Самоанализ работы с детьми раннего возраста
методическая разработка (младшая группа) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoanaliz_raboty_s_detmi_rannego_vozrasta.docx | 18.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Самоанализ работы с детьми раннего возраста СП детского сада «Солнышко» ГБОУ НШ с. Красноармейское.
Подготовила: руководитель СП д/с «Солнышко» С.В. Махова
Одно из главных направлений современного образования - обеспечение высокого уровня психического развития, познавательной, творческой и социальной активности ребенка. Возраст от двух до трёх лет - очень важный в жизни дошкольника. Во-первых, как правило, в этом возрасте многие дети только приходят в детский сад. И задача педагогов в период детской адаптации - создать максимально комфортную эмоциональную среду, учитывая индивидуальные особенности каждого ребенка. А во-вторых, в этом возрасте у ребёнка уже можно выявить особенности развития, вовремя скорректировать их, предупреждая тем самым разного рода задержки развития. И чем раньше начать развивающую работу, тем легче ребёнку будет догнать своих сверстников. Основной задачей педагогов при работе с детьми младшего дошкольного возраста является создание условий, которые будут способствовать процессу адаптации к условиям ДОУ. С этой целью педагогом-психологом с воспитанниками проводились занятия в течение учебного года раз в неделю длительностью 10 мин. по программе Роньжиной А.С. «Занятия психолога с детьми 2-4-х лет в период адаптации к дошкольному учреждению». Игры и упражнения, составляющие основу занятий, способствуют снятию психоэмоционального напряжения, снижению импульсивности, тревоги и агрессии, совершенствованию коммуникативных, игровых и двигательных навыков, развитию познавательных процессов. Педагогом-психологом ведется тесное сотрудничество с воспитателями и родителями. Посредством консультаций на информационном стенде, на родительских собраниях, на форуме сайта образовательной организации происходит формирование активной позиции родителей по отношению к процессу адаптации детей. Совместно с воспитателем проводится наблюдение за детьми с целью выявления проблем в адаптации. Для диагностики используется материал из программы Роньжиной А.С. Результаты проведенной работы по адаптации видны на диаграмме.
Исходя из полученных данных на конец 2015/2016 уч. года детей с низким уровнем адаптации нет, при этом возросло количество детей с высоким уровнем адаптации. Проведенная работа по адаптации детей к условиям ДОУ была результативна.
Организация детско-родительского клуба - это новая форма работы с семьёй. По результатам анкетирования родителей была выявлена необходимость в просветительской деятельности в области педагогики и валеологии, а детский сад всегда заинтересован в укреплении связей между педагогами и родителями. По просьбам родителей в 2012-2013 учебном году музыкальным руководителем Воробьёвой М.М. и педагогом-психологом Казаковой Н.А. начата работа детско-родительского клуба «Вместе играем и растём» по программе «Вместе играем и растём» (авторы Сечкина О.К.,Чичигина О.И., Умярова Е.Ю.). Далее работу родительского клуба с сентября 2015 года продолжили: наш новый педагог-психолог Гурова А.С., воспитатель Гриднева Е.В. и учитель-логопед Карачкова Ю.Ю. Эта новая программа как раз и предназначена для решения комплекса проблем, возникающих у родителей с детьми раннего возраста. Это развивающая программа, которая состоит из системы комплексно - тематических занятий.
Структура каждого занятия типовая:
1.Музыкальное приветствие (валеологическая песенка - распевка)
2.Пальчиковая гимнастика под музыку
3.Весёлая разминка
4.Массаж и самомассаж под музыку
5.Музыкально-ритмические движения
6.Рассказывание (показ) сказки, театр игрушек
7.Выполнение творческой работы (пальчиковое рисование, аппликация)
8.Музыкально - ритмические движения
9.Песочная терапия (с детьми). Беседа, консультации (с родителями)
10. Прощание.
Мы адаптировали данную программу к условиям нашего ДОУ, дополнив составные части занятия, мы включили игровые упражнения на развитие правильного речевого дыхания, стали проводить логопедическую зарядку (артикуляционной гимнастики), традиционными остались пальчиковая гимнастика, музыкально - ритмические упражнения, игры с ручками и ножками, игровой массаж, танцы, изобразительная деятельность и т.д.
Организованная образовательная деятельность осуществлялась на основе комплексно-тематического планирования с учетом интеграции образовательных областей.
Так как в младшем дошкольном возрасте сенсорное воспитание служит основой познания мира, а успешность умственного, физического и эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей в течение года регулярно организовывалась поисково-исследовательская деятельность детей: экспериментирование с песком, глиной, камешками, водой, воздухом, предметами; наблюдения за погодой, объектами живой и неживой природы. Детей этого возраста отличает высокая степень познавательной активности. В связи с этим педагоги стремились, чтобы обучающее воздействие носило развивающий характер при постепенном усложнении воспитательно-образовательных задач с учетом возможностей детей. С детьми раннего дошкольного возраста воспитатели используют ТРИЗ- технологию. Основные цели игровых занятий:
1. Поддерживать познавательную мотивацию и подготовить детей к последующему формированию элементарных математических представлений;
- Содействовать проявлению способности выделять имена признаков, находить значения этих признаков в объекте и на этой основе устанавливать отношения сходства и различия.
