панорама технологий
консультация на тему
В настоящее время педагогические коллективы ДОУ интенсивно внедряют в работу инновационные технологии. Представленный материал поможет выбрать методы и формы организации работы с детьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
panorama_tehnologiy.ppt | 783 КБ |
panorama_tehnologiy.docx | 68.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Ребенок воспитывается разными случайностями, его окружающими. Педагогика должна дать направление этим случайностям. В. Ф. Одоевский
Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь). Педагогическая технология - это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть организационно - методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т.Лихачёв).
Критерии педагогической технологии: Концептуальность - опора на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование достижения образовательных целей. Системность – технология должна обладать всеми признаками системы: логикой процесса, взаимосвязью его частей, целостностью. Управляемость – возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средств и методов с целью коррекции результатов. Эффективность – современные педагогические технологии, существующие в конкретных условиях, должны быть эффективными по результатам и оптимальными по затратам, гарантировать достижение определенного стандарта обучения. Воспроизводимость – возможность применения (повторения, воспроизведения) образовательной технологии в образовательных учреждениях, т.е. технология как педагогический инструмент должна быть гарантированно эффективна в руках любого педагога, использующего ее, независимо от его опыта, стажа, возраста и личностных особенностей.
Структура образовательной технологии Концептуальная часть – это научная база технологии, т.е. психолого-педагогические идеи, которые заложены в ее фундамент. Содержательная часть – это общие, конкретные цели и содержание учебного материала. Процессуальная часть – совокупность форм и методов учебной деятельности детей, методов и форм работы педагога, деятельности педагога по управлению процессом усвоения материала, диагностика обучающего процесса.
Технология обучения : «Как учить?» Методика обучения: «Чему учить?», «Зачем учить?» и «Как учить?»
Личностно-оринтированные технологии: игровые здоровьесберегающие информационно-коммуникативные система инновационной оценки (портфолио) обучение в сотрудничестве Технологии развивающего обучения проблемное обучение коллективного способа обучения разноуровневое обучение триз исследовательская деятельность проектные технологии модульное обучение технология музейной педагогики технология интегрированного занятия сайтостроение
Личностно - ориентированные технологии Цель 1. Гуманистическая направленность содержания деятельности ДОУ 2. Обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий развития личности ребенка, реализация ее природных потенциалов, индивидуальный подход к воспитанникам. Формы организации 1. Игры, спортивные досуги, НОД 2. Упражнения, наблюдения, экспериментальная деятельность 3. Гимнастика, массаж, тренинг, образно-ролевые игры, этюды
Игровые технологии Цель : создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного возраста; успешная социализация ребенка 3-7 лет в окружающем обществе; развитие коммуникативных умений и навыков Основные направления реализации игровых приемов и ситуаций дидактическая цель ставится перед детьми в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве ее средства; в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
Здоровьесберегающие технологии Цель 1. Овладение набором простейших форм и способов поведения, способствующих сохранению и укреплению здоровья 2. Увеличение резервов здоровья Формы организации 1. Пальчиковая гимнастика 2. Гимнастика для глаз 3. Дыхательная 4. Артикуляционная 5. Музыкально-дыхательные тренинги 6. Динамические паузы 7. Релаксация 8. Арттерапия, сказкотерапия 9. Двигательная терапия, музыкотерапия 10. Цвето-, звукотерапия, песочная терапия и др.
Нформационно-коммуникативные технологии Цель : формирование умений работать с информацией, развитие коммуникативных способностей, подготовка личности «информационного общества», формирование исследовательских умений, умений принимать оптимальные решения Классификация программ: Развитие воображения, мышления, памяти Говорящие словари иностранных языков Простейшие графические редакторы Игры-путешествия Обучение чтению, математике Использование мультимедийных презентаций
Преимущества компьютера предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес; несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам; движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка; обладает стимулом познавательной активности детей; предоставляет возможность индивидуализации обучения; в процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе; позволяет моделировать жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни. Ошибки при использовании ИКТ Недостаточная методическая подготовленность педагога; неправильное определение дидактической роли и места ИКТ на занятиях; бесплановость, случайность применения ИКТ; перегруженность занятия демонстрацией.
Технология портфолио Цель Направлена на взаимодействие всех участников образовательного процесса в создании единого творческого продукта. Один из способов повышения качества образовательного процесса. Виды портфолио портфолио дошкольника; педагога; детского сада; любого коллектива.
Направленность портфолио портфолио-собственность (подбор материалов для себя); портфолио-отчет (подбор материалов в соответствии с планом, по запросу и др.) В зависимости от цели портфолио подразделяются: на аттестационные (отражают достижения педагога, ДОУ за межаттестационный период); накопительные (содержат информацию о результатах деятельности ребенка, педагога, дошкольного учреждения); тематические (отражают опыт деятельности ребенка, педагога, коллектива по определенной теме); проблемные (содержат информацию по актуальным для педагога вопросам).
Структура портфолио Раздел первый Портрет – предусматривает представление себя или коллектива. Второй раздел - материалы по освещаемой теме, например, тексты, рисунки, графики, фотографии, накопленная информация и др. Третий раздел - достижения. Это могут быть отзывы педагогов, детей, родителей об удачных мероприятиях, грамоты, сертификаты и другие материалы, демонстрирующие прогресс в данной области.
Технология сотрудничества реализует принцип демократизации дошкольного образования, равенство в отношениях педагога с ребенком, партнерство в системе взаимоотношений «Взрослый - ребенок».
Технология развивающего обучения Основоположник - психолог Л. С. Выготский Цель Ориентирование на развитие физических, познавательных и нравственных способностей воспитанников обучающихся путём использования их потенциальных возможностей. М отивация на конкретное действия, на познание, на новое. Ориентация на зону ближайшего развития
Технология проблемного обучения в детском саду. Основоположник - американский психолог, философ и педагог Дж.Дьюи Цель: развитие мыслительных процессов, самостоятельности в поиске информации Суть проблемного обучения: создание познавательной задачи, ситуации; предоставление детям возможности изыскивать средства решения проблемы, используя ранее усвоенные знания и умения; активизирует мысль детей, придает ей критичность; приучает детей к самостоятельности в процессе познания
Уровни проблемности в обучении 1. Воспитатель сам ставит проблему (задачу) и сам решает её при активном слушании и обсуждении детьми. 2. Воспитатель ставит проблему, дети самостоятельно или под его руководством находят решение. (частично-поисковый метод). 3. Ребёнок ставит проблему, воспитатель помогает её решить. У ребёнка 4. Ребёнок сам ставит проблему и сам её решает. Воспитатель даже не указывает на проблему: ребёнок должен увидеть её самостоятельно, а увидев, сформулировать и исследовать
Коллективная творческая деятельность Автор педагог-психолог И. П. Иванов Цель раскрепощение личности, формирование гражданского самосознания, развитие способностей к социальному творчеству, воспитание общественно-активной творческой личности Успешность каждого ребенка сочетание коллективного и индивидуального воспитания приоритет этических ценностей над информированностью Специфика коллективных способов обучения • наличие сменных пар учащихся; • их взаимообучение; • взаимоконтроль; • взаимоуправление
Технология разноуровневого обучения Цель создание педагогических условий для включения каждого ученика в деятельность, соответствующую зоне его ближайшего развития. Основа технологии психолого-педагогическая диагностика воспитанника; сетевое планирование; разноуровневый дидактический материал.
