Индивидуальный план самообразования
учебно-методический материал на тему
Документ содержит план самообразования, который соответствует приоритетным направлениям деятельности ДОУ на учебный год
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 34.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Индивидуальный план самообразования на учебный год
воспитателя группы компенсирующей направленности
старшего дошкольного возраста (6 – 7 лет)
Тема самообразования:
«Формирование временных представлений у детей с ТНР».
В формировании представлений о времени огромную роль играет слово. Именно в нём разделяются и обобщаются различные временные отрезки, наполняются особым смыслом. В основе формирования языковых средств обозначения временных категорий лежат такие характеристики, как последовательность (непрерывность следования каких-то явлений) длительность, одновременность определённых событий, явлений. Это способствует возникновению серьезных затруднений у детей с тяжелыми речевыми нарушениями: дети с трудом воспроизводят в нужном порядке какие-либо явления (называние дней недели, месяцев и т.д.), имеют ошибочно сформированные языковые обозначения временных представлений вследствие нарушения процесса последовательности. Тем, не менее, дошкольник должен не только иметь представление о последовательности смены явлений, их состоянии, но и уметь оформлять их в виде специальных речевых конструкций.
Цель деятельности: формирование элементарных представлений о времени: его текучести, периодичности, необратимости, у детей с ТНР.
Результаты педагогической диагностики показали наличие серьезных затруднений у воспитанников при усвоении навыков ориентировки во времени. Вследствие чего, возникла необходимость поиска новых подходов для их преодоления. Это послужило стимулом для преобразования моей педагогической деятельности: параллельно с использованием коррекционных, игровых технологий, проектной и исследовательской деятельности применять более современные технологии для достижения планируемых результатов:
- технологию деятельности, направленную на формирование навыков постановки проблемы, проведения исследования, формулирования выводов (н-р, изменение освещения со сменой частей суток);
- информационно-коммуникативные технологии, обогащающие образовательный процесс, делая его более ярким и зрелищным (слайды, презентации);
- личностно - ориентированную технологию, технологию сотрудничества, направленную на педагогическое воздействие на ребенка с учетом особенностей его личностных качеств;
- технологию деятельностного подхода, стимулирующую ребенка на самостоятельное включение в деятельность (н-р, работа с календарем).
Многолетний педагогический опыт послужил основанием для возникновения ряда идей с целью совершенствования педагогической практики:
- познавательную деятельность по изучению времени следует осуществлять через различные формы и виды образовательной деятельности;
- в образовательную деятельность необходимо включать, как можно больше практических заданий, с учетом специфики нарушений внимания, характерных для детей с ТНР;
- темп деятельности должен быть достаточно энергичным, так как внимание детей быстро истощается;
- следует использовать соревновательные формы для создания мотивации в деятельности детей;
- систематически стимулировать детей для постоянного речевого опосредования своих действий и выводов;
- при закреплении образовательных задач нужно обращать внимание на форму вопросов: форма вопроса должна меняться при условии получения одного и того же ответа (Н-р, «Сколько дней в неделе?», «Назовите число дней в неделе»), т.к. для детей с ТНР характерна стереотипность мышления;
- создать условия для осуществления проектной, исследовательской деятельности вместе с семьями воспитанников.
Думаю, что перечисленные активные средства будут способствовать преодолению затруднений, возникающих в процессе формирования представлений о времени у детей, имеющих речевые нарушения.
Для оказания всесторонней помощи детям с ТНР, в том числе, и по этому направлению, воспитатель должен прикладывать максимум усилий для своего профессионального роста: изучению передового педагогического опыта по проблемам развития детей с ОВЗ, организации образовательной деятельности в соответствие с ФГОС ДО, систематически проходить курсы повышения квалификации, посещать всевозможные мероприятия, направленные на диссеминацию идей педагогического сообщества.
Направление работы | Содержание | Сроки |
