"Планирование и организация системы взаимодействия с семьей в соответствии с современными требованиями"
консультация на тему

Фасхиева Светлана Фердусовна

Планирование и организация системы взаимодействия с семьей в соответствии с современными требованиями

Скачать:


Предварительный просмотр:

Планирование и организация системы взаимодействия с семьѐй в соответствии с современными требованиями.

Старший воспитатель МБДОУ №6

Фасхиева С.Ф.

План

1. Основные аспекты семейного воспитания и детско-родительских отношений.

2. Основные принципы взаимодействия педагога и семьи.

3. Планирование и организация системы взаимодействия с семьѐй.

4. Формы и виды образовательного взаимодействия с семьями воспитанников ДОО.

Главный смысл и цель семейной жизни – воспитание детей» В.А.Сухомлинский

  1. Основные аспекты семейного воспитания и детско-родительских отношений

Основными задачами ДОО являются:

 охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья воспитанников;

 обеспечение познавательно-речевого, социально-личностного, художественно-эстетического и физического развития воспитанников;

 воспитание с учетом возрастных категорий воспитанников гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;

 осуществление необходимой коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии воспитанников;

 взаимодействие с семьями воспитанников для обеспечения полноценного развития детей;

 оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) по вопросам воспитания, обучения и развития детей.

Семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребѐнка необходимо их взаимодействие.

На современном этапе, семейное воспитание признано ведущим. Родители являются первыми педагогами, они обязаны заложить основы физического, нравственного, интеллектуального, личностного развития ребенка. Успешное осуществление этой большой и ответственной работы невозможно в отрыве от семьи.

Главным в работе любой ДОО являются сохранение и укрепление физического и психического здоровья воспитанников, их творческое и интеллектуальное развитие, обеспечение условий для личностного и гармоничного роста. Для достижения высокой результативности образовательного процесса в ДОО большое значение имеет работа с родителями воспитанников. Некоторые педагоги, выстраивая работу с родителями в ДОО, не берут во внимание разницу социокультурной среды в которой растет ребенок.

Главной особенностью семейного воспитания признается особый эмоциональный микроклимат, благодаря которому у ребенка формируется отношение к себе, что определяет его чувство самоценности. Другая важная роль семейного воспитания — влияние на ценностные ориентации ребенка, его мировоззрение в целом, поведение в разных сферах общественной жизни. Известно также, что именно пример родителей, их личные качества во многом определяют результативность воспитательной функции семьи. Успешность семейного воспитания проявляется в индивидуальном развитии у ребенка культуры: физической, общения с близкими, домоведения и бытового поведения, труда и досуга, адекватного полоролевого поведения, самоорганизации ребенком своей жизнедеятельности.

Можно выделить следующие условия успешного семейного воспитания.

1. Последовательно удовлетворять базисные потребности ребенка (по А.Маслоу):

физиологические — в пище, тепле, движениях, жилище, отдыхе;

экзистенциальные — в безопасности своего существования, определенном постоянстве, порядке, регулярности окружающего социума;

социальные — в привязанности, общении, заботе о другом и внимании к себе;

престижные — в уважении и признании со стороны значимых для ребенка лиц, позитивной самооценке;

2. Помогать ребенку сохранять душевное равновесие, бодрость духа, ритм активной жизни, оберегать от стрессов.

3. Внимательно относиться к мыслям, радостям и тревогам, которыми ребенок хочет поделиться с ними.

4. Уважать ребенка, не позволять себе грубых слов и жестоких действий в его адрес, уметь находить в ребенке положительное, за что стоит похвалить его, сказать слова любви и признания.

5. Признать право ребенка на самостоятельный выбор, самостоятельные решения и действия.

6. Помочь ребенку самоопределиться в деятельности и общении с людьми.

Существует немалое количество литературы об особенностях воспитания в разных семьях. Многих отечественных и зарубежных педагогов и психологов интересовала эта проблема. Благодаря их исследованиям удалось выделить классификации типов родительских отношений и стилей родительского воспитания. О некоторых из них речь пойдет далее. Классификация типов родительских отношений и стилей воспитания Как показывает исследование Э. Арутюнянц, существует три варианта семьи: традиционная (патриархальная), детоцентрическая и супружеская (демократическая).

