«Педагогический потенциал» (практико-ориентированный проект)
проект на тему

Борихина (Пидшморга) Екатерина Сергеевна

Проект направлен на развитие профессионально-педагогической компетентности педагогов ДОУ в условиях реализации ФГОС дошкольного образования. Отражает систему методической работы по  развитию профессиональной компетентности педагогических кадров ДОУ, созданию условий для профессионального роста и поддержки творческих инициатив педагогов.

Проект адресован старшим воспитателям, воспитателям, специалистам дошкольных образовательных организаций.     

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_pidshmorga_e.s.docx168.93 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический потенциал

практико-ориентированный проект

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Киселевского городского округа детский сад №67 комбинированного вида

УТВЕРЖДАЮ:

Заведующий МБДОУ №67

_________________ Н.В. Усольцева

«Педагогический потенциал»

практико-ориентированный проект

           Автор-составитель:        

        Пидшморга Екатерина Сергеевна,  

 старший  воспитатель МБДОУ №67

2014

Автор-составитель:  Пидшморга Екатерина Сергеевна, старший воспитатель муниципального   бюджетного  дошкольного образовательного  учреждения Киселевского городского округа детского сада  №67 комбинированного вида

Проект направлен на развитие профессионально-педагогической компетентности педагогов ДОУ в условиях реализации ФГОС дошкольного образования. Отражает систему методической работы по  развитию профессиональной компетентности педагогических кадров ДОУ, созданию условий для профессионального роста и поддержки творческих инициатив педагогов.

Проект адресован старшим воспитателям, воспитателям, специалистам дошкольных образовательных организаций.    

Педагогический потенциал [Текст]: практико-ориентированный проект / авт.-сост.: Пидшморга Е.С. – Киселевск, 2014. – 24 с.

Содержание

                                                                                                                                           Стр.

Паспорт проекта

3

Актуальность проекта

7

SWOT-анализ исходного состояния проблемы

10

Цель и задачи проекта

12

Партнеры проекта

13

Целевые группы проекта

13

Механизм реализации проекта

14

Сроки реализации проекта

14

Календарный план мероприятий реализации проекта

15

Ожидаемые результаты

23

Дальнейшее развитие проекта

23

Список литературы

24

Приложения


Паспорт проекта

Наименование проекта

«Педагогический потенциал»

Тема проекта

Развитие профессионально-педагогической компетентности педагогов ДОУ в условиях реализации ФГОС дошкольного образования

Тип проекта

По доминирующему виду деятельности – практико-ориентированный, по продолжительности – долгосрочный 

Проблема

Несоответствие уровня развития профессиональной компетентности педагогов требованиям ФГОС ДО.    

Цель

Создание условий для развития профессионально-педагогической компетентности педагогов ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО.

Задачи

1. Провести анализ актуального уровня профессиональной компетентности педагогических кадров в ДОУ, их профессиональных потребностей, проблем и интересов, а также проанализировать современные взгляды на педагога ДОУ в теории и практике дошкольного образования

2. Выявить современные тенденции в методической работе  по повышению профессиональной компетентности педагогических кадров ДОУ

3. Разработать план методической работы по повышению профессиональной компетентности педагогических кадров ДОУ

4. Создать условия для профессионального роста педагогов, используя активные формы работы с педагогическим коллективом

5. Оказать профессиональную поддержку творческих инициатив педагогов, адресную помощь в обобщении и распространении передового педагогического опыта.

Участники проекта

Администрация, педагогический коллектив ДОУ

Сроки и этапы реализации проекта

I этап (подготовительный) - сентябрь 2013 г.

- анализ психолого-педагогической литературы по вопросам профессионального развития педагога, изучение нормативно-правовых документов с целью определения современных требований к педагогу дошкольной организации;

- оценка исходного состояния проблемы, через анализ актуального уровня профессиональной компетентности педагогических кадров в ДОУ, их профессиональных потребностей посредством опроса и анкетирования;

-  создание нормативно-правовой и материально-технической базы для осуществления проекта.

II этап (основной)- октябрь 2013г. - май 2014 г.

-  реализация задач, заложенных в проекте (работа по перспективному плану);

- укрепление и развитие материально-технической базы;

- обеспечение промежуточного анализа и оценка эффективности  его деятельности.

III этап (заключительный)- май 2014 г.

- оценка эффективности реализации проекта посредством педагогического анализа и опроса участников проекта;

- открытое обсуждение результатов проектной деятельности;

- анализ перспектив дальнейшего развития проекта.

Исполнители проекта и основных мероприятий

- администрация МБДОУ №67;

- старший воспитатель МБДОУ №67;

- воспитатели МБДОУ №67;

- специалисты МБДОУ №67 (педагог-психолог,

учитель – логопед, педагог дополнительного образования, инструктор по физической культуре, музыкальные руководители, учителя-дефектологи).

