Аспекты конкурсной деятельности педагогов и воспитанников ДОУ
методическая разработка (подготовительная группа) на тему

Кабалина Александра Александровна

Анализ ситуации участия в конкурсах педагогов и воспитанников детского сада

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конкурсная деятельность воспитанников и педагогов : аспекты и мотивация, алгоритм участия

Кабалина Александра Александровна

Музыкальный руководитель

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Ненецкого автономного округа «Детский сад с. Нижняя Пёша» НАО

    В настоящее время возросла роль участия воспитанников и педагогов ДОУ в конкурсах различной направленности и разного уровня .Участие детей и педагогов в конкурсах повышает статус дошкольного учреждения среди родителей воспитанников. Кроме того , дипломы и грамоты воспитанников показывают уровень образовательной работы в дошкольном образовательном учреждении: художественно- эстетическое развитие , познавательное развитие , речевое , социально- коммуникативное , физическое – по всем образовательным областям , закреплённым федеральным государственным образовательным стандартом  дошкольного образования, ведь спектр детских творческих  конкурсов очень широк.

    Давайте, заглянем в энциклопедический словарь и выявим определение слова «конкурс». Итак, конкурс – соревнование с целью выявить из числа представленных наиболее достойных участников или наилучшие работы.[2.стр35] Конкуренция – соперничество в чём-либо ,борьба за достижение лучших результатов. В повседневной жизни слово «конкурс» обычно ассоциируется с неким мероприятием , победитель которого получает приз или Грамоту(диплом). Участие в конкурсе подразумевает владение конкурсантом, в какой-либо степени, технологией (рисование, объёмная аппликация, вокал, танец и т.д.), творчески преобразовывая её в рамках собственного видения , по законам красоты ,проявляя творческую инициативу и личностное отношение к происходящему.[3.стр.11]. Для того , чтобы ребёнок мог творить , его надо научить , дать ему первичные знания и умения. В этом миссия воспитателя. К четырём годам у детей уже есть определённые навыки , которые он может использовать в творческом преобразовании продуктов прикладной деятельности. Но есть факторы , препятствующие развитию детской креативности : в детском саду действует образец регламентированного поведения воспитанника , усреднённость образовательной услуги. Как же сделать , чтобы педагоги направили все усилия на воспитание творческих способностей? Ведь только креативные детские работы привлекают внимание зрителей, выдвигаются на участие в конкурсах и побеждают. Какие факторы и мотивы срабатывают в нашей ситуации ?

Во-первых , есть педагоги с психотипом лидера , им необходимо быть первыми , лучшими. За ними тянутся все остальные.

Во –вторых , срабатывает посыл руководителя : этот педагог принял участие в конкурсе , или под его руководством принял участие в конкурсе воспитанник,  занял призовое место – этот педагог в настоящий момент – образец , пример для подражания в профессиональной деятельности.

В третьих , обычная , элементарная «хорошая» зависть : она сумела , смогу и я.

 Кроме того , немаловажный двигательный фактор – это стимулирующие надбавки к зарплате для активных конкурсантов, они есть в каждом образовательном  учреждении .

   Но никакой другой мотив не может сравниться с увлечённостью педагога каким-то видом прикладной деятельности ( рисование , объёмная аппликация , моделирование , театральная, танцевальная  деятельность). Если воспитатель любит петь – будут петь воспитанники его группы , если любит участвовать в театральных постановках – дети будут выступать со сценками , миниатюрами , если педагог танцующий – воспитанники будут участвовать в танцевальных конкурсах в своём учреждении или за его пределами , всё зависит от степени подготовленности педагога. Главное – креативность. Её источники:

1.наличие позитивного образца творческого поведения ;

2.создание условий для подражания творческому поведению и блокирования проявлений агрессивного и деструктивного поведения;

3. социальное подкрепление креативности  [3.стр.10]

     В большинстве своём, конкурсы для дошкольников рассчитаны на детей с трёхлетнего возраста. Связано это с тем ,что в возрасте до трёх лет детям ещё несвойственно образное мышление. А к четырём годам ребёнку уже не обязательно видеть какой-то предмет, чтобы размышлять о нём или сравнивать его с другими. В его памяти запечатлены  образы этих предметов,[1стр.37] так как он видел их раньше. Символы, образы, сформировавшиеся к трём-четырём годам, позволяют ребёнку развивать образное , символическое мышление. А это значит , ребёнок может рассказать, нарисовать то, о чём его просят .Это позволяет ему участвовать в конкурсах рисунков , конкурсах чтецов.

