Модель организации образовательного пространства в современных условиях
консультация
Образовательное пространство – это упорядоченная, гармонизированная, социокультурная среда, складывающаяся в результате совместной ценностно-ориентированной образовательной деятельности субъектов, подчиненной актуальным задачам воспитания и развития ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
model_organizatsii_obrazovatelnogo_prostranstva_v_sovremennyh_usloviyah.docx | 167.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Модель организации образовательного пространства в современных условиях
В современном российском обществе происходят кардинальные преобразования в социально-экономической и культурной жизни, требующие изменения функционирования всех его социальных институтов, в том числе и дошкольного образования.
Современное дошкольное образовательное учреждение – первое и самое ответственное звено в общей системе образования.
Новые потребности общества, изменение ценностных ориентиров нашли отражение в содержании соответствующих нормативно-правовых актов, в том числе в сфере образования, которые регулируют отношения в сфере образования при реализации образовательной программы дошкольного образования:
- Программы развития российской национальной инновационной системы до 2020 г.;
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- приказе Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» и др.
Руководствуясь стратегическими ориентирами государства, общества в целом и претерпевающими изменениями Российской системы образования педагогами нашего дошкольного учреждения была разработана Модель образовательного учреждения, что же включает в себя понятие – образовательное пространство.
В ряде исследований понятие «образовательное пространство» определяется через понятие «среда» Так, например М.И. Корнева определяет «образовательное пространство» как социокультурную образовательную среду, Р.И. Туктарова – как среду, в которой оказывается воспитывающее влияние ближайшего окружения на ребенка, Г.А. Ферапонтов – как педагогически организованную среду, в которой происходит становление духовно-нравственной творческой личности ребенка.
Таким образом, образовательное пространство – это упорядоченная, гармонизированная, социокультурная среда, складывающаяся в результате совместной ценностно-ориентированной образовательной деятельности субъектов, подчиненной актуальным задачам воспитания и развития ребенка.
Цель: создание единого образовательного пространства ДОУ в современных условиях
Задачи:
- создание условий для организации деятельности современного развивающегося ДОУ
- организация деятельности ДОУ в инновационном режиме
- внесение изменений в систему управления ДОУ в соответствии с изменением содержания образовательного процесса
- осуществление образовательного процесса согласно предъявляемым требованиям к дошкольному образованию
Методологические и теоретические подходы:
- научные подходы к управлению (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, В.г. Афанасьев, А.В. Худоминский и др.);
- теории управления педагогическими системами (К.Ю. Белая, Т.М. Давыденко, Л.В. Поздняк, Н.А. Рогачева, И.В. Тимофеева и др.);
- подходы к организации педагогического взаимодействия с воспитанниками (Т.В. Антонова, Ю.К. Бабанский, В.Г. Маралов, Л.А. Парамонова и др.);
- к управлению качеством воспитательно-образовательного процесса в ДОУ (К.Ю. Белая, В.П. Беспалько, В.С. Лазарев, М.М. Поташник и др.).
Принципы управления качеством взаимодействия воспитанников, родителей и педагогов:
- государственной политики в области образования – государственно-общественный характер управления образованием, принцип демократичности и адаптивности и т.д.;
- функционирования детского сада как открытой системы;
- формирования мотивации к взаимодействию участников воспитательно-образовательного процесса;
- развивающего взаимодействия детей и взрослых;
- равноценности представленного опыта взаимодействия детей, педагогов и родителей в формировании системы управления качеством;
- управление качеством воспитательно-образовательного процесса по результатам;
- корректирующего контроля и мониторинга качества взаимодействия всех субъектов воспитательно-образовательного процесса.
Участники образовательного пространства:
- сотрудники ДОУ – административно-управленческий персонал; педагогический: 1 – старший воспитатель, 22 воспитателя, 2 учителя-логопеда, 3 музыкальных руководителя, 1 педагог-психолог, руководитель ЛФК; медицинский: массажист, старшая мед.сестра и мед.сестра; и обслуживающий;
- воспитанники – посещающие группы общеразвивающей, компенсирующей и оздоровительной направленности;
- семьи воспитанников ДОУ (родители, законные представители); - социальные партнеры в области образования.
