Положение о построении развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ
методическая разработка на тему
Цель – создание условий для самостоятельной, активной, целенаправленной деятельности ребёнка (игровой, двигательной, изобразительной, театральной и тд).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
polozhenie_o_predmetno-razvivayushchey_srede.docx | 64.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение № 1
к приказу заведующего
от«____»_________2016г.
№_______
ПОЛОЖЕНИЕ
о построении развивающей предметно-пространственной среды в групповых помещениях
в муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении
«Детский сад комбинированной направленности № 5» города Сосновоборска
- Общие положения
1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Законом «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012г, Приказом министерства образования и науки РФ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» №1155 от 17.10.2013г,
1.2. Настоящее положение обеспечивают реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
1.3. За полнотой и качеством построения развивающей предметно-пространственной среды осуществляется контроль.
1.4. Положение о построении развивающей предметно-пространственной среды вступает в силу с момента издания приказа «Об утверждении Положения» и действует до внесения изменения.
2.Цель и задачи предметно-развивающей среды
2.1. Цель – создание условий для самостоятельной, активной, целенаправленной деятельности ребёнка (игровой, двигательной, изобразительной, театральной и тд).
2.2. Задачи развивающей предметно-пространственной среды в групповых помещениях:
- обеспечивать максимальную реализацию образовательного потенциала пространства группы в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития;
- обеспечить возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения;
- обеспечивать интеграцию образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
- основываться на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса.
3.Принципы построения предметно-развивающей среды.
3.1.Содержательно-насыщенности, предусматривающий разнообразие тематики материалов и оборудования и активности воспитанников во взаимодействии с предметным окружением.
3.2. Вариативности, предусматривающий наличие в группе различных пространств, материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей.
3.3.Полифункциональности, предполагающий возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды.
3.4.Доступности, предполагающий доступность всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность, свободный доступ детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности.
3.5.Трансформируемости, обеспечивающий возможность изменений развивающей предметно-пространственной среды, позволяющих, по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию пространства.
3.6. Безопасности, предполагающий соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.
4. Требования к построению развивающей предметно-пространственной среды
4.1. Развивающая предметно-пространственная среда в группах дошкольного возраста включает в себя следующие центры развития в соответствии с возрастом детей (приложение №1):
- центр психологической разгрузки;
- центры «Здравствуй, книжка» и «Играем в театр»;
- центр познания «Развивайка» («Учимся говорить», Маленькие математики», «Мы познаем мир»);
- центр конструирования «Маленькие строители»;
- центр детского творчества «Маленькие художники»;
- музыкальный центр;
- центр «Мы играем»;
- центр двигательной активности «Маленькие спортсмены»;
- центры природы и экспериментирования «Юный эколог»;
- центр Безопасности;
- центр «Юный патриот»
4.2. Каждый центр имеет символическое обозначение (приложение №2)
5.Контроль
5.1. Контроль осуществляется в соответствии с планом – графиком о должностном контроле
5.2. Ответственность за полноту и качество построения развивающей предметно-пространственной среды возлагается на воспитателей.
5.3. Ответственность за контроль построения развивающей предметно-пространственной среды возлагается на старшего воспитателя.
Приложение №1
Примерный перечень
оборудования развивающей предметно-пространственной среды
в групповом помещении младшей группы
Центры «Здравствуй, книжка» и «Играем в театр»:
1. Стеллаж для книг, столик и два стульчика, мягкий диванчик.
2. Ширма, отделяющая уголок от зон подвижных игр.
3. Маленькие ширмы для настольного театра.
4. Фланелеграф.
5. Детские книги по программе, любимые книжки детей, книжки-малышки, книжки-игрушки.
6. Различные виды театра (плоскостной, пальчиковый, кукольный).
8. Костюмы, маски, атрибуты для разыгрывания сказок «Репка», «Курочка Ряба», «Волк и козлята».
Центр познания «Развивайка»:
«Учимся говорить»:
1. Стеллаж или этажерка для пособий.
2. Наборы игрушек и комплекты предметных и сюжетных картинок.
3. Наборы игрушек для проведения артикуляционной гимнастики.
4. Дидактические игры по развитию речи («Чей малыш?», «Найди маму?» ,«Кто в домике живет?»)
5. Лото «Парные картинки», «Игрушки», «Магазин».
7. Игры для формирования и совершенствования грамматического строя речи «Чего не стало?», «Разноцветные машины» (различение форм ед. и мн. числа (существительных и др.).
«Маленькие математики»:
1. Наборное полотно, магнитная доска.
2. Комплект геометрических фигур (круги, квадраты треугольники разных размеров, окрашенные в основные цвета).
3. Предметы и изображения предметов различной геометрической формы.
