«Тематическая проверка педагогов по реализации требований ФГОС ДО к образовательной деятельности»
методическая разработка на тему

Харалгина Наталия Александровна

Разработчики ФГОС ДО еще не представили «Карты нормативных педагогических компетенций воспитателя». Многие аспекты оставлены на разработку практикам. Чтобы воспитатели могли реализовать на практике принципы, цели и задачи ФГОС, они должны иметь высокий уровень профессионализма, владеть педагогическими компетенциями, необходимых для создания условий развития детей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodich_razrabotka_kontrol_realizatsii_trebovaniy_fgos.docx26.8 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщение практического опыта старшего воспитателя КУ «Детский противотуберкулезный санаторий имени Е.М.Сагндуковой»

«Тематическая проверка педагогов по реализации требований ФГОС ДО к образовательной деятельности»

Контроль деятельности педагогов- один из этапов работы старшего воспитателя. В настоящий момент ему отводится ответственная функция- привести образовательную деятельность в учреждении в соответствии с требованиями ФГОС ДО (приказ Минобрнауки России от 17.10.2013г. № 1155 «Об утверждении ФГОС ДО).

Чтобы воспитатели могли реализовать на практике принципы, цели и задачи Стандарта, они должны иметь высокий уровень профессионализма, владеть педагогическими компетенциями, необходимых для создания условий развития детей. Для этого в Детском противотуберкулезном санатории разрабатывается внутренняя система повышения квалификации педагогов и используются различные варианты оценки качества образовательного процесса.

Разработчики ФГОС ДО еще не представили «Карты нормативных педагогических компетенций воспитателя». Многие аспекты оставлены на разработку практикам. Поэтому мы сформулировали собственные критерии оценки образовательной деятельности в Детском противотуберкулезном санатории воспитателей с детьми, на основании требований ФГОС ДО, сгруппировав их по темам и внесли в таблицу для фиксации результатов контроля (оперативного, тематического или сравнительного.

На начальном этапе каждого педагога ознакомили с вопросами контроля. Для того, что бы они могли познакомиться к проверке и продумать виды и содержание образовательной деятельности с пациентами санатория.

На что мы обратили внимание при формулировании критериев оценки? Согласно ФГОС ДО, реализуя образовательную программу Детского санатория, педагоги должны создавать условия для позитивной социализации дошкольников. Перед педагогическим коллективом Детского противотуберкулезного санатория, где ребенок проводит большую часть своего времени, стоит задача создать условия для позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного, морально-нравственного и познавательного развития. При этом должны быть организованы соответствующие дошкольному возрасту виды детской деятельности и сотрудничество ребенка со взрослыми и сверстниками.

Взаимодействуя с каждым ребенком, педагог должен учитывать его индивидуальные особенности и образовательные потребности. Таким образом, можно выделить основные критерии для оценки образовательной деятельности:

  • Всестороннее развитие ребенка;
  • Поддержка позитивной социализации;
  • Индивидуализация образовательной деятельности.

Перед старшим воспитателем Детского санатория встает задача методического контроля, который позволит выявить, использует ли педагог в образовательной деятельности способы и методы позитивной социализации, а именно:

  • Создает условия для эмоционального благополучия детей;
  • Воспитывает у них положительное отношение к окружающим;
  • Формирует коммуникативную компетентность; развивает социальные навыки;
  • Формирует представления о правилах поведения и базовых культурных ценностях;
  • Развивает чувство эмпатии, эмоциональный самоконтроль, самооценку поведения и взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.

Выявить, какие способы и методы поддержки позитивной социализации пациентов использует педагог позволят наблюдения в ходе тематического контроля. Для объективного оценивания и разнопланового подхода к вопросу реализации педагогами требований ФГОС ДО к организации образовательной деятельности и проявления ими соответствующих педагогических компетенций в ходе социализации и нравственного воспитания детей, кроме тематической проверки, можно провести взаимопосещения образовательной деятельности педагогов. Такой двухсторонний мониторинг избавит педагога от ощущения субъективизма в оценки его профессиональной деятельности.

Как работать с табличными форматами фиксации результатов контроля? Чтобы зафиксировать результат наблюдения в таблице, старший воспитатель следующие критерии:

  • «ДА» - достаточный уровень проявления педагогической компетенции;
  • «НЕТ» - не достаточный уровень проявления педагогической компетенций.

