Социальное партнерство ДОУ и окружающего сообщества
консультация на тему
Тенденция современного дошкольного образования - это переход от ценностей обучения к ценностям развития. Качественная реализация образовательных программ ДОУ невозможна без социального партнерства. Развитие социальных связей детского сада с объектами города дает дополнительный импульс и для обогащения личности ребенка, совершенствует конструктивные взаимоотношения с родительской общественностью. Таким образом, современное дошкольное образовательное учреждение уже не может сегодня успешно реализовывать свою деятельность и развиваться без широкого сотрудничества с социумом на уровне социального партнерства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sotsialnoe_partnerstvo_dou_i_okruzhayushchego_soobshchestva.docx | 164.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Социальное партнерство ДОУ и окружающего сообщества
Современный детский сад - это социально-педагогическая система, взаимодействующая с немалым числом организаций, предприятий, учреждений. Социальное партнерство предполагает формирование единого информационного образовательного пространства; налаживание конструктивного взаимодействия между ДОУ и социальными партнерами.
Как и любое другое, наше дошкольное образовательное учреждение, является открытой социальной системой, способной реагировать на изменения внутренней и внешней среды. В установлении прочных связей с социумом мы видим один из путей повышения качества дошкольного образования, как главного направления дошкольного образования, от которого, на наш взгляд, в первую очередь зависит его качество. Мы считаем, что развитие социальных связей дошкольного образовательного учреждения с культурными и научными центрами дает дополнительный импульс для духовно- нравственного развития и обогащения личности ребенка, совершенствует конструктивные взаимоотношения с родителями, строящиеся на идее социального партнерства.
Одновременно этот процесс:
- способствует росту профессионального мастерства всех специалистов детского сада, работающих с детьми;
- поднимает статус учреждения;
- указывает на особую роль его социальных связей в развитии каждой личности и тех взрослых, которые входят в ближайшее окружение ребенка.
В конечном итоге это и ведёт к повышению качества дошкольного образования.
Предметом взаимодействия и сотрудничества является ребенок, его интересы, заботы о том, чтобы каждое педагогическое воздействие, оказанное на него, было грамотным, профессиональным безопасным. Взаимоотношения мы стараемся строить с учетом интересов детей, родителей и педагогов.
Опыт работы нашего ДОУ с учреждениями социума показал, что активная позиция дошкольного учреждения влияет на личную позицию педагогов, детей, родителей, делает учебно-воспитательный процесс более эффективным, открытым и полным. В этом учебном году одной из годовых задач была следующая: «Формирование гражданственности и патриотизма в условиях социокультурной среды города Балашова».
На основе многолетней практики сотрудничества детского сада со школами ближайшего окружения и другими социальными объектами разработана определенная дидактическая последовательность ознакомления дошкольников с социумом, что послужило основой для примерного содержания этой работы, которое представлено ниже.
В рамках этого творческой группой была разработана «Целевая программа взаимодействия ДОУ с учреждениями социума», которая представляет конкретный вариант вовлечения дошкольного учреждения в систему социального партнерства.
Цель программы: использовать возможность социума микрорайона ДОУ для создания единой воспитательной системы.
Задачи:
- Отработать механизм взаимодействия с социальными институтами образования, культуры, спорта и медицины.
- Формировать способность адекватно ориентироваться в доступном социальном окружении.
- Развивать коммуникативные способности, доброжелательность к окружающим, готовность к сотрудничеству и самореализации.
- Стимулировать развитие активной гражданской позиции сопричастности к судьбе детского сада, микрорайона, малой родины.
- Обеспечение психоэмоционального благополучия и здоровья участников образовательного процесса, использование навыков социального партнерства для личностно-гармоничного развития.
Разрабатывая план мероприятий по взаимодействию мы ориентировались на задачи образовательной программы нашего детского сада: полноценное развитие ребенка, создание равных условий воспитания и благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства; сохранение и укрепление здоровья воспитанников; формирование основ базовой культуры личности, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность; развитие способностей и компетенций в различных областях.
Четко спланированное и грамотно организованное взаимодействие детского сада с социальными партнерами создает условия для расширения кругозора дошкольников, т.к. исчезает территориальная ограниченность ДОУ. Дети посещают музеи, библиотеки, в которых кроме экскурсий, работники проводят занятия. Посещение культурных мест формирует у детей навыки общения со взрослыми, обогащает представления детей с разнообразными профессиями; воспитывает уважение к труду взрослых, развивает любознательность.