Ресурсное обеспечение проекта

Кадровое обеспечение:

- наличие педагогических кадров имеющих квалификационную категорию (50%);

- наличие педагогов, прошедших профессиональную подготовку по проблеме «Организация и содержание образовательного процесса в современном ДОУ в условиях реализации ФГОС и ФГТ» - 9 человек (25%)

Материально-техническое обеспечение:

- наличие оборудованных помещений;

- наличие компьютерной техники, мультимедийного проектора;

- наличие доступа в сеть Интернет.

Нормативно – правовое и методическое обеспечение:

- наличие нормативно-правовой базы,

- наличие диагностического инструментария,

- наличие образовательной программы ДОУ,

- наличие методической литературы по вопросам профессионального развития педагога.

Ожидаемые результаты

  1. Повышение уровня развития профессиональных компетенций педагогов ДОУ.
  2. Разработка эффективной системы методического сопровождения профессионального развития педагогов ДОУ.
  3. Мотивация педагогических работников на самообразование и саморазвитие.

Критерии оценки результатов

- повышение уровня развития профессиональной компетентности педагогов («Шкала профессиональной компетентности педагогических кадров ДОУ», предложенной  Ноздриной Е.Н.);

- осознание педагогом значимости роста собственной профессиональной компетентности (участие в конкурсах профессионального мастерства, обобщение опыта работы и т.д.),

-  уровень мотивации педагогов на профессиональное саморазвитие и самообразование (посещение авторских семинаров, прохождение курсов повышения квалификации, в том числе дистанционных, участие в конференциях).

Дальнейшее развитие проекта

Продолжение работы с педагогами дошкольной организации по развитию профессиональных компетенций, с учетом современных требований к педагогическим кадрам. Создание в детском саду педагогического сообщества «Творческая группа профессионального развития педагога», в которую войдут опытные педагоги, имеющие достаточный уровень профессиональных знаний,  умений, навыков и способных к творческому подходу к созданию условий для гармоничного развития воспитанников. Данная группа будет координировать работу педагогического коллектива по обобщению, распространению педагогического опыта среди коллег на уровне дошкольной организации, на региональном, федеральном уровне, в том числе посредством сети Интернет.

Актуальность проекта

Современные процессы модернизации дошкольного образования выдвигают ряд требований к профессиональной компетентности педагогических работников. Требования к кадровому обеспечению определены Федеральным государственным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО), Законом РФ «Об образовании в РФ» и обозначены в Профессиональном стандарте педагога (Приказ Минтруда России №544н от 18 октября 2013 г. «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)», вступает в силу 1 января 2015 года).

В стремительно меняющемся мире готовность к переменам, мобильность, способность к нестандартным трудовым действиям, ответственность и самостоятельность в принятии решений – должны стать качественными характеристиками деятельности успешного профессионала, в том числе и педагога.

Анализ существующих подходов к определению профессиональной компетентности педагога дошкольного образования (А.М.Бородич, Р.С.Буре, А.И.Васильева, Е.А.Гребенщикова, М.И.Лисина, В.С.Мухина, Е.А.Панько, В.А.Петровский, Л.В.Поздняк, Л.Г.Семушина, В.И.Ядэшко и др.) позволил выделить несколько качеств, которыми должен обладать современный педагог:

- стремление к личностному развитию и креативность;

- мотивация и готовность к инновациям;

- понимание современных приоритетов дошкольного образования;

-  способность и потребность в рефлексии.

С.М.Годник под профессиональной компетентностью подразумевают совокупность профессиональных знаний и умений, а также способов выполнения профессиональной деятельности. При этом подчеркивает, что профессиональная компетентность специалиста определяется не только приобретенными в процессе образования научными знаниями, но и ценностными ориентациями, мотивами деятельности, пониманием себя в мире и мира вокруг, стилем взаимоотношения с людьми, общей культурой, способностью к развитию творческого потенциала [2].

Профессиональная компетентность педагога дошкольного образования определяется нами как уровень его знаний и профессионализма, позволяющего принимать правильные решения в каждой конкретной ситуации при организации педагогического процесса в ДОУ [9]. Компетентностная составляющая в структуре подготовленности специалиста определяется как совокупность профессионально, социально и личностно значимых результатов образования на языке компетентностей. Поэтому для успешного сопровождения образовательного процесса в условиях дошкольного образовательного учреждения необходимо выделить составляющие профессиональной компетентности педагога, а именно:

        организационно-методическая;

        образовательная;

        научно-исследовательская.

