Городской обмен опытом на тему: "Методическое сопровождение педагогов в реализации ООП ДО"
презентация по теме

Валиулина Галина Ивановна

Проблема качества дошкольного образования в последние годы приобрела не только актуальный но и значемый характер.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Слайд № 1

        В современных условиях реформирования образования, дошкольное учреждение  представляет собой открытую и развивающуюся систему. В обществе все более важным становится вопрос повышения уровня квалификации и профессиональной грамотности педагогов дошкольных учреждений. От педагога в настоящее время требуется высокий профессиональный, творческий, исследовательский потенциал.

Слайд № 2

        Одной из задач программы развития нашего учреждения  на 2016 -2020год является «Создание эффективной модели взаимодействия с социальными партнерами».

Слайд № 3

        В рамках этой задачи был   разработан и реализуется проект «Взаимодействие ДОУ с учреждениями социума, как залог успешной реализации ФГОС ДО».

Слайд № 4

        Цель проекта:  Создание системы взаимосотрудничества ДОУ с социальными институтами для обеспечения благоприятных условий всестороннего развития детей дошкольного возраста, их способностей и творческого потенциала.

Слайд № 5

        Разработка проекта социального взаимодействия строится поэтапно. Каждый этап имеет свои цели и решает конкретные задачи.

Первый этап – подготовительный   (май 2015 – сентябрь 2015);

Второй этап  – практический;

Третий  этап - оценочно-рефлексивный.  

Слайд № 6

        Практический этап  делится на блоки:

Блок I -    взаимодействие с общеобразовательной школой;

Блок II  -   взаимодействие с учреждением  дополнительного образования (станция юных   натуралистов);

Блок III - взаимодействие с учреждениями культуры (библиотека, выставочный зал, музей)

В рамках данной темы, мне хотелось бы остановится на первом блоке, взаимодействие со школой.

Слайд № 7

        Школа и детский сад – два смежных звена в системе образования. Успехи в школьном обучении во многом зависят от качества знаний и умений, сформированных в дошкольном детстве, от уровня развития познавательных интересов и познавательной активности ребенка, т.е. от развития умственных способностей ребенка.

Подготовка ребенка к школе – длительный и комплексный процесс, подразумевающий развитие у него способностей, необходимых для успешного освоения навыков (чтения, письма, счета).

Инструментарием оценивания готовности к школе наших выпускников для нас послужило изучение и анализ стартовой диагностики первоклассников. Которую нам предоставила школа.

Слайд № 8

        Обследование готовности первоклассника к обучению в школе включает пять методик:

  1. Тест «Рисунок человека»;
  2. Тест «Графический диктант»;
  3. Тест «Образец и правило»;
  4. Тест «Первая буква»;
  5. Тест отношений к школе «Домики».

Четыре первые теста проводят обязательно, пятый проводится по усмотрению учителя и результаты не учитываются при построении профилей. Диагностика готовности к школьному обучению заключается в проверки сформированности предпосылок к овладению грамотой и математикой.

Слайд № 9

        При этом не проверяются умения читать, писать, считать, т. е. те предметные знания и умения, обучение которым предусмотрено в 1-м классе.

В ходе педагогической диагностики проверяются состояние пространственного и зрительного восприятия; умение проводить классификацию и выделять признаки, по которым она произведена; самим счетом, представлениями об операциях сложения и вычитания; развитие фонематического слуха и восприятия; сформированность предпосылок к успешному овладению звуковым анализом и синтезом.

Слайд № 10

        Такая карта составлена на каждого ребенка. Уровень развития ребенка определяется по 100 бальной шкале. Средний уровень от 30  до 70 % считается норма. Ниже 30 процентов низкий уровень, выше 70 % высокий.

Черные кружочки показатели класса, белые кружки показатели ребенка.

Слайд № 11

Проанализировав все карты, мы увидели, что показатели наших детей в среднем – норма или чуть выше нормы.