Рассмотрим технологию взаимодействия ДОУ с социальным партнером:
1 этап – выбор партнера.
Цель этапа: осуществление выбора социального партнера для решения педагогической проблемы.
Основные действия: провести анализ социального окружения детского сада; принять решение о необходимости взаимодействия с конкретным социальным партнером; проинформировать социального партнера о желании детского сада осуществлять сотрудничество; получить согласие (несогласие) социального партнера на взаимодействие; заключить договор о сотрудничестве.
2 этап – планирование совместных действий.
Цель этапа: разработка плана совместных действий, необходимых для решения выделенной педагогической проблемы.
Основные действия: провести переговоры с социальным партнером, в ходе которых необходимо обозначить: цель взаимодействия, сроки сотрудничества (месяц, полгода, год), разработать план совместных действий по решению обозначенной проблемы; согласовать разработанный план.
3 этап – реализация сотрудничества.
Цель этапа: осуществление взаимодействия в рамках запланированной совместной работы.
Основные действия: провести запланированные мероприятия, акции, иные формы сотрудничества; осуществить необходимое взаимодействие представителей детского сада и социального партнера в ходе подготовки мероприятий.
4 этап – анализ результативности сотрудничества.
Цель этапа: определение результативности совместной работы и степени разрешения обозначенной проблемы.
Основные действия: провести оценку результативности взаимодействия; определить сильные стороны сотрудничества, трудности и проблемы, возникающие в ходе совместной работы; совместно обсудить полученные результаты; принять решение о дальнейшем сотрудничестве.
Система реализации программы
Блок I Взаимодействие с медицинскими и спортивными учреждениями
Цель блока:
Создание единого образовательно-оздоровительного пространства ДОУ с медицинскими и спортивными учреждениями микрорайона.
Взаимодействие с учреждениями здравоохранения
Родители
Педагоги
Медсестра, Врач педиатр
Задачи:
- Для эффективной организации профилактики и оздоровительной работы объединить усилия сотрудников, родителей и медицинского учреждения.
- За счет внедрения здоровьесберегающих технологий повысить функциональные и адаптационные возможности организма детей.
- Способствовать осознанному пониманию и отношению к своему здоровью всех участников образовательного процесса.
Основные направления
- Оздоровительное;
- Валеологическое, санитарно-просветительское;
- Физическое;
- Психоэмоциональное благополучие.
Поскольку о качестве дошкольного образования можно говорить только тогда, когда в нем присутствуют здоровьесберегающая и здоровьеукрепляющая составляющие, одной из задач педагогического коллектива является налаживание тесного сотрудничества детского сада с детской поликлиникой. Построено четкое взаимодействие этих институтов детства: с одной стороны, врач-педиатр, информирует родителей и педагогов о необходимости оказания помощи детям, с другой - медсестра детского сада, учитель-логопед активно включаются в деятельность поликлиники.
Медицинский персонал контролирует физическую нагрузку на занятиях, которая варьируется в соответствии с состоянием здоровья и темпом физического развития ребенка на основе медицинских показаний и наблюдений за самочувствием. В картах развития прослеживается физическое и психическое состояние ребенка с момента поступления в детский сад до выпуска в школу: антропометрия, динамика заболеваемости, переход из одной группы здоровья в другую, данные осмотра врачами и педагогами-специалистами.
Реализация основных направлений сотрудничества.
Направления | Мероприятия | Дата | Ответственные |
- Пропаганда здорового образа жизни; - Проведение профилактических мероприятий; - Пропаганда передового опыта по оздоровлению детей. | Выпуск газет, поведение лекций, семинаров по вопросам оздоровления детей. Выполнение плана оздоровительных мероприятий. Поведение родительских собраний, презентаций, выпуск сан. листков семейного и общественного опыта эффективных подходов в оздоровлении детей. | сентябрь – май в теч. года в течение года | Заведующий, зам. заведующего, воспитатели, ст. м/с, врач Заведующий, медперсонал д/с и поликлиники Зам. заведующего, ст. м/с, врач |
- Формирование валеологической культуры участников образовательного процесса | Поведение групповых и общих родительских собраний, лекций, консультаций, открытых НОД, круглых столов | В течение года | Заведующий, медперсонал д/с и поликлиники |
- Развитие физических качеств и обеспечение нормального уровня физической подготовленности в соответствии с возможностями и состоянием здоровья ребенка; - Повышение резистентности организма при использовании закаливающих процедур и природных факторов. | Проведение совместных физкультурных занятий, праздников, досугов, олимпиад. Изготовление физкультурного оборудования. Составление плана зака-ливающих мероприятий. Выступления на родительских собраниях | В течение года сентябрь – ноябрь сентябрь октябрь январь апрель | Инструктор по ф/к, воспитатели, родители. Инструктор по ф/к, воспитатели, родители. Зам. заведующего, ст. м/с, врач Зам. заведующего, воспитатели, ст. м/с, врач |
- создание условий для организации психопрофилактической поддержки детей раннего возраста; - формирование навыков положительного общения со сверстниками, взрослыми; - осуществление психологи-ческой адаптации и интеграции в социокультурное пространство микрорайона. | Патронаж детей раннего возраста, родительские собрания, анкетирование, консультации. Проведение лекций, семинаров, тренингов, проведение Дней здоровья Экскурсии, игровые занятия, спектакли.