Затем осуществляется анализ полученных результатов и делается вывод по итогам проверки. В графе «ПРИМЕЧАНИЕ» можно подробно зафиксировать результат оценки, чтобы указать педагогу на его конкретные достижения или недоработки. По результатам тематического контроля пишется аналитическая справка, в которой дается оценка образовательной деятельности в учреждении и рекомендации и пути устранения недоработки со стороны педагогов.

Тематический контроль осуществляется в виде плановых проверок, который утвержден планом учреждения и доводится до каждого педагога перед началом учебного года. В плане указано в какой период будет проводиться тематическая проверка, поэтому дополнительное предупреждение педагогу не обязательно.

Таким образом, предлагаемы нами варианты тематического контроля (см. таблица №1 и №2) в сочетании с взаимопроверками позволяют совершенствовать процедуру методического контроля и окажут мотивирующее воздействие на педагогов.

Таблица №1

Тематический контроль  к организации образовательной деятельности педагогов КУ  «Детского противотуберкулезного санатория имени Е.М. Сагандуковой»

Вопросы контроля

Критерии оценки (реализуются или не реализуются требования ФГОС ДО)

Примеч

Да

Нет

1. Педагог создает условия для организации специфических форм детской активности с учетом возрастных особенностей воспитанников группы: игры, познавательной и исследовательской деятельности, творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие

2. В ходе общения с детьми педагог инициирует интересные темы с целью формирования у них общей эрудиции и морально-нравственной компетентности

3. В ходе образовательной деятельности педагог приобщает детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства

4. В ходе образовательной деятельности педагог учитывает этнокультурную ситуацию развития детей

5. Образовательная деятельность организуется с учетом индивидуальных потребностей детей группы, связанных с состоянием их здоровья, а также особых образовательных и индивидуальных потребностей детей с ОВЗ

6. В ходе ОД педагог осуществляет развитие индивидуальных способностей детей и необходимую коррекцию их нарушений

7. Для осуществления образовательной деятельности с детьми с ОВЗ используются специальные методические пособия и дидактические материалы

8. Стиль взаимодействия педагога с воспитанниками позволяет обеспечить эмоциональное благополучие детей, охрану их физического и психического здоровья

9. Педагог объединяет процесс обучения и воспитания детей в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил, и норм поведения

10.  В ходе образовательной деятельности педагог создает условия для развития у детей качеств, необходимых для формирования предпосылок учебной деятельности (инициатива, самостоятельность, ответственность)

11.        Содержание образовательных областей реализуется в общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности - как сквозных механизмах развития ребенка

12.        Педагог владеет методами организации разных видов образовательной деятельности и культурных практик (художественной, игровой, образовательной, коммуникативной, исследовательской)

13.С помощью культурных практик педагог создает социальные ситуации развития детей

14.Педагог подбирает оптимальное содержание для ситуаций развития, способствующих позитивной социализации детей

15.Педагог умело применяет различные способы развития

и поддержки детской инициативы, создает условия для развития у детей самостоятельности, творческих способностей

16.В ходе образовательной деятельности используются современные образовательные технологии, в т. ч. ИКТ, с учетом их актуальности при изучении конкретной темы

17.В течение дня организуются разные виды образовательной деятельности художественно-эстетической направленности (самостоятельная художественная деятельность: коллективная изобразительная, театрально-речевая, музыкально-ритмическая, индивидуальное рисование, лепка, аппликация; совместно с педагогом: детский дизайн, подготовка выставок детских работ, изготовление поделок в подарок родителям, оформление декораций к играм-драматизациям и др.)

18.В ходе образовательной деятельности реализуется дифференцированный подход к работе с детьми с учетом их гендерных особенностей

19.Педагог использует разные методы и приемы для индивидуализации образовательной деятельности

20.Образовательная деятельность с детьми с ОВЗ реализуется с учетом индивидуальной траектории развития ребенка; по индивидуальному образовательному маршруту (на основе результатов педагогической и психологической диагностики)

21.С детьми с ОВЗ организуются групповые и индивидуальные коррекционные занятия (по заданию педагога-психолога, учителя-логопеда и других специалистов)

22.Педагог регулярно организует специфические виды деятельности с детьми с ОВЗ с учетом их индивидуальных особенностей

23. Педагог оказывает поддержку родителям в осуществлении ранней коррекционной помощи детям с ОВЗ

24. Педагог взаимодействует с родителями воспитанников с целью психолого-педагогической поддержки, повышения их компетентности в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей на основе индивидуальных потребностей каждой семьи

25.В ходе образовательной деятельности педагог использует авторские методы и приемы образовательного взаимодействия с детьми