      Получение воспитанниками дипломов за участие к конкурсе  оказывает воспитательное воздействие на повышение уровня самооценки детей . Часто бывает так , что ребёнок , физически слабее других детей, не способный побеждать в физкультурных соревнованиях, оказывается сильнее всех в изобразительной деятельности. Осознание своей успешности повышает его самооценку, а также повышает статус ребёнка в глазах товарищей.

Вывод: Порой никакие награды и дипломы не превзойдут по своей ценности те чувства и эмоции , которые испытывает победитель, и взрослый , и ребёнок. Это уверенность в своих способностях ,общественное  признание , оценка своего творчества и умений . Тактичное , умелое руководство педагога процессом обучения приводит к хорошим результатам в творчестве воспитанников.

   2. Алгоритм участия воспитанников и педагогов в конкурсной деятельности. Из опыта работы.

      Для того , чтобы воспитанники и педагоги могли принять участие в конкурсе  и добиться определённых успехов, требуется правильная и целенаправленная подготовительная работа.

Условно эту  деятельность можно разбить  на три этапа.

Первый этап – поиск информации.

Так как наше дошкольное учреждение уже много лет принимает участие в конкурсах системы сертификации информационных технологий (г.Москва) , то приглашение принять участие в конкурсах и перечень открытых конкурсов нам высылается с  дипломами воспитанников , занявших призовые места в предыдущих конкурсах. Кроме того , мы выходим на сайт sertification. ru  Поэтому информация о конкурсах ССИТ у нас имеется в полном объёме. Отсюда – наиболее активное участие воспитателей с детьми в сертифицированных конкурсах.

Информация о межрегиональных конкурсах и викторинах обычно присылается на электронную почту учреждения , а также я нахожу её в сети Интернет. Из большого потока писем с предложениями участвовать в конкурсах необходимо отсеять и  выбрать те , в которых наиболее заинтересованы дети и сотрудники нашего детского сада.  Как правило , это конкурсы детских рисунков , музыкальные и танцевальные конкурсы. Это обусловлено тем , что наш детский сад имеет приоритетное направление – эстетическое развитие дошкольников.

Кроме того ,  у нас есть опыт участия в межрегиональных викторинах для дошкольников. Такие викторины проводились Томским ОИПКРО : «Здоровье – здорово!» , «Это – я!» Наши воспитанники являются дипломантами этих конкурсов-викторин. Очень понравилось детям выбирать «правильные» картинки с хорошими привычками , дорисовывать недостающие спортивные атрибуты . Сами иллюстрации были составлены профессионально ,с учётом дошкольного возраста .

    Большая работа была проведена по участию во всероссийской литературной олимпиаде «Юный книголюб»в 2015 году. Организатором олимпиады являлось издательство «Галерея творческих проектов» в г. Санкт-Петербург. Замечательно, что для каждой возрастной группы дошкольников были разработаны отдельные блоки вопросов. Дети отвечали на вопросы викторины, ответы заносились в специальный бланк, затем вся документация разносилась в общую таблицу и по электронной почте отправлялась на проверку организаторам. Такие викторины позволяют оценить уровень знаний воспитанников. После подведения итогов викторины педагоги были нацелены на то, чтобы дать детям недостающие сведения. Пополнился библиотечный фонд учреждения, воспитатели стали искать другие формы ознакомления дошкольников с произведениями художественной литературы. Замечательно, что участие в конкурсе благотворно повлияло на активизацию образовательной деятельности по направлению «Ознакомление с художественной литературой».

   Также дети приняли активное участие в конкурсах «Знатоки Аванты» Темой олимпиадных заданий явились мультфильмы. Чтобы участие в олимпиаде не прошло незамеченным , решено было провести тематическую Неделю мультфильмов  в детском саду. В программу Недели вошли коллективные просмотры мультипликационных фильмов советских режиссёров в музыкальном зале. Также дети познакомились с правилами поведения в кинотеатре , в группах организовали сюжетно-ролевые игры «Кинотеатр» . Дети познакомились с процессом создания мультфильмов . Углубились знания о профессиях (кассир , киномеханик , контролёр , кинорежиссёр , оператор). Так , вместе с просмотренными мультфильмами дети получили много другой интересной  и познавательной  информации.