Технология «ТРИЗ» (теория решения изобретательских задач) Цель развитие, с одной стороны, таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность; с другой – поисковой активности, стремления к новизне; речи и творческого воображения. Основная задача использования ТРИЗ- технологии в дошкольном возрасте – это привить ребенку радость творческих открытий .
Методы ТРИЗ 1. Метод мозгового штурма 2. Метод каталога 3. Метод фокальных объектов 4. Метод системный анализ 5. Метод морфологического анализа 6. Моделирование маленькими человечками 7. Метод проб и ошибок 8. Мышление по аналогии. 9. Типовые приемы фантазирования
Технология исследовательской деятельности Цель сформировать у дошкольников основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления
Методы и приемы организации экспериментально – исследовательской деятельности: эвристические беседы; постановка и решение вопросов проблемного характера; наблюдения; моделирование (создание моделей об изменениях в неживой природе); опыты; фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов, трудовой деятельности; «погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы; подражание голосам и звукам природы; использование художественного слова; дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие ситуации; трудовые поручения, действия.
Содержание познавательно-исследовательской деятельности
ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ цель Развитие и обогащение социально- личностного опыта посредством включения детей в сферу межличностного взаимодействия. Педагоги, активно использующие проектную технологию в воспитании и обучении дошкольников, единодушно отмечают, что организованная по ней жизнедеятельность в детском саду позволяет лучше узнать воспитанников, проникнуть во внутренний мир ребенка. ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ 1. Работа в группах, парах 2. Беседы, дискуссии 3. Социально-активные приемы: метод взаимодействия, метод экспериментирования, метод сравнения, наблюдения
Классификация проектов «игровые»— детские занятия, участие в групповой деятельности (игры, народные танцы, драматизации, разного рода развлечения); «экскурсионные»,направленные на изучение проблем, связанных с окружающей природой и общественной жизнью; «повествовательные», при разработке которых дети учатся передавать свои впечатления и чувства в различных видах деятельности; «конструктивные», нацеленные на создание конкретного полезного продукта
Модульное обучение Модуль – от латинского слова «modulies» – «мера», «способ», это – некая целостная функциональная система, ограниченная определенными рамками, которая обеспечивает выполнение какой-то конкретной функции от начала до конца. Модулем названо несколько занятий, направленных на формирование у детей определенных понятий. Словом «занятие» назван не аналог школьного урока, а любой вид занятости детей, включая игру и свободную деятельность.
Технология музейной педагогики Цель создание условий для развития личности путём включения её в многообразную деятельность музея Направления деятельности музея: Поисково-собирательское Экспозиционное (оформительское) . Экскурсионное Культурно-массовые мероприятия
Технология интегрированного занятия Интегрированное занятие отличается от традиционного использованием межпредметных связей, предусматривающих лишь эпизодическое включение материала других предметов. Интегрирование соединяет знания из разных образовательных областей на равноправной основе, дополняя друг друга
Сайтостроение в ДОУ ЗАДАЧИ И ФУНКЦИИ САЙТА ДОУ Развитие сотрудничества между педагогами и родителями посредством живого общения на страницах сайта. Информирование родителей о закономерностях развития и особенностях методики воспитания детей дошкольного возраста. Педагогическое просвещение (полезные ссылки, статьи). Информирование родителей о предстоящих мероприятиях, новостях, объявлениях. Возможность заполнения анкет и опросников для родителей. непосредственно в интернете. Непосредственный обмен видео- и фотоматериалами на страницах сайта. Размещение информации, интересной для родителей и детей: смешные высказывания детей, хорошие поступки, лучшие рисунки и поделки. Организация сервиса "Вопрос-ответ”, где на вопросы родителей смогут отвечать специалисты детского сада. Подписка родителей на новости детского сада через электронную почту.
Человек не может по настоящему усовершенствоваться, если не помогает усовершенствоваться другим. Чарльз Диккенс Творите сами. Как нет детей без воображения, так нет и педагога без творческих порывов. Творческих Вам успехов!
ЛИТЕРАТУРА 1. Микляева, Н. В. Программа развития и образовательная программа ДОУ : технология составления, концепция / Н. В. Микляева. – М., 2007. 2. Хабарова, Т. В. Педагогические технологии в дошкольном образовании / Т. В. Хабарова. – М., 2004. 3. Об особенностях обучения по программе образовательной области «Технология» : Методическое письмо от 17.06.1997 №760/14 – 12 // Вестник образования. – 1998. - №10. 4. Новиков, А. М. Образовательный проект : методология образовательной деятельности / А. М. Новиков, Д. А. Новиков. – М. : Эгвес, 2004. 5. Куликовская, И. Э. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст : учебное пособие / И. Э. Куликовская, Н. Н. Совгир. – М. : Педагогическое общество России, 2003.
Предварительный просмотр:
Ребенок воспитывается разными случайностями, его окружающими.
Педагогика должна дать направление этим случайностям.
В. Ф. Одоевский
Современное общество нуждается в совершенно новом типе людей. В век мощного развития технологий различных направлений человек просто обязан обладать такими качествами, как гибкость мышления, способность к быстрому усвоению новых знаний, коммуникаций, умение планировать, принимать решения и многое другое. Как достичь поставленных временем задач? Необходимо пересмотреть подход к процессу образования подрастающего поколения. В частности, поэтапно внедрять в педагогический процесс образовательные технологии.
Для чего нужны инновационные педагогические технологии? К сожалению, традиционное образование не может обеспечить развитие будущего поколения в соответствии с новыми требованиями общества. Традиционная система обучения предполагает пассивное усвоение уже имеющихся знаний. Инновационные образовательные технологии помогут справиться с целым спектром педагогических проблем. Роль педагога меняется в процессе передачи знаний, он должен лишь незаметно направлять и помогать детям «добывать» самостоятельно знания, ставя определенные условия, задачи и критерии поиска.Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в воспитательно-образовательной деятельности, отношение к ребенку со стороны взрослых. Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!». Его цель- содействовать становлению ребенка как личности.
В настоящее время педагогические коллективы ДОУ интенсивно внедряют в работу инновационные технологии. Поэтому основная задача управленческого звена и педагогов дошкольного учреждения – выбрать методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.
Что такое педагогические технологии? Для того чтобы разобраться в педагогических инновациях, необходимо понять сущность термина «образовательные технологии». Обозначает данное понятие всесторонне направленный комплекс педагогических приемов, способов и методов ведения образовательной деятельности учителем для достижения поставленных целей.
На сегодняшний день существуют тысячи различных педагогических технологий, одни из которых уже эффективно применяются в образовательной практике, другие испытываются в экспериментальных учебных учреждениях. Регулярно регистрируются новые авторские образовательные технологии.
