешной работы;
• уникальную систему ценностей, свои традиции;
• узнаваемые имиджевые характеристики;
• своевременно обновляемый информационный материал позитивных переменах в жизни детского сада.
Впереди у нас много интересных задач, которые нам предстоит решить вместе, много интересных открытий. Профессионалами не рождаются, ими становятся! Удача приходит к тому, кто к ней стремится!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система методической работы по организации условий реализации дополнительных образовательных услуг
Управление детских дошкольных учреждений г. Дзержинска Творческая работа «Система методической работы по организации условий реализ...

Маркетинг платной дополнительной образовательной услуги "Звуковичок"
Буклет (англ. booklet) — это сфальцованный в два и более сгибов лист бумаги, на обеих сторонах которого размещена текстовая и/или графическая информация. Традиционно буклеты изготавливаются на бумаге ...

«Дополнительное образование в МДОУ, как один из факторов, речевого, интеллектуального развития и социализация воспитанников на тему: «Дополнительные образовательные услуги, направленные на художественно-эстетическое развитие обучающихся»
laquo;Дополнительное образование в МДОУ, как один из факторов, речевого, интеллектуальногоразвития и социализация воспитанников на тему: «Дополнительные образовательные услуги,направленные...

ЛОГОРИТМИКА – КАК ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ УСЛУГА В СИСТЕМЕ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С РАЗЛИЧНЫМИ РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ
Необходимость логоритмики в коррекционной работе с детьми с ОНР....

Система методической работы по организации условий реализации дополнительных образовательных услуг в ДОУ
Материал по реализации программ дополнительного образования в условиях четырехгруппового детского сада...

«Создание системы дополнительных образовательных услуг как условие обеспечения качества и вариативности дошкольного образования»
laquo;Создание системы дополнительных образовательных услугкак условие обеспечения качества и вариативности дошкольного образования»...

Особенности организации дополнительных образовательных услуг в системе дошкольного образования
Особенности организации дополнительных образовательных услугв системе дошкольного образования...