Программа руководства ДОУ и его управленческая функция
статья на тему
Основу программы развития учреждения составляет совокупность мнений и решений коллектива, направленные на осуществление совместных усилий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_rukovodstva_dou_i_ego_upravlencheskaya_funktsiya.docx | 19.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Введение
В дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) руководитель является ключевым звеном его эффективного функционирования и результативности воспитательно-образовательной работы. Уровень контроля за качеством управления дошкольным образовательным учреждением обуславливает возможности для профессионального роста руководителя, совершенствовании его знаний, умений и личностных качеств в соответствии с государственными требованиями. В современных условиях, когда перемены в жизни общества и образовательных учреждений происходят значительно быстрее, особая роль уделяется управленческому мастерству. От профессиональных умений руководителя, его способностей оперативно принимать решения, способностей нацеливать коллектив на непрерывное развитие, творческий рост, зависит успешность развития учреждения, его социальный статус.
В данном пособии рассматривается особенность управленческой деятельности руководителя дошкольного образовательного учреждения. Процесс осуществления управленческой деятельности современного руководителя ДОУ.
Руководителям необходимо выработать новый подход в управлении, строящийся на уважении, доверии и успехе, ориентируясь, прежде всего на создание комфортных условий для созидательной деятельности педагогов с детьми, родителями и самовыражения в ней. При этом очень важно, демонтировать (творчески разрушить) старые препятствующие обновлению связи в коллективе, и затем осуществить перевод его из одной фазы развития в другую. Рассматривая дошкольное учреждение как целостную, динамическую систему, исследователи Л.М. Денякина, Л.В. Поздняк считают, что ее оптимальное жизнеобеспечение возможно лишь при умении руководителя планировать, организовывать, контролировать, регулировать, согласовывать и координировать работу коллектива на научной основе. Эффективность управления дошкольным образовательным учреждением, напрямую зависит и от умения руководителя осознавать себя и свои личные цели, правильно распределять время и усилия, т.е. от умения изучать и изменять себя, поэтому необходимо создавать собственные управленческие концепции развития. Осуществляя выбор путей обновления педагогического процесса и эффективного управления им, современный руководитель, должен учесть тенденции социальных преобразований в обществе, запросы родителей, интересы детей и профессиональные возможности педагогов. Для профессионального управленца, очень важно овладеть, прежде всего, культурой профессионального управления, т.е. комплексом тех понятий и методов, которые выработаны в общественном опыте. Однако, в последнее время многие руководители не соответствуют требованиям времени из-за низкой управленческой компетентности. Прежний руководитель проявлял себя, как правило, хорошим исполнителем, образование же сегодня нуждается в новом типе руководителя-инициатора, творца, способном создать условия, обеспечивающие развитие личности педагога и ребенка в соответствии с его собственными потребностями, а также потребностями развивающегося общества.
Таким образом, налицо противоречие между новыми целями, задачами и прежними способами организации управленческой деятельности. Разрешение данного противоречия - одно из важнейших условий обновления дошкольного учреждения и управления им.
Данной проблема в теоретическом и практическом аспектах привела к тому, что многие руководящие работники испытывают трудности в обеспечении стабильного функционирования ДОУ. Его развития в соответствии с обновлением содержания дошкольного образования и демократизацией общества.
Глава 1. Основы руководства ДОУ
1.1 Программа руководства ДОУ и его управленческая функция
Основу программы развития учреждения составляет совокупность мнений и решений коллектива, направленные на осуществление совместных усилий, действий, видов деятельности, а так же комплекс мероприятий, предусматривающий достижение единой миссии и стратегической цели, приуроченной к определенным срокам.
Миссия формируется как перспективное видение назначение учреждения, новых качественных направлений деятельности. На ее основе вырабатываются цели, служащие критериями оценки качества образования.
В практическую деятельность руководителя включается программа развития, которая преследует стратегические и тактические цели, как качественные характеристики спрогнозированного результата. Особое значение при проектировании и планировании приобретает цель, понимаемая как предвосхищение результата управленческих действий, конечный этап многочисленных управленческих операций или же конкретный, охарактеризованный качественно (количественно) образ желаемого результата.
В системе образования, по мнению М. М. Поташника, сложилось три типа целей практической деятельности руководителя:
- цели-задания, исходящие из вышестоящих организаций с отражением внешних функций учреждения;
- цели-системы, отражающие объектную необходимость, поддерживающие целостность организации;
- цели-ориентиры, выражающие потребности организации и ее заказчиков, потребителей.