Обучение на КПК | 1.Изучение концепции государственной семейной политики в Российской Федерации до 2025 г., утвержденной распоряжением правительства РФ от 25.08. 2014г. №1618-р для определения тематики и направления КПК. 2. Изучение комментариев к ФГОС ДО ОТ 28.02 2014г., утвержденных письмом Минобрнауки России 28.02.2014 № 08-249, для определения тематики и направления КПК. 3. Изучение стратегии развития образования ХМАО-Югры до 2020 года для определения тематики и направления КПК. 4. Прохождение курсов повышения квалификации по применению личностно-ориентированных технологий познавательного и речевого развития детей. 5. Прохождение курсов повышения квалификации по изучению технологии организации сопровождения детей с ОВЗ в ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО | Сентябрь Октябрь Ноябрь Февраль Апрель |
Мероприятия, направленные на реализацию приоритетного направления ДОУ на учебный год и темы самообразования | В рамках реализации годовой задачи: «Развивать познавательную активность воспитанников посредством внедрения в педагогическую практику активных методов обучения, как эффективного способа достижения высокого качества реализации ФГОС ДО»: 1.Изучение накопленного педагогического опыта по использованию активных методов обучения, в том числе и технологий деятельностного подхода, способов поддержки детской инициативы в образовательном процессе по направлению «познавательное развитие». 2. Разработка долгосрочного проекта: «Формирование временных представлений у детей с тяжелым нарушением речи» с учетом методов активного обучения. | Октябрь Ноябрь - март |
В рамках реализации годовой задачи: «Активизировать работу по обеспечению высокого качества реализации АОПДО посредством повышения профессиональной компетенции педагогических работников по использованию в работе с детьми и их родителями (законными представителями) новых образовательных практик»: 1. Изучение рекомендаций по использованию новых образовательных практик в соответствии с требованиями ФГОС ДО в печатных изданиях, педагогических сборниках. 2. Составление цикла краткосрочных образовательных практик по формированию временных представлений у дошкольников с ТНР. | Сентябрь Декабрь | |
Мероприятия, направленные на реализацию дифференциации и индивидуализации в образовательном процессе1 | 1.Разработка консультации для педагогов с целью раскрытия методов обеспечения индивидуализации образовательного процесса. 2. Изучение методических рекомендаций: «Организация развивающей предметно-пространственной среды дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС ДО», под редакцией О.А. Карабановой, Э.Ф. Алиевой, О.Р. Радионовой, П.Д. Рабиновича, Е.М. Марич, Федеральный институт развития образования, 2014 г. 3.Изучение новинок по развитию временных представлений у детей с ТНР на интернет-ресурсах и в печатных изданиях. | Февраль Ноябрь Февраль |
1.Систематизация опыта работы по развитию ориентировки во времени у детей, имеющих речевые нарушения. | Декабрь, январь | |
Мероприятия, направленные на организацию развивающей предметно-пространственной среды | 1.Организация математического уголка в соответствии с требованиями ФГОС ДО. 2. Создание картотеки игр по формированию представлений о времени у дошкольников. | Сентябрь - ноябрь |
1.Создание банка данных для взаимодействия с родителями с целью определения направлений выбора и разработки образовательных практик. 2.Изготовление разных видов календарей, макета часов. | Март | |
Другое | Изучение «Разъяснений по применению порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность» с целью подготовки к прохождению аттестации. | Сентябрь |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальный план самообразования
Индивидуальный план самообразования музыкального руководителя Федотовой Светланы Владимировны на 2009 — 2011 годы «Развитие музыкальных способностей дошкольников»...
Индивидуальный план самообразования
Индивидуальный план самообразования музыкального руководителя Федотовой Светланы Владимировны на 2009 — 2011 годы «Развитие музыкальных способностей дошкольников»...

Индивидуальный план самообразования муз.руководителя.
Развитие музыкальных способностей у дошкольников....

Индивидуальный план самообразования воспитателя коррекционной группы «Применение упражнений-этюдов на развитие выразительности эмоций у детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной игры».
Индивидуальный план самообразования воспитателя коррекционной группы...

Примерная форма индивидуального плана самообразования педагога ДОУ
Формами самообразования педагогов являются индивидуальная и коллективная. Индивидуальная форма предполагает самостоятельную работу над повышением профессионального и методического уровня....
Индивидуальный план самообразования воспитателя Тема самообразования: Формирование математических представлений через дидактические игры
Цель: изучение актуальности использования занимательного игрового материала при формировании элементарных математических представлений у дошкольников....