Социальное партнерство ДОУ и окружающего сообщества
консультация на тему

Надос Ирина Александровна

Тенденция современного дошкольного образования - это переход от ценностей обучения к ценностям развития. Качественная реализация образовательных программ ДОУ невозможна без социального партнерства. Развитие социальных связей детского сада с объектами города дает дополнительный импульс и для обогащения личности ребенка, совершенствует конструктивные взаимоотношения с родительской общественностью. Таким образом, современное дошкольное образовательное учреждение уже не может сегодня успешно реализовывать свою деятельность и развиваться без широкого сотрудничества с социумом на уровне социального партнерства.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Социальное партнерство ДОУ и окружающего сообщества

      Современный детский сад - это социально-педагогическая система, взаимодействующая с немалым числом организаций, предприятий, учреждений. Социальное партнерство предполагает формирование единого информационного образовательного пространства; налаживание конструктивного взаимодействия между ДОУ и социальными партнерами.

     Как и любое другое, наше дошкольное образовательное учреждение,  является открытой социальной системой, способной реагировать на изменения внутренней и внешней среды. В установлении прочных связей с социумом мы видим один из путей повышения качества дошкольного образования, как главного направления дошкольного образования, от которого, на наш взгляд, в первую очередь зависит его качество. Мы считаем, что развитие социальных связей дошкольного образовательного учреждения с культурными и научными центрами дает дополнительный импульс для духовно- нравственного развития и обогащения личности ребенка, совершенствует конструктивные взаимоотношения с родителями, строящиеся на идее социального партнерства.

Одновременно этот процесс:

- способствует росту профессионального мастерства всех специалистов детского сада, работающих с детьми;

- поднимает статус учреждения;

- указывает на особую роль его социальных связей в развитии каждой личности и тех взрослых, которые входят в ближайшее окружение ребенка.

       В конечном итоге это и ведёт к повышению качества дошкольного образования.

       Предметом взаимодействия и сотрудничества является ребенок, его интересы, заботы о том, чтобы каждое педагогическое воздействие, оказанное на него, было грамотным, профессиональным безопасным. Взаимоотношения мы стараемся строить с учетом интересов детей, родителей и педагогов.

       Опыт работы нашего ДОУ с учреждениями социума показал, что активная позиция дошкольного учреждения влияет на личную позицию педагогов, детей, родителей, делает учебно-воспитательный процесс более эффективным, открытым и полным.     В этом учебном году одной из годовых задач была следующая: «Формирование гражданственности и патриотизма в условиях социокультурной среды города Балашова».

      На основе многолетней практики сотрудничества детского сада со школами ближайшего окружения и другими социальными объектами разработана определенная дидактическая последовательность ознакомления дошкольников с социумом, что послужило основой для примерного содержания этой работы, которое представлено ниже. 

     

        В рамках этого творческой группой была разработана «Целевая программа взаимодействия ДОУ с учреждениями социума», которая  представляет конкретный вариант вовлечения дошкольного учреждения в систему социального партнерства.

      Цель программы: использовать возможность социума микрорайона ДОУ для создания единой воспитательной системы.

     Задачи:

  • Отработать механизм взаимодействия с социальными институтами образования, культуры, спорта и медицины.
  • Формировать способность адекватно ориентироваться в доступном социальном окружении.
  • Развивать коммуникативные способности, доброжелательность к окружающим, готовность к сотрудничеству и самореализации.
  • Стимулировать развитие активной гражданской позиции сопричастности к судьбе детского сада, микрорайона, малой родины.
  • Обеспечение психоэмоционального благополучия и здоровья участников образовательного процесса, использование навыков социального партнерства для личностно-гармоничного развития.

           

                                                                                               

       Разрабатывая план мероприятий по взаимодействию мы ориентировались на задачи образовательной программы нашего детского сада: полноценное развитие ребенка, создание равных условий воспитания и благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства; сохранение и укрепление здоровья воспитанников; формирование основ базовой культуры личности, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность; развитие способностей и компетенций в различных областях.

    Четко спланированное и грамотно организованное взаимодействие детского сада с социальными партнерами создает условия для расширения кругозора дошкольников, т.к. исчезает территориальная ограниченность ДОУ. Дети посещают музеи, библиотеки, в которых кроме экскурсий, работники проводят занятия. Посещение культурных мест формирует у детей навыки общения со взрослыми, обогащает представления детей с разнообразными профессиями; воспитывает уважение к труду взрослых, развивает любознательность. 


   
Рассмотрим технологию взаимодействия ДОУ с социальным партнером:

 

1 этап – выбор партнера.

Цель этапа: осуществление выбора социального партнера для решения педагогической проблемы.