Основные блоки модели:
Блок 1 Административно – управленческий Содержание данного блока включает в себя:
- моделирование системы работы ДОУ (определение тенденций и перспектив развития – разработка концепции, модели выпускника, целевой комплексной программы развития ДОУ);
- кадровое обеспечение, координирование и регулирование деятельности субъектов управления (распределение учебной нагрузки, расстановка кадров, определение в соответствии с нормативными документами должностных
обязанностей: руководство кружков, младшего обслуживающего персонала, разработка и система стимулирования);
- создание системы органов управления, руководство их деятельностью в соответствии с разграничениями функций между ними (проведение заседаний Родительского комитета, административных совещаний, Совет педагогов, общего собрания трудового коллектива);
- обеспечение мер по сохранению, укреплению здоровья, социальной защите работников ДОУ (обеспечение соблюдения санитарно-гигиенических норм, техники безопасности; организация полноценного, сбалансированного питания; оказание социально-материальной помощи нуждающимся работникам, санаторно-курортное лечение; продолжительность рабочего времени – 7 часов и отпуска у воспитателей работающих на группах общеразвивающей направленности – 42 календарных дня, на группах компенсирующей и оздоровительной направленности – 56 календарных дня; контроль за выполнением Коллективного договора, соглашения по охране труда);
- материально-техническое, финансовое обеспечение деятельности ДОУ (сохранение и укрепление материально-технической базы; рациональность использования финансовых средств; разработка перспективного плана развития материально-технической базы; в ДОУ созданы благоприятные условия для профессиональной деятельности – у педагогов имеется свободный доступ к компьютерной техники);
- проведение инструктивно-методических совещаний с педагогическими работниками по вопросам совершенствования образовательного процесса (создание организационных, научно-методических условий для реализации новых педагогических технологий, внедрения парциальных программ адекватных целям и задачам ДОУ);
- управление методической работой с педагогическими кадрами (создание условий для профессионального становления педагогических кадров).
Блок 2 Кадровый потенциал
Содержание данного блока включает в себя:
Современный педагог – это развивающийся педагог, поэтому педагоги нашего дошкольного учреждения повышают уровень образования (заочное обучение в педагогическом колледже № 1 имени А.С. Макаренко; Новосибирском педагогическом университете, филиале московского государственного педагогического университета в городе Новосибирске); и
- повышают квалификацию – через дистанционное обучение организуемое образовательным учреждением «Педагогический университет «Первое сентября»» совместно с факультетом педагогического образования Московского государственного университета им. Михаила Васильевича Ломоносова;
- трое сотрудников нашего учреждения – старший воспитатель, педагог-психолог, учитель-логопед являются членами национальной ассоциации нейрореабилитологов
- планирование работы (осуществление годового планирования, разработка в соответствии с нормативными документами, Уставом, годовым планом: режима и графика работы, расписание непосредственно образовательной деятельности и кружковой работы, правил внутреннего трудового распорядка, календарного планирования, взаимодействия с семьями воспитанников, физкультурно-оздоровительной работы и т.д.);
- информационное обеспечение управления ДОУ (сбор, обработка, организация выхода на различные уровни: родители, воспитанники, администрация, внешняя информация и сохранение информации с действующими потоками)
Блок 3 Научно-методическая служба – это часть целостной системы непрерывного образования, направленная на углубление, актуализацию профессиональных знаний, умений и навыков основанных на достижениях науки и передового педагогического опыта, способствующих повышению профессионального мастерства каждого педагога, влияющих на формирование коллектива единомышленников, развитие творческого потенциала, необходимого для качественного выполнения воспитательно-образовательной работы в ДОУ
Содержание данного блока включает в себя:
- взаимодействие с наукой (в современных тенденциях развития дошкольного образования педагогам помогает ориентироваться научный руководитель дошкольного учреждения - Ольга Михайловна Ельцова, преподаватель кафедры теории и методики Новосибирского института повышения квалификации и переподготовки НИПКиПРО);
- оказание помощи в поисках эффективных методов работы с детьми (проведение индивидуальных, подгрупповых и групповых методических мероприятий – консультации, семинары, мастер-класс и т.п.);
- совершенствование педагогического мастерства (требование учиться на протяжении жизни не является новым для работников образовательной сферы. Однако сегодня оно получило новое звучание. Педагог должен не только отслеживать и изучать стремительно происходящие изменения в профессиональной отрасли, но и владеть новыми современными педагогическими технологиями);
