Конспект педагогического совета "Организация игровой деятельности дошкольников и руководство ею"
методическая разработка
Конспект педагогического совета "Организация игровой деятельности дошкольников и руководство ею"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ped_sovet.docx | 34.98 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 26»
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ
«Организация и развитие игровой
деятельности дошкольников и руководство ею»
Арзамас, 2019
Цель: повысить значимость организации игры в воспитательно-образовательном процессе ДОУ
Задачи:
- Актуализировать имеющиеся у педагогов знания по организации игровой деятельности воспитанников.
- Способствовать использованию в практике современных требований к организации игры в ДОУ.
Подготовка к педсовету:
1) Тематическая проверка с целью выявления эффективности системы работы педагогов по игровой деятельности и развитию игровых навыков у детей дошкольного возраста.
2) Консультирование педагогов при подготовке к выступлению на педсовете.
3) Методические рекомендации для педагогов «Программные задачи по организации игровой деятельности»
4) Семинар «Организация игровой деятельности дошкольников в свете требований ФГОС»
5) Выставка в методическом кабинете методической литературы и рекомендаций по игровой деятельности.
6) Изготовление информационных листов для педагогов «Памятка по организации игровой деятельности детей», «Программные задачи организации игровой деятельности»
7) Открытый показ игровой деятельности. Сюжетно-ролевая игра – Адякин Л.Г., режиссерская игра – Кашаева Е.Н.
План педсовета
- Анализ выполнения решения предыдущего педсовета
- Вступительное слово «Современная практика организации игровой деятельности» (заведующий ДОУ)
- Игровая деятельность по ФГОС ДО (ст. воспитатель)
- Результаты тематической проверки (ст. воспитатель)
- Особенности руководства сюжетно-отобразительной игрой детей раннего возраста (Гузова О.В.)
- Развитие театрально-игровой деятельности дошкольников (воспитатель Пруссакова В.Ф.)
- Презентация дидактической игры для детей раннего возраста «Сенсорный куб» (Гумышкина Л.В.)
- Особенности организации предметно-пространственной среды для активизации игровой деятельности дошкольников (воспитатель Вязова О.В.)
- Деловая игра для воспитателей «Игра – это серьезно!»
- Принятие решения.
Ход педсовета:
1. Анализ выполнения решений предыдущего педсовета.
2. Вступительное слово «Современная практика организации игровой деятельности»
Начать сегодняшний педсовет хотелось бы со стихотворения:
«Вернитесь в своё детство,
Побудьте с нами в нём,
И лучшими друзьями
Мы взрослых назовём».
«Игра – ведущий вид деятельности дошкольника». С этим положением никто не спорит. Но как это реализуется в современной практике? С каждым новым поколением детей меняется игровое пространство детства. Социализация нынешних бабушек и дедушек проходила во дворах, где они целыми днями гоняли мяч, играли в «казаков-разбойников», прыгали через скакалку. Их дети были вовлечены в дворовую субкультуру уже не так сильно. Современное поколение и вовсе предпочитает коллективным дворовым играм - индивидуальные компьютерные. Впрочем, это предпочтение во многом формируется вечно спешащими взрослыми: у много работающих мам и пап просто нет времени, бабушки и дедушки живут отдельно от внуков и тоже работают, ну а воспитатели усиленно готовят детей к школе. Эта тенденция характерна не только для нашей страны, но и для всего мира. Ученые и педагоги всех стран говорят о необходимости вернуть детям право на игру. В Федеральном государственном образовательном стандарте ДО игра рассматривается как важное средство социализации ребенка, его развития.
Право играть зафиксировано в Конвенции о правах ребенка (ст.31).
Вместе с тем это право нарушается значительно чаще, чем другие права ребенка. Причины нарушений:
1) непонимание взрослыми важности игры;
2) отсутствие безопасного пространства для игры;
3) неадекватная политика чиновников;
4) отсутствие соответствующей предметной среды, поддерживающей игру:
5) давление образовательных задач и приоритет обучающих действий;
6) полное отсутствие игры в школе;
7) жесткое программирование свободного времени детей;
8) технологизация и коммерциализация детской игры.