| апрель - май, июнь – август в течение года в течение года | Зам. заведующего, воспитатели мл. гр. , ст. м/с. Психолог д/с Зам. заведующего, воспитатели, ст. м/с |
Предполагаемые результаты:
- снижение уровня заболеваемости;
- овладение участниками образовательного процесса навыками самооздоровления, здорового образа жизни;
- достижение непрерывного процесса оздоровления ребенка в семье и ДОУ.
Взаимодействие с учреждениями спорта
МАДОУ Детский сад «Ивушка»
« Ивушка»
Педагоги
Родители
Задачи:
1.Объединить усилия педагогов детского сада, родителей и педагогов дополнительного образования для эффективной организации физкультурно-оздоровительной работы в системе «ребенок-педагог-родитель».
2. Создать условия для гармоничного физического развития детей, совершенствование индивидуальных способностей и самостоятельности.
3. Формировать позитивное отношение участников образовательного процесса к занятиям физкультурой и спортом.
4. Повышение квалификации педагогов и уровня знания родителей в области формирования и укрепления здоровья детей, ведение ЗОЖ всех участников образовательного процесса посредством педагогического взаимодействия.
Основные направления:
- Физкультурно – оздоровительные;
- Личностно – ориентированные;
- Мотивационное;
- Физкультурно – просветительское.
Тесная связь с детской спортивной школой способствует не только развитию и популяризации детского спорта, но и повышению уровня интеллекта воспитанников детского сада, которые принимают активное участие в спортивных состязаниях и занимают призовые места. Цыплаков Кирилл и Ипполитова Эвелина, воспитанники подготовительной к школе группы «»Радуга» , Неменко Василиса, воспитанница логопедической группы «Капелька»
Реализация основных направлений сотрудничества.
Направления | Мероприятия | Дата | Ответственные |
- формировать у ребенка потребности в физическом самосовершенствовании, желания активно и самостоятельно участвовать в разных видах двигательной деятельности, использовать разнообразное пособие и оборудование; - формирование осознанного отношения к своему здоровью и физическому развитию. | Утренняя гимнастика на улице (в теплое время года), физкультурные занятия с эле-ментами спортивных игр, целевые прогулки в ДЮСШ Проведение «Дня здоровья», организация спортивных игр на прогулке. | В течение года В течение года | Инструктор по ф/к, воспитатели, родители, педагог – тренер. Зам. Заведующего, инструктор по ф/к, воспитатели, родители. |
- формировать у ребенка потребности в физическом самосовершенствовании, желания активно и самостоятельно участвовать в разных видах двигательной деятельности, использовать разнообразное пособие и оборудование; - формирование осознанного отношения к своему здоровью и физическому развитию. | Утренняя гимнастика на улице (в теплое время года), физкультурные занятия с элементами спортивных игр, целевые прогулки в ДЮСШ Проведение «Дня здоровья», организация спортивных игр на прогулке. | В течение года В течение года | Инструктор по ф/к, воспитатели, родители, педагог – тренер. Зам. Заведующего, инструктор по ф/к, воспитатели, родители. |
- индивидуализация форм физического воспитания, основанных на уровне развития функциональных возможностей и состояния здоровья ребенка; - стимулирование индивидуальных возможностей каждого дошкольника. | Создание в группе условий для самостоятельной двигательной деятельности в группе и на участке, участие в городских и краевых спортивных соревнованиях, оформление стенда «Спортивный калейдоскоп». | В течение года | Зам. заведующего, инструктор по ф/к, воспитатели, родители, педагог – тренер. |
- формирование положительной мотивации к занятиям физкультурой и спортом; - повышение интереса к здоровому образу жизни. | Открытые занятия, беседы, анкетирование. Домашние задания, совместные досуги, посещение спортивных соревнований. | Сентябрь – май; Сентябрь – май; | Зам. заведующего, Инструктор по ф/к, воспитатели, родители, педагог тренер. |
- пропаганда ЗОЖ среди участников образовательного процесса; | Организация прогулок-походов, спортивных праздников, соревнований; «Круглые столы», тренинги деловые игры. | В течение года | Зам. заведующего, Инструктор по ф/к, воспитатели, родители, педагог тренер |
Предполагаемые результаты:
- положительная мотивация к здоровому образу жизни и культуре здоровья всех участников образовательного процесса: активный совместный отдых, посещение кружков, секций оздоровительного направления, присутствие на спортивных соревнованиях;
- рост профессионального уровня воспитателя, педагогической компетенции родителей, использование полученных знаний в физкультурно-оздоровительной работе с детьми;
- повышения уровня физической подготовленности детей к обучению в школе.