Итак, перейду к раскрытию второго этапа. Из общего потока выбраны несколько конкурсов, распечатаны положения, с которыми предстоит ознакомить педагогов и родителей.  Параллельно в нашем дошкольном учреждении , которое посещают 52 воспитанника, может идти подготовка к участию в трёх- четырёх конкурсах – это конкурсы районные , окружные и всероссийские . Рассмотрим участие в конкурсах детского рисунка

    Педагоги и воспитатель по изобразительной деятельности в группах предлагают в свободной изодеятельности нескольким детям сделать рисунок на определённую тему. Объявлять ли детям , что мы будем участвовать в конкурсе рисунков?  Для  детей старшего дошкольного возраста , уже способных сравнивать результаты своего труда и работы других детей, это бывает очень важно. Кроме того , дети старшего дошкольного возраста  знают , что за хорошую работу и занятое место их ждёт награждение грамотой или дипломом , аплодисменты и поздравления.

      Церемонии награждения участников и призёров могут стать хорошей традицией в дошкольном учреждении. Именно так происходит в нашем детском саду. Звучит приятная музыка. Начинается церемония награждения участников конкурсов. Громко объявляются имена призёров. Дети по очереди выходят на середину зала для получения диплома и традиционной шоколадки. Заведующий объявляет , в каком конкурсе и за что награждается воспитанник. Зрители награждают победителей аплодисментами. Подобные церемонии укрепляют самооценку детей. Многие ждут этого «звёздного часа».

    Но для большинства детей рисование – любимый вид деятельности, поэтому они рисуют просто от души, используя полученные в образовательной деятельности навыки , не ожидая за это награды. Воспитатель , зная тему предстоящих конкурсов , может отбирать из накопленного количества детских рисунков те , которые соответствуют теме и требованиям конкурса.

    Воспитатели составляют списки участников–детей из своих групп, указывая конкретную информацию: фамилию и имя, возраст, название работы(обсудив с ребёнком) затем передают информацию и рисунки организатору. Организатор составляет заявку от учреждения, распечатывает этикетки к работам, составляет сопроводительное письмо.  Если условия конкурса предусматривают предоставление рисунков в электронном виде, рисунки сканируются и отправляются одной папкой.  

    Отдельный вопрос – оплата организационных взносов. Как правило , оргвзносы требуются во всех межрегиональных , всероссийских викторинах и олимпиадах. Как происходит этот момент в нашем дошкольном учреждении ? Воспитатели , как лица , напрямую заинтересованные в участии ребёнка в конкурсе , сами вносят оговоренную в положении о конкурсе сумму и сдают деньги организатору , который производит оплату общей суммой через кассу Сбербанка. Копия квитанции об оплате  прикрепляется к заявке на участие в конкурсе. Если конкурс значимый и оргвзнос требует суммы более двух тысяч за участника  (всероссийская творческая олимпиада) , воспитатель обращается за помощью к родителям  детей – участников .По обоюдной договорённости они вносят деньги в равных долях , по половине суммы.

Итак , рисунки готовы , оргвзнос внесён ,  напечатаны заявки и этикетки – весь комплект материалов высылается Почтой России по указанному оргкомитетом адресу.  

Намного труднее подготовить участников вокальных , танцевальных конкурсов , конкурсов чтецов.  В репертуаре детей всегда есть некоторый запас песен , которые подходят к различным темам конкурсов , надо лишь внести в исполнение новизну : исполнение с солистом , исполнение песни по куплетам . В творческих олимпиадах есть номинация «сольное исполнение» - этот вариант проще для музыкального руководителя : не надо работать с большой группой детей по отработке вокальных навыков. Кроме того , будет проще записать солиста на видео . Не секрет , что иногда требуется несколько дублей записи : ребёнок  может  разволноваться , забыть слова последнего куплета , хотя предыдущие два спел замечательно, может просто отвлечься, почесать носик  - всё это портит ощущение от исполнения.

     Большую роль играет психологический настрой исполнителя. Дети должны петь или читать на камеру, что не свойственно дошкольникам. Поэтому с ребёнком необходимо провести беседу, объяснить ему, для чего включена камера и почему надо в неё смотреть. Как правило, игра в «артистов» даёт хорошую видеосъёмку.

