" Школа молодого педагога"
методическая разработка на тему

    Школа молодого педагога является составной частью системы повышения квалификации педагогических работников с высшим и средним специальным образованием, имеющих стаж работы менее 3 лет.
Школа молодого педагога – это постоянно действующее профессиональное объединение, работа которого направлена на создание целостной системы поддержки молодого педагога, оказание методической помощи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Анкета молодого специалиста

Ф.И.О _________________________________________________________


1.Почему Вы выбрали профессию воспитателя? Чем она для Вас привлекательна?____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2.Как Вы оцениваете различные стороны своей профессиональной подготовки?________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. С какими трудностями Вы столкнулись в работе? В какой помощи Вы больше всего нуждаетесь ?_________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Как Вы оцениваете свои взаимоотношения с педагогическим коллективом?_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5.Какие задачи Вы ставите перед собой в ближайшее время?_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6.Каковы Ваши профессиональные планы на будущее?___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7. Если бы Вам представилась возможность вновь выбрать профессию, стали бы Вы воспитателем?______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
8. Что Вас привлекает в работе коллектива:

  • Новизна деятельности
  • Условия работы
  • Возможность экспериментирования
  • Пример и влияние коллег и руководителя
  • Организация труда
  • Доверие
  • Возможность профессионального роста

Анкета молодого специалиста

Ф.И.О _________________________________________________________


1.Почему Вы выбрали профессию воспитателя? Чем она для Вас привлекательна?____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2.Как Вы оцениваете различные стороны своей профессиональной подготовки?________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. С какими трудностями Вы столкнулись в работе? В какой помощи Вы больше всего нуждаетесь ?_________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Как Вы оцениваете свои взаимоотношения с педагогическим коллективом?_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5.Какие задачи Вы ставите перед собой в ближайшее время?_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6.Каковы Ваши профессиональные планы на будущее?___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7. Если бы Вам представилась возможность вновь выбрать профессию, стали бы Вы воспитателем?______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
8. Что Вас привлекает в работе коллектива:

  • Новизна деятельности
  • Условия работы
  • Возможность экспериментирования
  • Пример и влияние коллег и руководителя
  • Организация труда
  • Доверие
  • Возможность профессионального роста



Предварительный просмотр:

Диагностика проблем педагога (схема №1)


1. При проведении каких видов занятий вы испытываете трудности?

  • Познавательное развитие
  • Изобразительная деятельность
  • Обучение грамоте
  • Развитие элементарных математических представлений

2. Какие причины, по вашему мнению, этих трудностей?

  • Материальные условия
  • Большое количество детей в группе
  • Недостаточная методическая помощь со стороны руководства
  • Недостаток педагогического опыта
  • Нехватка методической литературы

3. Испытываете ли Вы затруднения в общении с: родителями, детьми, руководством?

  • Да
  • Нет
  • Не знаю

4. Какие методы и приемы вы используете для активизации познавательной деятельности дошкольников?

  • На занятиях
  • В игровой деятельности
  • В труде
  • В художественной деятельности

5. Оцените, пожалуйста, по 10 – бальной системе, в какой степени у вас сформированы гностические умения:

  • Умения изучать и развивать способности своих воспитанников
  • Умение диагностировать волевое развитие ребенка
  • Умение проанализировать и оценить свою деятельность и поведение
  • Умение видеть и понимать мотивы поведения ребенка
  • Знание особенностей  эмоционального развития дошкольника и умение его изучать

6. Какие задачи вы ставите перед собой на ближайшее время?_______________________________

 

7. В какой методической помощи вы нуждаетесь?

  • В прослушивании лекций по психологии, педагогике, методикам
  • В методических консультациях по отдельным разделам
  • Просмотре открытых занятий у опытных воспитателей

В знакомстве с передовым педагогическим опытом

        

Диагностика проблем педагога (схема №1)


1. При проведении каких видов занятий вы испытываете трудности?

  • Познавательное развитие
  • Изобразительная деятельность
  • Обучение грамоте
  • Развитие элементарных математических представлений

2. Какие причины, по вашему мнению, этих трудностей?

