Сущность игровой технологии.
учебно-методический материал на тему
В материале дается описание целей, задач и требований к игровой технологии, выделены ее концептуальные основы, условия организации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sushchnost_igrovoy_tehnologii.docx | 20.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Сущность игровой технологии
Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.
Главная цель игровой технологии – создание полноценной мотивационной основы для формирования навыков и умений деятельности в зависимости от условий функционирования дошкольного учреждения и уровня развития детей.
Задачи игровой технологии:
1. Достигнуть высокого уровня мотивации, осознанной потребности в усвоении знаний и умений за счёт собственной активности ребёнка.
2. Подобрать средства, активизирующие деятельность детей и повышающие её результативность.
Требования, которым должна соответствовать игровая технология:
- технологическая схема – описание технологического процесса с разделением на логически взаимосвязанные функциональные элементы.
- Научная база – опора на определённую научную концепцию достижения образовательных целей.
- Системность – технология должна обладать логикой, взаимосвязью всех частей, целостностью.
- Управляемость – предполагается возможность целеполагания, планирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирование средств и методов с целью коррекции результатов.
- Эффективность – должна гарантировать достижение определённого стандарта обучения, быть эффективной по результатам и оптимальной по затратам.
- Воспроизводимость – применение в других образовательных учреждениях.
Игровая педагогическая технология (организация педагогического процесса в форме различных педагогических игр) предполагает деятельность педагога по определенным направлениям:
- отбору, разработке, подготовке игр;
- включению детей в игровую деятельность;
- осуществлению самой игры;
- подведению итогов, результатов игровой деятельности.
Педагогическая игра отличается четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.
Различаются следующие виды педагогических игр:
- По виду деятельности – двигательные, интеллектуальные, психологические, профориентационные и т.д.;
- По характеру педагогического процесса – обучающие, тренировочные, контролирующие, познавательные, воспитательные, развивающие, диагностические.
- По характеру игровой методики – игры с правилами; игры с правилами, устанавливаемыми по ходу игры; игры, где одна часть правил задана условиями игры, а устанавливается в зависимости от её хода.
- По содержанию – музыкальные, математические, социализирующие, логические и т.д.
- По игровому оборудованию – настольные, компьютерные, театрализованные, сюжетно-ролевые, режиссёрские
Концептуальные основы игровой технологии:
1. Игровая форма совместной деятельности с детьми создаётся при помощи игровых приёмов и ситуаций, выступающих в качестве средства побуждения и стимулирования ребёнка к деятельности.
2.Реализация педагогической игры осуществляется в следующей последовательности – дидактическая цель ставится в форме игровой задачи, образовательная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве её средства; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
3. Игровая технология охватывает определённую часть процесса НОД, объединённую общим содержанием, сюжетом, персонажем.
4. В игровую технологию включаются последовательно игры и упражнения, формирующие представления из определенной образовательной области:
- умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать и сопоставлять;
- умение обобщать предметы по определенным признакам;
- умение отличать реальные явления от нереальных;
-умение владеть собой, быстроту реакции на слово, развивающих фонематический слух.
При этом игровой сюжет разворачивается параллельно основному содержанию НОД, а игровой материал должен активизировать НОД и повысить эффективность освоения материала.
Главный компонент игровой технологии – непосредственное и систематическое общение педагога и детей. Педагог организует игровую технологию, придерживаясь определенных условий:
- выбор игры – зависит от воспитательных задач, требующих своего разрешения, но должен выступать средством удовлетворения интересов и потребностей детей (дети, проявляют интерес к игре, активно действуют и получают результат, завуалированный игровой задачей – происходит естественная подмена мотивов с учебных на игровые);
- предложение игры – создаётся игровая проблема, для решения которой предлагаются различные игровые задачи: правила и техника действий;
- объяснение игры – кратко, чётко, только после возникновения интереса детей к игре;
- игровое оборудование – должно максимально соответствовать содержанию игры и всем требованиям к предметно-игровой среде по ФГОС;
- организация игрового коллектива – игровые задачи формулируются таким образом, чтобы каждый ребёнок мог проявить свою активность и организаторские умения. Дети могут действовать в зависимости от хода игры индивидуально, в парах или командах, коллективно;
- развитие игровой ситуации – основывается на принципах: отсутствие принуждения любой формы при вовлечении детей в игру; наличие игровой динамики; поддержание игровой атмосферы; взаимосвязь игровой и неигровой деятельности;
- окончание игры – анализ результатов должен быть нацелен на практическое применение в реальной жизни.
Применение игровых технологий в коррекции речи дошкольников активизирует, повышает познавательный интерес; вызывает эмоциональный подъём; способствует развитию творчества; максимально концентрирует время НОД за счёт чётко сформулированных условий игры; позволяет педагогу варьировать стратегию и тактику игровых действий за счёт усложнения или упрощения игровых задач в зависимости от уровня освоения материала.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сущность подготовительного периода обучения чтению дошкольников с нарушением слуха.
В статье раскрыты психологические аспекты процесса чтения. Рассматриваются два этапа обучения чтению дошкольников с нарушением слуха: первый...
Сущность дидактических игр
Основная особенность дидактических игр определена их названием: это игры обучающие. Они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения детей. Но для играющих детей воспитательно-образовательное...
Сущность и значимость двигательной активности детей
Двигательная активность...
Сущность информационной культуры детей старшего дошкольного возраста
В статье раскрывается сущность понятий "информационная культура", "информационная грамотность", "информационная культура дошкольников".Показывается важность предпосылок информационной культуры и...
Сущность и значение развивающих игр для детей 3 лет.
Что такое развивающие игры.Как играть с детьми.Описание развивающих игр.[[{"type":"media","view_mode":"media_preview","fid":"3194198","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"180","width...
Сущность и значение контроля.
Контроль является одним из главных источников получения информации о качестве работы сотрудников детского сада, контроль выступает базой для принятия управленческих решений, позволяет установить, все ...
Консультация для родителей «Сущность и особенность развивающих игр»
Каждая игра представляет собой набор задач, которые ребенок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратов из картона или пластика, деталей из конструктора-механика....