Модель организации образовательного пространства в современных условиях
методическая разработка на тему
Модель раскрывающая содержание деятельности всех участников образовательного процесса в современных условиях в ДОУ
Скачать:
Предварительный просмотр:
Модель организации образовательного пространства
в современных условиях
В современном российском обществе происходят кардинальные преобразования в социально-экономической и культурной жизни, требующие изменения функционирования всех его социальных институтов, в том числе и дошкольного образования.
Современное дошкольное образовательное учреждение – первое и самое ответственное звено в общей системе образования.
Новые потребности общества, изменение ценностных ориентиров нашли отражение в содержании соответствующих нормативно-правовых актов, в том числе в сфере образования, которые регулируют отношения в сфере образования при реализации образовательной программы дошкольного образования:
- Программы развития российской национальной инновационной системы до 2020 г.;
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- приказе Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» и др.
Руководствуясь стратегическими ориентирами государства, общества в целом и претерпевающими изменениями Российской системы образования педагогами нашего дошкольного учреждения была разработана Модель образовательного учреждения, что же включает в себя понятие – образовательное пространство.
В ряде исследований понятие «образовательное пространство» определяется через понятие «среда» Так, например М.И. Корнева определяет «образовательное пространство» как социокультурную образовательную среду, Р.И. Туктарова – как среду, в которой оказывается воспитывающее влияние ближайшего окружения на ребенка, Г.А. Ферапонтов – как педагогически организованную среду, в которой происходит становление духовно-нравственной творческой личности ребенка.
Таким образом, образовательное пространство – это упорядоченная, гармонизированная, социокультурная среда, складывающаяся в результате совместной ценностно-ориентированной образовательной деятельности субъектов, подчиненной актуальным задачам воспитания и развития ребенка.
Цель: создание единого образовательного пространства ДОУ в современных условиях
Задачи:
- создание условий для организации деятельности современного развивающегося ДОУ
- организация деятельности ДОУ в инновационном режиме
- внесение изменений в систему управления ДОУ в соответствии с изменением содержания образовательного процесса
- осуществление образовательного процесса согласно предъявляемым требованиям к дошкольному образованию
Принципы управления качеством взаимодействия воспитанников, родителей и педагогов:
- государственной политики в области образования – государственно-общественный характер управления образованием, принцип демократичности и адаптивности и т.д.;
- функционирования детского сада как открытой системы;
- формирования мотивации к взаимодействию участников воспитательно-образовательного процесса;
- развивающего взаимодействия детей и взрослых;
- равноценности представленного опыта взаимодействия детей, педагогов и родителей в формировании системы управления качеством;
- управление качеством воспитательно-образовательного процесса по результатам;
- корректирующего контроля и мониторинга качества взаимодействия всех субъектов воспитательно-образовательного процесса.
Участники образовательного пространства:
- сотрудники ДОУ – административно-управленческий персонал; педагогический; обслуживающий;
- воспитанники – посещающие группы общеразвивающей, компенсирующей и оздоровительной направленности;
- семьи воспитанников ДОУ (родители, законные представители);
- социальные партнеры в области образования.
Основные блоки модели:
Блок 1 Административно – управленческий
Содержание данного блока включает в себя:
- моделирование системы работы ДОУ;
- кадровое обеспечение, координирование и регулирование деятельности субъектов управления;
- создание системы органов управления, руководство их деятельностью в соответствии с разграничениями функций между ними;
- обеспечение мер по сохранению, укреплению здоровья, социальной защите работников ДОУ;
- материально-техническое, финансовое обеспечение деятельности ДОУ;
- проведение инструктивно-методических совещаний с педагогическими работниками по вопросам совершенствования образовательного процесса;
- управление методической работой с педагогическими кадрами.
Блок 2 Кадровый потенциал
Содержание данного блока включает в себя:
- повышение квалификации педагогов;
- профессиональная переподготовка;
- планирование работы;
- информационное обеспечение управления ДОУ.
Блок 3 Научно-методическая служба – это часть целостной системы непрерывного образования, направленная на углубление, актуализацию профессиональных знаний, умений и навыков основанных на достижениях науки и передового педагогического опыта, способствующих повышению профессионального мастерства каждого педагога, влияющих на формирование коллектива единомышленников, развитие творческого потенциала, необходимого для качественного выполнения воспитательно-образовательной работы в ДОУ
Блок 4 Нормативно-программно-методическое обеспечение
Содержание данного блока заключается в:
- создание базы нормативно-правовых актов обеспечивающих реализацию единого образовательного процесса ДОУ-семья, ДОУ-социум;
- создание «пакетов» методических разработок, оформление картотеки игр, прогулок и т.д.;
- сопровождение реализуемых программ и оснащение необходимыми наглядно-дидактическими пособиями.