Главная причина — право на игру декларативно признается, но не обеспечивается педагогами, родителями, чиновниками.
ФГОС ДО вернули педагогам (и, главное, детям) право на игру. Возвращение оказалось радостным и мучительным одновременно. Как обеспечить достаточное время для сюжетно-ролевой игры в течение дня? Как создать условия для оптимизации игровой активности дошкольников? Как поддержать игру, а не управлять действиями детей? Эти и другие вопросы мы и попытаемся решить на сегодняшнем заседании Педсовета.
3. «Развитие игровой деятельности в свете ФГОС ДО»
«Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается удивительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». В.А.Сухомлинский.
Тема педсовета выбрана не случайно. К сожалению, наши дети стали меньше играть. Исследования показывают, что у ребят отсутствуют игровой опыт и умение развивать игровой сюжет. У детей мало впечатлений, эмоций, без которых невозможно развитие игры. Большинство впечатлений дети получают из телевизионных передач, компьютерных игр, качество которых оставляют желать лучшего. Педагоги стремятся выполнить «социальный заказ» родителей, т. е. обучить и подготовить детей к школе. Время, отведённое для игры, заполняется чтением книг, подготовкой к праздникам, организационными видами деятельности. Некоторые родители поздно приводят детей в детский сад и рано забирают. Многие родители считают игру ненужным, пустым времяпрепровождением. Взрослые не играют вместе с ребёнком. Сегодня игра во многом претерпевает существенные изменения. Это не только появление новых игр – компьютерных, видеоигр. Это новый ориентир игры, необходимость перестраивать активность современного ребенка в соответствии с запросами времени. Но, детям нужно играть, учиться взаимодействовать, внимать новым веяниям педагогики и воспитания, тогда они превратятся в адаптированных, коммуникабельных взрослых, способных помогать друг другу и взаимодействовать друг с другом.
Игра - что может быть интересней и значимей для ребёнка? Это и радость и познание, и творчество. Это то, ради чего ребёнок идет в детский сад. А.С. Макаренко писал: «Игра имеет в жизни ребёнка такое же значение, как у взрослого деятельность – работа, служба. Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет и в работе, когда вырастет. По этому, воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре…»
Игра-это жизнь ребёнка, его существование, источник развития моральных качеств личности, его развитие в целом.
Какие качества формируются у ребёнка в процессе игры?
- произвольное поведение, познавательные процессы;
- в игре развивается способность к воображению, образному мышлению, это происходит потому, что ребёнок воссоздаёт в игре то, что ему интересно с помощью условных действий;
- в игре ребёнок воссоздаёт действие взрослого и приобретает опыт взаимодействия со сверстниками;
- в игре он учится подчинять свои желания определённым требованиям. Это важно для воспитания воли.
Условия успешного руководства игрой:
- умение наблюдать за детьми, понимать их игровые замыслы, переживания;
- воспитателю необходимо завоевать доверие детей, установить с ними контакт. Это легко достигается в том случае, если воспитатель относится к игре серьёзно, с искренним интересом, без обидного снисхождения; опирается на психологию детей, считается с детскими замыслами, бережно относится к детской выдумке, созданному ребёнком образу.
Дошкольное детство должно быть радостным воспоминанием каждого ребенка. Принудительный труд – чтение, счет, письмо - все это придет к детям в свое время. А до семи лет, до начала школьной жизни ребенку нужно дать возможность наиграться.
Новый стандарт дошкольного образования ориентирован на играющего дошкольника – все обучение нужно строить через детскую игру. Требования ФГОС направлены на недопущение учебно-дисциплинарной модели в детских садах: приоритетом в образовательном процессе должно быть не одностороннее влияние на ребенка, а развивающее взаимодействие дошкольника со сверстниками и взрослыми.
4. Результаты тематической проверки (ст. воспитатель).