4. Объемные геометрические формы (кубы и шары разного размера, окрашенные в основные цвета).
5. Разнообразный счетный материал (предметные картинки, мелкие игрушки и предметы, природный материал).
6. «Играйка 3» для развития математических способностей.
7. Блоки Дьенеша.
8. Палочки Кюизенера.
9. Дидактические игры (Цвет. Часть и Целое. Фигуры. Формы).
«Сенсорика»
1. Нетрадиционный материал: закрытые емкости с прорезями для заполнения различными мелкими и крупными предметами, крупные пуговицы или косточки от счетов для нанизывания.
2. Мозаика большого размера.
3. Рамки-вкладыши «Я изучаю размер».
4. Сборные игрушки (матрешки, пирамидки, домики, машинки).
7. Разрезные картинки (2—4 части).
8. Простые крупные пазлы.
Центр конструирования «Маленькие строители»;
1. Строительный конструктор с блоками большого размepa.
2. Строительный конструктор с блоками среднего размера.
3. Различные виды конструктора
4. Небольшие игрушки для обыгрывания построек (фигур-людей и животных и т. п.).
5. Транспорт среднего и большого размера. Машинки деревянные, пластмассовые и металлические разных моделей.
Центр детского творчества «Маленькие художники»:
1.Толстые восковые и акварельные мелки.
2. Цветной мел.
3. Цветные карандаши.
4. Гуашевые краски.
5. Пластилин.
6. Цветная и белая бумага, картон, обои.
7. Наклейки.
8. Ткани.
9. Самоклеящаяся пленка.
10. Кисти.
11. Поролон.
12. Клейстер.
Музыкальный центр:
1.Звучащие игрушки и детские музыкальные инструменты: металлофон, дудочки, колокольчики, барабан, погремушки, игрушки-пищалки, поющие волчки, кубики и мячики звучащими наполнителями.
2. Магнитофон и аудиокассеты с записями звуков природы.
3. Пластиковые емкости с разными наполнителями: горохом, желудями, камушками, пшеном.
Центр «Мы играем»:
1.Куклы (маленькие, средние, большие) обоего пола.
2. Комплекты одежды для кукол по сезонам.
3. Комплекты постельного белья для кукол.
4. Комплекты мебели для кукол.
5. Коляски для кукол.
6. Наборы кукольной посуды.
7. Атрибуты для проведения сюжетно-ролевых игр «Дочки-матери», «Магазин», «Поликлиника», «Шоферы», «Парикмахерская».
8. Атрибуты для ряжения (шляпы, шарфы, шали, длинные юбки, сумки и портфели, детские зонты, бусы и т. п
Центр двигательной акт ивности «Маленькие спортсмены»:
1. Мячи большие надувные (2—3 шт.).
2. Мячи малые и средние (по 4—5 шт.).
3. Обручи (3—4 шт.).
4. Флажки (8—10 шт.).
5. Ленты на колечках (8—10 шт.).
6. Тонкий канат, веревки.
7. Кубики маленькие и средние (по 8—10 шт.).
8. Модульные конструкции для подлезания, перелезания, залезания.
9. Массажные мячики (8—10 шт.).
10. Массажные коврики и ребристые дорожки.
11. Нетрадиционное спортивное оборудование (мячи-гантельки (или мешочки) из пластиковых бутылочек, наполненных песком и т.п.)
12. Забавная игрушка-кольцеброс.
Центры природы и экспериментирования «Юный эколог»
1. Стол с емкостями для воды и песка и рабочей поверхностью из пластика, резиновый коврик.
2. Халатики, нарукавники.
3. Природный материал: песок, вода, глина, камушки, ракушки, деревяшки, различные плоды, перья.
4. Емкости разной вместимости, ложки, лопатки, палочки, воронки, сито, формочки.
5. Игрушки для игр с водой.
6. Комнатные растения по программе.
7. Леечка, палочки для рыхления почвы, опрыскиватель.
11. Календарь природы.
Центр «Безопасность»
- Дидактический материал по Правилам дорожной безопасности, Пожарной безопасности
- Атрибуты, знаки
Раздевалка:
1.Шкафчики с определителем индивидуальной принадлежности (яркими картинками и фотографиями детей), маркировка.
2. Скамейки.
3. Схема-«алгоритм» процесса одевания.
4. Стенд для взрослых «Наши работы» (постоянно обновляющаяся выставка работ детей).
5. .«Консультации для родителей» (рекомендации родителям по организации досуга детей, материалы для игр и домашних занятий, рекомендации специалистов и т.д.).
6 Мини-библиотека методической литературы для родителей и книг для чтения детям дома
7. Информационный стенд (режим работы детского сада и группы, сетка НОД, объявления, «Визитная карточка группы»).
