Консультация для педагогов ДОО «Профессиональные компетенции педагога дошкольного образования, отражающие специфику работы на дошкольном уровне образования»
консультация
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов ДОО
«Профессиональные компетенции педагога дошкольного образования, отражающие специфику работы на дошкольном уровне образования»
Профессиональные компетенции педагога дошкольного образования (воспитателя), отражающие специфику работы на дошкольном уровне образования
В настоящее время наиболее востребованными в обществе считаются работники с глубокими профессиональными и личностными качествами. Ситуации в современном мире предъявляют требования не к конкретным знаниям, а к квалификации, грамотности людей.
Компетенция - это наперед заданное требование к образовательной подготовке обучаемого, характеристика его профессиональной роли.
Компетенция - личностные и межличностные качества, способности, навыки и знания, которые выражены в различных формах и ситуациях работы и социальной жизни.
Профессиональные компетенции - это круг профессиональных вопросов, в которых хорошо ориентируется индивид.
В повседневном обиходе, наряду с термином «компетенция», используются понятия «квалификация», «профессиональные компетенции». Наиболее приемлемым считается: такое трактование содержания слова «компетенция»:
• система знаний в действии;
• личностные качества и свойства;
• интегрированность ЗУН, обеспечивающих профессиональную деятельность;
• умение на практике реализовать свой потенциал для деятельности в профессиональной сфере и сознавать ответственность за его результат, необходимость совершенствоваться в работе.
Рассматривая профессиональные компетенции педагога, выделяют следующие компоненты:
• мотивационно-волевой, включающий в себя ценности, желание работать с детьми, мотивацию к познанию новых форм и методов работы;
• функциональный, характеризующийся наличием знаний и умений, владением педагогическими технологиями;
• коммуникативный - умение общаться, взаимодействовать, четко и ясно доносить мысль до обучающихся или воспитанников, владение навыками делового общения;
• рефлексивный - умение анализировать результаты свой работы для определения потенциала профессионального и личностного роста, различного рода достижений.
В статье Асаевой Ирины Николаевны «Развитие профессиональных компетенций воспитателей дошкольных учреждений разных видов» из журнала «Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И, Герцеш» согласно ее исследованиям сообщается, что под компетенцией понимается определенное профессиональное поведение при решении образовательных задач. Она смогли подобрать поведенческие признаки к каждой компетенции, которые вы можете наблюдать в таблице.
Поведенческие признаки профессиональных компетенций воспитателей ДОУ
Компетенции | Поведенческие признаки |
1. Педагогическая оценка развития ребенка | Собирает информацию с ребенке; наблюдает; беседует с детым, родителями и специалистами; анализирует продукты детской деятельности, проводит диагностические процедуры в соответствии с рекомендациями реализуемых программ ДОУ определенною вида. Регистрирует полученную информацию в дневнике или в карте развития ребенка |
2. Проектирование и планирование педагогического процесса по развитию воспитанников | Разрабатывает планы общей и индивидуальной работы на основе дневника или карты развития ребенка., специфики вида ДОУ. Планирует режимные процессы, занятия, игровую, продуктивную деятельность детей; проектирует динамичную развивающую среду. В соответствии с видом ДОУ планирует дополнительные виды деятельности и преобразования в развивающей среде. Разрабатывает педагогические проекты, направленные на реализацию специфики вида ДОУ |
3. Организация образовательного процесса ДОУ определенного вида | Строит образовательный процесс в соответствии с планом, проектом деятельности. Использует современные технологии физического. познавательно-речевого., социально-личностного и художественно-эстетического развития дошкольников; технологии, обеспечивающие реализацию приоритета вида ДОУ. Активно использует игру в образовательном процессе, принимает участие в игре. Преобразует режим дня и развивающую среду в соответствии с интересами детей, видом ДОУ. |
4. Установление дефицитных компетенций на основе анализа и рефлексивной оценки педагогических результатов | В конце года составляет характеристику на ребенка, описывает его достижения и качественные нные изменения в развитии. Составляет аналитическую записку по результатам деятельности с описанием профессиональных проблем и перечня необходимых профессиональных компетенций |
5. Управление взаимоотношениями с детьми дошкольного возраста, их родителями, коллегами. | Эмоционально общается с детьми, поощряет положительный контакт между ними. Привлекает родителей к участию в деятельности группы, организуя активные формы взаимодействия с ними. Сотрудничает с коллегами. |
6. Работа в команде педагогов конкретной вида ДОУ | Принимает участие в деятельности коллектива, делится опытом и информацией с членами педагогического коллектива, обобщает и представляет на различных уровнях профессионально-педагогический опыт. Реализует проекты ДОУ, направленные на развитие его приоритета |
7. Самодиагностика уровня профессиональных компетенций в условиях вида ДОУ | Осуществляет самодиаагностику, привлекает коллег, экспертов к оценке профессиональных компетенций. |
8. Профессиональное развитие в условиях вида ДОУ | Разрабатывает и реализует программу профессионального развития с учетом вида ДОУ. Использует потенциал коллег, консультантов, экспертов, преподавателей курсов повышения квалификации |
Итак, формирование профессиональных компетенций является основой профессиональных качеств личности, которые носят интегративный характер, рассматриваются в совокупности; их предпосылки формируются уже на стадии профессионального обучения: в высшем либо средне-специальном учебном заведении.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Слайдовая презентация к консультации«Формирование и повышение профессиональных компетенций педагога дошкольного образования как необходимое условие качества педагогического процесса»
Показ слайдовой презентации, сопровождающий консультацию "Формирование и повышение профессиональных компетенций педагога дошкольного образования",-одно из условий эффективного проведения и усвоения ма...
Развитие профессиональных компетенций педагога дошкольной образовательной организации (в условиях реализации ФГОС дошкольного образования) Вариативный модуль
«Реализация технологии социального партнерства с родителями» ...
Консультация для воспитателей Тема: «Формирование и повышение профессиональных компетенций педагога дошкольного образования как необходимое условие качества педагогического процесса»
Формирование профессиональной педагогической компетентности – процесс, продолжающийся на протяжении всего профессионального пути, в соответствии с этим постоянная незавершенность - одна из харак...
Памятка для начинающего воспитателя «Профессиональные компетенции педагога дошкольного образования (воспитателя), отражающие специфику работы на дошкольном уровне образования»
Необходимые навыки и качества педагога дошкольного образования...
Консультация для воспитателей "Формирование и повышение профессиональных компетенций педагога дошкольного образования как необходимое условие качества педагогического процесса"
Профессиональная компетентность характеризуется постоянным стремлением к совершенствованию, приобретению все новых знаний и умений, обогащению деятельности. Не развивающийся педагог никогда не воспита...