Результаты образования: разные подходы к одной проблеме
методическая разработка на тему
Предварительный просмотр:
Результаты образования: разные подходы к одной проблеме
Как обозначено в Законе РФ «Об образовании», система дошкольного образования является первой ступенью в системе непрерывного образования, что предъявляет повышенные требования к качеству образования в дошкольном учреждении.
Актуальность проблемы качества дошкольного образования возрастает с каждым днем.
Понятие «качество образовательного процесса» многогранно:
- с точки зрения детей, это обучение в интересной, увлекательной для них игровой форме;
- с точки зрения родителей, это эффективное обучение их детей по программам, сохраняющим здоровье детей (как психическое, так и физическое), поддерживающим у детей интерес и желание учиться, обеспечивающим возможности поступления и школу и др.;
- с точки зрения воспитателей, это, с одной стороны, положительная оценка их деятельности руководителем ДОУ и родителями (законными представителями), с другой — успешные результаты обучения, здоровье и индивидуальный прогресс их воспитанников;
- с точки зрения, руководителя ДОУ это:
- во-первых, эффективность деятельности воспитателей и дошкольной организации как организационной структуры;
- во-вторых, высокая оценка деятельности воспитателей и ДОУ со стороны родителей и детей;
- в-третьих, успешные результаты обучения, здоровье и индивидуальный прогресс воспитанников детского сада;
- в-четвертых, высокая оценка деятельности руководителя и ДОУ со стороны управляющих органов образования; с точки зрения руководителя микро или макро-уровня, это эффективность функционирования и повышение жизнестойкости управляемой подсистемы.
Анализ разных подходов к оценке качества дает основание утверждать, что показатели результативности должны быть количественно ограниченными, проверяемыми и позволяющими устанавливать продвижение ребенка в своем развитии на протяжении всего дошкольного детства.
Обозначу проблемы организации получения детьми качественного дошкольного образования в нашей дошкольной организации и раскрою подходы к решению проблем с точки зрения администрации и педагогов.
Одной из существенных проблем является то, что - В дошкольном учреждении отсутствует необходимый (в расчете на количество воспитанников) квалифицированный состав специалистов, обеспечивающих оздоровительную и коррекционную работу с детьми (учителя-логопеды, логопеды, воспитатели и инструкторы по физической культуре, педагоги-психологи, медицинские работники, педагоги дополнительного образования, учителя-дефектологи). Вообще в штатном такие ставки отсутствуют.
В связи с этим педагоги проходят обучение (в том числе через самообразование), участвуют в семинарах, педсоветах, кустовых методобъединениях. Все педагоги прошли курсы повышения квалификации, курсовую подготовку по ФГОС ДО (100%). Однако, этого не достаточно, так как в Программе развития прописаны ожидаемые конечные результаты:
- расширение спектра образовательных услуг ДОУ для сохранения и укрепления здоровья воспитанников, а также для выявления и развития способных и одарённых детей;
- создание системы качественного воспитания детей в соответствии с ФГОС.
А для этого просто необходимы квалифицированные специалисты.
Еще одна проблема – это Старение педагогических кадров.
Педагоги нашего образовательного учреждения – профессионалы своего дела, их отличают творческий подход к работе, инициативность, доброжелательность, демократичность в общении, открытость.
Образовательное учреждение укомплектовано педагогическими кадрами согласно штатному расписанию: всего педагогов - 6 человек, из них воспитателей - 4 человека, музыкальный руководитель — 1 человек, старший воспитатель – 1 человек.
В детском саду трудятся: 2 педагога с первой квалификационной категорией, 3 педагога — СЗД.
Средний возраст педагогов составляет 52 года.
Педагогический состав стабилен – 90% педагогов имеют стаж работы более 20 лет, 99% имеют среднее специальное педагогическое образование. Один педагог является студентом Каменск-Уральского педагогического колледжа, стаж работы – 1 год. И еще два студента проходят обучение в колледже, мы с нетерпением ждем их.
Следующая проблема - Из-за недостаточного финансирования, пространственная среда не в полной мере соответствует современным требованиям; отсутствие здоровьесберегающего оборудования используемого в профилактических целях.
За последние 5 лет предметная среда образовательного учреждения пополнилась новыми комплектами детской корпусной и мягкой мебели, наборами игрового, дидактического материала. Это за счет субвенций.
Система предметно-развивающей среды учреждения (помимо групповых помещений) включает:
- отдельные музыкальный и физкультурный залы;
- кабинет ОБЖ;
- спортивная площадка.
Предметно-пространственная развивающая среда групп детского сада организуется на принципах комплексирования, свободного зонирования и подвижности. Строится с учетом организации деятельности детей.
Чтобы обеспечить психологическую защищенность, развитие индивидуальности ребенка, мы учитываем основное условие построения среды - личностно-ориентированную модель.
Расстановка мебели, игрового и дидактического материала согласовывается с принципами развивающего обучения, индивидуального подхода, дифференцированного воспитания, и в соответствии с требованиями СанПиН.
Педагогами ДОУ ведется постоянная работа над модернизацией среды, поиск более совершенных форм. И в основном воспитатели многое делают своими руками. Это не жалоба, а констатация факта. И, надо отметить, сделано это с душой, эстетично и, главное, «работает».
Еще одна существенная проблема - Для разработки ООП в настоящий момент еще не разработаны Примерные основные образовательные программы, которые служили бы базой для разработки образовательных программ дошкольной организации. Это от нас не зависит.
Требования ФГОС к результатам освоения Программы представляются в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования.
По завершении воспитательно-образовательного процесса проводится итоговая диагностика воспитанников. Об эффективности педагогического процесса позволяют судить результаты итоговой диагностики воспитанников по пяти образовательным областям. Сравнением данных итоговой диагностики с прогнозируемыми результатами определяется степень достижения целей педагогического процесса.
Анализируя соответствие желаемых и достигнутых результатов, можно определить причины, препятствующие реализации намеченного, корректировка программ и технологий.