Туалетная комната:
1.Традиционная обстановка.
2. Схема-«алгоритм» процесса умывания.
Примерный перечень
оборудования развивающей предметно-пространственной среды
в групповом помещении средней группы
Центр «Здравствуй, книжка!»:
1.Стеллаж или открытая витрина для книг.
2. Столик и два стульчика, мягкий диванчик.
3. Детские книги по программе и любимые книги детей.
4. Два-три постоянно сменяемых детских журнала.
5. Детская энциклопедия «Что такое? Кто такой?»
6. Книжки-малышки с произведениями фольклора малых |форм.
7. Книжки-раскраски по изучаемым темам.
8. Книжки-самоделки.
9. Аудиокассеты с записью литературных произведений по программе.
10. Диафильмы.
Центр «Играем в театр»:
1.Большая складная ширма.
2. Маленькая ширма для настольного театра.
3. Стойка-вешалка для костюмов.
4. Костюмы, маски, атрибуты для постановки двух-трех сказок.
5. Куклы и атрибуты для обыгрывания этих же сказок в различных видах театра (плоскостной, пальчиковый, кукольный, настольный, перчаточный).
Центр познания «Развивайка»
«Будем говорить правильно»:
1.Стеллаж или этажерка для пособий.
2. Наборы игрушек и комплекты предметных и сюжетных картинок.
3. Наборы игрушек для проведения артикуляционной гимнастики.
4. Настольно-печатные дидактические игры, лото, домино.
5. Настольно-печатные игры по развитию речи («Подбери и назови» и т.д.)
6. Раздаточный материал для звукового и слогового анализа и синтеза (семафоры, светофорчики, флажки, разноцветные кружки и квадраты).
7. Настенный алфавит, кубики с буквами.
8. Диапроектор, экран, подборка слайдов по изучаемым темам.
«Учимся считать»:
1. Счетный материал (игрушки, мелкие предметы, природный материал, предметные картинки).
2. Комплекты цифр для магнитной доски и фланелеграфа.
3. Наборы геометрических фигур для магнитной доски и фланелеграфа.
4. Занимательный и познавательный математический материал.
5. Схемы и планы (групповая комната, кукольная комната).
6. «Волшебные часы» (времена года, части суток).
7. Рабочие тетради «Математика — это интересно».
«Сенсорика»:
1. Мозаики большого и маленького размеров.
2. Конструкторы типа «Lego» или «Duplo» большого и маленького размеров.
3. Разрезные картинки (4 и более частей, все виды разрезов).
4. Пазлы.
5. Различные сборные игрушки и схемы их сборки.
6. Игрушки-трансформеры.
7. Игрушки-шнуровки, игрушки-застежки.
8. Кубики с изображениями («Сказки» и т.д.)
9. Блоки Дьенеша.
Центр конструирования «Маленькие строители»;»:
1. Строительный конструктор с крупными блоками.
2. Строительный конструктор со средними блоками.
3. Строительный конструктор с мелкими блоками.
4. Нетрадиционный строительный материал (контейнеры с крышками, оклеенные самоклеящейся пленкой коробки разных размеров и т.п.).
5. Небольшие игрушки для обыгрывания построек (фигурки людей и животных, дорожные знаки и т. п.).
6. Транспорт (крупный, средний, мелкий) из различных материалов.
7. Схемы построек и «алгоритмы» их выполнения.
Центр детского творчества «Маленькие художники»:
1.Восковые и акварельные мелки, цветной мел.
2. Гуашевые краски.
3. Фломастеры.
4. Цветные карандаши.
5. Пластилин.
6. Клейстер.
7. Кисти, палочки, стеки, поролон, печатки, клише, трафареты по темам.
8. Цветная и белая бумага, картон, самоклеящаяся пленка, наклейки, ткани, нитки.
9. Рулон простых белых обоев для рисования коллективных работ.
10. Доска для рисования мелом, доска для рисования фломастерами; маленькие доски для рисования.
11.Поднос с тонким слоем манки.
Музыкальный центр:
1. Детские музыкальные инструменты: металлофон, дудочки, свистки, барабан, пианино, пищалки.
2. Звучащие игрушки-заместители (пластиковые бутылочки и коробочки с разными наполнителями).
3. Магнитофон, аудиокассеты с записью музыкальных произведений по программе (по совету музыкального руководителя) и детских песенок.
4. «Поющие» игрушки.
Центр природы и экспериментирования «Юный эколог»:
1.Стол для проведения экспериментов.
2. Резиновый коврик.
3. Халатики, передники, нарукавники.
4. Контейнеры с крышками для природного материала и сыпучих продуктов.
