Проектная деятельность как одно из условий ,обеспечивающее реализацию ООП ДОУ в соответствии с ФГОС ДО
проект на тему
Клубок серьезных социальных и политических проблем, стремительная динамика современной жизни требуют от нас, педагогов, поиска новых эффективных методов и подходов в работе с детьми. Педагогические исследования показывают, что главная проблема образования – потеря живости, притягательности процесса познания детьми. Из практики видно, что в последние годы увеличилось число старших дошкольников, не желающих идти в школу, а младшие дети перестали быть «почемучками». Это свидетельствует о том, что у детей снижена мотивация, направленная на познание окружающего мира. Наш педагогический коллектив находился в поиске такого образовательного процесса, который бы обеспечивал развитие у детей инициативы и самостоятельности в деятельности, в общении, в исследовании, в изучении разнообразных источников информации. Решить эту проблему нам помогает проектный метод.Старший воспитатель рассказывает о том как он применяется в ДОУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проектная деятельность в ДОУ | 39.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Слайд 1. Клубок серьезных социальных и политических проблем, стремительная динамика современной жизни требуют от нас, педагогов, поиска новых эффективных методов и подходов в работе с детьми. Педагогические исследования показывают, что главная проблема образования – потеря живости, притягательности процесса познания детьми. Из практики видно, что в последние годы увеличилось число старших дошкольников, не желающих идти в школу, а младшие дети перестали быть «почемучками». Это свидетельствует о том, что у детей снижена мотивация, направленная на познание окружающего мира. Наш педагогический коллектив находился в поиске такого образовательного процесса, который бы обеспечивал развитие у детей инициативы и самостоятельности в деятельности, в общении, в исследовании, в изучении разнообразных источников информации. Решить эту проблему нам помогает проектный метод.
Тема моего выступления « Проектная деятельность как одно из условий обеспечивающее реализацию ООП ДОУ в соответствии с ФГОС ДО»
Слайд 2 В условиях модернизации отечественного образования, российские дошкольные образовательные учреждения активно перестраивают собственную работу в соответствии с новым регламентирующими документами – Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО), Законом РФ «Об образовании». В ФГОСе Дошкольного образования написано – нужно развивать мотивационную готовность к обучению, а не просто учить ребенка чтению, письму и т.д. После дошкольной жизни должно появиться желание учиться.
В основе стандарта заложены принципы
.1 содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
2.поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
3.сотрудничество Организации с семьёй;
4.формирование познавательных интересов
Все эти принципы можно реализовать лишь при одном условии – кардинально изменить организацию педагогического процесса в ДОУ, путем выбора наиболее эффективных средств обучения и воспитания.
Слайд 3 С целью выявления уровня владения педагогами проектным методом в течении трёх лет проводилось анкетирование .По результатам анкетирования в 2014-2015 уч году 54 % педагогов по причине наличия затруднений в теоретических знаниях о методах проектов использовали его в учебной деятельности и в педагогической практике, а в 2016-2017 учебном году выявлено 100%-ное использование метода в работе.
Слайд 4 Работу по применению метода проектов мы стали проводить через специально подготовленные методические мероприятия. Таким образом, выстроили систему работы по освоению и внедрению метода проектов в образовательный процесс ДОУ, которая выглядит следующим образом:
1. Информационно-методический блок, включающий в себя: методическую, специальную литературу, практические материалы из опыта работы. Овладение метода проектов решалось проведением консультаций и мастер-классов «Метод проектов и познавательное развитие дошкольников», «Проектный метод организации воспитательно-образовательной работы в ДОУ», «Обновление образовательного процесса в ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования».
2. Образовательный блок, включающий в себя: индивидуальную работу с педагогами, в том числе по вопросам оформления проектной документации; планирование работы по проектам, составление паспортов проекта, разработку конспектов совместной деятельности взрослого и детей, сценариев досугов для дошкольников, сценариев различных форм работы с родителями и др.
3. Блок дидактического обеспечения проектов: организация предметно - познавательного пространства: подбор и изготовление настольно-печатных игр, пособий, демонстрационных, наглядных материалов и др.
4. Блок презентации проектов: составления мультимедийных презентаций по подготовке защиты проекта через выступление и мультимедийную презентацию.
