Семинар-практикум для воспитателей «Формирование психологической готовности к взаимодействию с семьями и детьми с ОВЗ в ДОУ»
методическая разработка на тему
Семинар-практикум для воспитателей
«Формирование психологической готовности к взаимодействию с семьями и детьми с ОВЗ в ДОУ»
Одним из направлений развития современного дошкольного образования является инклюзивное образование лиц с ограниченными возможностями здоровья. Эффективность реализации образовательной инклюзии во многом определяется готовностью педагога к взаимодействию как с ребенком с особенностями развития, так и с его семьей. Для формирования профессиональной компетентности педагогов в инклюзивной практике дошкольного образования необходима комплексная подготовка кадров. В рамках подготовки педагогических кадров актуальным остается проблема психологической готовности к общению с семьями детей с ограниченными возможностями здоровья в целом.
Цель — формирование у воспитателей психологической готовности к взаимодействию с семьей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, снятие психологических барьеров.
http://neinvalid.ru/multfilm-pro-dimu/
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar-praktikum_dlya_vospitateley_.docx | 27.17 КБ |
anketa.doc | 35 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар-практикум для воспитателей
«Формирование психологической готовности к взаимодействию с семьями и детьми с ОВЗ в ДОУ»
Одним из направлений развития современного дошкольного образования является инклюзивное образование лиц с ограниченными возможностями здоровья. Эффективность реализации образовательной инклюзии во многом определяется готовностью педагога к взаимодействию как с ребенком с особенностями развития, так и с его семьей. Для формирования профессиональной компетентности педагогов в инклюзивной практике дошкольного образования необходима комплексная подготовка кадров. В рамках подготовки педагогических кадров актуальным остается проблема психологической готовности к общению с семьями детей с ограниченными возможностями здоровья в целом.
Цель — формирование у воспитателей психологической готовности к взаимодействию с семьей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, снятие психологических барьеров.
Задачи:
− повышение психолого-педагогической компетентности воспитателей;
− формирование представлений о психологических особенностях семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья;
− проанализировать и определить пути помощи и поддержки семьи ребенка с ОВЗ в условиях ДОУ;
− обменяться имеющимся опытом по психолого-педагогическому сопровождению детей с особенностями развития;
− оказание психотерапевтической помощи участникам.
Оборудование: компьютер, медиа-проектор, медиа-экран; музыкальный центр; презентация семинара; газета; ленты и шарфы, мягкие игрушки; шкатулка.
Предварительная работа: анкетирование для педагогов ДОУ «Определение уровня готовности к работе с детьми ОВЗ» (приложение 1)
Ход мероприятия
Разминка
Настройка на внутреннюю психологическую работу.
Приветствие. Цели и задачи семинара.
Правила работы группы.
-общение в доверительном стиле;
-правило «здесь и сейчас»;
-искренности в общении;
-конфиденциальности в отношении всего происходящего в группе;
-оказания каждому поддержки советом, добрым словом, внимательным отношением;
-активное участие в происходящем.
Основная часть
1. Теоретическая часть
Нормативно-правовая база
Педагогам демонстрируется презентация, где представлена основная нормативно-правовая база, регламентирующая деятельность педагога в условиях образовательной организации.
‒ Конституция РФ;
‒ Декларация прав ребенка ООН;
‒ Конвенция ООН о правах ребенка;
‒ Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «Об образовании в Российской Федерации» (доп. 01.09.2016);
‒ Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» (с изм. И доп.);
‒ Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17.10.2013 N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) (пункты 1.5,1.6; 2.11.1);
Одна из задач ФГОС дошкольного образования заключается в обеспечении психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей (ФГОС ДО.П. 1.6).
‒ ПРОФСТАНДАРТ ПЕДАГОГА: Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (от «18» октября 2013 г. № 544н): педагог, учитель, воспитатель.
Профстандарт педагога предполагает включение в образовательный процесс всех обучающихся, в том числе с особыми потребностями в образовании: обучающихся, проявивших выдающиеся способности; обучающихся, для которых русский язык не является родным; обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Часто возникает вопрос «кто считается ребенком с ограниченными возможностями здоровья?»
Ответ педагоги и специалисты находят в Законе об образовании (п. 16 ст. 2): «обучающийся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) — физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий».