5. Природный материал (вода, песок, глина, камешки, ракушки, каштаны, желуди).
6. Сыпучие продукты (соль, сахарный песок).
7. Увеличительное стекло.
8. Игрушечные весы.
9. Емкости разной вместимости, ложки, воронки, сито, совочки.
10. Игрушки для игр с водой и песком.
11. Комнатные растения с указателями по программе.
12. Леечки, опрыскиватель, палочки для рыхления почвы.
13. «Алгоритм» ухода за растениями.
14. Журнал опытов.
Центр «Мы играем» (сюжетно-ролевых игр):
- Большое зеркало.
- Куклы разных размеров.
3. Комплекты одежды и постельного белья для кукол, кукольные сервизы, кукольная мебель, коляски для кукол.
4. Предметы-заместители для сюжетно-ролевых игр.
5. Атрибуты для ряжения (шляпы, сумки, шали, шарфы и т.п.).
6. Атрибуты для 4—5 сюжетно-ролевых игр («Дочки-матери», «Хозяюшки», «Доктор Айболит», «Моряки», «Шоферы», «Парикмахерская»).
Центр двигательной активности «Маленькие спортсмены»:
1. Мячи большие надувные, мячи средние, малые, массажные мячики разных цветов.
2. Обручи.
3. Гимнастические палки.
4. Ленты разных цветов на кольцах.
5. Кегли.
6. Тонкий канат или цветные веревки.
7. Флажки разных цветов.
8. «Дорожка движения».
9. Мишени на ковролиновой основе с набором мячиков и дротиков на «липучках».
10. Кольцеброс.
11. Нетрадиционный спортивный инвентарь (детские эспандеры, кегли, мячики-сокс и т.п.).
12. Ребристые и массажные дорожки.
Центр Безопасности
1.Дидактический материал по Правилам дорожной безопасности, Пожарной безопасности
2.Атрибуты, знаки
Центр психологической разгрузки;
- Ширмы для уединения, палатки
- Мягкий диванчик, подушечки
- Альбомы
- Музыкальные светильники и тп.
Раздевалка:
1.Шкафчики с определителем индивидуальной принадлежности (яркими картинками и фотографиями детей), маркировка.
2. Скамейки.
3. Схема- «алгоритм» процесса одевания.
4. Стенд для взрослых «Наши работы» (постоянно обновляющаяся выставка работ детей).
5. .«Консультации для родителей» (рекомендации родителям по организации досуга детей, материалы для игр и домашних занятий, рекомендации специалистов и т.д.).
6 Мини-библиотека методической литературы для родителей и книг для чтения детям дома
7. Информационный стенд (режим работы детского сада и группы, сетка НОД, объявления, «Визитная карточка группы»).
Туалетная комната:
1.Традиционная обстановка.
2. Схема-«алгоритм» процесса умывания.
Примерный перечень
оборудования развивающей предметно-пространственной среды
в групповом помещении старшей группы
Центр «Наша библиотека»:
1. Стеллаж или открытая витрина для книг.
2. Стол, два стульчика, мягкий диван.
3. Детские книги по программе и любимые книги детей, два-три постоянно сменяемых детских журнала, детские энциклопедии, справочная литература, словари и словарики.Книги по интересам о достижениях в различных областях.
5. Книги, знакомящие с культурой русского народа: сказки, загадки, потешки, игры.
6. Книжки-раскраски, книжки-самоделки.
7. Магнитофон, аудиокассеты с записью литературных произведений для детей.
8. Диафильмы.
Центр «Играем в театр»:
1.Большая ширма, маленькая ширма.
2. Стойка-вешалка для костюмов.
3. Костюмы, маски, атрибуты для обыгрывания 4—5 сказок.
4. Куклы и игрушки для различных видов театра (плоскостной, стержневой, кукольный, перчаточный, настольный для обыгрывания этих же сказок.
5. Аудиокассеты с записью музыки для сопровождения театрализованных игр.
6. Грим, зеркало, парики.
Центр «Развивайка»
«Будем говорить правильно»:
1. Полка или этажерка для пособий.
2. Игрушки и пособия для развития дыхания (тренажеры, «Мыльные пузыри», надувные игрушки, пособия из природного материала).
3. Картотека предметных и сюжетных картинок.
4. «Алгоритмы» для составления рассказов о предметах и объектах.
5. Материалы для звукового и слогового анализа и синтеза, анализа и синтеза предложений (разноцветные фишки, магниты, семафоры, флажки, светофорчики и т. п.).
6. Дидактические игры по развитию речи («Кто за деревом?», «Кто за забором?»«Собери семейку» и др.).
7. Лото и домино.
8. Настенный алфавит, разрезная азбука, азбука на кубиках, магнитная азбука.