Ядро любой технологии: это – цель - средства - правила их использования – результат.
Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования.
Современные педагогические технологии можно условно разделить на личностно-ориентированные технологии и технологии развивающего обучения.
Личностно - ориентированные технологии
Личностно-ориентированные (И.С.Якиманская) технологии представляют собой воплощение гуманистической философии, психологии и педагогики. В центре внимания педагога — уникальная целостная личность ребенка, стремящаяся к максимальной реализации своих возможностей, открытая для восприятия нового опыта, способная на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях.
Фундаментальная идея состоит в переходе от объяснения к пониманию, от монолога к диалогу, от социального контроля к развитию, от управления к самоуправлению. Ребенку нужны педагогическая помощь и поддержка. Это ключевые слова в характеристике технологий личностно-ориентированного образования. Поддержка основывается на трех принципах, сформулированных Ш. А. Амонашвили: любить ребенка, очеловечить среду, в которой он живет; прожить в ребенке свое детство.
Для педагогических технологий, ориентированных на развитие личностных качеств ребенка, его индивидуальности, характерно следующее:
- смена педагогического воздействия на педагогическое взаимодействие,
- изменение направленности педагогического «вектора» — не только от взрослого к ребенку, но и от ребенка к взрослому
- выявление личностных особенностей каждого ребенка как индивидуального субъекта познания
- содержание образования не должно представлять собой только лишь набор социокультурных образцов в виде правил, приемов действия, поведения.
Личностно-ориентированный подход — это методологическая ориентация в педагогической деятельности, позволяющая посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечивать и поддерживать процессы самопознания и самореализации личности ребенка, развития его неповторимой индивидуальности.
Игровые технологии
Большинство психологов и педагогов рассматривают игру в дошкольном возрасте как деятельность, определяющую психическое развитие ребенка, как деятельность ведущую, в процессе которой возникают психические новообразования.
Игра — наиболее доступный для детей вид деятельности, это способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. Уже в раннем детстве ребенок имеет наибольшую возможность именно в игре, а не в какой-либо другой деятельности, быть самостоятельным, по своему усмотрению общаться со сверстниками, выбирать игрушки и использовать разные предметы, преодолевать те или иные трудности, логически связанные с сюжетом игры, ее правилами.
Цель игровой терапии - не менять ребенка и не переделывать его, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность "прожить” в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого.
Игровые технологии тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада и решением его основных задач, направлен на повышение качества педагогического процесса через решение ситуативных проблем, возникающих в ходе его осуществления. В качестве одного из эффективных видов игротерапевтических средств используются народные игры с куклами, потешками, хороводами, играми-шутками.
Используя в педагогическом процессе народные игры, воспитатели не только реализуют обучающие и развивающие функции игровых технологий, но и различные воспитательные функции: они одновременно приобщают воспитанников к народной культуре.
Некоторые современные образовательные программы предлагают использовать народную игру как средство педагогической коррекции поведения детей. Например, они используются в работе логопедов в детских образовательных учреждениях (театрализованные игры в коррекции заикания и др.).
Театрально-игровая деятельность обогащает детей в целом новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развивает интерес к литературе, театру, формирует диалогическую, эмоционально-насыщенную речь, активизирует словарь, способствует нравственно-эстетическому воспитанию каждого ребенка.
Здоровьесберегающие технологии
Целью здоровьесберегающих технологий является обеспечение ребенку возможности сохранения здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни.
Здоровьесберегающие педагогические технологии включают все аспекты воздействия педагога на здоровье ребенка на разных уровнях — информационном, психологическом, биоэнергетическом.
В современных условиях развитие человека невозможно без построения системы формирования его здоровья. Выбор здоровьесберегающих педагогических технологий зависит:
от типа дошкольного учреждения,
от продолжительности пребывания в нем детей,
от программы, по которой работают педагоги,
конкретных условий ДОУ,
профессиональной компетентности педагога,
показателей здоровья детей.
Выделяют (применительно к ДОУ) следующую классификацию здоровьесберегающих технологий:
медико-профилактические (обеспечивающие сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала в соответствии с медицинским требованиями и нормами, с использованием медицинских средств - технологии организации мониторинга здоровья дошкольников, контроля за питанием детей, профилактических мероприятий, здоровьесберегающей среды в ДОУ);
физкультурно-оздоровительные (направленные на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка — технологии развития физических качеств, закаливания, дыхательной гимнастики и др.);
обеспечения социально-психологического благополучия ребенка (обеспечивающие психическое и социальное здоровье ребенка и направленные на обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье; технологии психолого-педагогического сопровождения развития ребенка в педагогическом процессе ДОУ);
здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов (направленные на развитие культуры здоровья педагогов, в том числе культуры профессионального здоровья, на развитие потребности к здоровому образу жизни; сохранения и стимулирования здоровья (технология использования подвижных и спортивных игр, гимнастика (для глаз, дыхательная и др.), ритмопластика, динамические паузы, релаксация);
образовательные (воспитания культуры здоровья дошкольников, личностно-ориентированного воспитания и обучения);
обучения здоровому образу жизни (технологии использования физкультурных занятий, коммуникативные игры, проблемно-игровые (игротренинги, игротерапия), самомассаж); коррекционные (арт-терапия, технология музыкального воздействия, сказкотерапия, психогимнастики и др.)
К числу здоровьесберегающих педагогических технологий следует отнести и педагогическую технологию активной сенсорно-развивающей среды, под которой понимается системная совокупность и порядок функционирования всех личностных инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей. Все технологии должны быть здоровьесберегающими.
Информационно-коммуникационные технологии
В структуре базовых компетентностей личности современного дошкольника важную роль играет информационный компонент, что обусловлено реалиями жизни. Современная жизнедеятельность ребенка-дошкольника, мир электронных игрушек, социальная среда, наполненная информационными средствами и носителями, - все это актуализирует информационный опыт детей. Информационная компетентность дошкольника представляет собой основы, элементы знаний, умений и ценностного отношения к информации и информационным процессам, позволяющим ребенку включаться в доступные ему виды информационной деятельности: познавательной, игровой и др.
Информационными технологиями в педагогике обучения называют все технологии, использующие специальные технические информационные средства. Компьютеры стали широко использоваться в образовании, появился термин – «компьютерная технология обучения». Компьютерные технологии развивают идеи программированного обучения, открывают совершенно новые, еще не исследованные технологические варианты, вязанные с уникальными возможностями современных компьютеров и коммуникаций. Компьютерные (новые информационные) технологии обучения – это процессы подготовки и передачи информации обучаемому посредством компьютера.
Целью компьютерных технологий является формирование умений работать с информацией, развитие коммуникативных способностей, подготовка личности «информационного общества», формирование исследовательских умений, умений принимать оптимальные решения
Важно видеть, что изучение компьютерных технологий является активным педагогическим средством формирования всесторонне развитой личности и обладает рядом функций, влияющих на формирование картины мира ребенка. Перечислим некоторые из этих функций, которые можно вычленить при анализе процесса изучения компьютерных технологий дошкольниками.
