Структура занятий творческой мастерской «Умелые ручки»
статья на тему

Зимагулова Татьяна Михайловна

Сообщение для педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл struktura_zanyatiy_tvorcheskoy_masterskoy_umelye_ruchki.docx98.98 КБ

Предварительный просмотр:

Структура занятий творческой мастерской «Умелые ручки»

 «Мастерская» как форма организации совместной продуктивной партнерской деятельности взрослого и детей открывает возможности общения с взрослыми и сверстниками, раскрытия детской индивидуальности, предоставляет выбор содержания, способствует проявлению оригинальности мышления, освоению определенных правил, максимальное использование  навыков.

Занятия по ручному труду в мастерской «Умелые ручки» - уникальная возможность для этого, так как обеспечивает установление доброжелательных отношений; создание комфортных условий для творческой деятельности, общения со сверстниками; возможности самореализации дошкольников; объединение вокруг ребенка детского сообщества; возможность проявлять социальную мотивацию; способность адаптироваться в любой обстановке.

Приоритетными задачами в данном контексте являются: формирование самостоятельности, творческой активности;  формирование умений оценить свои возможности, стремление выполнить работу как можно лучше (прочнее, устойчивее, изящнее, аккуратнее); освоение различных способов разрешения конфликтных ситуаций, умений договариваться, соблюдать очерёдность, устанавливать новые контакты; развитие  самоконтроля и самооценки в процессе ручного труда; развитие умений эффективно взаимодействовать с другими детьми в процессе выполнения коллективных творческих работ; воспитывать положительные, доброжелательные отношения детей друг к другу.

Реализации данных задач способствуют: интегративный подход к организации интересной деятельности, обеспечивающего субъект-субъектное взаимодействие, формирование целостной картины мира у дошкольников; индивидуальный и дифференцированный подход к каждому воспитаннику; обеспечение свободы выбора и реализации замысла каждого; поощрение высказывания оригинальных идей; использование личного примера, творческого подхода к решению проблем.

Деятельность в творческой мастерской «Умелые ручки» построена таким образом, чтобы дети получили опыт взаимного общения друг с другом и взаимодействия в парах, подгруппах, группах, командах, чтобы всем было интересно, комфортно. Чтобы каждое занимательное дело увлекало, прибавляло уверенности, повышало самооценку.

Очень важно не только создать условия для организации продуктивной деятельности (подбор материала), но и занять правильную партнерскую позицию, способствующую развитию у ребенка активности, самостоятельности, умения принять решение, пробовать делать что-то, не боясь, что получится неправильно, вызывать стремление к достижению и создание эмоционального комфорта (Давайте сегодня... Кто хочет, устраивайтесь удобнее...  Кто хочет — присоединяйтесь...)

Занятия в творческой мастерской организуются 2 раза в неделю, в определенные дни и время. Это создает привычный распорядок жизни и настрой на предстоящую работу.  Для детей занятия обозначены как работа в мастерской в организованном пространстве, где целенаправленно созидаются вещи из разных материалов, красивые, интересные и нужные.

Деятельность кружка состоит из нескольких блоков:

– «Дары природы» (изготовление поделок из природного материала, соленого теста);

– «Из бумаги и картона» (изготовление поделок из бумаги и картона);

– «Не выбрасывай» (изготовление поделок из использованного материала);

– «Ниточка с иголочкой» (работа с тканью, бисером);

– «Есть идея!» (изготовление сувениров, подарков для родных и друзей).

Тематика и направление работы определяется темой недели.

Мастерская как форма организации предполагает создание условий: организацию общего рабочего пространства; возможность выбора цели из нескольких - по возможностям и интересам; открытый временной конец занимательного дела, позволяющий каждому действовать в индивидуальном темпе.

Прежде всего, организуется общее пространство для работы: несколько сдвинутых столов, необходимый материал, инструменты, образцы, чертежи. Дети устраиваются за столом, где кто захочет, от раза к разу выбирая себе соседей сам. Организованное таким образом пространство обеспечивает возможность каждому ребенку видеть действия других, непринужденно обсуждать цели, ход работы. Предлагаемая детям работа рассчитана  в пределах 25-30 мин., при этом учитывается некоторый резерв времени, чтобы каждый смог, не торопясь, включиться в работу, справиться с ней, действуя в собственном темпе. В связи с этим занятие предполагает открытый временной конец.

Деятельность в мастерской проходит по определенной структуре:

ритуал начала и окончания занятия (психогимнастические и игровые упражнения), например, дети передают друг другу мяч и рассказывают о своем настроении,

постановка проблемы (педагог сообщает о проблеме, создает ситуацию, побуждающую детей включиться в решение поставленной задачи, выдвигая различные идеи),

своевременный поиск путей решения проблемы, метод «Мозгового штурма», метод активизирует творческое мышление благодаря определенным правилам: можно высказывать любую идею – никто не назовет ее плохой, можно комбинировать, модифицировать, улучшать идеи других, чем невероятнее идея – тем лучше результат.

совместная работа в микрогруппах (индивидуальная, коллективная), творческие работы выполняются детьми самостоятельно, без помощи и контроля взрослого. Если после «мозгового штурма» ребенок чувствует, что еще не готов к самостоятельной работе, следует провести с ним индивидуальную дополнительную разминку.

Дети свободно выбирают рабочие места, перемещаются, чтобы взять тот или иной материал, инструмент. При организации деятельности в мастерской, подобрано определенное содержание, в котором учитывается с одной стороны развивающие задачи, с другой стороны - интересы детей. Для того чтобы удовлетворить потребность ребенка в созидании, ему предоставляется достаточная свобода для реализации его собственных потребностей. Задача воспитателя помочь ребенку сделать собственный выбор, спланировать свою деятельность, осознать важность работы.