9. Диапроектор, экран, набор слайдов по изучаемым темам.
10.Разрезные картинки (8—12 частей, все виды разрезов), пазлы
«Учимся считать»:
1. Раздаточный счетный материал (игрушки, мелкие предметы,предметные картинки).
2. Комплекты цифр, математических знаков, геометрических фигур, счетного материала для магнитной доски и фланелеграфа.
3. Занимательный и познавательный математический материал, логико-математические игры (блоки Дьенеша, «Копилкацифр», «Кораблик „Плюх-Плюх"», «Шнур-затейник» др. игры, разработанные в центре Воскобовича).
4. Схемы и планы (групповая комната, кукольная комната, ; схемы маршрутов от дома до детского сада, от детского сада до библиотеки и т.д.)
5. Рабочие тетради (5—6 лет).
6. Набор объемных геометрических фигур.
7. «Волшебные часы» (части суток, времена года, дни недели)
8. Счеты, счетные палочки.
9.Мозаики (средняя и мелкая) и схемы выкладывания узоров из них.
10. дидактические игры по математике
Центр конструирования:
1.Строительный конструктор с блоками среднего размера.
2. Строительный конструктор с блоками маленького размера.
3. Тематические строительные наборы «Город», «Мосты» «Кремль».
4. Игра «Логический домик».
5. Нетрадиционный материал для строительства (картонные коробки, оклеенные самоклеящейся пленкой, контейнеры разных размеров крышками).
6. Небольшие игрушки для обыгрывания построек (фигурки людей и животных, макеты деревьев и кустарников, дорожные знаки, светофоры).
7. Макет железной дороги.
8. Транспорт (мелкий, средний, крупный).
9. Машины легковые и грузовые (самосвалы, грузовики фургоны, специальный транспорт).
10. Простейшие схемы построек и «алгоритмы» их выполнения, закрепляемые на ковролиновом полотне.
11. Конструкторы типа «Lego» или «Duplo» с блоками маленького и среднего размеров
12. Различные сборные игрушки и схемы их сборки.
13. Игрушки-трансформеры, игрушки-шнуровки, игрушки-застежки.
14. Блоки Дьенеша.
Центр детского творчества:
- Восковые и акварельные мелки.
2. Цветной мел.
3. Гуашевые, акварельные краски.
4. Фломастеры, цветные карандаши.
5. Пластилин, глина, соленое тесто.
6. Цветная и белая бумага, картон, обои, наклейки, ткани, нитки, ленты, самоклеящаяся пленка, старые открытки, природные материалы (сухие листья, лепестки цветов, травы, семена различных растений, мелкие ракушки и т.п.).
7. Рулон простых белых обоев для коллективных рисунков, коллажей, аппликаций.
8. Кисти, палочки, стеки, ножницы, поролон, печатки, трафареты по темам.
9. Клей.
10. Доски для рисования мелом, фломастерами, маленькие доски для индивидуального рисования.
11. Книжки-раскраски «Городецкая игрушка», «Хохломская игрушка», «Жостовская роспись».
Музыкальный центр:
1. Детские музыкальные инструменты (металлофон, пианино, дудочки, барабан, бубен, губная гармошка, гармошка, маракасы, «поющие» игрушки).
2. Звучащие предметы-заместители.
3. Магнитофон, аудиокассеты с записью детских песенок, зыки для детей (по программе), голосов природы.
Центр «Мы играем»:
1. Куклы обоих полов в костюмах представителей разных профессий.
2. Комплекты одежды по сезонам для кукол.
3. Постельные принадлежности для кукол, мебель и посуда кукол, коляски.
4. Предметы-заместители.
5. Большое зеркало.
6. Атрибуты для 4—5 сюжетно-ролевых игр. («Дочки-матери», «Супермаркет», «Поликлиника», «Шоферы», «Парикмахерская» и тп).
Центр двигательной активности:
1. Мячи средние разных цветов.
2. Мячи малые разных цветов.
3. Мячики массажные разных цветов и размеров.
4. Обручи.
5. Канат, веревки, шнуры.
6. Флажки разных цветов.
7. Гимнастические палки.
8. Кольцеброс.
9. Кегли.
0. «Дорожки движения» с моделями и схемами выполнения заданий.
11. Мишени на ковролиновой основе с набором дрот и мячиков на «липучках».
12. Детская баскетбольная корзина.
13. Длинная скакалка.
14. Летающая тарелка (для использования на прогулке)
15. Нетрадиционное спортивное оборудование.
16. Массажные и ребристые коврики.
Центр природы и экспериментирования
1. Стол для проведения экспериментов.
2. Стеллаж для пособий и оборудования.
3. Резиновый коврик.
4. Халаты, передники, нарукавники.
