УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ АСПЕКТ ОРГАНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОУ И ШКОЛЫ
статья на тему

Аннотация: автор статьи рассматривают проблему сотрудничества дошкольного образовательного учреждения и школы и отмечают, что это взаимодействие является стратегическим направлением деятельности руководителя ДОУ. В работе освещается накопленный опыт формирования преемственных связей между ДОУ и школой в контексте внедрения Федеральных государственных образовательных стандартов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_evgenii_isaakovny.doc93 КБ

Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ АСПЕКТ ОРГАНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОУ И ШКОЛЫ

Вашук Евгения Исааковна

Заведующий ГБДОУ детский сад №46 Кировского района Санкт-Петербурга

Аннотация: автор статьи рассматривают проблему сотрудничества дошкольного образовательного учреждения и школы и отмечают, что это взаимодействие является стратегическим направлением деятельности руководителя ДОУ. В работе освещается накопленный опыт формирования преемственных связей между ДОУ и школой в контексте внедрения Федеральных государственных образовательных стандартов.

Цель данной статьи – осветить имеющийся опыт формирования преемственных связей между ДОУ и школой в контексте внедрения федеральных государственных образовательных стандартов

Ключевые слова: школа, преемственность, начальное образование, дошкольное образования, предшкольная подготовка, взаимодействие ДОУ, готовность ребенка.

Актуальность.

Введение и принятие новых Федеральных Государственных Образовательных Стандартов (ФГОС) дошкольного образования является важным этапом преемственности деятельности детского сада и школы. Успехи в школьном обучении во многом зависят от качества знаний и умений, сформированных в дошкольном возрасте, от уровня развития познавательных интересов ребенка

. Организация полноценного взаимодействия педагогов ДОУ  и школьных учителей является сегодня одной из важнейших задач, стоящих перед коллективами дошкольных учреждений. Роль школы в воспитании и развитии ребенка на этапе предшкольной подготовки нельзя недооценивать. Главной особенностью преемственности признается особый эмоциональный микроклимат, благодаря которому у ребенка формируется мотивация к учебной деятельности, мотивационная готовность к школе. Результаты психолого-педагогических исследований показывают, что дети, которые заблаговременно познакомились со школой, легче адаптируются к условиям школьного обучения и обладают высокими потенциальными возможностями полноценного развития

На протяжении истории не было такого периода, когда звенья системы образования не нуждались во взаимодействии друг с другом и преемственности линий образования подрастающего поколения. Сегодня, когда система образования переживает непростые времена модернизации, передача сведений о ребенке от одной ступени к другой становится крайне актуальной. Особенно это касается дошкольного и начального звена, Федеральные государственные образовательные стандарты которых в некоторой степени разнятся.

Осуществление преемственности в работе детского сада и школы заключается в том, чтобы развить у дошкольника готовность к восприятию нового образа жизни, нового режима, развить эмоционально-волевые и интеллектуальные способности, которые дадут ему возможность овладеть широкой познавательной программой.

 Требования Стандарта к результатам освоения основной образовательной программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социальные и психологические характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования.

Наш детский сад реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно- речевому развитию воспитанников разработанную рабочей группой ДОУ на основе программы «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

В образовательной программе ДОУ имеется раздел «Преемственность ДОУ и школы», в котором определены цели и задачи преемственности, выделены показатели и критерии «портрета выпускника» детского сада, определены критерии сформированности предпосылок учебной деятельности у детей дошкольного возраста в соответствии с требованиями ФГОС ДО.

Комплексная подготовка детей к школе определяется не только разнообразными навыками и умениями, помогающими овладеть школьными предметами, она также включает в себя проведение различных мероприятий, обеспечивающих такое физиологическое и психологическое состояние дошкольника, при котором он будет в состоянии безболезненно привыкнуть к школьному распорядку и сможет наиболее эффективно выполнять те требования, которые предъявляет школа.