Слайд 5 Перед педагогом стоит вопрос. Как дать детям знания в рамках воспитательно – образовательного процесса при этом не увеличить нагрузку? Решение этой проблемы возможно через интеграцию образовательных областей . А метод проектов основывается на интеграции. Выбранная тема «проецируется» на все образовательные области, предлагаемых в ФГОС, и на все структурные единицы образовательного процесса, через различные виды детской деятельности. Таким образом, получается целостный, а не разбитый на части образовательный процесс. Это позволит ребенку «прожить» тему в разных видах деятельности, не испытывая сложности перехода от предмета к предмету, усвоить больший объем информации, осмыслить связи между предметами и явлениями.
Слайд 6 Основной целью проектного метода в дошкольных учреждениях является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.
Задачи развития:
- обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
- развитие познавательных способностей;
- развитие творческого мышления;
- развитие творческого воображения;
- развитие коммуникативных навыков.
Слайд 7 Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста.
В младшем дошкольном возрасте – это:
А) вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);
Б) активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);
В) формирование начальных предпосылок исследовательской деятельности (практические опыты).
В старшем дошкольном возрасте – это:
А) формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
Б) развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
В) формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
Г) развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.
В проектной деятельности воспитатель становится партнером для ребенка. Нужно всегда обращать внимание на включенность воспитателя в деятельность наравне с детьми. Воспитатель вместе с детьми сидит за столом и вместе с ними рисует, режет, клеит. Это не позиция учителя, который показал приемы и отошел в сторону. 2) Второе условие – это добровольное присоединение ребенка к деятельности без психологического и дисциплинарного принуждения. Встречается позиция воспитателя: «Та-а-ак, все-все подошли ко мне! Сейчас мы с вами будем строить из кубиков мост» – такой позиции не должно быть. Воспитатель должна придумать такой оборот в своей речи, чтобы дошкольникам захотелось присоединиться к проектной деятельности: «Ой, посмотрите какой большой ручеек течет у нас на участке! Маленький Мишутка не может переправиться. Построим мостик вместе! Кто хочет мне помочь?» И тогда – сколько детей подошли, столько и будут строить. Если воспитатель еще что-то подскажет, тогда присоединятся и другие. 3) Третья позиция – свободное общение, перемещение ребенка во время деятельности. «Пойди/возьми/принеси/а где у нас лежит?/а давайте вместе подумаем…» – это не обязательно за столами. 4) Четвертая позиция партнерских отношений (партнерской деятельности дошкольника) – открытый временной конец занятия или игры, когда каждый работает в своем темпе. «Индивидуальный темп работы над проектом» – обеспечивает каждому ребенку свой уровень и этапы освоения какой-то образовательной области.
Слайд 8 Проекты в детском саду носят, как правило, обучающий характер. Дошкольники по своему развитию еще не способны самостоятельно от начала до конца создать собственный проект. Поэтому обучение необходимым умениям и навыкам является основной задачей воспитателей.
Зачем нужны проекты?
-помогают активизировать самостоятельную познавательную деятельность детей;
- помогают осваивать детьми окружающую действительность, всесторонне изучать ее;
- способствуют развитию творческих способностей
- способствуют умению наблюдать;
- способствуют умению слушать;
- способствуют развитию навыков обобщать и анализировать;
- способствуют развитию мышления;
- помогают увидеть проблему с разных сторон, комплексно;
- развивают воображение;
- развивают внимание, память, речь.
Опыт самостоятельной деятельности, полученной ребенком в дошкольном возрасте, развивает в нем уверенность в своих силах, снижает тревожность при столкновении с новыми проблемами, создает привычку самостоятельно искать пути их решения.
Слайд 9 Метод проектов основывается на интересах детей. Только действуя самостоятельно, дети учатся разными способами находить информацию об интересующем их предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов деятельности. Какими способами ребенок находит информацию?
ПОДУМАТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНО
ПОСМОТРЕТЬ В КНИГАХ
ПОСМОТРЕТЬ ПО ТЕЛЕВИЗОРУ
СПРОСИТЬ У ДРУГОГО ЧЕЛОВЕКА
ПОЛУЧИТЬ ИНФОРМАЦИЮ У КОМПЬЮТЕРА
ПОНАБЛЮДАТЬ
Слайд 10 ПЛАН РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ ПО ПОДГОТОВКЕ ПРОЕКТА
Поставить цель проекта на основе изучения проблем детей
Разработать план достижения цели
Привлечь специалистов и родителей к осуществлению соответствующих разделов проекта
Составить план-схему проекта
Сбор и накопление материала
Включить в план-схему проекта занятия, игры и другие виды деятельности по ОО
Дать домашнее задание для самостоятельного выполнения
Презентация проекта, открытого занятия
Слайд 11 Как правило, любой проект, как маленький, , так и масштабный, включает в себя блок работы с семьей.
Родители, участвуя в реализации проекта, являются не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и становятся непосредственными участниками образовательного процесса, обогащают свой педагогический опыт, испытывают чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и достижений ребенка. При взаимодействии ДОУ и родителей в проектной деятельности следует соблюдать следующие правила:
Правило первое – информированность. Родители должны знать о содержательных аспектах семейных проектов
Правило второе – добровольность и возможность выбора.
Правило третье – чувство успешности. Родители, как и дети, должны испытывать чувство успешности от участия в общей деятельности.
Слайд 12 На протяжении прошедших 3х лет педагогами было разработаны и реализованы проекты по следующим направлениям в соответствии с годовыми задачами:
«Дети и музей»
«Безопасность детей»
Слайд 13 Семья и ДОУ. Новые формы работы».
«Будь здоров, малыш!»
«Дорог мне мой край родниковый»
Слайд 14«Развитие речи и речевого общения детей посредством художественной
литературы и театрализации»
«Мальчики и девочки – два мира, два полюса»
Слайд 15 Метод проектов успешно реализуется в сочетании с Основной образовательной программой МБДОУ «Детский сад № 65 г. Йошкар-Олы «Незабудка», у педагогов формируются исследовательские и аналитические навыки.
Положительные стороны
Проектная деятельность качественно влияет на повышение профессионального потенциала
На реализацию индивидуальных возможностей, творческого потенциала
На сближение позиции ДОУ и семьи к совместной творческой деятельности
Слайд 16 Демонстрация опыта проектной деятельности проходила в педагогическом сообществе.
Уровень образовательной организации 27 проектов
Муниципальный –педагоги защитили 7 проектов
Республиканский-6 проектов
Слайд 17 Мне хочется рассказать о межгрупповых проекта .Над этими проектами работают несколько групп.
Один из таких проектов «Сохраним елочку». Проект направлен на решение вопросов экологического воспитания. Цель его воспитание природоохранного поведения и повышение творческой активности детей, развитие эмоционально-доброжелательного отношения к объектам природы в процессе общения.
Слайд 18 Продукты проекта «Сохраним ёлочку».
- Выставка творческих работ – совместной деятельности детей с родителями и воспитателями «Сделаем елочку своими руками»
- Создание видеосюжета «И не надо ёлочку, маленькую ёлочку забирать к себе домой»
- Закладка «Уголка леса в ДОУ»
- Участие в конкурсе «АРТ-ЕЛЬ»
Слайд 19 Проект «9 мая… Мы помним, мы гордимся!»
День Победы близок и понятен детям, потому что реализует простую идею, известную им по сказкам – идею о противостоянии добра и зла и финальной победы добра. Этот праздник развивает и укрепляет в детях чувство справедливости, формирует представления о подвиге нашего народа в годы Великой Отечественной войны, воспитывает чувство гордости за принадлежность к своей стране.
Цель проекта: Воспитание гражданско- патриотических чувств у детей-дошкольников, воспитание чувства гордости за подвиги людей, принимавших участие в сражениях за Родину. Создание условий для воспитания у детей дошкольного возраста чувства патриотизма и гражданственности в соответствии с их возрастными возможностями.
Слайд 20 Продукты проекта стали:
Вернисаж детского творчества «Война глазами детей»
Презентация «Мы помним , мы гордимся»
Участие во всероссийской акции «Красная гвоздика». Изготовлено 240 гвоздик. Ведь красная гвоздика - как символ народной памяти, благодарности, мужества, торжества правого дела, цветка солдата-победителя, и как символе живой связи поколений. Затем, изготовленные гвоздики, дети возложили к мемориальным доскам З.Прохорова, А. Владимирова .
