Моделирование образовательного развивающего пространства нового уровня в современном образовательном учреждении
статья по теме
М. Монтессори считала, «что ребенок нуждается в профессионально организованной развивающей среде, где педагог – и организатор среды, и ее неотъемлемая часть». Опыт показывает, чем сильнее заинтересованность воспитателя, тем быстрее ребенок привыкает жить в атмосфере постоянного творческого поиска, любознательности, инициативности, самостоятельности. А это значит, что ребенок вырастает свободным и независимым. Все это в свою очередь обеспечивает эмоциональное благополучие каждого ребенка, развитие его положительного самоощущения, компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе, включение в различные формы сотрудничества, что и является основными целями личностно-ориентированного подхода в дошкольном обучении и воспитании.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
modelirovanie_sovremennogo_obrazovatelnogo_prostranstva.doc | 71 КБ |
Предварительный просмотр:
«Нет такой стороны воспитания, понимаемого в целом,
на которую обстановка не оказывала бы влияния,
нет способности, которая не находилась бы в прямой
зависимости от непосредственно окружающего
ребенка конкретного мира».
Е.И. Тихеева
Моделирование образовательного развивающего пространства нового уровня в современном образовательном учреждении
Мы живем в эпоху технического прогресса. Наука движется вперед семимильными шагами и заставляет преобразовывать различные сферы нашей жизни, в том числе и образование. Информационные технологии, вторгшиеся в нашу жизнь, требуют повышения профессионального уровня большинства населения и особенно это актуально в области образования. И чтобы система образования достойно приняла этот вызов, необходимы преобразования информационно-образовательной среды.
Общеизвестно, что стратегической целью государственной политики в области образования является повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества. И для воспитания нового, конкурентоспособного поколения детей необходимы принципиально новые условия для их становления. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года с целью совершенствования содержания и условий воспитания подрастающего поколения предусматривает реализацию мероприятий, направленных на обеспечение внедрения федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного и общего образования. Это подразумевает создание условий для развития современной образовательной среды как средствами поддержки внедрения новых образовательных технологий и обновления содержания образования, так и через сопровождение совершенствования инфраструктуры образования.
В связи с этим перед дошкольными образовательными учреждениями стоит непростая задача: совместить, вернее, сохранив достижения отечественной педагогики, привнести в работу с детьми инновационные технологии. К сожалению, приходится иметь дело с тем фактом, что все новое пугает педагогов, особенно педагогов старой формации. Они тяжело осваивают информационно-коммуникационные технологии, их пугают стандарты нового поколения, и, вместе с тем, они умело взаимодействуют с детьми, обеспечивая развитие полноценной, гармоничной личности. Руководители всех образовательных учреждений знакомы с таким положением дел. Ситуацию в некоторой степени спасают молодые специалисты, которые, как правило, быстро осваивают инновационные технологии, компенсируя нехватку педагогического опыта умением активно использовать в своей работе все новое. Вот почему необходимо привлекать как можно больше грамотной, творческой молодежи в дошкольные учреждения. В паре с опытными педагогами они займут свою нишу, и, как следствие, дети получат всестороннее развитие, а мы, руководители, вырастим поколение воспитателей, умеющих работать по-новому.
Для воспитания полноценной личности необходимы не только грамотные, целеустремленные педагоги, но и содержательная предметно-пространственная среда. Только единство двух составляющих обеспечивает подлинно гармоничное развитие ребенка. А от профессионализма и компетентности, заинтересованности и подготовленности педагога зависит, оживет предметно-пространственная среда или нет.
Ведущий отечественный ученый в области современного дошкольного воспитания С.Л.Новоселова понятие предметно-развивающей среды определяет как «систему материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития».[1] Большое внимание она уделяла теории развивающей предметной среды детства и созданию вариативных дизайн-проектов этой среды в образовательных учреждениях, а также участвовала в разработке концепции информатизации дошкольного уровня образования в стране.
По С.Л.Новоселовой, наряду с тематическими наборами игрушек и пособий, основными элементами современной развивающей предметно-пространственной среды являются архитектурно-ландшафтные и природно-экологические объекты, художественные студии, игровые и спортивные площадки, крупногабаритные, сомасштабные росту ребенка конструкторы, аудиовизуальные и информационные средства развития. Использование новых информационных технологий, в том числе компьютерных, является резервом огромного творческого развития ребенка. И с этим нельзя не согласиться. Сейчас ИКТ-технологии все больше и больше входят в жизнь детей через игровые модули, интерактивные доски, БОC-технологии, mimio приставки. Дети с раннего возраста привыкают к современным средствам получения информации. Примечательно, что среди современного технического оснащения в дошкольных учреждениях стали появляться вышеназванные информационные средства развития. Использование этих средств на занятиях позволяет педагогам вести обучение на качественно новом уровне, существенно повышает интерес детей к познавательному процессу, углубляет качество знаний. Компьютерные технологии позволяют детям с интересом усваивать необходимый объем информации, занятие становится более наглядным, эмоционально восприимчивым и увлекательным. В настоящее время почти все школы оснащены информационными средствами развития, в частности интерактивными досками. И, начиная приучать детей к ним уже в дошкольный период, мы поможем им легче адаптироваться в условиях начальной школы. Нельзя также отрицать, что новые информационные технологии формируют у ребенка мотивационную, интеллектуальную и операциональную готовность к жизни в современном информационном обществе. Английский литератор Э.Хаббард говорил, что цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя.