Основные действия: провести анализ социального окружения детского сада; принять решение о необходимости взаимодействия с конкретным социальным партнером; проинформировать социального партнера о желании детского сада осуществлять сотрудничество; получить согласие (несогласие) социального партнера на взаимодействие; заключить договор о сотрудничестве.

2 этап – планирование совместных действий.

Цель этапа: разработка плана совместных действий, необходимых для решения выделенной педагогической проблемы.

Основные действия: провести переговоры с социальным партнером, в ходе которых необходимо обозначить: цель взаимодействия, сроки сотрудничества (месяц, полгода, год), разработать план совместных действий по решению обозначенной проблемы; согласовать разработанный план.

3  этап  – реализация  сотрудничества.

Цель  этапа:  осуществление  взаимодействия  в рамках запланированной совместной работы.

Основные действия: провести запланированные мероприятия, акции,  иные формы  сотрудничества; осуществить необходимое взаимодействие представителей детского сада и социального партнера в ходе подготовки мероприятий.

4 этап – анализ результативности сотрудничества.

Цель этапа: определение результативности совместной работы и степени разрешения обозначенной проблемы.

Основные действия:  провести  оценку  результативности  взаимодействия;  определить  сильные  стороны  сотрудничества, трудности и проблемы, возникающие в ходе совместной работы; совместно обсудить полученные результаты; принять решение о дальнейшем сотрудничестве.

Система реализации программы

Блок I   Взаимодействие с медицинскими и спортивными учреждениями

Цель блока:  

     Создание единого образовательно-оздоровительного пространства ДОУ с медицинскими и спортивными учреждениями микрорайона.

Взаимодействие с учреждениями здравоохранения

                    

Родители

Педагоги

Медсестра, Врач педиатр

Задачи:

  1. Для эффективной организации профилактики и оздоровительной работы объединить усилия сотрудников, родителей и медицинского учреждения.    
  2. За счет внедрения здоровьесберегающих технологий повысить функциональные и адаптационные возможности организма детей.  
  3. Способствовать осознанному пониманию и отношению к своему здоровью всех участников образовательного процесса.

Основные направления

  • Оздоровительное;
  • Валеологическое, санитарно-просветительское;
  • Физическое;
  • Психоэмоциональное благополучие.

         Поскольку   о   качестве   дошкольного   образования   можно   говорить   только   тогда,   когда   в   нем присутствуют   здоровьесберегающая   и   здоровьеукрепляющая   составляющие,   одной   из   задач педагогического коллектива является налаживание тесного сотрудничества детского сада с  детской поликлиникой.  Построено четкое взаимодействие этих институтов детства:  с одной стороны,  врач-педиатр,   информирует родителей и педагогов о необходимости оказания помощи детям,  с другой - медсестра   детского   сада,   учитель-логопед   активно   включаются   в   деятельность   поликлиники.

        Медицинский   персонал   контролирует   физическую   нагрузку   на   занятиях,   которая   варьируется   в соответствии с состоянием здоровья и темпом физического развития ребенка на основе медицинских показаний   и   наблюдений   за   самочувствием.   В   картах развития   прослеживается   физическое   и психическое   состояние   ребенка   с   момента   поступления   в   детский   сад   до   выпуска   в   школу: антропометрия,   динамика   заболеваемости,   переход   из   одной   группы   здоровья   в   другую,   данные осмотра врачами и педагогами-специалистами.

Реализация основных направлений сотрудничества.

Направления

Мероприятия

Дата

Ответственные

  1. Оздоровительное:

- Пропаганда здорового          образа жизни;

- Проведение профилактических мероприятий;

- Пропаганда передового опыта по оздоровлению детей.

Выпуск газет, поведение лекций, семинаров по вопросам оздоровления детей.

Выполнение плана оздоровительных мероприятий.

Поведение родительских собраний, презентаций, выпуск сан. листков семейного и общественного опыта эффективных подходов в оздоровлении детей.

сентябрь – май

в теч. года

в течение года

Заведующий, зам. заведующего, воспитатели,

ст. м/с, врач

Заведующий, медперсонал д/с и поликлиники

Зам. заведующего, ст. м/с, врач

  1. 2. Валеологическое, санитарно - просветительское:

- Формирование валеологической культуры участников образовательного процесса

Поведение групповых и общих родительских собраний, лекций, консультаций, открытых НОД, круглых столов

В течение года

Заведующий, медперсонал д/с и поликлиники

  1.  Физическое;

- Развитие физических качеств и обеспечение нормального уровня физической подготовленности в соответствии с возможностями и состоянием здоровья ребенка;

- Повышение резистентности организма при использовании закаливающих процедур и природных факторов.