Блок II Взаимодействие с учреждениями культуры.
Цель блока: Формирование целостной социокультурной системы взаимодейст-вия ДОУ с учреждениями культуры
Родители
Педагоги
Задачи блока:
- Расширять творческое взаимодействие ДОУ с учреждениями культуры для создания единой социокультурной педагогической системы.
- Осуществлять интегрированный подход к эстетическому воспитанию и формированию художественно-творческих способностей в системе «ребенок-педагог-родитель».
- Способствовать развитию духовно-нравственной культуры участников образовательного процесса.
Основные направления:
- эстетическое;
- духовно-нравственное;
- художественно-творческое;
- культурно-просветительское.
Для создания у ребенка целостного представления об окружающем мире, развития познавательной мотивации, освоения им общечеловеческих ценностей, формирования базиса личностной культуры мы установили тесные связи с центральной детской библиотекой. ДШИ №1, Балашовским драматическим театром, театром-студией 10 королевство, кино-театром «Победа», Балашовским краеведческим музеем.
Остановлюсь немного на взаимодействии с каждым из этих учреждений.
Центральная детская библиотека
Цель: создать единую систему работы по приобщению ребенка к книге, воспитанию будущего читателя.
Данное учреждение в своем пространстве совмещает различные временные связи, нравственные, художественные и эстетические ценности. Тесное взаимодействие работников библиотеки и воспитателей дошкольного учреждения позволяет добиться эффективного педагогического результата. Формирование духовной культуры личности всегда осуществляется через чтение. В наше непростое время детское чтение как никогда нуждается в поддержке. Детский сад и центральная детская библиотека уделяют большое внимание работе с семьей, семейному чтению. Уже не один год дети под руководством педагогов регулярно посещают городскую детскую библиотеку. Привить ребенку любовь к чтению – в этом видят свою основную цель сотрудники детской библиотеки. Педагогами и работниками библиотеки разработан совместный план работы. По совету педагогов многие родители записались с детьми в библиотеку и регулярно ее посещают.
Совместно с библиотекой были проведены проекты: «В гостях у сказки» (посвященный творчеству П.П.Ершова, где воспитанники детского сада «Ивушка» и «Ласточка» провели викторину по его сказке «Конек Горбунок». Воспитанники детского сада «Ивушка» получили диплом за 1 место. Также была проведена викторина по творчеству А.С.Пушкина. Где наши воспитанники и воспитанники детского сада «Ласточка» провели драматизацию отрывка из его «Сказки о попе и работнике его Балде». За это ребята также получили грамоты. Положительное влияние на приобщение детей к книге оказали творческие конкурсы: выставки рисунков, поделок на темы художественных литературных произведений. В 2014 году 5 семей приняло участие в районном этапе регионального конкурса «Детский сад-читайка!». За участие в данном этапе был получен диплом.
Задачи художественно-эстетического воспитания дошкольников успешно решаются в процессе приобщения детей к театральной и музыкальной культуре, развития представлений о различных жанрах искусства. Детская музыкальная школа - это особый мир, где ребенок познает сущность добра и зла, но и приобщается к большому искусству. Педагоги и учащиеся музыкальной школы проводят огромную творческую работу со своими маленькими зрителями, привлекая их к участию в различных театрализованных представлениях, концертах, создавая для них настоящий праздник. Стало традицией организация концертов учащимися ДШИ №1 перед воспитанниками детского сада. И радует то, что среди учащихся ДШИ №1, пришедших с концертом, много бывших воспитанников детского сада. В свою очередь воспитанники детского сада принимают участие в проводимых творческих конкурсах на базе ДШИ, таких как «Радуга», «Пламя», где занимают призовые места.