Как же ИКТ могут помочь современному педагогу в его работе?
1. Подбор иллюстративного материала к занятиям и для оформления стендов, группы, кабинетов (сканирование, Интернет; принтер, презентация).
2. Подбор дополнительного познавательного материала к занятиям, знакомство со сценариями праздников и других мероприятий.
3. Обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов России и зарубежья.
4. Оформление групповой документации, отчетов. Компьютер позволит не писать отчеты и анализы каждый раз, а достаточно набрать один раз схему и в дальнейшем только вносить необходимые изменения.
5. Создание презентаций в программе Рower Рoint для повышения эффективности образовательных занятий с детьми и педагогической компетенции у родителей в процессе проведения родительских собраний.
В условиях детского сада возможно, необходимо и целесообразно использование ИКТ в различных видах образовательной деятельности. Занятия в детском саду имеют свою специфику, они должны быть эмоциональными, яркими, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием звуковых и видеозаписей. Все это может обеспечить нам компьютерная техника с её мультимедийными возможностями. При этом компьютер должен только дополнять воспитателя, а не заменять его.
Признавая, что компьютер – новое мощное средство для интеллектуального развития детей, необходимо помнить, что его использование в учебно-воспитательных целях в дошкольных учреждениях требует тщательной организации как самих занятий, так и всего режима в целом в соответствии с возрастом детей и требованиями Санитарных правил. Для поддержания устойчивого уровня работоспособности и сохранения здоровья большое значение имеют условия, в которых проходят занятия.
1. Занятия могут проводиться лишь в присутствии воспитателя или преподавателя, который несёт ответственность за безопасность ребёнка.
2. Для проведения таких занятий необходим специальный кабинет.
3. Для уменьшения зрительного напряжения важно, чтобы изображение на экране компьютера было четким и контрастным, не имело бликов и отражений рядом стоящих предметов.
4. Необходимо также исключить возможность засветки экрана, поскольку это снижает контрастность и яркость изображения. Для защиты от света могут быть использованы легкие шторы или жалюзи.
5. При работе компьютеров в помещении создаются специфические условия: уменьшается влажность воздуха, повышается температура воздуха, увеличивается количество тяжелых ионов. Поэтому пол должен иметь антистатическое покрытие, не допускается использование ковров и ковровых изделий.
6. Для поддержания оптимального микроклимата необходимо: проветривание и влажная уборка кабинета до и после занятий.
7. Общая продолжительность занятий с детьми старшего дошкольного возраста должна составлять 25 – 30 минут. Из них 5 - 7 минут дети могут находиться непосредственно за компьютером, другие мультимедийные средства (такие как презентация, слайд-шоу, фотоальбомы) еще 5 – 10 минут.
8. Нельзя использовать мультимедийные технологии на каждом занятии, так как при подготовке и организации таких занятий от педагога, а также от детей, требуется больше интеллектуальных и эмоциональных усилий, чем при обычной подготовке. Кроме того, при частом использовании ИКТ у детей теряется особый интерес к таким занятиям.
В тоже время в результате работы по внедрению ИКТ в воспитательно-образовательный процесс детского сада педагоги могут столкнуться со следующими проблемами:
- Нередко происходит перенасыщение занятия анимацией, слайдами, перегруженность рисунками.
- Не каждый педагог обладает квалификацией для работы с компьютером.
- Недостаточная оснащенность дошкольных учреждений современной технической аппаратурой
- Несоблюдение санитарно-эпидемиологических правил.
- Высокая цена на мультимедийное оборудование.
- Недостаток специальных помещений.
Требования к компьютерным программам ДОУ:
- Исследовательский характер
- Легкость для самостоятельных занятий детей
- Развитие широкого спектра навыков и представлений
- Возрастное соответствие
- Занимательность.
Классификация программ:
- Развитие воображения, мышления, памяти
- Говорящие словари иностранных языков
- Простейшие графические редакторы
- Игры-путешествия
- Обучение чтению, математике
- Использование мультимедийных презентаций
Ошибки при использовании ИКТ:
- Недостаточная методическая подготовленность педагога
- Неправильное определение дидактической роли и места ИКТ на занятиях
- Бесплановость, случайность применения ИКТ
- Перегруженность занятия демонстрацией.
Информационно-коммуникативные технологии прочно входят во все сферы жизни человека. Соответственно, система образования предъявляет новые требования к воспитанию и обучению подрастающего поколения, внедрению новых подходов, которые должны способствовать не замене традиционных методов, а расширению их возможностей.
Технология портфолио
В настоящее время технология портфолио широко применяется в сфере образования, в том числе в практике дошкольного образования. Значимость данной технологии состоит в следующем. Во-первых, она направлена на взаимодействие всех участников образовательного процесса. Дети, педагоги и родители совместно участвуют в создании единого творческого продукта. Во-вторых, это один из способов повышения качества образовательного процесса, т. к. использование данной технологии способствует достижению положительных результатов деятельности как индивидуума (ребенка, педагога), так и коллектива в целом (группы, ДОУ).
Термин портфолио (от англ. portfolio), заимствованный педагогикой из политики и бизнеса, означает портфель или папку для документов. Кроме того, это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений. Иными словами, главная задача портфолио, по мнению Т.Г. Новиковой, "...показать все, на что ты способен".
По оформлению портфолио бывают печатными; электронными; в виде раскраски, по времени создания (в зависимости от цели, вида и необходимости): краткосрочными, среднесрочными, долгосрочными.
Структура портфолио определяется в соответствии с его видом и целью. Основу каждого из них составляет несколько разделов.
Портфолио ребенка (папка личных достижений) позволяет осуществить индивидуальный подход к каждому ребенку и вручается при выпуске из детского сада как подарок самому ребенку и его семье
Портфолио педагога позволяет учитывать результаты, достигнутые им в разнообразных видах деятельности (воспитательной, учебной, творческой, социальной, коммуникативной), и является альтернативной формой оценки профессионализма и результативности работы педагога.
Портфолио позволит самому педагогу проанализировать и представить значимые профессиональные результаты, достижения, обеспечит мониторинг его профессионального роста.
Технология сотрудничества реализует принцип демократизации дошкольного образования, равенство в отношениях педагога с ребенком, партнерство в системе взаимоотношений «Взрослый - ребенок». Педагог и дети создают условия развивающей среды, изготавливают пособия, игрушки, подарки к праздникам. Совместно определяют разнообразную творческую деятельность (игры, труд, концерты, праздники, развлечения).
Педагогические технологии на основе гуманизации и демократизации педагогических отношений с процессуальной ориентацией, приоритетом личностных отношений, индивидуального подхода, демократическим управлением и яркой гуманистической направленностью содержания. Таким подходом обладают программы нового поколения «От рождения до школы», «Детство», «Разноцветная планета», «На крыльях детства».
Сущность технологического воспитательно-образовательного процесса конструируется на основе заданных исходных установок: социальный заказ (родители, общество) образовательные ориентиры, цели и содержание образования. Эти исходные установки должны конкретизировать современные подходы к оценке достижений дошкольников, а также создавать условия для индивидуальных и дифференцированных заданий.
