Профессиональная компетентность педагога как одно из условий реализации государственных стандартов
статья на тему
Мельникова Людмила Идрисовна
Воспитатель
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка детский сад №5 г. Усть-Лабинск
Профессиональная компетентность педагога как одно из условий
реализации государственных стандартов.
Педагогика как наука изучает особый вид деятельности. Эта деятельность – целенаправленная, потому что педагог ставит перед собой определенную цель: научить, например, умению воспитать то или иное качество личности, например, патриотизм. В широком смысле, предметом педагогики выступает такая деятельность, которая направлена на выполнение вечной социальной функции, состоящей в передаче, трансляции накопленного человечеством опыта последующим поколениям. Исходя из этого, педагогика как наука изучает особую, социально и личностно детерминированную деятельность по приобщению человеческих существ к жизни общества.
Профессиональная педагогическая деятельность осуществляется в специально организованных обществом образовательных учреждениях: дошкольных заведения, школах, профессионально-технических училищах, средних специальных и высших учебных заведениях, учреждениях дополнительного образования, повышения квалификации и переподготовки.
Таким образом, педагогическая деятельность – это особый вид социальной деятельности, направленный на передачу от старших поколений младшим накопленных человечеством культуры и опыта, создание условий для их личностного развития и подготовку к выполнению определенных социальных ролей в обществе.
Общество задает цели и определяет содержание процесса воспитания и образования в общем русле социализации личности. Роль педагога, реализующего этот социальный заказ, значительна. По сути, педагог – это связующее звено между поколениями, носитель общественно-исторического опыта. И очень важна профессиональная компетентность педагога.
Под профессиональной компетентностью понимается совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности. Профессионально-компетентным можно назвать педагога, который на достаточно высоком уровне осуществляет педагогическую деятельность, педагогическое общение, достигает стабильно высоких результатов в обучении и воспитании.
Развитие профессиональной компетентности – это развитие творческой индивидуальности, формирование восприимчивости к педагогическим инновациям, способностей адаптироваться в меняющейся педагогической среде. Получение выпускником вуза диплома – это еще не признак его профессионализма. Многие помнят, что выпускника вуза еще не так давно называли «молодым специалистом» определяя, таким образом, его статус. Считалось, что ему еще требуется определенное время, чтобы приобрести профессиональный опыт, а также соответствующая профессиональная среда, предоставляющая ему возможность сформироваться как профессионалу.
В современной педагогике компетенции стали пониматься как:
- личностная составляющая профессионализма
- результат и критерий качества подготовки специалиста
- базовые компоненты педагогической культуры педагога
- новый подход к конструированию образовательных стандартов
С позиции основных операционных функций педагога можно выделить следующие группы профессионально-педагогических способностей:
- экспрессивные способности – умение педагога образно и ярко выражать мысли с помощью слова и невербальных средств;
- дидактические способности – умение преподнести материал так, чтобы он стал доступным и был прочно усвоен, иными словами, умение эффективно строить учебно-воспитательный процесс;
- авторитарные способности – умение быстро завоевать уважение, а в дальнейшем высокий авторитет, в волевом влиянии на воспитанников;
- научно-педагогические способности – умение участвовать в научно-исследовательской работе педагогического характера, постоянное стремление к новому, желание трудиться творчески, экспериментировать, систематически изучать литературу и опыт коллег;
- перцептивные способности – это умение воспринять внутренний мир учащегося, почувствовать его психическое состояние в каждый отдельный момент, выявить его отношение к занятиям, к преподавателю;
- коммуникативные способности – это умение легко вступать в контакты с другими людьми, прежде всего с воспитанниками, и в дальнейшем поддерживать с ними правильные отношения;
- личностные умения педагога проявляются, прежде всего, в педагогическом такте;
- организаторские способности – умение четко, без потерь времени подготовить и провести любое занятие, досуг, родительское собрание, экскурсию и другое;
- мажорные способности – это оптимизм и юмор педагога, помогающие активизировать учебный и воспитательный процесс, любой вид работы и отдыха, предупредить или безболезненно ликвидировать конфликт, снять напряжение;
- прогностические способности – это умение быстро и точно распознавать предметы, явления, анализировать их и успешно оперировать отраженными образами;
- конструктивные способности, или педагогическое воображение – это умение проектировать будущее воспитанников, тщательнее планировать работу, предвидеть результаты своего труда, обнаруживать задатки обучаемых и строить работу по их развитию, подводя каждого к его потенциальной вершине.
