Педагогический совет по экспериментальной деятельности дошкольников (пакет материалов для проведения мероприятия)
методическая разработка на тему

Тимофеева Елена Анатольевна

Пакет материалов содержит полную разработку подготовки и проведения педагогического совета по теме "Опытно-экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников": план тематического контроля, аналитическую справку, вопросы для педагогов, сценарий педсовета.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированной направленности №1» города Сосновоборска

Сценарий

проведения педсовета по теме

«Опытно-экспериментальная деятельность, как средство развития познавательной активности»

в МАДОУ ДСКН №1 г.Сосновоборска.

Ведущий. Добрый день!

Тема педсовета: Опытно-экспериментальная деятельность, как средство развития познавательной активности.

Цель: систематизация и знаний педагогов по развитию экспериментальной деятельности детей, совершенствование педагогического мастерства.

Форма: деловая игра.

На педсовете присутствует …….. педагогов, что является большинством, считаю возможным начать педсовет.

Гости: ……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….

Родители наших воспитанников:  

……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

Секретарь, он же хранитель времени: _________________. Прошу Вас занять свое место.

План проведения педсовета:

1. Актуальность выбранной темы (Заведующий МАДОУ ______________)

2. Аналитическая справка по результатам тематического контроля (Старший воспитатель ___________________)  

3. Деловая игра.

4. Выработка решения педсовета.

Для проведения игры нам необходимо разделиться на две команды, тех у кого в руках оранжевые шарики, попрошу пройти за оранжевый стол, у кого белые за белый.

Заведующий МАДОУ. Актуальность выбранной темы педсовета объясняется современными требованиями к организации дошкольного образования и анализом ситуации в нашем учреждении.

Что я слышу -  забываю.

Что я вижу - я помню.

Что я делаю - я понимаю.

Конфуций.

В концепции модернизации российского образования определено, что «развивающему обществу нужны современно образованные, нравственные предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются любознательностью, динамизмом, конструктивностью, развитым чувством ответственности за судьбы страны».

В федеральном государственном образовательном стаедарте дошкольного образования обращено внимание на развитие активности, инициативы и самостоятельности детей. Формированию данных качеств личности способствует развитие познавательной активности.

Познавательная     активность   возникает   на основе   рефлекса  «что такое?», а проявляется она в бесконечных детских «почему?».

Не случайно, я представила вам высказывание Конфуция: «Что я слышу-забываю, что я вижу - я помню, что я делаю – я понимаю». Ни для кого не секрет, что усваивается всё прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит и делает сам.

Среди возможных средств развития познавательной активности дошкольников особого внимания заслуживает детское экспериментирование. Именно оно позволяет объединить в себе все три параметра: слышу, вижу, делаю сам.

Дети любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, наряду с игрой, а в первые три года – практически единственным способом познания мира. Эта деятельность, равноценно влияет на развитие личности ребёнка также как и игровая. В идеале наличие этих двух истинно детских видов деятельности является благоприятным условием для развития дошкольников.

В основе экспериментальной деятельности дошкольников лежит жажда познания, стремления к открытиям, любознательность, потребность в умственных впечатлениях, и наша задача удовлетворить потребности детей, что в свою очередь приведёт к интеллектуальному, эмоциональному развитию.

Сегодня в дошкольном образовании остро стоит проблема организации основного ведущего вида деятельности в познании  - экспериментирование. В нашем детском саду мы создаём условия для развития познавательной активности ребёнка средствами экспериментальной деятельности.

С результатами тематического контроля нас ознакомит старший воспитатель___________________________.

Итак, начинаем нашу игру, за каждый правильный ответ команда получает один жетон.

Задание 1. «Мозговой штурм».

Чтобы начать наш разговор, необходимо определиться в понятиях:

Как вы думаете что такое «Экспериментальная деятельность»

А что же про это говорят дети.

Фильм «Объяснялки»

Таким образом, определяем, что экспериментальная деятельность – это деятельность, которая позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, ответах, установленных закономерностях.