Выявление темпов развития позволяет воспитателю поддерживать каждого ребенка на его уровне развития.
Таким образом, специфика технологического подхода состоит в том, чтобы воспитательно-образовательный процесс должен гарантировать достижение поставленных целей. В соответствии с этим в технологическом подходе к обучению выделяются:
- постановка целей и их максимальное уточнение (воспитание и обучение с ориентацией на достижение результата;
- подготовка методических пособий (демонстрационный и раздаточный) в соответствии с учебными целями и задачами;
- оценка актуального развития дошкольника, коррекция отклонений, направленная на достижение целей;
- заключительная оценка результата освоения программы.
Технология развивающего обучения
Развивающее обучение - направление в теории и практике образования, ориентирующееся на развитие физических, познавательных и нравственных способностей воспитанников обучающихся путём использования их потенциальных возможностей. Это мотивация на конкретное действия, на познание, на новое.
Основоположником развивающего бучения считают психолога Л. С. Выготского. Школы, в которых практикуют использование современных образовательных технологий развивающего направления, появились еще в 50-х годах. Их основателями стали Л. В. Занков и Д. Б. Эльконин.
Принцип развивающего обучения состоит в том, чтобы, выбирая материал педагог, ориентируется на так называемую зону ближайшего развития. Выготский поделил знания детей на 3 уровня: Информация, которую дети знают. Информация, которую не знают. Зона ближайшего развития – промежуточный участок между первым и вторым уровнями. На данном этапе воспитанники обладают достаточным количеством необходимых знаний для того, чтобы получить новые. В такой ситуации ребенку необходимо преодолеть поставленные трудности, опираясь на имеющиеся умения, чтобы самостоятельно познать неизведанное. Таким образом, развивающие образовательные технологии в ДОУ делают ребенка активным субъектом педагогической деятельности: дошкольник осознает необходимость знаний и получает наглядный результат своей деятельности.
Технологии проблемного обучения Возникшая проблемная ситуация побуждает человека к мыслительному процессу для поиска решения поставленной задачи. С опорой на данный факт была разработана такая педагогическая инновация, как проблемное обучение. Применение образовательных технологий такого типа подразумевает наличие проблемной ситуации, вопроса. Ребенок, пытаясь ответить на поставленное задание, использует различные мыслительные процессы, занимается самостоятельным поиском информации, подбирает неординарные решения, использует исследовательскую деятельность и многое другое. Так, проблемное образование включает целый комплекс различных методов, которые применяются для решения поставленной задачи.
Коллективной творческой деятельностью, по определению автора данной технологии И. П. Иванова, называется «такая организация совместной деятельности взрослых и детей, при которой все члены коллектива участвуют в планировании и анализе; деятельность носит характер коллективного творчества и направлена на пользу и радость далеким и близким людям».
Принципы технологии коллективной творческой деятельности:
приоритет успешности каждого ребенка;
учет субъектности (самости) личности ребенка (право ребенка на ошибку, свободный выбор, собственную точку зрения);
сочетание коллективного и индивидуального воспитания.;
приоритет этических ценностей над информированностью (главные ориентиры: доброта, любовь, трудолюбие, совесть, достоинство); превращение школы Знания в школу Воспитания
Индивидуальная, парная, групповая формы организации учебных занятий являются традиционными. Ни одно из этих форм не является коллективной. Коллективной формой организации процесса обучения является только работа учащихся в парах сменного состава (общение либо с каждым отдельно, либо по очереди).
Коллективный способ обучения считается запущенным только тогда, когда каждое задание выполнено хотя бы одним ребёнком, т. е. когда каждый ребёнок выполнил свое задание, и готов обучать всех остальных участников этой работе, получив обучение по остальным заданиям в сменных парах.
Можно выделить следующие виды работы в отдельно взятой паре: обсуждение чего-либо, совместное изучение нового материала, обучение друг друга, тренировка, проверка.
На коллективных учебных занятиях в разновозрастных и разноуровневых группах у воспитанников развиваются навыки самоорганизации, самоуправления, самоконтроля, самооценки и взаимооценки.
При коллективных способах (КСО) у каждого ребенка появляется возможность осуществить индивидуальную траекторию развития:
· обучающиеся реализуют разные цели, изучают разные фрагменты учебного материала, разными способами и средствами, за разное время;
· разные дети осваивают одну и ту же программу по разным образовательным маршрутам;
· наличие сводных учебных групп как мест пересечения разных маршрутов продвижения обучающихся. Одновременно сочетаются все четыре организационные формы обучения: индивидуальная, парная, групповая и коллективная.
КСО идеально подходит для работы в разноуровневой группе, так как позволяет не просто дифференцировать, но и индивидуализировать процесс обучения по объему материала и темпам работы для каждого ребёнка. Развитие интереса и познавательной активности учащихся в рамках данного варианта организации учебной работы связано и с самой формой подачи материала. Соответствие объема и темпа подачи материала индивидуальным особенностям учеников создает чувство успешной деятельности у каждого ребенка.
Коллективным способом обучения является такая его организация, при которой обучение осуществляется путем общения в динамических парах, когда каждый учит каждого.
В организации коллективного труда детей выделяются три последовательных этапа:
· распределение предстоящей работы между участниками,
· процесс выполнения задания детьми,
· обсуждение результатов трудовой деятельности.
Каждый из этих этапов имеет свои задачи, решение которых требует своеобразных методов руководства детьми.
Технология разноуровневого обучения - это педагогическая технология организации процесса, в рамках которого предполагается разный уровень усвоения учебного материала. То есть глубина и сложность одного и того же учебного материала различна в группах уровня А, Б, C, что дает возможность каждому воспитаннику овладевать учебным материалом на разном уровне (А, В, С), но не ниже базового, в зависимости от способностей и индивидуальных особенностей личности каждого воспитанника. Это технология, при которой за критерий оценки деятельности ребёнка принимаются его усилия по овладению этим материалом, творческому его применению.
Основу технологии разноуровневого обучения составляют:
* психолого-педагогическая диагностика воспитанника;
* сетевое планирование;
* разноуровневый дидактический материал.
ТРИЗ (теория решения изобретательских задач), которая создана ученым-изобретателем Т.С. Альтшуллером.
Воспитатель использует нетрадиционные формы работы, которые ставят ребенка в позицию думающего человека. Адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ-технология позволит воспитывать и обучать ребенка под девизом «Творчество во всем!» Дошкольный возраст уникален, ибо как сформируется ребенок, такова будет и его жизнь, именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка.
Целью использования данной технологии в детском саду является развитие, с одной стороны, таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность; с другой – поисковой активности, стремления к новизне; речи и творческого воображения.
Основная задача использования ТРИЗ - технологии в дошкольном возрасте – это привить ребенку радость творческих открытий.
Основной критерий в работе с детьми – доходчивость и простота в подаче материала и в формулировке сложной, казалось бы, ситуации. Не стоит форсировать внедрение ТРИЗ без понимания детьми основных положений на простейших примерах. Сказки, игровые, бытовые ситуации – вот та среда, через которую ребенок научится применять тризовские решения, встающих перед ним проблем. По мере нахождения противоречий, он сам будет стремиться к идеальному результату, используя многочисленные ресурсы.
