РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Развитие творческих способностей и речевых функций через театрализованную деятельность
рабочая программа (подготовительная группа)
Театрализованная деятельность —
это самый распространенный вид детского творчества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_teatralizovannoy_deyatelnosti.docx | 44.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
города Нижневартовска детский сад №66 «Забавушка»
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«Развитие творческих способностей и речевых функций
через театрализованную деятельность
подготовила воспитатель:
Бочкарева Н.Г.
Театрализованная деятельность —
это самый распространенный вид детского творчества.
Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения, благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, а выражает свое собственное отношение к добру и злу. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом позволяет педагогу через театрализованную деятельность оказывать позитивное влияние на детей. Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно, через какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, застенчивость, неуверенность в себе.
Реализация работы по программе.
1. Программа составлена для детей старшего дошкольного возраста, реализуется через кружковую работу.
2. Работу с родителями, где проводятся совместные театрализованные представления, праздники, кукольные спектакли, спортивные соревнования.
3. Занятие проводится 1 раз в неделю. Продолжительность каждого занятия 35 минут. Также проводится работа с детьми по подгруппам и индивидуально во второй половине дня, в часы, отведенные для самостоятельной деятельности
4. Костюмы, декорации и другие атрибуты для спектаклей и игр, доступны детям и радуют их своим внешним видом.
5. Для создания максимальных условий развития театральной деятельности создан уголок театра.
Цель программы.
Развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства.
Задачи программы.
Создать условия для развития творческой активности детей, участвующих в театральной деятельности.
Обучать детей элементам художественно-образных выразительных средств (интонация, мимика, пантомимика).
Познакомить детей с различными видами театра (кукольный, музыкальный, детский, театр теней и др.).
Развивать и совершенствовать все стороны речи: активизировать словарь детей, совершенствовать звуковую культуру речи, интонационный строй, диалогическую и монологическую речь.
Развить интерес к театру как искусству.
Развивать у детей эмпатию, эмоциональную сферу, коммуникативные навыки.
Воспитывать навыки театральной культуры, любовь к театру.
Методы работы.
Основными методами работы по данной программе являются:
Словесные методы: метод творческой беседы (предлагает введение детей в художественный образ путем специальной постановки вопроса, тактики ведения диалога), рассказ.
Наглядные методы: прямые (воспитатель показывает способы действия) и косвенные (воспитатель побуждает ребенка к самостоятельному действию).
Метод моделирования ситуаций: создание вместе с детьми сюжетов-моделей, ситуаций-моделей, этюдов, в которых они будут осваивать способы художественно-творческой деятельности.
Практические методы:
посещение театральных спектаклей с последующим анализом; изготовление атрибутов к спектаклю, рисование иллюстраций к художественному произведению, изображение героев, просмотр мультфильмов, презентаций по теме, подбор произведений для театрализации с усложнением согласно возрастным особенностям, участия в играх, придумывание
Принципы проведения занятий.
Наглядность в обучении – осуществляется на восприятии наглядного материала.
Доступность – занятие составлено с учетом возрастных особенностей, построенного по принципу дидактики (от простого к сложному)
Проблемность – направленные на поиск разрешения проблемных ситуаций.
Развивающий и воспитательный характер обучения - на расширение кругозора, на развитие патриотических чувств и познавательных процессов.
Часть 1. Вводная
Цель вводной части – установить контакт с детьми, настроить детей на совместную работу. Основные процедуры работы – чтение сказок, рассказов, стихов. Игры «Угадай, кто я», «Цепочка слов от А до Я», «Бусы из слов», «Дует ветер нам в лицо» и.т. д
Часть 2. Продуктивная
В нее входит художественное слово, объяснение материала, рассматривание иллюстраций, рассказ воспитателя, направленный на активизацию творческих
способностей детей.
Элементы занятий:
- сказкотерапия, с элементами импровизации.
- разыгрываются этюды, стихи, сказки, небольшие рассказы с использованием мимики и пантомимики.
- игры на развитие воображения и памяти, развитие эмоций.
- рисование, аппликации, коллажи - использование различных видов нетрадиционного рисования, пластилинография, использование природного и бросового материала.
Часть 3. Завершающая
Цель – получение знаний посредством создания совместных спектаклей, игр, викторин. А так же получение ребенком положительных эмоций на занятии. На практических занятиях по изодеятельности организуются выставки детских работ.
Индивидуальная работа На индивидуальных занятиях с детьми разучивают стихи, потешки, роли, пантомимика.
Работа с родителями
Ведущая идея – активное вовлечение родителей в творческий процесс развития театрализованной деятельности детей.
Задача – заинтересовать родителей перспективами развития театрализованной деятельности детей, вовлечь их в жизнь детского сада, сделать их союзниками в своей работе.
