Методическая разработка по теме: "Построение развивающей предметно-пространственной среды и оснащение центра музыкального развития"
методическая разработка по музыке (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) по теме
В методической разработке даются рекомендации по построению развивающей предметно-пространственной среды и оснащению центра музыкального развития в группе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
postroenie_razvivayushchey_sredy.docx | 25.04 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Построение развивающей предметно-пространственной среды и оснащение центра музыкального развития
Методическая разработка
В настоящее время музыкальное воспитание в детском саду осуществляется по следующим основным направлениям:
- Слушание (произведения русских и западноевропейских композиторов, народная музыка; знакомство с основными музыкальными жанрами).
- Пение (упражнения на развитие слуха и голоса, пение песен).
Перед разучиванием и пением песен обязательно проводится распевание на попевках – маленьких песенках, считалках, прибаутках. Они не только «разогревают» голосовой аппарат, подготавливают его к работе над песнями, но и развивают слух и голос детей.
- Песенное творчество (формирование умения импровизировать мелодию на заданный текст, сочинять мелодии разного характера).
- Музыкально-ритмические движения (развитие чувства ритма, развитие навыков танцевальных движений, знакомство с плясками, танцами).
- Музыкально-игровое и танцевальное творчество (развитие творческой активности детей – например, импровизация движения разных персонажей под музыку соответствующего характера, инсценирование песен).
- Игра на детских музыкальных инструментах (подыгрывание (для старших дошкольников – исполнение) простейших мелодий на детских музыкальных инструментах – деревянных ложках, погремушках. барабане, металлофоне и др.)
Для музыкального воспитания и развития детей необходима богатая музыкально-звуковая и предметно-развивающая среда (музыкальная среда). Основной целью моделирования такой среды является актуализация музыкально-эстетических ценностей в образовательном пространстве современного дошкольного учреждения. На основании этой цели можно выделить следующие задачи:
- Содействовать накоплению опыта эмоционально-осознанного отношения к музыкальному искусству у дошкольников.
- Способствовать развитию музыкальных способностей у детей.
- Формировать умение включаться в специфическое учебное или творческое сотрудничество.
При создании музыкальной среды в дошкольном образовательном учреждении необходимо учитывать следующие позиции:
- Соответствия возрастной периодизации дошкольника, индивидуальным особенностям ребенка, его музыкальным способностям, предпочтениям, личному музыкальному опыту.
- Скоординированности педагогического воздействия в формировании элементарных представлений ребенка об окружающем мире, природе, культуре, человеке в музыкальной деятельности и в других сопутствующих видах детской деятельности.
- Сочетания предметных элементов неозвученных со звучащими.
- Трансформация функциональных помещений для конкретных форм музыкальной деятельности детской и совместно со взрослыми (занятия традиционные, доминантные, тематические, комплексные, музыкальные праздники и вечера, музыкальные кружки «по интересам» детей, самостоятельная деятельность, концерты, музыкальные гостиные. клубы, салоны).
- Прогнозирования и проектирования разнообразных вариантов моделей общения взрослого и ребенка на основе совосприятия, содействия, сотворчества, соотнесения с окружающим музыкально-образовательным пространством Санкт-Петербурга.
Звучащие элементы музыкальной среды
- Музыкальные произведения: фольклорные, классические, современные, созданные специально для детей и «взрослая» музыка.
При знакомстве с лучшими образцами музыкального искусства у ребенка формируется музыкально-эстетическая активность, элементарные представления о музыке и музыкантах, развивается музыкальность, эмоциональная отзывчивость.
- Звуки: звуки природы, подражательные, шумовые, всевозможные шуршащие, свистящие, звенящие, «деревянные», «стеклянные», «металлические», «пластмассовые», «кожаные», «водяные» и др.
Такое разнообразие звуковой палитры дает возможность выбора объекта для исследовательской деятельности, направленной на изучение свойств звука и развитие слухового внимания.
- Звучащие жесты: разнообразные хлопки, щелчки, шлепки, притопы. Они эффективно используются в музыкально-ритмических импровизациях.
- Музыкальные инструменты: фортепиано (рояль, пианино), аккордеон, народные духовые, ударные и электронные инструменты.