Балашовский краеведческий музей
Тесная и давняя связь у нас и с Балашовским краеведческим музеем, где воспитанникам старшего дошкольного возраста сотрудники музея организовывают экскурсии в отделах археологии, истории, природы и других отделах. Проводят с детьми различные конкурсы и викторины с учетом лексических тем, реализуемых в ДОУ. В октябре 2015 года на базе музея, совместно с воспитанниками МБДОУ «Пчелка» был проведен конкурс «Мой любимый Балашов», посвященный 235-летию города. Ребята соревновались в знании достопримечательностей города, рассказывали легенды о Хопре и создании города Балашова, показали знания о растительном и животном мире родного края, читали стихи о родном городе. С перевесом в 1 балл победителями стали воспитанники нашего детского сада.
Балашовский драматический театр.
Налажен тесный контакт и с нашим драматическим театром. Ребята не только с удовольствием посещают детские спектакли, но и радушно принимают у себя артистов театра со спектаклями. Также у нас тесное сотрудничество и с театром – студией 10 королевство, где воспитанники смотрят тематические спектакли, участвуют в различных акциях, конкурсах и викторинах проводимых сотрудниками студии. В прошлом году, в рамках празднования 70-летия Победы, Зенкина Полина принимала участие в областном конкурсе «Благородное сердце», где заняла второе место в номинации «Декламация».
«Киновидеоцентр» (кинотеатр Победа)
В течение года воспитанники посещают кинотеатр Победа с целью просмотра мультфильмов и детских фильмов. Ежегодно, в день защиты детей, с воспитанниками проводятся различные викторины сотрудниками Киновидеоцентра, разыгрываются различные призы.
Реализация основных направлений сотрудничества
Направления | Мероприятия | Дата | Ответственные |
- создание эстетичной предметно-развивающей среды; - формирование эстетической культуры личности; - ознакомление с произведениями искусства отечественной и мировой культуры. | Приобретение, формирование необходимых компонентов эстетической развивающей среды. Использовать нетрадиционные формы работы в проведении занятий, досуговой, творческой деятельности и др. Экскурсии, тематические занятия, выставки, участие в конкурсах и выставках, тематические встречи, вечера | В течение года | Заведующий, завхоз, педагоги, родители. Педагоги ДОУ, специалисты учреждений культуры, зам. заведующего, родители |
- формирование коллектива единомышленников на принципах духовности и нравственности; - создание нравственно-эстетического климата в д/с и семье. | Семинары-практикумы, творческие объединения, деловые игры, презентации, мастер – класс. Анкетирование, круглые столы, День открытых дверей, совместные выставки, спектакли, ярмарки | В течение года В течение года | Заведующий, педагоги ДОУ, специалисты учреждения культуры, зам. заведующего , родители. Заведующий, зам. заведующего, специалисты учреждений культуры |
- развивать творческие способности в различных видах искусства; - реализация возможностей сотворчества детей, педагогов, родителей; - осуществлять интегрированный подход в формировании художественно-творческих способностей. | Тематические занятия, занятия экскурсии, продуктивные виды деятельности, сюжетно – ролевые игры, дидактические игры; посещение выставок, концертов. Совместные спектакли, концерты, ярмарки, выставки, участие в конкурсах. Интегрированные занятия, занятия – экскурсии, тематические занятия, участие и посещение выставок, концертов. | Сентябрь - май Сентябрь – май Сентябрь – май | Зам. заведующего, педагоги, специалисты учреждения культуры, родители. Зам. заведующего, педагоги, специалисты учреждения культуры, родители |
Предполагаемые результаты:
- создание культурно - педагогической системы взаимодействия ДОУ с учреждениями культуры микрорайона;
- эстетическая развивающая среда, способствующая гармоничному развитию участников образовательного процесса;
- коллектив единомышленников, грамотно реализующий современные
подходы в художественно – эстетическом воспитании детей;
- вхождение ребенка в социокультурное пространство города, обеспечивающие его всестороннее развитие и дальнейшего успешного обучения в школе;
- повышение художественно – эстетической культуры участников образовательного процесса.