Говоря о моделировании развивающего пространства современного дошкольного учреждения, нужно понимать, что проектирование среды должно закладываться на стадии установки фундамента нового здания. Такое проектирование должно осуществляться специалистами-архитекторами, ландшафтными дизайнерами, психологами, педагогами. Руководителям, опираясь на свои скромные возможности, когда материальное обеспечение оставляет желать лучшего, сложно привести старые типовые дошкольные учреждения в соответствие с современными требованиями. Нехватка помещений не дает возможности реализовать то, что так необходимо детям для всестороннего развития: мини-музеи на различную тематику, мини-библиотеки, творческие мастерские, кабинеты релаксации или психологической разгрузки, зимние сады, в которых можно сконцентрировать различные растения, аквариумы с рыбками и пр. И, тем не менее, при наличии заинтересованного, творческого коллектива сотрудников можно добиться многого. А именно: насыщенности (образовательное пространство группы, участка должно быть оснащено средствами обучения (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходными, игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарём; трансформируемости (возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей); полифункциональности (возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т. д.); вариативности (наличие в группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей; доступности (доступность для воспитанников, в том числе детей с ОВЗ и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательный процесс; свободный доступ воспитанников, в том числе детей с ОВЗ и детей-инвалидов, посещающих группу, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности); безопасности (соответствие всех её элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования), как того сейчас требуют стандарты дошкольного образования. Оснащенная таким образом развивающая предметно-пространственная среда не только отвечает современным требованиям, но и является «носителем культуры педагогического процесса, облагораживает труд педагога, предоставляет ему возможности проявления творчества, служит поддержанию его личностного профессионального самоуважения».[2] Детский сад, переустроенный в соответствии с новыми стандартами, поднимает в глазах родителей и общества престиж дошкольного образования. В таком учреждении дети не слоняются без дела и не обделены впечатлениями, в самостоятельной деятельности каждый находит для себя занятие по душе.
Современное развивающее пространство это не только предметная среда, но и учет гендерного подхода к организации группового помещения. Гендерный подход в дошкольном образовании отвечает требованиям, предъявляемым к личностно-ориентированному образованию, к его инновационной направленности; ориентирован на культивирование индивидуальных особенностей ребенка в соответствии с его полом; предполагает на основании этого определение специфического содержания, форм и методов образования, создание гендерно-ориентированной образовательной среды, способствующей развитию личности в соответствии с ее природным потенциалом.[3] Иными словами среда должна быть наполнена развивающим содержанием, соответствующим интересам и мальчиков, и девочек. Важной задачей является формирование у детей умения взаимодействовать с представителями противоположного пола. В результате проведенных исследований было установлено, что в старшем дошкольном возрасте 71% контактов между детьми - это однополые контакты. Поэтому надо организовать среду так, чтобы девочки играли с мальчиками и наоборот. Если в коллективе детей больше девочек, то это должно отразиться не только в предметном содержании среды, но и в зонировании (зона для девочек должна быть гораздо больше по площади и разнообразнее, чем зона для мальчиков).
При проектировании развивающей предметно-пространственной среды следует также обратить внимание на эмоциональное благополучие ребенка, на условия для совместной партнерской деятельности взрослых и детей, возможность общения и уединения, удовлетворение потребности детей в двигательной активности, условия для игры, самостоятельной деятельности. Последняя должна быть сконструирована таким образом, чтобы обеспечить каждому ребенку выбор интересной для него деятельности, стимулировать его активное взаимодействие со средой как индивидуально, так и в сотрудничестве с другими детьми и взрослыми.
