Статья на тему:«Создание эффективной системы контроля в ДОУ»
статья на тему

Васильева Любовь Александровна

В данной статье описываются способы оптимизации системы контроля в ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kontrol_v_dou.docx22.05 КБ

Предварительный просмотр:

Статья на тему: «Создание эффективной системы контроля в ДОУ»

Автор: Васильева Любовь Александровна

заведующий ГБДОУ детский сад №85 Фрунзенского района Санкт-Петербурга

Контроль-это функция управления, констатирующая, измеряющая уровень отдельных параметров педагогического процесса в сопоставлении с нормативными требованиями»

А.Н.Троян

               Главной характеристикой деятельности руководителя в управлении дошкольным учреждением является высокая профессиональная квалификация, которая проявляется в его способности эффективно решать комплексные управленческие задачи, направленные на повышение качества образовательного процесса, сохранение и укрепление здоровья детей, их воспитание и разностороннее развитие. В деятельности руководителя дошкольного учреждения все управленческие функции являются важными и значимыми, исключение одной из них либо некачественное исполнение приведет к сбою во всем управлении. В то же время особое значение мы придаем контролю, в результате которого обеспечивается совершенно необходимая для управления обратная связь, без которой управление «cлепо» и становится в принципе невозможным; именно контроль делает управление «зрячим», чувствительным к изменениям. Контроль необходим в дошкольном учреждении не только для обнаружения и разрешения возникающих проблем раньше, чем они станут слишком серьезными, но и для стимулирования успешной деятельности педагогов, выявления лучшего педагогического опыта.

     Многие авторы, такие как М.М. Поташник, Т.И. Шамова, И.П. Третьяков, В.Я. Якунина, Ю.К. Бобанский, С.А. Ильманов и др. выделяют контроль как важнейшую функцию управления, способствующую установлению функционирования и развития системы образовательного процесса нормативно заданным требованиям и переводу системы в более качественное состояние.

               Функции контроля:

-Контроль позволяет установить , все ли в дошкольном учреждении выполняется в соответствии с нормативными документами, решениями педагогического совета или распоряжениями руководителя. Он помогает выявить отклонения  их причины, определить пути и методы устранения недочётов

-Устраняясь от контроля или осуществляя его несистематически, руководитель теряет возможность оперативно вмешиваться в ход воспитательного процесса, управлять им.

-Отсутствие системы контроля вызывает стихийность в осуществлении воспитательно-образовательного процесса

-Контроль является важнейшим фактором воспитания молодых кадров, усиления личной ответственности молодого специалиста за исполнение своих обязанностей.

             Основные действия по созданию эффективной системы контроля в ДОУ:

-разработка системы контроля за воспитательно-образовательной работой с детьми, диагностических материалов, вопросов по осуществлению тематического и фронтального контроля в разных возрастных группах

-наблюдение за деятельностью воспитателя в процессе работы с детьми, за деятельностью и взаимоотношениями детей

-фиксация результатов наблюдений

-анализ результатов воспитательно-образовательной работы, детского творчества, планов и документации воспитателей

-формулирование выводов и заключений о состоянии воспитательно-образовательной работы с детьми

-осуществление диагностики профессиональной компетентности педагогов, развития детей

-разработка мероприятий по устранению выявленных недостатков в работе педагогов

-обсуждение результатов контроля с воспитателями, использование этих результатов при подготовке решения педсовета, планировании работы коллектива

Основные функциональные задачи внутреннего контроля:

 1. Сбор и обработка информации о:

  •  эффективности реализации Программы развития и целевых программ;
  • эффективности реализации образовательных программ;
  • состоянии предметно-развивающей среды;
  • профессиональном уровне педагогов.

 2. Установление обратной связи в реализации всех управленческих решений.

 3. Обеспечение замкнутости управленческого цикла.

 Принципы внутреннего контроля:

 1. Планомерность.

 2. Объективность.

 3. Теоретическая обоснованность.

 4. Методическая подготовленность.

 Объекты внутреннего контроля по компонентам деятельности:

  •  Воспитательный, образовательный и оздоровительный процессы.
  •  Методическая работа.
  •  Инновационная деятельность.
  •  Состояние психологического микроклимата на всех уровнях (ребенок-ребенок, ребенок – педагог, ребенок- родитель, педагог-родитель, педагог-педагог и.т.д.)
  • Создание условий для полноценного воспитательного, образовательного и оздоровительного процессов.

 Формы контроля (по охвату объектов контроля):

  •  Фронтальный
  •  Тематический
  • Оперативный
  • Персональный
  • Сравнительный

Формы контроля (по исполнителю):

  •  Самоконтроль
  • Взаимоконтроль
  • Административный (плановый и внеплановый) контроль

Формы контроля (по используемым методам).

  •  Тестирование.
  • Анкетирование.
  • Наблюдение.
  • Анализ продуктов детской деятельности.
  • Анализ документации.
  • Самоанализ.
  • Отчет.
  • Беседа с педагогами, родителями воспитанников, детьми.
  • Смотр.
  • Смотр-конкурс.
  • Собеседование.
  • Конкурс.
  • Графический метод анализа результатов диагностики.
  • Метод статистической обработки данных.
  • Оперативный разбор.

