Справка по итогам адаптационного периода в 1 младшей группе ДО
материал (младшая группа) по теме

Малаева Ануся Юрьевна

Справка по итогам адаптационного периода в 1 младшей группе ДО с картами анализа, листами адаптации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл spravka_po_itogam_adaptatsionnogo_perioda.docx38.41 КБ

Предварительный просмотр:

                                                 Аналитическая справка

по итогам адаптации детей от 2 до 3 лет к условиям дошкольного

 отделения на начало 2016-2017 учебного года.



Списочный состав группы от 2 до 3 лет  составляет 21  воспитанников.

 Группу посещают 13 девочек и 8 мальчиков.
На основании Приказа № 159 от02.09.2016 года в МКОУ «СОШ№3» с. п. Сармаково,  в соответствии с годовым планом работы была проведена  проверка, целью которой являлось определение уровня работы воспитателя по обеспечению психологически комфортной среды  в  адаптационный период.

Наблюдение за жизнью группы в адаптационный период выявила, что у большинства детей эмоциональное состояние стабильное, во взаимоотношениях со взрослыми проявляют инициативу, в деятельности либо подражают взрослым, либо наблюдают за действиями взрослых и сверстников, стремясь познать новое, у многих детей появляются элементы сюжетно – ролевой игры.

В период адаптации  педагогами было приложено максимум усилий, чтобы дети с желанием ходили в детский сад, быстрее привыкали к новым условиям. Ко всем детям осуществлялся индивидуальный подход. Для того чтобы дети легче прошли адаптацию,  дети посещают группу со своими любимыми игрушками, педагогами используются  занимательные дидактические игры, шумовые игрушки, нетрадиционные приемы (мыльные пузыри, игры с водой, кукольный театр). В ходе адаптационного периода родителям даются  индивидуальные консультации, рекомендации.

При отслеживании течения адаптации каждого ребёнка  составила:
лёгкая – 17 детей, что составляет 81% от общего числа воспитанников (Хочется отметить Тхамадокову Эвелину и Шибзухова Дамира, которые ни разу не плакали).
средняя – 4 воспитанника (Тохова Ясмина, Дауров Салибек, Хоконов Имран и Малаев Бишер), что составляет 19% от общего числа детей.  Детей, с признаками адаптации тяжелой степени, в группе не наблюдается.
Таким образом:
17 детей адаптировались в легкой форме, т. е. эти дети почти не болели, адекватно вели себя в коллективе. Для таких детей характерен высокий уровень навыков самообслуживания.
У 4 детей острая фаза адаптационного процесса прошла в степени средней тяжести: они переболели по 1 раза; у них наблюдались признаки психического стресса: страх, упрямство, плаксивость, капризность. Связано это с сильной привязанностью к маме, частыми заболеваниями, особенностями нервной системы, низким уровнем навыков самообслуживания, неподготовленностью к режимным моментам детского сада, отсутствие единства требований в воспитании ребенка. Но по истечении 1 месяца поведение у них нормализовалось и самочувствие улучшилось.
         Также была проведена оценка нервно – психического развития воспитанников 1 младшей группы, цель которой Изучение уровня развития воспитанников и возрастной группы в целом с целью своевременной корректировки воспитательной работы и определение индивидуального психолого – педагогического воздействия на воспитанника разработанной Н. М. Аксариной, К. Л. Печорой, Г. В. Пантюхиной
по следующим показателям:
Восприятие речи
Активная речь
Сенсорное развитие (цвет, форма)
Моторные навыки
Игра и действия с предметами
Навыки самообслуживания
В результате по всем показателям оценка составляет -  61% .

 Вывод: результаты диагностики нервно-психического развития детей 1 младшей группы 2016-2017 учебный год являются удовлетворительными.

        Таким образом, итоги  диагностики помогут педагогам данной группы определить дифференцированный подход к каждому ребенку в подборе форм, методов и приемов организации воспитания и развития детей.

Работа воспитателя группы Малаевой С.М. по адаптацию воспитанников к новым условиям проведена на высоком уровне.

