РАБОТА С КАДРАМИ: "Профессиональная компетенция воспитателя в свете профстандарта"
консультация на тему
Профессиональная компетенция- способность успешно действовать на основе практического опыта, умения и знаний при решении профессиональных задач. Для этого педагог дошкольного образования должен обладать рядом профессиональных компетенций.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_pedagogov_kompetentnosti_pedagoga.rar | 26.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Компетенции по сферам профессиональной деятельности на соответствие профстандарту «Педагог» (воспитатель)
Консультация для педагог
Федеральный закон № 273- ФЗ от 29. 12. 2012 «Об образовании в Российской Федерации» ставит дошкольное образование на первую ступень общего образования . Его целевая направленность- гармоничное развитие ребёнка.
Современная жизнь диктует новые условия, в результате которых появляются:
-Центры развития ребёнка,
- детские сады с группами ухода и оздоровления,
-школы- детские сады,
-учреждения компенсирующего вида для детей с ограниченными возможностями,
-детские сады с приоритетным направлением в развитии ,
-учреждения общего развития,
- учреждения комбинированного вида.
Многие воспитатели оказываются неспособными к реализации приоритетных направлений образовательной деятельности конкретного вида ДОУ. В связи с этим становится актуальным развитие профессиональной компетенции.
В соответствии с Федеральным Государственным Образовательным Стандартом разработана новая общеобразовательная программа дошкольного образования, которая предполагает Обязательную часть Программы и часть, формируемую участниками образовательных отношений, а также включает в себя инклюзивное образование и учитывает этнокультурную ситуацию.
И здесь также важна профессиональная компетенция воспитателя.
Компетенция- базовое качество индивидуума, включающее в себя совокупность взаимосвязанных качеств личности, необходимых для качественно- продуктивной деятельности. Профессиональная компетенция- способность успешно действовать на основе практического опыта, умения и знаний при решении профессиональных задач.
Основная профессиональная задача воспитателя - создание условий для гармоничного развития детей. Для этого педагог дошкольного образования должен обладать такими профессиональными компетенциями, как:
1) уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям,
2) умение общаться с каждым ребёнком,
3) умение создать условия для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;
4) умение создать условия для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;
5) умение оказать недирективную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности ,
6) умение создать условия для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющим различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья;
7) умение развить коммуникативные способности детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками;
8) умение создать условия для овладения культурными средствами деятельности;
9)умение организовать виды деятельности, способствующие развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества, личностного, физического и художественно-эстетического развития детей;
10)умение оценить индивидуальное развитие каждого ребёнка,
11) умение взаимодействовать с родителями по вопросам образования ребенка, вовлекать их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей .
Базовое образование, полученное воспитателем, создаёт лишь предпосылки для формирования профессиональной компетенции. К тому же, в последнее время отмечается тенденция увеличения числа воспитателей без специального дошкольного образования, воспитателей, чья профессиональная подготовка не отвечает современным требованиям дошкольного образования, воспитателей- стажистов со сложившимися педагогическими стереотипами.
Практика показывает, что для того, чтобы осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, применять педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования формы, методы обучения и воспитания, необходимо повышать свой профессиональный уровень.
Требования современного мира таковы, что полученных однажды знаний недостаточно. Необходимо совершенствовать свою профессиональную компетенцию.
Выделим основные пути её развития:
-курсы повышения квалификации,
-исследовательская, экспериментальная деятельность,
-инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий,
- активное участие в педагогических конкурсах, мастер- классах,
-участие в методических объединениях,
- умение ориентироваться в информационном потоке,
-обобщение собственного педагогического опыта,
и самое главное- самообразование.
Самообразование- составная часть системы непрерывного образования- выступает как связующее звено между базовым образованием и периодическим повышением квалификации.
Большинство воспитателей не могут (а в некоторых случаях не хотят) самостоятельно повышать свой профессионализм. Сказываются внешние факторы (оплата труда, материально- техническое оснащение, перегрузки в работе., бытовые трудности и др.), но есть и субъективные причины, которые зависят от самих воспитателей. Им не хватает настойчивости, целеустремлённости, навыков самообразовательной работы.
Поэтому, очень важно понимать значимость самообразования и стремиться к собственному развитию. Как говорил К. И. Чуковский «Только те знания прочны и ценны, которые Вы добыли сами, побуждаемые собственной страстью…»
Самообразование- целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью, приобретение систематических знаний в какой- либо области. [педагогический словарь].
Критериями самообразования являются:
-эффективность профессиональной деятельности,
-творческий рост педагога,
-внедрение новых педагогических технологий в образовательный процесс.
Существуют различные формы самообразования. Приведём основные из них:
изучение литературы, обзор информации в интернете, прослушивание лекций, докладов, консультаций, посещение семинаров, конференций, тренингов, а также практическая деятельность.