В качестве разминки «Перестрелка». Называйте по одному:

Какие качества личности развиваются у ребенка в процессе экспериментальной деятельности?

Любознательный-активный, способный решать интеллектуальные задачи (проблемы) адекватные возрасту, способный управлять своим поведением, овладевший средствами и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

Назовите формы работы по развитию экспериментальной деятельности с детьми?

Наблюдение, экспериментирование, исследовательская деятельность, конструирование, развивающие игры, беседа, рассказ, создание коллекций, проектная деятельность, проблемные ситуации.

Задание №2. В конвертах на ваших столах, находятся элементы структуры детского эксперимента. Ваша задача разложить их на мольберте в правильном порядке. Обсуждение 1 минута.

Задание №3. На зеленых карточках представлено название опыта и его содержание, ваше задание смоделировать первые три части структуры эксперимента и показать их на команде соперников. Обсуждение 5 мин.

Задание №4. Для эффективной организации экспериментальной деятельности, необходимо создавать оптимальные психолого-педагогические условия. Задание командам нарисовать эту модель в творческой форме. Время выполнения 5 минут.

Рассмотрим нашу модель. Одно из главной составляющей является психологический комфорт, он зависит от умения взрослого руководящего экспериментальной деятельностью, создать ситуацию успешности для каждого ребенка.

Задание 5. Обсуждение педагогических ситуаций.

Внимательно смотрим сюжет, обсуждаем, что получилось, что нет, и как поступить.

Время обсуждения 1 минута

Задание 6. Разработка правил  поддержания интереса к экспериментальной деятельности у детей.

Любой вид деятельности, в том числе экспериментирование, будет осуществляться, пока у детей есть интерес.

Задание командам: разработать правила поддержания интереса к экспериментальной деятельности у детей.

Возьмите синие карточки и прочтите задание. Одна команда разрабатывает правила «Что нужно делать», а другая команда «Чего делать нельзя»

Время работы 3 минуты.

Задание 7.  Создание развивающей среды в группе.  «Выбери по возрасту»

Вернёмся к нашей модели. Рассмотрим следующий блок: развивающая среда. Из аналитической справки мы увидели, что во всех группах есть уголки экспериментировании, но содержание их подобрано без учёта возраста детей. Отсюда следующее задание.

Возьмите красные карточки. Из предложенного списка  материалов выберите соответствующие возрасту, указанному на карточке.

Время работы 2 минуты.

Передайте выполненную работы команде соперников и проверьте правильность выбора с помощью слайда. 

Время работы 1 минута

Обратимся к нашей модели. У нас остался ещё один блок «Содержание», который включает в себя картотеку опытов, перспективное планирование, разработка этих разделов требует долговременной и кропотливой работы. Предлагаю организовать работу творческой группы по их разработке.

Таким образом, мы подошли к обсуждению решения педсовета.

Слово для зачтения проекта решения педагогического совета предоставляется __________________________.

У кого будут дополнения и предложения?

Принятие решения.

Рефлексия.

План тематического контроля к педсовету

Тема: «Опытно-экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников»

Сроки: …………….

Цель: путем всестороннего обследования воспитательно-образовательного процесса и последующего педагогического анализа оценить уровень умений педагогов по организации опытно-экспериментальной деятельности, выяснить причины и факторы, определяющие качество педагогической работы по развитию у детей познавательной активности через организацию опытно-экспериментальной деятельности дошкольников.

№ п/п

Направления  контроля

Форма, методы

контроля

Время

1

Анализ НОД (с точки зрения деятельности
воспитателя на занятии)

Посещение периодов НОД

2

Анализ организации предметной среды для развития у детей дошкольного возраста познавательной активности через организацию опытно-экспериментальной деятельности

Наблюдение, беседы с воспитателями

3

Анализ планирования воспитательно-образовательной работы организации опытно-экспериментальной деятельности

Проверка планов воспитательно-образовательной работы

Справка

по результатам тематического  контроля

 «Организация экспериментальной деятельности воспитанников ДОУ»

от ____________г.