Музыкальный праздник «День победы помнят деды, знает каждый из внучат»
Смотр строя и песни «Мы пока что дошколята, а шагаем как солдаты»
Слайд 21Следующий проект « Вторая жизнь ненужных вещей».Чтобы сохранить наш дом и окружающую среду чистыми и красивыми, необходимо правильно распоряжаться теми вещами, которые становятся ненужными. В проекте « Вторая жизнь ненужных вещей» педагоги поставили перед собой цель поменять отношение детей к мусору, показав, как можно дать вторую жизнь бросовому материалу,• привлечь внимание взрослых и детей к проблеме увеличения количества твердых бытовых отходов (ТБО) и к возникновению экологических проблем, связанных с данным фактом, изготовление поделок из бросового материала.
Слайд 22 Продуктами проекта стали акции «Вторая жизнь пластиковой бутылки», «День Плюшкина», выставка «Вторая жизнь ненужных вещей», экологическая сказка «Морковкин и его друзья»
Слай23 Именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребёнка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Участвуя в театрализованных играх, дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных,
Цель проекта: способствовать формированию необходимых личностных качеств у ребёнка дошкольного возраста посредством приобщения его к театрализованной деятельности.
Слайд 24 Результаты проекта
Театральная неделя «Театральные ладушки»
Пополнение атрибутами театрализованных уголков «Волшебный мир театра»
Изготовление лэпбуков «Сказки для малышей»,«В гости к сказкам»,«Путешествие по скавзкам»,«Театр»
Дизайн взрослых костюмов для театрализованной деятельности
Слайд25 Проектная деятельность в образовательном процессе способствует
-Сплочению педагогического коллектива.
-Включение в инновационный процесс 100% педагогов ДОУ
-Гармонизации отношений с детьми и их родителями
-Повышение профессионального уровня педагогов
-Возможность саморазвития и самовыражения педагога.
-Повышение качества образовательного процесса.
Всё это обеспечивает потребность личности идти по ступенькам роста - от
проекта к проекту.
Слайд 26-33 Кроссворд «Знатоки проектного метода»
Слайд 34 Закончить свое выступление мне хочется словами.
Если хочешь научить меня чему-то
Позволь мне идти медленно .
Дай мне приглядеться,
Потрогать и подержать в руках.
Послушать…..Понюхать.
И может быть попробовать на вкус.
О сколько всего я смогу найти самостоятельно.
Только пожалуйста не торопи меня.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная деятельность как одна из эффективных форм развития детской активности в соответствии с ФГОС
Стендовый доклад к теме "Проектная деятельность как одна из эффективных форм развития детской активности в соответствии с ФГОС"...
Проектная деятельность как одно из условий ,обеспечивающее реализацию ООП ДОУ в соответствии с ФГОС ДО
Презентация к выступлению...
Доклад «Метод проектной деятельности как одна из эффективных форм воспитательно-образовательной работы с дошкольниками в современной ДОО в условиях реализации ФГОС»
Одним из важных направлений Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является « создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастн...
Проектная деятельность – как одна из форм взаимодействия педагогов и родителей в группе компенсирующей направленности в соответствии с требованиями ФГОС
Семья – это первый коллектив ребенка, первоисточник и образец формирования межличностных отношений ребенка, а папа и мама – образцы для подражания. Вовлечение родителей в...
Проект "Создание предметно-развивающей среды, обеспечивающей реализацию АООП ДО в соответствии с ФГОС".
Цель проекта: разработка модели предметно-развивающей среды, способствующей гармоничному развитию и саморазвитию детей в конкретно заданных условиях детского сада....
Доклад "Проектная деятельность как одно из эффективных средств развития ребёнка в условиях ФГОС ДО"
В данной статье раскрывается особая педагогическая значимость метода проектов, осуществляемая для решения игровых, поисковых, исследовательских, практических задач в условиях совместной деятельности д...
«Проектная деятельность как одна из форм совместной деятельности педагогического коллектива и воспитанников детского сада в рамках реализации ФГОС ДО»
Проектная деятельность в детском саду занимает важное место в совместной деятельности педагогов ДОО, так как она является одной из наиболее эффективных форм организ...