 В заключение хочу сказать , что я занимаюсь организацией участия воспитанников и педагогов в творческих конкурсах уже пять лет. Результаты очень хорошие . В таблице- приложении  даны результаты участия в конкурсах текущего учебного года..

  Выработанный в нашем учреждении алгоритм подготовки и организации участия в конкурсах может пригодиться нашим коллегам из дошкольных образовательных организаций.

Список литературы :

  1. Азбука общения .Развитие личности ребёнка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. Л.М.Шипицына,О.В.Защиринская СПб,Детство-Пресс.,2003
  2. Новая иллюстрированная энциклопедия. М.,Большая Российская энциклопедия 2003
  3. Настольная книга воспитателя и методиста детского сада. Развитие творческих способностей дошкольника. И.В.Груздева  Ростов -на –Дону, Феникс 2010

                                                                                                 

                                                                                                             Приложение 1  Таблица

Участие воспитанников ГБДОУ НАО «Детский сад с.Нижняя Пёша» в творческих конкурсах в 2015-16 учебном году

Фамилия , имя

место

уровень

возраст

Всероссийский конкурс рисунков «Мы в сказках Андерсена» Система сертификации информационных технологий  г.Москва

Селиванова Вика

1 место

Заполярный район

6-7 лет

Баландин Савелий

2 место

Заполярный район

6-7 лет

Пуляева Юля

3 место

Заполярный район

6-7 лет

Таратин Юра

3 место

Ненецкий авт.округ

6-7 лет

Фролова Софья

Свидетельство участника конкурса

6-7 лет

Всероссийский конкурс «По любимым сказкам»  Система сертификации информационных технологий   г.Москва

Таратина Саша

1 место

Северо-Западный федер.округ

5 лет

Селиванова Виктория

2 место

Северо-Западный федер.округ

6-7 лет

Порядин Кирилл

2 место

Северо-Западный федер.округ

5 лет

Попова Катя

2 место

Северо-Западный федер.округ

До 4 лет

Васильченко Вадим

1 место

Ненецкий авт.округ

6-7 лет

Ларькин Юра

1 место

Ненецкий авт.округ

5 лет

Корельский Руслан

2 место

Ненецкий авт.округ

6-7 лет

Попова Настя

1 место

Заполярный район

6-7 лет

Рябинин Паша

2 место

Заполярный район

6-7 лет

Некоммерческий аналитический информационно- методический центр, межшкольная интеллектуальная ассоциация педагогов конкурс «Знатоки Аванты : В стране мульти-пульти»

Красильникова Ульяна

Диплом 2 степени

Голубина Настя

Диплом 3 степени

Банева Аделина

Диплом 2 степени

Шмоткин Георгий

Диплом 3 степени

Шестакова Даша

Диплом 1 степени

Рябинин Алёша

Диплом 2 степени

Апицин Саша

Диплом 2 степени

Владыкина Ксюша

Диплом 2 степени

Ларькин Юра

диплом 3 степени

Мулянова Эльвира

Диплом 3 степени

Шульгин Ваня

Диплом 1 степени

Попова Катя

Диплом лауреата

Рябинин Паша

Диплом 3 степени

Соболев Стас

Диплом 1 степени

Корельский Руслан

Диплом 3 степени

Порядина Даша

Диплом 2 степени

Щеголихин Трофим

Диплом 3 степени

Васильченко Вадим

Диплом 2 степени

Попова Настя

Диплом 2 степени

Таратина Саша

Диплом 3 степени

Шишкина Дарина

Диплом 3 степени

Яковлева Женя

Диплом 1 степени

Конкурс рисунков и прикладного творчества «Осень-2015» »  Система сертификации информационных технологий   г.Москва

Владыкина Ксюша

3 место

Северо-Западный федер.округ

5 лет

Шишкина Дарина

3 место

Северо-Западный федер.округ

6-7 лет

Попова Катя

2 место

Ненецкий авт.округ

до 4 лет

Яковлева Женя

1 место

Ненецкий авт.округ

6-7 лет

Голубина Настя

3 место

Ненецкий авт.округ

До 4 лет

Рогачев Серёжа

1 место

Ненецкий авт.округ

До 4 лет

Михайлов Никита

3 место

Заполярный район

До 4 лет

Апицин Георгий

2 место

Заполярный район

До 4 лет

Таратина Саша

Свидетельство участника

Васильченко Вадим

Свидетельство участника

Ардеева Василиса

Свидетельство участника

Апицын Петя

Свидетельство участника

Всероссийский конкурс выразительного чтения «Наша Таня» »  Система сертификации информационных технологий   г.Москва

