Семинар-практикум по организации питания в ДОУ
учебно-методический материал на тему

Гладченко Ольга Ивановна

Цель семинара- оказание методической помощи воспитателям и младшим воспитателям по организации приема пищи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar-praktikum_pitanie.docx94.33 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребенка Детский сад № 2 «Рябинка»

Семинар-практикум для воспитателей и младших воспитателей на тему:

«Формирование культурно-гигиенических навыков у детей  

при организации приема пищи»

Подготовили и провели:

 зам.зав. по ВМР Шабаева Е.И.,

старший воспитатель Гладченко О.И.

г. Москва, г. о. Троицк

ноябрь 2013 года

Цель: оказание методической помощи воспитателям и помощникам воспитателям по организации приема пищи.

Материалы: тарелки глубокие – 5 штук, тарелки мелкие – 5 штук, вилки – 5 штук, ложки – 5 штук, ножи – 5 штук, салфетницы – 4 штуки, салфетки, скатерть – 2 штуки, ложки чайные – 5 штук, кружки – 5 штук, блюдца – 5 штук, бокалы – 5 штук, хлебницы – 4 штуки, салатники – 5 штук, фартук – 2 штуки, пилотки – 2 штуки; обед (первое, второе блюдо, салат, компот).

Оборудование: проектор, ноутбук, экран.

Ход семинара-практикума

  1. Теоретическая часть.

В режимных процессах у детей формируются навыки личной и общественной гигиены, правильного поведения в быту, в общественных местах, соблюдения общепринятых норм, этикета. В процессе приема пищи происходит формирование следующих культурно-гигиенических навыков: мыть руки перед едой; аккуратно есть; брать хлеб столько, сколько съешь; есть молча; жевать с закрытым ртом; пользоваться салфеткой; правильно сидеть за столом; уметь обращаться с ложкой, вилкой, столовым ножом; тщательно пережевывать пищу.

Переход навыка в привычку достигается систематическим повторением в одинаковых или сходных условиях. Пока привычка не закрепилась, ребенок нуждается в контроле и указаниях взрослого, а также в поощрении, похвале, одобрении.

Профессиональная обязанность воспитателя ДОУ – обучить ребенка правилам поведения за столом. Это обучение происходит как на специально организованных занятиях, так и во время приема пищи. В процессе приобщения ребенка к столовому этикету большое внимание уделяется взаимодействию воспитателей с родителями. Согласованность действий в этом вопросе приобретает первостепенное значение. Уже с раннего возраста необходимо вырабатывать у ребенка правильное отношение к еде, разным блюдам, умение пользоваться столовыми приборами и салфетками.

Однако не следует превращать прием пищи в поле битвы за хорошие манеры детей. Хорошие манеры приобретаются путем многократных упражнений, а также благодаря среде, в которой постоянно вращаются дети. В данном случае этой средой являются взрослые в дошкольном учреждении. Культурой еды и общения, доброжелательностью они создают условия, благодаря которым хорошие манеры поведения за столом вырабатываются достаточно быстро и усваиваются детьми на всю жизнь.

Усложнение задач формирования культурно-гигиенических навыков происходит последовательно и постепенно с учетом возрастных особенностей ребенка.

2 младшая группа (3 -4 года)

  • научить самостоятельно и аккуратно мыть руки и лицо, пользоваться мылом и расческой, насухо вытираться после умывания, вешать полотенце на свое место;
  • сформировать навыки приема пищи: не крошить хлеб, правильно пользоваться столовыми приборами (вилкой – со второй половины года), салфеткой, полоскать рот после еды.

средняя группа (4 -5 лет)

  • совершенствовать приобретенные умения: пищу хорошо пережевывать, есть бесшумно, правильно пользоваться столовыми приборами (ложкой, вилкой, ножом), салфеткой, полоскать рот после еды.

старшая группа (5 -6 лет)

  • закрепить умения правильно пользоваться столовыми приборами (вилкой, ножом); есть аккуратно, бесшумно, сохраняя правильную осанку за столом;
  • продолжать прививать навыки культуры поведения: выходя из-за стола, тихо задвигать стул, благодарить взрослых.

подготовительная к школе группа (6 -7 лет)

  • закрепить навыки культуры поведения за столом: прямо сидеть, не класть локти на стол, бесшумно пить и пережевывать пищу, правильно пользоваться ножом, вилкой, салфеткой; благодарить взрослых.

Методы и формы организации работы с детьми:

  1. Наглядный (показ приемов владения столовыми приборами, демонстрация правил сервировки, положительный личный пример, рассматривание картин и иллюстраций, экскурсия на пищеблок, наблюдение за сверстниками)
  2. Словесный (объяснение, разъяснение, убеждение, использование художественного слова, разбор проблемных ситуаций, поощрительная оценка деятельности ребенка)
  3. Практический (дежурство, закрепление навыков поведения за столом, дидактические игры, сюжетные игры)

Проблемы с  питанием: плохой аппетит или?

