ИКТ-компетентность педагога: безысходность или потребность
статья по теме
Рассматривается ИКТ -компетентность воспитателя в контексте с Профессиональным стандартом педагога
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ИКТ-компетентность воспитателя: безысходность или потребность | 55 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 42 «Чайка» города Смоленска
«ИКТ-компетентность воспитателя: безысходность или потребность?»
Подготовил: Догаева Г.Н., старший воспитатель
Смоленск
2016
ИКТ – компетентность педагога - совокупность знаний и умений в сфере использования информационно - коммуникационных технологий (ИКТ) в образовании. Простыми словами – это знание новых информационных технологий и умения их использовать.
Под ИКТ-компетентностью педагога понимается его готовность и способность самостоятельно использовать современные ИКТ-технологии в педагогической деятельности для решения образовательных задач.
Давайте попробуем разобраться: ИКТ-компетентность воспитателя – это безысходность (навязывание сверху) или внутренняя потребность воспитателя.
Предположим, что ИКТ-компетентность педагога – это безысходность (навязывание сверху, а именно:
- Заведующий и старший воспитатель в Детском саду настаивают на использовании ИКТ-технологий, например, при подготовке к педагогическим советам. Ставят такие задачи, что воспитатели вынуждены использовать, как минимум Интернет-ресурсы для подготовки.
- Участие в городском конкурсе «Воспитатель года» также подразумевает использование ИКТ-технологий (презентация своего опыта работы с использованием мультимедиа);
- Заявку на курсы повышения квалификации должны подавать сами воспитатели через личные кабинеты по региональной электронной системе Регион в СОИРО;
- При аттестации воспитателей также учитывается использование ИКТ-технологий, и сама аттестация в будущем планируется через личные кабинеты в системе Регион;
- Профессиональный стандарт педагога, утвержденным приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от «18» октября 2013 г. № 544н (вступает в силу с 1января 2017г) также требует ИКТ-компетентность.
В соответствии с Профессиональным стандартом педагога воспитатель должен владеть ИКТ-компетентностями:
общепользовательская ИКТ-компетентность;
общепедагогическая ИКТ-компетентность;
предметно-педагогическая ИКТ-компетентность.
Воспитатель должен владеть ИКТ - компетенциями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста.
Рассмотрим, что обозначает отдельный компонент ИКТ-компетентности:
Общепользовательская ИКТ-компетентность:
К общепользовательской компетентности можно отнести простейшие умения пользоваться компьютером и оргтехникой, техника безопасности, клавиатурный ввод, навыки поиска информации в сети Интернет и пользование электронными носителями (флеш-картой, диском) и электронной почтой .
Кто может с уверенностью сказать, что обладает общепользовательской компетентностью?
Общепедагогический компонент включает в себя навыки необходимые в работе педагога: планирование и анализ своей деятельности, написание рабочей программы, создание электронных дидактических материалов, создание своего электронного портфолио, подготовка и проведение консультаций с использованием ИКТ.
Кто может с уверенностью сказать, что обладает общепедагогической компетентностью?
Предметно-педагогическая ИКТ-компетентность отражает качественное использование ИКТ-технологий по отдельной теме и предмету.
Бытует мнение: «Икт-технологии – это лишнее в Детском саду. Обходились без них всегда и успешно».
Большой процент педагогов, кто думает также, в каждом Детском саду – это педагоги предпенсионного возраста, которым тяжело включаться во все новое, или малоактивные педагоги. Навроде бы, прошли курсы по ИКТ, получили «корочку» - и достаточно. Включать компьютер умеем, знаем, как набрать текст, и достаточно.
Однако, есть уверенность, что подавляющее большинство присутствующих и всех педагогов каждого Детского сада уверенно чувствуют себя в социальных сетях или, по крайней мере, пользуются электронной почтой или разговаривают по скайпу с родственниками. Хотя раньше всегда и успешно обходились без этого.
Давайте тогда предположим вариант 2:
ИКТ-компетентность – это внутренняя потребность для воспитателей, которые понимают преимущества ИКТ-технологий:
Преимущества использования ИКТ в образовательном процессе с детьми:
- Использование разнообразных форм работы с детьми (и с картинками, с книгами, и с ИКТ). Т.е. ИКТ не подменяет другие формы работы.
- Можно найти и распечатать необходимый наглядный материал для детей;
- Движения, звук, мультипликация привлекает внимание ребенка;
- Возможен показ динамических процессов;
- С помощью компьютера можно смоделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя или сложно показать в НОД (например, реальное воспроизведение звуков животных; работу транспорта и т. д.).