Формы взаимодействия работы с родителями:
анкетирование;
индивидуальные беседы;
наглядная информация: папка «Театр для всех» с описанием истории театра, его видов;
выставки и фотовыставки;
совместная деятельность;
день открытых дверей, дружеские встречи; помощь в изготовлении костюмов и декораций
Список используемой и рекомендуемой литературы:
Акулова О. Театрализованные игры // Дошкольное воспитание, 2005. - №4.
Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду. - Творческий центр., 2009.
Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников. -М., 1990.
Буренина А.И. «Театр всевозможного» С-П, 2002.
Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.- М., 1991.
Губанова Н. Ф. Театрализованная деятельность дошкольников: 2 – 5 лет. – М. : ВАКО, 2007.
7. Давыдов В.Г. От детских игр к творческим играм и драматизациям// Театр и образование: Сб.научных трудов.-М.1992.
8. Доронова Т.Н. Развитие детей от 4 до7 лет в театрализованной деятельности// Ребенок в детском саду.- 2001.-№2.
9. Ерофеева Т.И. Игра-драматизация// Воспитание детей в игре. - М., 1994.
10. Зверева О.Л. Игра-драматизация//Воспитание детей в игре. – М., 1994.
11. Козлова С.А. Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. – М.: Академия, 2000.
12. Мигунова Е.В. «Театральная педагогика в детском саду» .-М., Творческий центр, 2009.
13. Михайлова А.Я. «Театр в эстетическом воспитании дошкольников» Москва2006.
14. Петрова Т.И. Театрализованные игры в детском саду.-М., 2000.
15. Шурочкина И.С. «Использование средств театрализованной деятельности в работе с детьми» / «Справочник старшего воспитателя»№3-2
Содержание программы
Виды творческой деятельности | Содержание деятельности |
Театральная азбука | Посещение театральных спектаклей, беседы о театре, о театральных профессиях, о правилах поведения в театре. Просмотр презентаций, мультфильмов Цель: Формировать представления детей о театре, знакомить с его историей, устройством. Познакомить с правилами поведения в театре, приобщать к театральной культуре. Рассказывать о театральных профессиях Средства обучения: Видио-тека презентаций, мультфильмов о театре. Дидактический материал по темам. |
Игровая деятельность | Словесные, подвижные, дидактические игры, этюды, игра-терапия. Цель: Способствовать развитию навыков общения и взаимодействия детей в игре. Развивать навыки действий с воображаемыми предметами. Развивать умение пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния. Пополнять словарный запас, образный строй речи. Средства обучения: Атрибуты, необходимые для проведения игры. |
Драматизация | Основы актерского мастерства. Самостоятельная театрализованная деятельность. Пантомимика. Песенное творчество. Танцевальное творчество. Цель: Формировать умение имитировать характерные действия персонажей сказок. Развивать умение разыгрывать сценки по знакомым сказкам, стихотворениям с использованием атрибутов, элементов костюмов, декораций. Формировать умение слышать в музыке разное эмоциональное состояние и передавать его движениями, жестами, мимикой. Вызвать эмоциональный отклик на желание двигаться под музыку Средства обучения: Этюды, фонограммы, атрибуты необходимые для упражнений, костюмы, декорации. Выбор средств и предметного окружения по собственному замыслу |
Кукловедение | Основы кукловождения. Художественное творчество в процессе изготовления кукол и театральных атрибутов. Цель: Обучать детей основным приемам управления разнообразными куклами. Учить сопровождать движения речью. Познакомить детей с различными техниками художественного творчества. Развивать мелкую моторику рук Средства обучения: Пальчиковый и перчаточный театры, материалы для изодеятельности. |
Литературная | Выразительное пересказывание литературных произведений. Изучение поэзии. Сочинительство. Цель: Знакомить детей с художественными произведениями, которые лягут в основу предстоящей постановки спектакля и других форм театрализованной деятельности. Развивать дикцию детей, их артикуляционный аппарат Средства обучения: Сказки, рассказы, стихотворения. |
Консультация для родителей
«Развитие детей в театрализованной деятельности»
Цели:
1)приобщать родителей к театральному искусству, к театрализованной деятельности;
2)способствовать повышению педагогической культуры родителей, пополнению их знаний по театрализованной деятельности ребенка в семье и детском саду;
3)содействовать сплочению родительского коллектива, вовлечению в жизнедеятельность группового сообщества;
4)развитие творческих способностей родителей.
Задачи:
-создавать условия для организации совместной театральной деятельности детей и взрослых, направленные на сближения детей, родителей и педагогов ДОУ;
-способствовать формированию эстетического вкуса;
-приобщать родителей к театрально-культурной жизни ДОУ;
-осуществлять полноценный подход к психическому и физическому развитию детей через взаимодействие родителя, знающего особенности своего ребёнка, посредством театрализованной деятельности;
-повышать физиологическую и валеологическую компетентность родителей.