Однако существует проблема - Нет разработанного инструментария для проведения диагностики.
В нашей организации разработаны карты индивидуального развития детей на основе разработок Юлии Александровны Афонькиной. Основной метод диагностики – наблюдение, которое может дополняться педагогом:
- изучением продуктов деятельности детей,
- свободными беседами с детьми,
- анкетированием и интервьюированием родителей как экспертов в отношении и особенностей их ребёнка.
Наблюдение осуществляется педагогом повседневно, во всех образовательных ситуациях, попутно с выполнением иных профессиональных функций.
Педагогическая диагностика проводится во всех возрастных группах 2 раза в год – в начале года и в конце.
На основании полученных результатов в начале учебного года педагоги проектируют образовательную деятельность с детьми каждой возрастной группы, а также планируют индивидуальную работу по образовательным областям с теми детьми, которые требуют особой педагогической поддержки.
В середине учебного года педагогическая диагностика проводится только с детьми «групп риска». И опять же, здесь необходимы узкие специалисты для более точного диагностирования таких детей.
В конце учебного года организуется итоговая диагностика. Проводится сравнительный анализ результатов на начало и конец учебного года, показывающий эффективность педагогических воздействий.
Данные обсуждаются и интерпретируются, выявляются причины недостатков, определяются ресурсы и пути для их минимизации.
Таким образом, определяется основа для конструирования образовательного процесса на новый учебный год, а также для организации методической работы с педагогами.
В заключении предлагаю вашему вниманию модель управления качеством образования в нашей дошкольной организации.
Первый этап - изучение спроса и потребностей заказчиков образовательных услуг. На этом этапе выявляются не только актуальные, но и перспективные потребности родителей (законных представителей), начальной школы как основных социальных партнеров ДОУ. Результат этапа - сформулированный перечень требований потребителей услуг, т.е. социальный заказ.
Второй этап - выбор миссии, основных целей и направлений деятельности ДОУ, исходя из требований социального заказа родителей (законных представителей).
Третий этап - планирование и выбор образовательных программ и технологий. Программа развития и воспитания - необходимый стержень в работе ДОУ.
Четвертый этап - решение задачи обеспечения воспитательно-образовательного процесса (финансового, материально-технического, учебно-методического, нормативно-правового).
Отбор квалифицированных кадров, повышение их квалификации - пятый этап системы управления качеством образования в ДОУ. Здесь особенно важна динамика профессионализма педагогов, так как большую роль в увеличении кадрового ресурса играет сам детский сад, использующий разные формы методической и организационной работы: методические объединения, творческие, проблемные группы, взаимодействие коллег, участие в работе методических семинаров района, педагогических мастерских и т.д.
Шестой этап - первичная диагностика, данные которой используются в дальнейшем для определения динамики результатов воспитательно-образовательного процесса.
Основной, седьмой этап модели управления качеством дошкольного
образования — организация воспитательно-образовательного процесса. Где прослеживается опора на интегрированный подход к построению воспитательно-образовательного процесса. Используется такая закономерность, как взаимное «пронизывание» различных видов детской деятельности.
Восьмой этап - текущий контроль воспитательно-образовательного процесса. Чтобы управлять не формально, а реально, принимать правильные научно обоснованные решения, администрации ДОУ необходимо иметь фактические данные этого процесса. Такую обратную связь выполняет контроль в разных формах и методах (способах, средствах), обеспечивающий непрерывность и цикличность управления образовательной системой. В нашем детском саду старший воспитатель работает не на полную ставку, поэтому есть некоторые сложности.
По завершении воспитательно-образовательного процесса проводится итоговая диагностика воспитанников, т.е. девятый этап модели.
Завершающий, десятый, этап - отслеживание жизнедеятельности выпускников. Это возможно через установление прочных связей со школой и родителями. При этом внимание акцентируется на уровень успеваемости, коммуникативной культуры и т.д. Данная информация необходима для оценки деятельности ДОУ по соответствию заявленных целей требованиям социальных заказчиков.
Предлагаемая модель, как мы считаем, обеспечивает повышение качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности и общества в целом, что соответствует задачам современной политики.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальный подход как одна из форм организации освоения содержания образовательных областей «Здоровье» и «Физическая культура».
Основы здоровья ребенка закладываются в самом раннем детстве.Грамотно организованные и эффективные занятия физической культурой в детском саду являются важным условием формирования...

"Сравнительный анализ результатов воспитания в семьяхс разными подходами к воспитанию"
Теоретическое исследование подходов к воспитанию Дж.Локка и Л.Н Толстого. Практическая работа по исследованию семей с разными стилями воспитания....

Индивидуальный подход, как одна из составляющих физического развития дошкольников в условиях реализации ФГОС
Статья по индивидуализации и взаимодействию со специалистами ДОУ....

Современные подходы в решении проблемы подготовки ребенка к школе посредством изобразительной деятельности
Формирование готовности к обучению в школе означает создание у детей предпосылок для успешного усвоения учебной программы и вхождения в ученический коллектив. Это длительный и сложный процесс, целью к...

Современные подходы к решению проблемы преемственности между дошкольным образованием и начальной школой
Современное образование обеспечивает комфортное вхождение каждого ребёнка из дошкольного детства в мир учения. При этом учение понимается не только как формирование у ребёнка определённых знаний...

Всероссийская научно-практическая конференция работников дошкольного образования «Дошкольное образование: современные подходы в области Лего-конструирования и робототехники.
Выступление старшего воспитателя МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида «Сказка» Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан Тузовой Людмилы Николаевны на тему: «...