  • Материальные условия
  • Большое количество детей в группе
  • Недостаточная методическая помощь со стороны руководства
  • Недостаток педагогического опыта
  • Нехватка методической литературы

3. Испытываете ли Вы затруднения в общении с: родителями, детьми, руководством?

  • Да
  • Нет
  • Не знаю

4. Какие методы и приемы вы используете для активизации познавательной деятельности дошкольников?

  • На занятиях
  • В игровой деятельности
  • В труде
  • В художественной деятельности

5. Оцените, пожалуйста, по 10 – бальной системе, в какой степени у вас сформированы гностические умения:

  • Умения изучать и развивать способности своих воспитанников
  • Умение диагностировать волевое развитие ребенка
  • Умение проанализировать и оценить свою деятельность и поведение
  • Умение видеть и понимать мотивы поведения ребенка
  • Знание особенностей  эмоционального развития дошкольника и умение его изучать

6. Какие задачи вы ставите перед собой на ближайшее время?_______________________________

 

7. В какой методической помощи вы нуждаетесь?

  • В прослушивании лекций по психологии, педагогике, методикам
  • В методических консультациях по отдельным разделам
  • Просмотре открытых занятий у опытных воспитателей

В знакомстве с передовым педагогическим опытом



Предварительный просмотр:

Контроль деятельности молодых специалистов

Вопросы контроля

Дата контроля

Форма контроля

Контрольная документация

Ответственный за контроль

1

Знание программ и технологий, реализуемых в ДОУ

Через 3 месяца с даты поступления

собеседование

Карта персонального контроля

Ст. воспитатель

2.

Посещение специалистами занятий опытных педагогов

 В течение года

Совместный анализ занятий

Карта персонального контроля

Ст. воспитатель

3.

Участие педагога в педагогических мероприятиях

В течение года

Выступление на педчасах, педсоветах

Карта персонального контроля

Ст. воспитатель

5.

Наставничество

В течение года

Беседа с наставником

Карта персонального контроля

Ст. воспитатель

6.

Работа с родителями

1 раз в квартал

Анализ документации, беседа с родителями

Карта персонального контроля

Ст. воспитатель

7.

Педагогическая документация

В течение года

Анализ документации

Анализ плана

Ст.

8.

Социальная активность

В течение года

Посещение районных мероприятий

Материалы конкурсов

Ст. воспитатель



Предварительный просмотр:

Памятка "Как подготовиться к докладу, выступлению"


     
I. Этап – подготовка доклада.
1.Формулировка темы, выделение стержневой проблемы и целевой установки с учетом интересов и запросов слушателей
2.Формулировка основных вопросов доклада
3.Составление развернутого плана выступления
4.Просмотр и чтение специальной литературы
5. Определение порядка использования подобранных материалов в процессе изложения
6.Распределение материала по вопросам
II. Этап – работа с подготовленными материалами
    1.Выделение в тексте основных смысловых частей, на которые при выступлении нужно сделать акцент
    2.  Распределение времени на изложение каждого вопроса и определение темпа выступления (пробное чтение)
    3. "Свертывание" полного текста доклада в краткую форму (тезисы, план, цитаты на карточках)
   
III. Этап – подготовка к выступлению

Памятка "Как подготовиться к докладу, выступлению"


     
I. Этап – подготовка доклада.
1.Формулировка темы, выделение стержневой проблемы и целевой установки с учетом интересов и запросов слушателей
2.Формулировка основных вопросов доклада
3.Составление развернутого плана выступления
4.Просмотр и чтение специальной литературы
5. Определение порядка использования подобранных материалов в процессе изложения
6.Распределение материала по вопросам
II. Этап – работа с подготовленными материалами
    1.Выделение в тексте основных смысловых частей, на которые при выступлении нужно сделать акцент
    2.  Распределение времени на изложение каждого вопроса и определение темпа выступления (пробное чтение)
    3. "Свертывание" полного текста доклада в краткую форму (тезисы, план, цитаты на карточках)
   
III. Этап – подготовка к выступлению



Предварительный просмотр:

Приложение к приказу № ______

От «___»____________ 2016 года.

