Доклад "Самообразование в системе повышения квалификации педагогов"
учебно-методический материал на тему

Иноземцева Любовь Викторовна

Одним из показателей профессиональной компетентности педагога является его способность к самообразованию, которое проявляется в неудовлетворенности, осознании несовершенства настоящего положения образовательного процесса и стремлении к росту, самосовершенствованию. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_samoobrazovanie.docx22 КБ

Предварительный просмотр:

Самообразование в системе повышения квалификации педагогов.

Модернизация современного образования, внедрение новых образовательных стандартов, нацелена на построение и реализацию индивидуального образовательного маршрута, самообразования человека на различных этапах его жизненного пути.

Для осуществления своей миссии педагогу необходимо обладать готовностью к решению профессиональных задач, то есть уровнем профессиональной компетентности.

Одним из показателей профессиональной компетентности педагога является его способность к самообразованию, которое проявляется в неудовлетворенности, осознании несовершенства настоящего положения образовательного процесса и стремлении к росту, самосовершенствованию.

Наиболее эффективный способ повышения педагогического мастерства педагогов - это самообразование.

Постоянное самообразование - вот тот определяющий актив жизни современного человека, который поможет не "отстать от поезда современности".

Очень важно понимать значимость самообразования и стремиться к собственному развитию. Как говорил К. И. Чуковский «Только те знания прочны и ценны, которые Вы добыли сами, побуждаемые собственной страстью…» 

Самообразование - целенаправленная познавательная деятельность, управляемая  самой личностью, приобретение систематических знаний в какой- либо области.

Существуют различные формы самообразования. Приведу  основные из них: 

 изучение литературы, обзор информации в интернете, прослушивание лекций, докладов, консультаций, посещение семинаров, конференций, тренингов,  а также практическая деятельность.

Не смотря на то, что наступил век компьютеризации, книга всё же  остаётся одним  из  главных помощников.

Важно, чтобы  знания, приобретаемые из одного источника, дополнялись сведениями из другого. Это заставляет педагога сравнивать, анализировать, делать выводы, формировать собственное мнение  по какому- то вопросу. Важно уметь накапливать, хранить полученные сведения, факты, знания.

Правильно организованная работа  по самообразованию должна стать стимулом как для профессионального мастерства педагога, так и для развития личности.

Мы все знаем, что задача детского сада – обеспечить наиболее полное, всестороннее развитие воспитанников и готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере определяется его сенсорным развитием. Сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития ребенка, оно необходимо для его успешного обучения.      Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Малыша окружает природа со всеми ее сенсорными признаками – многоцветьем, запахами, шумами. И конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, воспринимает все это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. Насколько хорошо будет развит ребенок в дошкольном детстве, настолько просто и естественно он будет овладевать новым в зрелом возрасте. Поэтому, когда ко мне пришли маленькие детки, не умевшие различать цвета, предметы по признакам, выполнять действия с предметами и т. д.  я подумала и решила:

Целью моей работы было  создание оптимальных условий для сенсорного развития детей, через различные виды деятельности.

Задачи, которые я поставила:

1. Формировать у детей представление о сенсорных эталонах, через дидактическую игру.

2. Развивать чувственные ощущения детей в процессе продуктивной деятельности, режимных моментов.

3. Воспитание положительных эмоций, связанных в восприятии явлений окружающего мира.

И для реализации поставленных целей и задач была создана развивающая среда, где был подобран дидактический материал. Так как материальные возможности детского сада весьма ограничены, в создании пособий и игр родители приняли активное участие, используя любые подручные материалы и собственную фантазию.

Такие как:

• «Ящик с кусочками ткани», которая знакомит детей с различными видами тканей, развивает тактильные ощущения, мелкую моторику.

• «Веселые крышки», которые формируют умение производить откручивание и закручивание крышек.

• «Забавные прищепки» - формируют умение детей правильно брать и открывать прищепку, находить ее местоположение по цвету, развивают мелкую моторику рук.

• «Шумовые цилиндры», - формировать восприятие и дифференциация шумовых различий.

 «Гусеничка», развивать моторику кистей пальцев рук через действия с предметами, сенсорного восприятия, логического мышления.

  • .Бабочка», учить развивать основные цвета, соотносить предмет по цвету.
  • «Разложи яички в свои домики».

