Социальное партнерство - залог успеха социальной реабилитации ребенка с ограниченными возможностями здоровья
статья по теме
Статья основана на опыте работы воспитателя в реабилитационном центре.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
partnerstvo.docx | 20 КБ |
Предварительный просмотр:
Социальное партнерство – залог успеха социальной реабилитации дошкольников с ограниченными возможностями здоровья
О.Б. Савченко
бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Солнышко», филиал в г. Югорске
Личность ребенка с инвалидностью, часто ограниченного в деятельности и имеющего узкий круг общения, характеризуется такими чертами как иждивенчество, чрезмерная осторожность, страхи. Такие дети часто отстают в формировании знаний, умений, навыков (в том числе и трудовых) от своих здоровых сверстников. У многих из них к школьному возрасту не сформированы, или сформированы недостаточно, знания о городской инфраструктуре, ее функциях и значении. Помочь разобраться в этой, достаточно объемной теме, должен Реабилитационный центр. Ведь без этих знаний, ребенок не может быть достаточно адаптирован к полноценной жизни.
В своей деятельности по социализации и интеграции ребенка с ограниченными возможности здоровья в социум, мы используем следующие формы работы: беседы, ролевые игры, тематические экскурсии, тематические социальные проекты.
Беседы помогают восполнить пробел в теоретических знаниях дошкольников о деятельности различных социально-значимых городских объектах. Они проводятся с учетом возраста и уровня знаний воспитанников, подкрепляются наглядностью (картинки, игрушки, плакаты, аудио- и видео-презентациями). Теоретические знания закрепляются в проведении различных викторин, практических занятиях.
Ролевые игры – одна из форм закрепления и приобретения знаний детьми. Такие игры, как «Больница», «Парикмахерская», «Библиотека», «Стройка», «Автобус» и пр. не только знакомят детей с деятельностью различных социально-значимых объектов, профессиями взрослых, но и социально-одобряемыми формами общения друг с другом. Моделирование общественной среды в игровой деятельности помогает детям усвоить знания об особенностях различных «взрослых» учреждениях, их работе. Дети проговаривают ключевые фразы, учатся культурному поведению в различных ситуациях, пробуют себя в многочисленных ролях.
Экскурсии – новая ступень освоения воспитанниками социального пространства. Такой опыт помогает увидеть деятельность различных учреждений (организаций) изнутри, почувствовать себя частью социума, получить опыт непосредственного взаимодействия с обществом, городской средой. Наше учреждение ежегодно заключает договора о социальном партнерстве. Особенно значимыми являются для нас такие учреждения, как «Информационно-библиотечный центр», «Городской музей», «Музей под открытым небом «Суеват Пауль», «Детская школа искусств», «Пожарная часть», «Центр адаптивной физкультуры», «Православная гимназия», «Православный храм».
Наши дети ежегодно являются участниками экскурсий или совместных мероприятий с этими организациями.
В мае 2015 года мною реализован проект «Книжки для малышки» по приобщению семей дошкольников к чтению. В проекте приняли участие социальные партнеры Реабилитационного центра – специалисты «Информационно-библиотечного центра». Приветливые сотрудники, мероприятия, организованные с учетом возраста и развития детей, предоставление новинок книжного фонда способствуют развитию социального партнерства между нашими учреждениями.
Цикл мероприятий ежегодно в летний период проводит «Городской музей». Особенностью нашего городского музея является учет этнографических особенностей региона, сохранение культуры народов Севера, воспитание толерантности и уважения к истории. Экскурсии в музей – это всегда путешествие в прошлое и обращение к будущему. Детям всегда предоставляется возможность поучаствовать в викторине, сделать что-то своими руками, сфотографироваться на фоне реликвий прошлого.
В прошлое Сибири можно погрузиться, посетив «Музей под открытым небом «Суеват Пауль». На берегу реки Эсс расположилось компактное поселение, во всех деталях, повторяющее жизнь и суровый быт народа Манси. Наши дети ежегодно являются посетителями этого импровизированного стойбища. Научить детей ценить культуру и историю своей Земли – одна из задач патриотического воспитания.
Совместный проект «Музыка для всех» (2014 год) позволил перейти к более тесному сотрудничеству с Детской школой искусств.
Цель проекта: создание условий для приобщения детей с ограниченными возможностями здоровья к музыке.