В традиционной семье воспитывается уважение к авторитету старших, педагогическое воздействие осуществляется сверху вниз. Основным требованием является подчинение. Дети из этих семей легко усваивают традиционные нормы, но испытывают трудности в формировании собственных семей. Они неинициативны, негибки в общении, действуют исходя из представления о должном.

В детоцентрической семье главной задачей родителей считается обеспечение «счастья ребенка». Семья существует только для ребенка. Воздействие осуществляется, как правило, снизу вверх (от ребенка к родителям). В результате у ребенка формируется высокая самооценка, ощущение собственной значимости, но возрастает вероятность конфликта с социальным окружением за пределами семьи. Поэтому ребенок из такой семьи может оценивать мир как враждебный. Очень велик риск социальной дезадаптации ребенка при поступлении в дошкольное учреждение и школу. Супружеская (демократическая) семья своей целью видит взаимное доверие, принятие и автономность членов. Воспитательное воздействие - «горизонтальное», диалог равных: родителей и ребенка. В семейной жизни всегда учитываются взаимные интересы, причем чем старше ребенок, тем больше его интересы учитываются. Итогом воспитания в такой семье является усвоение ребенком демократических ценностей, гармонизация его представлений о правах и обязанностях, свободе и ответственности, развитии активности, самостоятельности, доброжелательности, уверенности в себе и эмоциональная устойчивость. Вместе с тем у этих детей может отсутствовать навык подчинения социальным требованиям в среде, построенной по «вертикальному» принципу. Распределение семей в данной классификации требует индивидуального подхода к воспитанию ребенка в целом и взаимодействию с семьей.

А.Я.Варга по характеру отношения к детям выделяет четыре типа мам. Спокойная уравновешенная мама — настоящий эталон материнства. Она всегда все знает о ребенке. Чутко реагирует на его проблемы, вовремя приходит на помощь. Заботливо растит его в атмосфере благожелательности и добра. Тревожная мама вся во власти того, что ей постоянно мнится по поводу здоровья ребенка. Она во всем видит угрозу его благополучию. Тревожность и мнительность матери создают тяжелую семейную атмосферу, которая лишает покоя всех членов семьи. Тоскливая мама вечно всем недовольна. Ее беспокойство и нервозность вызывают думы о ребенке, в которм она видит обузу, преграду на пути к возможному счастью. Вывод ясен: ребенку с такой мамой не повезло. Уверенная и властная мама твердо знает, что хочет от ребенка. Жизнь спланирована ею до его рождения, и от воплощения запланированного мама не отходит ни на йоту. «Создавая» ребенка по идеальной модели, мама подавляет его, стирает его неповторимость, гасит стремление к самостоятельности, а тем более — к инициативе.

Основной целью диалога ДОУ и семьи является создание единого пространства семья — детский сад, в котором всем участникам педагогического процесса (детям, родителям, воспитателям) будет уютно, интересно, безопасно, полезно, благополучно. Основные принципы взаимодействия педагога и семьи В основе взаимодействия педагога и семьи воспитанника ДОУ по созданию единого пространства развития ребенка лежат следующие принципы.

1. Преемственность согласованных действий. Главный мотив взаимодействия родителей и педагогов (по словам В.А. Сухомлинского) заключается в том, «...как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира — от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш». Взаимопонимание семьи и детского сада — этого единого пространства, объективной реальности — состоится при согласованности воспитательных целей и задач, позиций обеих сторон, «выстроенных по принципу единства, уважения и требований к ребенку, распределения обязанностей и ответственности».

2. Гуманный подход к выстраиванию взаимоотношений семьи и ДОО. Наиболее существенными принципами во взаимоотношениях ДОУ и семьи являются гуманность, толерантность, т.е. признание достоинства, свободы личности, терпимость к мнению другого; доброе, внимательное отношение всех участников взаимодействия.

3. Открытость. Новые социальные изменения в обществе требуют от воспитателя ДОУ открытости по отношению к семье воспитанника. Подобный подход будет действенным в том случае, если провозглашаемые ценности преобразуются в ценности, объединяющие социальный, интеллектуальный, культурный опыт всех, живущих в едином педагогическом пространстве: самих детей, членов их семей, воспитателей, специалистов ДОО, социальное окружение.