Проблема готовности педагогического коллектива к работе с детьми с ОВЗ
На всех первых этапах развития инклюзивного образования остро встает проблема готовности педагогов (профессиональной, психологической и методической) к работе с детьми с ОВЗ. Обнаруживается недостаток профессиональных знаний работы в инклюзивной среде, наличие психологических «барьеров» и профессиональных стереотипов педагогов. Основным психологическим «барьером» является страх перед неизвестным, страх вреда инклюзии для остальных участников процесса, негативные установки и предубеждения, профессиональная неуверенность учителя, нежелание изменяться, психологическая неготовность к работе с «особыми» детьми.
‒ Профессиональна готовность:
Формирование представлений о психологии семьи ребенка с ОВЗ. Активной профессиональной позиции: «Особый ребенок — наш ребенок». Курсы повышения квалификации, вебинары, семинары.
‒ Психологическая:
Работа над снятием психологических «барьеров», стереотипов и предубеждений. Работа с собственным страхом. Повышение психологической компетенции, развитие педагогических компетенций.
‒ Методическая готовность:
Восполнение недостатков профессиональных знаний. Подбор пособий, методов и игровых обучающих техник. Самообразование и инициативность.
Анализ анкетирование для педагогов ДОУ «Определение уровня готовности к работе с детьми ОВЗ»
Психологические особенности семьи ребенка с ОВЗ
Принятие ситуации появления в семье ребенка с особенностями развития имеет свои этапы. В детский сад могут прийти родители, находящиеся на совершенно разных стадиях переживания. Понимание этого поможет специалисту рассмотреть сложившуюся ситуацию с точки зрения родителей, и общаться с ними без осуждения.
Перечислим основные стадии переживания ситуации в семье:
1. Шок (непонимание ситуации, ступор, а затем паника).
2.Отрицание (это защитный механизм, надежда родителей, что ребенок полностью выздоровеет).
3.Агрессия или пассивность (включатся эмоциональные реакции, злость. Родители задают вопрос сами себе, родственникам и специалистам «Почему это случилось с нами?». Другой вариант — пассивность, бездействие).
4.Торги (родители надеются на чудо, перебирают все возможные способы лечения, пытаются «выторговать» здоровье ребенка в обмен на добрые дела, пожертвования).
5.Переживание и признание проблемы (стадия переживания горя. Ощущение пустоты и бессмысленности, чувство брошенности, сильное чувство вины и страх. Это самый тяжелый период).
6.Принятие и возрождение (болезнь ребенка воспринимается как часть жизни, родители принимают его. Позиция родителей: «признать — значит научиться с этим жить». Возвращается ощущение внутренней опоры, человек начинает задумываться о будущем).
Притча «Горчичное зерно»
Однажды Будде повстречалась пожилая женщина. Она горько плакала из-за своей нелёгкой жизни и попросила Будду помочь ей. Он пообещал помочь ей, если она принесёт ему горчичное зерно из дома, в котором никогда не знали горя. Ободрённая его словами, женщина начала поиски, а Будда отправился своим путём. Много позже он встретился её опять — женщина полоскала в реке бельё и напевала. Будда подошёл к ней и спросил, нашла ли она дом, жизнь в котором была счастливой и безмятежной. На что она ответила отрицательно и добавила, что поищет ещё попозже, а пока ей необходимо помочь постирать бельё людям, у которых горе тяжелее её собственного.
Стихотворение Сони:
Мне страшно. Голова гудит.
Там мечутся слова и просятся уйти.
“Пусти нас, Соня, в мир пусти!”
Но рот мой на замке,
А ключ к замку в мозгу-
И как его достать?
Ну помогите ж мне!
Я не хочу немой остаться,
Но страх засовом запер рот.
Слова рождаются, живут и чудеса творят
В мирах, что в голове я создаю… И вот
В конце концов и умирают. Чтоб им жить,
Их надо в мир, вовне пустить.
Но как? Скажите мне!
А вдруг их люди не поймут?
Сквозь рот мой проходя,
Изменятся слова, их мир не примет,
Оттолкнёт, а в месте с ними- и меня?
Как жить? Мне страшно. Голова гудит”.
Комментарии ведущего: (Соня Ш., у девочки аутизм. На момент написания стихотворения ей было 8 лет).
2. Практическая часть.
Упражнение «Котенок».
Участники встают в круг. Ведущий просит передать по кругу газету. Потом предлагает представить, что на этой газете уснул маленький котенок, и теперь газету нужно передавать друг другу очень бережно, чтобы не разбудить и не испугать его.
В конце упражнения ведущий говорит, что точно такое же бережное отношение важно сохранять для общения с особыми детьми.