Особое внимание в работе с детьми педагоги уделяют развитию мелкой моторики, так как мелкая моторика тесно связана с овладением речи - как устной, так и письменной. В течение дня мы играем с детьми в различные пальчиковые игры, выполняем пальчиковые гимнастики, также с использованием массажных мячей. Физкультминутки и пальчиковые гимнастики мы комбинируем с пением, благодаря таким упражнения легче усваиваются ритмовые компоненты, которые накладываются на речевые, что помогает ребёнку в дальнейшем чётко воспринимать тексты и стихи на слух, а также учить их наизусть. Поэтому в своих занятиях педагоги используют упражнения с музыкальным сопровождением по уникальной программе Е. Железновой. Образность музыки и игровые сюжеты способствуют не только общему физическому развитию, но и стимулируют творческое мышление, воображение и фантазию, развитию моторики и координации, а дети раскрепощаются, получают положительный эмоциональный и энергетический заряд. Для общего оздоровления детей, а также для снятия эмоционального напряжения используются элементы массажа и самомассажа. Лёгкие поглаживающие движения по спине малыша руками или массажными мячами, растирание рук, кистей кончиков пальцев в игровой форме - всё это позволяет стимулировать рост нервных клеток, а также помогает наладить эмоциональный контакт и снять напряжение.
В работе с детьми педагоги активно используют театрализованные занятия, так как они развивают эмоциональную сферу ребёнка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события. Для развития творческого мышления в образовательной деятельности используются нетрадиционные техники рисования, аппликации и работы с пластичными материалами (пластилином и тестом). На занятиях, по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник, у детей развивается ориентировочно – исследовательская деятельность, фантазия, память, эстетический вкус, познавательные способности, самостоятельность. Ребенок использует цвет как средство передачи настроения, экспериментирует. Работа с нетрадиционными техниками изображения стимулирует положительную мотивацию рисуночной деятельности, вызывает радостное настроение у детей, снимает страх перед краской, боязнь не справиться с процессом рисования. Психические процессы (внимание, память, мышление, речь и др.) выступают важнейшими компонентами любой деятельности. Развитие психических процессов наиболее эффективно осуществляется в процессе игры, так как эмоциональная вовлечённость, возникающая в процессе игры, раскрепощает ребёнка (снимает эмоциональный барьер, повышает работоспособность, развивает творческое мышление и вырабатывает самоконтроль. Поэтому вся образовательная деятельность с детьми раннего возраста проходит в игровой форме. Дидактические игры используются как на занятиях, так и в самостоятельной деятельности детей. Общение дошкольника со сверстниками происходит главным образом в процессе совместной игры. Играя вместе, дети начинают учитывать желания и действия другого ребенка, учатся отстаивать свою точку зрения, строить и реализовывать совместные планы, так что игра оказывает большое влияние на развитие коммуникативных способностей детей.
Положительное влияние на процесс усвоения детьми программного материала оказывает тесное сотрудничество воспитателей, специалистов, администрации и родителей, а также использование приемов развивающего обучения и индивидуального подхода к каждому ребенку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Практический материал к городскому методическому объединению педагогических работников групп раннего возраста по теме: «Игровая деятельность в планировании работы с детьми раннего возраста»
Игра - один из тех видов деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучение их различным действиям и средствам общения....
Теоретический материал к городскому методическому объединению педагогических работников групп раннего возраста по теме: «Игровая деятельность в планировании работы с детьми раннего возраста»
Игра один из тех видов человеческой деятельности. Как сложное и интересное жизненное явление, она привлекает внимание богатой политрой разнообразных чувств и переживаний играющих, их увлеченностью. Пр...
Обмен опытом по работе с детьми раннего возраста с ЗПР. Комплексное занятие по сенсорике с детьми раннего возраста (2-3 года). Тема: «Цыплята на лугу».
Комплексное занятие по сенсорике с детьми раннего возраста (2-3 года). Тема: "Цыплята на лугу"...
Система работы с детьми раннего возраста в период адаптации "Песочная терапия как средство адаптации детей раннего возраста"
Адаптивные возможности ребенка раннего возраста ограничены, поэтому резкий переход малыша в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным на...
Методическая разработка «Система работы с детьми раннего возраста по формированию сенсорных эталонов». Семинар-практикум для воспитателей групп раннего возраста
Мастер класс по теме: «Развитие сенсорики и мелкой моторики у детей в ясельной группе с использованием фольклора».Используемые технологии: информационно-коммуникативные, здоровьесберегающие, педагогич...
Взаимодействие специалистов в работе с детьми раннего возраста и детьми с ОВЗ в Службе ранней помощи.
В статье представлен опыт работы в Службе ранней помощи....
Из опыт работ с детьми раннего возраста "Использование элементов театрализованной деятельности с детьми раннего возраста".
В период раннего детства маленький ребенок активно познаёт окружающий мир. В детском саду он приобретает опыт эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Возможности организ...