- Детские музыкальные инструменты: отдельные инструменты и наборы инструментов для шумового оркестра, для детского оркестра народных инструментов, музыкальные инструменты, специально созданные для элементарного музицирования.
- Музыкальные игрушки с фиксированным звуком или фиксированной мелодией. Эти игрушки развивают слуховое внимание, формируют мотивацию музицирования.
- Предметы-заместители: звучащие предметы, созданные взрослыми (педагогами и родителями) или взрослыми вместе с детьми.
Неозвученные элементы
- Музыкальные игрушки-инструменты: фортепианная клавиатура, имитация музыкальных инструментов. Они привлекают ребенка возможностью действовать, подражать музицированию, способствуют развитию личной инициативы.
- Музыкально-дидактические игры: игры на развитие компонентов музыкального слуха, на расширение понятийного словаря, на формирование элементарных представлений о музыкальной грамотности.
- Музыкальная символика: разнообразные шаблоны (ритмические, динамические и др.), карточки с изображением элементов музыкальной грамоты.
Неозвученные элементы необходимы для того, чтобы взаимодополнять звучащие элементы, побуждая к музицированию, способствуя формированию целостного восприятия музыкального искусства.
При создании музыкальной среды следует помнить о том, что нереализованное стремление сразу же применять полученные знания приводит к тому, что знания не закрепляются, и, наоборот, постоянно используемые ребенком знания живут и обогащаются.
Музыкальная среда раскрывает свои возможности в процессе общения детей с взрослым в этой среде. От компетентности взрослого, его доброжелательного и заинтересованного отношения к детям зависит, станет ли эта среда развивающей, захочет и сможет ли ребенок освоить ее в своей деятельности.
Музыкальная среда позволяет накапливать музыкальный опыт, способствует развитию самостоятельности детей.
Оснащение центра музыкального развития и театрализации
Раздел | Содержание |
Слушание | Магнитофон и набор кассет или компакт-дисков (классическая музыка, песни для детей, колыбельные, композиции для ритмики; звуки природы – желательно). С 3-4 лет – иллюстрации с изображением музыкальных инструментов. С 4-5 лет – портреты композиторов, произведения которых слушаем (желательно), иллюстрации жанров музыкальных произведений (песня, танец, марш). 6-7 лет аудиозапись Государственного гимна Российской Федерации. |
Пение | Картотека текстов песен с иллюстрациями. С 5-6 лет – иллюстрации (фотографии) с изображением хора, ансамбля, трио, дуэта, солиста. |
Песенное творчество (с 3 лет) | Иллюстрации (сказочный домик, мама, поющая колыбельную ребенку, марширующие дети и др.). |
Музыкально-ритмические движения | 2-3 года Иллюстрации основных движений (ходьба, бег), плясок. 3-4 года Иллюстрации движения сказочных персонажей (идет медведь, крадется кошка, скачет зайка, летают птички), движения машин, самолетов. 4-5 лет Иллюстрации основных движений, хоровода, танцев. 5-6 лет Иллюстрации русского хоровода, пляски, танцев других народов, иллюстрации с изображением сказочных животных и птиц. 6-7 лет Иллюстрации национальных плясок (русских, белорусских, украинских) и бальных танцев. |
Музыкально-игровое и танцевальное творчество (с 3 лет) | 3-4 года Иллюстрации с изображением животных. 4-5 лет Иллюстрации для музыкально-игровых упражнений (кружатся листочки, падают снежинки) и сценок (зайка веселый и грустный, хитрая лисичка, сердитый волк), иллюстрации к музыкально-дидактическим играм («Птицы и птенчики», «Эхо» и др.), иллюстрация с изображением сказочного домика, музыкальная лесенка (желательно). 5-6 лет Иллюстрации с изображением сказочных персонажей, музыкально-дидактические игры («Музыкальное лото», «Ступеньки», «Музыкальный домик» и др.), музыкальная лесенка (желательно), «ритмические капельки», клавиатура (нарисованная или макет). 6-7 лет Иллюстрации с изображениями лыжника, конькобежца, наездника, рыбака и т. п., с с изображениями животных, сказочных персонажей, музыкально-дидактические игры («Бубенчики», «Музыкальный домик», «Песня – танец – марш», «Времена года» и др.), музыкальная лесенка (желательно), «ритмические капельки», клавиатура (нарисованная или макет). |