Упражнение «Мать инвалида».
Выбирается участник для роли матери ребенка-инвалида. При помощи лент ведущий демонстрирует то, какие ограничения в обществе испытывают родители детей с ОВЗ (см. таблицу).
Группа участвует, отвечая на вопросы.
Таблица Упражнение «Мать инвалида»
Часть тела (завязываются лентами) | Символическое значение |
Глаза | Родителям сложно принять своего ребенка, увидеть его таким, какой он есть; сложно выводить его в общество и в буквальном смысле «быть на виду» |
Рот | Родители боятся рассказывать о своем ребенке, говорить о нем, рассказывать о своих трудностях и потребностях |
Уши | Родители не хотят слышать диагноз ребенка и боятся общественного мнения и осуждения |
Руки | Родители чувствуют себя связанными, их жизнь меняется и во многом ограничивается. Страх того, что не в их силах вылечить ребенка, человек «опускает руки» |
Сердце | Неутихающая боль, чувство постоянно присутствующее («сердце разрывается», «болит душа») |
Живот | Это область дыхания, центр нашей жизненной силы и энергии. Многие семьи детей с нарушеньями развития как бы «живут вполсилы», «дышат в полдыхания» |
Бедра | Многие родители боятся рожать детей, ухудшаются супружеские отношения, формируются супружеские дисгармонии |
Ноги | Родителям сложно идти дальше по жизни. Они в буквальном смысле боятся сами «сделать шаг», ограждают и ребенка от самостоятельных жизненных шагов. Семья замирает, не развивается |
Комментарии ведущего: в такой изоляции и социальном «коконе» оказываются родители детей с нарушениями в развитии. Преодолеть это состояние можно, ощущая тепло и поддержку, как родных людей, так и людей, работающих с особенными детьми. Чувство командного единства чрезвычайно важно, поскольку иногда именно детский сад — первая ступенька общества и образования, которая может показать семье, что они включены в это общество и этот мир. И им уже не так страшно обращаться в социальные сферы, водить детей в школы и активно включать в мир отношений.
Упражнение «Кенгуру»
Цель: развитие чувства сопереживания другим, эмпатии, корректирует агрессивные тенденции в поседении.
Участникам на пояс завязывается шарф или косынка, образуя «сумку кенгуру». В нее сажают детеныша — мягкую игрушку-зверушку. По команде ведущего «кенгуру» начинают прыгать к условленному месту, стараясь не выронить малыша. Руками придерживать нельзя. Побеждают самые быстрые и заботливые кенгуру.
История о бегунах: Несколько лет назад на параолимпийских играх в Сиетле девять бегунов (с умственными и физическими нарушениями) выстроились в ряд на линии старта стометровки. Раздался сигнальный выстрел, и они рванули вперед — не скажешь, что очень стремительно, но с явной решимостью добежать до финиша и победить. Все, кроме одного парня, который, запнувшись, едва не упал. Шатаясь, он проковылял пару шагов и заплакал. Остальные восемь участников забега услышали его плач. Они замедлили бег, остановились, затем развернулись и пошли назад. Все до единого! Девушка с синдромом Дауна поцеловала беднягу и сказала: «Это тебя вылечит!» Потом все девятеро взялись за руки и вместе дошли до финишной ленты. Десять минут весь стадион рукоплескал им стоя.
«Детям о важном».
Рано или поздно перед каждым педагогом встают вопросы:
‒ Как дети в группе общаются с особыми детьми?
‒ Что можно сделать для создания и поддержания в группе здоровой атмосферы, в которой каждому ребенку было бы комфортно?
‒ Как отвечать на «неудобны» вопросы детей: (почему он не такой?)
Большинство родителей еще ни разу не говорили с детьми об особенностях развития, и поэтому к встрече с таким ребенком дети бывают не готовы. У них возникает много вопросов: «Почему он такой? Это у него навсегда? А я заражусь?» Взрослые оказываются застигнутыми врасплох и не знают, что ответить… Но дети не различают диагнозы, им нужно общее объяснение, донесенное простым и понятным языком.
Показ мультфильма «Про Диму».
Рефлексия
Педагог-психолог предлагает дать проведенному мероприятию оценку с использованием следующей шкалы:
Общекультурная польза 0% 100%
Практическая польза ___________________________________________
Новизна информации ____________________________________________
Качество мероприятия ____________________________________________
Усвоение содержания _____________________________________________
Возможность применения знаний в работе ____________________________
Литература:
Барсукова О. В., Гавриш Е. Н. Семинар-практикум для педагогов «Навстречу друг другу»: психологическая готовность педагога к деятельности в условиях инклюзивного образования // Образование и воспитание. — 2017. — №2. — С. 101-105.
