Проектная деятельность как одно из условий ,обеспечивающее реализацию ООП ДОУ в соответствии с ФГОС ДО
проект на тему

Дьяконова Татьяна Леонидовна

Клубок серьезных социальных и политических проблем, стремительная динамика современной жизни требуют от нас, педагогов, поиска новых эффективных методов и подходов в работе с детьми. Педагогические исследования показывают, что главная проблема образования – потеря живости, притягательности процесса познания детьми. Из практики видно, что в последние годы увеличилось число старших дошкольников, не желающих идти в школу, а младшие дети перестали быть «почемучками». Это свидетельствует о том, что у детей снижена мотивация, направленная на познание окружающего мира. Наш педагогический коллектив находился в поиске такого образовательного процесса, который бы обеспечивал развитие у детей инициативы и самостоятельности в деятельности, в общении, в исследовании, в изучении разнообразных источников информации. Решить эту проблему нам помогает проектный метод.Старший воспитатель рассказывает о том как он применяется в ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Проектная деятельность в ДОУ39.91 КБ

Предварительный просмотр:

Слайд 1. Клубок серьезных социальных и политических проблем, стремительная динамика современной жизни требуют от нас, педагогов, поиска новых эффективных методов и подходов в работе с детьми. Педагогические исследования показывают, что главная проблема образования – потеря живости, притягательности процесса познания детьми. Из практики видно, что в последние годы увеличилось число старших дошкольников, не желающих идти в школу, а младшие дети перестали быть «почемучками». Это свидетельствует о том, что у детей снижена мотивация, направленная на познание окружающего мира. Наш педагогический коллектив находился в поиске такого образовательного процесса, который бы обеспечивал развитие у детей инициативы и самостоятельности в деятельности, в общении, в исследовании, в изучении разнообразных источников информации. Решить эту проблему нам помогает проектный метод.

Тема моего выступления « Проектная деятельность как одно из условий      обеспечивающее реализацию ООП ДОУ в соответствии с ФГОС ДО»

Слайд 2 В условиях модернизации отечественного образования, российские дошкольные образовательные учреждения активно перестраивают собственную работу в соответствии с новым регламентирующими  документами – Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО), Законом РФ «Об образовании». В ФГОСе Дошкольного образования написано  – нужно развивать мотивационную готовность к обучению, а не просто учить ребенка чтению, письму и т.д. После дошкольной жизни должно появиться желание учиться.

В основе стандарта заложены принципы

.1 содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

2.поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

3.сотрудничество Организации с семьёй;

4.формирование познавательных интересов

Все эти принципы можно реализовать лишь при одном условии – кардинально изменить организацию педагогического процесса в ДОУ, путем выбора наиболее эффективных средств обучения и воспитания.

Слайд 3 С целью  выявления уровня владения педагогами проектным методом в течении трёх лет проводилось  анкетирование .По результатам анкетирования  в 2014-2015 уч году 54 % педагогов по причине наличия затруднений в теоретических знаниях о методах проектов использовали его в учебной деятельности и в педагогической практике, а в 2016-2017 учебном году выявлено 100%-ное использование метода в работе.

Слайд 4 Работу по применению метода проектов мы стали проводить через специально подготовленные методические мероприятия. Таким образом, выстроили систему работы по освоению и внедрению метода проектов в образовательный процесс ДОУ, которая выглядит следующим образом:

1. Информационно-методический блок, включающий в себя: методическую, специальную литературу, практические материалы из опыта работы. Овладение метода проектов решалось проведением  консультаций  и мастер-классов «Метод проектов и познавательное развитие дошкольников», «Проектный метод организации воспитательно-образовательной работы в ДОУ», «Обновление образовательного процесса в ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования».

2. Образовательный блок, включающий в себя: индивидуальную работу с педагогами, в том числе по вопросам оформления проектной документации; планирование работы по проектам, составление паспортов проекта, разработку конспектов совместной деятельности взрослого и детей, сценариев досугов для дошкольников, сценариев различных форм работы с родителями и др.

3. Блок дидактического обеспечения проектов: организация предметно - познавательного пространства: подбор и изготовление настольно-печатных игр, пособий, демонстрационных, наглядных материалов и др.