- обобщение, распространение передового опыта;
- профессиональную самореализацию, самовыражение личности педагога (создание профессиональных объединений в форме творческих и проблемных групп, которые занимаются исследованием определенной проблемы. Логическим завершением и результатом работы таких групп является разработка практического материала, например – Модель приобщения дошкольников к здоровому образу жизни; участие в профессиональных конкурсах);
- повышение уровня адаптации начинающих педагогов к ДОУ (как показывает практика, в адаптации к дошкольному учреждению, новому коллективу и выработке собственной стратегии педагогической деятельности воспитатели испытывают на двух этапах профессионального становления: 1 – в
период подготовки и 2 – вхождения в профессию. На втором этапе когда педагоги приходят в наше дошкольное учреждение они получают поддержку от коллег и администрации, с ними проводятся индивидуальные беседы, молодого педагога представляют коллективу, проводиться анкетирование, тренинги, организуется наставничество и стажировка)
- осуществление профессиональной экспериментальной деятельности (ДОУ является экспериментальной площадкой Академии повышения квалификации и переподготовки работников Министерства образования и науки Российской Федерации)
Блок 4 Нормативно-программно-методическое обеспечение
Содержание данного блока заключается в:
- создание базы нормативно-правовых актов обеспечивающих реализацию единого образовательного процесса ДОУ-семья, ДОУ-социум;
- разработке перспективно-тематического и календарного планирования, в основе которого лежит содержание приоритетных задач ДОУ, реализуемая программа, направленность группы, профессиональные интересы педагога);
- создание «пакетов» методических разработок, оформление картотеки игр, прогулок и т.д.;
- осуществление подписки профессионально-педагогических периодических изданий;
- сопровождение реализуемых программ и оснащение необходимыми наглядно-дидактическими пособиями
Блок 5 Организация и содержание образования Содержание данного блока включает в себя:
- качественную реализацию программ согласно направленностям групп Общеобразовательной программы дошкольного образования «От
рождения до школы», под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой,
Образовательной системы «Школа 2100» Образовательной программы «Детский сад 2100» - программы дошкольного курса: Т.Р. Кислова «По дороге к азбуке», М.В. Корепанова, С.А.Козлова, О.В. Пронина «Моя математика», А.В. Горячев, Н.В. Ключ «Все по полочкам», О.В. Чиндилова, А.В. Баденова «Наши книжки»;
Н.В. Нищева «Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада»,
Н.А. Круглова «Программа Приобщение воспитанников детского сада к истокам русской народной культуры»,
«Программа здоровьесберегающей деятельности «Здоровячок»», авторы Н.А. Круглова, О.А. Быкова, Н.А. Богданова, научный консультант Нина Олеговна Герьянская доцент кафедрыохраны здоровья и ОБЖ Новосибирского института повышения квалификации и переподготовки работников образования;
- взаимоотношения между детьми и взрослыми, т.е. стиля педагогического общения, и предоставление ребенку возможности широкого и разнообразного круга общения
- режим пребывания ребенка в ДОУ;
- график работы педагогов, обеспечение связи между ними;
- обеспечение развития личности, мотивации и способностей в различных видах деятельности и охватывающих структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей:
* социально-коммуникативное * познавательное
* речевое
* художественно-эстетическое * физическое
Блок 6 Материально-техническое оснащение Содержание данного блока включает в себя:
- обеспечение предметно-развивающей среды
- максимальное использование возможностей здания ДОУ для расширения образовательной среды дошкольников (наличие спортивного и музыкального залов, психологического и логопедического кабинетов, мини-музей «Изба», библиотека для педагогов, детей, семей воспитанников и т.д.);
- проектирование детского пространства с учетом гендорных, возрастных, социально-психологических особенностей детей, требований СанПиНа, пожнадзора
Блок 7 Медико-психолого-педагогическая служба Содержание данного блока включает в себя:
- установление контактов с правовыми, медицинскими, социальными организациями для оказания помощи воспитанникам с ОВЗ;
- обеспечение психолго-педагогического просвещения, помощи родителям (законным представителям) воспитанников (работа консультативной психолого-педагогической службы);
- совместная деятельность с родителями воспитанников, требующими усиленного внимания (гиперактивные, «трудные», одаренные);
- функционирование медико-психолого-педагогического консилиума Блок 8 Взаимодействие с семьями воспитанников
Без родительского участия процесс воспитания невозможен, или, по крайней мере, неполноценен.
