Проблемы подготовки кадров для интегрированного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья
консультация на тему
В статье представлено описание и даны современные проблемы системы интегрированного (инклюзивного) образования для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Проблемы подготовки кадров для интегрированного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья
Автор статьи: Гарева Т.А.
Демократические преобразования в нашем обществе способствуют появлению моделей интегрированного воспитания и обучения детей с проблемами в развитии совместно с нормально развивающимися сверстниками. Проблема интеграции является весьма актуальной в наше время. О ней говорят, пишут, многие известные педагоги, психологи, дефектологи, врачи. В работах В.В. Краевского, А.В. Петровского, Н.Ф. Талызиной рассматриваются вопросы интеграции педагогики с другими науками. Г.Д. Глейзер, В.С. Леднёв раскрывают пути интеграции в содержание образования. В работах Л.И. Новиковской раскрываются проблемы интеграции воспитательных воздействий на ребёнка.
Большинство учёных, занимающиеся проблемой интегрированного образования, акцентируют важность культурологической подготовки будущих педагогов. Так, в научных трудах Е.В. Бондаревской разработаны технологии личностно-ориентированной педагогической культуры учителя.
Л.С. Выготский одним из первых обосновал идею интегрированного обучения. Известный учёный считал, что задачами воспитания ребёнка с нарушениями в развитии является его интеграция в жизнь и осуществление компенсаций его недостатков в биологическом и социальном аспектах.
По мнению А.Л. Битовой, интеграция – это сложный процесс, тщательное построение последовательной цепочки адекватных коммуникативно-последовательных сред, каждая из которых содействовала бы расширению возможностей ребёнка и готовность перехода на следующий уровень интеграции. Интеграция – это взаимная адаптация индивида и общества друг к другу.
По утверждению Н.Д. Шматко в настоящее время в России выделяются две формы интеграции: интернальная и экстернальная. Интернальная – это интеграция внутри системы специального образования. Экстернальная интеграция представляет возможности специального и массового образования.
Мы видим, что в последнее время в нашем обществе изменилось отношение к детям с ограниченными возможностями здоровья. Их перестают бояться. Часто дети с синдромом Дауна, с интеллектуальными нарушениями, со сложными комбинированными дефектами начинают принимать участие в общественной, культурной жизни страны.
В нашей стране более 15 лет существует Паралимпийское движение, действует Паралимпийский комитет и федерация физической культуры и спорта инвалидов.
На сегодняшний день в России 688 физкультурно-спортивных клубов инвалидов, созданы 8 детско-юношеских спортивно-оздоровительных школ инвалидов /ДЮСОШИ/.
Во Владимирской области создана общественная организация «Ассоциация родителей детей инвалидов «Свет». Дети со сложной структурой дефекта уже несколько лет занимаются по программам «Школа жизни- обучение самостоятельности», швейному делу, фитодизайну, вышиванию, работам на благоустройстве городских территорий.
В последние десятилетия известность получили учреждения для детей с тяжёлыми формами инвалидности при церковных общинах различных религиозных конфессий.
В Москве успешно функционирует реабилитационный центр для детей с ОВЗ «Наш дом». Воспитанники этого учреждения участвуют в конкурсах декоративно-прикладного искусства, экспонируют изделия на различных выставках.
В 2012 году в Москве стартовал VII областной фестиваль художественного творчества инвалидов, посвященного 25-летию Всероссийского общества инвалидов.
На этом фестивале инвалиды принимали активное творческое участие в различных направлениях: вокальном, хореографическом, драматическом, фольклорном, инструментальном, композиторском, литературно-поэтическом, декоративно-прикладном, изобразительном, фотоискусстве.
В последние десятилетия на территории нашей страны открываются новые реабилитационные центры. Это связано с реформами политических институтов, с демократическими преобразованиями в обществе, с наметившимися в общественном сознании поворотами к признанию самоценности личности.
Так, В Белгородской области создан «Реабилитационный центр для детей и подростков с ОВЗ». За 2009-2011 гг Центр принял более 100 детей из разных уголков нашей Родины. На базе этого учреждения организована служба раннего вмешательства, специалисты которой оказывают консультативную помощь детям с когнитивными, коммуникативными, двигательными нарушениями. Одним из наиболее важных направлений в деятельности реабилитационного центра является работа с родителями. В Центре действует «Родительский университет», «Экспресс –школа для родителей», «Мамина школа»
В Москве функционирует «Научно – просветительский центр реабилитации инвалидов вследствие ДЦП». Специалисты этого учреждения оказывают комплексную реабилитационную помощь детям с ДЦП и их семьям по оригинальной методике кондуктивной педагогики и восстановительной двигательной терапии А. Пете. На базе этого Центра проходят обучение специалисты под руководством ведущих кондуктологов институту А.Пете.