Можно применять в работе только элементы ТРИЗ (инструментарий), если педагог недостаточно освоил ТРИЗ-технологию. Зачастую, педагог уже проводит тризовские занятия, даже не подозревая об этом. Ведь, именно, раскрепощенность мышления и способность идти до конца в решении поставленной задачи – суть творческой педагогики.
Технология исследовательской деятельности
Цель исследовательской деятельности в детском саду- сформировать у дошкольников основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления.
Надо отметить, что применение проектных технологий не может существовать без использования ТРИЗ-технологии (технологии решения изобретательских задач). Поэтому при организации работы над творческим проектом воспитанникам предлагается проблемная задача, которую можно решить, что-то исследуя или проводя эксперименты.
Задача современного образования – не просто дать знания ученикам, а научить детей применять эти знания на практике, уметь связать теоретические материалы с проблемными жизненными ситуациями. Современные образовательные технологии в первую очередь стремятся реализовать именно такие педагогические цели. Метод проектов – это целая упорядоченная система, которая предусматривает несколько этапов работы над определенным вопросом.
Цель технологии проектной деятельности: развитие и обогащение социально-личностного опыта посредством включения детей в сферу межличностного взаимодействия.
Сущность технологии заключается в создании готового наглядного продукта – это обязательное правило такого метода.Ребенок самостоятельно или опосредованно участвует в разработке плана действий, его воплощении и контроле выполнения. Но самое главное, он видит конкретный результат своей деятельности, подтверждающий правильность выбранного решения и реализации идеи на практике.
Этапы метода проекта: Четкое формулирование поставленной задачи. Также важно, чтобы проблема была социально значимой. Важным этапом является планирование, когда обсуждаются методы решения задачи и обозначается конкретный желаемый результат деятельности. Следующим этапом является исследовательская деятельность, когда участники проекта находят требуемую информацию, осмысливают ее, систематизируют. Практический этап предполагает внедрение полученных теоретических знаний в практической деятельности в результате создания конечного продукта. Презентация результата.
Педагоги, активно использующие проектную технологию в воспитании и обучении дошкольников, единодушно отмечают, что организованная по ней жизнедеятельность в детском саду позволяет лучше узнать воспитанников, проникнуть во внутренний мир ребенка.
Типы проектов:
по доминирующему методу: исследовательские, творческие, игровые,
по характеру содержания: включают ребенка и его семью, ребенка и природу, ребенка и рукотворный мир,
по характеру участия ребенка в проекте: заказчик, эксперт, исполнитель,
по характеру контактов: осуществляется внутри одной возрастной группы, в контакте с другой возрастной группой, внутри ДОУ,
по количеству участников: индивидуальный, парный, групповой,
фронтальный.
по продолжительности: краткосрочный, средней продолжительности,
долгосрочный.
Модульное обучение Модуль – от латинского слова «modulies» – «мера», «способ», это – некая целостная функциональная система, ограниченная определенными рамками, которая обеспечивает выполнение какой-то конкретной функции от начала до конца. Модулем названо несколько занятий, направленных на формирование у детей определенных понятий. Словом «занятие» назван не аналог школьного урока, а любой вид занятости детей, включая игру и свободную деятельность.
Принципиальные отличия модульной технологии от других педагогических технологий заключаются в следующих положениях:
1. Содержание обучения в данной системе представляется в виде самостоятельного модуля, одновременно являющегося и банком информации, и методическим руководством по её усвоению.
2. Образовательный модуль обеспечивает достижение поставленных целей. Дети учатся формулированию последовательности действий, пониманию цели деятельности.
3. Сама суть модульной технологии требует соблюдения субъектных взаимоотношений между педагогом и ребёнком. В связи с этим перед педагогом стоит задача — мотивирование, координация и управление образовательно-воспитательным процессом.
Модуль коренным образом отличается от цикла занятий. Назовем эти отличия:
- цикл, как правило, организуется в пределах одного вида деятельности, в модуль включаются занятия по всем видам деятельности (познавательно - исследовательская, игровая, трудовая, продуктивная, коммуникативная, музыкально – художественная, чтение);
- в модуле практически все занятия являются комплексными. В рамках одного занятия дети получают максимум представлений о свойствах, качествах, отношений между объектами, явлениями, о существующих взаимосвязях в процессе разных видов детской деятельности;
- термину «занятие» возвращается его исходный смысл, т.к. дети все время заняты (вплоть до бытового разговора и свободной деятельности), тем самым слово «занятие» перестает быть синонимом урока;
- модуль, в отличие от цикла, имеет сюжет, который развертывается на протяжении долгого времени (месяца и более);
- в модуле педагогический процесс перестает быть «подготовкой к жизни», а становится самой жизнью, жизнью детей, здесь ничего не делается «понарошку», условно, а все происходит в реальности (что нельзя выполнить, в модуль не включается);
- деятельность детей приобретает целесообразность, они усваивают знания не потому, что так запланировал педагог, а потому что эти знания совершенно реально понадобятся им сегодня или в ближайшем будущем.
Модуль не надстраивается над педагогическим процессом, а встраивается в него. Следовательно, педагог при составлении плана работы включает темы занятий модуля в качестве тем занятий по соответствующим видам деятельности.
Преимущество обучения детей на модульной основе
1. Модульный принцип позволяет строить педагогический процесс на основе интеграции всех видов деятельности.
2. Педагогический процесс становится более экономичным, позволяет за небольшой отрезок времени решать несколько дидактических целей и задач.
3. Наличие сюжета способствует развитию принципа обучения в игре: играя, дети не замечают, что обучаются.
4. Тот же фактор придаёт деятельности детей определённую значимость, поскольку знания становятся необходимыми в реальной жизни. Дети чётко видят цель обучения, и это облегчает формирования у них целеполагания. Знания не цель, а средство достижения цели.
5. Понимание значимости своей работы и удовлетворения от качества её конечного результата создаёт у детей положительный эмоциональный настрой и желание выполнить действия лучшим способом.
6. Личностно-ориентированная модель взаимодействия всех участников деятельности.
7. Учёт индивидуальных возможностей, склонностей и индивидуальный темп развития каждого ребёнка, поскольку модуль позволяет варьировать вид деятельности и сложность работы каждого отдельного ребёнка в едином процессе.
8. Стимуляция собственной познавательной активности детей (а не сообщение готовых знаний). Основной акцент смещается с сообщений знаний в готовом виде на стимуляцию собственной познавательной активности.
