Сопровождение педагогов при переходе на ФГОС ДО в соответствии с требованиями к психолого-педагогическим условиям реализации ООП ДО
материал на тему
Опыт работы по методическому сопровождению педагогов ДОО в условиях реализации ФГОС ДО
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
iz_opyta_raboty_2016.docx | 35.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Сопровождение педагогов при переходе на ФГОС ДО в соответствии
с требованиями к психолого-педагогическим
условиям реализации ООП ДО
Миронова Н.П.,
старший воспитатель СП детский сад «Колобок»
ГБОУ СОШ (ОЦ) с. Челно-Вершины
Особенностью методической деятельности на современном этапе, по нашему убеждению, является удовлетворение актуальных профессиональных потребностей педагога и обеспечение условий для включения педагога в творческий поиск. В рамках работы по переходу на ФГОС ДО в нашем структурном подразделении была разработана система сопровождения профессиональной деятельности педагогов, которая представляет собой комплекс условий, направленных на повышение компетентности педагогов, изменение их профессиональной позиции, раскрытое творческих возможностей и совершенствование опыта практической деятельности в соответствии с новыми требованиями (см. Схема 1).
Система ориентирована на развитие у воспитателей и специалистов детского сада следующих педагогических умений:
- Исследовательских: умение оценить мероприятие воспитательного характера с позиции требований ФГОС (родительское собрание, массовое мероприятие, семинар и др.); изучать индивидуальные психологические особенности личности ребенка; провести анализ результативности воспитательно-образовательного процесса, методической работы и др. по итогам года или по отдельному направлению; умение провести самоанализ работы с позиции требований ФГОС.
- Проектировочных: умение разработать сценарий проведения воспитательного мероприятия и др. в соответствии с имеющимися проблемами, возрастными особенностями, современными требованиями в области воспитания в условиях перехода и реализации ФГОС; разработать план, программу деятельности на конкретный период времени в соответствии с целями и задачами воспитания и развития детей.
- Организаторских: умение применять в педагогической практике современные образовательные технологии; современные подходы к воспитательно-образовательной деятельности; умение включить детей в различные виды деятельности, соответствующие их психологическим особенностям и потребностям.
- Коммуникативных: умение строить и управлять взаимодействием со всеми участниками образовательных отношений.
- Конструктивных: умение отбирать оптимальные формы, методы и приемы воспитательной работы; соблюдать принципы (деятельностного подхода) реализации образовательного процесса.
Данные умения являются необходимой составляющей успешного выполнения требований к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования, одними из которых является психолого-педагогические условия:
1) Уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях.
2) Использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих возрастных и индивидуальных особенностей.
3) Построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития.
4) Поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей с друг другом в разных видах деятельности.
5) Поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности.
6) Возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения.
Схема 1
Модель сопровождения педагогов ДОО при переходе на ФГОС ДО в соответствии с требованиями к психолого-педагогическим условиям реализации ООП ДО
7) Защита детей от всех форм физического и психического насилия.
8) Поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении здоровья, вовлечение семей в непосредственно образовательную деятельность.
Основными формами работы с педагогами являются индивидуальные и коллективные (см. Схема 2).
Схема 2
Работа по методическому сопровождению педагогов ДОО
В ходе реализации системы сопровождения профессиональной деятельности педагогов в условиях перехода на ФГОС ДО достигнуто следующее:
1. Наблюдение за деятельностью педагогов позволило сделать вывод, что психолого-педагогическое условие «Уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях» выполняется воспитателями, но требуется внимание со стороны психологов к разъяснению важности данного показателя для создания благоприятной атмосферы в группе, где находятся дети (см. Таблица).
Таблица
Результаты по выполнению условия «Уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях»
№ | Показатели | Не свойственно воспитателю | Проявляется ситуативно | Характерная черта воспитателя |
1 | Воспитатель ласково, с улыбкой обращается к ребенку | - | 80 % | 20 % |
2 | Воспитатель внимателен к настроению, желаниям, достижениям детей | - | - | 100 % |
3 | Воспитатель поощряет самостоятельность детей | - | - | 100 % |
4 | Воспитатель приветствует высказывания детей о своих мыслях и чувствах | - | - | 100 % |
5 | Воспитатель словесно поощряет детей | - | - | 100 % |
6 | Порицания воспитателя относятся не к личности ребенка, а к его действиям | - | 100 % | - |
7 | При порицании дается образец действия | - | - | 100 % |
8 | Воспитатель отмечает достижения ребенка | - | - | 100 % |
2. В детском саду успешно внедряется технология личностно-ориентированного взаимодействия с дошкольниками. Взгляд на ребенка как на полноправного участника совместной деятельности создает условия для его личностного роста, развития творческой активности, снижения эмоциональной напряженности и конфликтности.