В соответствии с годовым планом работы, на основании приказа  заведующего МАДОУ ДСКН №1 г.Сосновоборска от …….. г. №…  в период с  ___________ по _________20 …года  проведен тематический контроль организации экспериментальной деятельности детей.

 Тематический контроль проведен   комиссией в составе:

______________., заведующий МАДОУ,

______________, старший воспитатель.

Цель контроля: путем всестороннего обследования воспитательно-образовательного процесса и последующего педагогического анализа оценить уровень умений педагогов по организации опытно-экспериментальной деятельности как средства развития познавательной активности дошкольников.

В ходе тематического контроля изучались следующие направления работы:

  • эффективность работы педагогов по организации и руководству экспериментальной деятельностью;
  • условия, созданные в группах для организации экспериментальной деятельности дошкольников;
  • место экспериментальной деятельности дошкольников в планировании воспитательно-образовательной работы.

Результаты просмотра непосредственно образовательной деятельности по экспериментированию.

В рамках тематического контроля воспитатели 10 групп представили своё видение проблемы организации экспериментальной деятельности. Воспитатели 3 групп не представили свои умения в организации экспериментальной деятельности детей по объективным причинам.

ФИО воспитателя

Критерии

Соблюдение структуры ЭД

Умение создавать проблемную ситуацию

Владение приёмами активизации речевой и мыслительной деятельности

Создание ситуации свободного высказывания детьми суждений

Отбор содержания ЭД

Технические вопросы организации ЭД

Цыплята

+

+

+

+

Лимончики

Смешарики

Солнышко

+

+

+

+

+

Звёздочки

+

+

Премьера

+

+

Апельсин

+

+

+

+

+

Ромашково

+

Фиалка

+

+

Колокольчики

+

+

+

+

+

Качественный анализ экспериментальной деятельности показал что:

  • Только 40 % педагогов соблюдают структуру экспериментальной деятельности;
  • 50% педагогов владеет приёмами активизации речевой и мыслительной деятельности воспитанников;
  • 60% воспитателей умеют создавать и поддерживать  ситуации свободного высказывания детьми суждений
  • 60% воспитателей осуществляют отбор содержания экспериментальной деятельности в соответствии с конкретными задачами;
  • 70% педагогов владеют приёмами рациональной организации развивающей среды в рамках конкретной экспериментальной деятельности;
  • Создание и развитие проблемной ситуации вызвало у воспитателей наибольшие затруднения. Ни один из воспитателей не показал это умение в рамках тематического контроля.

Таким образом, анализ непосредственно образовательной деятельности с включением детского экспериментирования показал, что воспитатели не достаточно владеют приёмами организации экспериментальной детской деятельности.

Основные ошибки:

Несоблюдение структуры  экспериментальной деятельности

Недостаточная активизация речевой деятельности детей, посредством вопросов поискового и проблемного характера.

Отсутствие у детей возможности высказывать свои предположения и предложения по проведению эксперимента, умозаключения по итогам работы. Чаще это делают сами воспитатели.

Не все воспитатели четко продумывают рациональную организацию деятельности (размещение детей, оборудования) и понимают свою роль в детском экспериментировании.

Не проводится отбор содержания деятельности в зависимости от возраста и условий (неоправданно большое  количество опытов).

Анализ развивающей среды групп по данной теме выявил, что уголки экспериментирования имеются в каждой группе, но не  соответствуют содержанию деятельности по экспериментированию в данном возрасте.

Результаты проверки планов воспитательно-образовательной работы

Критерии

Планирование ЭД в периоды НОД(оборудование, проблемная ситуация)

Планирование ЭД на прогулке

Планирование ЭД в утренние и вечерние  часы

Наличие системы в планировании ЭД

Цыплята

+

Рыбки

+

Лимончики

+

+

Смешарики

+

+

Солнышко

+

+

+

Звёздочки

+

+

Премьера

+

+

+

Гномики

+

Апельсин

+

Ромашково

+

+

Фиалка

+

+

Колокольчики

+

+

+

Анализ планов воспитательной работы за декабрь и  январь текущего учебного  года позволил сделать следующие выводы:

