Деловая игра с родителями "Роль семьи в воспитании ребёнка"
материал на тему

Красникова Алёна Андреевна

Представлен ход деловой игры по данной теме. Раскрыта роль семейного воспитания. Представлена информация о стилях семейного воспитания. Приведён пример упражнения с группой родителей "Семья". Приведены примеры тренинговых упражнения для сплочения родителей с детьми. Памятки для родителей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Деловая игра

«Роль семьи в воспитании ребёнка»

Семья - это та первичная среда, где человек должен учиться творить добро.

Сухомлинский Василий Александрович

Уважаемые родители, педагоги и специалисты сегодня мы с вами проведём наше мероприятие в форме деловой игры.

Цель деловой игры: расширение профессиональной компетентности всех участников образовательного процесса; развитие навыков принятия коллективных решений.

Регламент игры:

Организационный этап (3 мин).

Подготовительный этап (10-15 мин.).

Основной этап: работа в группах 15-20 мин.).

Рефлексивный этап (7 мин.).

Инструментарий игры: 

Структура деловой игры

1. Организационный этап

1.1. Введение в игру

Назначение: сообщение информации участникам о цели и условиях игры.

Реализация: ведущий сообщает участникам о цели игры, условиях ее проведения и знакомит с правилами деловой игры, осуществляет деление участников на группы, в которых определяется руководитель; ведущий произносит вступительное слово по обсуждаемой проблеме.

1.2. Выступление воспитателя – «Роль семейного воспитания»

Право ребенка на семейное воспитание провозглашено Конвенцией ООН о правах ребенка и признано национальным законодательством: Конституцией России, Семейным кодексом РФ и другими актами.

Каждому ребенку для гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви, понимания. В атмосфере признанного родительского авторитета, который принимается ребенком как должное. Очень важно не потерять абсолютное доверие со стороны ребенка. А для этого родители должны серьезно относиться к своим словам и поступкам, не допускать расхождение слов с делом. Важно создать эмоционально положительную атмосферу в семье. Соблюдать педагогический такт в отношениях с детьми.

Духовное общение с детьми - одно из условий поддержания авторитета родителей. При этом важно совместные занятия, игры,  приобщение  малыша к полезным и увлекательным хобби отца и матери.

Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Ни детский сад, ни школа, ни другое учебное заведение не даст столько ребёнку, как семья, ведь в семье он проводит большую часть своей жизни.

Одной из важнейших задач образовательного учреждения и семьи является создание условий, обеспечивающих полноту и целостность пространства для жизни и гармоничного развития ребенка. Ее решение невозможно без установления равных отношений «воспитатель - родители».

Завершая свое выступление, хотела бы еще раз подчеркнуть важность ответственного отношения родителей к воспитанию собственных детей. Родители и только они несут ответственность за нравственный облик, характер, привычки своих чад.

Спасибо за внимание!

2. Подготовительный этап

2.1. Построение «Пирамиды взаимодействия воспитателя и родителей»

Назначение: определение этапов взаимодействия воспитателя с родителями; включение участников в работу по осмыслению обсуждаемой проблемы.

Реализация: группам предлагается выстроить «пирамиду взаимодействия воспитателя и родителей» (определить последовательность этапов взаимодействия воспитателя и родителей) и представить полученный результат.

Инструментарий: карточки с названием этапов взаимодействия учителя и родителей (диагностический этап; информационно-наглядное просвещение; психолого-педагогическое просвещение и обучение родителей; включение родителей в совместную практическую деятельность); доска, магниты.

2.2. Представление информации по «Стили семейного общения»

Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительный фактор в том, что никто, кроме самых близких и родных не любит ребёнка больше. Но семья может и навредить ребёнку при использовании неправильных методов воспитания.

В каждой семье объективно складывается определенная, далеко не всегда осознанная ею система воспитания. Здесь имеется в виду и понимание целей воспитания, и формулировка его задач, и более или менее целенаправленное применение методов и приемов воспитания, учет того, что можно и чего нельзя допустить в отношении ребенка. Могут быть выделены 4 тактики воспитания в семье:

  • диктат,
  • опека,
  • «невмешательство»,
  • сотрудничество.