Наше дошкольное учреждение добилось определенных успехов в проектировании развивающей среды. И речь идет не только о развивающей среде групп, но и об обустройстве территории дошкольного учреждения. Немалую роль в этом сыграли и родители воспитанников. Уборка в осенне-весенний период, посадка различных декоративных деревьев и кустарников, создание обучающей площадки «Маленький пешеход», приобретение уличного оборудования, организация и проведение праздников на свежем воздухе - вот далеко неполный список всего того, чем помогают родители детскому саду. К счастью, многие из них готовы по первому зову воспитателей оказать любую помощь в организации образовательного пространства. Они понимают, что их дети большую часть времени проводят в детском саду и окружающее пространство должно радовать их, способствовать пробуждению положительных эмоций, воспитанию хорошего вкуса. Вовлечение родителей в жизнь детского сада дело не такое уж и простое. Современные родители - люди очень занятые, они озабочены решением материальных проблем, много работают и на общение с детьми остается очень мало времени. Как же вызвать интерес родителей к совместной работе? Как вовлечь семью в образовательный процесс? Конечно же, путем установления доверительных отношений, объединением их в одну команду, воспитанием, да-да, именно воспитанием потребности совместно решать все проблемы, а самое главное, своим энтузиазмом и заинтересованностью. В коллективе родителей всегда найдутся активные участники, которым не безразличен успех и достижения своих детей, и ставку надо делать именно на них. Кстати, федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования большое внимание уделяют взаимодействию с родителями по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность.
В заключение хочется сказать несколько слов о воспитателях, ведь именно они создают условия в группе для успешной реализации образовательной программы, именно они принимают непосредственное участие в моделировании развивающего пространства детского сада. Они приносят тепло и уют в группы, неустанно перестраивают предметно-пространственную среду пока не почувствуют, что детям здесь интересно и комфортно.
М. Монтессори считала, «что ребенок нуждается в профессионально организованной развивающей среде, где педагог – и организатор среды, и ее неотъемлемая часть». Опыт показывает, чем сильнее заинтересованность воспитателя, тем быстрее ребенок привыкает жить в атмосфере постоянного творческого поиска, любознательности, инициативности, самостоятельности. А это значит, что ребенок вырастает свободным и независимым. Все это в свою очередь обеспечивает эмоциональное благополучие каждого ребенка, развитие его положительного самоощущения, компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе, включение в различные формы сотрудничества, что и является основными целями личностно-ориентированного подхода в дошкольном обучении и воспитании.
[1] Новоселова С.Л. Развивающая предметная среда: Методические рекомендации по проектированию вариативных дизайн-проектов развивающей предметной среды в детских садах и учебно-воспитательных комплексах. С.Л.Новоселова. – М.: Центр инноваций в педагогике, 1995. , стр. 10.
[2] Новоселова, С.Л. Развивающая предметная среда: Методические рекомендации по проектированию вариативных дизайн-проектов развивающей предметной среды в детских садах и учебно-воспитательных комплексах. С.Л.Новоселова. – М.: Центр инноваций в педагогике, 1995. , стр. 15.
[3] Журнал «Дошкольное воспитание» № 5/2012, стр. 92
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственной образовательной деятельности. Использование новейших достижений в современном ДОУ (ИКТ)
Конспект непосредственной образовательной деятельности. Использование новейших достижений в современном ДОУ (ИКТ) "Здравствуй хлебушек душистый" Подготовительная группа....
статья "Современные образовательные технологии как основа взаимодействия всех субъектов образовательного пространства (дети, сотрудники, родители) ДОУ
Статья поможет воспитателям дошкольных организаций иметь чёткое представление о современных образовательных технологиях, применяемых в образовательном процессе с детьми дошкольного возраста....
Конспект образовательной деятельности в образовательной области «Познавательное развитие» с использованием современных образовательных технологий с детьми средней группы
Конспект заняти ставит своей целью формирование представлений деьей о защитниках страны в годы Великой отечественной войны, воспитание уважения и чувства благодарности к тем, кто защищал Родину....
Конспект непрерывной образовательной деятельности по образовательной области: речевое развитие с использованием современных образовательных здоровье сберегающих технологий и ИКТ технологий
Конспект непрерывной образовательной деятельности по образовательной области: речевое развитие с использованием современных образовательных здоровье сберегающих технологий и ИКТ технологий...
Проектирование образовательного развивающего пространства с учетом личностно ориентированных технологий
Проектировние образовательно - развивающего пространства...
Продукты интеллектуальной деятельности педагога, использование новых образовательных технологий. Перечень используемых учителем - логопедом современных образовательных технологий
Перечень используемых учителем - логопедом современных образовательных технологий...
Игровые технологии стали неотъемлемой частью современных образовательных тенденций. Умелое их применение педагогом дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) делает занятие интересным для воспитанников, а также создаёт необходимые условия для усвоения
ехнология организации сюжетно-ролевой игры. Игра ребенка дошкольника развивается под влиянием воспитания и обучения, зависит от приобретения знаний и умений, от воспитания интересов. ...