Но также анализ диагностики выявил дефициты готовности наших  выпускников  к школьному обучению по следующим тестам:

  • Тест «Первая буква»;
  • «Графический диктант».

Результаты стартовой диагностики мы обсудили с педагогами, определили слабые стороны в работе дошкольного учреждения    и наметили дальнейшие пути работы:

  • усилить работу с детьми в направлении обучение грамоты
  • добавить работу со звуком.
  • уделить больше  внимание  на психологическую готовность детей к школе (совместная работа педагогов дошкольного учреждения  и педагога - психолога).

Слайд № 12

         Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО): «речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; знакомство с книжной культурой, детской литературой, формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте».

Слайд № 13

                В целях эффективной реализации образовательной программы по речевому развитию дошкольников в дошкольном учреждении должны быть созданы условия:

  1. для профессионального развития педагогических работников;
  2. для консультативной поддержки педагогических работников и родителей;
  3. для организационно методического сопровождения педагогического процесса развития ОО «речевое развитие»;
  4. создание развивающей предметно-пространственной среды;
  5. целенаправленная работа воспитателей и узких специалистов над речевым развитием детей во всех видах детской деятельности.

Слайд № 14

         Нами были проведены исследования с целью компетентности педагогов в вопросах речевого развития, а также проанализированы внутренние и внешние ресурсы.

Для этого провели мониторинг квалификации педагогов в области речевого развития, для мониторинга были разработаны карты:

  • карта профессиональных знаний и умений педагогов по формированию у детей грамматического строя речи;
  • карта контроля по формированию у детей навыков общения;
  • карта профессиональных умений воспитателя п руководству развитием у детей связной речи.

В результате оценки мы выявили дефициты, а также потенциал наших педагогов. Определили педагогов имеющих высокие результаты в реализации программы в области речевого развития.

Слайд № 15

Разработали план мероприятий, который включает в себя:

  1. Консультации для педагогов
  • формирование связной речи;
  • возрастные закономерности речевого развития;
  • о роли народного фольклора в развитии речи дошкольников.
  1. Оценка РППС по речевому развитию (карта РППС группы, анализ паспорта группы на перспективу, требования к содержанию речевых уголков).
  2. Открытые просмотры НОД (карта анализа НОД).
  3. Консультации учителя-логопеда.

Слайд № 16

        Педагоги в работе используют разнообразные методы и приемы, формы работы, стимулирующие речевую деятельность детей. это и создание проблемных ситуаций, в которых ребенку необходимо было бы высказаться  ( высказать свою просьбу, мнение, суждение и т.д.), игры-драматизации, использование опорных схем и картинок в обучении рассказыванию.

Слайд № 17

         «В пустых стенах ребенок не заговорит»… - заметила в свое время Е.И.Тихеева. В соответствии с требованиями ФГОС ДО к предметно- развивающей среде, насыщая групповое пространство, воспитатели заботятся в первую очередь о том, чтобы дети могли в группе удовлетворить свои важные жизненные потребности в познании, в движении и в общении. Во всех возрастных группах оформлены речевые уголки. Творческой группой разработаны определенные требования к их содержанию.

Слайд № 18

         Педагогами накоплен и систематизирован разнообразный практический материал для организации речевых игр и занятий:  комплексы пальчиковых игр, игрушки и пособия для развития правильного речевого выдоха, тематические альбомы, игры для обогащения словарного запаса, формирования грамматического строя, связной речи, развития фонематического слуха и мелкой моторики.

Необходимым условием для создания единого речевого пространства в дошкольном учреждении является изучение состояния устной речи дошкольников, которое заключается в проведении воспитателями диагностики речевого развития детей. С целью оказания квалифицированной помощи педагогам детского сада в выявлении детей с тяжёлыми нарушениями речи учителем-логопедом проводится логопедическое обследование речи детей средних и старших групп, у значительного количества детей фиксируются различные речевые нарушения.

