анализ образовательной среды ДОО
статья (младшая группа) на тему
В статье представлен анализ образовательной среды двух детских садов, двух групп младшего возраста. Оценка среды производилась при помощи шкал ECERS-R.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
анализ среды по шкалам экерс | 28.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Сравнительный анализ качества образовательной среды дошкольных образовательных организаций Санкт – Петербурга с помощью комплексной оценки качества образования по шкалам ECERS-R.
Дошкольное образование остро нуждается в детальной расшифровке современного понимания качества, в изменении профессиональной позиции работников дошкольных образовательных организаций. Важным становится детальное уточнение того, что свидетельствует о высоком уровне качества, в изменении профессиональной позиции работников дошкольных образовательных организаций. Один из ключей к решению этой проблемы - развивающая оценка качества образования, которая поможет не только получить обратную связь, но и станет стимулом для совершенствования. «Шкалы для комплексной оценки качества образования в дошкольных образовательных организациях» (ECERS) это инструмент, который ориентирован на те же ценности, что и ФГОС ДО, и конкретизирует требования стандарта.
Экспертиза проводилась в младших группах детских садов, с детьми 2013 года рождения. Списочный состав группы детского сада № X составляет 26 человек, а Детского сада Y - 19 человек. Во время наблюдения, максимальное количество детей в детском саду Y составило 17 человек, а в детском саду X – 14 человек.
Лучшими показателями в результате экспертизы в обоих детских садах оказались в реализации критерия взаимодействия, речи и мышления, структурирование программы. В детском саду Y можно выделить еще один критерий – родители и персонал, который в детском саду X оценен как один из критериев получивших минимальную оценку. В свою очередь, детскому саду Y необходимо уделить внимание критерию видов активности.
Подшкала «Предметно-пространственная среда»:
К недочетам детского сада X, в этой подшкале, можно отнести то, что на внешней территории детского сада не организована защита от погодных явлений, поблизости нет туалетов и подведенной питьевой воды, нет помещения для хранения оборудования. Спектр оборудования для развития крупной моторики не велик. Пространство внутри помещения не может обеспечить свободное перемещение детей и взрослых. Демонстрируемые материалы не являются продуктом деятельности детей. Внутреннее пространство детского сада Y не достаточно для свободного передвижения, не доступно для детей и взрослых с ограниченными возможностями, не достаточно места для игр на внешней территории, в связи с этим показатели внутреннее помещение и пространство для игр, развивающих крупную моторику, оценены минимально. В предметно-пространственной среде сада мы не увидели много мягких игрушек.
В обоих детских садах мебель подходи по размеру детей, ей удобно пользоваться. В детских садах присутствуют разнообразные центры интересов для детей, которые дети используют самостоятельно, предусмотрены пространства для обособленной игры одного или двух детей, защищенные от вмешательства других. В группах доступен уютный уголок. Внешняя территория детских садов имеет различные покрытия для разных видов игр, места для игр, развивающих крупную моторику достаточно.
Предметно-пространственная среда | Детский сад X | Детский сад Y |
Внутреннее помещение | 4 | 4 |
мебель для повседневного ухода, игр и учения | 7 | 7 |
Мебель для отдыха и комфорта | 7 | 6 |
Обустройство пространства для игр | 7 | 7 |
Места для уединения | 6 | 5 |
Связанное с детьми оформление пространства | 4 | 6 |
Пространство для игр, развивающих крупную моторику | 6 | 4 |
Оборудование для развития крупной моторики | 6 | 6 |
Среднее число | 5,875 | 5,625 |
Подшкала «Присмотр и уход за детьми»:
В недостатках подшкалы обоих детских садов необходимо указать отсутствие зубных щеток у детей, то, что персонал не сидит за столом вместе с детьми во время приема пищи. Кровати находятся на расстоянии менее 90 сантиметров друг от друга.
Персонал детских садов предвидит угрозы безопасности и принимает меры по их предотвращению, дети соблюдают правила безопасности. Персонал благожелательно относится ко всем детям, каждого ребенка приветствуют лично, прощание с детьми происходит доброжелательно. Детям сразу помогают включиться в различные виды активности, малыши увлечены до самого ухода. Персонал использует время встречи с родителями для обмена с ними информацией. Соблюдаются санитарно-гигиенические нормы, базовые материалы для ухода за детьми есть в наличии, присмотр и уход соответствует возрасту и способностям детей. Оборудование удобно и доступно для детей, предусмотрены низкорасположенные раковины. Детям по мере их развития прививаются навыки самообслуживания. Между персоналом и детьми осуществляется доброжелательное взаимодействие.