Планирование игровой деятельности
- Задачи должны быть направлены на развитие игровой деятельности
- Задачи планировать на основе программных задач игровой деятельности, но более их конкретизировать
- Не забывать планировать индивидуальную работу по развитию игровой деятельности
- Планировать в организации игровой деятельности игровую ситуацию, которую хотите предложить детям
- Предварительно для данной игровой ситуации должна быть создана РППС (отражается в плане)
- В старшем возрасте планировать режиссерскую игру (наряду с сюжетно-ролевой). Планируется создание условий – предложить ширму, предложить сюжетные игрушки и т.д.
- Дидактические игры, совместные с воспитателем лучше планировать в образовательной деятельности.
- В старшем возрасте планировать игры с правилами (настольно-печатные, подвижные и др.)
Профессиональное мастерство педагогов
Вы сами поняли какие пробелы у вас существуют. Нам всем тяжело играть, мы забыли, как это делать. Игрой нужно не только руководить, но и принимать в ней активное участие, как равные партнеры. Руководство игрой может осуществляться лишь косвенно, не должно быть прямых указаний и назначений ролей. Основная цель руководства: поддерживать развитие игры, подсказывать сюжет, способствовать развитию сюжета.
Есть проблемы в организации РППС для развития игрового сюжета. Игра более заинтересует детей, если вы совместно изготовите атрибуты для данной игры.
Обследование игровой деятельности
Группа № 2
Навыки игровой деятельности сформированы – 6 %
В стадии формирования – 24%
Не сформированы – 62%
Группа № 3
Показатели развития игры сформированы – 19 %
В стадии формирования - 69 %
Не сформированы – 12 %
Группа № 4
Показатели развития игры сформированы – 10 %
В стадии формирования - 72 %
Не сформированы – 18 %
Группа № 5
Показатели развития игры сформированы – 70 %
В стадии формирования - 30 %
Не сформированы – 0 %
Результат по ДОУ
Показатели развития игры сформированы – 26 %
В стадии формирования - 50 %
Не сформированы – 24 %
Диагностика игры детей младшего возраста показала, что большинство детей ДОУ не испытывают трудности в замысливании игры (самостоятельно или с помощью взрослого), но замыслы игр и игровые задачи однообразны, повторяются от игры к игре. Игровые задачи ставятся в основном с помощью воспитателя. Игровые действия с игрушками, зачастую, однообразны, есть проблемы с использованием предметов-заместителей. Игровая деятельность вов второй младшей группе пока развивается только под руководством и поддержке воспитателя. В средней группе дети уже более самостоятельны и игровая деятельность их богаче.
Диагностика игровой деятельности детей старшего возраста выявила проблемы у некоторых детей в самостоятельной постановке игровых задач, не все дети проявляют инициативу в игре (ролевые высказывания, принятие роли). Выявлены проблемы в развитии сюжета игры (длительность, содержание). Но почти все дети не испытывают трудностей в игровом взаимодействии со сверстниками и взрослыми, легко замысливают сюжет игры, просматривается разнообразие игровых замыслов, самостоятельность в ролевых действиях.
Вывод: Развитие игровой деятельности детей находится на среднем уровне. Необходимо направить силы и возможности на развитие игровой деятельности детей.
Развивающая предметно -пространственная среда
Обследование РППС во всех группах показал, что РППС соответствует ФГОС ДО. Во всех группах созданы достаточные условия для развития сюжетной игровой деятельности (наличие игрушек, макетов, пространства и др).
Во всех группах есть необходимые атрибуты для развития театрализованной игровой деятельности (разные виды театров, ширмы, декорации и др.)
В наличии необходимые материалы для игр-экспериментирований, природный материал, наглядно-дидактический материал.
Во всех играх созданы условия для самостоятельной двигательной деятельности и подвижных игр. РППС эстетично оформлена и соответствует требованиям безопасности.
5. Особенности руководства сюжетно-отобразительной игрой детей раннего возраста (Гузова О.В.)
- Развитие театрально-игровой деятельности дошкольников (воспитатель Пруссакова В.Ф.)