4. Индивидуальный подход к каждой семье. Все семьи отличаются друг от друга. Эти различия зависят от многих факторов: социального положения, образования родителей, родительской и человеческой культуры, состава семьи, традиций семьи, особенностей здоровья членов семьи, жилищных условий, внутрисемейных отношений и др.

5.Эффективность форм взаимодействия ДОО и семьи. Реалии современности требуют изменения привычной ситуации и выстраивания системы взаимодействия с родителями. Эффективность выбора форм зависит от умения выделить наиболее важные проблемы сторон, привлечь внимание к ним, искать приемлемый путь решения. Проблему заявляют все те, кто входит в педагогическое пространство (родители, воспитатели, специалисты, младшие воспитатели, психолог и др.). Формы выбираются в соответствии с региональными, культурно-историческими, социально-экономическими, социально-психологическими условиями, интересами семьи, возможностями ДОО и др. При выборе форм осмысливаются и вводятся в воспитательный процесс субъективные факторы человеческой жизни — общение, понимание, диалог, сострадание, сопереживание, встреча, любовь, т.е. все то, что сохраняет саму жизнь.

6. Обратная связь. Партнерство родителей и педагогов предполагает хорошо налаженную обратную связь. Она необходима для того, чтобы изучить мнение родителей по разным вопросам воспитания, деятельности ДОО. Родители хотят знать, учитывают ли воспитатели их мнение, реагируют ли на замечания, предложения, советы с их стороны. Воспитатели, в свою очередь, — как реагируют родители на предложения и советы со стороны воспитателей, имеют ли встречные предложения.

7. Этапность реализации. Содержание взаимодействия ДОО и семьи должно быть системным.

3. Планирование и организация системы взаимодействия с семьѐй При организации взаимодействия с семьями целесообразно использовать следующие фазы планирования:

педагоги должны четко осознавать цель взаимодействия и в ходе работы придерживаться только ее. Она может быть различна: ознакомить родителей с задачами развития ребенка в данный период, ознакомить с режимом, правилами и особенностями функционирования ДОО, предложить эффективную технологию постепенной адаптации ребенка к детскому саду, показать родителям эффективность педагогической работы коллектива ДОО и т. д. Отсутствие четко осознаваемой цели, неумение придерживаться только этой цели в процессе взаимодействия приведет к результату, обратно ожидаемому.

Обязательно учитывать при планировании работы долгосрочные задачи, поставленные на государственном, районном уровне.

     Проблема взаимодействия дошкольного учреждения с семьей на сегодняшний день остается актуальной, приобретая порой обостренный характер. Сложности в отношениях между семьями и образовательными учреждениями могут быть связаны, например, с несовпадением взаимных ожиданий, с имеющим иногда место недоверием родителей к воспитателям. Родительские ожидания можно сформулировать следующим образом: родители хотят быть уверены в хорошем отношении воспитателя к их ребенку. Поэтому, как предлагают психологи, педагогу необходимо вырабатывать у себя «добрый взгляд» на ребенка: видеть в его развитии, прежде всего, положительные черты, создавать условия для их проявления, привлекать к ним внимание родителей. Пользуясь научной терминологией, эту ситуацию можно назвать «психологией доверия». Доверие родителей к педагогу основывается на уважении к его опыту, знаниям, компетентности в вопросах воспитания и, главное, на доверии к нему в силу его личностных качеств (заботливость, доброта, чуткость).

Для того чтобы заслужить доверие родителей педагог может организовать свое взаимодействие с ними следующим образом (В.А.Петровский).

1-й этап - «Трансляция родителям положительного образа ребенка». Педагог никогда не жалуется на ребенка, даже если он что-то натворил. Беседа с родителями проходит в позитивном ключе.

2-й этап - «Трансляция родителям знаний о ребенке, которых они не могли бы получить в семье». Воспитатель сообщает об успехах и особенностях развития ребенка в ДОУ, особенностях общения его с другими детьми, результатах познавательной деятельности, при этом соблюдается принцип позитивного взгляда на ребенка.