Не смотря на то, что наступил век компьютеризации, книга всё же остаётся одним из главных помощников.
Существует несколько методов работы с книгой:
- чтение- просмотр,
- чтение выборочное,
-чтение полное,
-чтение с проработкой материала ( составление записей).
Существует несколько видов записей:
-выписки,
-планы,
-тезисы,
-конспекты.
Во время чтения необходимо пользоваться словарями, энциклопедиями, справочниками.
Важно, чтобы знания, приобретаемые из одного источника, дополнялись сведениями из другого. Это заставляет педагога сравнивать, анализировать, делать выводы, формировать собственное мнение по какому- то вопросу. Важно уметь накапливать, хранить полученные сведения, факты, знания.
Необходимо сформулировать некий алгоритм работы по самообразованию:
-выбор темы,
-определение целей и задач,
-составление плана работы,
-подбор видов деятельности для работы над темой,
-подбор источников,
-анализ результатов.
Правильно организованная работа по самообразованию должна стать стимулом как для профессионального мастерства педагога, так и для развития личности.
В приложении даны тесты , с помощью которых можно проверить свой уровень владения навыками самостоятельной работы и степень сформированности работы по самообразованию, а также есть памятка по решению проблем, возникших в ходе работы.
Проанализируйте свои ответы и сделайте выводы.
Самообразование- это первая ступень к развитию профессионального мастерства. Результатом усилий педагога является совершенствование работы с детьми, создание условий для рождения нового опыта.
Только путём самообразования и творческих поисков педагог придёт к своему мастерству. Сформированность профессиональной компетенции даст возможность педагогам выбирать эффективные способы решения профессиональных задач, творчески выполнять профессиональные обязанности, повышать свою квалификацию, создавать конкурентоспособность, а главное повышать качество дошкольного образования.
Приложение .
Анкета «Степень владения навыками самостоятельной работы»
Часть 1. Умения.
Критерии оценки:
Владею свободно- 3 балла
Владею посредственно- 2 балла
Не владею- 1 балл
Навыки самостоятельной работы | Баллы |
Работа с учебной, справочной, научно- методической литературой: подбор, анализ прочитанного, написание конспекта, тезисов. |
|
Умение делать выводы по обзору литературы, выделять наиболее актуальные проблемы психического развития ребёнка. |
|
Сохранение информационного материала, воспроизведение необходимой информации по памяти. |
|
Выделение главных ключевых понятий в любом информационном материале, составление опорных схем изученной темы. |
|
Самостоятельное усвоение педагогических и психологических понятий с помощью справочных материалов. |
|
Систематизация, группировка изученных фактов ситуации в смысловые блоки, составление схем, графиков, таблиц. |
|
Умение высказать обоснованное суждение по проблеме, аргументировано доказать или опровергнуть суждение. |
|
Самостоятельное выделение проблемы, теоретических и практических задач, изучение гипотезы решения. |
|
Самоконтроль и самоанализ собственных действий при выполнении различных типов заданий в ходе работы с литературой. |
|
Умение ставить цель, планировать свою работу, выделять время для работы по самообразованию. |
|
Умение самостоятельно выбрать адекватную своим возможностям форму отчёта о проделанной работе. |
|
Уровень владения навыками самостоятельной работы:
24- 33 балла- высокий,
15-23 балла- средний,
1-14 баллов – низкий.
Часть 2. Возможная проблема при изучении материала.
Критерии оценки:
Да- 1 балл,
Не знаю – 2 балла,
Нет- 3 балла.