Блок III Взаимодействие с учреждениями образования.
Цель блока: Создание преемственности в организации образовательной системы ДОУ с учреждениями образования. Выработка общих подходов к оценке готовности ребенка к школе с позиции самоценности дошкольного возраста.
Педагоги
школы
Педагоги ДОУ
Родители
Задачи блока:
- Установление партнерских взаимоотношений детского сада и школы.
- Создание преемственности образовательных систем, способствующих позитивному отношению дошкольников к своей будущей социальной роли – ученик.
- Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов и
педагогической культуры родителей в подготовке детей к школе, посредством педагогического взаимодействия.
Основные направления:
- информационное;
- методическое;
- практическое.
Работа направлена на обеспечение системы непрерывного образования с учетом возрастных особенностей дошкольников и первоклассников. Составляются планы совместных мероприятий на каждый учебный год. В течение года проводится эффективная работа, которая приводит к плавной адаптации выпускников ДОУ к школьному обучению. Учителя начальной школы выступают на родительских собраниях, дают свои рекомендации родителям о том, как лучше подготовить ребенка к школе. Проводятся совместные спортивные досуги (эстафеты, состязания).
Реализация основных направлений сотрудничества.
Направления | Мероприятия | Дата | Ответственные |
- взаимное ознакомление с возрастными особенностями детей дошкольного и младшего школьного возраста; - выявление педагогической культуры родителей; | Совместные педсоветы, семинары – практикумы, круглые столы, взаимопосещения; анкетирование, опрос, беседа. | В течение года Сентябрь | Зам. заведующего, завуч начальной школы. Педагоги д/с, школы. |
- формирование общих подходов в организации учебно-воспитательной работы со старшими дошкольниками; | Изучение развивающей среды; открытые НОД, уроки, семинары – практикумы, совещания. | В течение года | Зам. заведующего, завуч начальной школы, педагоги д/с, школы. |
- организация преемственного взаимодействия с воспитанниками: - повышение уровня педагогической культуры родителей. | Беседы, наблюдения, посещение занятий, праздников, изучение продуктов практической деятельности: Родительские собрания, консультации, беседы, открытые занятия, семинары, экскурсии в школу. | Сентябрь – май В течение года | Зам. заведующего, завуч начальной школы, педагоги школы. Зам. заведующего, завуч начальной школы, педагоги д/с, школы. |
Предполагаемые результаты:
- создание партнерского взаимодействия в системе «Школа – ДОУ – Семья» в подготовке детей к обучению в школе;
- устойчивое положительное отношение дошкольников к школе, легкая адаптация к школьной среде;
- повышение уровня педагогической культуры родителей;
- повышение уровня профессиональной компетентности педагогов.
Блок IV Взаимодействие с учреждениями дополнительного образования.
Цель блока:
Объединить усилия ДОУ с учреждениями дополнительного образования для социокультурной самореализации участников образовательного процесса.
МАДОУ Детский сад
«Ивушка»
«Ивушка»
Педагоги
Центр детского творчества
Задачи:
- Способствовать созданию образовательной системы ДОУ с учреждениями дополнительного образования для развития творческого потенциала и познавательной активности участников образовательного процесса.
- Создание условий для самореализации личности ее интеграции в социокультурную систему города.
- Совершенствование форм взаимодействия с учреждениями дополнительно образования для расширения социально – образовательной системы ДОУ.
Основные направления:
- естественно – научное;
- художественно - литературное;
- прикладное;
- информационно – педагогическое.
Второй год воспитанники нашего детского сада посещают кружок «Зернышки», руководителем которого является Исайкина Валентина Леонидовна. Этот коллектив принимает активное участие во всех проводимых фольклорных соревнованиях и занимает призовые места.