Организационно-методическая составляющая компетентности педагога дошкольного профиля заключается в вариативности содержания учебного процесса, подборе технологий, регулировании в системе деятельности педагога, а также направлена на разрешение противоречий, возникающих в процессе взаимодействия с детьми, коллегами, родителями, администрацией, на обеспечение их сотрудничества и достижения совместных целей в развитии, образовании и социализации детей дошкольного возраста.

Образовательная составляющая компетентности предполагает владение педагогом дидактической теорией, системой профессиональных знаний, умений, навыков, социальным опытом. Теоретические и практические аспекты образовательной компетентности обеспечивают овладение содержательными и организационно-методическими основами воспитания, обучения детей в период дошкольного детства, а также духовно-личностного развития ребенка в условиях ДОУ. Осуществление образовательной деятельности предполагает эффективный и творческий подход в создании условий для гармоничного развития и образования дошкольника.

Научно-исследовательская составляющая компетентности ориентирует педагога в многообразном потоке психолого-педагогической и методической информации является основой совершенствования его дальнейшей деятельности.

Современная система профессионального образования требует от педагога владение рефлексивной составляющей компетентности, связанной не только с пониманием собственной педагогической деятельности, но также с оцениванием личностных качеств «рефлектирующего» другими педагогами, руководителями. Эффективность реализации этой составляющей связана с наличием у педагога таких качеств, как критическое мышление, стремление и анализ, обоснованности и доказательности своей позиции, готовности к адекватному восприятию информации [7].

Ориентация на подготовку «компетентного педагога» является тенденцией последнего десятилетия. Таким образом, актуальным становится поиск, разработка и освоение таких форм методической деятельности, которые были бы ориентированы на развитие профессиональной компетентности педагогов через оптимизацию и совершенствование имеющихся знаний, умений, профессионально-ценностной ориентации педагога в соответствии с требованиями, предъявляемыми на современном уровне развития системы отечественного образования [8].

Однако, практика показывает, что в дошкольных организациях сегодня существует проблема с профессиональным уровнем подготовки  педагогических кадров: молодые специалисты не имеют достаточного опыта применения теоретических знаний на практике, а педагоги - стажисты оказываются личностно неготовыми к переменам в профессиональной деятельности и принятию новых требований. Отсюда возникает противоречие между образовательными ожиданиями общества, перспективой развития образовательной системы и реальным воплощением этих ожиданий в педагогической среде. Разрешению данного противоречия может способствовать методическая работа, представляющая собой один из системных аспектов в непрерывной системе образования педагогических кадров. С этой целью был создан практико-ориентированный проект «Педагогический потенциал», направленный на  создание условий для развития профессионально-педагогической компетентности педагогов ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО.

        Условия и возможности реализации проекта в ДОУ представлены ниже в SWOT-анализе.

SWOT-анализ исходного состояния проблемы

Внутренняя среда организации

Сильные стороны

Слабые стороны

Нормативно-правовое обеспечение

Наличие

1.Локальные акты:

- «Конвенция ООН о правах ребенка»;

-  Конституция Российской Федерации;

 - Закон Российской Федерации «Об образовании в РФ»;

- Федеральный государственный стандарт дошкольного образования;

- Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»

Отсутствие

Примерных программ дошкольного образования,

Недостаток нормативно-правовых документов, методических рекомендаций, регламентирующих деятельность дошкольных организаций в условиях ФГОС ДО.

Методическое обеспечение

1. Наличие диагностического инструментария

2. Наличие образовательной программы ДОУ,

3. Наличие методической литературы по вопросам профессионального развития педагога.

1. С введением ФГОС ДО требуется обновление методической литературы по вопросам организации образовательной деятельности в ДОУ.  

Кадровое обеспечение

1.Наличие педагогических кадров имеющих квалификационную категорию (50%);

2.Наличие педагогов, прошедших профессиональную подготовку по проблеме «Организация и содержание образовательного процесса в современном ДОУ в условиях реализации ФГОС и ФГТ» - (25%)

3. Наличие опытных педагогов, проработавших в учреждении более 20 лет.

1. Не все педагоги имеют квалификационную категорию.

2. Отсутствие опыта работы у молодых педагогов, проработавших в учреждении менее 5 лет.

3. Отсутствие желания педагогов, проработавших более 20 лет повышать уровень профессиональной подготовки и уровень образования.

Материально-техническая база

1.Наличие оборудованных помещений.

2. Наличие компьютерной техники, мультимедийного проектора.

3. Наличие доступа в сеть Интернет.

 1 Отсутствие компьютерного кабинета для педагогов ДОУ

Внешняя среда организации

Возможности

Ограничения и риски

1. Перспективы развития и расширения проекта посредством взаимодействия с другими детскими садами города.