Наше учреждение тесно сотрудничает с ГОУ СОШ № 251. Преемственность представляет собой взаимосвязь содержания воспитательно-образовательной работы, целей, задач, методов ее осуществления. Отношения преемственности между ДОУ и школой закреплены в договоре, где обозначены основные аспекты деятельности, ежегодно разрабатывается план работы, который включает в себя актуальные задачи и мероприятия по их реализации.

Были определены:

- Цель преемственности - реализация единой линии развития ребёнка на этапах дошкольного и начального школьного детства, на основе целостного, последовательного, перспективного педагогического процесса.

- Задачи непрерывного образования на дошкольной ступени:

  • приобщение детей к ценностям здорового образа жизни;
  • обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка, развитие его положительного самоощущения;
  • развитие инициативности, любознательности, произвольности, способности к творческому самовыражению;
  • формирование различных знаний об окружающем мире, стимулирование коммуникативной, познавательной, игровой и другой активности детей в различных видах деятельности;
  • развитие компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе; включение детей в различные формы сотрудничества (со взрослыми и детьми разного возраста).

Этапы работы по осуществлению преемственности ДОУ со школой:

1 этап - поступление ребенка в ДОУ:

  • учет детей
  • медицинское обследование
  • адаптационный период ребенка при поступлении в детский сад
  • психолого-педагогическое сопровождение ребенка.

2 этап: подготовка ребенка к обучению.

Методическая работа:

  • Проведение совместных педагогических советов, круглых столов воспитателей и учителей начальных классов по проблемным вопросам воспитания и обучения детей.
  • Проведение открытых уроков и занятий в ДОУ и школе.
  • Проведение совместных мероприятий с детьми подготовительной группы и учащимися первых классов.
  • Экскурсии детей подготовительных групп в школу.
  • Разработка совместных программ.
  • Выявление наиболее острых проблемных вопросов при воспитании детей в ДОУ и начальной школе (школьная незрелость, дезадаптация первоклассников в школе и т.д.)

3 этап – плавный переход из ДОУ в школу.

  • Педагогическая и психологическая диагностика детей подготовительной группы.
  • Дальнейшее отслеживание адаптации детей в первом классе, оказание психологической и педагогической помощи детям и родителям.
  • Проведение общих родительских собраний, консультаций, бесед.

Основные направления обеспечения преемственности между дошкольным и школьным образованием:

  • методическая работа с педагогами (ознакомление с требованиями ФГОС к выпускнику, обсуждение критериев "портрета выпускника", поиск путей их разрешения, изучение и обмен образовательных технологий, используемых педагогами ДОУ и школы);
  • работа с детьми (знакомство детей со школой, учителями, организация совместных мероприятий);
  • работа с родителями (получение информации, необходимой для подготовки детей к школе, консультирование родителей по вопросам своевременного развития детей для успешного обучения в школе).

Работа с педагогами:

  1. совместные педагогические советы (ДОУ и школа);
  2. семинары, мастер- классы; круглые столы педагогов ДОУ и учителей школы по актуальным темам «Обмен мнениями», «Преемственность», «Портфолио дошкольника»; и др.
  3. проведение диагностики уровня усвоения программного материала и определение психологической готовности детей к школе.

Планируются консультации, педагогические часы, беседы по вопросам организации диагностики. На педагогических советах обсуждаются результаты диагностики и развития каждого ребенка, выявляются причины недостаточного усвоения программного материала, затем намечается индивидуальная работа с каждым ребенком по проблемным вопросам.

  1. взаимодействие узких специалистов
  2. открытые показы образовательной деятельности в ДОУ и открытых уроков в школе, в ходе которых, устанавливаются аспекты преемственности и единых требований к выпускникам детского сада.
  3. консультации с педагогами ДОУ и школы «Кризис семи лет», «Ребенок и книга» и др.

Работа с детьми:

-        Периодически дети совершают экскурсию в школу «День знаний», «Последний звонок», где имеют возможность присутствовать на линейке, посидеть за партой, почувствовать себя на равных с учениками. Знакомятся с основными помещениями школы: библиотекой, столовой, спортивным залом, учебным классом, и др. Эти встречи оставляют особенно радостные впечатления у дошколят.