Задачи определяют основные направления в деятельности руководителя ДОУ по достижению целей, к примеру, что и как планируется изменить в содержании образования, технологиях обучения, воспитания и развития ребенка, пространственно-предметной среде и тому подобное.
Принципы – кратко представленные теоретические основания, на которых могут строиться процессы воспитания, обучения, взаимодействия с детьми и развивающая среда.
В программе практической деятельности руководителя ДОУ представляется описательная модель видоизмененного содержания и методов образования, экспериментальные программы, формы организации деятельности и пространственно-предметной среды, целостной модели педагогического процесса.
В данную программу руководитель включает систему управленческой деятельности для себя, то есть:
- методы моделирования образовательного процесса;
- стимулирование сотрудников;
- координирование деятельности и взаимоотношений педагогов по принятию и реализации решений, способы делегирования отдельных функций управления;
- этапы реализации программы практической деятельности по годам.
В связи с тем, что ДОУ ориентируется на курс развития, это потребует гот руководителя новой системы управления образовательным процессом.
Под организацией управления понимается целостная структура следующих подсистем: кадры, материально-техническая база, социально-педагогические условия, образовательный процесс, связь с семьей и социальными институтами детства; находящихся во взаимодействии и взаимосвязи в соответствии с их местом в процессе управления.
Руководитель должен понимать, что механизм управления современным ДОУ изменяет характер выполнения управленческих функций, порождает принципиально новые формы взаимодействия участников педагогического процесса. Наиболее популярен в современное время демократический стиль управления. При данном стиле непосредственный руководитель управляет руководителями подсистемных служб: совета специалистов, медико-педагогической службы, научно-методической службы и социально-психологической службы.
При данном стиле вполне закономерно возникает потребность в актуализации приоритетных функций управленческой деятельности руководителя в период перехода ДОУ в новый режим развития.
К ним могут быть отнесены следующие направления:
- заключение договоров о сотрудничестве с различными государственными, кооперативными, частными и общественными организациями, необходимыми для развития ДОУ;
- руководство хозяйственной и коммерческой деятельностью , связанной с привлечением дополнительных средств;
- осуществление руководства и контроля за работой педагогических кадров и вспомогательного персонала, обеспечение условий для их персонального роста;
- координация деятельности всех участников образовательного процесса;
- определение совместно с Советом специалистов перспектив развития, этапов работы, контроль за результатами деятельности ДОУ;
- поддержка работы Совета специалистов по разработке и внедрению новых программ и методического обеспечения;
- создание условий для экспериментальной и исследовательской деятельности членов педагогического коллектива;
- привлечение, по мере необходимости, сторонних специалистов с возможной организацией их деятельности на хозрасчетных началах;
- осуществление связи с научными и учебными учреждениями, передовыми педагогическими коллективами, успешно решающими проблемы дошкольного образования.
Если руководитель ДОУ буде успешно взаимодействовать с коллективом, результатом явится развитие у сотрудников способности к самоуправлению своей деятельностью. Такой подход к управлению, связанный с делегированием ряда полномочий и ответственности за результаты труда, позволяет реализовать основную функцию руководителя в учреждении которое постоянно развивается – быть стимулирующим началом в творческом процессе решения задач деятельности ДОУ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Управленческое решение как программа действий в руководстве дошкольным образовательным учреждением
Управленческое решение - это программа действий, которая определяет цель, к которой должен стремиться руководитель....
Презентация "Деловая коммуникация как средство реализации управленческих функций руководителя"
Презентация "Деловая коммуникация как средство реализации управленческих функций руководителя"...
Мониторинг качества образования – основной инструмент реализации управленческих функций руководителя ДОО в процессе введения ФГОС ДО».
Проблема оценки качества образования является сегодня одной из самых актуальных для вcей образовательной cиcтемы Российской Федерации. Качество образования - это всеобъемлющая cиcтема, в которой все к...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учителя-дефектолога. «Коррекция высших психических функций у детей с затруднениями в обучении»
Рабочая программа учителя-дефектолога для дошкольников 3-7 лет с затруднениями в обучении...
Основные управленческие функции
Основные управленческие функции руководства ДОУ...
Руководители органов управления дошкольного образования обсудят внедрение научно-обоснованного подхода и типовой дополнительной профессиональной программы по развитию профессиональных компетенций управленческих кадров в системе дошкольного образования
С целью повышения компетенций руководителей и специалистов, осуществляющих государственное управление в сфере дошкольного образования, в 2019 году по заказу Министерства просвещения Российск...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Развитие творческих способностей и речевых функций через театрализованную деятельность
Театрализованная деятельность — это самый распространенный вид детского творчества....