Рекомендации:

  1. Вести целенаправленную индивидуальную работу по результатам диагностики.
  2. При планировании воспитательно-образовательной работы в следующей возрастной группе учитывать результаты диагностики нервно-психического развития.
  3. Медсестре Маховой М.Х.  во время приема в группу  необходимо присутствовать при поступлении каждого ребенка, беседовать с родителями о самочувствии ребенка.

Подготовила: Малаева А.Ю.

Карта нервно — психического развития

________________________________________________________

Все что ребенок умеет, фиксируют при помощи знака «+», недоступные навыки отмечают при помощи знака «-»

Умения ребенка

Физические способности

Возможности бега

- бегает уверенно

- переключается на бег и ходьбу просьбе

Возможности ходьбы:

- поднимается по нескольким ступенькам

-ходит по узенькой ступеньке не оступаясь

Работа с мячом:

- может покатить или бросить мяч

- заталкивает мяч в обозначенный промежуток

- бросает мяч двумя руками  вверх или вниз

Речевая функция

Понимает слова:

- понимает общие простые слова

- понимает слова, описывающие окружающую обстановку

- отвечает на вопросы «Кто?», «Что?», «Где?»

- строит предложения из трех слов

Самостоятельность

- сам употребляет пищу

- просится в туалет

- пытается снять некоторые вещи

Социальная направленность

- показывает яркие эмоции родителям

- изучает картинки

- подражает эмоциям взрослых

- в играх проявляется эмоциональная речь

- сочувствует, если рядом плачет ребенок

Взаимодействие с окружающими предметами

-  черкает карандашом на бумаге

- играя с кубиками, строит башенки

- рисует горизонтальные и вертикальные линии

Воспитатель Малаева С.М.

ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ДИАГНОСТИКИ

НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 2-3 ГОДА ЖИЗНИ.

Развитие детей раннего возраста, воспитывающихся в детском дошкольном учреждении, должно систематически контролироваться.

В организации контроля за развитием детей раннего возраста принимают участие заведующая, старший воспитатель, медсестра и конечно же воспитатель группы раннего возраста. (см. схему 1)

Воспитателю необходимо вести листы адаптации детей к условиям ДОУ, составление карт развития и поведения детей (по показателям нервно-психического развития) и определение группы развития ребёнка по параметрам, разработанным К.Л.Печорой, Г.В.Пантюхиной, Л.Г.Голубевой.

Цель контроля – определить фактический уровень развития каждого ребёнка и возрастной группы в целом. При этом выявляется правильность медико-педагогических воздействий, условий воспитания, качество всей воспитательной работы дошкольного учреждения.

Систематический контроль позволяет обнаружить первоначальные отклонения в развитии ребёнка, его поведении, своевременно скорректировать воспитательные воздействия, а при планировании занятий учесть не только действующую программу, но и фактический уровень развития и поведения детей. (см.карту развития ребёнка)

Опираясь на материалы об особенностях психического развития  детей раннего возраста, которые были разработаны Н.М.Щеловановым, Н.М. Аксариной, учитываем следующее:

  1. Чем младше ребёнок, тем быстрее он развивается, тем чаще требуется смена занятий, условий воспитания. Поэтому на первом году жизни степень зрелости малыша контролируется ежемесячно (в условиях семьи), на втором – один раз в квартал, на третьем – один раз в полгода в условиях ДОУ.
  2. У маленького ребёнка, как и у взрослого, все функции организма взаимосвязаны и воспринимаются в единстве: состояние здоровья, физическое, нервно-психическое развитие, поведение. Поэтому и контроль над ними проводится одновременно, исходя из результатов, намечается комплексный план оздоровительно-воспитательной работы.
  3. Развитие ребёнка идёт неравномерно: в различные возрастные периоды, определённые умения формируются наиболее интенсивно. Так, возрастной период жизни малыша от 1 года до 2 лет можно условно разделить на 4 периода развития:

1г. 1мес. – 1г. 6мес.;

1г. 4мес. – 1г. 6мес.;

1г. 7мес. – 1г. 9мес.;

1г. 10мес. – 2г.

На третьем году жизни выделяются два периода в развитии ребёнка:

                         2г. 1мес. – 2г. 6мес.;

                         2г. 7мес. – 3г.