 Формы контроля (по последовательности и периодичности):

  •  Предварительный.
  • Текущий.
  • Промежуточный.
  • Итоговый.
  • Эпизодический.
  • Периодический.

Технология контроля

1. Определить и сформулировать тему контроля.

2. Определить и сформулировать основные цели и задачи контроля.

3. Определить объект и субъект контроля.

4. Определить приказом проверяющего или группу проверяющих.

5. Составить программу контроля и ознакомить с ней проверяемых.

6. Проконтролировать проверяемого по составленной программе.

7. Зарегистрировать все результаты контроля.

8. Результаты контроля проанализировать и довести до сведения педагогических работников.

9. При необходимости провести повторный контроль.

Объект контроля.

Учебно-воспитательный процесс, документация педагога, родительские собрания, методические объединения, индивидуальные занятия.

Объекты внутрисадовского управления и контроля.

1. Образовательный процесс

  • выполнение образовательной программы
  • степень личностно – ориентированного взаимодействия
  • уровень знаний, умений, навыков детей
  • продуктивность деятельности педагога
  • организация индивидуальной работы
  • степень участия родителей в образовательном процессе
  • здоровье и физическая подготовка (через создание гигиенических условий)
  • степень активности и самостоятельности детей
  • развитие коммуникативных качеств

2. Методическая работа.

  • диагностическая основа (все мероприятия должны быть обусловлены конкретными основами, что хорошо получается, чем поделюсь, в чём испытываю затруднения)
  • планирование – нужно посмотреть формы, как распределяется участие педагогов
  • работа над передовым педагогическим опытом
  • повышение квалификации (само-образование и др.)
  • методический уровень каждого педагога.

3. Инновационная деятельность.

  • соответствие этой деятельности концепции развития ДОУ
  • степень научной обоснованности (взаимодействие с наукой с институтами);
  • результативность нововведения (должны быть определены результаты);
  • спланировать (поэтапное планирование).

4. Психологическое состояние коллектива.

  • степень психологического комфорта педагога;
  • степень психологического комфорта детей
  • психологическая подготовленность коллектива к введению инновации
  • Лозунг «Руководитель дойди до нужного, а нужный дойдёт до каждого».

5. Условия реализации образовательного процесса.

  • охрана труда;
  • санитарно-гигиеническое состояние;
  • обеспеченность учебно-методической литературой;
  • обеспеченность дидактическими пособиями;
  • обеспеченность ТСО.

Субъект контроля

Воспитатель, руководитель кружка, специалисты в ДОУ, возрастная группа.

Методы контроля

Метод контроля – это способ практического осуществления контроля для достижения поставленной цели.

 Наиболее эффективными методами контроля для изучения состояния образовательной деятельности являются:

  •  наблюдение (внимательно следя за чем-либо, изучать, исследовать)
  • анализ (выявление причин, определение тенденций развития)
  • беседа (деловой разговор на какую-либо тему, обмен мнениями)
  • изучение документации (тщательное обследование с целью ознакомления, выяснения чего-либо)
  • анкетирование (способ исследования путём опроса)
  • проверка ЗУН воспитанников (для выявления степени обученности)

Этика проведения контроля:

    Проводя контроль, руководитель должен всегда понимать, что он не только выявляет проблемы и недостатки, или положительные аспекты, но, прежде всего он должен выяснить причины, породившие эти недостатки и наметить пути их устранения, увидеть способы решения выявленной проблемы.

 Контроль не должен проводиться ради контроля. Жесткий административный контроль может оскорбить, унизить, подломить творчески работающую личность.

 «Насколько объективен и корректен, будет результат проверки, с какими помыслами ты идёшь на урок: найти недостатки, во что бы то ни стало или совместно с педагогом, в доброжелательной обстановке, выявить тенденции, успехи, проблемы, возможные усилия».  В.М. Лизинский.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СТАТЬЯ НА ТЕМУ: «Создание, теоретическое обоснование и практическое применение модели формирования ценностей здорового образа жизни у детей дошкольного возраста».

В основу работы положен технологический подход. Технологический подход в здороьесберегающей деятельности позволяет систематизировать все компоненты педагогической деятельности и акцентировать внимание...

Статья по теме: создание детских учебно-игровых проектов

в рамках музейно-педагогической программы Федерального государственного учреждения культуры Русский музей " Мы входим в мир прекрасного"...

Статья на тему: Создание творческого проекта в средней группе

Описание создания творческого проекта в средней группе по русской народной сказке "Заюшкина избушка"....

Статья на тему: «Создание развивающей предметно - пространственной среды в группе в соответствии ФГОС к условиям реализации основной общеобразовательной программы»

Статья содержит краткое описание создания развивающей предметно - пространственной среды в группе в соответствии ФГОС к условиям реализации основной общеобразовательной программы. ...

Статья на тему: Создание условий для развития речи детей в 1 младшей группе

Создание условий для развития речи детей в 1 младшей группе...

Статья на тему: «Создание эффективной предметно-развивающей среды в домашних условиях»

Для всестороннего развития ребенка в домашних условиях организуются несколько предметно-развивающих «сред»: для речевого, математического, эстетического, физического развития или же одна, ...