- Презентация дидактической игры для детей раннего возраста «Сенсорный куб» (Гумышкина Л.В.)
- Особенности организации предметно-пространственной среды для активизации игровой деятельности дошкольников (воспитатель Вязова О.В.)
9. Деловая игра для воспитателей «Игра – это серьезно!»
Начнём нашу деловую игру с задания «Заморочки из бочки». (Воспитателям предлагается вытянуть из мешочка бочонок с номером, в соответствии с которым будет задан вопрос)
Вопросы к обсуждению:
- Какие сюжетно-ролевые игры добавляются в старшем дошкольном возрасте? (в старшем дошкольном возрасте добавляются такие игры, как «Аптека», «Поликлиника», «Салон красоты», «Кафе», «Космонавты», «Мы строители», «Библиотека», «Школа», военизированные игры, всё зависит от игровых предпочтений детей).
- Назовите условия, необходимые для развития игры (соответствующая предметно-игровая среда, определённые знания по теме игры и умение их реализовывать в практической деятельности, совместная игра взрослого с детьми, где взрослый демонстрирует образцы ролевого взаимодействия в виде ролевого диалога, создание игровой ситуации).
- Допустима ли в игре регламентация (установление правил) и почему? (в игре недопустима регламентация, так как – это детская самодеятельность. Ей характерна свобода действий, саморегуляция действий и поступков участников на основе созданных ими правил).
- В чем, по вашему мнению, заключается роль игры в развитии ребенка? (В игре ребенок приобретает новые и уточняет уже имеющиеся у него знания, активизирует словарь, развивает любознательность, пытливость, а также нравственные качества: волю, смелость, выдержку, развивается воображение).
- Как вы думаете, обучается ли ребёнок во время игры?
(В игре ребёнок обучается:
- эмоционально вживаться в сложный социальный мир взрослых людей;
- переживать жизненные ситуации других людей как свои собственные, понимать смысл их действий и поступков;
- осознать своё реальное место среди других людей;
- уважать себя и верить в себя. Решая игровые задачи, дети проявляют максимальную компетенцию, они действуют уверенно, не задавая вопросов взрослому и не спрашивая у него разрешения. Игра - это арена детских успехов и достижений. Задача взрослых - закрепить у ребёнка уверенность в себе, проявляя положительное отношение к его игровой деятельности;
- надеяться на собственные силы при столкновении с проблемой: игра предоставляет детям возможность ставить и решать собственные задачи. Дети, имеющие большую игровую практику, легче справляются с реальными жизненными проблемами, чем мало играющие;
- свободно выражать свои чувства. Ребёнок, живущий под постоянным неусыпным контролем взрослых, начинает вести себя неестественно. Он недостаточно смел и решителен для того, чтобы обнаруживать свои подлинные чувства, отчего его поведение становится скованным. Возникают барьеры в общении. Поэтому взрослые должны положительно относиться к его неподдельным эмоциям и сами проявлять естественность и чистоту отношений;
- переживать свой гнев, зависть, тревогу и беспокойство. В свободных играх детей страх, агрессия и напряжение находят выход и ослабевают, что значительно облегчает реальные взаимоотношения между детьми).
- В чем, по-вашему, состоит воспитательное значение игр?
(У ребенка формируется начало коллективизма. В игре воспитывается отношение к людям, к жизни, умение уступать. Позитивный настрой игр, помогает сохранить детям бодрое настроение).
Ребенку необходимы время и игровое пространство. Если он; посещает детский сад, то в лучшем случае поиграет вечером, если не будет других соблазнов телевизора, компьютера. Игровое пространство это уголок, столик с любимыми игрушками, стул, правильно подобранный игровой материал.
Продолжаем нашу деловую игру.
При организации, руководстве и проведении игр многие из вас сталкивалось с определёнными проблемами, которые вам требовалось решить. Я думаю, что для вас не будет сложно выполнить следующее задание «педагогические ситуации».