В случае, если по результатам обследования возникает необходимость проконсультировать ребенка у невропатолога, направить в ГПМПК, педагогам дошкольного учреждения приходиться быть особенно тактичными и осторожными. Как правило, родители очень болезненно воспринимают подобные предложения. В этой ситуации воспитателям на помощь приходит педагог-психолог, который максимально доброжелательно, корректно объясняет необходимость такой консультации.

  Слайд № 19

        Повышение педагогической компетентности родителей в вопросах речевого развития ребенка, побуждение их к деятельности по общему и речевому развитию ребенка в семье осуществляется через разнообразные формы работы:

  • Оформление информационного стенда для родителей в приемных групп;
  • Консультации;
  • Индивидуальные беседы;
  • Проведение родительских собраний.

Включение родителей в педагогический процесс является важнейшим условием полноценного речевого развития ребенка.  Важнейшим условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьей и детским садом, в ходе которого корректируются позиции родителей и педагогов. Ни одна, даже самая лучшая, развивающая программа не может дать полноценных результатов, если она не решается совместно с семьей, если в дошкольном учреждении не созданы условия для привлечения родителей к участию в воспитательно-образовательном процессе.

Также используем внешние ресурсы ГМО. Педагоги прошли курсы «Ранняя диагностика, коррекция и предупреждение нарушения речи у детей дошкольного возраста в ДОУ».  

Слайд № 20

        Таким образом, педагоги дошкольных учреждений должны хорошо знать требования, которые предъявляются детям в первом классе, и в соответствии с ними готовить старших дошкольников к обучению в школе.          Я считаю, что целенаправленная работа воспитателей, узких специалистов, педагогов школы позволит достичь ребенком такого уровня физического, умственного, нравственного и эстетического развития, который создает необходимую основу для его активного вхождения в новые условия школьного обучения и сознательного усвоения учебного материала.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

обмен опытом "Реализация ФГТ в ДОУ"

Консультация для воспитателей«Реализация ФГТ в ДОУ» Федеральные государственные требования (ФГТ) устанавливают нормы и положения, обязательные при реализации основной общеобразовательной программ...

Городской обмен опытом на тему «Методическое сопровождение работы педагогов по экологическому воспитанию дошкольников в рамках НРК»

Понимание Родины у дошкольника тесно связано с конкретными представлениями о том, что им близко и дорого. Научить чувствовать красоту родного края, красоту родной земли, красоту человека, живущего на ...

Проект методической деятельности «Методическое сопровождение педагогов по реализации плана - проекта инновационной площадки МДОУ ДС № 202»

Основной целью  инновационной  деятельности является достижение высокой эффективности воспитательно-образовательной работы с детьми на уровне современных требований.  Инновационный прое...

Проект на тему: «Методическая работа с педагогами: подготовка к Профстандарту»

Профессиональный стандарт призван повысить мотивацию педагогических работников к повышению качества профессиональной деятельности. Профессиональный стандарт является инструментом повышения качества об...

приложение 14 самоанализ Томилова ОВ 2020. Участие педагогических и руководящих работников ДОУ в районных, городских, областных, всероссийских мероприятиях по обмену опытом и повышению профессионализма

Участие педагогических и руководящих работников ДОУ в районных, городских, областных, всероссийских мероприятиях по обмену опытом и повышению профессионализма...

Материалы семинара «Методическое сопровождение педагогов по реализации раздела образовательной программы дошкольного образования «Речевое развитие»

Материалы семинара "Методическое сопровождение педагогов по реализации раздела образовательной программы дошкольного образования "Речевое развитие"...

Выступление на городском семинаре-практикуме по обмену опытом между МБДОУ ДС №31 и МАДОУ ДС №29 от 17.11.2022 "Проектирование образовательной деятельности с использованием инклюзивных и здоровьесберегающих современных образовательных технологий"

Тема выступления: Мастер-класс «Дыхательная гимнастика – как одна из форм здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми старшего дошкольног...