Проведение совместных физкультурных занятий, праздников, досугов, олимпиад.

Изготовление физкультурного оборудования.

Составление плана зака-ливающих мероприятий.

Выступления на родительских собраниях

В течение года

сентябрь – ноябрь

сентябрь

октябрь

январь

апрель

Инструктор по ф/к, воспитатели, родители.

Инструктор по ф/к, воспитатели, родители.

Зам. заведующего, ст. м/с, врач

Зам. заведующего, воспитатели, ст. м/с, врач

  1. Психоэмоциональное благополучие:

- создание условий  для организации психопрофилактической поддержки детей раннего возраста;

- формирование навыков положительного общения  со сверстниками, взрослыми;

 - осуществление психологи-ческой адаптации  и интеграции в социокультурное пространство микрорайона.

Патронаж  детей раннего возраста, родительские собрания, анкетирование, консультации.

Проведение лекций, семинаров, тренингов, проведение Дней здоровья

Экскурсии, игровые занятия, спектакли.

 

апрель -

май,

июнь – август

в течение

года

в течение года

Зам.  заведующего, воспитатели  мл. гр. , ст. м/с.

Психолог д/с

Зам. заведующего, воспитатели, ст. м/с

Предполагаемые результаты:

  • снижение уровня заболеваемости;
  • овладение участниками образовательного процесса навыками самооздоровления, здорового образа жизни;
  • достижение непрерывного процесса оздоровления ребенка в семье и ДОУ.

Взаимодействие с учреждениями спорта

МАДОУ Детский сад «Ивушка»

 « Ивушка»

Педагоги

Родители

Задачи:

     1.Объединить усилия педагогов детского сада, родителей и педагогов дополнительного образования  для эффективной организации физкультурно-оздоровительной работы в системе «ребенок-педагог-родитель».

     2. Создать условия для  гармоничного физического развития детей, совершенствование индивидуальных способностей  и самостоятельности.

     3. Формировать позитивное отношение участников образовательного процесса к занятиям физкультурой и  спортом.

     4. Повышение квалификации  педагогов и уровня знания родителей в области формирования и укрепления здоровья детей, ведение ЗОЖ всех участников образовательного процесса посредством педагогического взаимодействия.

Основные направления:

  • Физкультурно – оздоровительные;
  • Личностно – ориентированные;
  • Мотивационное;
  • Физкультурно – просветительское.

         Тесная связь с  детской спортивной школой способствует не только развитию и популяризации детского спорта,   но   и   повышению   уровня   интеллекта   воспитанников   детского   сада,   которые   принимают активное участие в спортивных состязаниях и занимают призовые места. Цыплаков Кирилл и Ипполитова Эвелина, воспитанники подготовительной к школе группы «»Радуга» , Неменко Василиса,  воспитанница логопедической группы «Капелька»

Реализация основных направлений  сотрудничества.

Направления

Мероприятия

Дата

Ответственные

  1. Физкультурно – оздоровительное:

- формировать у ребенка  потребности в физическом самосовершенствовании,  желания активно и самостоятельно участвовать  в разных видах двигательной деятельности, использовать разнообразное пособие и оборудование;

- формирование осознанного отношения к своему здоровью и физическому развитию.

Утренняя гимнастика на улице (в теплое время года), физкультурные занятия с эле-ментами спортивных игр, целевые прогулки  в ДЮСШ

Проведение  «Дня здоровья», организация спортивных игр на прогулке.

В течение года

В течение года

Инструктор по ф/к, воспитатели, родители, педагог – тренер.

Зам. Заведующего, инструктор по ф/к, воспитатели, родители.

  1. Физкультурно – оздоровительное:

- формировать у ребенка  потребности в физическом самосовершенствовании,  желания активно и самостоятельно участвовать  в разных видах двигательной деятельности, использовать разнообразное пособие и оборудование;

- формирование осознанного отношения к своему здоровью и физическому развитию.

Утренняя гимнастика на улице (в теплое время года), физкультурные занятия с элементами спортивных игр, целевые прогулки  в ДЮСШ

Проведение  «Дня здоровья», организация спортивных игр на прогулке.

В течение года

В течение года

Инструктор по ф/к, воспитатели, родители, педагог – тренер.

Зам. Заведующего, инструктор по ф/к, воспитатели, родители.

  1. Личностно – ориентированное

- индивидуализация форм физического воспитания, основанных на уровне развития  функциональных возможностей и состояния здоровья ребенка;

- стимулирование  индивидуальных возможностей каждого дошкольника.

