Августовское совещание педагогических работников
материал по теме
«Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ с учетом индивидуализации образовательного процесса»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_avgustovskoe_soveshchanie.docx | 24.35 КБ |
prezentatsiya.pptx | 2.9 МБ |
Предварительный просмотр:
Доклад
«Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ
с учетом индивидуализации образовательного процесса»
Подготовила:
Старший воспитатель
МДОАУ д/с «Белочка»
Цурган С.В
Доброе утро уважаемые коллеги,
Разрешите представить вашему вниманию доклад на тему: «Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ с учетом индивидуализации образовательного процесса».
Динамичные социокультурные условия сегодняшнего дня побуждают к постановке комплексных задач, направленных на адекватное современной психолого-педагогической ситуации развитие личности в процессе образования.
Важнейшей задачей модернизации образования является обеспечение его качества, доступности, индивидуализации и дифференциации, что предполагает:
- создание психологически безопасной образовательной среды,
- осуществление квалифицированной диагностики возможностей и способностей ребенка, начиная с раннего возраста, психологической помощи семьям детей групп особого внимания;
- помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития и в выборе для него образовательного и профессионального маршрута;
- профилактику нарушений эмоционально-волевой сферы;
- помощь в разрешении проблем во взаимоотношениях со сверстниками, учителями, родителями.
- Один из основных принципов ФГОС ДО - ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ - построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (п. 1.4 .2 ФГОС ДО)
А теперь представлю вашему вниманию реализацию принципа индивидуализации образовательного процесса с детьми с ОВЗ и детьми инвалидами на базе МДОАУ д/с «Белочка». Подробнее остановимся на этапах индивидуального сопровождения: ребенок с ОВЗ, поступивший в детский сад
I этап - ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ - Сбор информации о ребенке. Наблюдение за детьми , беседы с ними, Изучение сведений о родителях(законных представителях)беседа с ними, анкетирование; анализ ситуации социального окружения ребенка; изучение данных о развитии ребенка из медицинских карт; анализ протоколов ПМПК и других документов
II этап – КОМПЛЕКСНОЙ ДИАГНОСТИКИ, Выявление особенностей физического, психического развития, личностной и познавательной сферы ребенка: диагностика речевого развития; педагогическая диагностика, выявление трудностей; определение уровня актуального развития; фиксирование характера отклонений в развитии; определение зоны ближайшего развития.
III этап – РАЗРАБОТКА ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МАРШРУТА
В результате диагностики “команды” специалистов на заседании психолого-медико-педагогического консилиума составляется и утверждается индивидуальный образовательный маршрут, разрабатывается план конкретных мероприятий, направленных на решение выявленных проблем.
IV этап – ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ. Коррекционно-развивающая и образовательная работа по реализации индивидуального образовательного маршрута.
V этап – РЕФЛЕКСИВНЫЙ. Итоговая диагностика. Анализ результатов. Мониторинг эффективности реализации индивидуальной коррекционно-развивающей программы. Составление прогноза относительно дальнейшего развития ребёнка.
ЗАДАЧИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО МАРШРУТА:
- развитие личности ребенка (с учетом его индивидуальных физических и умственных возможностей)
- осуществление полноценной адаптации в группе сверстников
- проведение коррекционно-педагогической, психологической работы с детьми
- оказание помощи и поддержки родителям, консультирование по вопросам воспитания и развития ребенка
- подготовка к школьному обучению
Вашему вниманию представляется образец ИОМ который заполняется специалистами детского сада «Белочка».
Для успешной реализации образовательного маршрута специалистами детского сада разрабатываются коррекционно-развивающие программы на основе адаптированной образовательной программы для детей с ОВЗ.
ВОСПИТАТЕЛЬ
- Адаптированная образовательная программа для детей с ограниченными возможностями здоровья. На основе примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под. ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой
ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ
- Коррекционно - развивающая программа по подготовке к школе детей с задержкой психического развития с 5-7 лет. Автор: С.Г. Шевченко.
- «Социальное развитие воспитанников с ограниченными возможностями здоровья 5-6 лет». Автор: Р.В. Мельникова.
- «Коррекция познавательной сферы детей 3-4 лет с задержкой психического развития».
- Автор: А.Н. Засыпкина, В.Ф. Овсиенко
УЧИТЕЛЯ - ЛОГОПЕДЫ
- Адаптированная коррекционно-развивающая программа по преодолению общего недоразвития речи (ОНР) I уровня для детей с ОВЗ. На основе программ авторов Н.В. Нищевой, Л.В. Лопатиной
В рамках реализации образовательного процесса специалистами используются разные формы работы в соответствии с возможностями ребенка.
ВОСПИТАТЕЛЬ:
ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ: построение образовательной деятельности с учетом индивидуальных особенностей и интересов ребенка с ОВЗ;
ГРУППОВЫЕ ЗАНЯТИЯ по адаптированной образовательной программе.
УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД:
ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ: направленные на поэтапное формирование средств речевого общения.
ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ:
ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ с применением различных психологических техник;
Проведение занятий в сенсорной комнате.