Диктат в семье проявляется в проявлении инициативы одними членами семьи  в основном взрослыми) и подавлении желаний и инициативы других. Диктат в семье проявляется в систематическом поведении одними членами семейства (преимущественно взрослыми) инициативы и чувства собственного достоинства у других его членов. 

   Родители, разумеется, могут и должны предъявлять требования к своему ребенку, исходя из целей воспитания, норм морали, конкретных ситуаций, в которых необходимо принимать педагогически и нравственно оправданные решения. Однако те из них, которые предпочитают всем видам воздействия приказ и насилие, сталкиваются с сопротивлением ребенка, который отвечает на нажим, принуждение, угрозы своими контрмерами: лицемерием, обманом, вспышками грубости, а иногда откровенной ненавистью. Но даже если сопротивление оказывается сломленным, вместе с ним оказываются сломленными и многие ценные качества личности: самостоятельность, чувство собственного достоинства, инициативность, вера в себя и в свои возможности. Безоглядная авторитарность родителей, игнорирование интересов и мнений ребенка, систематическое лишение его права голоса при решении вопросов, к нему относящихся, - все это гарантия серьезных неудач формирование его личности. 

Опека в семье - это когда родители всячески пытаются оградить своего ребёнка от разных трудностей, проблем и пытаются удовлетворить все его потребности. Опека – это система отношений, при которых родители, обеспечивая своим трудом, удовлетворение всех потребностей ребенка, ограждают его от каких-либо забот, усилий и трудностей, принимая их на себя. Вопрос об активном формировании личности отходит на второй план. В центре воспитательных воздействий оказывается другая проблема – удовлетворение потребностей ребенка и ограждение его от трудностей. Родители, по сути, блокируют процесс серьезной подготовки их детей к столкновению с реальностью за порогом родного дома. Именно эти дети оказываются более неприспособленными к жизни в коллективе. По данным психологических наблюдений именно эта категория именно эта категория подростков дает наибольшее число срывов в переходном возрасте. Как раз эти дети, которым, казалось бы, не на что жаловаться, начинают восставать против чрезмерной родительской опеки. Если диктат предполагает насилие, приказ, жесткий авторитаризм, то опека – заботу, ограждение от трудностей. Однако результат во многом совпадает: у детей отсутствует самостоятельность, инициатива, они так или иначе отстранены от решения вопросов, лично их касающихся, а тем более общих проблем семьи.

Сотрудничество как тип взаимоотношений в семье предполагает совместную деятельность, времяпровождение. Эта система предполагает опосредованность межличностных отношений в семье общими целями и задачами совместной деятельности, ее организацией и высокими нравственными ценностями. Именно в этой ситуации преодолевается эгоистический индивидуализм ребенка. Семья, где ведущим типом взаимоотношений является сотрудничество, обретает особое качество, становится группой высокого уровня развития – коллективом.  Большое значение в становлении самооценки имеет стиль семейного воспитания, принятые в семье ценности. 

При тактике «невмешательства» родители не вникают в проблемы ребёнка, предоставляя ему возможность самому решать свои проблемы. Система межличностных отношений в семье, строящаяся на признании возможности и даже целесообразности независимого существования взрослых от детей, может порождаться тактикой «невмешательства». При этом предполагается, что могут сосуществовать два мира: взрослые и дети, и ни тем, ни другим не следует переходить намеченную таким образом линию. Чаще всего в основе этого типа взаимоотношений лежит пассивность родителей как воспитателей. 

Существует 3 стиля семейного воспитания:

- демократический – это стиль «согласия»;

- авторитарный – стиль «подавления»;

- попустительский – ребёнок предоставлен сам себе.

По поводу воспитания детей существует множество теорий. Родители, воспитывая детей, обычно не теоретизируют по этому поводу, а ведут себя так, как им подсказывает интуиция, жизненный опыт и складывающиеся обстоятельства. Проще говоря – как получится. А как же получается? С помощью этого простого теста попробуйте оценить свою собственную стратегию семейного воспитания - «Стили семейного воспитания»

3. Основной этап 

Какой бы ни был ребенок, он нуждается в признании своей индивидуальности и поддержки любящих родителей.