  1. В рамках непосредственно образовательной деятельности не планируется детское экспериментирование. В планах не прописываются оборудование, интеграция ОО,  методы организации исследовательской деятельности.
  2. Во всех группах на прогулке активно используются наблюдения, простейшие опыты и эксперименты с природными материалами. В группах Смешарики, Лимончики, Солнышко, Ромашково, Колокольчики, Фиалка, Звёздочки, Премьера (всего 8 групп) педагоги планируют опыты, наблюдения, исследовательскую деятельность в утренние и вечерние часы
  3. Система планирования экспериментальной деятельности прослеживается в 3 группах (Колокольчики, Солнышко, Премьера).

Таким образом, результаты тематического контроля свидетельствуют о том, что вопросы эффективного использования экспериментирования как педагогического средства формирования познавательной активности дошкольников не решены в нашем учреждении в полной мере.

По итогам  контроля  комиссия рекомендует:

Актуализировать свои знания по данной теме средствами  методической литературы, электронных ресурсов.

Продумывать организационный  момент и мотивацию деятельности экспериментирования,

Необходимо предусматривать форму обобщения и фиксации результата эксперимента (речевая или продуктивная), его практическое применение,

Использовать методы и приёмы, повышающие речевую активность детей (вопросы поискового характера, возможность высказывать предположения, предложения, умозаключения и т.п.)

Уточнить содержание уголков экспериментирования в соответствии в возрастной группой.

Систематизировать материалы для детского экспериментирования

Собрать по каждому возрасту картотеку видов деятельности по экспериментированию, описания опытов и экспериментов.

При планировании НОД включать элементы экспериментирования, учитывая тематику недели, интеграцию ОО, прописывать оборудование, методы организации исследовательской деятельности, фиксацию и обобщение результатов опытов и наблюдений,

Планировать систематически организацию детских экспериментов и занимательных опытов в утренние и вечерние часы, в самостоятельной деятельности детей.

Включать в планы ВОР просветительскую деятельность по вовлечению родителей в организацию экспериментирования в домашних условиях.

Члены комиссии:                                      ______________, заведующий

                                                                  _______________, ст.воспитатель

         Справку подготовил:            

 старший воспитатель  Е.А. Тимофеева

Справка заслушана на педагогическом совете:

                                                                                            протокол №  2   от   ______                                        

Приложение 1.

Приложение 2.

ТЕЗАУРУС (от греч. θησαυρός — сокровище, сокровищница), в общем смысле –                        

специальная терминология

ЭКСПЕРИМЕНТ (от лат. experimentum — проба, опыт), также опыт, в научном методе — метод исследования некоторого явления в управляемых условиях. Отличается от наблюдения активным взаимодействием с изучаемым объектом. Обычно эксперимент проводится в рамках научного исследования и служит для проверки гипотезы, установления причинных связей между феноменами. Эксперимент — это метод исследования, который воспроизводится в описанных условиях неограниченное количество раз, и даёт идентичный результат.

ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ − деятельность, которая позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, ответах, установленных закономерностях.
Экпериментальная деятельность
 принципиально отличается от любой другой тем, что образ цели, определяющий эту деятельность, сам еще не готов и характеризуется неопределенностью, неустойчивостью.

 ПОЗНАНИЕ  - усвоение чувственного содержания переживаемого, или испытываемого, положения вещей, состояний, процессов с целью нахождения истины. Познанием называют как (неточно) процесс, который правильнее было бы обозначить словом «познавание», так и результат этого процесса.

ПРОБЛЕМА  (греч. problema - преграда, трудность, задача) - в широком смысле - сложный теоретический или практический вопрос, требующий разрешения; в узком смысле - ситуация, характеризующаяся недостаточностью средств для достижения некоторой цели.

ГИПОТЕЗА (от греч. hipothesis — основание, предположение) — положение, выдвигаемое в качестве предварительного, условного объяснения некоторого явления или группы явлений; предположение о существовании некоторого явления.