5. Бумажные полотенца.
6. Природный материал: песок, вода, глина, камешки.ракушки, минералы, разная по составу земля, различные семена и плоды, кора деревьев, мох, листья и т. п.
7. Сыпучие продукты: желуди, фасоль, горох, манка, мука, соль.
8. Емкости разной вместимости, ложки, лопатки, палочки, воронки, сито.
9. Микроскоп, лупы.
10. Аптечные и песочные часы, безмен.
12. Вспомогательные материалы (пипетки, колбы, шпатели, вата, марля).
13. Схемы, модели, таблицы с «алгоритмами» выполнения опытов.
14. Игра «Времена года»
16. Календарь природы.
17. Комнатные растения (по программе) с указателями.
18. Лейки, опрыскиватель, палочки для рыхления почвы, кисточки.
19. Аквариум с рыбками, контейнер с сухим кормом для рыбок.
Патриотический центр:
1. Альбомы и наборы открыток с видами г.Красноярска, карта или макет города и микрорайона, российская атрибутика.
2. Куклы в русских костюмах.
3. Дидактические игры по направлению «Человек в историии культуре» («Собери матрешек», «Раньше и сейчас» и т. п.).
Центр Безопасности
1.Дидактический материал по Правилам дорожной безопасности, Пожарной безопасности
2.Атрибуты, знаки
Центр психологической разгрузки;
1.Ширмы для уединения, палатки
- Мягкий диванчик, подушечки
- Альбомы
- Музыкальные светильники и тп.
Раздевалка:
1.Шкафчики с определителем индивидуальной принадлежности (яркими картинками и фотографиями детей), маркировка.
2. Скамейки.
3. Схема- «алгоритм» процесса одевания.
4. Стенд для взрослых «Наши работы» (постоянно обновляющаяся выставка работ детей).
5. .«Консультации для родителей» (рекомендации родителям по организации досуга детей, материалы для игр и домашних занятий, рекомендации специалистов и т.д.).
6 Мини-библиотека методической литературы для родителей и книг для чтения детям дома
7. Информационный стенд (режим работы детского сада и группы, сетка НОД, объявления, «Визитная карточка группы»).
Туалетная комната:
1.Традиционная обстановка.
2. Схема-«алгоритм» процесса умывания.
3. Пиктограммы в туалете.
Примерный перечень
оборудования развивающей предметно-пространственной среды
в групповом помещении подготовительной к школе группе
Центр книги «Наша библиотека»:
1.Стеллаж или открытая витрина для книг.
2. Стол, два стульчика, мягкий диван.
3. Детские книги по программе и любимые книги детей.
4. Два-три постоянно сменяемых детских журнала.
5. Детские энциклопедии, справочная литература по всем отраслям знаний, словари и словарики, книги по интересам, книги по истории и культуре русского и других народов.
6. Иллюстративный материал в соответствии с рекомендациями программы (репродукции картин известных художников).
Центр «Играем в театр»:
1.Большая ширма, маленькие ширмы для настольного театра.
2. Стойка-вешалка для костюмов.
3. Костюмы, маски, атрибуты, элементы декораций для постановки нескольких сказок.
4. Куклы и игрушки для различных видов театра (плоскостной, стержневой, кукольный, настольный).
5. Магнитофон и аудиокассеты с записью музыки для спектаклей.
6. Зеркало, грим, парики.
Центр познания «Развивайка»
«Будем говорить правильно»:
1. Полка или этажерка для пособий.
2. Пособия для воспитания правильного физиологического дыхания («Мыльные пузыри», надувные игрушки).
3. Предметные картинки и сюжетные картинки.
4. «Алгоритмы», схемы, мнемотаблицы.
5. Материалы для звукового и слогового анализа и синтеза, анализа и синтеза предложений (разноцветные фишки, магниты, семафоры, светофорчики, флажки и т.п.).
6. Дидактические игры («Слоговое лото», «Слоговое домино», «Определи место звука», «Подбери слова» «Подбери схемы», «Синий — зеленый», «Разноцветные листья», «Веселый повар», «За грибами».«На полянке» и др.)
7. Лото, домино.
«Учимся считать»:
1.Счетный материал.
2. Комплекты цифр, математических знаков, геометрических фигур для магнитной доски и фланелеграфа.
3. Занимательный и познавательный математический материал, логико-математические игры (блоки Дьенеша, «Копилка цифр», «Прозрачный квадрат», «Геоконт-конструктор» и др. игры, разработанные в центре Воскобовича).
4. Схемы и планы (групповая комната, групповой участок, кукольная комната, схемы маршрутов от дома до детского сада, от детского сада до библиотеки и др.).
5. Рабочие тетради.