ИНСТРУКТОР ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ
Групповые занятия, программа физических нагрузок имеет упрощённый вид для сложно координационных упражнений, упражнений, включающих в себя прыжки и подвижные игры;
подвижные игры представляют собой два-три правила, доступных для понимания воспитанников с ОВЗ; спортивные мероприятия совместно с детьми.
Кроме того, воспитанники с ОВЗ принимали участие в массовых спортивных мероприятиях, таких как: «Уроки здоровья», «Веселые старты - Защитники Отечества», «Бравые солдаты», «День здоровья - малые олимпийские игры».
Участвовали в социально-культурных мероприятиях: Осенний балл, «День матери», «Синичкин день», Новогодний маскарад, «Люблю тебя – моя Югра», «Слава Армии родной в день ее рожденья», «8 марта», «День победы».
Принимали участие в различных творческих конкурсах: выставка детского рисунка «Осторожно - дорога», выставка поделок из природного материала «Дары осени», выставка рисунков «Моя мама», выставка творческих работ «Новогодняя игрушка», где представляли совместные работы с родителями.
Для всестороннего развития воспитанников с ОВЗ, в учреждении создаются условия, обеспечивающие полноценное развитие всех видов детской деятельности в соответствии с их возможностями и способностями.
- Специальная предметно-развивающая среда - это специальное оборудование зон, направленное на компенсацию состояния детей;
- методическое и организационное обеспечение, соответствующее современным требованиям коррекционно-развивающего процесса;
- необходимое техническое оснащение оборудования и пособия, игрового материала, с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей с ОВЗ.
Также ведется активное взаимодействие с родителями в форме:
КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ
- Обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
ДНИ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ
- Вовлечение родителей в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей.
СЕМИНАРЫ-ПРАКТИКУМЫ
- Установление правил взаимодействия в разных ситуациях.
ПРОВЕДЕНИЕ СОВМЕСТНЫХ ПРАЗДНИКОВ
- Формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности.
Систематичность коррекционной работы, слаженность педагогического коллектива ведет к достижению результатов, у нас на сегодняшний день они такие.
- - Участие ребенка-инвалида в открытом городском музыкальном конкурсе юных исполнителей среди детей дошкольного возраста «Таланты Югры»;
- - Участие в Открытом городском фестивале детского творчества «Салют Победы»;
- - Снятие статуса ребенка-инвалида по окончании детского сада.
- Положительная динамика в образовательной деятельности прослеживается у детей, имеющих задержку психического развития.
Для всестороннего развития воспитанников с ОВЗ, в учреждении создаются условия, обеспечивающие полноценное развитие всех видов детской деятельности в соответствии с их возможностями и способностями.
Материально-техническое оснащение - большой пандус у центрального входа в здание детского сада, логопедический кабинет, сенсорная комната, кабинет педагога - психолога, два физкультурных зала, два бассейна, тренажерный зал, две спортивные площадки, физкультурно-оздоровительные центры в каждой группе.
Учебно-методическое обеспечение - научная литература в соответствии с ФГОС ДОУ.
Педагогический потенциал - педагог - психолог, два учителя-логопеда, три инструктора по физической культуре.
Также в учреждении успешно функционирует консультационный пункт для родителей: основными задачами специалистов является организация и координация методической, диагностической и консультативной помощи семьям, в том числе семьям с детьми дошкольного возраста, не посещающими дошкольные образовательные учреждения.
Адаптированная коррекционно-развивающая программа по преодолению общего недоразвития речи (ОНР) I уровня для детей с ОВЗ. На основе программ авторов Н.В. Нищевой, Л.В. Лопатиной
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Один из основных принципов ФГОС ДО
Реализация принципа индивидуализации образовательного процесса с детьми с ОВЗ и детьми инвалидами на базе МДОАУ д/с «белочка»
Этапы индивидуального сопровождения Этап сопровождения ребёнка с ОВЗ Содержание работы I этап - Подготовительный Сбор информации о ребенке. Наблюдение за детьми , беседы с ними, Изучение сведений о родителях(законных представителях)беседа с ними, анкетирование; анализ ситуации социального окружения ребенка; изучение данных о развитии ребенка из медицинских карт; анализ протоколов ПМПК и других документов
Этап сопровождения ребёнка с ОВЗ Содержание работы II этап – Комплексной диагностики Выявление особенностей физического, психического развития, личностной и познавательной сферы ребенка: диагностика речевого развития; педагогическая диагностика, выявление трудностей; определение уровня актуального развития; фиксирование характера отклонений в развитии; определение зоны ближайшего развития. III этап – Разработка индивидуального образовательного маршрута В результате диагностики “команды” специалистов на заседании психолого-медико-педагогического консилиума составляется и утверждается индивидуальный образовательный маршрут, разрабатывается план конкретных мероприятий, направленных на решение выявленных проблем.
Этап сопровождения ребёнка с ОВЗ Содержание работы IV этап – Деятельностный Коррекционно-развивающая и образовательная работа по реализации индивидуального образовательного маршрута. Индивидуальные и групповые занятия с воспитателем, психологом, логопедом, другими специалистами. Консультирование и привлечение родителей к реализации маршрута V этап – Рефлексивный Итоговая диагностика. Анализ результатов. Мониторинг эффективности реализации индивидуальной коррекционно-развивающей программы. Составление прогноза относительно дальнейшего развития ребёнка.