Ситуация 1: Детям для игр дали старые, потертые кубики, а из нового строительного материала воспитатель построила высотное задание. «Это для оформления игрой новой комнаты, дети еще маленькие, плохо строят — пусть учатся!» — объясняет воспитатель. ...На полке красуется великолепный сервиз для кукол, но дети его не берут. «Эти игрушки брать нельзя! Они для занятий!» — объясняют дети. И поэтому достают старенькую посуду и сервируют для кукол стол.
Вопросы: Нужен ли в группе материал, «дразнящий детей»? Какие требования предъявляются к подбору игрушек в группе? Были ли у вас в детстве любимые игрушки, и почему Вы их любили?
Ситуация 2: Воспитатель видела в соседнем детском саду, что дети интересно играли в рыбаков. Для того чтобы перенести эту игру в свою группу, она сама сделала рыболовные снасти и предложила детям тему игры.
Игры не получилось, воспитателю все время приходилось подсказывать детям, что делать дальше.
Вопросы: Объясните, почему не получилась игра? Как сделать, чтобы в игре все дети были активны, могли выполнять и главные, и второстепенные роли?
Ситуация 3: Во время умывания дети расшалились, стали играть в «фонтанчики», пускать мыльные пузыри, а уже подходило время завтрака.
Вопросы: Как должен поступить воспитатель? Как бы вы поступили?
Ситуация 4: Однажды в раздевальной комнате я услышала от детей такой уговор: «Я тебе дам значок, а ты меня примешь в игру» Я молодой воспитатель и не знала, что делать. Как, по – вашему мнению, я должна была поступить?
Ситуация 5: Я работаю в младшей группе. Дети моей группы с удовольствием играют с игрушками, при этом раскидывая их. Но когда приходит время убирать, мне очень трудно заставить детей это делать. Часто приходится убирать игрушки самой. Посоветуйте, как приучить детей не раскидывать игрушки, а, если раскидали, убирать их на место.
Ситуация 6: Я воспитатель средней группы. В группу ходит девочка Алёна. Она очень любит играть с мальчиками. Охотно строит с ними из строительного материала, играет с машинками, в военизированные игры и совершенно не обращает внимание на куклы. Я думаю, что это неправильно. Посоветуйте, как увлечь её играми для девочек.
Ситуация 7: Я воспитатель старшей группы. Я замечаю, что дети не принимают в свои игры одного из сверстников, не хотят с ним вставать в пару на танец, не выбирают ведущим. Какие методы вы посоветуете использовать в работе с детьми, с этим ребёнком, чтобы исправить ситуацию?
Я думаю, что никто из присутствующих не будет спорить, что для развития сюжетной игры большое значение имеет игрушка. А вот какая она должна быть и нужно ли учить детей использовать в игре предметы-заместители мы попытаемся разобраться в ходе нашего диспута. Предлагаю объединиться в две группы:
- первая группа попытается доказать, что игрушка должна быть очень детализирована, кукла должна быть типа «Барби», игрушек должно быть очень много и разных, а использование предметов – заместителей необязательно;
- вторая группа попытается доказать, что игрушка должна быть многофункциональна, их не должно быть чрезмерно много, присутствие предметов – заместителей обязательно.
(каждая из групп пытается доказать предложенную гипотезу).
Вывод: Для игры дошкольникам не нужны какие-либо особые игрушки «К игрушкам нужно подойти с точки зрения того, насколько эта игрушка помогает изучать окружающее, насколько она помогает активности и самодеятельности ребят» - писала Н.К.Крупская. Игрушка должна быть функциональной, безопасной, привлекательной и эстетичной. Предметы-заместители необходимы, так как они развивают фантазию, творческое воображение детей, не дают угаснуть возникшему замыслу.
7. Презентация домашнего задания. (атрибуты к с/р игре из подручного материала).
8. Наш педсовет подошёл к концу, но мы не исчерпали тему. Ведь игра – это целый мир.
Проект решения педсовета:
Завершая педагогический совет, позвольте вручить вам Памятку по организации игровой деятельности, разработанную Р.К. Шаеховой, которая поможет вам в вашей работе.