6. Наборы объемных геометрических фигур.
7. «Волшебные часы» (части суток, времена года, месяцы, дни недели).
8. Счеты, счетные палочки.
9. Наборы развивающих заданий
10. Таблицы, схемы, чертежи, пооперационные карты самостоятельной творческой деятельности детей.
11. Учебные приборы (весы, часы, отвесы, линейки, сантиметры, ростомер для детей и кукол).
12. Дидактические игры, придуманные и сделанные самими детьми.
13. Математические лото и домино.
Центр конструирования
1.Мелкая мозаика и схемы выкладывания узоров нее.
2. Мелкий конструкторы типа «Lego» или «Duplo».
3. Игра «Танграм».
4. Разрезные картинки (8—12 частей, все виды разрезов), пазлы.
5. Различные сборные игрушки и схемы их сборки.
6. Игрушки-трансформеры, игрушки-шнуровки, игрушки- застежки.
7. Кубики с изображениями.
8. Блоки Дьенеша.
9. Материалы для изготовления оригами.
10 Строительный конструктор (средний, мелкий).
11 Тематические конструкторы («Город», «Кремль»)
12 Небольшие игрушки для обыгрывания построек.
13 Транспорт мелкий, средний, крупный.
14. Машины легковые и грузовые (самосвалы, грузовики, фургоны, контейнеровозы).
15. Специальный транспорт («скорая помощь», пожарная машина и т. п.).
16. Строительная техника (бульдозер, экскаватор, подъемный кран).
17. Сельскохозяйственная техника (тракторы, комбайн).
18. Макет железной дороги.
19. Игра «Перекресток», действующая модель светофора.
20. Простейшие схемы построек и «алгоритмы» их выполнения.
Центр детскогого творчества:
1. Восковые и акварельные мелки.
2. Цветной мел.
3. Гуашевые, акварельные краски.
4. Фломастеры, цветные карандаши.
5. Пластилин, глина, соленое тесто.
6. Цветная и белая бумага, картон, обои, наклейки, ткани, нитки, ленты, тесьма, самоклеящаяся пленка, природный материал, старые открытки, проспекты, плакаты и другие материалы, необходимые для изготовления детьми поделок.
7. Контейнер с бусинками, контейнер с бисером.
8. Мотки проволоки и лески разного сечения.
9. Рулон простых белых обоев.
10. Кисти, палочки, стеки, ножницы.
11. Трафареты, печатки по темам.
12. Клейстер.
13. Доски для рисования мелом, для рисования фломастерами, маленькие доски для индивидуальной работы.
14. «Волшебные экраны».
15. Пооперационные карты выполнения поделок.
16. Белая и цветная ткань для вышивания, пяльцы, мулинеи цветная шерсть.
17. Емкость для мусора.
Музыкальный центр:
1. Детские музыкальные инструменты: металлофон, дудочки, свистульки, барабан, пианино, бубен, губная гармошка, гармошка, маракасы).
2. Звучащие предметы-заместители.
3. Магнитофон, аудиокассеты с записью детских песенок и музыкальных произведений (по программе).
Центр игры:
1. Куклы — «мальчики» и «девочки».
2. Куклы в одежде представителей разных профессий.
3. Комплекты одежды для кукол по сезонам, комплекты постельных принадлежностей для кукол, кукольная мебель.
4. Набор для кухни (плита, мойка, стиральная машина», кукольные сервизы (кухонный, столовый, чайный).
5. Коляски для кукол.
6. Атрибуты для 5—6 игр сюжетно-ролевых игр. («Дочки-матери», «Школа», «Больница», «Библиотека, «Автомастерская», «Салон Красоты» и тп).
7. Предметы-заместители.
8. Атрибуты для ряженья.
9. Зеркало.
Центр двигательной активности:
1.Мячи средние, малые разных цветов.
2. Мячики массажные разных цветов и размеров.
3. Обручи.
4. Канат, толстая веревка, шнур.
5. Флажки разных цветов.
6. Гимнастические палки.
7. Кольцеброс.
8. Кегли.
9. «Дорожки движения» с моделями и схемами выполнения заданий.
10. Мишени на ковролиновой основе с набором дротиков и мячиков на «липучках».
11. Детская баскетбольная корзина.
12. Длинная и короткая скакалки.
13. Бадминтон, городки.
14. Летающие тарелки (для улицы).
15. Ребристые дорожки.
16. Нетрадиционное спортивное оборудование.
Центр природы и экспериментирования:
1. Стол для проведения экспериментов.
2. Стеллаж для пособий.
3. Резиновый коврик.
4. Халаты, передники, нарукавники.
5. Природный материал: песок, вода, глина, камешки, ракушки, минералы, разная по составу земля, различные семена и плоды, кора деревьев, мох, листья.