Положение о Школе молодого педагога

I. Общее положение

    Школа молодого педагога (далее – Школа) является составной частью системы повышения квалификации педагогических работников с высшим и средним специальным образованием, имеющих стаж работы менее 3 лет.
Школа молодого педагога – это постоянно действующее профессиональное объединение, работа которого направлена на создание целостной системы поддержки молодого педагога, оказание методической помощи и закрепление молодых педагогов в МБДОУ детском саду комбинированного вида № 23.

II. Цели и задачи

  1.   Создание в ДОУ условий для  профессионального роста молодых специалистов, способствующих снижению проблем адаптации и успешному вхождению в профессиональную деятельность молодого педагога.
  2. Помощь молодым специалистам в организации эффективного взаимодействия со всеми субъектами педагогического процесса (с коллегами, с детьми и их родителями).
  3. Обеспечить постепенное вовлечение молодого воспитателя во все сферы профессиональной деятельности; а также формировать и воспитывать у молодых воспитателей потребность в непрерывном самообразовании.

Задачи для реализации цели:

  1. Обеспечить наиболее лёгкую адаптацию молодых специалистов в коллективе, в процессе адаптации поддержать педагога эмоционально, укрепить веру педагога в себя;  
  2. Формировать профессионально значимые качества молодых педагогов, необходимые для эффективного и конструктивного взаимодействия со всеми участниками педагогического процесса.
  3. Совершенствовать качество воспитательно-образовательного процесса путём повышения профессионального мастерства молодых специалистов.
  4. Приобщать молодых специалистов к корпоративной культуре (под корпоративной культурой мы понимаем устойчивый, сложившийся в процессе жизнедеятельности учреждения, стиль работы его сотрудников, принципы организации внутренних процессов учреждения и стратегии деятельности, обеспечивающих стабильное функционирование и развитие) учреждения, объединять  вокруг традиций ДОУ.

III. Основные виды деятельности

-        формирование индивидуального профессионального стиля педагога через внедрение прогрессивных образовательных технологий;
-        оказание помощи начинающим педагогам в овладении педагогическим мастерством через изучение опыта работы;
-        проведение опытными педагогами мастер – классов и учебно-методических занятий для начинающих педагогов ;
-        привлечение молодых педагогов  к подготовке и организации педсоветов, семинаров и конференций по проблемам образования;
-        отслеживание результатов работы молодого учителя;
-        диагностика успешности работы молодого педагога;

IV. Организация работы Школы молодого педагога

Руководство работой Школы осуществляется старшим воспитателем.

            План работы составляется руководителем школы, рассматривается на заседаниях педагогического совета и совещании наставников.
К молодым специалистам прикрепляется наставник из наиболее опытных учителей муниципальных общеобразовательных учреждений.
Занятия в Школе проводятся не реже 1 раза в месяц в  форме:

  • открытых и закрытых заседаний;
  • практикумов;
  • «круглых столов»;
  • дискуссий;
  • конкурсов;
  • открытых уроков. 

V. Нормативные документы

Система работы с начинающими педагогами регламентируется следующими документами:
- Положением о Школе молодого педагога;
- Планом работы Школы;

VI. Наставничество

Наставник – опытный педагог, обладающий высокими профессиональными и нравственными качествами, знаниями в области методики преподавания и
воспитания.

Целью наставничества в ДОУ является
оказание помощи молодым педагогам  в их профессиональном становлении, а также формирование в муниципальном образовательном учреждении кадрового ядра.