3-й этап - «Ознакомление воспитателя с проблемами семьи и воспитании ребенка». На данном этапе активная роль принадлежит родителям, воспитатель только поддерживает диалог, не давая оценочных суждений. Нужно помнить, что полученной от родителей информацией не следует делиться с коллегой по группе и в целом использовать ее только для организации положительного взаимодействия.

ПАМЯТКА ВОСПИТАТЕЛЮ

ПРИ ОБЩЕНИИ С РОДИТЕЛЯМИ

 важнейшая предпосылка открытого общения – умение внимательно слушать и задавать открытые вопросы

 воспитатели должны использовать ясный, понятный для родителей язык и предоставлять им возможность задавать вопросы

 найдите время, создайте условия родителям высказать свои соображения, радости и беспокойства

 для общения выбирайте места, где можно побеседовать с глазу на глаз

 сохраняйте конфиденциальность беседы. Семьи делятся с воспитателями важной и личной информацией, необходимо соблюдать еѐ в тайне

 важно помнить: родители должны привыкнуть к радушному приѐму, почувствовать себя нужными в детском саду

4-й этап - «Совместное исследование и формирование личности ребенка». Только на этом этапе педагог, завоевавший доверие родителей при успешном проведении предыдущих этапов, может начинать осторожно давать советы родителям. Общая продолжительность всех этапов занимает около полутора — двух месяцев.

4. Формы и виды образовательного взаимодействия с семьями воспитанников ДОО.

Современные подходы к организации взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения

Формы взаимодействия детского сада с родителями – это способы организации их совместной деятельности и общения. Основная цель всех видов и форм взаимодействия ДОУ с семьѐй – установление доверительных отношений с детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать. Выстраивая взаимодействие с родителями, можно развивать и использовать как традиционные формы – это родительские собрания, лекции, практикумы, так и современные формы – устные журналы, экскурсии, родительские клубы, акции, оздоровительные мероприятия, игры и т.п. Планируя ту или иную форму работы, мы, как педагоги, всегда исходим из представлений о современных родителях, как о современных людях, готовых к обучению, саморазвитию и сотрудничеству. С учѐтом этого выбираем следующие требования к формам взаимодействия: оригинальность, востребованность, интерактивность. В последнее время наметились новые, перспективные формы сотрудничества, которые предполагают подключение родителей к активному участию, как в педагогическом процессе, так и в жизни детского сада. В основе новой концепции взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность. Уходит в прошлое официально осуществляемая в нашей стране политика превращения воспитания из семейного в общественное. Следовательно, для измененных и обновленных позиций субъектов необходимо ввести рад принципов эффективного взаимодействия.

Принцип первый (хорошо известный педагогам и плохо осознаваемый родителями): родители являются первыми воспитателями ребенка.

Принцип второй (мало осознаваемый педагогами и не известный родителям): детские сады создаются в помощь семье в деле воспитания детей.

Принцип третий (смутно осознаваемый и родителями, и педагогами): какие педагоги — такие и родители, и наоборот, какие родители — такие и педагоги. И, наконец, четвертый принцип (вызывающий самое большое количество разногласий между педагогами и родителями): педагоги воздействуют на семью через ребенка и для ребенка; семья, в свою очередь, воздействует на педагогов через ребенка и для ребенка.

Результатом подобной работы должно стать признание приоритета семейного воспитания требует новых отношений семьи и дошкольного учреждения. Новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество», «взаимодействие», «партнерство». Сотрудничество - это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать. Взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения «Партнерство» (в буквальном переводе с англ.) - равноценное деление, паритетность участия в процессе воспитания детей.

Перейти к новым формам отношений родителей и педагогов невозможно в рамках закрытого детского сада: он должен стать открытой системой. Результаты зарубежных и отечественных исследований позволяют охарактеризовать, из чего складывается открытость дошкольного учреждения, включающая «открытость внутрь» и «открытость наружу».

Условно можно выделить четыре основных направления организации взаимодействия ДОУ и семьи:

1. Изучение семьи;

2. Информирование родителей о достижениях и перспективах развития ребенка;

3. Организация психолого-педагогического просвещения родителей;

4. Вовлечение родителей в жизнь детского сада.