1. Ограниченность  финансирования

2. Смена педагогического коллектива

Новизна проекта

Проект позволит на основе имеющегося педагогического опыта отечественных и зарубежных авторов организовать систему методической работы по развитию уровня профессиональной компетентности педагогических работников в современных условиях.

Цели и задачи проекта

Цель: Создание условий для развития профессионально-педагогической компетентности педагогов ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО.

Задачи: 

1. Провести анализ актуального уровня профессиональной компетентности педагогических кадров в ДОУ, их профессиональных потребностей, проблем и интересов, а также проанализировать современные взгляды на педагога ДОУ в теории и практике дошкольного образования

2. Выявить современные тенденции в методической работе  по повышению профессиональной компетентности педагогических кадров ДОУ

3. Разработать план методической работы по повышению профессиональной компетентности педагогических кадров ДОУ

4. Создать условия для профессионального роста педагогов, используя активные формы работы с педагогическим коллективом

5. Оказать профессиональную поддержку творческих инициатив педагогов, адресную помощь в обобщении и распространении передового педагогического опыта.

Партнеры проекта

Ключевые партнеры

Содержание деятельности

Заведующий ДОУ

Участвует в разработке проекта, осуществляет руководство работой педагогического коллектива, способствует материально-техническому оснащению проекта, координирует  взаимодействие сотрудников ДОУ и социальных партнеров

Старший воспитатель

Участвует в разработке проекта, осуществляет руководство за проведением мероприятий проекта, проводит педагогический анализ, принимает участие в реализации проекта, создает условия для творческой работы коллектива над проектом.

Педагоги ДОУ

Участвуют в разработке проекта, осуществляют реализацию мероприятий проекта, анализируют результативность проектной деятельности

Целевые группы проекта

Целевые группы

Их интересы

Администрация ДОУ

Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов, оказание качественных образовательных услуг

Педагоги

 Повышение своей профессиональной компетентности, обмен педагогическим опытом с коллегами, демонстрация имеющихся достижений в профессиональной деятельности

Механизм реализации проекта

Этапы проекта

Сроки

этапов

проекта

Задачи этапов проекта

I этап

(подготовительный)

сентябрь-

2013г

- анализ психолого-педагогической литературы по вопросам профессионального развития педагога, изучение нормативно-правовых документов с целью определения современных требований к педагогу дошкольной организации;

- оценка исходного состояния проблемы, через анализ актуального уровня профессиональной компетентности педагогических кадров в ДОУ, их профессиональных потребностей посредством опроса и анкетирования;

-  создание нормативно-правовой и материально-технической базы для осуществления проекта.

II этап

(основной)

октябрь 2013 г.-

апрель

2014 г

-  реализация задач, заложенных в проекте (работа по перспективному плану);

- укрепление и развитие материально-технической базы;

- обеспечение промежуточного анализа и оценка эффективности  его деятельности.

III этап

(заключительный)

май

 2014 г

- оценка эффективности реализации проекта посредством педагогического анализа и опроса участников проекта;

- открытое обсуждение результатов проектной деятельности;

- анализ перспектив дальнейшего развития проекта.

Сроки реализации проекта: сентябрь 2013 – май 2014 г.

Календарный план мероприятий по реализации проекта

Мероприятия

Описание

Срок

реали-зации

Ответс-твенные

I этап (подготовительный) - сентябрь 2013 г.

  1. Контрольно-аналитическая деятельность

1.1

1.2

1.3

Анкетиро-вание педагогов

Анализ психолого-педагогичес-кой литературы

Мониторинг уровня профессио-нальной компетент-ности педагогов

Определение профессиональных ожиданий и профессиональных потребностей педагогов посредством анкетирования «Определение профессиональных предпочтений и трудностей педагогов» (Приложение 1).

Анализ психолого-педагогической литературы по вопросам профессионального развития педагога, изучение нормативно-правовых документов с целью определения основных направлений методической работы.

Определение уровня профессиональной компетентности педагогов с помощью методики Е.  Н. Ноздриной «Шкала профессиональной компетентности педагогических кадров ДОУ», анализ полученных результатов (Приложение 2,3)

1,2 неделя

сентября

Старший воспита-тель

  1. Информационно-методическая деятельность по повышению теоретического уровня педагогов

2.1

Консультация

«О слагаемых профессиона-льной компетентно-сти педагога»

Раскрыть содержание понятия «профессиональная компетентность», «компетенция», обозначить современные задачи профессионального развития педагога и требования к педагогическому составу ДОУ.