-        посещение школьного музея «Всемирной истории человечества» тематика экскурсий планируется с учетом возрастных особенностей детей;

-        знакомство и взаимодействие дошкольников с учителями и учениками начальной школы

-        участие в совместной образовательной деятельности, игровых моментах, «Что возьму с собой в портфель», «Я иду в школу», «Веселая переменка»;

-        выставки творческих рисунков и поделок «Осенний марафон, «Новогодняя игрушка», «Мама-главное слово»

-        Выпускники детского сада часто заходят в гости, при этом они делятся своими впечатлениями о школе, воспоминаниями о детском саде, общаются с воспитанниками. Беседы и встречи с учащимися школы, которые посещали наш детский сад, вызывают у наших ребятишек желание и интерес пойти в школу.

-        Проведение совместных спортивных праздников «Здравствуй, школа!»», «Мама, папа, я – спортивная семья, музыкальных и театрализованных развлечений, «Масленица». Традицией нашего детского сада, стали выступления бывших воспитанников ДОУ, уже учеников общеобразовательной школы перед детьми старшего дошкольного возраста.

-        посещение дошкольниками адаптационного курса занятий школы будущих первоклассников

-        мы поддерживаем тесную связь с родителями и выпускниками детского сада , что позволяет прослеживать их дальнейшее развитие и достижения – с этой целью оформили стенд «Выпускники – наша гордость»,

Работа с родителями:

Мы стремимся создать единое пространство развития ребенка в семье, детском саду, школе, сделать родителей участниками воспитательного процесса, в этом нам помогают такие формы работы как:

-        круглые столы, дискуссионные встречи, творческие «гостиные» «Как подготовить ребенка к школе»;

-        дни открытых дверей;

-        анкетирование, тестирование родителей; «Готовность родителя к обучению ребенка в школе»,

-        образовательно - игровые тренинги и практикумы, всеобуч для родителей «Учимся играя», «Всесторонне развитие ребенка».

За год до поступления детей, администрация школы определяет учителей, которые будут осуществлять набор первоклашек. Учителя приглашаются на родительские собрания подготовительной группы в начале учебного года и в конце, где они рассказывают о программах реализуемых ими в школах, о требованиях, предъявляемых к будущим первоклассникам, о роли родителей в сложный период адаптации к школе, о развитии познавательных и творческих способностей и т.д. Учителя будущих первоклассников отвечают на все вопросы родителей, также проводятся индивидуальные беседы, консультации, оформлены папки-передвижки, информационные блоки по темам «Психологическая готовность ребенка к школе», «Гиперактивность» и др.

Очень нравятся родителям уже ставшие традиционными смотры – конкурсы, проводимые в детском саду, где они совместно с детьми изготавливают поделки из природного материала «Осенний марафон», поделки из бросового материала «Кормушки для птиц», совместные тематические и творческие выставки «Очумелые ручки», «День матери», «День пожилого человека» после выставки работ дети, родители, сотрудники детского сада с нетерпением ждут подведения итогов и конечно, поощрений.

С учетом постоянно развивающихся информационных технологий стало необходимым - повышение компетентности педагогов и родителей в вопросах использования информационно – коммуникативных технологий; публичность и открытость системы управления дошкольного учреждения. С этой целью был создан и функционирует сайт детского сада, который оказывает системное информационное воздействие, направленное на общественность и позволяет быть в курсе реализуемых программ, достижений и проблем в развитии ребенка.  В разделе «Образование» размещены: договор и план работы со школой, портрет выпускника детского сада. Используя наиболее эффективные формы работы с родителями, мы укрепляем взаимоотношения, создается атмосфера добра, доверия и взаимопонимания.

Новые задачи, встающие перед дошкольным учреждением, предполагают его открытость, тесное сотрудничество и взаимодействие с другими социальными институтами, помогающими решать познавательные задачи, детский сад сотрудничает с детской библиотекой имени Б.Голявкина, ЦДЮТТ Кировского района , имеются договора и планы совместной работы.