Стремясь постичь секреты профессиональной компетентности, педагог главным образом совершенствует методы обучения и воспитания. Именно с помощью методов и приемов педагог включает своих воспитанников в различные виды деятельности и тем самым формирует у них определенные знания, умения, навыки, отношения, поведение.
Педагог должен быть компетентным в вопросах организации и содержания деятельности по следующим направлениям:
– воспитательно-образовательной;
– учебно-методической;
– социально-педагогической.
Воспитательно-образовательная деятельность предполагает следующие критерии компетентности: осуществление целостного педагогического процесса; создание развивающей среды; обеспечение охраны жизни и здоровья детей. Данные критерии подкрепляются следующими показателями компетентности педагога: знание целей, задач, содержания, принципов, форм, методов и средств обучения и воспитания дошкольников; умения результативно формировать знания, умения и навыки в соответствии с образовательной программой; умение руководить основными видами деятельности дошкольников; умение взаимодействовать с дошкольниками.
Учебно-методическая деятельность воспитателя предполагает следующие критерии компетентности: планирование воспитательно-образовательной работы; проектирование педагогической деятельности на основе анализа достигнутых результатов. Данные критерии подкрепляются следующими показателями компетентности: знание образовательной программы и методики развития разных видов деятельности детей; умение проектировать, планировать и осуществлять целостный педагогический процесс; владение технологиями исследования, педагогического мониторинга, воспитания и обучения детей.
Социально-педагогическая деятельность воспитателя предполагает следующие критерии компетентности: консультативная помощь родителям; создание условий для социализации детей; защита интересов и прав детей. Данные критерии подкрепляются следующими показателями: знание основных документов о правах ребенка и обязанностях взрослых по отношению к детям; умение вести разъяснительную педагогическую работу с родителями, специалистами ДОУ.
Исходя из современных требований, можно определить основные пути развития профессиональной компетентности педагога:
· работа в методических объединениях, творческих группах;
· инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий;
· различные формы педагогической поддержки;
· активное участие в педагогических конкурсах;
· представление собственного педагогического опыта;
Но не один из перечисленных способов не будет эффективным, если педагог сам не осознает необходимости повышения собственной профессиональной компетентности. Отсюда вытекает необходимость мотивации и создания благоприятных условий для педагогического роста. Необходимо создать те условия, в которых педагог самостоятельно осознает необходимость повышения уровня собственных профессиональных качеств. Анализ собственного педагогического опыта активизирует профессиональное саморазвитие педагога, в результате чего развиваются навыки исследовательской деятельности, которые затем интегрируются в педагогическую деятельность.
Список используемой литературы:
1. Ангеловски К. Учителя и инновации книга для учителя К. Ангеловски. –М.: Просвещение, 1991,-159с.
2. Горычева С.Н., Эндзинь М.П. Развитие дидактической компетентности учителя: Пособие. Великий Новгород: МОУ ПКС «Институт образовательного маркетинга и кадровых ресурсов», 2006. 96 с.
3. Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя / Н.В. Кузьмина. - М.: АПН, 1990. - 149 с
4. Певзнер М.Н., Зайченко О.М., Горычева С.Н Педагогическое консультирование: Учеб. пособие. М.: Академия, 2006. С.268.
5. Психология: словарь [Текст]: А.В. Петровский. – М.: Просвещение, 1984. – 212с.
6. Сериков В.В. Обучение как вид педагогической деятельности: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В.А. Сластёнина, И.А. Колесниковой. М.: Издательский центр «Академия», 2008. 256 с. (Профессионализм педагога).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
k_dokladu.pptx | 67.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Стандарт является основой для оказания помощи родителям в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития П едагогическая деятельность – это особый вид социальной деятельности, направленный на передачу от старших поколений младшим накопленных человечеством культуры и опыта, создание условий для их личностного развития и подготовку к выполнению определенных социальных ролей в обществе.
Под профессиональной компетентностью понимается совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности. Профессионально-компетентным можно назвать педагога, который на достаточно высоком уровне осуществляет педагогическую деятельность, педагогическое общение, достигает стабильно высоких результатов в обучении и воспитании.