3 неделя сентября

Старший воспита-тель

3. Активные формы методической работы с педагогами

3.1

Круглый стол «Пути повышения профессиональной компетентности педагога»

Выработка общего представления у педагогов на проблему профессиональной компетентности в ходе обсуждения вопроса, определение основных направлений работы по самообразованию

4 неделя сентября

Старший воспита-тель

II этап (основной) - октябрь 2013г. - май 2014 г.

1. Контрольно-аналитическая деятельность

1.1.

Анализ запросов педагогов по вопросам повышения квалифика-ции

Опрос педагогов с целью выявления затруднений и определения приоритетных направлений методической работы

1-2 неделя октября

Старший воспитатель

1.2.

Систематический мониторинг результатов проектной деятельности

Отслеживание динамики профессиональных достижений, корректировка плана проекта (по необходимости)

октябрь-май

Старший воспитатель

1.3.

Контроль за реализацией плана повышения квалифика-ции педагогов

Своевременное выявление педагогов, нуждающихся в прохождении курсов повышения квалификации, создание условий для профессионального развития педагогов (рекомендации по прохождению курсовой подготовки, посещению семинаров, конференций и т.д.)

октябрь-май

Старший воспитатель

2. Информационно-методическая деятельность по повышению теоретического уровня педагогов

2.1.

Индивидуа-льные консультации педагогов по запросу

Адресная информационно-методическая помощь педагогам по вопросам самообразования, подготовке к аттестации, методическая помощь в оформлении конкурсных материалов и т.д..

октябрь-май

Старший воспита-тель, творчес-кая группа

2.2.

Педагогичес-кий час «Самоанализ и самооценка 

педагогической деятельности 

педагогов ДОУ»

Создание условий для личностно-профессионального развития педагогов посредством самоанализа.

3 неделя

октября

Старший воспита-тель

2.3.

Групповая консультация для педагогов ДОУ «ФГОС ДО: перспектив-ные направления деятельности дошкольных учреждений»

Знакомство с педагогами с приоритетными направлениями деятельности дошкольных учреждений в условиях перехода на ФГОС ДО, обсуждение основных требований, выдвигаемых Стандартом.

3 неделя ноября

Старший воспита-тель

2.4

Выставка методической литературы «Основные направления в работе педагогов ДОУ»

Обзор методической литературы по основным направлениям развития дошкольников с целью расширения вариативности содержания образовательного процесса  

3 неделя декабря

Старший воспита-тель

2.5.

Групповая консультация «Конкурсы профессиона-льного мастерства как средство повышения профес-сиональной компетентнос-ти»

Раскрыть преимущества участия педагогов в профессиональных конкурсах, мотивация на распространение педагогического опыта

3 неделя января

Заведую-щий, старший воспита-тель

2.6.

Групповая консультация «Подготовка к  аттестации с целью присвоения квалификационной категории». 

Повышение теоретических знаний педагогов о порядке аттестации с целью присвоения квалификационной категории, знакомство с основными требованиями, предъявляемые педагогу при аттестации на первую и высшую квалификационную категорию.

1 неделя февраля

2.7.

Консульта-ция

«Информа-ционно-коммуника-ционная компетент-ность педагога в условиях перехода на новый стандарт»

Теоретический анализ содержания «информационно-коммуникационной компетентности», раскрытие двухуровневой модели ИКТ - компетентности, разработка  рекомендаций по повышению ИКТ – компетентности педагогов ДОУ

1 неделя марта

  1. Активные формы методической работы с педагогами

3.1.

Дни открытых дверей для педагогов и родителей воспитанни-ков «Педагогичес-кий мастер-класс»

Создание условий для обмена педагогическим опытом, демонстрации профессиональных достижений педагогов.  

2 неделя ноября

Воспитатели, специалисты, старший воспитатель

3.2.

Методический вернисаж  «Моя педагогичес-кая копилка»

Создание условий для творческого саморазвития педагога, обогащение практических форм  работы с дошкольниками посредством обмена педагогическим опытом.

2 неделя декабря

Педагоги, старший воспита-тель

3.3.

Смотр-конкурс

«Новогодняя гостиная»

Создание условий для проявления профессиональных знаний, умений, навыков, педагогического творчества, возможности оценить результаты путём сравнения своих способностей с другими.

3 неделя января

Воспита-тели, старший воспита-тель

3.4.

Педагогичес-кий ринг «Портрет современного педагога ДОУ»

В процессе игрового моделирования педагогических ситуаций раскрыть свои профессиональные качества, обозначить свою точку зрения по отношению к профессиональным качествам современного педагога

2 неделя

февраля

Воспитатели, старший воспитатель

3.5

Круглый стол «Организация взаимодейст-вия с родителями с позиции социального партнерства»

Определение основных особенностей организации взаимодействия семьями воспитанников в условиях социального партнерства, анализ основных противоречий, возникающих в процессе взаимодействия с семьями воспитанников,  обмен педагогическим опытом по разрешению конфликтных ситуаций

3 неделя марта

Старший воспита-тель, педагоги ДОУ

3.6

Педагогичес-кий тренинг коммуникативной компетентности (3 занятия)

 Познакомить педагогов с эффективными техниками речевого общения, создать условия для развития коммуникативной компетентности педагога.