Проблема | Баллы |
При подборе литературы теряюсь в её изобилии, затрудняюсь в правильном выборе |
|
При работе с методической литературой не могу глубоко осмыслить прочитанный материал. |
|
При изучении темы возникает ощущение, что многое не запоминается. |
|
Получен обширный информационный материал («каша в голове»), теряется значимость информации |
|
Не могу запомнить большое количество понятий данного методического курса. |
|
В отчёте по теме самообразования (в форме собеседования, выступления на семинаре, педсовете и т.д.) всё путается, не знаю с чего начать. |
|
Нет уверенности в себе, чрезмерно волнуюсь, боюсь быть непонятым, показаться смешным, поэтому трудно излагать усвоенное, свою точку зрения. |
|
Хорошо запомнил и понял теоретический материал, но испытываю трудности в применении его на практике. |
|
8- 10 баллов- испытываю трудности в работе по самообразованию,
11- 18 баллов- необходимо систематизировать работу по самообразованию,
19- 24 балла- правильная организация работы по самообразованию
Памятка. Возможные проблемы в работе по самообразованию и пути их решения
Возможная проблема | Пути решения |
1. Не могу определиться с темой самообразования | · Выделите из многообразия проблем вытекающих из результатов диагностического обследования, наблюдений за детьми, анализа работы и др. ту, которая является для вас главной и решение которой могло бы дать устойчивые положительные результаты. · Определите актуальность данной проблемы, перспективность и практическую значимость для повышения воспитательно-образовательного процесса. При этом опирайтесь на нормативно-правовые документы: законы, письма МО РФ, конвенции, целевые программы, а так же статистические данные. |
2. При подборе литературы теряюсь в ее изобилии, затрудняюсь в правильном выборе | Подбор литературы: · Просмотр и обзор оглавления, введения, резюме дает общее представление о замысле книги, делает чтение осмысленным и целенаправленным. · Ответьте на вопросы: что мне известно по данной теме? Что хотелось бы узнать, исходя из предложенного в оглавлении содержания? Составление плана изучения конкретной выбранной литературы: · Начните с изучения традиционных методик по данной проблеме. · Включите современные взгляды на проблему · Используйте опыт работы педагогов других ДОУ. |
3. При работе с методической литературой не могу глубоко осмыслить прочитанный материал | · По мере чтения выделяйте ключевые слова, мысли, суждения. · Записывайте наиболее важные, на ваш взгляд, в собственной формулировке, используя различные приемы записи прочитанного: краткое изложение мысли, факта; обобщение собственных суждений, выделение главной мысли или выделяйте главное для себя условными символами. · Записывайте вопросы, которые возникают по мере ознакомления с источниками. · Пользуйтесь справочниками, словарями, раскрывающими основные термины и понятия. |
4. При изучении темы возникает ощущение, что многое не запоминается. | · Составьте план или схему полученных при изучении материалов. · Представьте, «проиграйте» возможные ситуации и варианты практических действий. |
5. Получен обширный информационный материал («каша в голове»), теряется значимость информации. | · Ответьте на вопросы: какие основные идеи изложены в пособии? Что мне известно по данной теме? Какие мысли, суждения могут быть мне полезны в практической работе с детьми. |
Список литературы.
1.Федеральный закон от 29 декабря 2012г. № 273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»:текст с изменениями дополнениями на 2014.- М.:Эксмо, 2014.- 144с.
2.Федеральный Государственный Образовательный стандарт. [Электронный ресурс]. URL:http://www.rg.ru>ФГОС дошкольного образования (дата обращения 27.10.14).
3.Компетенция. [Электронная энциклопедия]. URL:http://www.ru.wikipedia.org>компетенция. (дата обращения 27.10.14)
4.Асаева И.Н. Развитие профессиональных компетенций воспитателей дошкольных учреждений разного вида в процессе повышения квалификации: автореферат диссертации на соискание учёной степени к.п.н./ Асаева Ирина Николаевна. [ Электронный ресурс ]. URL:http://www. nauka- pedagogika.com >…13…razvitie-professionalnyh…(дата обращения 27.10.14)
5.Великжанина С.В. Папка педагога по самообразованию. [Электронный ресурс]. URL:http://www.doc4web.ru>pedagogika...po-samoobrazovaniyu (дата обращения 31.10.14)
6.Хамдеева Г.Р. Профессиональная компетентность современного педагога ДОУ. [Электронный ресурс]. URL:http://www. dohcolonok. ru >cons…kompetentnost…pedagoga-dou (дата обращения 27.10.14)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа творческих групп, как одна из форм повышения компетенции воспитателей ДОУ
Творческая группа педагогов – эффективное добровольное профессиональное объединение педагогов, заинтересованных во взаимном творчестве по изучению, разработке, обобщению материалов по заявленной...
РАБОТА С КАДРАМИ: "Профессиональная компетенция воспитателя в свете профстандарта"
Профессиональная компетенция- способность успешно действовать на основе практического опыта, умения и знаний при решении профессиональных задач. Для этого педагог дошкольного образования должен обла...
Методическая разработка.РАБОТА С КАДРАМИ : "Профессиональные компетенции воспитателя в свете профстандарта"
Профессиональная компетенция- способность успешно действовать на основе практического опыта, умения и знаний при решении профессиональных задач. Для этого педагог дошкольного образования должен облада...
ПОВЫШЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ВОСПИТАТЕЛЯ ПРИ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ-ИНОФОНАМИ
Повышения профессиональной компетенции педагога при работе с детьми-инофонами – одна из актуальных проблем современности, имеющая не только образовательное, но и социальное значение....
СТАТЬЯ Компетенции воспитателя для эффективной работы в цифровой образовательной системе экологической деятельности
Современный мир все больше становится современным цифровым. В настоящее время цифровизация вошла в нашу жизнь повседневно. Она уверенна охватывает все области жизнидеятельности человека. А...
Совершенствование компетенций воспитателя в соответствии с требованиями профстандарта и ФГОС
Курсы...
Консультация для воспитателей по опыту работы над формированием читательских компетенций детей дошкольного возраста с использованием приёма «кластер».
Опыт работы с использованием приёма "кластер"....