3. Для обеспечения эмоционального благополучия дошкольников в группах созданы зоны с игрушками, неярких цветов, которые не вызывают раздражение глаз, не действуют отрицательно на психику детей. Это уголки маленьких исследователей, которые находятся в доступном для детей месте, уголки эмоциональной разгрузки (уголок уединения), включающие в себя мягкие пуфики или диванчик, магнитофон с записями природы и спокойной музыки, озеленение, маленькие мягкие игрушки, приятные на ощупь. Педагоги используют эффективные и доступные методы развития у дошкольников эмоций: сюжетно-ролевые и подвижные игры, игровые упражнения, психогимнастика, применение театрализованной техники выразительных движений, разыгрывание этюдов, активное применение мимики и пантомимики.
4. Педагогами детского сада проводится работа по созданию для дошкольников ситуаций успеха – положительная оценка, похвала, создание условий для самостоятельности. Социометрия межличностных отношений в группах показала, что изолированных детей в ДОО нет.
5. В режиме дня выделено время для организации самостоятельной деятельности детей, поддержку спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового времени и пространства. В циклограммах календарных планов воспитательно-образовательной работы ежедневно планируется работа по созданию условий для организации детской самостоятельной деятельности, организации самостоятельных детских игр. В блоке непосредственной образовательной деятельности предусмотрены образовательные ситуации по самоопределению, по собственному замыслу в рамках заданной темы или вида детской деятельности.
6. Выбор форм и методов работы с детьми осуществляется в соответствии с возрастными особенностями детей. Основной формой непосредственно образовательной деятельности является совместная образовательная деятельность в форме игровых развивающих образовательных ситуаций. Они строятся на основе принципа интеграции детских видов деятельности, ведущим из которых является игра
7. В ДОО разработана программа мониторинга семей, позволяющая собрать полную информацию и использовать её в организации работы с родителями. При выборе форм сотрудничества учитывается социальный статус, педагогический опыт и образовательные запросы семьи. Просветительская работа отличается адресностью и учетом достижений и проблем ребенка.
8. Для повышения педагогической компетентности родителей в вопросах сохранения физического и психического здоровья дошкольников проводится работа по их обучению эффективными способами воспитания и развития детей, организуются совместные проекты, конкурсы, выставки поделок по результатам проживания тематических недель, групповые встречи. В ДОО и группах оформлены правовые уголки, регулярно на родительских встречах обсуждаются вопросы о правах детей, о поощрениях и наказаниях. В группах детского сада дети чувствуют себя эмоционально комфортно, защищено, со стороны взрослых.
9. С целью распространения педагогического опыта педагогами ДОО создана методическая база, включающая в себя конспекты образовательной деятельности, совместных мероприятий, мультимедийные игры, методические пособия, рекомендации, памятки по реализации образовательных областей.
К эффективности проводимой работы по сопровождению педагогов при переходе на ФГОС ДО в соответствии с требованиями к психолого-педагогическим условиям реализации ООП ДО можно отнести следующие показатели: проявление интереса и потребности в консультациях по вопросам реализации ФГОС ДО, работа по самообразованию, возникновение дискуссий по инициативе педагогов, появление размышлений о собственной педагогической деятельности, потребности в постоянный поиск новых форм и методов общения с детьми, родителями, ведение документации в соответствии с требованиями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическое сопровождение педагогов в условиях реализации ФГОС ДОО
Методическое сопровождение – это правильно организованные действия (процесс) по организации введения ФГОС в образовательном учреждении. Это – процесс, направленный на разрешение актуальных для педагог...
Методическое сопровождение педагогов в условиях введения ФГОС ДО
О повышение профессиональной компетенции педагогов в условиях введеия ФГОС ДО...
Опыт работы по методическому сопровождению педагогов в условиях реализации ФГОС ДО
Актуальной задачей педагогических работников ДОО с момента введения ФГОС ДО стал пересмотр приоритетов профессиональной деятельности и приведение ее в соответствие со Стандартом....
"Организационно – методические условия сопровождения профессиональной деятельности педагогов при переходе на ФГОС ДО с использованием технологий деятельностного подхода"
"Организационно – методические условия сопровождения профессиональной деятельности педагогов при переходе на ФГОС ДО с использованием технологий деятельностного подхода"...
Тьюторское сопровождение педагогов ДОУ в условиях ФГОС
В современном образовании при организации методической работы важно создать условия для становления таких жизненных установок личности, педагога как: способность к сотрудничеству и ответственном...
«Методическое сопровождение педагогов в условиях внедрения ФГОС ДО»
Методическое сопровождение педагогов в условиях ФГОС....
Программа методического сопровождения педагогов в условиях реализации ФГОС дошкольного образования «Школа педагогического мастерства»
Данная Программа способствует повышению не только профессионального мастерства, но и личностного роста каждого педагога, раскрытию его творческих возможностей, включает в себя следующие инноваци...