Воспитать у ребенка есть разнообразную пищу – дело достаточно трудное, но выполнимое. Важно выяснить причины возникновения плохого аппетита:

- наличие разных заболеваний, проблем со здоровьем (повышенная возбудимость, недостаточная деятельность слюнных желез, глисты, увеличенные миндалины);

- ребенок ест без аппетита после большой физической нагрузки или сильных переживаний, например, обиды или огорчения;

- несформированность правильного отношения к еде (привычка есть однообразную пищу или только любимые блюда, отсутствие привычки самостоятельно принимать пищу);

Условия воспитания положительного отношения к еде (в основе лежит индивидуальный подход и валеологическое просвещение):

  • удобное расположение столов, эстетически приятная сервировка и подача блюд;
  • благоприятный психологический климат, доброжелательное и внимательное отношение взрослых;
  • разъяснение необходимости рационального питания, пропаганда здорового образа жизни;
  • исключение агрессивных методов воздействия (угрозы, принуждение, наказание), нежелательно заставлять ребенка есть без аппетита;
  • постепенное приучение ребенка к нужной норме в еде (тем детям, которые привыкли есть дома только одно блюдо (первое или второе), надо обязательно давать неполную норму);
  • оказание помощи в кормлении, при этом предоставляя возможность проявлять самостоятельность (для детей, у которых нет навыка самостоятельного приема пищи);
  • позволить детям запивать пищу компотом, киселём, соком или просто теплой водой –тогда они охотно едят (для детей, которые с трудом глотают пищу);
  • во время приема пищи педагогу целесообразно находиться за столом вместе с детьми.

Огромное значение в работе с детьми имеет пример взрослого. Дети испытывают потребность в личном контакте со взрослыми, подражают им в действиях. Исходя из этого, предъявляются высокие требования к культуре каждого сотрудника ДОУ.

     

Преимущества совместного приема пищи педагога и детей:

- завтракая и обедая вместе с детьми, воспитатель демонстрирует им красоту этикета, разумность и необходимость его соблюдения во время застолья;

- между людьми, вместе принимающими пищу, возникают более тесные взаимоотношения: ребенок воспринимает воспитателя как часть родственного сообщества, доверяет ему и прислушивается к его словам.

Порядок действий по организации приема пищи:

  1. Подготовка к приему пищи. Соблюдение гигиенических требований (мебель расставлена удобно в соответствии с ростом детей; столы промыть горячей водой с мылом. Помощник воспитателя обязан тщательно вымыть руки, надеть специальную одежду, проветрить помещение, использовать только чистую посуду)
  2. Гигиенические процедуры: валеологическое просвещение детей, закрепление правил мытья рук; игры-соревнования (старший возраст); самоконтроль детей; оценка деятельности.
  3. Сервировка стола: организация дежурства; ознакомление с меню, объявление его детям; привлечение внимания детей к эстетичному оформлению столов, соблюдение правильной осанки.
  4. Прием пищи (завтрак, обед, полдник, ужин). Индивидуальная работа по воспитанию культуры еды; обучение правилам этикета; оценка деятельности.

Организация дежурства

Общие требования:

- дежурство носит характер поручений;

- единство требований со стороны обоих воспитателей и их помощника;

- обязательно выполнение гигиенических процедур, наличие привлекательной формы для дежурных (фартук, колпачок);

- назначают по 1 дежурному для каждого стола;

- поощрение и благодарность за помощь;

младший возраст:

- к концу года можно повесить «Доску дежурств» и научить детей пользоваться ею;

- раскладывание на столе ложек, салфетниц и хлебниц.

средний возраст:

- сервировка стола под руководством взрослого;

- уборка использованных салфеток;

- составление грязной посуды стопкой в центре стола.

старший возраст:

- сервировка стола (самостоятельно под присмотром взрослого);

- размещение бумажных салфеток в салфетницах (скручивание в трубочки, нарезание, складывание);

- уборка грязной посуды и использованных салфеток.

Сервировать стол – это значит подготовить его для приема пищи. Основная цель сервировки стола – создать порядок на столе, обеспечить всех необходимыми предметами. Порядок сервировки выработан годами, продиктован требованиями гигиены и необходимостью обеспечить наибольшее удобство.

  1. Практическая часть

Из числа педагогов выбираются две команды: в каждой – 1 «дежурный», 1 «воспитатель», 1 «ребенок», 1 «младший воспитатель».

Задача 1: сервировка стола.

«Воспитатель» организует досуг детей на ковре, а «младший воспитатель» с «дежурным» накрывают на стол (сервировка стола).