6. Сыпучие продукты: горох, манка, мука, соль, сахарный песок, крахмал.
7. Пищевые красители.
8. Емкости разной вместимости, ложки, лопатки, палочки, воронки, сито.
9. Микроскоп, лупы, цветные и прозрачные стекла.
10. Аптечные и песочные часы, безмен.
11. Магниты.
12. Вспомогательные материалы (пипетки, колбы, шпатели, вата, марля).
13. Соломка для коктейля разной длины и толщины.
14. Схемы, модели, таблицы с алгоритмами выполнения опытов.
15. Журнал исследований для фиксации детьми результатов опытов.
16. Игра «Времена года».
17. Календарь природы, календарь погоды.
18. Комнатные растения по программе с указателями, «алгоритм» ухода за комнатными растениями.
19. Лейки, опрыскиватель, палочки для рыхления почвы кисточки.
20. Аквариум с рыбками, контейнер с сухим кормом.
22. Настольно-печатные дидактические игры для формирования первичных естественнонаучных представлений («С какой ветки детки?», «Во саду ли, в огороде», «За грибами», «Ходит, плавает, летает» «Звери наших лесов» и т. п.).
23. Валеологические игры, экологические игры («Можно и нельзя», «Да и нет» и т. п.).
24. Емкость для мусора, инвентарь для уборки.
Центр Безопасности
1.Дидактический материал по Правилам дорожной безопасности, Пожарной безопасности
2.Атрибуты, знаки
3.Игры по направлению «Обеспечение безопасности жизнедеятельности».
Центр психологической разгрузки;
1.Ширмы для уединения, палатки
2.Мягкий диванчик, подушечки
3.Альбомы
4.Музыкальные светильники и тп.
Патриотический центр:
1. Альбомы и наборы открыток с видами достопримечательностей г.Красноярска, Москвы, российская атрибутика.
2. Карта Красноярского края, макет города Красноярска.
3. Альбом «Наш город» (рисунки и рассказы детей о нашем городе).
4. Глобус, детские атласы.
5. Игры по направлению «Человек в истории и культуре» («От кареты до ракеты», «Охота на мамонта» и т. п.).
Раздевалка:
1.Шкафчики с определителем индивидуальной принадлежности (яркими картинками и фотографиями детей), маркировка.
2. Скамейки.
3. Схема- «алгоритм» процесса одевания.
4. Стенд для взрослых «Наши работы» (постоянно обновляющаяся выставка работ детей).
5. .«Консультации для родителей» (рекомендации родителям по организации досуга детей, материалы для игр и домашних занятий, рекомендации специалистов и т.д.).
6 Мини-библиотека методической литературы для родителей и книг для чтения детям дома
7. Информационный стенд (режим работы детского сада и группы, сетка НОД, объявления, «Визитная карточка группы»).
Туалетная комната:
1.Традиционная обстановка.
2. Схема-«алгоритм» процесса умывания.
3. Пиктограммы в туалете.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическое сопровождение построения развивающей предметно - пространственной среды для дошкольников с ограниченными возможностями здоровья.
Презентация материалов по методическому сопровождению построения развивающей предметно-пространственной среды для дошкольников с ограниченными возможностями здоровья....
Методическая разработка по теме: "Построение развивающей предметно-пространственной среды и оснащение центра музыкального развития"
В методической разработке даются рекомендации по построению развивающей предметно-пространственной среды и оснащению центра музыкального развития в группе....
Семинар-практикум «Построение развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ в контексте ФГОС ДО»
Цель: формирование у педагогов психолого-педагогической готовности к проектированию развивающей предметно-пространственной среды ДОУ для обеспечения разнообразной деятельности детей в соответствии с р...
Построение развивающей предметно пространственной среды.
Развивающая среда соответствующая требованием ФГОС ДО...
Консультация для воспитателей ДОУ «Некоторые подходы к построению развивающей предметно-пространственной среды группы в соответствии с ФГОС дошкольного образования»
Образовательная среда – совокупность образовательного процесса, особенностей его организации, а также его программно-методического, учебно-материального, материально-технического, психолог...
Обобщение опыта работы «Построение развивающей предметно-пространственной среды ДОО в процессе реализации ФГОС ДО»
Вопрос создания предметно-пространственной развивающей среды в дошкольном учреждении на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с тем, что с введением ФГОС ДО были разработаны ...
Письменный отчет о построении развивающей предметно – пространственной среды музыкального зала в соответствии с ФГОС ДО, отражающий творческий подход в ее построении
Письменный отчет о построении развивающей предметно – пространственной среды музыкального зала в соответствии с ФГОС ДО, отражающий творческий подход в ее построении...