3.1. Упражнение «Семья» - по количеству участников раздаются изображения членов семьи.

1) Несколько участников (5-7 человек и более), исполняющих роли различных членов семьи, выходят и берутся за руки, образуя круг; кто-то периодически тянет всех на себя, кто-то приходит в круг, кто-то может уйти (комментарий ведущего: «В семью могут приходить новые члены, кто-то ее покидает; люди живут вместе, но это еще не семья).

2) Когда прослеживаются корни семьи, появляются традиции (потопайте ножками – ощутите «корни»), появляются прочные эмоциональные связи (можете сблизиться в центр; отойти как можно дальше друг от друга, чуть-чуть отклониться назад, не отпуская рук) - это уже настоящая семья – устойчивая и дружная.

3) Если мы имеем дело с воспитанием ребенка, оно не всегда бывает легким, а может быть даже проблемным («ребенок» виснет на руках «родителей», других «родственников»; прыгает, может сесть на сцепленные руки. Двое соседей по обе стороны от «ребенка» – это «родители»). Ведущий спрашивает у «родителей»: «Как вам?» (тяжело, но семья еще стоит; родителям достается больше всего проблем, но и другим становится не сладко).

4) А бывает, когда кто-то из членов семьи выбывает: или из семьи, или из процесса воспитания (участники через одного выходят из круга, «ребенок» продолжает всех изводить (ведущий: «Нелегко воспитывать ребенка, а если этот ребенок еще и с трудом поддается воспитанию, тогда совсем туго приходится членам семьи»).

5) А сейчас прошу всех опять встать в круг. Смотря на ноги стоящих, представьте членов своей реальной семьи и вклад каждого. Почувствуйте эту силу – силу круга, силу семьи. Наберитесь силы у этого круга. Периодически передавайте это своим детям через просматривание семейных альбомов, соблюдение традиций и ритуалов вашей семьи. В заключение ведущий просит  обменяться впечатлениями тех, кто стоял в кругу и тех, кто наблюдал за происходящим.

Итог ведущего: «Круг – это символ формирования привязанности, единения членов семьи. Если родители не смогли создать этих чувств, ребенок чувствует себя лишним. В таком случае может вырасти, так называемый, «эмоциональный инвалид».

3.2. Выполнение тренинговых  упражнений направленных на детско-родительские отношения – выступает педагог-психолог Трифонова Олеся Александровна.

Статистические данные показывают: в тех семьях, где существовали тесные и теплые взаимоотношения матери и ребенка, дети вырастают  самостоятельными  и активными. В тех семьях, где наблюдается дефицит эмоционального контакта, дети отличались замкнутостью и агрессивностью. В общении с детьми и взрослыми ребенок овладевает нормами и правилами поведения, взаимоотношений, понимает их целесообразность и необходимость.

Отношения детей и взрослых в семье должны быть доверительными, доброжелательными, но не равноправными. Ребенок понимает: он еще много не знает, не умеет; взрослый образован, опытен, поэтому нужно прислушиваться к его советам, словам. Однако при этом ребенок видит, что не всегда  взрослые  бывают правы, что поведение многих отнюдь не отвечает нравственным устоям. Ребенок учится  отличать плохое от хорошего. В семье ребенок учится высказывать свое мнение, имеет право спорить, доказывать, рассуждать; в семье должно поддерживаться любое проявление ребенком творчества, инициативы, самостоятельности.

3.3. Домашнее задание для родителей.

Ученые давно доказали, что если ребенок рождается и растет в атмосфере любви, то он вырастает более счастливым и благополучным. Существует много способов проявления любви. Одним из таких замечательных способов является объятие. Медики и психологи единогласно пришли к заключению, что объятия крайне необходимы в семье. Они не портят характер людей, всегда доступны, всем приятны и необходимы людям любого возраста. Хотя это внешнее проявление любви, однако, объятия оказывают немедленный внутренний эффект. Считается, что ежедневно необходимы 5 объятий для выживания, 10 – для поддержки и 15 – для роста и развития ребенка. Наилучший результат достигается тогда, когда объятия используются в нужный момент в течение всего дня. Выполнение данной рекомендации не требует тренировки и поэтому будет вашим постоянным домашним заданием.

