Развивающие технологии в работе с одаренными детьми дошкольного возраста
статья на тему
В статье раскрываются основные принципы формирования познавательного интереса у детей дошкольного возраста посредством современных образовательных технологий. Представлены упражнения, направленные на интеллектуальное развитие детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvivayushchie_tehnologii_v_rabote_s_odarennymi_detmi_doshkolnogo_vozrasta.docx | 61.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Старший воспитатель
МБДОУ « ДС № 351 г. Челябинска»
Новикова С.В.
Развивающие технологии в работе с одаренными детьми
дошкольного возраста
Основной принцип организации познавательной деятельности дошкольников — принцип осознанности и активности в процессе получения знаний.
Главная задача познавательного развития ребенка — формирование потребности и способности активно мыслить, преодолевать трудности при решении разнообразных умственных задач.
Исследования в области дошкольного образования, показали, что формирование познавательного интереса у детей дошкольного возраста возможно посредством современных образовательных технологий:
- проблемно-игровыми технологиями,
-использования ИКТ технологий,
-экспериментирования,
- проектной деятельности,
-методами ТРИЗ,
-знаково-символическими средствами - моделирование.
МБДОУ « Детский сад № 351 г. Челябинска» с 1994 года реализует программу «Одаренный ребенок» под редакцией Л.А. Венгера. Задачей настоящей программы является введение в дошкольное обучение детей действий, которые в максимальной степени способствуют развитию их умственных способностей. Специальные психологические исследования показали, что таковыми являются действия по построению использованию наглядных моделей, т.е. таких видов изображения предметов, явлений, событий, в которых выделены и представлены в обобщенном и схематизированном виде основные отношения их компонентов, обозначенных при помощи условных заместителей.
В организации познавательной деятельности дошкольников используются в основном предметные, предметно-схематические, графические модели. Моделирование гармонично вписывается в любую проблемно-игровую ситуацию и стимулирует ее осознание и развитие.
Использование моделей и моделирования ставит ребенка в активную позицию, стимулирует познавательную деятельность.
Для повышения эффективности развития познавательных способностей воспитанников мы организовываем создание модели воспитателем при помощи (участии) детей по ходу решения проблемы. Каждый компонент модели обсуждается с опорой на личный опыт детей, выявляются взаимосвязи и способ их обозначения, обсуждается и обосновывается структура, форма модели исходя из особенностей объекта моделирования. Обсуждается оптимальный вариант. Модель - совместный результат познавательной деятельности, примером данного моделирования является лэпбук.
Для включения дошкольников в активную деятельность по познавательному развитию мы предлагаем использовать кубик-трансформер, который является основой для организации множества игр.
Почему кубик-трансформер? Игрушки-трансформеры интересны и нравятся детям, они мотивируют ребёнка к действиям, развивают мышление, мелкую моторику, координацию движений рук. Пособие представляет собой перекидной кубик-трансформер с картинками, собранными в различные дидактические игры по определённой тематике. Куб-трансформер легко собрать из 8 одинаковых кубиков, соединённых шарнирно, с помощью скотча, и прикрепив на 48 граней необходимую наглядность. На каждой грани куба можно показывать любой демонстрационный материал. На кубике-трансформере удобно размещать большое количество наглядного материала, который в игровой форме помогает детям учиться.
Для тренировки уверенности, выдержки, душевного мужества у дошкольников мы проводим интеллектуальные состязания «Умники и умницы» внутри детского сада.
Особый упор мы делаем на выбор и подготовку заданий. Опыт показывает, что целесообразно использовать не более трех-четырех серий заданий. Естественно, что задачи в каждой серии должны отличаться между собой по направленности. Так, например, если первая серия составлена из задач конвергентного типа, то вторую целесообразно скомплектовать из дивергентных задач.
Если первая серия включает вербальные задачи, то следующая за ней будет воспринята лучше, если будет состоять из невербальных задач. Кроме того, это чередование позволяет увидеть возможности участников с разных сторон и дает шанс детям с разными особенностями мышления. Естественно, что задания внутри одной серии составляются по принципу постепенного усложнения от первого к последующему.
Опыт показывает, что среди участников нередко встречаются дети, значительно превышающие возможности своих сверстников, поэтому целесообразно последние задания в каждой серии делать особенно сложными, значительно превышающими возможности среднего ребенка. Расчет прост — может быть, и найдется среди участников такой ребенок, который решит эту задачу. И чем труднее она будет — тем значительней событие открытия еще никому не известного дарования.
Подобрать задания несложно, методик диагностики и развития интеллектуальных и творческих способностей ребенка публикуется много. В качестве примера рассмотрим варианты подбора заданий.
1 -я серия. Невербальные задачи конвергентного типа по нахождению закономерности в расположении фигур.
Эти задачи (или аналогичные) представлены всем участникам одновременно на экране через компьютер и проектор.
Если такой техники нет, то задания можно представить на плакатах. Плакаты с заданиями готовятся заранее на листах ватмана. Размер — 1/ 4-1/2 стандартного листа. Лучше всего выполнить их в технике аппликации из яркой цветной бумаги. Каждую задачу следует располагать на отдельном листе бумаги. Детей необходимо вооружить листочками и фломастерами. На каждом листочке следует предварительно написать фамилию и имя участника. Плакаты с задачами предъявляются участникам одновременно, поэтому важно подумать, как посадить детей, чтобы всем, включая зрителей, был виден плакат с заданиями.
Задание для детей: найдите закономерность в расположении фигур и нарисуйте фигуру вместо точек. Время выполнения каждого задания примерно 1-1,5 минуты. Таким образом, общая продолжительность выполнения заданий 1 -й серии 5-6 минут.