Для домашнего пользования доступны - кукольный, настольный, теневой театры.
Родители могут организовать кукольный театр, используя имеющиеся в доме игрушки или изготавливая своими руками из разных материалов, например, папье-маше, дерева, картона, ткани, ниток, старых носков, перчаток. К работе по изготовлению кукол, костюмов желательно привлекать и ребенка. В дальнейшем он будет с удовольствием использовать их, разыгрывая сюжеты знакомых сказок. Например: старый меховой воротник в ловких руках может стать хитрой лисой или коварным волком. Бумажный пакетик может превратиться в весёлого человечка. На пакетике нарисуйте лицо и прорежьте дырку для носа, в которую просуньте указательный палец, а большой и средний станут руками. Кукла из носка: набейте носок тряпками и вставьте внутрь линейку. Все скрепите верёвочкой или резинкой. Кукла из бумажной тарелки. На бумажной тарелке нарисуйте рожицу. К обратной стороне прикрепите липкой лентой палочку. Игрушки и куклы из пластмассовых бутылок и коробок. Коробки можно склеить друг с другом, обклеить бумагой и приклеить детали. И тому подобное…
Создавая домашний кукольный театр, вы вместе с малышом примеряете на себя множество ролей: будете делать кукол, рисовать декорации, писать сценарий, оформлять сцену, продумывать музыкальное сопровождение и, конечно, показывать сам спектакль. Только представьте, сколько творчества, смекалки, уверенности в себе потребует это занятие от ребенка. А еще тренировка мелкой моторики, развитие речи, художественного вкуса и фантазии, познание нового и интересного, радость совместной деятельности с близкими людьми, гордость за свои успехи… Действительно, создание домашнего кукольного театра - настолько развивающая и многогранная деятельность, что стоит не пожалеть на это времени и сил.
Дети любят сами перевоплощаться в любимых героев и действовать от их имени в соответствии с сюжетами сказок, мультфильмов, детских спектаклей.
Домашние постановки помогают удовлетворить физический и эмоциональный потенциал. Дети учатся замечать хорошие и плохие поступки, проявлять любознательность, они становятся более раскрепощенными и общительными, учатся четко формулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир.
Значение театрализованной деятельности невозможно переоценить. Театрализованные игры способствуют всестороннему развитию детей: развивается речь, память, целеустремленность, усидчивость, отрабатываются физические навыки (имитация движений различных животных). Кроме того, занятия театральной деятельностью требуют решительности, трудолюбия, смекалки. А как загораются глаза малыша, когда взрослый читает вслух, интонационно выделяя характер каждого героя произведения!
Театрализованные игры всегда радуют, часто смешат детей, пользуясь у них неизменной любовью. Дети видят окружающий мир через образы, краски, звуки. Дети смеются, когда смеются персонажи, грустят, огорчаются вместе с ними.
Разнообразие тематики, средств изображения, эмоциональность театрализованных игр дают возможность использовать их в целях всестороннего воспитания личности.
Родители могут также стать инициаторами организации в домашней обстановке разнообразных театрализованных игр. Это могут быть игры-забавы, игры-драматизации под пение типа «У медведя во бору», «Каравай», «Репка», слушание сказок, записанных на дисках, с их последующим разыгрыванием и другое. Такие совместные развлечения могут сыграть большую роль в создании дружеской доверительной, творческой атмосферы в семье, что важно для укрепления семейных отношений.