3.4. Раздача памяток «Как общаться с ребёнком»

  1. Всегда принимайте активное участие в жизни семьи.
  2. Находите время, чтобы поговорить с ребенком.
  3. Интересуйтесь проблемами ребенка, вникайте во все его трудности.
  4. Помогайте развивать способности и таланты.
  5. Не оказывайте на ребенка нажима. Помогая ему тем самым самостоятельно принимать решения.
  6. Имейте представление о различных этапах жизни ребенка.
  7. Уважайте право ребенка на собственное мнение.
  8. Относитесь к ребенку как к равноправному члену семьи, у которого пока просто мало жизненного опыта.
  9. Будьте последовательны в своих действиях.
  10. Не давайте ребенку невыполнимых обещаний.
  11. Ежедневно давайте ребенку почувствовать свою любовь и заботу.

4. Рефлексия

Совместное формулирование общих выводов по обсуждаемой проблеме. Ответы на вопросы:

  1. Чем помогла Вам сегодняшняя встреча?
  2. Какая часть вызвала особый интерес?
  3. Ваши предложения и пожелания на будущее.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Деловая игра «Роль семьи в воспитании детей»

Слайд 2

Семья - это та первичная среда, где человек должен учиться творить добро. Сухомлинский Василий Александрович

Слайд 3

Роль семейного воспитания Важно создать эмоционально положительную атмосферу в семье. Соблюдать педагогический такт в отношениях с детьми. Духовное общение с детьми - одно из условий поддержания авторитета родителей. При этом важно совместные занятия, игры, приобщение малыша к полезным и увлекательным хобби отца и матери.

Слайд 4

Пирамида взаимодействия воспитателя и родителей

Слайд 5

Стили семейного общения Могут быть выделены 4 тактики воспитания в семье : диктат, опека, «невмешательство», сотрудничество.

Слайд 6

Существует 3 стиля семейного воспитания : демократический – это стиль «согласия»; авторитарный – стиль «подавления»; попустительский – ребёнок предоставлен сам себе.

Слайд 7

Тест «Стили семейного воспитания» 1. Считаете ли вы, что ребенок должен: А) делиться с вами всеми своими мыслями и чувствами, рассказывать обо всем, что происходит с ним и вокруг него; Б) рассказывать вам только то, чем он сам захочет поделиться; В) оставлять свои мысли и переживания при себе.

Слайд 8

2. Если вы узнаете, что ваш ребенок взял игрушку у другого ребенка в его отсутствие и без разрешения, то вы: А) поговорите с ребенком «по душам», и предоставите ему самому принять правильное решение; Б) предоставите детям самим разбираться в своих проблемах; В) отругаете ребенка при других детях и заставите вернуть взятую без спросу игрушку и извиниться.

Слайд 9

3. Если ваш ребенок, обычно активный, подвижный и не очень дисциплинированный, сосредоточился и хорошо выполнил то, о чем вы его просили (сделал домашнее задание, вынес мусор, прибрался в квартире), то вы: А) похвалите его и будете рассказывать родным и знакомым при удобном случае о том, какой он у вас молодец; Б) порадуетесь и постараетесь выяснить, почему сегодня все так хорошо получилось; В) примете как должное и скажете: «Всегда бы так».

Слайд 10

4. Ребенок забыл сказать вам «спасибо», был не очень вежлив с вами. Как вы поступите? А) заставите ребенка исправить свою ошибку; Б) не обратите на это внимания; В) не упоминая о невежливом поведении ребенка, расскажете ему какую-нибудь историю о том, как невежливость мешает нам жить.

Слайд 11

5. Дети спокойно играют. У вас появилось немного свободного времени. Что вы предпочтете делать? А) понаблюдаете за тем, как дети играют и общаются, со стороны, не вмешиваясь; Б) включитесь в игру: поможете, подскажете или сделаете замечание; В) порадуетесь, что в доме спокойно, и займетесь своими делами.

Слайд 12

6. C каким из утверждений вы полностью согласны: А) чувства и переживания ребенка поверхностны, у него все быстро проходит, и не стоит поэтому обращать внимание на «взрывы» его эмоций; Б) эмоции и переживания ребенка важные факторы, с помощью которых его можно обучать и воспитывать; В) чувства и переживания ребенка уникальны и значимы, и относиться к ним нужно бережно и предельно тактично.