Основными задачами наставничества являются :
- привитие молодым специалистам интереса к педагогической деятельности и закрепление учителей в образовательном учреждении;
- ускорение процесса профессионального становления педагога  и развитие способности самостоятельно и качественно выполнять возложенные на него обязанности по занимаемой должности;
- адаптация к корпоративной культуре, усвоение лучших традиций коллектива и правил поведения в образовательном учреждении,

Обязанности наставника:
- знать требования законодательства в сфере образования, ведомственных нормативных актов, определяющих права и обязанности молодого специалиста по занимаемой должности;
- разрабатывать совместно с молодым педагогом план профессионального становления последнего с учётом уровня его интеллектуального развития, педагогической, методической и профессиональной подготовки по предмету;
- изучать деловые и нравственные качества молодого педагога, его отношение к проведению занятий, педагогическому коллективу, учащимся и их родителям ;
- проводить необходимое обучение, контролировать и оценивать самостоятельное проведение молодым специалистом учебных занятий и внеклассных мероприятий;
- оказывать молодому педагогу индивидуальную помощь в овладении педагогической профессией, практическими приёмами и способами качественного  проведения занятий, выявлять и совместно устранять допущенные ошибки;
- личным примером развивать положительные качества молодого специалиста, корректировать его поведение, привлекать к участию в общественной жизни коллектива, содействовать развитию общекультурного и профессионального кругозора;
- подводить итоги профессиональной адаптации молодого специалиста.

VII. Молодой педагог 

Молодой педагог – специалист, как правило, овладевший знаниями основ педагогики по программе вуза, проявивший желание и склонность к дальнейшему совершенствованию своих навыков и умений.

Обязанности молодого педагога:
- изучать Федеральный закон «Об образовании в РФ», нормативные акты, определяющие его служебную деятельность, структуру, штаты, особенности деятельности и функциональные обязанности по занимаемой должности ;
- выполнять план профессионального становления в установленные сроки;
- постоянно работать над повышением профессионального мастерства, овладевать практическими навыками по занимаемой должности;
- учиться у наставника эффективным методам и формам работы, правильно строить свои взаимоотношения с ним;
- периодически отчитываться о своей работе перед наставником .

Права молодого специалиста:
- повышать квалификацию удобным для себя способом;
- защищать свои интересы самостоятельно и (или) через представителя;
- вносить предложения по совершенствованию работы Школы;

VIII. Функции руководителя Школы

1. Организация групповых занятий для молодых педагогов, проведение практических семинарских занятий, научно-практических конференций, заслушивание отчётов членов школы молодого педагога по вопросам организации учебной деятельности и профессиональному самообразованию.
2. Организация изучения профессиональных потребностей молодых педагогов, помощь в самосовершенствовании.
3. Организация работ по изучению передового педагогического опыта в образовательном  учреждении.


IX. Показатели эффективности работы

Работа Школы должна обеспечить поступательный и постоянный профессионально-личностный рост молодого педагога, выражающийся в следующих показателях:

  • Умение планировать  деятельность,  как собственную, так и ученическую, на основе творческого поиска через самообразование;
  • Овладение методикой проведения нетрадиционных уроков;
  • Умение работать с группой  на основе изучения личности ребенка, проводить индивидуальную работу;
  • Умение проектировать воспитательную систему;
  • Умение индивидуально работать с детьми;
  • Овладение системой контроля и оценки знаний учащихся;
  • Становление молодого педагога как учителя-профессионала;
  • Повышение методической, интеллектуальной культуры педагога;
  • Участие в педагогических чтениях и конкурсах профессионального мастерства, выступление на заседаниях методических объединений.

Муниципальное  бюджетное дошкольное  образовательное  учреждение   детский  сад  комбинированного вида  № 23 села Успенского  муниципального образования Успенский район, село Успенское ,улица  Партизанская 44 –а, тел. 8(6140)5-53-39

Приказ

                               

от « ___» сентября 2016 года         № _______

Об утверждении  Положения о школе молодого педагога.

      В целях повышения профессионального мастерства начинающих педагогов, создания условий для профессионального  роста молодых специалистов

П Р И К А З Ы В А Ю:

1.Утвердить Положение о школе молодого педагога (приложение №1).

2.Утвердить состав наставников молодых специалистов (приложение № 2).

3.Мироновскую И.В., старшего воспитателя  назначить руководителем школы молодого  педагога.

4.Контроль за выполнением приказа оставляю за собой.

Заведующая МБДОУ

детским садом  комбинированного вида № 23                            С.И.Шваб                                                    

Приложение к приказу № ______

От «___»____________ 2016 года.