Реализация основных направлений
Направления | Мероприятия | Дата | Ответственные |
- расширение кругозора детей приобщение их к новым способам формирования познавательной сферы; - формирование познавательного, бережного и созидательного отношения к миру. | Проекты, интегрированные занятия, занятия – экскурсии, сюжетно – ролевые, дидактические игры, участие в выставках и конкурсах; Экскурсии, турпоходы, совместные праздники, развлечения | В течение года | Зам. заведующего, педагоги ДОУ и ЦДТ, родители. |
2. Художественно – литературное: - приобщение к словесному искусству, ориентация на собственное словесное творчество; - личностно – ориентированный подход в развитии литературного творчества | Занятия, экскурсии, продуктивная деятельность, сюжетно – ролевые игры, спектакли, концерты, | В течение года | Зам. заведующего, педагоги ДОУ и ЦДТ, родители. |
- стимулировать заинтересованность детей в изготовлении поделок из разных материалов; | Занятия, продуктивная деятельность, сюжетно – ролевые игры, выставки, конкурсы, проекты. | В течение года | Зам. заведующего, педагоги ДОУ и ЦДТ, родители. |
- пропаганда педагогических возможностей дополнительного образования. | Выпуск газеты, родительские встречи, конкурсы, выставки, участие в конкурсах проектах. | В течение года | Зам. заведующего, педагоги ДОУ и ЦДТ, родители. |
Предполагаемый результат:
- создание единого образовательного пространства ДОУ с учреждениями дополнительного образования для развития интеллектуально – творческого потенциала участников образовательного процесса;
- положительная мотивация к личностному развитию, творческой активности в системе « ребенок – педагог - родитель»;
- освоение новых форм сотрудничества способствующих развитию социального партнерства ДОУ и учреждений дополнительного образования.
Предполагаемый результат по реализации целевой программы взаимодействия ДОУ с социальными партнерами.
- Создание системы взаимодействия ДОУ с учреждениями социума микрорайона на основе договоров и совместных планов.
- Повышение общекультурного уровня, формирование позитивной самооценки, коммуникативных, творческих навыков, личностных качеств детей, родителей, педагогов.
- Рост психоэмоционального благополучия и здоровья участников образовательного процесса, основанных на творческом взаимодействии с социальными институтами.
- Структура управления ДОУ, обеспечивающая координацию взаимодействия с социальными институтами, использование социокультурного потенциала социума микрорайона в создании единой воспитательной системы.
Система отслеживания результатов
Критерии оценки | Субъекты оценки | Периодичность оценки | Методы оценки |
1.Создание правовой базы сотрудничества | Администрация | Раз в год – итоговый | Заключение договоров, анализ планов. |
2. Организационно- педагогические условия успешной работы | Творческая группа, самооценка | Текущий – раз в полугодие | Анализ среды, наблюдение. |
3. Создание структуры взаимодействия учреждений социума | Администрация, творческая группа, самооценка | Текущий – раз в полгода | Анализ планов, наблюдение, опросы |
4. Освоение новых форм социального партнерства | Творческая группа, самооценка | Текущий – раз в полугодие | Самодиагностика, наблюдение, анкетирование |
5. Снижение уровня заболеваемости детей | Творческая группа, самооценка | Текущий – раз в полугодие | Диагностика, анализ планов, наблюдение |
6. Адекватная ориентировка детей, родителей, педагогов в социокультурном пространстве микрорайона | Творческая группа, администрация, самооценка | Текущий – раз в полугодие Итоговый – раз в год | Анализ планов, опросы, наблюдения, беседы |
7. Рост психоэмоционального благополучия участников образовательного пространства | Администрация, психолог | Текущий – раз в полугодие Итоговый – раз в год | Тестирование, диагностика, наблюдения, беседы |
8. Рост профессиональной компетенции педагогов | Оценка равного равным, самоанализ, администрация | Текущий раз в пол года | Анализ планов, наблюдение, отчеты по самообразованию |
9. Участие родителей в образовательном процессе | Творческая группа, администрация | Текущий – раз в полугодие | Анкетирование, беседы, наблюдение, анализ планов |
10. Обеспечение личностного развития участников образовательного процесса на принципах индивидуализации и дифференциации | Творческая группа, администрация | Текущий – раз в год | Наблюдения, беседы, диагностика |
Механизм реализации
- Конструирование социально-культурной образовательной среды для исследовательской, созидательной, познавательной деятельности;
- Социально-просветительская деятельность среди родительской общественности.
- Приобретение теоретических и практических навыков сотрудничества, освоение педагогами социально-педагогического пространства
Существенным признаком качества современного дошкольного образования является и налаживание взаимодействия с семьями воспитанников, включение родителей в учебно-воспитательный процесс как равноправных и равноответственных партнеров, формирование у них чувства понимания важности и необходимости их роли в жизни ребенка и изменение их завышенных ожиданий от детей и детского сада.
Объединение усилий детского сада и родителей в процессе воспитания детей составляет непростую задачу, решение которой заключается в создании особой формы общения "доверительный деловой контакт".