В каждом из них контролируется:

  1. Понимание речи.
  2. Активная речь.
  3. Сенсорное развитие.
  4. Игры и действия с предметами.
  5. Изобразительная деятельность.
  6. Конструктивная деятельность.
  7. Степень развития общих движений.
  8. Формирование навыков самостоятельности.
  9. Поведение.

Помимо психического развития необходимо контролировать поведенческие реакции, такие как сон, аппетит, настроение, а так же индивидуальные особенности, некоторые черты личности ребёнка.

 Отклонения в поведении малыша могут быть результатом неправильных педагогических мер, применяемых родителями и воспитателями, но могут быть и симптомом заболевания. В этом случае необходимо проконсультироваться с врачом.

В процессе контроля за нервно-психическим развитием детей могут быть использованы следующие основные методы:

1) Беседа с матерью.

2) Наблюдение за ребёнком в группе (выявляющее особенности его

    поведения).

3) Диагностика психического развития (выявление уровня НПР).

(См. таблицу 2)

От обычного наблюдения метод диагностики отличается тем, что контроль проводится по единой методике, иногда с помощью какого-либо материала в определённой ситуации, которая максимально приближена к естественным условиям жизни малыша. Важно установить близкий контакт с ребёнком, взрослый своим отношением должен внушить малышу уверенность в том, что предложенное задание ему по силам. Однако поведение взрослого при диагностике не совсем обычно: ему полагается не обучать ребёнка чему-либо, а только умело выявлять уже сформированные умения, не прибегая к подсказкам.

Ребёнок, как правило, ждёт оценки со стороны взрослых. И если малыш хорошо справился с заданием, нужно похвалить его.

Если ребёнок не выполняет задание по какой-либо из линий своего периода развития, воспитатель проверяет уровень его знаний и умений по этой же линии, но на возраст ниже. Уровень развития движений может определяться на занятиях гимнастикой, навыки самостоятельности при выполнении режимных моментов.

Наблюдения за поведением детей проводятся ежедневно. В кризисные сроки результаты наблюдений заносятся в карту развития ребёнка.

Методика диагностики уровня нервно-психического развития детей раннего возраста разработана авторами: К.Л.Печерой, Г.В.Пантюхиной, Л.Г.Голубевой. Ими так же разработаны «Карта развития и поведения ребёнка» и критерии оценки развития по кризисным возрастам «Показатели нервно-психического развития детей 1г. 3мес.-3 лет».

При оценке уровня развития проставляется тот возраст, которому соответствует выявленный показатель. Так отмечаются опережение или задержка в развитии отдельных функций. За нормальное развитие ребёнка второго года жизни принимается формирование умений в пределах одного квартала, а на третьем году – в пределах полугодия.

Для сравнения детей разного уровня развития разработана количественная оценка в виде групп развития. При этом учитывается степень опережения или задержки в развитии ребёнка, количество выполняемых детьми заданий соответственно показателям.

По уровню развития дети распределены на три основные группы (четвёртая группа встречается редко и составляет примерно 1,25% детей).

(См.таблицу 3)

В первой группе числятся дети с нормальным развитием, т.е. когда все показатели соответствуют календарному возрасту, а также с опережением развитии. Во вторую группу входят дети с первоначальной задержкой в развитии на один эпикризный срок (на втором году – 1 квартал, на третьем году – 1 полугодие). Третью группу составляют дети с более глубокой задержкой – на два эпикризных срока, а четвёртую с ещё большей задержкой – на три эпикризных срока.

В каждой группе определена степень опережения или задержки в развитии. В первой группе в первой группе опережение на один эпикризный срок – это ускоренное развитие; на два эпикризных срока – это высокое развитие. Во второй, третьей и четвёртой группе выявлены три степени задержки развития (в зависимости от количества несформированных навыков – линий задержки); I степень – 1-2, II – 3-4, III – 5-7 линий. В каждой группе выделены дети с негармоничным развитием. В I группе – дети с верхнегармоничным развитием  ( одна часть линий выше на 1, другая – на два эпикризных срока), во II – с негармоничным развитием (одна часть линий вышена 1 , другая ниже на 1 эпикризный срок), в III группе – с нижнегармоничным развитием (одна часть линий ниже на 1 эпикризный срок, другая часть – на 2 эпикризных срока).