ЛЮБОЗНА́ТЕЛЬНОСТЬ, любознательности, мн. нет, жен. (книжн.). Стремление к приобретению всё новых знаний. (Он с детства отличался любознательностью).|| Живой интерес по всему тому, что может обогатить жизненный опыт, дать новые впечатления. (С юношеск6ой любознательностью осматривал музеи и картинные галереи).

Проект решение педагогического совета №2 от _____________года

  1. Признать работу учреждения по организации экспериментальной деятельности удовлетворительной.
  2. Продолжать создавать в ДОУ психолого-педагогические условия для развития экспериментальной деятельности, соответственно возрасту и комплексно-тематическому планированию.

Ответственные: воспитатели. Срок: в течение года

  1. Пересмотреть календарное планирование в соответствии с данными рекомендациями, уделив должное внимание детскому экспериментированию.

Ответственные: воспитатели. Срок: в течение года

  1. Разработать картотеку экспериментов и включить материалы картотеки в комплексно-тематическое планирование

Ответственные: воспитатели. Срок: в течение года

  1. Рекомендовать пополнить центры экспериментирования в соответствии с программными требованиями и возрастом детей, обеспечить систематическую смену материала и свободный доступ детей к ним.

Ответственные: воспитатели. Срок: в течение года

  1. Используя материалы педсовета, подготовить и провести консультации для родителей на тему «Растим любознательных»

Ответственные: воспитатели. Срок: февраль-апрель, 20__ г.

  1. Провести в ___________учебном году смотр-конкурс уголков экспериментирования.

Ответственные: старший воспитатель. Срок: август-октябрь, 20__ г.

  1. Контроль исполнения решения педагогического совета

Ответственные: заведующий ДОУ, старший воспитатель.

Срок: в соответствии с годовым планом и планом должностного контроля.

Вопросы к педсовету.

Уважаемые педагоги, предлагаем Вам вопросы для размышления по тематике педсовета.  Постарайтесь найти ответы, воспользовавшись методической литературой, электронными ресурсами.

  1. Что вы подразумеваете под понятием «познавательная деятельность», «экспериментальная деятельность»?
  2. Что такое "проблема"?
  3. Что такое "гипотеза"?
  4. Что такое "проект"?
  5. Как вы понимаете термин "эксперимент"?
  6. Какие интегративные качества личности развиваются у ребенка в процессе экспериментирования?
  7. Какова структура  экспериментальной деятельности?
  8. Какие формы поисково-познавательной деятельности можно использовать в работе с дошкольниками?
  9. Психолого-педагогические условия для осуществления экспериментальной деятельности.
  10. Как необходимо выдвигать гипотезы? (Например, существует детская проблемная ситуация: как птицы узнают дорогу на юг? В данном случае могут быть такие гипотезы: птицы определяют дорогу по солнцу и звездам; они сверху видят растения и деревья, которые указывают им направление полета; птицы находят теплые воздушные потоки и летят по ним и т.д.)
  11. Какие вопросы нужно задавать в процессе экспериментальной деятельности?
  12. Какие вопросы должен задавать ребёнок в  процессе познания?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на педагогическом совете "Поисково-исследовательская деятельность дошкольников"

Поисково-исследовательская  деятельность дошкольников (из опыта работы)...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЭФФЕКТ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА

Ребёнок – это исследователь. Важными чертами поведения детей являются открытие новых впечатлений, наблюдательность, любознательность. Дети экспериментируют, ищут сведения о природе, окружающем мире. З...

Доклад на педагогическом совете "Опытно-экспериментальная деятельность как средство экологического воспитания дошкольников".

Одним из средств экологического воспитания дошкольников является опытно-экспериментальная деятельность. В данном материале говорится об основных принципах и методах экспериментальной деятельности. При...

Конспект педагогического совета "Организация игровой деятельности дошкольников и руководство ею"

Конспект педагогического совета "Организация игровой деятельности дошкольников и руководство ею"...

Выступление на педагогическом совете: «Особенности организации экспериментальной деятельности дошкольников»

Выступление на педагогическом совете: «Особенности организации экспериментальной деятельности дошкольников»...