Игра на детских муз. инструментах | 2-3 года погремушки, самодельные погремушки, наполненные рисом, фасолью, пуговицами и др., музыкальные игрушки (неваляшки, музыкальная юла, копии музыкальных инструментов с фиксированной мелодией (балалайка, домбра и др.), образная игрушка со звучащей кнопкой и др.). 3-4 года Металлофон, колокольчик, бубен, погремушка, барабан, самодельные музыкальные инструменты, иллюстрации с изображением музыкальных инструментов, музыкальные игрушки (уменьшенные копии музыкальных инструментов – рояль, гармонь и др., образные игрушки, «играющие на музыкальных инструментах» и др.). 4-5 лет Деревянные ложки, погремушки, барабан, металлофон, маракас, трещотка, кастаньеты, самодельные музыкальные инструменты, иллюстрации с изображением музыкальных инструментов, музыкальные игрушки (уменьшенные копии музыкальных инструментов – рояль, гармонь и др., образные игрушки, «играющие на музыкальных инструментах» и др.). 5-6 лет Те же музыкальные инструменты и треугольник, самодельные музыкальные инструменты, иллюстрации с изображением музыкальных инструментов и игры на муз. инструментах, музыкальные игрушки (уменьшенные копии музыкальных инструментов – аккордеон, арфа и др., музыкальные шкатулки). 6-7 лет Те же музыкальные инструменты, самодельные музыкальные инструменты, иллюстрации с изображением музыкальных инструментов и игры на муз. инструментах, иллюстрации с изображением оркестра, ансамбля, музыкальные игрушки (уменьшенные копии музыкальных инструментов – аккордеон, арфа и др., музыкальные шкатулки). |
В музыкальном уголке не должно быть духовых музыкальных инструментов, поскольку они требуют спиртовой обработки!
Театрализация
- Ширма (большая и маленькая).
- Ковролин.
- Различные виды театров (плоскостной – театр картинок, театр теней, настольный - театр игрушек, пальчиковый, театр марионеток, театр петрушек).
- Костюмы.
- Маски.
- Атрибуты для разыгрывания сказок.
- Игры театрального содержания.
- Атрибуты для ряжения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА на тему: «Организация развивающей предметно-пространственной среды, как способ реализации основной образовательной программы ДОУ"
Содержание. Функции предметно-пространственной среды.Принципы создания и использования предметно-пространственной развивающей средыХарактеристика отдельных элементов среды и обоснован...
Методическое пособие для педагогов «Содержание развивающей предметно - пространственной среды при формировании нравственно-патриотических ценностей»
Методическое пособие...
Методическая разработка прикладного проекта «Особенности организации предметно-пространственной среды. Уголок уединения в детском саду»
Обеспечение психологического комфорта детей в ДОУ – одна из важнейших задач педагогического коллектива. От этого во многом зависит результативность педаг...
Методические рекомендации педагогам ДОУ « Организации развивающей предметно- пространственной среды в группах детского сада»
Организация развивающей среды в ДОУ с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уро...
Статья «Развивающая предметно – пространственная образовательная среда как средство развития познавательного интереса к детской художественной литературе у детей старшего дошкольного возраста»
В данной статье рассматривается роль развивающей предметно – пространственной среды в формировании познавательного интереса к детской художественной литературе у детей старшего дошкольного возра...
Методическая разработка на тему: «Организация развивающей предметно–пространственной среды в работе с детьми младшего возраста»
В стратегии развития воспитанников одним из важных направлений является создание развивающей предметно – пространственной среды в соответствии с реализуемой программой.Специально подготовленная ...
Методическая разработка "Модель развивающей предметно-пространственной техносреды детского сада по техническому развитию дошкольников"
Модель развивающей предметно-пространственной техносреды детского сада по техническому развитию дошкольников С целью развития начал технического образования дошколь...