Голубина Настя

1 место

Заполярный район

До 4 лет

Михайлов Никита

1 место

Ненецкий авт.округ

До 4 лет

Таратина Саша

1 место

Ненецкий авт.округ

6 лет

Банева Аделина

1 место

Северо-Западный федер.округ

До 4 лет

Ларькин Юра

1 место

Ненецкий авт.округ

5 лет

Васильченко Вадим

1 место

Северо-Западный федер.округ

6 лет

Владыкина Ксюша

1 место

Северо-Западный федер.округ

5 лет

Попова Настя

2 место

Северо-Западный федер.округ

6 лет

Конкурс поделок из пластилина  «Мой район – Моё будущее!» посвящённый 10-летию Заполярного района  Детская школа искусств п.Искателей

Корельский Руслан

2 место

6-7 лет

Шишкина Дарина

2 место

3 года

Васильченко Вадим

3 место

6-7 лет

Яковлева Женя

Благод.письмо

Голубина Настя

Благод.письмо

Конкурс на лучшую открытку «Мой район – Моё будущее!» посвящённый 10-летию Заполярного района   Детская школа искусств п.Искателей

Гулькова Дарина

3 место

Красильникова Ульяна

3 место

Ларькин Юра

Благод. письмо

Яковлева Женя

Благод. письмо

Конкурс танцевальных коллективов «Золушка» Система сертификации информационных технологий   г.Москва

Танцевальная группа детского сада

2 место

Северо-Западный федер.округ

Конкурс новогодних утренников «Новый год -2016» Система сертификации информационных технологий   г.Москва

Новогодний утренник в подготовительной группе «Валенки Деда Мороза»

2 место

Северо-Западный федер.округ

Конкурс детских рисунков «Первый» Система сертификации информационных технологий   г.Москва

Селиванова Виктория

Баландин Савелий

Таратин Юра

Всероссийская творческая олимпиада  г.Красноярск .Автономная некоммерческая организация«Агентство гуманитарных программ и культурных проектов Красноярского края» 

Шишкина Дарина (вокал)

Диплом 2 степени

Васильченко Вадим (выразительное чтение)

Диплом 2 степени

Таратина Саша(рисование)

Диплом 2 степени

Ларькин Юра (рисование)

Диплом 3 степени

Окружной конкурс творческих работ «Чудоручки» Дом детского творчества п.Искатели

Таратина Саша

Почётная грамота 3 место

6 лет

Корельский Руслан

Сертификат участника

Васильченко Вадим

Сертификат участника

Яковлева Женя

Сертификат участника

Вывод: Участие в конкурсах различного уровня и направленности приняло 70% воспитанников  от 4 до7 лет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Мышка-Малышка и больной зуб" Конспект совместной деятельности педагога и воспитанников для детей с 3-х до 4-х лет

Цель: Сформировать у детей представление о полезной и вредной пище, а также о бережном отношении к своему здоровью и здоровью окружающих через игру в коллективе.Задачи:·...

План конспект совместной деятельности педагога и воспитанника. Тема совместной деятельности: «Планета друзей ». Группа: старшая логопедическая. Направление развития: физическое

Конспект итогового занятия для детей 5-7 лет. Дети на протяжении всего занятия закрепляют умения и навыки. легко и точно выполняют движения, ориентируются в пространстве. Развивается мелкая моторика. ...

Партнёрская деятельность педагога с воспитанниками как необходимое условие реализации ФГОС ДО

Оорганизации партнёрской деятельности взрослого с детьми , проявление партнёрской позиции воспитателя на разных этапах деятельности....

Рабочая программа совместной деятельности педагога с воспитанниками второй младшей группы (3 – 4 года) №1 «Теремок»

Рабочая программа по развитию детей второй младшей группы №1 «Теремок» разработана в соответствии с ООП МКДОУ «Касторенский д/с «Сказка» в соответствии с введением в действие ФГОС ДО....

Рабочая программа совместной деятельности педагога с воспитанниками 4 - 5 лет «Теремок»

Рабочая программа по развитию детей средней группы разработана в соответствии с основной комплексной общеобразовательной программой дошкольного образования «Радуга» под ред.Т.Н.Дороновой, Т.И.Гри...