4. Блок презентации проектов:  составления мультимедийных презентаций  по подготовке защиты проекта через выступление и мультимедийную презентацию.

Слайд 5 Перед педагогом стоит вопрос. Как дать детям знания в рамках воспитательно – образовательного процесса при этом не увеличить нагрузку? Решение этой проблемы возможно через   интеграцию образовательных областей . А метод проектов основывается на интеграции. Выбранная тема «проецируется» на все образовательные области, предлагаемых в ФГОС, и на все структурные единицы образовательного процесса, через различные виды детской деятельности. Таким образом, получается целостный, а не разбитый на части образовательный процесс. Это позволит ребенку «прожить» тему в разных видах деятельности, не испытывая сложности перехода от предмета к предмету, усвоить больший объем информации, осмыслить связи между предметами и явлениями.

Слайд 6 Основной целью проектного метода в дошкольных учреждениях является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

Задачи развития:

  1. обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
  2. развитие познавательных способностей;
  3. развитие творческого мышления;
  4. развитие творческого воображения;
  5. развитие коммуникативных навыков.

Слайд 7 Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста.

В младшем дошкольном возрасте – это:

А) вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);

Б) активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);

В) формирование начальных предпосылок исследовательской деятельности (практические опыты).

В старшем дошкольном возрасте – это:

А) формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;

Б) развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;

В) формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;

Г) развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.

В проектной деятельности  воспитатель становится партнером для ребенка. Нужно всегда обращать внимание на включенность воспитателя в деятельность наравне с детьми. Воспитатель вместе с детьми сидит за столом и вместе с ними рисует, режет, клеит. Это не позиция учителя, который показал приемы и отошел в сторону. 2) Второе условие – это добровольное присоединение ребенка к деятельности без психологического и дисциплинарного принуждения. Встречается позиция воспитателя: «Та-а-ак, все-все подошли ко мне! Сейчас мы с вами будем строить из кубиков мост» – такой позиции не должно быть. Воспитатель должна придумать такой оборот в своей речи, чтобы дошкольникам захотелось присоединиться к проектной деятельности: «Ой, посмотрите какой большой ручеек течет у нас на участке! Маленький Мишутка не может переправиться. Построим мостик вместе! Кто хочет мне помочь?» И тогда – сколько детей подошли, столько и будут строить. Если воспитатель еще что-то подскажет, тогда присоединятся и другие. 3) Третья позиция – свободное общение, перемещение ребенка во время деятельности. «Пойди/возьми/принеси/а где у нас лежит?/а давайте вместе подумаем…» – это не обязательно за столами. 4) Четвертая позиция партнерских отношений (партнерской деятельности дошкольника) – открытый временной конец занятия или игры, когда каждый работает в своем темпе. «Индивидуальный темп работы над проектом» – обеспечивает каждому ребенку свой уровень и этапы освоения какой-то образовательной области.

Слайд 8  Проекты в детском саду носят, как правило, обучающий характер. Дошкольники по своему развитию еще не способны самостоятельно от начала до конца создать собственный проект. Поэтому обучение необходимым умениям и навыкам является основной задачей воспитателей.

Зачем нужны проекты?

-помогают активизировать самостоятельную познавательную деятельность детей;

- помогают осваивать детьми окружающую действительность, всесторонне изучать ее;

- способствуют развитию творческих способностей

- способствуют умению наблюдать;

- способствуют умению слушать;

- способствуют развитию навыков обобщать и анализировать;

- способствуют развитию мышления;

- помогают увидеть проблему с разных сторон, комплексно;

- развивают воображение;

- развивают внимание, память, речь.

Опыт самостоятельной деятельности, полученной ребенком в дошкольном возрасте, развивает в нем уверенность в своих силах, снижает тревожность при столкновении с новыми проблемами, создает привычку самостоятельно искать пути их решения.

 Слайд 9 Метод проектов основывается на интересах детей. Только действуя самостоятельно, дети учатся разными способами находить информацию об интересующем их предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов деятельности. Какими способами ребенок находит информацию?

ПОДУМАТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНО

ПОСМОТРЕТЬ В КНИГАХ

ПОСМОТРЕТЬ ПО ТЕЛЕВИЗОРУ

СПРОСИТЬ У ДРУГОГО ЧЕЛОВЕКА

ПОЛУЧИТЬ ИНФОРМАЦИЮ У КОМПЬЮТЕРА

ПОНАБЛЮДАТЬ

Слайд 10 ПЛАН РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ ПО ПОДГОТОВКЕ ПРОЕКТА

Поставить цель проекта на основе изучения проблем детей

Разработать план достижения цели

Привлечь специалистов и родителей к осуществлению соответствующих разделов проекта

Составить план-схему проекта

Сбор и накопление материала

Включить в план-схему проекта занятия, игры и другие виды деятельности по ОО

Дать домашнее задание для самостоятельного выполнения

Презентация проекта, открытого занятия

Слайд 11 Как правило, любой проект, как маленький, , так и масштабный, включает в себя блок работы с семьей.

Родители, участвуя в реализации проекта, являются не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и становятся непосредственными участниками образовательного процесса, обогащают свой педагогический опыт, испытывают чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и достижений ребенка.  При взаимодействии ДОУ и родителей в проектной деятельности следует соблюдать следующие правила:

Правило первое – информированность. Родители должны знать о содержательных аспектах семейных проектов

Правило второе – добровольность и возможность выбора.

Правило третье – чувство успешности. Родители, как и дети, должны испытывать чувство успешности от участия в общей деятельности.

Слайд 12 На протяжении прошедших 3х лет педагогами было разработаны и реализованы проекты по  следующим направлениям в соответствии с годовыми задачами:

«Дети и музей»    

«Безопасность детей»

Слайд 13 Семья и ДОУ. Новые формы работы».

«Будь здоров, малыш!»

«Дорог  мне  мой  край  родниковый»

Слайд 14«Развитие речи и речевого общения детей посредством художественной

 литературы и театрализации»

«Мальчики и девочки – два мира, два полюса»

Слайд 15 Метод проектов успешно реализуется в сочетании с Основной образовательной программой МБДОУ «Детский сад № 65 г. Йошкар-Олы «Незабудка», у педагогов формируются  исследовательские и аналитические навыки.

Положительные стороны

Проектная деятельность качественно влияет на повышение профессионального потенциала

На реализацию индивидуальных возможностей, творческого потенциала

На сближение позиции ДОУ и семьи к совместной творческой деятельности

Слайд 16 Демонстрация опыта проектной деятельности проходила  в педагогическом сообществе.

Уровень образовательной организации  27 проектов

Муниципальный –педагоги защитили 7 проектов

Республиканский-6 проектов

Слайд 17 Мне хочется рассказать о межгрупповых проекта .Над этими проектами работают несколько групп.

Один из таких проектов  «Сохраним елочку». Проект направлен на решение вопросов экологического воспитания. Цель его воспитание природоохранного поведения и повышение творческой активности детей, развитие эмоционально-доброжелательного отношения к объектам природы в процессе общения.

Слайд 18 Продукты проекта «Сохраним ёлочку».

Слайд 19 Проект «9 мая… Мы помним, мы гордимся!»

День Победы близок и понятен детям, потому что реализует простую идею, известную им по сказкам – идею о противостоянии добра и зла и финальной победы добра. Этот праздник развивает и укрепляет в детях чувство справедливости, формирует представления о подвиге нашего народа в годы Великой Отечественной войны, воспитывает чувство гордости за принадлежность к своей стране.

Цель проекта: Воспитание гражданско- патриотических чувств у детей-дошкольников, воспитание чувства гордости за подвиги людей, принимавших участие в сражениях за Родину. Создание условий для воспитания у детей дошкольного возраста чувства патриотизма и гражданственности в соответствии с их возрастными возможностями.