Слайд 13

7. Ваш базовый принцип при взаимодействии с ребенком: А) ребенок слаб, неразумен, неопытен, и только взрослый может и должен научить и воспитать его; Б) у ребенка большие возможности для саморазвития, а сотрудничество взрослого должно направляться на максимальное повышение активности самого ребенка; В) ребенок развивается в основном под влиянием наследственности, и управлять процессом его развития практически невозможно, так что главная забота родителей, чтобы ребенок был здоров, сыт и не совершал неприемлемых поступков.

Слайд 14

8. Как вы относитесь к активности самого ребенка: А) положительно, поскольку без нее невозможно полноценное развитие личности; Б) отрицательно, так как активность ребенка часто мешает всем планам обучения и воспитания; В) положительно, но только тогда, когда проявления активности согласованы с родителями.

Слайд 15

9. Ребенок не хочет выполнять домашнее задание, мотивируя это тем, что уже много раз выполнял подобные задания без ошибок. Ваши действия: А) устранитесь и ничего не станете предпринимать. Не хочет делать и не надо; Б) заставили бы выполнить работу; В) нашли бы в задании что-то новое или предложили бы усложнить его так, чтобы было интересно решать.

Слайд 16

10. C каким из утверждений вы полностью согласны: А) ребенок должен быть благодарен взрослым за заботу о нем; Б) если ребенок не осознает и не ценит заботу о нем, то он непременно когда-нибудь пожалеет об этом; В) родители должны быть благодарны детям за их любовь и доверие.

Слайд 17

Ключ к тестированию № вопроса Баллы за ответ «А» Баллы за ответ «Б» Баллы за ответ «В» 1. 2 3 1 2. 3 1 2 3. 2 3 1 4. 2 1 3 5. 3 2 1 6. 1 2 3 7. 2 3 1 8. 3 1 2 9. 1 2 3 10. 2 1 3

Слайд 18

Теперь подсчитайте все набранные вами баллы. Если вы набрали от 25 до 30 баллов , то вы предпочитаете демократический стиль общения с ребенком. Если вы набрали от 20 до 24 баллов , вы склонны к авторитарному стилю . Если вы набрали от 10 до 19 баллов , то ваш стиль общения либеральный (иногда его называют еще либерально-попустительским).

Слайд 19

Тренинговые упражнения направленные на детско-родительские отношения

Слайд 20

Упражнения: «Машины»; «Ёжик» «Давайте поздороваемся»; «Ромашка из ладошек»

Слайд 22

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Деловая игра с педагогами на тему: «Воспитание толерантности»

 Цели игры:познакомить педагогов  с понятием «толерантность»;создать непринуждённую, доброжелательную атмосферу в коллективе, сплотить коллектив посредствам игровых упражнений;научить педагогов  конкр...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ к Деловой игре с педагогами на тему «Воспитание толерантности»

Данная презентация разработана к Деловой игре с педагогами на тему «Воспитание толерантности»  (см. в разделе Методические разработки Деловая игра с педагогами на тему: «Воспитание толерантности»...

Роль семьи в воспитании ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в семье

С каждым годом увеличивается число семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья. в статье перечислены основные периоды жизненного цикла такой семьи....

Деловая игра с педагогами на тему «Воспитание толерантности»

Деловая игра с педагогами на тему «Воспитание толерантности» Познакомить педагогов  с понятием «толерантность»;создать непринуждённую, доброжелательную атмосферу в коллективе, сплотить ...

Деловая игра с родителями «Секреты нравственного воспитания ребенка в семье»

Познакомить родителей с особенностями нравственного воспитания  детей и помочь им оптимальные решения в проблемных ситуациях. осуществить психолого-педагогическую поддержку в виде практических пр...

Деловая игра для родителей по экологическому воспитанию "Природа,глазами ребёнка"

Деловая игра для родителей по экологическому воспитанию "Природа,глазами ребёнка"Цель:повышение экологической компетентности родителей,повышение роли семьи в воспитании у детей любви к приро...