1-3 неделя апреля

Педагог-психолог, старший воспита-тель

3.7

Фестиваль методических идей

Создание условий для обмена опытом работы, внедрения новых педагогических идей и методических находок, творческой активности педагогов, демонстрации результатов профессиональной деятельности. 

2 неделя

мая

Старший воспита-тель

III этап (заключительный)- май  2014 г.

  1. Контрольно-аналитическая деятельность

1.1

Мониторинг уровня развития профессио-нальной компетент-ности педагогов

Определение уровня развития профессиональной компетентности педагогов с помощью методики Е.  Н. Ноздриной «Шкала профессиональной компетентности педагогических кадров ДОУ», сравнительный анализ результатов, полученных на начальном и заключительном этапе проекта (Приложение 4).

3 неделя

мая

Старший воспита-тель

1.2

Изучение изменений педагогичес-кой позиции по отношению к собственной профес-сиональной компетент-ности

Сравнительный анализ проявлений активной позиции по отношению к профессиональному развитию  

 (Приложение 5)

3 неделя мая

2.Активные формы методической работы с педагогами

2.1

Итоговый педсовет «Результаты воспитательно-образователь-ной  деятель-ности за 2013-2014 учебный год»

Обсуждение результатов проектной деятельности, определение направлений дальнейшего развития проекта

4 неделя мая

Ожидаемые результаты

  1. Повышение уровня развития профессиональных компетенций педагогов ДОУ.

2. Разработка эффективной системы методического сопровождения профессионального развития педагогов ДОУ.

3. Мотивация педагогических работников на самообразование и саморазвитие.

Дальнейшее развитие проекта

В дальнейшем планируется  продолжить работу с педагогами дошкольной организации по развитию профессиональных компетенций, с учетом современных требований к педагогическим кадрам. Создать в детском саду педагогическое сообщество «Творческая группа профессионального развития педагога», в которую войдут опытные педагоги, имеющие достаточный уровень профессиональных знаний,  умений, навыков и способных к творческому подходу к созданию условий для гармоничного развития воспитанников. Данная группа будет координировать работу педагогического коллектива по обобщению, распространению педагогического опыта среди коллег на уровне дошкольной организации, на региональном, федеральном уровне, в том числе посредством сети Интернет.

Список литературы

1. Веселова, Т.Б Совершенствование методической работы с педагогическими кадрами ДОУ [Текст]/ Т.Б. Веселова – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2012. – 96 с.

  1. Виноградова, Н.А. Методическая работа в ДОУ. Эффективные формы и методы [Текст]/ Н.А. Виноградова – М.: Айрис-пресс, 2009.- 193 с.
  2. Волобуева, Л.М. Работа старшего воспитателя ДОУ с педагогами [Текст]/Л.М. Волобуева – М.: ТЦ Сфера, 2009.- 96 с.
  3. Воробьева,  Г.С. План-программа семинара по совершенствованию педагогической компетенции и профессиональных умений педагогов дошкольных образовательных учреждений [Электронный ресурс] /  Фестиваль педагогических идей «Открытый урок», авторы Воробьева Галина Сергеевна, Карлова Ираида Вениаминовна – Электрон, дан. - Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/591096/, свободный.
  4. Голицына, Н.С. Копилка педагогических идей. Работа с кадрами [Текст]/ Н.С. Голицына – М.: Скрипторий 2003, 2009.- 80с.
  5. Кучергина, О.В. Структура методической службы ДОУ [Текст]/ О.В. Кучергина // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения, 2010. №2. – С. 10 – 21.
  6.  Митроченко, Т.В. Совершенствование методической работы с кадрами ДОУ [Электронный ресурс] /  Методическая разработка, автор Митроченко Татьяна Владимировна – Электрон, дан. - Режим доступа: http://glorify.ru/dlya-shkolnika/nachalnaya-shkola/sovershenstvovanie-metodicheskoi-raboty-s-kadrami-dou/, свободный.
  7. Смирнова, М.В. Модель методической службы ДОУ [Текст]/ М.В. Смирнова // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения, 2009. №10. – С. 7 – 11.
  8. Хохлова, О.А. Формирование профессиональной компетентности педагогов/ О.А. Хохлова// Справочник старшего воспитателя – 2010. - №3.- С.4.