Развитие профессиональной компетентности развитие творческой индивидуальности формирование восприимчивости к педагогическим инновациям способностей адаптироваться в меняющейся педагогической среде
результат и критерий качества подготовки специалиста базовые компоненты педагогической культуры педагога В современной педагогике компетенции стали пониматься как: личностная составляющая профессионализма новый подход к конструированию образовательных стандартов
Г руппы профессионально-педагогических способностей - экспрессивные способности – умение педагога образно и ярко выражать мысли с помощью слова и невербальных средств; - дидактические способности – умение преподнести материал так, чтобы он стал доступным и был прочно усвоен, иными словами, умение эффективно строить учебно-воспитательный процесс; - авторитарные способности – умение быстро завоевать уважение, а в дальнейшем высокий авторитет, в волевом влиянии на воспитанников;
- научно-педагогические способности – умение участвовать в научно-исследовательской работе педагогического характера, постоянное стремление к новому, желание трудиться творчески, экспериментировать, систематически изучать литературу и опыт коллег; - перцептивные способности – это умение воспринять внутренний мир учащегося, почувствовать его психическое состояние в каждый отдельный момент, выявить его отношение к занятиям, к преподавателю; - коммуникативные способности – это умение легко вступать в контакты с другими людьми, прежде всего с воспитанниками, и в дальнейшем поддерживать с ними правильные отношения; - личностные умения педагога проявляются, прежде всего, в педагогическом такте;
- организаторские способности – умение четко, без потерь времени подготовить и провести любое занятие, досуг, родительское собрание, экскурсию и другое; - мажорные способности – это оптимизм и юмор педагога, помогающие активизировать учебный и воспитательный процесс, любой вид работы и отдыха, предупредить или безболезненно ликвидировать конфликт, снять напряжение; - прогностические способности – это умение быстро и точно распознавать предметы, явления, анализировать их и успешно оперировать отраженными образами; - конструктивные способности, или педагогическое воображение – это умение проектировать будущее воспитанников, тщательнее планировать работу, предвидеть результаты своего труда, обнаруживать задатки обучаемых и строить работу по их развитию, подводя каждого к его потенциальной вершине.
Педагог должен быть компетентным в вопросах организации и содержания деятельности по следующим направлениям: – воспитательно -образовательной; -учебно-методической ; – социально-педагогической.
Воспитательно -образовательная деятельность предполагает следующие критерии компетентности: -осуществление целостного педагогического процесса; -создание предметно-пространственной развивающей среды; -обеспечение охраны жизни и здоровья детей.
Учебно-методическая деятельность предполагает следующие критерии компетентности: -планирование воспитательно -образовательной работы; -проектирование педагогической деятельности на основе анализа достигнутых результатов.
Социально-педагогическая деятельность предполагает следующие критерии компетентности: -консультативная помощь родителям; -создание условий для социализации детей; - защита интересов и прав детей.
Совершенствование профессиональной компетентности знание технологий, методов, средств, форм деятельности и условий их применения; владение компьютерными технологиями; умение проектировать воспитательно -образовательный процесс умение анализировать эффективность и результаты своей деятельности умение творчески применять эти знания
работа в методических объединениях, творческих группах; инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий; различные формы педагогической поддержки активное участие в педагогических конкурсах; О сновные пути развития профессиональной компетентности педагога: представление собственного педагогического опыта
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Профессиональная компетентность педагога образовательной организации в условиях реализации ФГОС
Пишите на olgashulga.87@mail.ru 1. ФГОС общего образования определяет * 1. минимальный уровень освоения содержания образования в общеобразовательной школе; 2. избыточный уров...
Роль психолога в повышении профессиональной компетентности педагогов ДОО в современных условиях
СтатьяОриентируясь на возникшие новые социально-экономические условия в нашей стране в системе образования происходят изменения, основная задача которых - ориентация на личность обучаемого. На эффекти...
Профессиональная компетентность педагога дошкольного образования в условиях современной действительности
В статье рассматривается профессиональная компетентность как интегративное качество современного педагога ДОУ. ...
«Усовершенствование уровня профессиональной компетентности педагогов ДОУ по обновлению и реализации содержания образовательной области «Художественно- эстетическая», в условиях ФГОС».
Подведения итогов выполнения годовой задачи по художественно - эстетической области...
"Развитие профессиональной компетентности музыкального руководителя ДОО в условиях реализации ФГОС"
27 апреля 2017 года в "Институте повышения квалификации и профессиональной подготовки работников образования Тульской области" прошёл областной круглый стол, который организовала и провела Петухова-Ле...
Презентация Психологическая компетентность педагога, как одно из условий повышения качества образования в ДОУ
Презентация Психологическая компетентность педагога, как одно из условий повышения качества образования в ДОУ...
Семинар – практикум для педагогов на тему: «Совершенствование профессионального мастерства педагогов как одно из условий повышения качества дошкольного образования»
Семинар – практикум для педагогов на тему:«Совершенствование профессионального мастерства педагогов как одно из условий повышения качества дошкольного образования»...