26. Активно используются словесные методы и приемы, формирующие положительную самооценку у детей

27. В течение дня педагог организует коммуникативную деятельность с детьми, умело подбирая темы для общения с каждым ребенком

28. С целью формирования у детей социокультурных норм и правил поведения, их позитивной социализации в группе реализуются нормотворческие образовательные проекты

29. В ходе образовательной деятельности прослеживается система приоритетного направления работы данного воспитателя, учитывающая потребности и интересы детей данной группы

30. В ходе образовательной деятельности наблюдаются как давно сложившиеся, так и новые традиции группы, которые формируют и закрепляют социокультурные нормы поведения детей

31. В осуществляемой педагогом образовательной деятельности прослеживается единство развивающих, воспитательных и образовательных задач

Таблица №2

Тематический контроль за реализацией требований ФГОС ДО: создание условий
для поддержки позитивной социализации и индивидуализации дошкольников педагогами  КУ «Детский противотуберкулезный санаторий имени Е.М.Сагандуковой»

Вопросы контроля

Критерии оценки (реализуются или не реализуются требования ФГОС ДО)

Примечание

Да

Нет

1. Содержание образовательной деятельности, стиль взаимодействия с детьми и используемые методы имеют личностно-развивающий характер и способствуют поддержке их позитивной социализации

2. С детьми данной возрастной группы организуются все виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, самообслуживание и элементарный бытовой труд, восприятие художественной литературы и фольклора, познавательно-исследовательская, конструирование из разного материала (конструкторы, модули, бумага, природный и иной материал), изобразительная (рисование, лепка, аппликация), музыкальная (музыкально-ритмические движения, игра на детских музыкальных инструментах), двигательная форма активности детей (овладение основными движениями)

3. Формы и методы работы с детьми соответствуют их возрастным и индивидуальным особенностям

4. Методы и приемы поддержки инициативы детей используются часто и в различных видах деятельности

5. Используемые методы направлены на индивидуализацию образования: поддержку ребенка, построение его образовательной траектории и профессиональной коррекции особенностей его развития

б. Осуществляется оптимизация работы с группой детей

7. Для формирования у детей навыков самообслуживания подобрано соответствующее содержание и используются разнообразные методы и приемы

8. Методы и приемы, направленные на развитие у детей коммуникативных способностей, формирование позитивных и доброжелательных отношений в группе, используются системно

9. Для восприятия детьми художественной литературы и фольклора используются культурные практики

10. Методика организации образовательной деятельности по восприятию детьми художественной литературы и фольклора применяется правильно

11. Для формирования познавательных интересов и познавательных действий детей используются разнообразные методы и приемы организации образовательной деятельности

12. Темы для детского экспериментирования разнообразны и системны

13. Познавательные интересы и познавательные действия детей формируются в различных видах деятельности

14. В ходе образовательной деятельности педагог проявляет уважение к детям, способствует формированию у них положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях

15. Для осуществления образовательной деятельности с отдельной категорией детей, в т. ч. с ОВЗ, используются формы и методы с учетом их особых образовательных потребностей

16.Педагог использует разные методы и приемы, которые способствуют индивидуализации образовательной деятельности: ш учитывает индивидуальные особенности каждого ребенка;

побуждает детей к проявлению интереса к отдельным видам деятельности и активности в выборе ее содержания;

создает условия для взаимодействия детей друг с другом, небольших подгрупп воспитанников, детей и взрослых;

выстраивает образовательную деятельность на основе взаимодействия с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка;

осуществляет поддержку доброжелательного отношения детей друг к другу и их взаимодействия в разных видах деятельности

17.В ходе образовательной деятельности педагог создает социальные ситуации развития детей:

■ обеспечивает эмоциональное благополучие посредством общения с каждым ребенком, проявления уважительного отношения к нему, его чувствам и потребностям;

 ■ осуществляет поддержку индивидуальности и инициативы детей: создает условия для свободного выбора детьми вида деятельности и партнеров; самостоятельного принятия решений, выражения чувств и мыслей

18.Педагог использует разные методы поддержки позитивной социализации воспитанников:

■ оказывает недирективную помощь: поддерживает инициативу и самостоятельность детей в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т. д.);

■ создает условия для формирования доброжелательных отношений между детьми, в т. ч. имеющими ограниченные возможности здоровья; развития коммуникативных способностей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками, и умения работать в группе сверстников;

■ демонстрирует владение приемами построения вариативного развивающего образования, ориентированного на уровень развития, который проявляется у ребенка в совместной деятельности со взрослым и более опытными сверстниками, но не актуализируется в его индивидуальной деятельности (зона ближайшего развития), посредством:

создания условий для овладения детьми культурными средствами деятельности; организации видов деятельности, которые способствуют развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества, личностного, физического и художественно-эстетического развития детей; поддержки спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового времени и пространства; оценки индивидуального развития детей;

■  правильно выстраивает взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, вовлекает их в образовательную деятельность, в т. ч. посредством реализации образовательных проектов на основе выявленных потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи

19. В ходе режимных моментов активно используются разные формы художественного слова (потешки, загадки, пословицы, поговорки, рассказы и др.)