Для осуществления данной работы в семье должна быть создана соответствующая художественно-эстетическая среда, предполагающая наличие игрушек или кукол, сделанных своими руками, фонотеки и библиотеки сказок, детских музыкальных инструментов, инструментов-самоделок, дидактических игр. Но самое главное – организация взрослыми разнообразной совместной с ребенком художественно-творческой деятельности в различных формах (драматизации, пение, танцы, хороводы, игры и др
Учебно-тематический план
| Виды детской деятельности | Тема | Формы работы с детьми |
Сентябрь | Подбор методической литературы Составление учебного плана Анкетирование родителей Диагностика уровня развития речи детей | ||
Октябрь | Театральная азбука | «Все о театре» | Беседа, просмотр презентации, мультфильма. Посещение спектакля |
Игровая деятельность | Сказкотерапия «Ласковый цветок и сердитые тучки» | Разыгрывание этюдов, заучивание стихотворения | |
Литературная деятельность | Чтение сказка братьев Гримм «Волк и семеро маленьких козлят» | Сопоставительный анализ с русской народной сказкой «Волк и семеро козлят» | |
Драматизация | Разыгрывание сказки «Волк и семеро козлят на новый лад» | Драматизация музыкальной сказки | |
Ноябрь | Кукловедение | «Волшебный сундучок» | Беседа, изобразительная деятельность (изготовление масок) |
Игровая деятельность | Игровое занятие «Одну простую сказку хотим мы рассказать» | Игра на выразительность «Дедушка молчок», Чтение стихотворений и их изображение с помощью мимики и жестов. Введение понятия «пантомима». Творческая игра «Что это за сказка?» | |
Литературная деятельность | А. Барто «В театре» | Знакомство с литературным произведением Заучивание стихотворения | |
Драматизация | Разыгрывание сказки «Волк и семеро козлят на новый лад» | Инсценировка для родителей и младших групп | |
Декабрь | Игровая деятельность | «Учимся говорить правильно» | Объяснение понятия «интонация» Упражнения, игры, ситуации на отработку интонационной выразительности, разучивание скороговорок |
Литературная деятельность | «Постучимся в теремок» | Чтение В. Бианки «Теремок» Пересказ сказки Игра-загадка «Угадай - кто это?» Этюд на расслабление. | |
Азбука театра | «Волшебные руки» | Беседа «Как устроена перчаточная кукла» Просмотр презентации Упражнения для развития крупной моторики рук | |
Кукловедение | Перчаточный театр «Теремок» | Интонационные упражнения Драматизация сказки для младших групп | |
Январь | Игровая деятельность | «Играем пальчиками» | Повторение и закрепление понятия «пантомима» Игровые упражнения с помощью пальчиков |
Литературная деятельность | «Угадай сказку» | Викторина | |
Драматизация | «Сочиняем сказку» | Занятие по развитию речи. Знакомство с жанровыми особенностями сказок | |
Февраль | Азбука театра | «Театральные профессии» | Знакомство с театральными профессиями. Рисование афиш |
Игровая деятельность | «Раз, два, три, четыре, пять стихи мы будем сочинять» | Повторение понятия скороговорка Введение понятия «рифма» | |
Литературная деятельность | Чтение сказки Дж. Родари «Большая морковка». | Сопоставительный анализ с русской народной сказкой «Репка» | |
Кукловедение | Пальчиковый театр «Репка» | Инсценировка сказки с детьми | |
Март | Игровая деятельность | «Волшебные слова» | Сказкотерапия |
Литературная деятельность | Чтение сказки «Колобок в хлебном царстве» | Знакомство с новой сказкой Распределение ролей Обсуждение персонажей, их характер | |
Драматизация | «Колобок в хлебном царстве» | Репетиция по сказке Разучивание по ролям Разучивание песен, танцев | |
Кукловедение | «Волшебный сундучок» | Изготовление атрибутов к сказке | |
Апрель- Май | Литературная деятельность | «У страха глаза велики» | Чтение русской народной сказки Рассказы детей из личного опыта |
Драматизация | «Наши эмоции» | Объяснения понятия «»эмоция Рассматривание сюжетных картинок, беседа, упражнения Инсценировка сказки «У страха глаза велики» | |
Кукловедение | «Сказки сами сочиняем, а потом мы в них играем» | Театр теней | |
Азбука театра | «Почему я люблю театр» | Беседа Викторина «Мы любим сказки» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование творческих способностей у дошкольников через театрализованную деятельность
презентация на конференции музыкальных руководителей детских садов...
Статья по музыке по теме: Развитие творческих способностей у детей посредством театрализованной деятельности
Данная статья раскрывает опыт работы по театрализованной деятельности с дошкольниками....
ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНО-ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Предлагаю методическую разработку по театрализованной деятельности....
Семинар-практикум «Развитие творческих способностей у детей посредством театрализованной деятельности»
Семинар-практикум проводился для воспитателей с целью пропаганды театрализованной деятельности среди педагогов. Театральная деятельность очень полезна дошкольникам всех возрастов. С помощью этой деяте...
Развитие творческих способностей дошкольников в процессе театрализованной деятельности
Сегодня, когда по - иному, широко и фундаментально решается проблема образования и воспитания и усложняются задачи, стоящие перед всеми, кто их решает – а это, в первую очередь, воспитатели дошкольных...
Тема: «Развитие творческих способностей детей посредствам музыкально театрализованной деятельности»
Тема:: «Развитие творческих способностей детей посредствам музыкально театрализованной деятельности»Форма проведения: НОД «Путешествие по русским сказкам»....
Тема: «Развитие творческих способностей детей посредствам музыкально театрализованной деятельности»
Открытая НОД, на методическое обьединение.Проводилось мероприятие в конце учебного года, являясь итоговым.Средняя возрастная группа дети 4,5 - 5 лет. В занятии использовались инновационные метод...