Во второй группе развития большую часть составляют дети с задержкой степени на 1-2 показателя, чаще всего это дети с первоначальной задержкой активной речи. Таких детей следует сразу же взять на учёт с целью их речевого развития. Дети третьей группы требуют особого внимания педагога, врача, логопеда, а четвёртой – обязательной консультации психоневролога.

В графе «Заключение» проставляется группа развития.

В графе «Назначения» указываются конкретные задания для ребёнка на следующий возрастной период и соответствие развития возрастной норме.

ОСНОВНЫЕ МОМЕНТЫ ПОВЕДЕНИЯ РЕБЁНКА.

I. Настроение: бодрое, спокойное, раздражительное, подавленное, неустойчивое.

Бодрое – положительно относится к окружающему, реакции менее эмоционально окрашены, часто улыбается, смеётся, охотно контактирует с окружающими.

Спокойное – положительно относится к окружающему, реакции эмоционально окрашены, меньше контактирует с окружающими.

Раздражительное, возбуждённое состояние – имеют место аффективные вспышки возбуждения, конфликтность, могут наблюдаться озлобленность, крик.

Подавленное настроение – ребёнок вял, бездеятелен, пассивен, замкнут, грустен, может плакать тихо, долго.

Неустойчивое – быстро переходит из одного состояния в другое, может весело смеяться и тут же заплакать, часто вступает в конфликты или замыкается.

II. Сон: засыпание, характер сна, продолжительность.

Засыпание – быстрое, медленное (более 15 минут), спокойное, неспокойное, с дополнительными воздействиями.

Характер сна  - глубокий, неглубокий, спокойный, неспокойный.

Продолжительность – сон короткий, длительный, соответствующий возрасту.

III. Аппетит: хороший, неустойчивый, избирательное отношение к пище, плохой.

IV. Характер бодрствования: ребёнок активный, малоактивный, пассивный.

V. Индивидуальные особенности, некоторые черты личности ребёнка:

Социальные связи – контактен, доброжелателен, правильно реагирует на оценку взрослых, инициативен в играх и т.д.

Познавательные способности – проявляет интерес к  занятиям, окружающему, легко обучаем, внимание достаточно устойчиво.

Обидчив, застенчив, медлителен или чрезмерно подвижен.

Имеются отрицательные привычки – сосёт палец, раскачивается, грызёт ногти и пр.

ФАКТОРЫ РИСКА НАРУШЕНИЯ РАЗВИТИЯ

I. Факторы медико-биологического риска:

  • наличие наследственных заболеваний в семье;
  • пороки развития системы организма, врожденные

     и раноприобретённые:

-  снижение слуха;

-  снижение зрения;

-  нарушения в строении и развитии опорно-двигательного  

   аппарата (мышечной системы и скелета);

-  аномалии развития ЦНС (микроцефалия, черепно-

   мозговые грыжи и др.);

  • органическое поражение ЦНС и периферической НС:

-   ДЦП, церебральные и спинальные параличи;

-   гидроцефалия;

-   энцефалопатия перинатальная;

  • психические заболевания (ранние проявления):

-   РДА;

-   эпилепсия;

  • выраженная соматическая патология различной этиологии:

-   пороки развития основных систем организма (порок сердца)

    и хронические соматические заболевания;

-   частая заболеваемость в связи со снижением иммунитета

    (в том числе врождённый иммунодефицит);

            II. Факторы биологического риска:

                   -   недоношенные и маловесные дети, рождённые с массой

                       тела менее 1500 г;

                   -   дети, рождённые на сроке гистации меньше 33 недель;

                   -   дети, перенёсшие асфиксию во время родов;

                   -   дети, находившиеся в отделении интенсивной терапии.

   III. Факторы социального риска:

  • наркомания и алкоголизм родителей;
  • малолетние родители (моложе 17 лет);
  • дети беженцев;
  • стресс, пережитый ребёнком;
  • длительная разлука с матерью;
  • социально-эмоциональная депривация вследствие резкого ограничения общения со взрослыми.

ВОЗРАСТНАЯ ШКАЛА ОЦЕНКИ

ПСИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ГОДА ДО ТРЁХ ЛЕТ.