 На  начальном этапе своей работы, мною проведена диагностика сенсорного развития детей.  По результатам было видно, что 30%  детей не умели различать цвета, признак предмета, форму и величину.

Второй этап предполагал непосредственную плодотворную работу с детьми. Для возникновения интереса у детей сами специально организовывали игру. Стремились к тому, чтобы любое действие обыгрывалось, было включено в какой-нибудь интересный сюжет. Работа с детьми велась на протяжении всего дня, включалась в разные виды детской деятельности, а также в режимные моменты: во время кормления («Какого цвета суп»,  умывания («Теплая – холодная водичка»,  при одевания («Найди пару к носочку»,  во время прогулки  «Шуршание листьев»,  «Подбери блюдце к чашечки», «Собери картинку по образцу», «Собери бусы», «Конструктор-липучки», , «Вкладыши Монтессори», «Перебираем зернышки»,  «Собираем пирамиду»,  «Рисуем зернышки для петушка», «Рисуем солнышко» (на крупе),  «Напольные пазлы», «Посади бабочку на свой цветок», «Сравни полоски по высоте», «Пальчиковый театр», «Настольный театр», «Пальчиковая гимнастика»,  «Застегни пуговицы», . Следует отметить, что работа по восприятию цвета, величины и формы проводилась с учетом индивидуальных особенностей малышей. Ребятам, хорошо усваивающим  программу, задания в дидактических играх усложнялись. Малышам, трудно усваивающим материал, предлагались задания в облегченном варианте.

Одним из направлений нашей системы сенсорного воспитания была работа с родителями. При включении данного направления я исходила из того, что работа, не даст должного эффекта, если не обеспечить сотрудничества с семьей. Для родителей были организованны консультации, семинары-практикумы, беседы, мастер-класс, родительское собрание. После реализации деятельности, направленной на сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста была проведена диагностика на конец года по определению эффективности проделанной мной  работы.  При проведении тестовых испытаний были использованы те же методики, что и на начальном этапе, т. к. для измерения были необходимы постоянные показатели, относительно которых можно проследить динамику сенсорного развития дошкольников в группе.

Конец года:

Высокий уровень -60%

Средний -40%

В ходе бесед с детьми, я заметила, что у детей появился интерес к окружающему миру, они стали обращать внимание на свойства окружающих предметов и демонстрировать эти знания окружающим.

Дети научились играть в дидактические игры, различают предметы по признакам: цвет, форма, запах.

Итогом моей работы по самообразованию, открытое занятие для коллег,  был написан отчет, с анализом

Что касается Сроков реализации плана, педагог определяет сам.

Но, важно помнить, что план самообразования воспитателя — это не скучное заполнение отчетов и бумаг, а один из необходимых этапов для открытия нового, приоритетного направления в работе с детьми.

Самообразование даст положительные результаты в том случае, если оно ведется целенаправленно, планомерно и систематически. Таким образом, будет способствовать формированию творческой активности и повышению профессионального мастерства каждого педагога ДОУ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Самообразование педагогов – одна из важных форм системы непрерывного повышения квалификации педагогов ДОУ».

Консультация:             « Самообразование педагогов – одна из   важных форм системы непрерывного  повышения квалификации педагогов ДОУ»...

Система повышения квалификации педагогов дошкольного образовательного учреждения в современных условиях

Опыт работы старшего воспитателя по  повышению квалификации педагогов...

Обобщение опыта работы по теме: "Система методической работы по повышению квалификации педагогов"

Описание опыта работы старшего воспитателя по теме самообразования "Система методической работы по повышению квалификации педагогов"...

Система работы по повышению квалификации педагогов

Чтобы педагогически целесообразно организовать повышение квалификации, необходим научно-методический центр (методический кабинет), в котором педагоги могут познакомиться с новыми методиками, технологи...

Анализ системы контроля за повышением квалификации педагогов

Анализ системы контроля за повышением квалификации педагогов...

Повышение качества дошкольного образования через создание системы непрерывного повышения квалификации педагогов.

Повышение качества дошкольного образования через создание системы непрерывного повышения квалификации педагогов.Юлия НароноваПовышение качества дошкольного образования через создание системы непрерывн...

Система повышения квалификации педагогов дошкольного образовательного учреждения

В современных условиях, когда увеличивается количество детей, имеющих проблемы в психическом развитии, когда сам образовательный процесс нередко становится фактором риска, способствуя нарушению психич...