1.Карашаева И.Р. – наставник  Горячева Т.И.

 3.Чернова А.Ю.- наставник Криванова О.А.

4.Курманалиева И.Р. – наставник  Сытенькая О.В.

5. Акулина С.В. – наставник Пасечник Т.С.



Предварительный просмотр:

Цель деятельности :

  1. Создание в ДОУ условий для  профессионального роста молодых специалистов, способствующих снижению проблем адаптации и успешному вхождению в профессиональную деятельность молодого педагога.
  2. Помощь молодым специалистам в организации эффективного взаимодействия со всеми субъектами педагогического процесса (с коллегами, с детьми и их родителями).
  3. Обеспечить постепенное вовлечение молодого воспитателя во все сферы профессиональной деятельности; а также формировать и воспитывать у молодых воспитателей потребность в непрерывном самообразовании.

Задачи для реализации цели:

  1. Обеспечить наиболее лёгкую адаптацию молодых специалистов в коллективе, в процессе адаптации поддержать педагога эмоционально, укрепить веру педагога в себя;  
  2. Формировать профессионально значимые качества молодых педагогов, необходимые для эффективного и конструктивного взаимодействия со всеми участниками педагогического процесса.
  3. Совершенствовать качество воспитательно-образовательного процесса путём повышения профессионального мастерства молодых специалистов.
  4. Приобщать молодых специалистов к корпоративной культуре (под корпоративной культурой мы понимаем устойчивый, сложившийся в процессе жизнедеятельности учреждения, стиль работы его сотрудников, принципы организации внутренних процессов учреждения и стратегии деятельности, обеспечивающих стабильное функционирование и развитие) учреждения, объединять  вокруг традиций ДОУ.

Осуществляя программу «Школа молодого педагога» мы рассчитываем получить следующие результаты:

  • Сформируются педагогические кадры, способные отвечать вопросам современной жизни.
  • Сформируется творческий, психологически грамотный педагогический коллектив с пониманием необходимости в непрерывном самообразовании, постоянном повышении профессиональной компетентности.
  • Повысится доля педагогических работников, желающих участвовать в конкурсах педагогического мастерства различного уровня.
  • Деятельность «Школы молодого педагога» способствует тому, чтобы из молодого специалиста за три года «вырос» молодой перспективный воспитатель, знакомый со всеми сферами педагогической деятельности, умеющий анализировать становление собственного мастерства, способный к реализации собственного творческого потенциала в педагогической деятельности.

Заседания проводятся в соответствии с программой с использованием интерактивных форм и методов:

 

Формы:

  • лекция – беседа,  
  • семинары-практикумы;  
  • психологические тренинги,  
  • проблемно-проектный семинар,
  • круглый стол и др.

Методы:

  • диагностика,  
  • разыгрывание ролей,  игровых ситуаций,  
  • мозговой штурм,  
  • методы проблемного обучения,  
  • эвристическая беседа, диалог, 

 

Участники  "Школы молодого педагога":

 

Карашаева Ирина Рамазановна – воспитатель

Долинина Суссана Ашотовна -воспитатель

Чернова Алена Юрьевна –музыкальный руководитель

Курманалиева Инна Рамазановна - воспитатель 

Акулина Светлана Владимировна  - воспитатель

 

Утвержден

на педагогическом совета № 1 от 29.08.2016г.

План работы Школы молодого педагога

на 2016-2017 учебный год.

Форма занятия

Содержание работы

Сроки

Ответственный

 

1.

 

 

     

 

Организационный

диалог

 

 

 

Ознакомление с Положением о Школе молодого педагога.

Принятие плана работы на 2016-2017 учебный год.

Документация педагога.

Сентябрь

 

 

Старший воспитатель

2.

Консультация

Тема: «Оформление портфолио-как одна из форм оценивания индивидуальных достижений педагогов"

Цель:Объяснить цели, задачи и функции портфолио педагога. Порядок оформления и варианты использования материалов. Структуру и основные разделы портфолио.

Сентябрь

 

Старший воспитатель

3.