Создание в группе условий для самостоятельной двигательной деятельности в группе и на участке,

участие в городских и краевых спортивных соревнованиях, оформление стенда «Спортивный калейдоскоп».

В течение года

Зам. заведующего, инструктор по ф/к, воспитатели, родители,

педагог – тренер.

  1. Мотивационное:

- формирование положительной мотивации к занятиям физкультурой и спортом;

- повышение интереса  к здоровому образу жизни.

Открытые занятия, беседы, анкетирование.

Домашние задания, совместные досуги, посещение спортивных соревнований.

Сентябрь – май;

Сентябрь – май;

Зам. заведующего,

Инструктор по ф/к, воспитатели, родители, педагог тренер.

  1. Физкультурно – просветительское:

- пропаганда ЗОЖ среди участников образовательного процесса;

Организация прогулок-походов, спортивных праздников, соревнований;

«Круглые столы», тренинги деловые игры.

В течение года

Зам. заведующего,

Инструктор по ф/к, воспитатели, родители, педагог тренер

Предполагаемые результаты:

  • положительная мотивация к здоровому образу жизни и культуре  здоровья  всех участников образовательного процесса: активный совместный отдых, посещение кружков, секций оздоровительного направления, присутствие на спортивных соревнованиях;
  • рост профессионального уровня воспитателя, педагогической компетенции родителей, использование полученных знаний в физкультурно-оздоровительной работе с детьми;
  • повышения уровня физической подготовленности детей к обучению в школе.

Блок II  Взаимодействие с учреждениями культуры.

   Цель блока: Формирование целостной  социокультурной системы   взаимодейст-вия  ДОУ с учреждениями культуры

       

Родители

Педагоги

Задачи блока:

  1. Расширять творческое взаимодействие  ДОУ с учреждениями культуры для создания единой социокультурной педагогической системы.
  2. Осуществлять интегрированный подход к эстетическому воспитанию  и формированию художественно-творческих способностей в  системе «ребенок-педагог-родитель».
  3. Способствовать развитию духовно-нравственной культуры участников образовательного процесса.

Основные направления:

  • эстетическое;
  • духовно-нравственное;
  • художественно-творческое;
  • культурно-просветительское.

    Для создания у ребенка целостного представления об окружающем мире,  развития познавательной мотивации, освоения им общечеловеческих ценностей, формирования базиса личностной культуры мы установили   тесные   связи   с  центральной   детской   библиотекой. ДШИ №1, Балашовским драматическим театром, театром-студией 10 королевство, кино-театром «Победа», Балашовским краеведческим музеем.

  Остановлюсь немного на взаимодействии с каждым из этих учреждений.

  Центральная детская библиотека

Цель: создать единую систему работы по приобщению ребенка к книге, воспитанию будущего читателя.

  Данное   учреждение   в   своем пространстве совмещает различные временные связи,  нравственные,  художественные и эстетические ценности.  Тесное взаимодействие   работников библиотеки и воспитателей дошкольного учреждения позволяет добиться эффективного педагогического результата. Формирование духовной культуры личности всегда осуществляется через чтение. В наше непростое время детское чтение как никогда нуждается в поддержке. Детский сад и центральная детская библиотека уделяют большое внимание работе с семьей, семейному чтению. Уже не один год дети под руководством педагогов регулярно посещают городскую детскую библиотеку. Привить ребенку любовь к чтению – в этом видят свою основную цель сотрудники детской библиотеки. Педагогами и работниками библиотеки разработан совместный план работы. По совету педагогов многие родители записались с детьми в библиотеку и регулярно ее посещают.

    Совместно с библиотекой были проведены проекты:  «В гостях у сказки» (посвященный творчеству П.П.Ершова, где воспитанники детского сада «Ивушка» и «Ласточка» провели викторину по его сказке «Конек Горбунок». Воспитанники детского сада «Ивушка» получили диплом за 1 место. Также была проведена викторина по творчеству А.С.Пушкина. Где наши воспитанники и воспитанники детского сада «Ласточка» провели драматизацию отрывка из его «Сказки о попе и работнике его Балде». За это ребята также получили грамоты. Положительное влияние на приобщение детей к книге оказали творческие конкурсы: выставки рисунков, поделок на темы художественных литературных произведений. В 2014 году 5 семей приняло участие в районном этапе регионального  конкурса «Детский сад-читайка!».  За участие в данном этапе был получен диплом.  