Возраст

Факторы психического развития

1г. 3 мес.

  1. Произносит 20 и более слов.
  2. Выполняет 2 поручения.
  3. Держит карандаш и оставляет им следы на бумаге.
  4. Держит ложку во время еды.
  5. Ставит 5 кубиков один на другой.
  6. Ходит сам, но часто падает.

1г. 6 мес.

  1. Стремится связать 2 слова в предложение.
  2. Хочет всё делать самостоятельно.
  3. Чиркает карандашом целенаправленно и старательно.
  4. Пробует самостоятельно есть.
  5. После наблюдения повторяет увиденное действие с игрушкой.
  6. Ходит стабильно, редко падает.

1г. 9 мес.

  1. Называет пять изображений на рисунке.
  2. Ищет помощи у взрослых.
  3. Чиркает карандашом в рамках листа.
  4. Самостоятельно ест.
  5. Бросает мяч в ящик (корзину).
  6. Пробует бегать.

2года

  1. Задаёт первые вопросы.
  2. Общается с детьми.
  3. Чиркает вертикальные и горизонтальные линии.
  4. Регулирует отправление физиологических потребностей.
  5. Пробует ловить брошенный мяч.
  6. Поднимается и спускается по лестнице с поддержкой.

2г. 6мес.

  1. Задаёт различные вопросы.
  2. Может связно рассказывать.
  3. Умеет чертить кривую, замкнутую линию.
  4. Расстёгивает 3 пуговицы.
  5. Бегает значительно лучше.

3 года

  1. Может связно рассказывать.
  2. В игре входит в роль.
  3. Рисует шар, яблоко и другие предметы.
  4. Сам раздевается и одевается.
  5. Ставит 10 кубиков один на другой.
  6. Поднимается и спускается по ступенькам без опоры.

Возрастная шкала оценки психического развития детей 1 младшей группы на  начало 2016-2017 учебного года

Ф.И. ребенка

Задаёт первые вопросы

Общается с детьми

Чиркает вертикальные и горизонтальные линии

Регулирует отправление физиологических потребностей.

Пробует ловить брошенный мяч

Поднимается и спускается по лестнице с поддержкой

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

      Оценка: + - положительный;   - отрицательный.                                        Воспитатель Малаева С.М.

     Выводы:

Лист наблюдения

за воспитанниками 1 младшей группы в адаптационный период

на начало 2016-2017 учебного года

Воспитатель: Малаева С.М.

Ф.И. ребенка

настроение

сон

аппетит

Характер бодрствования

Индивидуальные особенности

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

17

18

19

20

21

Выводы:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская разработка из опыта работы методического пособия для воспитателей и методистов "Перспективное планирование работы с родителями с учетом адаптационного периода в младшей группе"

Предлагаю перспективное планирование в работе с семьей с учетом ФГТ. Очень сложно работать с родителями когда не налажен контакт и начался адаптационный период вновь набранной группы. Большую помощь в...

Психолого-педагогическое сопровождение адаптационного периода в младшей группе к ДОУ

Первое посещение ребенком дошкольного образовательного учреждения это важное событие в его жизни. Когда ребенок приходит в ДОУ, он попадает в новые условия. Меняется режим, характер питания, темᴨерату...

Календарно-тематическое планирование в адаптационный период. 1 младшая группа

Календарно-тематическое планирование в адаптационный период. 1 младшая группа...

Адаптационный период в младшей группе.

Адаптационный период тяжелое время для каждого ребенка. Это не только процесс привыкания к новой обстановке, к новому режиму дня, к новым отношениям, но и выработка новых умений и навык...

Картотека игр в адаптационный период для младшей группы.

Игровую деятельность необходимо направлять на формирование эмоциональных контактов "ребенок - взрослый" и "ребенок - ребенок" и обязательно включающей игры и упражнения...

Тематический план на адаптационный период в младшей группе

                           Разработанный тематический план успешно реализуется в рамках организации периода адаптации в мла...

АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА ПО ИТОГАМ МОНИТОРИНГА ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ «ЗЕРНЫШКО» НА НАЧАЛО УЧЕБНОГО ГОДА.

Цель мониторинга: определение уровня усвоения детьми второй младшей группы образовательной программы ДОУ....