Для того чтобы дети освоили навыки планирования взрослому необходимо внимательно выслушивать их ответы, стараться проникнуться их идеями, их логикой,  сознательно строить беседу с нерешительными детьми, используя наводящие вопросы: «Правильно ли ты понял, как надо соединять детали…», при этом комментировать их действия, но так, чтобы  ребенок выступал инициатором, а не исполнителем указаний.

Дети реализуют свои интересы в процессе ручного труда в основном самостоятельно, роль воспитателя – создать  условия для стимулирования ребенка в создании продукта деятельности.

Решению задач по данному направлению  способствуют  методы и приемы, направленные на коллективное взаимодействие и сотрудничество:

– использование мотивационного компонента при постановке задач («сделать подарок другу, лакомство для птиц»);

– формирование у детей способности распознать ситуацию сотрудничества, выбрать и принять такую позицию в социальных отношениях, которая отвечает его возможностям в данной деятельности (умение выслушивать и считаться с мнением других при изготовлении коллективных панно, коллажей);

–  игровые проблемные ситуации «поможем зайцу выбрать шубку для зимы», «поможем солнышку засветить» (реализуя данные ситуации,  воздействовать на чувство сострадания,  побуждать детей к сочувствию, сопереживанию при решении поставленной задачи);

 – ситуации морального выбора (когда осознание важнейших нравственных категорий постигается дошкольниками с опорой на конкретные действия в отношении сверстников: помощь в завершении начатой поделки и т.д.).

Суть этих методов в установлении доверительных отношений с детьми, стремление понять внутренний мир личности, встать на его позицию, вести с ним диалог в системе его ценностей, помочь словом и делом в трудных ситуациях.

В  работе творческой мастерской используются технологии  личностно-ориентированного обучения:   проблемные ситуации, «Как сделать бусы из муки? », «Можно ли рисовать без красок?»;  игровое обучение, с помощью которого формируется гибкое оригинальное мышление и осваиваются различные способы разрешения конфликтных ситуаций; внутригрупповая  дифференциация (распределение детей по группам с учетом интересов «давайте решим, кто будет  делать радугу, а кто солнце…»).

Одной из эффективных форм в  работе мастерской  является  метод проектов, основанный на сотрудничестве, активизирующий самостоятельную деятельность ребенка, обеспечивающий объединение и интеграцию разных видов деятельности.

Совместные проекты «Бусы расчудесные», «Под солнышком подсолнушки», «В гости к нам пришли матрешки», «Красавицу зеленую в лесах мы сохраним» позволили детям эффективно взаимодействовать друг с другом, повысить самооценку каждого ребенка, создать условия для совместной творческой деятельности  детей и родителей.

Для активизации творческой активности используются следующие приемы:

- Приемы ТРИЗ - технологии,  например, детям дается задание сделать аппликацию по фантазийным темам «Чудо-дерево», «Сказочное животное»;

- Игры-опыты  с фактурными отпечатками, опыты с бумагой.

- Творческие задания «Угощение для любимого животного», «Цветок дружбы».

Благодаря специально разработанным играм и упражнениям у детей формируются эмоционально мотивационные установки по отношению к себе, окружающим, сверстникам и взрослым людям («Подарок для ребенка, который заболел», «Сувенир для папы и мамы, у которого день рождения»). Дети усваивают социально-нравственные нормы, навыки, умения и опыт, необходимые для адекватного поведения в обществе, способствующие наилучшему развитию личности ребенка и подготовки его к жизни.

Процесс социализации дошкольников в творческой мастерской  является результативным, если осуществляется в соответствии с моделью, включающую цель, задачи, подходы, формы, методы, уровень развития социально-личностных качеств. Это проявляется во взаимодействии со сверстниками во время творческой деятельности, постепенно усложняющейся по своей структуре. У детей повышается самооценка, формируется ориентация на деятельность партнеров (деловое сотрудничество), представление о способах и нормах социального взаимодействия, приобретается определенный социальный статус.

D:\ДОКУМЕНТЫ С РАБОЧЕГО СТОЛА\ФОТОГРАФИИ ДЛЯ АЛЬБОМА ТВОРИМ И МАСТЕРИМ\P190412_16.37_[01].jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительская мастерская «Умелые ручки»,

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА  КРУЖКА «ЦВЕТИК - СЕМИЦВЕТИК»...

Родительская мастерская "Умелые ручки" (мастер-классы)

Родительская мастерская! (Мастер-классы)Родительская мастерская является один из видов группового взаимодействия с родителями воспитанников.Мастер-класс проводится для укрепления эмоционально-позитивн...

Рабочая программа творческой мастерской «Умелые ручки» для детей от 2-3 лет

Рабочая программа творческой мастерской "Умелые ручки" для детей от 2-3 лет...

Перспективное планирование творческой мастерской "Умелые ручки" в подготовительной группе на 2019-2020 г.г.

Данное  планирование является  составной  частью  системы образовательной  деятельности по  развитию  творчества  через  использование  нетрадиционных...

Творческая мастерская "Умелые ручки". Изготовление снежинок с детьми подготовительной группы.

Цель занятия - совершенствовать приемы работы с бумагой при создании новых форм новогодних поделок....

Творческая мастерская "Умелые ручки"

Творческая мастерская "Умелые ручки"  старшая группа...

Творческая мастерская "Умелые ручки»

План работы творческой мастерской Тема: «Умелые ручки»для детей подготовительной группы...