Приложение 1

Анкета для педагогов  «Определение профессиональных предпочтений и трудностей педагогов»

п/п

Содержание деятельности

Имею опыт,

могу поделиться

Имею

недостаточный опыт, хочу

научиться

Не имею опыта, хочу научиться

1

2

3

4

5

1

Организация игровой деятельности

2

Закаливающие мероприятия

3

Организация оптимальной двигательной активности

4

Обеспечение безопасности жизнедеятельности

5

Физическое развитие

6

Экологическое воспитание

7

Речь и речевое общение

8

Обучение грамоте

9

Развитие математических представлений

10

Художественно-речевая и театральная деятельность детей

11

Региональный компонент

12

Взаимоотношения детей и взрослых.

13

Создание благоприятного микроклимата в группе

14

Создание развивающей среды

15

Организация продуктивной деятельности

16

Взаимоотношения с семьями воспитанников

17

Организация досугов

18

Планирование ВОП

19

Индивидуальный образовательный маршрут воспитанника

20

Дидактическое обеспечение

21

Педагогика сотрудничества

22

Нравственное воспитание

Приложение 2

 «Шкала профессиональной компетентности педагогических кадров ДОУ»

Е.  Н. Ноздриной

Высокий уровень: для педагога характерны стремление к исследовательской деятельности; ярко выраженное чувство нового. Он стремится к творческому преобразованию опыта на основе актуальных потребностей. Доминирующими внутренними мотивами педагога становятся такие, как личностный, профессиональный рост, возможность экспериментирования, творчество, самовыражение, стремление продемонстрировать свои способности, уровень собственных достижений, проявить инициативу. Можно адекватно оценить свои успехи и неуспехи в том или ином виде деятельности.

Средний уровень: для педагога характерны позиция «Я умею», выражающаяся в готовности к работе, владении учебным материалом и методиками, способность к объективному анализу теории и практики воспитания и обучения. Присуща потребность в признании и самоутверждении, однако стремление к демонстрации своих достижений не проявляется в явной мере, он предпочитает участие в коллективных дискуссиях, реже становится инициатором личных выступлений. Реализуя потребность быть признанным, стремится к повышению своей квалификации, охотно участвует в конкурсах. Может адекватно оценить свои успехи и неуспехи в том или ином виде деятельности.

Низкий уровень: для педагога характерны консерватизм, нежелание осваивать новшества, возможна неадекватная (чаще заниженная самооценка). Доминантой в данном случае служит потребность в принадлежности. Ему важно ощущать себя частью коллектива, группы, однако он не стремится участвовать в выступлениях перед коллективом. Может положительно оценивать активные формы работы с педагогами, однако увереннее чувствует себя в коллективной работе, не требующей открытого проявления своего мнения перед аудиторией. Перед выбором использования готового решения против создания своего оригинального продукта предпочитает первое, зачастую из-за неуверенности в правильности своего решения. Практически всегда ищет одобрения своим действиям; болезненно воспринимает критику коллег и руководителя.

Приложение 3

Результаты исследования уровня развития компетентности педагогов

(по «Шкале профессиональной компетентности педагогических кадров ДОУ», предложенной  Е.Н. Ноздриной)

на начало 2013-2014 учебного года

Качественная характеристика полученных результатов показывает, что у большинства педагогов средний уровень профессиональной компетентности (27 чел - 75%), данные педагоги владеют учебным материалом и методиками, способны осуществлять анализ теории и практики воспитания и обучения, однако редко принимают самостоятельное участие в публичных мероприятиях, требующих демонстрации личного опыта, им требуется  признание со стороны администрации. Поэтому они охотно выполняют задания и поручения.

Высокий уровень профессиональной компетентности выявлен у 15 %  педагогов (5 чел). Для данных педагогических работников свойственно стремление к исследовательской деятельности; ярко выраженное чувство нового. Они стремятся к творческому преобразованию опыта на основе актуальных потребностей. Доминирующими внутренними мотивами педагога являются личностный, профессиональный рост, возможность экспериментирования, творчество, самовыражение, стремление продемонстрировать свои способности, уровень собственных достижений, проявить инициативу.

Низкий уровень профессиональной компетентности выявлен у 10 % педагогов (4 чел.). Основными трудностями данных сотрудников является отсутствие личностной мотивации к профессиональному росту, нежелание

осваивать новшества. Они не проявляют инициативу в представлении педагогического опыта, не стремятся участвовать в выступлениях перед коллективом.