Практика нашего ДОУ показывает, что воспитанники подготовительной группы по результатам диагностики основных разделов программы при поступлении в школу имеют хорошие показатели. По результатам индивидуальных бесед с родителями и отзывов учителей, выпускники хорошо осваивают программу, уровень их подготовленности соответствует требованиям.

Данные ежегодно проводимого мониторинга показывают, что у 85% наших выпускников высокий уровень адаптации к школе, у 15% средний уровень адаптации, а дезадаптированных детей нет.

Высокий уровень мотивационной готовности к поступлению в школу наблюдается у 75% детей, средний уровень у 25% детей.

Конечно, не все наши дети идут учиться в школу № 251. 50% наших выпускников обучаются в школах № 223 №244, №506 , где проделанная работа помогает детям легко адаптироваться и успешно учиться.

Став первоклассниками, бывшие выпускники успешно адаптируются в новых условиях. Успешность адаптации к обучению выпускников детского сада, хорошие показатели успеваемости позволяют сделать вывод, что представленная нами система работы дает положительные результаты.

Список литературы

  1. . Андриеш В.А. Аспекты взаимодействия ДОУ и семьи. Подготовка детей к школе / В.А. Андриеш [и др.]. – М.: Детство-Пресс, 2010
  2.  Ледлофф Ж. Как вырастить ребенка счастливым. Принцип преемственности / Ж. Ледлофф. – М.: Генезис, 2014. 
  3.  Михеева Е.В. Современная концепция дошкольного воспитания: новые подходы
  4. 4. Е.В. Михеева // Перспективные разработки науки и техники – 2011: Материалы II междунар. науч.-практ. конф. (Przemysl, Польша, 7–15 ноября 2011г.). 
  5. Никашина Г.А. Пространство развития ребенка в условиях преемственности дошкольного учреждения и начальной школы / Г.А. Никашина. – М.: Белый ветер
  6. 5 Астапов В.М. Определение готовности детей к обучению в школе. – М., 1991.
  7. Бабаева Т.И. У школьного порога. – М., 1993.
  8. Безруких М.М. Ступеньки к школе. – М., 2001.
  9. Болотина Л.Р., Микляева Н.В. Обеспечение преемственности в работе ДОУ и школы. – М., 2006.
  10. Венгер Л.А. как дошкольник становится школьником.// Дошкольное воспитание. – 1995 - №8.
  11. Детский сад и школа будущего: основы сотрудничества и партнёрства./ Под ред. Н.В. Микляевой. – М., 2011.
  12. Преемственные связи ДОУ, школы и родителей будущих первоклассников./ Под ред. Е.П. Арнаутовой. – М., 2006.
  13. Технологии непрерывного образования в детском саду и школе./ Под ред. Н.В. Микляевой. – М., 2011.
  14. Черникова Т.В. Школа и детский сад: лицом друг к другу (организация образовательной среды для выпускников детского сада).// Управление ДОУ. – 2005 №4.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Планирование и организация системы взаимодействия с семьей в соответствии с современными требованиями"

Планирование и организация системы взаимодействия с семьей в соответствии с современными требованиями...

Презентация "Планирование и организация системы взаимодействия с семьей в соответствии с современными требованиями"

Планирование и организация системы взаимодействия с семьей в соответствии с современными требованиями...

"Планирование и организация системы взаимодействия с семьей в соответствии с современными требованиями"

 Семья и дошкольное учреждение - два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие.  На с...

Семинар-практикум «Планирование и организация системы взаимодействия с семьѐй в соответствии с современными требованиями».

В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с семь...

Организация системы взаимодействия инструктора по ФК, логопеда и родителей с целью формирования моторной сферы у детей среднего дошкольного возраста с ТНР.

Проект по формированию слогоритмической стороны речи на раннем этапе работы с воспитанниками с ТНР путем организации единого информационного пространства "Семья - ДОУ" с целью развития мотор...

"Психологические аспекты организации дистанционного взаимодействия ДОУ и семьи"

В связи со сложившейся эпидемиологической ситуацией педагогам приходится искать новые удобные и безопасные формы работы с воспитанниками и их родителями. На данном этапе перед нами стоит задача непрер...