    Задачи   художественно-эстетического   воспитания   дошкольников   успешно   решаются   в   процессе приобщения   детей   к   театральной   и  музыкальной   культуре,   развития   представлений   о   различных жанрах искусства. Детская  музыкальная школа - это особый мир, где ребенок познает сущность добра и зла, но   и   приобщается   к   большому   искусству.    Педагоги   и   учащиеся   музыкальной  школы   проводят огромную творческую работу со своими маленькими зрителями, привлекая их к участию в различных театрализованных представлениях, концертах, создавая для них настоящий праздник. Стало традицией организация концертов  учащимися  ДШИ №1 перед  воспитанниками детского сада. И радует то, что среди учащихся ДШИ №1, пришедших с концертом, много бывших воспитанников детского сада. В свою очередь воспитанники детского сада принимают участие в проводимых творческих конкурсах на базе ДШИ, таких как «Радуга», «Пламя», где занимают призовые места.

       Балашовский краеведческий музей

       Тесная и давняя связь у нас и с Балашовским краеведческим музеем,  где воспитанникам старшего дошкольного возраста сотрудники музея организовывают экскурсии в отделах археологии, истории, природы и других отделах. Проводят с детьми различные конкурсы и викторины с учетом лексических тем, реализуемых в ДОУ. В октябре 2015 года на базе музея, совместно с воспитанниками МБДОУ «Пчелка» был проведен конкурс «Мой любимый Балашов», посвященный 235-летию города. Ребята соревновались в знании достопримечательностей города, рассказывали легенды о Хопре и создании города Балашова, показали знания о растительном и животном мире родного края, читали стихи о родном городе. С перевесом в 1 балл победителями стали воспитанники нашего детского сада.

      Балашовский драматический театр.

      Налажен тесный контакт и с нашим драматическим театром. Ребята не только с удовольствием посещают детские спектакли, но и радушно принимают у себя артистов театра со спектаклями. Также у нас тесное сотрудничество и с театром – студией 10 королевство,  где воспитанники смотрят тематические спектакли, участвуют в различных  акциях, конкурсах и викторинах проводимых сотрудниками студии. В прошлом году, в рамках празднования 70-летия Победы, Зенкина Полина принимала участие в областном конкурсе «Благородное сердце», где заняла второе место  в номинации «Декламация».

         «Киновидеоцентр» (кинотеатр Победа)

  В течение года воспитанники посещают кинотеатр Победа с целью просмотра мультфильмов и детских фильмов. Ежегодно, в день защиты детей, с воспитанниками проводятся различные викторины сотрудниками Киновидеоцентра, разыгрываются различные призы.

Реализация основных направлений сотрудничества

Направления

Мероприятия

Дата

 Ответственные

  1. Эстетическое:

- создание эстетичной предметно-развивающей среды;

- формирование эстетической культуры личности;

- ознакомление с произведениями искусства отечественной и мировой культуры.

Приобретение, формирование необходимых компонентов эстетической развивающей среды.

Использовать нетрадиционные формы работы в проведении занятий, досуговой, творческой деятельности и др.

Экскурсии, тематические занятия, выставки, участие в конкурсах и выставках, тематические встречи, вечера

В течение года

Заведующий, завхоз, педагоги, родители.

Педагоги ДОУ, специалисты учреждений культуры, зам. заведующего, родители

  1. Духовно-нравственное:

- формирование коллектива единомышленников на принципах духовности и нравственности;

- создание нравственно-эстетического климата в д/с и семье.

Семинары-практикумы, творческие объединения, деловые игры, презентации, мастер – класс.

Анкетирование,  круглые столы, День открытых дверей, совместные выставки, спектакли, ярмарки

В течение года

В течение года

Заведующий,  педагоги ДОУ, специалисты учреждения культуры, зам. заведующего , родители.

Заведующий, зам. заведующего, специалисты учреждений культуры

  1. Художественно-эстетическое:

- развивать творческие способности в различных видах искусства;

- реализация возможностей сотворчества детей, педагогов, родителей;

- осуществлять интегрированный подход в формировании художественно-творческих способностей.

Тематические занятия, занятия экскурсии, продуктивные виды деятельности, сюжетно – ролевые игры, дидактические игры;  посещение выставок, концертов.

Совместные спектакли, концерты, ярмарки, выставки, участие в конкурсах.

Интегрированные занятия, занятия – экскурсии, тематические занятия, участие и посещение выставок, концертов.

Сентябрь - май

Сентябрь – май

Сентябрь –

май

Зам. заведующего, педагоги, специалисты учреждения культуры, родители.

Зам. заведующего, педагоги, специалисты учреждения культуры, родители

Предполагаемые результаты:

  1. создание культурно - педагогической  системы взаимодействия ДОУ с учреждениями культуры микрорайона;
  2. эстетическая  развивающая среда, способствующая гармоничному развитию участников образовательного процесса;
  3. коллектив единомышленников, грамотно реализующий современные

подходы в художественно – эстетическом воспитании детей;

  1. вхождение ребенка в социокультурное пространство города, обеспечивающие  его всестороннее развитие  и дальнейшего успешного обучения в школе;
  2. повышение художественно – эстетической культуры участников образовательного процесса.