Принципы:
*активности и сознательности (участие всего коллектива ДОУ и родителей в поиске современных форм и методов сотрудничества с семьей);
*открытости и доверия (предоставление каждому родителю возможности знать и видеть, как развиваются и живут дети в детском саду);
*сотрудничества (общение «на равных»; совместная деятельность, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения);
*согласованного взаимодействия (возможность высказать друг другу свои соображения о тех или иных проблемах воспитания, взаимодополнение);
*воздействия на семью через ребенка (если жизнь в группе, ДОУ эмоционально насыщенна, комфортна, содержательна, то ребенок обязательно поделиться впечатлениями с родителями).
Основные направления:
*организационно-посредническое (вовлечение в образовательный процесс, участи в работе Педагогического совета, родительских комитетах групп и ДОУ);
*информационно-просветительское (обеспечение информацией, индивидуально-педагогическая помощь)
*организационно-педагогическое (вовлечение в совместную деятельность с детьми)
Формы взаимодействия:
* информационно-аналитические – опрос, анкетирование, беседы;
* наглядно-информационные – мини-библиотека, информационные листы, буклеты;
* познавательные – нетрадиционные формы организации и проведения родительских собрания, круглые столы, практикумы, обучающие индивидуальные консультации;
* досуговые – праздники, развлечения, выставки, конкурсы
Этапы привлечения родителей воспитанников к деятельности ДОУ:
I этап – актуализация потребностей родителей в области образования собственного ребенка
II этап – педагогическое просвещение родителей как заказчиков на образовательные услуги ДОУ
III этап – партнерство педагогов и родителей в деятельности ДОУ, в основу которого заложены идеи гуманизации отношений, приоритет общечеловеческих ценностей с акцентом на личностно-деятельный подход
Блок 9 Социальное партнерство в образовании – это совместная коллективная распределенная деятельность различных социальных групп, которая приводит к позитивным и разделяемым всеми участниками данной деятельности эффектам (необходимо предвидеть возможные результаты партнерства для развития ДОУ, повышения качества образовательных услуг)
Распространенность партнерства
- внутри системы образования между социальными группами профессиональной общности (НИПКиПРО, педагогический колледж № 1 им. А.С. Макаренко, НГПУ, ДОУ – округа, города, области, учреждения дополнительного образования и т.д.).
Совместно с НГПУ и педагогическим колледжем № 1 им. А.С. Макаренко взаимодействие осуществляется с целью:
*обновления содержания подготовки педагогов дошкольного образования в соответствии с современными тенденциями развития образования;
* формирование профессионально-компетентных педагогов ДО, готовых и способных на достаточном теоретическом и функциональном уровне решать задачи обновления ДО в соответствии ФГОС;
* подготовки квалифицированных кадров нового качественного уровня в соответствии с потребностями инновационного развития сферы образования;
* решение кадровых проблем в сфере дошкольного образования.
- работников образовательного учреждения с представителями иных сфер (медицинские и спортивные учреждения, организации-партнеры в обеспечении охраны жизни и здоровья воспитанников)
Принципы партнерства: добровольность, равноправие сторон, уважение интересов друг друга, соблюдение законов и иных нормативных актов
Этапы взаимодействия: I этап подготовительный
Цель: определение целей и форм взаимодействия с объектами социума Содержание деятельности: анализ объектов социума для определения
установления социального партнерства, установление контактов, определение направлений взаимодействия, разработка «программ» сотрудничества с определением сроков, целей и конкретных форм взаимодействия
II этап практический
Цель: реализация программ сотрудничества с организациями и учреждениями социума
Содержание деятельности: формирование группы сотрудников ДОУ, заинтересованных в участие в работе с объектами социума, непосредственная реализация «проекта» взаимодействия
III этап заключительный
Цель: подведение итогов социального партнерства
Содержание деятельности: проведение анализа проделанной работы, определение эффективности, целесообразности, перспектив дальнейшего сотрудничества
- «сетевое педагогическое сообщество» (группа субъектов педагогического процесса, поддерживающих общение и ведущих совместную деятельность средствами информационно-коммуникативных технологий. Средствами взаимодействия в сетевых педагогических сообществах являются различные каналы коммуникации, социальные сервисы хранения и совместного редактирования информации в сети Интернет.) – социальная сеть работников образования (nsportal.ru), общение посредствам электронной почты, web-конференции, форумов и чатов.