Задача 2: прием пищи.

Потом воспитатель с ребенком садится за стол и следит за приемом пищи.

Задача 3: уборка со стола.

Что же необходимо для того, чтобы накрыть стол к приему пищи?

Правильная сервировка стола как необходимое условие воспитания положительного отношения к еде и формирования навыков приема пищи.

- на чистый стол постелить скатерть, ее края опускают со всех сторон одинаково, но не ниже сидений стульев;

- бумажные салфетки не раскладывают, а ставят в салфетнице (закончив есть, вытирают сначала губы, затем руки, а использованные салфетки кладут на блюдо);

- хлебница ставится в центре стола, при необходимости хлеб нарезается пополам (не ломается!);

- справа от тарелки кладут столовые приборы: ближе к тарелке вилку зубчиками кверху, рядом столовую ложку углублением вниз (когда едят суп, ведут ложку от себя); если подается столовый нож, тогда вилку кладут слева от тарелки, а нож справа ближе к тарелке, лезвием к тарелке (ножом разрезают на маленькие кусочки мясо, колбасу, сыр, огурцы, помидоры, яблоки, груши). То, что легко разделать вилкой, едят без ножа: вареный картофель, котлеты, запеканку, омлет. При этом вилку держат в правой руке, а левой придерживают тарелку: большой палец лежит на краю тарелки, остальные под краем);

- если подают компот с ягодами, то на блюдце кладут чайную ложку;

- салат, овощную нарезку, маринад подают в отдельной тарелочке;

- все блюда разливаются согласно возрастной норме:

сад: каша, компот, чай - 200 гр., суп - 250 гр., для вторых блюд, 70-80 гр. (котлета) + 130-150 гр. (гарнир), хлеб -50 гр. ржаной и 80 гр. пшеничный. Общий объем пищи (завтрак, обед, ужин) – 600 гр.

Однако помните: большие порции способствуют снижению аппетита, поэтому возможно деление подачи вторых блюд (например, гарнира из гречневой каши) на несколько порций.

- раскладка блюд на тарелках должна быть эстетически привлекательной;

- при подаче кисломолочных продуктов можно добавлять по вкусу сахар (непосредственно в чашку ребенка);

- для детей младшего возраста возможно деление пирожка, булочки пополам (разрезание);

- по мере съедания блюд необходимо убирать грязные тарелки.

Интересно узнать!

Известного космонавта Юрия Гагарина после его полета в Космос любезно пригласили в Букингемский дворец на прием. Когда Гагарин увидел разнообразие вилок, ножей, щипчиков и ложек, он был сбит с толку. Преодолев смущение, Юрий обратился к королеве за поддержкой: «Ваше Величество! Я вырос в деревне, где для любой еды один инструмент – ложка. Давайте есть по-русски!». На такое признание королева умиротворенно ответила, сказав, что, несмотря на постоянную жизнь во дворце, сама едва ли разбирается в этих тонкостях. После чего последовала фраза: «Господа лорды! Давайте есть по-гагарински!». Тем самым королева Великобритании подтвердила тот факт, что знание этикета – это не просто умение пользоваться всеми столовыми приборами. Этикет – это в первую очередь тактичность и сдержанность по отношению к гостям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для воспитателей Организация и руководство сюжетно-ролевыми играми детей (по программе Детство)

Семинар-практикум для воспитателейОрганизация и руководство сюжетно-ролевыми играми детей (по программе Детство)...

Семинар- практикум с родителями "Организация двигательной активности в детском саду и семье"

Методическая разработка родительского собрания по двигательной активности детей....

Семинар-практикум для воспитателей "Организация культурно-досуговой деятельности"

Семинар-практикум позволяет систематизировать знания педагогов-дошкольников по организации культурно-досуговой деятельности. Культурно-досуговые мероприятия (праздники и развлечения) - неотъемлемая ча...

Семинар-практикум для воспитателей "Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет"

Цель семинара: расширить знания воспитателей об организации опытно-экспериментальной деятельности дошкольников....

Семинар-практикум для воспитателей "Организация подвижных игр на прогулке"

Методическая разработка проведения семинара-практикума для воспитателей "Организация подвижных игр на прогулке"....

Семинар-практикум для воспитателей "Организация утренней гимнастики дошкольников"

Данный материал раскрывает цели и задачи утренней гимнастики, методики её проведения в разных возрастных группах, содержит примеры комплексов утренней гимнастики для разных возрастных групп, а также п...

Семинар-практикум для педагогов «Организация сюжетно-ролевой игры в ДОУ»

Задачи: 1. Актуализировать теоретические знания  педагогов о значении сюжетно-ролевой игры  в развитии дошкольника.2. Выявить общие проблемы, возникающие у педагогов и воспитанников при...