Блок III  Взаимодействие с учреждениями образования.

       Цель блока:  Создание преемственности в организации образовательной системы ДОУ с учреждениями образования. Выработка общих подходов  к оценке  готовности ребенка к школе с позиции самоценности дошкольного возраста.

Педагоги

школы

Педагоги ДОУ

Родители

Задачи блока:

  1. Установление партнерских взаимоотношений  детского сада и школы.
  2. Создание преемственности образовательных систем, способствующих позитивному отношению дошкольников к своей будущей социальной роли – ученик.
  3.  Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов   и

педагогической культуры родителей в подготовке  детей к   школе,       посредством педагогического взаимодействия.

Основные направления:

  • информационное;
  • методическое;
  • практическое.

       Работа направлена на обеспечение системы непрерывного образования с учетом возрастных особенностей дошкольников и первоклассников. Составляются планы совместных мероприятий на каждый учебный год. В течение года проводится эффективная работа, которая приводит к плавной адаптации выпускников ДОУ к школьному обучению. Учителя начальной школы выступают на родительских собраниях, дают свои рекомендации родителям о том, как лучше подготовить ребенка к школе. Проводятся  совместные спортивные досуги (эстафеты, состязания).

Реализация основных направлений сотрудничества.

Направления

Мероприятия

Дата

Ответственные

  1. Информационное:

- взаимное ознакомление с возрастными особенностями детей дошкольного и младшего школьного  возраста;

- выявление  педагогической культуры родителей;

Совместные педсоветы, семинары – практикумы,

круглые столы, взаимопосещения;

анкетирование, опрос, беседа.

В течение года

Сентябрь

Зам. заведующего, завуч начальной школы.

Педагоги д/с, школы.

  1. Методическое:

-  формирование общих подходов в организации учебно-воспитательной работы со старшими дошкольниками;

 Изучение  развивающей среды; открытые НОД,

уроки, семинары – практикумы, совещания.

В течение года

Зам. заведующего, завуч начальной школы,

педагоги д/с, школы.

  1. Практическое:

- организация преемственного взаимодействия  с воспитанниками:

- повышение уровня педагогической культуры родителей.

Беседы, наблюдения, посещение занятий, праздников, изучение продуктов практической деятельности:

Родительские собрания, консультации, беседы, открытые занятия, семинары, экскурсии в школу.

Сентябрь – май

В течение года

Зам. заведующего, завуч начальной школы,

педагоги  школы.

Зам. заведующего, завуч начальной школы,

педагоги д/с, школы.

Предполагаемые результаты:

  1. создание партнерского взаимодействия в системе «Школа – ДОУ – Семья»  в подготовке детей к обучению в школе;
  2. устойчивое положительное отношение дошкольников к школе, легкая адаптация к школьной среде;
  3. повышение уровня педагогической культуры  родителей;
  4. повышение уровня профессиональной компетентности педагогов.

Блок IV Взаимодействие с учреждениями дополнительного образования.

Цель блока:

Объединить усилия ДОУ с учреждениями дополнительного образования для социокультурной самореализации участников образовательного процесса.

МАДОУ Детский сад

«Ивушка»

«Ивушка»

Педагоги

Центр детского творчества

Задачи:

  1. Способствовать созданию образовательной системы ДОУ с учреждениями дополнительного образования для развития творческого потенциала и познавательной активности  участников образовательного процесса.
  2. Создание условий для самореализации личности ее интеграции в    социокультурную систему города.
  3. Совершенствование форм взаимодействия с учреждениями дополнительно образования для расширения социально – образовательной системы ДОУ.

Основные направления:

  • естественно – научное;
  • художественно - литературное;
  • прикладное;
  • информационно – педагогическое.

     Второй год воспитанники нашего детского сада посещают кружок «Зернышки», руководителем которого является Исайкина Валентина Леонидовна. Этот коллектив принимает активное участие во всех проводимых фольклорных соревнованиях и занимает призовые места.

Реализация основных направлений

Направления

Мероприятия

Дата

Ответственные

  1. Естественно – научное:

- расширение  кругозора детей приобщение их  к новым способам формирования познавательной сферы;

-  формирование познавательного, бережного и созидательного отношения к миру.

Проекты, интегрированные занятия, занятия – экскурсии, сюжетно – ролевые, дидактические игры, участие в выставках и конкурсах;

Экскурсии, турпоходы, совместные праздники, развлечения

В течение года

Зам. заведующего, педагоги ДОУ и ЦДТ, родители.