Технология музейной педагогики
«Музейная педагогика»…Сегодня это словосочетание знакомо всем, кто имеет отношение к воспитанию и образованию юного поколения. Термин «музейная педагогика» пришел к нам из Германии, где он появился на рубеже 19-20 вв. С этого времени музей начал осознаваться как учреждение, одной из главных функций которого стала образовательно-воспитательная. Педагогический словарь даёт следующее определение музейной педагогике: «Музейная педагогика – область науки, изучающая историю, особенности культурной образовательной деятельности музеев, методы воздействия музеев на различные категории посетителей, взаимодействие музеев с образовательными учреждениями». Во многих дошкольных учреждениях сегодня создаются различные музеи. Слово "музей" происходит от греческого и латинского слов - храм муз, место, посвященное наукам и искусствам. Музей - учреждение, которое занимается собиранием, изучением, хранением и показом предметов и документов, характеризующих развитие природы и человеческого общества Цель музейной педагогики– создание условий для развития личности путём включения её в многообразную деятельность музея. Задачи музейной педагогики: -Воспитание любви к родному краю и людям, заботящимся о его процветании; -Формирование самосознания, становления активной жизненной позиции, умения успешно адаптироваться в окружающем мире; - Развитие творческих и организаторских способностей, предоставление возможности реализоваться в соответствии со своими склонностями и интересами, выявить свою неповторимую индивидуальность; -Формирование детско-взрослой совместной деятельности на материале музейной практики; -Освоение нового типа занятий, формирование профессиональной компетентности музейного педагога; -Формирование системы критериев и механизмов оценки образовательного результата музейной педагогики. .-Обогащение предметно-развивающей среды ДОУ. -Формирование у дошкольников представления о музее. -Развитие познавательных способностей и познавательной деятельности. -Формирование проектно-исследовательских умений и навыков. -Развитие речи и расширения словарного запаса. -Воспитание любви к природе родного края и чувство сопричастности к ее сбережению. Воспитание культуры поведения. Направления деятельности музея: - Поисково-собирательское. Важным этапом в процессе комплектования мини- музеев является подготовка к поисково-собирательской работе. Это направление даёт возможность детям проявить себя в исследовательской работе, проявить свои исследовательские умения. В рамках исследования можно разрабатывать любую тему, интересующую детей. На подготовительном этапе начинается изучение темы по литературе, по материалам, уже имеющимся в музее. - Экспозиционное (оформительское). Специфика музейной экспозиции заключается в том, что то или иное событие, природное или социальное явление отражается в ней с помощью не только музейных предметов, но и художественных и технических средств. И поэтому над музейной экспозицией работает большой коллектив – научные работники, художники, дизайнеры, техники. Создание экспозиции – сложный процесс, проходящий несколько этапов: - Экскурсионное. Музейная экскурсия – форма культурно-образовательной деятельности музея, основанная на коллективном осмотре музея под руководством специалиста по заранее намеченной теме и специальному маршруту. Особенностью музейной экскурсии является сочетание показа и рассказа при главенствующей роли зрительного восприятия, которое дополняется впечатлениями и моторного характера: осмотр с разных точек зрения, на различном расстоянии. В детских музейных экскурсиях используется вопросно-ответный метод, приёмы игры, театрализации и продуктивной деятельности ребёнка (рисунок, лепка, моделирование). Экскурсоводом может быть каждый, кто любит музей, умеет интересно рассказывать, стремится к новым знаниям. Подготовка и проведение экскурсии в музее – непростое дело. Оно требует настойчивости, больших знаний, специальных навыков. Подготовка к выбору темы, составлению текста экскурсии должна проводиться под руководством педагога. К проведению экскурсии должны быть разработаны специальные требования: Экскурсию можно строить последовательно по отдельным подтемам и вопросам темы; Содержание вопроса должно раскрываться путём показа и анализа определённых экспонатов; Экскурсию делает интересной эмоциональный, интересный рассказ. Для того чтобы это направление работы проходило более успешно, интересно, необходимо собрать группу детей, желающих освоить экскурсионное дело, познакомить их с основными правилами, по которым строится текст экскурсии, и её проведение. - Культурно-массовые мероприятия, дела. Одним из основных критериев в оценке работы музея является разнообразие форм массовой и учебно-воспитательной работы: проведение экскурсий и уроков по экспозиции, встреч с участниками Великой Отечественной войны, выдающимися деятелями науки, культуры и искусства, работа с местным населением. Музей должен органично вписываться в план работы всего общеобразовательного учреждения. При разработке и проведении мероприятий и культурно-массовых дел в рамках музея необходимо учитывать следующие исторически сложившиеся принципы: Интерактивность, ибо человек воспринимает только то, что делает; Комплексность – включение всех типов восприятия; Программность, которая обеспечивает усвоение информации и приобретение умений и навыков на основе специально разработанных программ. Немецкий учёный Г. Фройденталь сформулировал совокупность требований к проведению занятий в музее, актуальных и сегодня: - каждое посещение музея – это занятие, и оно должно иметь конкретную (учебную, воспитательную, развивающую) цель; - учитель и дети должны осознавать, что посещение музея – не развлечение, а серьёзная работа, а поэтому нужно готовиться к нему; - посещать музей нужно после предварительной подготовки и в процессе занятий, когда дети не устали и готовы к восприятию; - следует отказаться от обзорных экскурсий, «как безумно тяжёлых не только для сознания ребёнка, но и взрослого»; - отбирать экспонаты для экскурсионного показа нужно на основе возрастных интересов ребёнка; - итогом посещения музея должно быть самостоятельное творчество детей (рисунок, сочинение на тему увиденного, создание моделей и т.д.). |
|
Технология интегрированного занятия
Интегрированное занятие отличается от традиционного использованием межпредметных связей, предусматривающих лишь эпизодическое включение материала других предметов.
Интегрирование соединяет знания из разных образовательных областей на равноправной основе, дополняя друг друга. При этом решается несколько задач развития. В форме интегрированных занятий лучше проводить обобщающие занятия, презентации тем, итоговые занятия. Интеграция рассматривается не только с точки зрения взаимосвязей знаний по предметам, но и как интегрирование технологий, методов и форм обучения.
Наиболее эффективные методы и приёмы на интегрированном занятии:
-сравнительный анализ, сопоставление, поиск, эвристическая деятельность;
-проблемные вопросы, стимулирование, проявление открытий, задания типа «докажи», «Объясни».
Примерная структура:
Вводная часть:
создаётся проблемная ситуация, стимулирующая активность детей к поиску её решения (например, что произойдёт, если на планете не будет воды?)
Основная часть:
новые задания на основе содержания различных областей с опорой на наглядность; обогащение и активизация словаря.
Заключительная часть:
детям предлагается любая практическая работа.
Каждое занятие ведёт 2 или более педагогов.
Методика подготовки и проведение:
- выбор областей
-учёт программных требований;
-базовое направление;
-выявление основных принципов построения системы занятия;
-продумывание развивающих задач;
-использование разнообразных видов деятельности;
-учитывание особенностей формирования развития различных видов мышления;
-использование большего количества атрибутов и наглядного материала;
-использование методов и приёмов продуктивного характера;
-учет личностно-ориентированного подхода;
Изменения, происходящие в современном мире, на сегодняшний день не могут не затрагивать сферу образования.
Одним из популярнейших источников получения информации сегодня для большинства жителей нашей планеты стал интернет, который многогранен и безграничен.
Для детского дошкольного учреждения создание сайта – это отличная возможность наладить обмен информацией с родителями.