С 1989 года в Москве работает «Центр Лечебной педагогики». Он оказывает помощь детям со сложной структурой дефекта. В Центре для каждого воспитанника специалисты выстраивают индивидуальную программу реабилитации. В числе занятий: арт-терапия, игровая и двигательная терапия, музыкальные, швейные, сенсорный, нейропсихологические занятия, театральный кружок, подготовка к школе.
Однако, в нашей стране недостаточно уделяется внимания разъяснительной работе специалистов по вопросам воспитания и обучения детей с проблемами в развитии. Большая часть людей мало информирована в этой области, недостаточно времени посвящает самообразованию по данным вопросам, не владеют специальными методиками обучения детей с ОВЗ.
Известно, что вопросами воспитания и обучения детей с ОВЗ занимались такие выдающиеся учёные-педагоги, психологи, медики, как А.В. Владимирский, В.Н. Кащенко, А.Ф. Лазурский, Г.И. Россолимо, Г.Я. Трошин, Н.В. Чехов. М.Монтессори создала программу индивидуальности ребёнка. Т.Н. Власова посвятила свои исследования проблеме дифференцированного обучения разных категорий детей с нарушениями умственного и физического развития. С.А. Зыков создал систему обучения детей с нарушениями слуха, разработал дифференцированную систему, в основе которой лежит предметно-практическая деятельность. Разнообразные виды коррекционной деятельности (воспитательной, обучающей, коррекционной) рассматриваются как процесс, направленные на исправление отклонений в развитии (В.В. Воронова, И.Г. Ерёменко, С.Д. Забрамная, Б.П. Пузанова, В.А. Лапшин).
Вопросами профессиональной подготовки учителей, работающих с детьми с ОВЗ, исследовали Е.А. Стребелева, Н.А. Бессмертная, А.Д. Конеев.
А.К. Маркова выделила виды профессиональной компетенции педагога, работающего с детьми с ограниченными возможностями здоровья:
-Социальная профкомпетентность характеризует владение способами совместной профессиональной деятельности и сотрудничество, приёмами профессионального общения с ребёнком.
-Специальная профкомпетентность характеризует владение деятельность на высоком профессиональном уровне.
-Личностная профкомпетентность характеризует владение способами саморазвития и самовыражения, способность планировать свою профессиональную деятельность в условиях осуществления интегрированного обучения ребёнка с проблемами в развитии.
В настоящее время открывать смешанные группы при массовых садах очень преждевременное дело. Достаточно серьёзный вред может нанести неподготовленный воспитатель, заведующий или сам родитель. В учреждении должна быть обеспечена триада: необходимое кадровое обеспечение, программно-методическое и материально-техническое.
Во многих образовательных учреждениях пока нет достаточных условий для интегрированного обучения детей.
Но данный вопрос поднимается и в Министерстве Образования и на педагогических советах ГОУ. В частности, Л.Р. Давидович (кандидат педагогических наук г. Москвы) отмечала чрезмерную распространённость невыраженных отклонений у воспитанников массовых детских садов . Она высказала предположение обязать всех педагогов проводить индивидуально-личностную коррекционно-педагогическую работу, включать её в процесс воспитания и обучения в массовые образовательные учреждения.
Л.В. Кузнецова (кандидат психологических наук города Москвы) отмечала, что дети с отклонениями в развитии в общеобразовательном учреждении выпадают из поля зрения специалистов. Вопрос психологической, дефектологической подготовки педагогов весьма актуален. Ведь воспитатель должен уметь взаимодействовать с детьми, отслеживать их трудности и своевременно отправлять к нужному специалисту.
В.И. Селивёрстов писал, что система коррекционной помощи детям в рамках общеразвивающих детских садов практически отсутствует , наблюдается недостаточная осведомлённость дошкольных работников и родителей в коррекционно-педагогических вопросах воспитания и обучения детей с особенностями в развитии. Известный учёный особо подчёркивал «сегодня актуальна потребность в развитии профилактической и коррекционно-педагогической направленности деятельности общеобразовательных ДОУ, рассматривать которую необходимо как обязательную составную часть государственного стандарта дошкольного образования».