 2. Художественно – литературное:

- приобщение к словесному искусству, ориентация на собственное словесное творчество;

-  личностно – ориентированный подход в развитии литературного творчества

Занятия, экскурсии, продуктивная деятельность, сюжетно – ролевые игры, спектакли, концерты,

В течение года

Зам. заведующего, педагоги ДОУ и ЦДТ, родители.

  1. Прикладное:

- стимулировать заинтересованность детей в изготовлении поделок из разных материалов;

Занятия, продуктивная деятельность,  сюжетно – ролевые игры, выставки, конкурсы, проекты.

В течение года

Зам. заведующего, педагоги ДОУ и ЦДТ, родители.

  1. Информационно – консультативное:

- пропаганда педагогических возможностей дополнительного образования.

Выпуск газеты, родительские встречи, конкурсы,  выставки, участие в конкурсах проектах.

В течение года

Зам. заведующего, педагоги ДОУ и ЦДТ, родители.

Предполагаемый результат:

  1. создание единого образовательного пространства ДОУ с учреждениями  дополнительного образования для развития   интеллектуально – творческого потенциала участников образовательного процесса;
  2. положительная мотивация к личностному развитию, творческой активности в системе « ребенок – педагог -  родитель»;
  3. освоение  новых форм сотрудничества способствующих  развитию  социального партнерства ДОУ и учреждений дополнительного образования.

Предполагаемый результат  по реализации целевой программы взаимодействия ДОУ с социальными партнерами.

  1. Создание системы взаимодействия ДОУ с учреждениями социума микрорайона на основе договоров и совместных планов.
  2. Повышение общекультурного уровня, формирование позитивной самооценки, коммуникативных, творческих навыков, личностных качеств детей, родителей, педагогов.
  3. Рост психоэмоционального благополучия и здоровья участников образовательного процесса, основанных на творческом взаимодействии с социальными институтами.
  4. Структура управления ДОУ, обеспечивающая координацию взаимодействия с социальными институтами, использование социокультурного потенциала социума микрорайона в создании единой воспитательной системы.

Система отслеживания результатов

Критерии оценки

Субъекты оценки

Периодичность оценки

Методы оценки

1.Создание правовой базы сотрудничества

Администрация

Раз в год – итоговый

Заключение договоров, анализ планов.

2. Организационно- педагогические условия успешной работы

Творческая группа, самооценка

Текущий – раз в полугодие

Анализ среды, наблюдение.

3. Создание структуры взаимодействия учреждений социума

Администрация, творческая группа, самооценка

Текущий – раз в полгода

Анализ планов, наблюдение, опросы

4. Освоение новых форм социального партнерства

Творческая группа, самооценка

Текущий – раз в полугодие
Итоговый – раз в год

Самодиагностика, наблюдение, анкетирование

5. Снижение уровня заболеваемости детей

Творческая группа, самооценка

Текущий – раз в полугодие
Итоговый – раз в год

Диагностика, анализ планов, наблюдение

6. Адекватная ориентировка детей, родителей, педагогов в социокультурном пространстве микрорайона

Творческая группа, администрация, самооценка

Текущий – раз в полугодие

Итоговый – раз в год

Анализ планов, опросы, наблюдения, беседы

7Рост психоэмоционального благополучия участников образовательного пространства

Администрация, психолог

Текущий – раз в полугодие

Итоговый – раз в год

Тестирование, диагностика, наблюдения, беседы

8. Рост профессиональной компетенции педагогов

Оценка равного равным, самоанализ, администрация

Текущий раз в пол года

Анализ планов, наблюдение, отчеты по самообразованию

9. Участие родителей в образовательном процессе

Творческая группа, администрация

Текущий – раз в полугодие

Анкетирование, беседы, наблюдение, анализ планов

10. Обеспечение личностного развития участников образовательного процесса на принципах индивидуализации и дифференциации

Творческая группа, администрация

Текущий – раз в год

Наблюдения, беседы, диагностика

Механизм реализации

  • Конструирование социально-культурной образовательной среды для исследовательской, созидательной, познавательной деятельности;
  • Социально-просветительская деятельность среди родительской общественности.
  • Приобретение теоретических и практических навыков сотрудничества, освоение педагогами социально-педагогического пространства

         Существенным признаком  качества   современного   дошкольного   образования   является   и налаживание взаимодействия с семьями  воспитанников,  включение родителей в учебно-воспитательный процесс как равноправных и равноответственных партнеров, формирование у них чувства понимания важности и необходимости их роли в жизни ребенка и изменение их завышенных ожиданий от детей и детского сада.