Консультация

Практикум

Тема: «Требования к организации предметно-развивающей среды ДОУ, отвечающей требованиям ФГОС».

Цель:  Научить проектировать предметно-пространственную развивающую среду ДОУ в соответствии с ФГОС.

Задание. Проанализировать предметно-развивающую среду своей возрастной группы.

Октябрь

Старший воспитатель 

4.

Практикум

 

Тема: «Неделя  молодого педагога» 

(игровая деятельность)

Цель: Повышение педагогического мастерства педагогов входящих в должность и престижа профессии воспитателя ДОУ.

Ноябрь

Старший воспитатель 

5.

Практикум

 

Тема:«Развитие игровой деятельности дошкольников средствами макетирования»

Цель:Формирование готовности молодых педагогов к организации игровой деятельности детей в ДОУ средствами макетирования.

Декабрь

 

Старший воспитатель

6.

Консультация

 

 

Тема: «Формирование связной речи детей» (обучение рассказыванию)

Цель:Активизация форм повышения квалификации молодых педагогов ДОУ.Систематизация знаний педагогов по проблеме формирования связной речи детей.

Январь

Старший воспитатель.

7.

Практикум

Открытые мероприятия педагогов-стажистов.

 

Тема: «Неделя профессионального мастерства»

Посещение педагогами, входящими в должность НОД опытных педагогов.

Цель: Повышение педагогического мастерства и престижа профессии воспитателя дошкольного учреждения.

Февраль

Старший воспитатель 

8.

Практикум

 

 

 

 

 

 

 

Тема: Методы и приёмы, используемые в работе с гиперактивными детьми

Цель:Повышение интереса педагогов к психологии; формирование интереса взрослых к миру ребенка, стремление помогать ему в индивидуально-личностном развитии.

Март

Старший воспитатель

9.

Консультация

Тема: «Формирование элементарных математических представлений у детей через развивающие игры (палочки Кюизенера)»

Цель: Расширение представлений об использовании развивающих игр в работе с дошкольниками.

Апрель

Старший воспитатель

10.

Круглый стол

 

 

 Анкетирование

Подведение итогов работы ШМП за год.

Творческий отчёт молодых педагогов (представление«Портфолио»)

Выставка игр и пособий для работы с детьми, изготовленные  педагогами ШМП за учебный год.

Определение перспектив на 2017-2018 учебный год.

Май

Старший воспитатель


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Школа молодого педагога – одна из форм повышения мастерства начинающего педагога

Организация работы заместителя заведующего по воспитательной и методической работе по раскрытию творческого потенциала начинающего педагога...

Организация работы с молодыми педагогами ДОУ «Школа молодого педагога»

Особенностью труда молодых педагогов является то, что они с первого дня работы имеют те же функции и несут ту же ответственность, что и опытные педагоги, а администрация, родители, воспитатели ожидают...

Мероприятия школы молодого педагога и и клуба успешного педагога

Тренинги, мастер-классы, педсоветы, консультации и многое другое для воспитателей....

Дистанционное обучение. Школа молодого педагога. Семинар - практикум для педагогов "Общение воспитателя с родителями своих воспитанников"

Этот семинар-практикум о взаимоотношениях между воспитателями и родителями воспитанников.Как построить хорошие, доброжелательные, основанные на сотрудничестве и взаимовыручке, отношения....

«Формы работы с родителями». Консультация для молодых педагогов ДОУ. «Школа молодого педагога».

Детский сад - первый внесемейный социальный институт, первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители и где начинается их систематическое педагогическое просвещение. Совместная...

«Звукобуквенный анализ и развитие фонематического слуха на занятиях в ДОО: в контексте формирования готовности к школе» (Школа молодого педагога)

Выступление на тему  «Звукобуквенный анализ и развитие фонематического слуха на занятиях в ДОО: в контексте формирования готовности к школе»...

«Школа молодого педагога» - одна из форм повышения профессиональной компетенции молодого воспитателя

Всем нам известно, что с каждым годом повышаются требования к личностному и профессиональному развитию педагога, поэтому еще существеннее стала значимость начального этапа вхождения молодого воспитате...