Слайд 20 Продукты проекта стали:

 Вернисаж детского творчества  «Война глазами детей»
Презентация «Мы помним , мы гордимся»
Участие во всероссийской акции «Красная гвоздика». Изготовлено 240 гвоздик. Ведь красная гвоздика - как символ народной памяти, благодарности, мужества, торжества правого дела, цветка солдата-победителя, и как символе живой связи поколений. Затем, изготовленные гвоздики, дети возложили к мемориальным доскам З.Прохорова, А. Владимирова .
Музыкальный праздник «День победы помнят деды, знает каждый из внучат»
Смотр строя и песни «Мы пока что дошколята, а шагаем как солдаты»

Слайд 21Следующий  проект « Вторая жизнь ненужных вещей».Чтобы сохранить наш дом и окружающую среду чистыми и красивыми, необходимо правильно распоряжаться теми вещами, которые становятся ненужными. В проекте « Вторая жизнь ненужных вещей» педагоги поставили перед собой  цель поменять отношение детей к мусору, показав, как можно дать вторую жизнь бросовому материалу,• привлечь внимание взрослых и детей к проблеме увеличения количества твердых бытовых отходов (ТБО) и к возникновению экологических проблем, связанных с данным фактом, изготовление поделок из бросового материала.

Слайд 22 Продуктами проекта стали акции «Вторая жизнь пластиковой бутылки», «День Плюшкина», выставка «Вторая жизнь ненужных вещей», экологическая сказка «Морковкин и его друзья»

Слай23 Именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребёнка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Участвуя в театрализованных играх, дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных,

Цель проекта: способствовать формированию необходимых личностных качеств у ребёнка дошкольного возраста посредством приобщения его к театрализованной деятельности.

Слайд 24 Результаты проекта

Театральная неделя «Театральные ладушки»

Пополнение атрибутами театрализованных уголков «Волшебный мир театра»

Изготовление лэпбуков  «Сказки  для малышей»,«В гости к сказкам»,«Путешествие по скавзкам»,«Театр»

 Дизайн взрослых костюмов  для театрализованной деятельности

Слайд25 Проектная деятельность в образовательном процессе способствует

-Сплочению педагогического коллектива.

 -Включение в инновационный процесс 100% педагогов ДОУ

-Гармонизации отношений с детьми и их родителями

-Повышение профессионального уровня педагогов

-Возможность саморазвития и самовыражения педагога.

 -Повышение качества образовательного процесса.

Всё это обеспечивает потребность личности идти по ступенькам роста - от

проекта к проекту.

Слайд 26-33 Кроссворд «Знатоки проектного метода»

Слайд 34 Закончить свое выступление мне хочется словами.

Если хочешь научить меня чему-то

Позволь мне идти медленно .

Дай мне приглядеться,

Потрогать и подержать в руках.

Послушать…..Понюхать.

И может быть попробовать на вкус.

О сколько всего я смогу найти самостоятельно.

Только пожалуйста не торопи   меня.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность как одна из эффективных форм развития детской активности в соответствии с ФГОС

Стендовый доклад к теме "Проектная деятельность  как одна из эффективных форм развития детской активности в соответствии с ФГОС"...

Доклад «Метод проектной деятельности как одна из эффективных форм воспитательно-образовательной работы с дошкольниками в современной ДОО в условиях реализации ФГОС»

Одним из важных направлений Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является « создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастн...

Проектная деятельность – как одна из форм взаимодействия педагогов и родителей в группе компенсирующей направленности в соответствии с требованиями ФГОС

Семья – это первый коллектив ребенка,  первоисточник и образец формирования межличностных отношений ребенка, а папа и мама – образцы для подражания.  Вовлечение родителей в...

Проект "Создание предметно-развивающей среды, обеспечивающей реализацию АООП ДО в соответствии с ФГОС".

Цель проекта: разработка модели предметно-развивающей среды, способствующей гармоничному развитию и саморазвитию детей в конкретно заданных условиях детского сада....

Доклад "Проектная деятельность как одно из эффективных средств развития ребёнка в условиях ФГОС ДО"

В данной статье раскрывается особая педагогическая значимость метода проектов, осуществляемая для решения игровых, поисковых, исследовательских, практических задач в условиях совместной деятельности д...

«Проектная деятельность как одна из форм совместной деятельности педагогического коллектива и воспитанников детского сада в рамках реализации ФГОС ДО»

Проектная деятельность в  детском саду занимает важное место в  совместной деятельности педагогов ДОО,  так как  она является  одной из  наиболее эффективных форм организ...