Это всё стимулирует заинтересованность и активность детей во время непрерывной образовательной деятельности.
Как, например, можно использовать ИКТ в работе с детьми раннего возраста:
В образовательной деятельности на звукоподражание животныхможно использовать ИКТ: изображение животного с звуковым воспроизведением их голоса. Также, например, обращение к детям по скайпу Деда Мороза (или какого-либо другого персонажа), что могли видеть члены жюри на моем открытом мероприятии.
Преимущество использования ИКТ для педагога:
- Обмен опытом с педагогами всей страны;
- Участие в различных профессиональных конкурсах;
- Возможность самостоятельно повышать квалификацию (вебинары, дистанционные курсы);
- Использование ИКТ-технологий значительно расширяет возможности педагога по сравнению с другими педагогами.
Преимущество использования ИКТ во взаимодействии с родителями:
- Проведение родительских собраний и других мероприятий в сопровождении мультимедиа презентаций (наглядно);
- Подготовка консультаций для родителей с использованием в том числе Интернет-ресурсов;
- Размещение своих консультаций для родителей на официальном сайте Детского сада. В силу постоянной занятости родители не всегда успевают прочесть объявления и консультации в печатном виде в группе, а часто спрашивают, есть ли эта информация на сайте.
- ИКТ-компетентность создает для воспитателя положительный имидж, возможность общаться с современными родителями «на одном языке», что касается Интернет-ресурсов, и не выглядеть «белой вороной».
Таким образом, ИКТ-компетентность это может быть и внутренняя потребность для активных воспитателей, которые понимают преимущества использования ИКТ и желающих шагать в ногу со временем, учиться самим и развивать своих воспитанников.
Конечно, при использования ИКТ в дошкольном образовании возникают и некоторые проблемы:
- Сохранение здоровья детей (Признавая, что компьютер – новое мощное средство для развития детей, необходимо помнить заповедь “НЕ НАВРЕДИ!”. Использование ИКТ в дошкольных учреждениях требует тщательной организации как самих занятий, так и всего режима в целом в соответствии с возрастом детей и требованиями Санитарных правил.
- Недостаточное обеспечение оборудованием ИКТ в Детских садах;
- Недостаточная система курсовой подготовки педагогов по использованию ИКТ-технологий.
Но это тема другого выступления.
Итак, подведем итог: ИКТ-компетентность воспитателя – это безысходность (навязывание сверху) или всё-таки внутренняя потребность воспитателя.
Уверена, что это требования современной жизни, общества и государства. Но в полной мере соответствовать этим требованиям могут только активные, творческие воспитатели, желающие сделать образовательный процесс интересным и для себя и, в первую очередь, для детей, те, кто понимает преимущество использования ИКТ-технологий и для кого ИКТ-компетентность есть внутренняя потребность.
Использованная литература:
1. Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)», утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18.10.2013 № 544н
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Практикум для педагогов "Развитие профессиональной и коммуникативной компетентности педагогов. Как сохранить душевное равновесие педагога"
В наше непростое время тема сохранения душевного равновесия педагога как никогда актуальна в педагогическом коллективе. Ведь эмоциональное самочувствие взрослого, который находится рядом и помогает ра...
семинар-практикум для педагогов дошкольных организаций «Профстандарт педагога. Компетентность педагога в условиях реализации ФГОС ДО»
Цель. Расширение представления о профессиональном стандарте педагога. Создание методической модели для совершенствования и развития профессиональной компетентности. ...
Семинар для педагогов дошкольных образовательных организаций "ИКТ-компетентность педагога - залог успеха в условиях возрастающих потребностей современного информационного общества".
Семинар-практикум направлен на знакомство педагогов-практиков с алгоритмом работы по созданию персонального сайта на базе интернет-площадки WIX конструктора сайтов. ...
Методическая разработка на тему: "ИКТ-компетентность в системе профессиональных компетентностей педагога»
Профессия педагога одна из немногих, где требуется постоянное саморазвитие, самосовершенствование. Динамичность общественного развития предполагает, что профессиональная деятельность человека не предо...
Семинар-практикум для педагогов дошкольных организаций «Профстандарт педагога. Компетентность педагога в условиях реализации ФГОС ДО»
Цель.Расширение представления о профессиональном стандарте педагога.Создание методической модели для совершенствования и развития профессиональной компетентности.Вступительное слово.1-2 слайды...
Анкета для педагогов "Оценка реализации потребностей педагогов в развитии"
Оценка реализации потребностей педагогов в развитии...
Анкета для педагогов "Оценка реализации потребностей педагогов в развитии"
quot;Оценка реализации потребностей педагогов в развитии"...