Концептуальные особенности работы в социальной сети, позволившие максимально эффективно соотнести мотивы организаторов такой сети и его участников):
*создание комфортной, «понимающей» среды профессионального общения педагогов;
*возможность ретренинга коммуникативности, рефлексивных умений и кооперативных отношений, редукция которых является одним из негативных профессиональной деятельности работников образования;
*развитие, а иногда и создание творческих механизмов профессионального взаимодействия вне традиционного для педагогов социума;
*сохранение единого образовательного пространства, достигаемое за счет активного обмена опытом как между педагогами разных регионов России, так и вне ее;
*создание механизмов открытой профессиональной экспертизе профессионального опыта педагога;
*обеспечение вхождения российских педагогов и детских образовательных учреждений в международное сообщество новаторов в образовании, повышающих эффективность педагогических процессов на основе использования ИКТ.
Проектируемый результат:
Целостная структура управления образовательным пространством. Мобильность решений.
Высокий уровень профессионального мастерства педагогов. Модернизированное воспитательно-образовательное пространство в
ДОУ.
Система нормативно-методической базы педагогического процесса. Низкий уровень заболеваемости в ДОУ.
Интеграция и координация специалистов ДОУ в рамках образовательного пространства ДОУ.
Активное включение семей воспитанников в образовательный процесс.
Организацию предметно-пространственной развивающей среды,
способствующей физическому развитию, расширению функциональных возможностей, наполнение окружающего пространства соответствующим оборудованием, пособиями, предметами, игрушками и пр., обеспечивающими витальные и духовные потребности ребенка
Обеспечение эмоционального комфорта; соблюдение педагогических условий, оберегающих нервную систему детей, способствующих развитию их активности и удовлетворяющих потребности самовыражения и внутренней свободы, базального доверия к окружающему миру;
Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию, уважение к своей нации, понимание своих национальных особенностей, формирование чувства собственного достоинства как представителя своего народа и толерантного отношения к представителям других национальностей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Построение модели единого образовательного пространства детский сад - семья - школа в условиях реализации ФГОС
В свете принятия ФЗ " Об образовании в Российской Федерации" требуется создание новой модели единого образовательного пространства детский сад - семья - школа, провозглашающей идею самоценности ...
Модель организации образовательного пространства в современных условиях
Модель раскрывающая содержание деятельности всех участников образовательного процесса в современных условиях в ДОУ...
Слайд-презентация "Использование оптимальных моделей организации образовательного процесса в условиях реализации ФГОС дошкольного образования"
Слайд-презентация "Использование оптимальных моделей организации образовательного процесса в условиях реализации ФГОС дошкольного образования"...
Презентация "Современные подходы к организации образовательного пространства для познавательного развития дошкольников через поисково - исследовательскую деятельность"
Презентация об организации образовательного пространства для познавательного развития детей через поисково - исследовательскую деятельность...
Организация образовательного пространства современного ДОУ
ФГОС ставит во главу угла индивидуальный подход к ребенку и игру, где происходит сохранение самоценности дошкольного детства и где сохраняется сама природа дошкольника. Ведущими видами детской деятель...
Тема: ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ДОУ В УСЛОВИЯХ ФГОС в группе старшего дошкольного возраста.
Одно из самых важных условий воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении – это правильная организация предметно - развивающей среды. Поэтому мы, создавая развивающую среду...
СЕНТЯБРЬ 2024 ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ДОУ В УСЛОВИЯХ ФГОС в группе старшего дошкольного возраста.
ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ДОУ В УСЛОВИЯХ ФГОС в группе старшего дошкольного возраста....