Приложение 4

Результаты исследования уровня развития компетентности педагогов

(по «Шкале профессиональной компетентности педагогических кадров ДОУ», предложенной  Е.Н. Ноздриной)

на конец 2013-2014 учебного года

Качественная характеристика полученных результатов показывает, что у большинства педагогов средний уровень профессиональной компетентности (18 чел -51%), данные педагоги владеют учебным материалом и методиками, способны осуществлять анализ теории и практики воспитания и обучения, однако редко принимают самостоятельное участие в публичных мероприятиях, требующих демонстрации личного опыта, им требуется  признание со стороны администрации. Поэтому они охотно выполняют задания и поручения.

Высокий уровень профессиональной компетентности выявлен у 45 %  педагогов (16 чел). Для данных педагогических работников свойственно стремление к исследовательской деятельности; ярко выраженное чувство нового. Они стремятся к творческому преобразованию опыта на основе актуальных потребностей. Доминирующими внутренними мотивами педагога являются личностный, профессиональный рост, возможность экспериментирования, творчество, самовыражение, стремление продемонстрировать свои способности, уровень собственных достижений, проявить инициативу.

Низкий уровень профессиональной компетентности выявлен у 4 % педагогов (1 чел.). Основными трудностями данных сотрудников является отсутствие личностной мотивации к профессиональному росту, нежелание

осваивать новшества. Они не проявляют инициативу в представлении педагогического опыта, не стремятся участвовать в выступлениях перед коллективом.

        Сравнительный анализ результатов исследования уровня развития компетентности педагогов  (по «Шкале профессиональной компетентности педагогических кадров ДОУ», предложенной  Е.Н. Ноздриной), полученных на начало и на конец учебного года показывает положительную динамику профессионального развития педагогов. В результате проектной деятельности, увеличилось число педагогов, с уровнем развития профессиональной компетентности, соответствующий высокому показателю (на 11 человек – 30%). При этом педагоги, уровень профессиональной компетентности которых характеризовался как средний или низкий, стали проявлять творческую активность и более охотно демонстрировать свои достижения педагогической практики коллегам, посредством участия в коллективных мероприятиях проекта, в конкурсах профессионального мастерства и т.д. Качественные  изменения в профессионально-личностной позиции педагога по отношению к собственной профессиональной компетентности и саморазвитию отражаются и в результатах сравнительного анализа проявлений активной позиции по отношению к профессиональному развитию (Приложение 5).

Приложение 5

Сравнительный анализ «категорийного»  уровня

педагогических кадров ДОУ

за 2011-2014 г.г.

Период

Высшая

категория

 (чел)

Первая

категория

 (чел)

Вторая

категория

(чел)

Отсутствие категории

(чел)

2011-2012 учебный год

0

9

9

18

2012-2013 учебный год

0

9

9

18

2013-2014 учебный год

0

11

9

16

Повышение профессиональной квалификации педагогов ДОУ через обучение на курсах повышения квалификации за 2011-2013 г.г.

Период

Прошли

КПК

(чел)

2011-2012 учебный год

0

2012-2013 учебный год

2

2013-2014 учебный год

11

Участие педагогов ДОУ в конкурсах профессионального мастерства

 за 2011-2013 г.г.

Период

Участвовали в конкурсах профессионального мастерства

(чел)

2011-2012 учебный год

5

2012-2013 учебный год

12

2013-2014 учебный год

28


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Распространение педагогического опыта по теме: Проект "Город Колобков"

Целью этого проекта является самореализация детей в деятельности, в игре с помощью игровых персонажей, сказочных героев, близких и знакомых им с детства; развитие активности, самостоятельности, умения...

Выступление на окружном мероприятии "Круглый стол" по теме: "Научно-методическая работа педагогического коллектива по реализации проектов "Классическая музыка в детском саду" и "Театр в детском саду"

Тема доклада :Влияние театрализованной деятельности на развитие эстетического вкуса ребенка-дошкольникаСовременная дошкольная педагогика располагает разнообразными сферами воспитательно-образовательно...

Проектирование - одно из эффективных систем творческого взаимодействия всех педагогических работников, воспитанников, родителей. Проект "Город мастеров"

Проект - это способ совместной деятельности, согласования взглядов, идей, приемов, средств для достижения общей цели. Метод проектов :-включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, п...

Проект "Широкая Масленица!" В рамках "Городской педагогической гостиной" по распространению педагогического опыта. Презентация к проекту с описанием празднования народного праздника по дням недели.

Проект "Широкая Масленица" продолжался в течение трёх месяцев с декабря по февраль. В мероприятии участвовали все группы детского сада,педагогический состав и родители наших воспитанников. В...

Выступление-доклад на педагогическом совете ДОУ "Нормативный проект. Этапы работы над проектом"

Выступление-доклад на педагогическом совете ДОУ "Нормативный проект. Этапы работы над проектом". Материал будет полезен для воспитателей дошкольных учреждений.Нормативная проектная деятельно...