20. В ходе режимных моментов решаются воспитательные, развивающие и образовательные задачи развития

21. Педагог создает условия для всестороннего развития личности воспитанников в основных видах детской деятельности: игровой, познавательной, исследовательской (исследование объектов окружающего мира и экспериментирование с ними) и экспериментальной (с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.))

22. В ходе образовательной деятельности педагог решает задачи формирования общей культуры личности каждого ребенка, в т. ч. ценностей здорового образа жизни, развития социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности

23. Используются эффективные методы формирования у детей культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания

24. Педагог использует в работе методы организации коммуникативного и практико-ориентированного взаимодействия с детьми, методы организации общения детей со сверстниками

25. Педагог правильно осуществляет руководство всеми видами игровой деятельности детей, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и др.

26.Педагог владеет технологиями организации различных форм двигательной активности детей: утренней гимнастики, физминуток, гимнастики пробуждения, подвижных игр на все основные виды движений спортивных игр, физкультурных занятий на прогулке

27.Педагог умело использует методы формирования у детей навыков самообслуживания и элементарного бытового труда (в помещении и на улице)

28.Используются эффективные методы обучения и руководства конструктивными видами деятельности.

Предлагаемые детям темы для конструирования из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал, педагогически целесообразны        

29.Используется методы и приемы для развития изобразительных и творческих способностей детей в ходе художественно-изобразительной деятельности (в индивидуальной и подгрупповой формах): рисование, лепка, аппликация

30.Педагог владеет методиками организации культурных практик (художественной, игровой, организационной, образовательной, коммуникативной, исследовательской), которые создают социальную ситуацию развития детей.

31.В ходе образовательной деятельности используется комплекс методов для решения коррекционно-развивающих, образовательных и воспитательных задач

32.Образовательная деятельность организуется с учетом «зоны актуального и ближайшего развития» детей

33.Для позитивной социализации детей используются различные виды общения и ситуации развития с опорой на их содержательный аспект

34.С целью приобщения детей к традициям семьи и общества педагог организует различные виды деятельности и культурных практик с учетом специфики этнокультурных условий

35.Педагог разрабатывает и реализует с детьми разные виды образовательных проектов:

■ исследовательский;

■ практико-ориентированный (конструктивный);

■ информационно-ориентированный;

■ творческий


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс для педагогов "Квест-технология и опыт её применения в образовательном процессе ДОУ при реализации требований ФГОС ДО"

Мастер - класс для педагогов "Квест-технология и опыт её применения в образовательном процессе ДОУ при реализации требований ФГОС ДО"...

Буклет для педагогов «Квест - технология и опыт ее применения в образовательном процессе ДОУ при реализации требований ФГОС ДО»

Виды квестов и принципы организации их в образовательной деятельности с детьми дошколниками....

Мастер-класс для педагогов "Использование инновационной квест технологий в организации образовательного процесса при реализации требований ФГОС ДО".

quot;Использование инновационной квест технологий в организации образовательного процессапри реализации требований ФГОС-ДО"....

Мастер - класс для педагогов .Квест технология и её применение в образовательном процессе ДОУ при реализации требований ФГОС ДО

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад №4» МАСТЕР-КЛАССдля педагогов«Квест - технология и опыт ее примененияв образовательном процессе ДОУпри ...

МАСТЕР-КЛАСС для педагогов «Квест - технология и опыт ее применения в образовательном процессе ДОУ при реализации требований ФГОС ДО»

МАСТЕР-КЛАССдля педагогов«Квест - технология и опыт ее примененияв образовательном процессе ДОУпри реализации требований ФГОС Цель: формирование готовности педагогов к применению в образова...

Мастер-класс для педагогов « Квест - технологии в образовательном процессе ДОУ при реализации требований ФГОС ДО».

ЦЕЛЬ: оказание практической помощи педагогам в использовании Квест-технологии в условиях реализации ФГОС ДО....