На сегодняшний день популярность личных блогов и собственных сайтов детских дошкольных учреждений растет. Удобства и преимущества можно перечислять очень долго.
Сайт – это отличная возможность презентовать детский сад со всех его лучших сторон. Здесь можно рассказать о наградах и достижения, описать квалификацию педагогов, поведать об особых методиках, дополнительных возможностях и т.д. Говорить о своих заслугах можно и нужно! Будьте уверены, это не останется незамеченным родителями и вышестоящими органами.
Вот несколько советов
1. Не стоит заниматься плагиатом, в последнее время модно заимствовать материал и выдавать его за свой. Исключение, если вы собираете информацию на какую-то определенную тему, но не забывайте указывать автора источника.
2. Не используйте слишком много графических объектов – это затрудняет просмотр и уменьшает скорость загрузки страниц.
3. Максимальное качество во всем. Хотя слово «качество» не совсем точно характеризует то, что я имею в виду, можно было бы еще добавить слово «душа». Сделать свой сайт с душой – вот главный залог успеха. В каждой мелочи, в каждой детали должна быть частичка твоей души.
4. Постоянное обучение и совершенствование уже созданного. Нельзя останавливаться в своем развитии, будь ты хоть трижды профессионалом, если остановился, решив, что уже познал истину, то, считай, сделал первый шаг назад.
5. Терпение, терпение и еще раз терпение. Решив сделать свой сайт, приготовьтесь к тому, что вам понадобится его очень много. Придется терпеть монотонность и вести кропотливую работу, терпеливо выслушивая критиков – гуру и советчиков – посетителей, суметь принять неудачи (они бывают у всех) и не сдаваться.
Но самое трудное – ждать результатов работы. Причем не просто ждать, а находить в себе мотивацию продолжать трудиться, не видя этих самых результатов. Поэтому запасайтесь терпением, оно поможет вам сделать свой сайт и не пожалеть об этом.
Две следующие технологии приемлемы для школьников и взрослых. Это Дистанционное обучение и занятия с использованием электронной почты.
Дистанционное обучение С появлением интернета дистанционно-образовательные технологии обрели совершенно новые формы. Отметим, что такой вид получения знаний имеет длинную историю. Еще в конце XVIII века, когда образовалась почтовая связь, было известно обучение в такой форме. Первым в мире учебным заведением такого типа образования является Открытый университет Великобритании, который был основан в 1969 году. В России в качестве экспериментального метода дистанционное обучение было введено в 1997 году. Сегодня дистанционно-образовательные технологии стремительно расширяются и модернизируются за счет ряда преимуществ: дистанционное обучение снижает затраты на образование как ученика, так и государства в целом; житель любого уголка планеты может учиться в выбранном учебном заведении без необходимости затрат на проживание и переезд; данный вид обучения позволяет учитывать индивидуальные особенности ученика, темп усвоения им знаний; комфортные условия обучения на дому позволяют максимально настроиться на получение знаний; существует возможность подбора индивидуального расписания и времени обучения. Но можно отметить и недостатки: возможны технические сбои и поломки; ограниченный доступ к общению с преподавателем; не выдается диплом государственного образца. Кроме того, ученик лишен возможности общения в коллективе и других простых студенческих радостей. Стоит учесть также тот факт, что в нашей стране дистанционное образование развито недостаточно. Такую форму обучения чаще всего применяют либо для детей, которые не могут посещать учебное учреждение или переведены на экстернат, либо используют для прохождения повышения квалификации, переподготовки специалистов, а также изучения курсов иностранного языка на платной основеТехнологии обучения на расстоянии реализовываются следующими способами: Широко применяют систему массовых онлайн-курсов (МООКС) без ограничения по количеству слушателей. Занятия в чате, «Скайпе». Возможно проведение коллективных и индивидуальных уроков посредством онлайн-видеосвязи преподавателя и учеников.
Занятия с помощью электронной почты. В таком случае преподаватель высылает ученику материал урока и задания к нему, которые необходимо выполнить и отослать на проверку в указанные сроки. Классифицировать типы дистанционного обучения можно таким образом: бесплатные, платные, премиум; с ограничением по количеству участников и без ограничения; без педагогического сопровождения и с помощью преподавателя; доступные в определенное время и со свободным доступом. Даже при наличии существенных недостатков дистанционное обучение является прогрессивной педагогической технологией. Все большее количество учебных учреждений предлагает абитуриентам такую форму обучения.
Заключение:Технологический подход, то есть новые педагогические технологии гарантируют достижения дошкольника и в дальнейшем гарантируют их успешное обучение в школе.
Каждый педагог – творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Создание технологии невозможно без творчества. Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающемся состоянии. Все в наших руках, поэтому их нельзя опускать.
Закончить своё выступления я бы хотела словами философа Конфуция «Ребёнок – это не сосуд, который надо наполнить, а факел, который надо зажечь». Творите сами. Как нет детей без воображения, так нет и педагога без творческих порывов. Творческих Вам успехов!
Литература
- Куликовская, И. Э. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст : учебное пособие / И. Э. Куликовская, Н. Н. Совгир. – М. : Педагогическое общество России, 2003.
- Микляева, Н. В. Программа развития и образовательная программа ДОУ : технология составления, концепция / Н. В. Микляева. – М., 2007.
- Новиков, А. М. Образовательный проект : методология образовательной деятельности / А. М. Новиков, Д. А. Новиков. – М. : Эгвес, 2004.
- Об особенностях обучения по программе образовательной области «Технология» : Методическое письмо от 17.06.1997 №760/14 – 12 // Вестник образования. – 1998. - №10.
- Хабарова, Т. В. Педагогические технологии в дошкольном образовании / Т. В. Хабарова. – М., 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Творческие находки педагога, Панорама методических идей
Панорама методических идей...
Проект: Панорама добрых дел старших дошкольников в совместной деятельности со взрослыми.
Проектная деятельность по формированию у детей бережного отношения к природе в совместной деятельности со взрослыми....
Конспект непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром детей группы младшего дошкольного возраста (от 3 до 4лет) Тема: «Подарки к празднику. Праздничная панорама»
НОД по РиОМ ко Дню Защитника Отечества в младшей группе (с 3до 4 лет), дающая первичные представления об армии и военных профессиях...
Экскурсия на панораму по стихотворению П.Воронько "На кораблике" для детей среднего возраста с ОНР.
Экскурсии на выставки и панорамы, обсуждение творческих работ помогают активизировать речевые высказывания детей, воспитывают способность к публичным выступлениям, помогают видеть мир и интересы други...
Конспект ООД по изобразительной деятельности "Пейзажная панорама"
подготовительная группа...
Вариативная деятельность в условиях реализации ФГОС мероприятие, приуроченное к «Панораме педагогических достижений»
6 апреля 2016 года в рамках городского методического мероприятия «Панорама педагогических достижений» мы поделились опытом внедрения и реализации вариативной деятельности с детьми раннего возраста....
Выступление на панораме педагогических технологий
Тема: «Современная образовательная технология «Круги Луллия», для развития интеллектуально – творческих способностей у детей дошкольного возраста»...