Присмотр и уход за детьми | Детский сад X | Детский сад Y |
Встреча / Прощание | 7 | 7 |
Прием пищи/ Перекусы | 4 | 4 |
Сон/ Отдых | 4 | 4 |
Пользование туалетом/Пеленание | 7 | 7 |
Гигиена | 6 | 6 |
Безопасность | 7 | 5 |
Среднее число | 5,833333333 | 5,5 |
Подшкала «Речь и мышление»:
Оба детских сада, по данной подшкале, имеют высокие оценки. В течение значительной части дня доступен широкий выбор книг, ежедневно используются дополнительные материалы для развития речи. Книги представлены в книжном уголке. Все книги, материалы и занятия подходят для детей данной группы. Персонал читает книги детям в неформальной обстановке. Педагоги добавляют информацию, развивая идеи детей, стимулируют общение детей друг с другом. Материалы, стимулирующие общение, доступны в различных центрах интересов. В обеих группах не проводится работа с письменной речью, так как экспертиза проводилась в младших группах. К отрицательным моментам относится то, что в детском саду Y книги не меняются в соответствии с темой недели.
Речь и мышление | Детский сад X | Детский сад Y |
Книги и иллюстрации | 7 | 6 |
Стимулирование общения между детьми | 6 | 6 |
Использование речи для развития мыслительных навыков | 7 | 7 |
Повседневное использование речи | 7 | 6 |
Среднее число | 6,75 | 6,25 |
Подшкала « Виды активности»:
В течение значительной части дня в обеих группах доступно большое количество разнообразных материалов для занятий искусством, музыкой, ролевых игр, для развития мелкой моторики каждого вида, преобладает индивидуальное самовыражение ребенка при использовании материалов для занятий искусством. Доступны материалы различного уровня сложности. Для поддержания интереса у детей, материалы меняются. Использование телевизора или компьютера в саду Y оценено на отлично, а в саду X как неудовлетворительно. Большинство работ детей в обоих садах не носят индивидуальный характер, но это есть следствие возрастной категории детей.
Виды активности | Детский сад X | Детский сад Y |
Мелкая моторика | 6 | 5 |
Искусство | 7 | 4 |
Музыка/ Движение | 6 | 6 |
Кубики | 6 | 4 |
Песок/ Вода | 7 | 4 |
Ролевые игры | 6 | 6 |
Природа / Наука | 7 | 6 |
Математика / Счет | 7 | 6 |
Использование телевизора, видео или компьютера | 2 | 7 |
Содействие принятию многообразия | 4 | 4 |
Среднее число | 5,8 | 5,2 |
Подшкала « Взаимодействие»:
Во всех группах персонал доброжелателен к детям, старается им помочь, помогает сделать игру увлекательней, приобрести опыт положительных социальных взаимодействий, помогает разрешать конфликты. Педагоги поддерживают баланс между потребностью детей в самостоятельности и включенностью персонала в обучение. Персонал обращается за советом к другим специалистам по поводу проблем, возникающих у ребенка. Поощряется взаимодействие со сверстниками, персонал помогает освоить модели подобающего социального поведения со сверстниками. В детском саду X был выявлен недостаток в существующем в группе небольшом дисбалансе между потребностью детей в самостоятельном исследовании и необходимостью включения персонала в их учение.
Взаимодействие | Детский сад X | Детский сад Y |
Присмотр за деятельностью по развитию крупной моторики детей | 7 | 7 |
Общий присмотр за детьми (помимо крупно-моторной активности) | 6 | 7 |
Дисциплина | 7 | 7 |
Взаимодействие персонала и детей | 7 | 7 |
Взаимодействие детей друг с другом | 7 | 7 |
Среднее число | 6,8 | 7 |
Подшкала « Структурирование программы»:
В учреждениях существует хорошо знакомый детям базовый распорядок дня. Каждый день проходят различные виды игр, прогулки на улице, нет длительного периода ожидания детьми каких-либо событий. В группе предусмотрено достаточное количество игрушек для свободной игры, персонал обеспечивает сопровождение детской игры как развивающее взаимодействие. Свободная игра проходит в течение значительной части дня. Добавляются новые материалы для свободной игры. В обоих детских садах групповые занятия не проходят в малых группах или индивидуально, что не оценивается положительно. В детском саду X нет плавных переходов между ежедневными событиями, нет вариативности событий.