1-е направление: Изучение семьи предполагает сбор и анализ сведений о родителях и детях, изучение семей, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с еѐ членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка, выявление готовности семьи ответить на запросы дошкольного учреждения, и включение следующих методов сбора информации:

1) разнообразные формы анкетирования и обработка результатов:

тесты и опросы;

беседы с родителями, членами семьи и детьми;

В разговоре с родителями желательно выяснить как можно больше об особенностях поведения ребенка и его привычках:

в каких условиях живет (сколько человек в семье, есть ли другие дети, живут ли вместе с ними бабушка и дедушка и т.д.);

какие привычки сложились дома в процессе еды, засыпания, пользования туалетом и т.п.;

как называют ребенка дома и как его нужно называть вдетском саду;

чем больше всего любит заниматься ребенок;

какие особенности в поведении радуют, а какие настораживают родителей

наблюдения за ребенком (целенаправленное и спонтанное)

наблюдение за детьми и взаимоотношениями родителей с детьми;

2) изучение продуктов детской деятельности воспитанников группы;

анализ детских рисунков

анализ рассказов на заданную тему

3) создание педагогических ситуаций

4) записи детской деятельности

5) запись вопросов родителей

6) сочинение родителей на тему «Мой ребенок»

7) фиксация дня ребенка

8) дневник адаптации ребенка к ДОУ

9) посещение семьи (домашние визиты)

10) использование различных форм презентации семьи:

изготовление семейных фотоальбомов;

изготовление семейных фотогазет;

проект «День семьи» в группе;

оформление газеты «Звезда недели» (о ребенке);

проект «Открытая книга» - малыши рассказывают о своей семье (рисунки детей на тему семьи; записи детских рассказов; фрагменты опросов, например, на тему «Наш любимый семейный праздник», «Наши путешествия»; «Наша коллекция» и т. д.).

Данные методы как нельзя лучше подходят для реализации положений новой философии взаимодействия педагогов с родителями.

2-е направление: Информирование родителей о достижениях и перспективах развития каждого ребенка направлено на сообщение родителям о планах и задачах группы, а также на организацию совместной работы педагогов и родителей для выработки эффективной стратегии развития каждого ребенка.

Необходимо представить родителям письменную информацию о ДОУ

включающую:

 Основную образовательную программу дошкольного образования;

 работу и график клубов, платных услуг, предлагаемых ДОО;

 информацию о педагогических кадрах, работающих в ДОО: об образовании, стаже работы, квалификации, категории, о наличии сертификата о курсах повышения квалификации, узкой специализации;

 информацию о том, что педагоги ДОО — члены профессиональной организации, посещают собрания и знакомы с текущими научными исследованиями в области дошкольной педагогики и психологии, имеют научные публикации;

 работу узких специалистов (логопеда, психолога, научного консультанта и др.) с указанием их квалификации, категории, ученой степени, звания;

 работу физиокабинета и других услуг.

Родительские собрания – самая распространѐнная форма встреч с родителями, где обсуждаются все вопросы: и информационные, и просветительские, и организационные, и задачи вовлечения родителей в образовательный процесс. Общее собрание родителей проводится 3-4 раза в год, групповые собрания желательно проводить ежемесячно.

Возможны следующие формы проведения родительских собраний:

- собрания – знакомства: ориентированы на первоначальное установление партнѐрских отношений «ДОО – семья»; обычно проводятся в начале года как в ДОО, так и в группе; здесь происходит знакомство родителей и персонала ДОО, знакомство с программами

- собрания – консультации: на таких собраниях обсуждаются определѐнные темы, заявленные педагогами или родителями; приглашаются специалисты; ведѐтся разъяснение определѐнных аспектов деятельности ДОО ( ответы на вопросы родителей, консультирование, решение определѐнных проблем); - лекции, семинары: на таких собраниях обсуждается определѐнная актуальная тема, касающаяся развития и воспитания детей (знакомство с новыми методиками воспитания и обучения, с инновационными технологиями развития и т.д.); целью таких собраний является просвещение и информирование родителей;

 - семинары – практикумы: здесь родители получают определѐнные практические навыки действий в определѐнных ситуациях («Как организовать игру», «Как вести себя с ребѐнком в определѐнной ситуации», «Изготовление мягкой игрушки» и т.д.);

- неформальные встречи: это время, когда родители собираются развлечься, поделиться впечатлениями (обычно они приурочиваются к праздникам или к дням рождения);

- заседания родительского комитета: здесь обсуждаются проблемы, связанные с функционирование детского сада и группы, планируется определѐнная работа и участие родителей в ней;

 - собрания – презентации: на таких встречах происходят совместные с детьми, родителями и педагогами презентации совместных проектов (музыкальных, творческих, познавательных и др.)