Мероприятия проекта помогли детям окунуться в мир музыки. В рамках проекта дети посещали мероприятия, организованные ДШИ, также принимали гостей у себя в Центре, участвовали в постановке музыкальной сказки «Репка». Творческий дебют прошел успешно на концерте, посвященном празднованию 8 марта.
Особенно всем запомнился концерт «Свет добра и милосердия», объединивший участников ДШИ, Реабилитационного центра. Православной гимназии. Проект был интересен и полезен всем участникам. Музыка действительно может объединить, увлечь, подружить. Воспитанникам ДШИ проект дал возможность показать свои таланты, а также проявить толерантность.
Продуктами проекта стали созданные мною фильмы «Я хочу увидеть музыку», «В гостях у «Солнышка», «Как снимали репку», «Милой мамочке».
Проект «Музыка для всех» стал победителем (3 место) Всероссийского конкурса «Рассударики» в номинации «Педагогические проекты».
Хотя проект был краткосрочным (месячник музыки), он оставил яркие впечатления у обеих сторон. Решено продолжать дальнейшее плодотворное сотрудничество. Уже в этом году учащиеся и специалисты ДШИ посетили наш Центр. Дети с удовольствием участвовали в создании музыкальной сказки (преподаватель Ряжева В.Б.), слушали выступления солистов и хора. (17.03.2015)
В 2014 году в летний период наш Центр активно сотрудничал с «Центр адаптивной физкультуры». Были проведены совместные мероприятия по выявлению способностей детей к различным видам спорта, вовлечению их в активную спортивную жизнь. Мною был смонтирован ролик «Герои спорта». Дети любят просматривать подобные ролики. Наблюдая за своими успехами и успехами своих товарищей, они стремятся к новым достижениям.
В результате систематического партнерского сотрудничества, воспитанники Центра стали более коммуникабельными, активными, раскованными. Они освоили правила поведения в общественных местах. Совместные мероприятия расширили кругозор детей, их знания о профессиях, родном крае, истории, экологии.
Важность социального партнерства состоит и в том, что оно не только способствует социализации и интеграции детей с ограниченными возможностями в социум, но и обуславливает готовность общества к принятию человека с инвалидностью на равных.
Список литературы
- Васильева Н. В. Социологические концепции исследования инвалидности / Н. В. Васильева // Социологический сборник. – Вып. 7. – М. : Социум, 2000. – 115 с.
- Государственный доклад «О положении инвалидов в Российской Федерации». – М., 2007. – 235 с.
- Ефремов А. В. Концепция управления процессами социальной адаптации и интеграции инвалидов в общество : автореф. дис. … д-ра социол. наук / А. В. Ефремов. – М., 2001. – 28 с.
- Рекомендации по организации работы отделений социальной реабилитации в городах и районах области / Под ред. Н. Н. Красновой. – Новосибирск, 2004. – 89 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Социально-психологические проблемы современной семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями. Православные традиции, как путь решения данной проблемы»
«Родителям, имеющим недоразвитых детей, не следует расстраиваться из-за этого, потому что они – спасены. Даже радоваться нужно, ибо без особого труда идут в рай. Чего же другого роди...
Диагностика социально-личностного развития детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья
Методическая разработка содержит практический материал для проведения диагностики социально-личностного развития детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития....
Взаимодействие специалистов в процессе комплексной реабилитации дошкольника с ограниченными возможностями здоровья
Успех реабилитации и социализации ребенка с ограниченными возможностями здоровья возможен лишь в тесном сотрудничестве и взаимодействии специалистов Реабилитационного центра....
" Весна"(Республиканский семинар на тему: «Использование информационно-коммуникативных технологий в процессе обучения, воспитания и реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья»)
Воспитателем Гимадиевой Г.З. разработано интегрированное занятие по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром, которое включает в себя: релаксационные паузы, просмотр слайд фильма, гимнастику дл...
Формирование социальных и личностных компетенций у современных дошкольников с ограниченными возможностями здоровья
Личностная готовность ребёнка к школе является одним из важнейших критериев успешности начального образования. Формирование социальных и личностных компетенций в дошкольном и младшем школьном возрасте...
Психологическое сопровождение и реабилитация семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Психолого-педагогическое сопровождение семьи, имеющей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, – это деятельность, направленная на актуализацию коррекционных ресурсов семьи, обеспечивающих эффе...
Специальная индивидуальная программа реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья (паталогия атастический церебральный паралич, ЗПР, ЗРР) в условиях дошкольного образовательного учреждения
СодержаниеЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ………………………………………………3Пояснительная записка &helli...