Продолжительность перерыва после выполнения заданий каждой серии зависит от организованности работы жюри, но в любом случае это время не должно превышать 4-5 минут. Пока жюри проверяет выполненные задания, команды и болельщики могут потанцевать, что-нибудь спеть, поиграть. Возможен и вариант использования в перерыве специальных заданий для зрителей, это могут быть загадки или несложные логические задачи. По итогам их выполнения отличившихся необходимо отметить.
2-я серия. В эту серию включаем задачи дивергентного типа, для выявления оригинальности и гибкости мышления. Каждый член команды получает листок бумаги с нарисованными на нем одинаковыми линиями.
2а 2б
Задание: закончите рисунки, превратив каждую линию в какое-нибудь интересное, необычное изображение. Постарайтесь придумать что-то такое, чего бы никто другой придумать не смог.
Оцениваем оригинальность.
2а— 0 баллов за изображения крыши дома, ракеты, дорожного знака, ромба, квадрата, горы, буквы Л, буквы А, за остальные изображения — 1 балл;
рисунок 2б — 0 баллов за рисунки: волны, гусеницы, веревки, облака. Остальные изображения — 1 балл.
На выполнение задания дается 4 минуты. После этого жюри подводит итоги, а у членов команд и зрителей — перерыв. После него также, как и после первого перерыва, объявляются итоги данного задания, отмечаются победители в индивидуальном зачете, называются суммы баллов каждой команды.
3-я серия. Детям последовательно предлагаются три задания:
* нарисуйте фигуры, у которых три угла;
* нарисуйте фигуры, у которых четыре угла;
* нарисуйте фигуры, у которых нет углов.
За каждую правильно нарисованную фигуру начисляем 1 балл.
4-я серия. Конвергентные задачи на выявление уровня развития объемно-пространственного мышления.
Ведущий сворачивает в четыре раза, как показано на рисунках, листочки цветной бумаги и делает в них вырезы, аналогичные тем, что изображены на рисунках. Держа свернутый листок в руках, предлагает детям мысленно развернуть листочки и нарисовать, как они будут выглядеть.
Задание: нарисуйте как можно больше схематических изображений животных из кружков, треугольников и квадратов.
За каждое изображение — 1 балл.
После того как дети выполнили задания, ведущий объявляет перерыв. Жюри подводит итоги этого конкурса и общие итоги, выделяет победителей в личном зачете и команды, набравшие наибольшее количество баллов. Естественно, что при сомнениях в оценке следует принимать решение в пользу ребенка, выделять и поощрять надо как можно больше детей. Лучше присудить командам или отдельным участникам два первых места, чем не присудить ни одного.
Любые конкурсы - это запоминающиеся мероприятия, это радость, которая останется с ребенком на долгое время. Но подарить радость ребенку от его собственных достижений это только начало. Важно еще и прививать ребенку успех от его побед в течение всего детства, чтобы заложить основу, из которой вырастет успешный человек.
Для целенаправленной актуализации потребности дошкольников проявлять свое « творческое Я» мы используем:
- креопрактики Е.И. Тихомировой, Е.Ю. Поповой;
- приемы речевой творческой деятельности Е.В. Котовой, С.В. Кузнецовой, Т.А. Романовой;
- методы и приемы ТРИЗ Г.С. Альтшулера, А.М. Страунинг - абстракционизм в рамках ТРИЗ – технологии;
- творческие выставки;
- Защита творческих проектов;
- Мастер-классы
(демонстрация видео мастер-классов «Дошколята для дошколят» 1) мастер-класс по легоконструированию, 2) мастер-класс по опытно-экпериментальной деятельности).
В результате правильно организованного педагогического процесса одаренные дети становятся интеллектуально активнее, решительнее, они не стесняются поспорить со взрослым и отстаивать свои идеи; они не стыдятся, когда у них что-то не получается или они чего-то не могут или не знают; они умеют искать информацию, ставить вопросы, формулировать гипотезы; они чувствуют себя равноправными партнерами взрослых в совместном творчестве; дети верят в силу своего интеллекта и не робеют перед нестандартными заданиями; умеют придумывать, экспериментировать - пусть пока лишь с игрушками, пластилином и карандашами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации по работе с одаренными детьми дошкольного возраста
Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности, в том ...
Статья на тему "Коррекционно - развивающие технологии в работе воспитателя с детьми дошкольного возраста"
Данная статья содержит актуальность проблемы речевого развития детей. Анализ коррекционно-развивающих технологий, которые может применять любой педагог ДОО, различных авторов....
Педагогические условия, способы, формы работы с одаренными детьми дошкольного возраста.
Работа педагога с одаренными детьми в ДОУ....
Перспективный план по работе с одаренными детьми дошкольного возраста
Разработанный перспективный план работы на год с одаренными детьми 5, 6, 7 года жизни по плаванию и физическому развитию....
Презентация к статье Развивающие технологии в работе с одаренными детьми дошкольного возраста
Презентация к статье "Развивающие технологии в работе с одаренными детьми дошкольного возраста" используется как дополнительный наглядный материал об использовании технологий развивающего обучения для...
РАЗВИВАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАБОТЕ С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Каждый ребенок – уникален. Одно из ведущих мест среди самых загадочных и интересных явлений природы – является одарённость детей. Самым подходящим периодом для развития детских способносте...
Отчет о проведении недели: «Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе в работе с одаренными детьми дошкольного возраста»
Отчет о проведении недели:«Здоровьесберегающие технологиив образовательном процессе в работе с одаренными детьми дошкольного возраста»...