 - собрания-развлечения: на таких собраниях совместно с родителями и детьми проводятся спортивные и музыкальные праздники, походы, экскурсии, театрализованные представления, совместные сюжетно-ролевые игры и многое другое;

- итоговое собрание проводится в конце учебного года, на нѐм обсуждаются итоговые результаты деятельности «ДОО – семья», заслушиваются отчѐты и пожелания персонала ДОО и родителей, определяются перспективы деятельностиВ этом направлении также целесообразно использовать следующие формы:

1) Технология «портфолио ребенка», где накапливается информация о ребенке и с помощью специальных приемов отслеживаются и демонстрируются достижения ребенка;

2) Отчеты группы о направлениях работы в контексте ООП ДО (2-3 раза в год);

3) информационные стенды разной направленности, например «Наша жизнь в группе»;

4) Доски объявлений для ежедневно сменяемой информации (информация о деятельности в группе; ежедневные расписания, какая в данный момент идет тема, высказывание детей в течение дня, о развитии ребенка, объявления о собраниях; объявления о предстоящих мероприятиях; благодарности родителям и т. д.);

5) личные блокноты (в случае, когда личный контакт невозможен для переписки с очень занятыми родителями, которые не всегда успевают поговорить с педагогами);

6) индивидуальные кармашки, конверты: (каждый день, несколько раз в неделю). В кармашки складываются записки о последних достижениях ребенка, его успехах и новых приобретениях, они могут располагаться на индивидуальных шкафчиках детей или в специально отведенном месте).

7) выставки детских работ ( индивидуальных и общих);

8) памятка для родителей «О чем можно и нужно спросить у ребенка?».

Информация на стендах может дублироваться или развивать информацию, содержащуюся в записках, в беседах.

9) Личные фотоальбомы, альбомы, дневники, которые передаются от педагога к родителю и обратно;

10) короткие сообщения о здоровье, достижениях ребенка;

11) извещения об особых событиях.

12) Буклеты: Содержится информация о дошкольном учреждении:

задачи, миссия ДОУ, основная образовательная программа, администрация, часы приема администрации, кадровый состав, развивающая среда учреждения и т. д.

13) Справочники: Содержат подробную информацию об основной образовательной программе дошкольного учреждения: образовательные области, задачи, решаемые в каждой группе, формы работы.

благодарности добровольным помощникам;

просьба принести какие-либо материалы или оказать какую-либо помощь.

15) Закрытые ящики (в виде почтового ящика) для предложений. Анонимные записки, где родитель может выразить свое отношение к группе, идеи по оформлению, советы, предложения и т. д.

16) Отчеты. Письменные отчеты о детях описываются в позитивном

ключе, подчеркивая как

сильные, так и слабые

стороны ребенка. В таких

отчетах нужно

воздерживаться от

категорических суждений и

умозаключений.

Содержание отчета не

должно быть неожиданным для родителей. В него включается только та информация, которой вы обменивались с семьей в течение предшествующего периода.

17) Статьи о жизни группы на сайте ДОО и т.д.

Родители – это союзники воспитателя в образовании и развитии детей, а нам, воспитателям, надо помочь родителям осознать, что они способны изменить жизнь своего ребенка к лучшему.

3-е направление: Организация психолого - педагогического просвещения родителей направлено на теоретическую помощь семье в процессе воспитания ребенка и решение следующих задач:

1. задачи информативного плана (например, познакомить родителей с возрастными особенностями детей, режимом работы ДОО, дать советы по профилактике гриппа);

2. задачи обучающего плана (научить родителей руководить детской деятельностью:

Для реализации данной цели необходимо четко соблюдать целевую установку. В зависимости от цели, при решении данных задач используются методы:

—индивидуальное или групповое консультирование;

—просмотр родителями совместной образовательной деятельности и режимных моментов;

— привлечение семей к различным формам совместной с детьми или педагогами деятельности.