ПАМЯТКА
Несколько полезных советов по организации игровой деятельности детей
- Не заменять игру другими видами деятельности.
- Собирайте как особую ценность любимые игры детей: развивающие, коммуникативные, терапевтические, соревновательные, игры-импровизации.
- Включайте игру во все сферы жизни ребёнка.
- Радуйтесь, если ребёнок пригласил Вас в игру, это хороший знак доверия и принятия с его стороны.
- Играя с детьми, постарайтесь не быть взрослыми.
- Не наказывайте ребёнка лишением игры.
- Если ребёнок нарушает правила игры, постарайтесь к этому отнестись спокойно, это может быть поводом для доброжелательного разговора, объяснения.
- Не препятствуйте объединению детей разного возраста в единое игровое сообщество, прогулка для этого наилучшее условие.
- Избегайте насильственного распределения ролей, лучшая психологическая помощь – это ознакомление с различными сферами действительности.
- Готовясь к очередному рабочему дню, помните, что новая игра – это лучший подарок детям.
ПАМЯТКА
Несколько полезных советов по организации игровой деятельности детей
- Не заменять игру другими видами деятельности.
- Собирайте как особую ценность любимые игры детей: развивающие, коммуникативные, терапевтические, соревновательные, игры-импровизации.
- Включайте игру во все сферы жизни ребёнка.
- Радуйтесь, если ребёнок пригласил Вас в игру, это хороший знак доверия и принятия с его стороны.
- Играя с детьми, постарайтесь не быть взрослыми.
- Не наказывайте ребёнка лишением игры.
- Если ребёнок нарушает правила игры, постарайтесь к этому отнестись спокойно, это может быть поводом для доброжелательного разговора, объяснения.
- Не препятствуйте объединению детей разного возраста в единое игровое сообщество, прогулка для этого наилучшее условие.
- Избегайте насильственного распределения ролей, лучшая психологическая помощь – это ознакомление с различными сферами действительности.
- Готовясь к очередному рабочему дню, помните, что новая игра – это лучший подарок детям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический совет в ДОУ «Педагогическое руководство сюжетно – ролевой игрой или педагогическое сопровождение игровой деятельности дошкольников?»
В презентации представлен вариант использования ИКТ и технологии творческой мастерской на педагогическом совете в ДОУ, разработанный старшим воспитателем ГБДОУ д/с №14 Пушкинского района СПб. Цель пе...
презентация "Организация игровой деятельности дошкольников и руководство ею".
Дошкольный возраст - это начало всестороннего развития и формирования личности. Игра- лучшее средство удовлетворения интересов и потребностей ребенка, реализации его замыслов, желаний и стремлений. Че...
Руководство сюжетно-ролевой игрой или педагогическое сопровождение игровой деятельности дошкольников?
Игра - это наиболее доступный для детей вид деятельности, это способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений и знаний. Особая роль принадлежит сюжетно-ролевой игре, так как в ней идет п...
Педагогическое сопровождение игровой деятельности дошкольников
Материал предназначен для воспитателей и старших воспитателей ДОУ. Предлагает современные подходы к педагогической поддержке игровой деятельности дошкольников....
Педагогическое сопровождение игровой деятельности дошкольников
Материал предназначен для воспитателей и старших воспитателей ДОУ. Предлагает современные подходы к педагогической поддержке игровой деятельности дошкольников....
Роль взрослого в организации игровой деятельности дошкольника. Особенности руководства играми в разных возрастных группах ДОУ.
Игра занимает весьма важное место в жизни дошкольника и является преобладающим видом его самостоятельной деятельности. Она имеет большое значение для развития ребенка, в ней развиваются действия в пре...
Презентация "Педагогическое сопровождение игровой деятельности дошкольников"
В презентации раскрывается понятие педагогического сопровождения игровой деятельности, принципы организации игры, содержание педагогического взаимодействия и сопровождение игровой деятельн...