Блок 5 Организация и содержание образования
Содержание данного блока включает в себя:
- качественную реализацию программ согласно направленностям групп;
- взаимоотношения между детьми и взрослыми, т.е. стиля педагогического общения, и предоставление ребенку возможности широкого и разнообразного круга общения;
- режим пребывания ребенка в ДОУ;
- график работы педагогов, обеспечение связи между ними;
- обеспечение развития личности, мотивации и способностей в различных видах деятельности и охватывающих структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей.
Блок 6 Материально-техническое оснащение
Содержание данного блока включает в себя:
- обеспечение предметно-развивающей среды
- максимальное использование возможностей здания ДОУ для расширения образовательной среды дошкольников;
- проектирование детского пространства с учетом гендорных, возрастных, социально-психологических особенностей детей, требований СанПиНа, пожнадзора.
Блок 7 Медико-психолого-педагогическая служба
Содержание данного блока включает в себя:
- установление контактов с правовыми, медицинскими, социальными организациями для оказания помощи воспитанникам с ОВЗ;
- обеспечение психолго-педагогического просвещения, помощи родителям (законным представителям) воспитанников;
- совместная деятельность с родителями воспитанников, требующими усиленного внимания;
- функционирование ПМПк.
Блок 8 Взаимодействие с семьями воспитанников
Без родительского участия процесс воспитания невозможен, или, по крайней мере, неполноценен.
Основные направления:
*организационно-посредническое (вовлечение в образовательный процесс, участи в работе Педагогического совета, родительских комитетах групп и ДОУ);
*информационно-просветительское (обеспечение информацией, индивидуально-педагогическая помощь)
*организационно-педагогическое (вовлечение в совместную деятельность с детьми)
Блок 9 Социальное партнерство в образовании – это совместная коллективная распределенная деятельность различных социальных групп, которая приводит к позитивным и разделяемым всеми участниками данной деятельности эффектам (необходимо предвидеть возможные результаты партнерства для развития ДОУ, повышения качества образовательных услуг)
Принципы партнерства: добровольность, равноправие сторон, уважение интересов друг друга, соблюдение законов и иных нормативных актов
Проектируемый результат:
Целостная структура управления образовательным пространством. Мобильность решений.
Высокий уровень профессионального мастерства педагогов.
Модернизированное воспитательно-образовательное пространство в ДОУ.
Система нормативно-методической базы педагогического процесса.
Низкий уровень заболеваемости в ДОУ.
Интеграция и координация специалистов ДОУ в рамках образовательного пространства ДОУ.
Активное включение семей воспитанников в образовательный процесс.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Построение модели единого образовательного пространства детский сад - семья - школа в условиях реализации ФГОС
В свете принятия ФЗ " Об образовании в Российской Федерации" требуется создание новой модели единого образовательного пространства детский сад - семья - школа, провозглашающей идею самоценности ...
Слайд-презентация "Использование оптимальных моделей организации образовательного процесса в условиях реализации ФГОС дошкольного образования"
Слайд-презентация "Использование оптимальных моделей организации образовательного процесса в условиях реализации ФГОС дошкольного образования"...
Модель организации образовательного пространства в современных условиях
Образовательное пространство – это упорядоченная, гармонизированная, социокультурная среда, складывающаяся в результате совместной ценностно-ориентированной образовательной деятельности субъекто...
Презентация "Современные подходы к организации образовательного пространства для познавательного развития дошкольников через поисково - исследовательскую деятельность"
Презентация об организации образовательного пространства для познавательного развития детей через поисково - исследовательскую деятельность...
Организация образовательного пространства современного ДОУ
ФГОС ставит во главу угла индивидуальный подход к ребенку и игру, где происходит сохранение самоценности дошкольного детства и где сохраняется сама природа дошкольника. Ведущими видами детской деятель...
Тема: ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ДОУ В УСЛОВИЯХ ФГОС в группе старшего дошкольного возраста.
Одно из самых важных условий воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении – это правильная организация предметно - развивающей среды. Поэтому мы, создавая развивающую среду...
СЕНТЯБРЬ 2024 ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ДОУ В УСЛОВИЯХ ФГОС в группе старшего дошкольного возраста.
ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ДОУ В УСЛОВИЯХ ФГОС в группе старшего дошкольного возраста....