     Объединение усилий детского сада и родителей в процессе воспитания детей составляет непростую задачу,  решение которой  заключается в создании особой формы общения  "доверительный деловой контакт".

      Организуя взаимодействие педагогов и родителей, детскому саду необходимо найти ответы на вопросы: «Как заинтересовать родителей в сотрудничестве с детским садом?», «Какие формы взаимодействия необходимо разработать?».

Перед нами стоит цель – создание, в рамках социального партнерства с родителями, открытого дошкольного учреждения, обеспечивающего субъектно - субъектные  взаимодействия участников образовательных отношений.

Поставленная цель решается через задачи:

- создать условия для реализации права семьи и детей на защиту и помощь со стороны общества;

- содействовать семье в формировании и развитии социальных навыков у детей;

- формировать у родителей представления о социальном партнерстве;

- укреплять психологическое  здоровье детей и родителей;

- повышать уровень психического благополучия родителей и детей;

- создать условия в коллективе ДОУ по организации взаимодействия с семьей;

- разработать принципиально новые формы  работы с родителями (построенных на принципе субъектно-субъектного взаимодействия ( главное сотрудничество, а не наставничество))

- организовать мероприятия по вовлечению родителей в деятельность ДОУ, как полноправных участников образовательного процесса.

      Детский сад работает в тесном контакте с Советом родителей.

      Педагогический коллектив активно изучает формы взаимодействия с семьями воспитанников, которые позволяют достигнуть реального сотрудничества.  В планировании работы мы учитываем не только уровень   знаний   и   умений   семейного   воспитания   самих   педагогов,   но   и   уровень   педагогической

культуры семей, а также социальный запрос родителей (интересы, нужды, потребности).

      Педагоги   регулярно   проводят   социологический   анализ   контингента   семей   воспитанников   и   их родителей,   что   помогает   установлению  согласованности   действий,   единства   требований   к   детям, организации разных видов детской деятельности.

        Повышению активности участия родителей в жизни детского сада,  осознанию ими доминирующей роли  семейного   воспитания  и  роли ДОУ  как   "помощника"   семьи  в  развитии и  воспитании  детей способствует   открытость   учреждения   для   родителей,   стремление   педагогического   коллектива   к диалогу. Родители с каждым годом активнее принимают участие в жизни дошкольного учреждения( в организации театральных постановок, гостиных, концертов, прогулок, экскурсий; к участию в  «Творческих неделях», детской исследовательской и проектной деятельности, в развлечениях, праздниках и соревнованиях) , в укреплении и расширении материально-технической базы.

   Педагоги детского сада, наряду с традиционными формами работы (родительские собрания, конференции, консультации, наглядная пропаганда, посещения на дому, анкетирование) проводят и инновационные формы работы ( семинары для родителей, групповые тренинги, творческие недели, посиделки).

       Таким образом, современное дошкольное образовательное учреждение не может сегодня успешно реализовывать свою деятельность и развиваться без широкого сотрудничества с социумом на уровне социального партнерства, если оно заинтересовано:

  • в разрушении привычного стереотипа и общественного мнения о работе дошкольного учреждения только с семьями своих воспитанников;
  • в развитии позитивного общественного мнения о своем  учреждении; в повышении  спроса на образовательные услуги для детей и обеспечении их доступности для максимального количества семей;
  • в улучшении подготовки детей к более легкой адаптации в новой социальной среде.
  • в творческом саморазвитии участников образовательного процесса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО ДОУ И ОКРУЖАЮЩЕГО СООБЩЕСТВА.

Качественная реализация образовательной программы ДОУ невозможна без социального партнерства, поскольку именно налаженное, последовательное и системное сотрудничество с объектами социального окружения...

Проект по организации социального партнерства : «Социально – сетевое взаимодействие как фактор повышения качества образования дошкольников»

Настоящий Проект «Социально – сетевое взаимодействие  как фактор повышения качества образования дошкольников» отражает работу МБДОУ «Детский сад №14 г.Красноармейска» по организации социальн...

"Социальное партнерство ДОУ и окружающего сообщества"

Термин "социальное партнерство" в образовании появился сравнительно недавно. Одной из сторон этого партнерства является работа с родителями воспитанников ДОУ.  Необходимость такого содружества де...

Приобщение к социально – культурным ценностям средствами социального партнерства

консультация, подготовленная к педсовету МКДОУ ЦРР - д/с № 21 г. Россоши...

Авторская статья. Социальное партнерство как условие успешного развития и формирования социальных навыков у детей дошкольного возраста

Социальное партнерство как условие успешного развития и формирования социальных навыков у детей дошкольного возраста ...