Задачи маршрута сопровождения
Индивидуальный образовательный маршрут на 2016-2017 учебный год (внутренний) УТВЕРЖДАЮ Директор _МДОАУ д /с «АВГ» _______________________ «____»______2016г. Ф.И.О.ребенка_____________________________________________________________________________ (наименование образовательного учреждения) Характеристика ребенка. Цель индивидуального маршрута развития ребёнка. Задачи индивидуального маршрута развития ребёнка. Условия реализации индивидуального маршрута развития ребёнка. Специалист Форма работы с ребенком Форма работы с родителями Форма работы со специалистами ДОУ Психолог Педагоги Логопед Муз. руководитель Инструктор по физ. развитию
Для успешной реализации образовательного маршрута специалистами детского сада разрабатываются коррекционно-развивающие программы на основе адаптированной образовательной программы для детей с ОВЗ.
Реализуемые программы воспитателя: Адаптированная образовательная программа для детей с ограниченными возможностями здоровья. На основе примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под. ред. Н.Е. Вераксы , Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой
Реализуемые программы педагога-психолога: Коррекционно - развивающая программа по подготовке к школе детей с задержкой психического развития с 5-7 лет. Автор : С.Г. Шевченко. «Социальное развитие воспитанников с ограниченными возможностями здоровья 5-6 лет». Автор: Р.В. Мельникова. «Коррекция познавательной сферы детей 3-4 лет с задержкой психического развития». Автор: А.Н. Засыпкина , В.Ф. Овсиенко
Реализуемые программы учителя - логопеда: Адаптированная коррекционно-развивающая программа по преодолению общего недоразвития речи (ОНР) I уровня для детей с ОВЗ. На основе программ авторов Н.В. Нищевой , Л.В. Лопатиной
формы работы с детьми Воспитатель ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ: построение образовательной деятельности с учетом индивидуальных особенностей и интересов ребенка с ОВЗ; Групповые занятия по адаптированной образовательной программе. Учитель-логопед ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ : направленные на поэтапное формирование средств речевого общения.
формы работы с детьми с ОВЗ Инструктор по физической культуре Педагог-психолог Индивидуальные занятия с применением различных психологических техник; П роведение занятий в сенсорной комнате. Групповые занятия, программа физических нагрузок имеет упрощённый вид для сложно координационных упражнений, упражнений, включающих в себя прыжки и подвижные игры; подвижные игры представляют собой два-три правила, доступных для понимания воспитанников с ОВЗ; спортивные мероприятия совместно с детьми.
формы работы с детьми с ОВЗ
Создание специальной развивающей предметно-пространственной среды
специальная развивающая предметно-пространственная среда
специальная развивающая предметно-пространственная среда Сенсорная комната
специальная развивающая предметно-пространственная среда Физкультурно-оздоровительный комплекс
Формы взаимодействия с родителями
Формы взаимодействия с родителями
Формы взаимодействия с родителями
Результативность работы
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на тему:«Развитие ребёнка в дошкольном и дополнительном образовании» Августовское совещание педагогических работников муниципального образования городской округ г.Пыть-Ях "Педагог в современном образовании в условиях изменяющегося законодательства"
Доклад на тему: «Развитие ребёнка в дошкольном и дополнительном образовании» Августовское совещание педагогических работников муниципального образования городской округ г.Пыть-Ях «Педагог в совре...
ПО материалам "АВГУСТОВСКОЕ СОВЕЩАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ"
laquo;РЕАЛИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ: ОТ СТРАТЕГИЧЕСКИХ ОРИЕНТИРОВ К ПРОЕКТНЫМ РЕШЕНИЯМ» По мате...
Доклад для Августовского совещания педагогических работников
Тема: «Использование интерактивных развивающих игр при реализации дополнительной общеразвивающей программы «Школа безопасности», как средство формирования у детей старшего дошкольног...
Приказ "О выступлении с докладом на Августовском совещании педагогических работников"
приказ о выступлении с докладом на Августовском совещании педагогических работников...
Доклад для Августовского совещания педагогических работников
Тема: «Использование цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии» как средство формирования у детей старшего дошкольного возраста любознательности и познавательной активнос...
Презентация к выступлению на августовском совещании педагогических работников образовательных учреждений Корсаковского городского на тему "Проектно-исследовательская деятельность ДОУ и СОШ в рамках преемственности ФГОС ДО и ФГОС НО"
Презентация "Проектно-исследовательская деятельность ДОУ и СОШ в рамках преемственности ФГОС ДО и ФГОС НО"...
Мои достижения: Всероссийский марафон лучших педагогических практик дошкольного образования «Умный город» в 2021 году в рамках августовского совещания педагогических работников РФ
Всероссийский марафон лучших педагогических практик дошкольного образования «Умный город» в 2021 году в рамках августовского совещания педагогических работников РФ...