Структурирование программы | Детский сад X | Детский сад Y |
Распорядок дня | 6 | 7 |
Свободная игра | 7 | 7 |
Групповые занятия | 4 | 4 |
Среднее число | 5,66666666 | 6 |
В обеих группах показатель « Условия для детей с ограниченными возможностями» имеет оценку НП, то есть не предусмотрено.
Подшкала « Родители и персонал»:
Организации поддерживают позитивное взаимодействие между сотрудниками, обязанности каждого сотрудника четко определены, ежедневно ведется передача информации о детях. Имеется немного места для хранения личных вещей персонала, доступно некоторое количество мебели для взрослых, удобный доступ к телефону. Предусмотрено отдельное офисное пространство для администраторов программы. В детском саду Y новых педагогов знакомят с программой, регулярно проводится обучение на рабочем месте, собрания коллектива. Производится годовая оценка эффективности каждого сотрудника, производится самооценивание. Имеется хорошо оборудованное пространство для администраторов программы, для проведения совещаний и собраний. Родители осведомлены о философии программы, существует значительный обмен информацией о детях между родителями и сотрудниками детского сада, используются разнообразные варианты приобщения семьи к участию в жизни группы. В детском саду X родители не имеют возможности понаблюдать за детской группой до поступления в нее их ребенка, родители не оценивают программу, не вовлечены в принятие решений о программе, годовая оценка эффективности сотрудников не производится и не предоставляется в письменном виде. Новых педагогов не знакомят с программой основательно, обучение на рабочем месте не производится.
Родители и персонал | Детский сад X | Детский сад Y |
Условия для родителей | 4 | 6 |
Условия для удовлетворения личных потребностей персонала | 3 | 4 |
Условия для удовлетворения профессиональных потребностей персонала | 3 | 6 |
Взаимодействие и сотрудничество персонала | 6 | 7 |
Сопровождение работы и оценивание персонала | 4 | 7 |
Возможности для профессионального роста | 4 | 7 |
Среднее число | 4 | 6,1666666 |
Анализ средних значений подшкал:
Итак, можно сделать вывод, что один детский сад не хуже второго. У каждой группы есть свой распорядок, свои устои и режимные моменты. Обе группы полностью соответствуют ФГОС и другим нормативно-правовым документам, касающихся дошкольного образования. У каждого детского сада есть свои сильные и слабые стороны. Данный анализ несет не критику в сторону этих детских садов, а указывает им путь для более продуктивной работы. С помощью такого анализа выявляются все те моменты, на которые следует обратить внимание руководству, как некий толчок к самосовершенствованию и саморазвитию дошкольной организации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Анализ развивающей среды по нравственно-патриотическому воспитанию
В данном документе предлагается схема анализа развиващей среды в старшей и подготовительной группах по нравтсвенно-патриотическому воспитанию...
Анализ экспериментальной деятельности по теме "Валеологизация образовательной среды и учебно-воспитательного процесса"
Воспитанники моего класса в течение трех лет принимали участие в экспериментальной деятельности «Валеологизация образовательной среды и учебно-воспитательного процесса ». 2013-2014 у.г явля...
Анализ предметно - развивающей, доступной безбарьерной образовательной среды, в соответствии требованиям ФГОС дошкольного образования. Проектирование модели - центра предметно - развивающей среды группы
Предметно - развивающая среда - это система условий, обеспечивающая развитие ребенка....
Анализ возможностей образовательной среды ГлобалЛаб при работе по современным ФГОС. Работа в ДОУ
В этой таблице вы увидите все требуемые по новым стандартам результаты обучения и список готовых проектов образовательной среды ГлобалЛаб, которые позволяют достичь этих результатов.Количество посещен...
Анализ качества образовательной среды государственных и частных дошкольных организаций РФ.
Анализ качества образовательной среды государственных и частных дошкольных организаций РФ....
Анализ образовательной среды
В нашей группе предметно-развивающая среда организуется таким образом, чтобы каждый ребенок имел возможность заниматься любимым делом. Размещение оборудования по секторам (центрам развития) позво...