Возможно использовать и следующие формы:

1. лекции;

2. консультации;

3. ответы на вопросы «Что делать, если...», «Как развивать?...», «Как помочь ребенку?»...

4. семинары;

5. семинары – тренинги;

6. круглый стол

7. организация библиотеки, игротеки, аудиотеки, видеотеки (для самостоятельного пользования родителями);

8. оформление тематических стендов, буклетов, папок;

В рамках нового подхода следует лишь изменить отношение к их реализации — информация должна быть актуальной для родителей и не являться простой

4-е направление: Вовлечение родителей в жизнь детского сада.

Работу с родителями можно представить в разных направлениях:

Познавательная деятельность:

выпуск газет

конкурсы-викторины

тематические занятия,

самостоятельная

деятельность, совместная

деятельность с

родителями

Трудовая деятельность

благоустройство группы, участка

ремонт кукольной мебели, книг, игрушек

создание групповой библиотеки, мастерской (например, работа по дереву, или рукоделие)

посадка растений в группе, на участке

Досуговая деятельность по прежнему остается самой привлекательной.

праздники, концерты, театральные спектакли;

поездки, экскурсии, прогулки;

семейные праздники (День рождения, День именинника);

родительские клубы по интересам.

Участие в педагогическом процессе группы

Приглашение в группу, информация о программе, целях, задачах.

Ящики вопросов и предложений

Участие в образовательном процессе: предметная среда, хозяйственно-

бытовой труд.

Любое совместное мероприятие позволяет родителям увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности вовзаимоотношениях; апробировать разные подходы к ребенку; посмотреть, как это делают другие, то есть приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с родительской общественностью в целом.

Преимущества новой философии взаимодействия педагогов с родителями неоспоримы и многочисленны, поскольку это:

 положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей. Родители уверены в том, что ДОО всегда поможет им в решении педагогических проблем и в то же время не навредит, так как будут учитываться мнение семьи и предложения по взаимодействию с ребенком. Педагоги, в свою очередь, заручены пониманием со стороны родителей в большинстве проблем (от материальных до хозяйственных). В самом большом выигрыше находятся дети, ради которых и осуществляется данное взаимодействие; учет индивидуальности ребенка. Педагог, постоянно поддерживая контакт с семьей, знает особенности, привычки своего воспитанника и учитывает их при работе, что, в свою очередь, ведет к повышению эффективности педа-гогического процесса;

 возможность родителям выбирать и формировать то направление в развитии и воспитании ребенка, которое они считают нужным. Таким образом, родители берут на себя ответственность за воспитание ребенка;

 укрепление внутрисемейных связей, к сожалению, проблемный вопрос в педагогике и психологии;

 возможность реализации единой программы воспитания и развития ребенка в ДОУ и семье;

 возможность учета типа семьи и стиля семейных отношений, что было не реально при использовании традиционных форм работы с родителями. Педагог, определив тип семьи воспитанника, сможет найти правильный подход для взаимодействия и успешно осуществлять работу с родителями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Планирование и организация системы взаимодействия с семьей в соответствии с современными требованиями"

Планирование и организация системы взаимодействия с семьей в соответствии с современными требованиями...

"Планирование и организация системы взаимодействия с семьей в соответствии с современными требованиями"

 Семья и дошкольное учреждение - два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие.  На с...

Семинар-практикум «Планирование и организация системы взаимодействия с семьѐй в соответствии с современными требованиями».

В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с семь...

Эффективные формы взаимодействия с семьями воспитанников с учётом современных требований

Эффективные формывзаимодействия с семьями воспитанниковс учётом современных требованийНа современном этапе обновления дошкольной образовательной политики уделяется большое внимание проблемам семьи, се...

Организация современных форм взаимодействия с родителями в соответствии с современными требованиями

Внедрение новых федеральных государственных образовательных стандартов позволяет организовать совместную деятельность детского сада и семьи более эффективно.Педагоги творчески подходят к решению пробл...