Потапова О.Е. Инклюзивные практики в детском саду// Методические рекомендации. – 2015 г.
Журнал «Справочник педагога-психолога» №2,2016; №7, 2015
Предварительный просмотр:
Приложение 1
Анкета для педагогов ДОО
«Определение уровня готовности к работе с детьми ОВЗ»
Уважаемые воспитатели!
Просим вас ответить на несколько вопросов.
1. Считаете ли Вы, что инклюзивное образование актуально для нашего общества?
А. Да, инклюзивное образование актуально.
Б. Затрудняюсь ответить.
В. Нет, инклюзивное образование не актуально.
2. Есть ли у Вас опыт работы с детьми (ребенком) с ОВЗ ?
А. Да.
Б. Нет.
3. Если Вы работали или работаете с детьми (ребенком) с ОВЗ, опишите, пожалуйста, нарушение(я)
4. Как Вы считаете, что такое инклюзивное образование?
5. Каким Вы представляете ребенка с ОВЗ? Напишите 5 прилагательных
6. Насколько Вы психологически готовы работать с детьми (ребенком) с ОВЗ?
А. Я готов(а) работать.
Б. Я скорее готов(а) работать, чем не готова.
В. Я скорее не готов(а) работать, чем готова.
Г. Я не готов(а) работать.
7. Насколько Вы профессионально подготовлены для работы с детьми (ребенком) с ОВЗ?
А. Я полностью подготовлен(а).
Б. Я скорее подготовлен(а).
В. Я скорее не подготовлен(а).
Г. Я полностью не подготовлен(а).
Д. Затрудняюсь ответить.
8. Если представить ситуацию, что в Вашей группе оказался ребенок с ОВЗ, нужна ли Вам в таком случае помощь?
А. Да.
Б. Нет.
9. В какой помощи Вы бы нуждались? (Можно выбрать несколько вариантов ответа.)
А. Дефектолога.
Б. Психолога.
В. Опытного педагога, имеющего опыт работы с ребенком с ОВЗ.
Г. Педиатра или другого врача-специалиста.
Д. Другого (укажите кого)
10. Какие позитивные моменты инклюзивного образования Вы бы отметили?
11. Какие негативные моменты инклюзивного образования Вы бы отметили?
Укажите, пожалуйста:
- Ваш пол
- Возраст
- Педагогический стаж
- Стаж работы с детьми с ОВЗ (если есть)
Спасибо за сотрудничество!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар -практикум с презентацией для родителей. Психологическая готовность ребенка к школе.
Семинар-практикум направлен на формирование психологической компетентности родителей по вопросу психологической готовности ребенка к школе. Презентация поможет родителям воспринимать информацию ...
Семинар - практикум для педагогов Тема: «Формирование физической готовности к преодолению опасных ситуаций»
Семинар - практикум для педагогов Тема:«Формирование физической готовности к преодолению опасных ситуаций»...
Практико – ориентированный проект «Формирование психологической готовности педагогов к взаимодействию с семьей ребенка с ограниченными возможностями здоровья» (средней продолжительности)
Одним из направлений развития современного дошкольного образования является инклюзивное образование лиц с ограниченными возможностями здоровья. Эффективность реализации образовательной инклюзии во мно...
Семинар-практикум для педагогов "Навстречу друг другу" в рамках проекта "Формирование психологической готовности педагогов к взаимодействию с семьей ребенка сограниченными возможностями здоровья"
Цель: Развитие профессионально-личностной готовности педагога к работе с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья; психологическое просвещение педагогов в вопросах ...
Семинар-практикум для педагогов «Формирование психологической готовности к взаимодействию с семьями и детьми с ОВЗ»
Одним из направлений развития современного образования является инклюзивное образование лиц с ограниченными возможностями здоровья. Эффективность реализации образовательной инк...
Семинар-практикум «Формирование семейных ценностей через взаимодействие с семьями воспитанников»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад «Солнышко» Семинар-практикум«Формирование семейных ценностей черезвзаимодействие...
Семинар-практикум «Родительский клуб как одна из форм эффективного взаимодействия с семьей»
laquo;Родительский клуб как одна из форм эффективного взаимодействия с семьей»...