В Москве имеются учреждения, которые специально, квалифицированно занимаются проблемой интеграции. Но их не так много. Например, для детей с синдромом Дауна имеется организация «Даунсайд-Ап». Для детей с нарушениями речевого развития, с генетической патологией и нормально развивающихся сверстников – специализированный детский сад № 1465 ЦОУО. В этом учреждении создана замечательная образовательная среда для всех категорий детей. Там работает высококвалифицированный медицинский и педагогический персонал. Они проводят курсы подготовки специалистов по работе с детьми, имеющими особые нужды в воспитательно-образовательной работе. К ним приезжают обучаться воспитатели их Харькова, Волгограда, Воронежа. Среди родителей нормально развивающихся детей стоит огромная очередь в учреждение. Специалист этого учреждения М.А. Семенович отмечала, что «ребёнок с синдромом Дауна не возвращает агрессивность в общение с детьми. Обычный сверстник в ответ на агрессивность тут же порождает агрессивность. Ребёнок с синдромом Дауна не даёт такого ответа или долго думает, прежде чем его дать. И это разрушает привычные стереотипы поведения». В этом образовательном учреждении очень много случаев, когда дети с ОВЗ начинают дружить с другими детьми.
На этом примере видно, что часть современных образовательных учреждений углублённо и добросовестно занимается вопросом интеграции детей с проблемами в развитии в среду нормально развивающих сверстников.
Интеграция – это очень важное и благородное дело, которое заслуживает особого внимания. Ведь каждый из нас человек со своими особенностями характера, поведения. Но нас общество принимает. У нас есть возможности адаптироваться. Это не значит, что мы лучше кого- то. Поэтому, интеграция детей с ограниченными возможностями – это важное дело будущего нашей педагогической науки и практики.
Список литературы:
- Блохина С.И., Козлова В.П., Старшинова А.В. «К вопросу об организации детских реабилитационных центров в России»// Рос. Журнал социального работника – 1996. -№ 1 – С. 21-22
- Битова А.Л. «Особый ребёнок исследования и опыт помощи проблемы интеграции и социализации», М., 2000
- Васильева Т.Н. «Развитие профессиональной компетенции в сфере организации интегрированного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья», Астрахань, 2003
- Выготский Л.С. «Принципы воспитания физически дефективных детей»// Собрание сочинений: в 6 т- М, 1983 – т. 5
- Малофеев Н.Н. «Актуальные проблемы интегрированного обучения. Материалы междунарадной научно-практической коференции по проблемам интегрированного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья. М., 2001
- Холостова М. «Социальная работа с инвалидами: настольная книга специалиста, М.: Институт социальной работы, 1996- 210 с.
- Чуракова С.Н. «Подготовка учителя к интегрированному обучению детей с ограниченными возможностями здоровья»/ Автореферат на соискание учёной степени, 2003
- Шматко Н.Д. «Для кого может быть эффективным интегрированное обучение»// Дефектология. – 1999 № 1. –С. 41-45.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
итоговая образовательная деятельность за 1 год обучения детей с ограниченными возможностями здоровья
Образовательная деятельность: "Познание", "Чтение художественной литературы", "Социализация", "Коммуникация"КОНСПЕКТ ИТОГОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ГРУППЕ 1 года обучения...
Организация психолого- педагогической работы с родителями на этапе подготовки к школьному обучению детей с ограниченными возможностями здоровья.
В этом материале раскрываются основные формы работы дошкольного образовательного учреждения с родителями, имеющими детей с ограниченными возможностями здоровья. В большинстве случаев родителям, ...
Основные требования к организации индивидуального обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.
Основные принципы организации коррекционной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Регламент индивидуальных коррекционно-развивающих занятий, их структура. Конспект-план индивидуально...
Основные требования к организации индивидуального обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.
Основные принципы организации коррекционной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Регламент индивидуальных коррекционно-развивающих занятий, их структура. Конспект-план индивидуально...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ: УСЛОВИЯ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Чтобы скорректировать работу с данными детьми, предлагается воспитателями данных детей в каждой диагностике обращать внимание на их уровень в ......
Организация адаптивной образовательной среды в ДОУ(Организации) в условиях интегрированного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья
Современное дошкольное образование находится на новом этапе развития - идет его модернизация. Этому способствуют как социальные, так и экономические перемены в обществе. Ратификация Россией международ...
Организация интегрированного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.
В сообщении рассказывается о моделях интеграции: постоянной полной. постоянной неполной, постоянной частичной. эпизодической....