Организуя взаимодействие педагогов и родителей, детскому саду необходимо найти ответы на вопросы: «Как заинтересовать родителей в сотрудничестве с детским садом?», «Какие формы взаимодействия необходимо разработать?».
Перед нами стоит цель – создание, в рамках социального партнерства с родителями, открытого дошкольного учреждения, обеспечивающего субъектно - субъектные взаимодействия участников образовательных отношений.
Поставленная цель решается через задачи:
- создать условия для реализации права семьи и детей на защиту и помощь со стороны общества;
- содействовать семье в формировании и развитии социальных навыков у детей;
- формировать у родителей представления о социальном партнерстве;
- укреплять психологическое здоровье детей и родителей;
- повышать уровень психического благополучия родителей и детей;
- создать условия в коллективе ДОУ по организации взаимодействия с семьей;
- разработать принципиально новые формы работы с родителями (построенных на принципе субъектно-субъектного взаимодействия ( главное сотрудничество, а не наставничество))
- организовать мероприятия по вовлечению родителей в деятельность ДОУ, как полноправных участников образовательного процесса.
Детский сад работает в тесном контакте с Советом родителей.
Педагогический коллектив активно изучает формы взаимодействия с семьями воспитанников, которые позволяют достигнуть реального сотрудничества. В планировании работы мы учитываем не только уровень знаний и умений семейного воспитания самих педагогов, но и уровень педагогической
культуры семей, а также социальный запрос родителей (интересы, нужды, потребности).
Педагоги регулярно проводят социологический анализ контингента семей воспитанников и их родителей, что помогает установлению согласованности действий, единства требований к детям, организации разных видов детской деятельности.
Повышению активности участия родителей в жизни детского сада, осознанию ими доминирующей роли семейного воспитания и роли ДОУ как "помощника" семьи в развитии и воспитании детей способствует открытость учреждения для родителей, стремление педагогического коллектива к диалогу. Родители с каждым годом активнее принимают участие в жизни дошкольного учреждения( в организации театральных постановок, гостиных, концертов, прогулок, экскурсий; к участию в «Творческих неделях», детской исследовательской и проектной деятельности, в развлечениях, праздниках и соревнованиях) , в укреплении и расширении материально-технической базы.
Педагоги детского сада, наряду с традиционными формами работы (родительские собрания, конференции, консультации, наглядная пропаганда, посещения на дому, анкетирование) проводят и инновационные формы работы ( семинары для родителей, групповые тренинги, творческие недели, посиделки).
Таким образом, современное дошкольное образовательное учреждение не может сегодня успешно реализовывать свою деятельность и развиваться без широкого сотрудничества с социумом на уровне социального партнерства, если оно заинтересовано:
- в разрушении привычного стереотипа и общественного мнения о работе дошкольного учреждения только с семьями своих воспитанников;
- в развитии позитивного общественного мнения о своем учреждении; в повышении спроса на образовательные услуги для детей и обеспечении их доступности для максимального количества семей;
- в улучшении подготовки детей к более легкой адаптации в новой социальной среде.
- в творческом саморазвитии участников образовательного процесса.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Социальное партнерство - залог успеха социальной реабилитации ребенка с ограниченными возможностями здоровья
Статья основана на опыте работы воспитателя в реабилитационном центре....
СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО ДОУ И ОКРУЖАЮЩЕГО СООБЩЕСТВА.
Качественная реализация образовательной программы ДОУ невозможна без социального партнерства, поскольку именно налаженное, последовательное и системное сотрудничество с объектами социального окружения...
Проект по организации социального партнерства : «Социально – сетевое взаимодействие как фактор повышения качества образования дошкольников»
Настоящий Проект «Социально – сетевое взаимодействие как фактор повышения качества образования дошкольников» отражает работу МБДОУ «Детский сад №14 г.Красноармейска» по организации социальн...
"Социальное партнерство ДОУ и окружающего сообщества"
Термин "социальное партнерство" в образовании появился сравнительно недавно. Одной из сторон этого партнерства является работа с родителями воспитанников ДОУ. Необходимость такого содружества де...
Приобщение к социально – культурным ценностям средствами социального партнерства
консультация, подготовленная к педсовету МКДОУ ЦРР - д/с № 21 г. Россоши...
Авторская статья. Социальное партнерство как условие успешного развития и формирования социальных навыков у детей дошкольного возраста
Социальное партнерство как условие успешного развития и формирования социальных навыков у детей дошкольного возраста ...