Статья на тему:«Создание эффективной системы контроля в ДОУ»
статья на тему
В данной статье описываются способы оптимизации системы контроля в ДОУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kontrol_v_dou.docx | 22.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья на тему: «Создание эффективной системы контроля в ДОУ»
Автор: Васильева Любовь Александровна
заведующий ГБДОУ детский сад №85 Фрунзенского района Санкт-Петербурга
Контроль-это функция управления, констатирующая, измеряющая уровень отдельных параметров педагогического процесса в сопоставлении с нормативными требованиями»
А.Н.Троян
Главной характеристикой деятельности руководителя в управлении дошкольным учреждением является высокая профессиональная квалификация, которая проявляется в его способности эффективно решать комплексные управленческие задачи, направленные на повышение качества образовательного процесса, сохранение и укрепление здоровья детей, их воспитание и разностороннее развитие. В деятельности руководителя дошкольного учреждения все управленческие функции являются важными и значимыми, исключение одной из них либо некачественное исполнение приведет к сбою во всем управлении. В то же время особое значение мы придаем контролю, в результате которого обеспечивается совершенно необходимая для управления обратная связь, без которой управление «cлепо» и становится в принципе невозможным; именно контроль делает управление «зрячим», чувствительным к изменениям. Контроль необходим в дошкольном учреждении не только для обнаружения и разрешения возникающих проблем раньше, чем они станут слишком серьезными, но и для стимулирования успешной деятельности педагогов, выявления лучшего педагогического опыта.
Многие авторы, такие как М.М. Поташник, Т.И. Шамова, И.П. Третьяков, В.Я. Якунина, Ю.К. Бобанский, С.А. Ильманов и др. выделяют контроль как важнейшую функцию управления, способствующую установлению функционирования и развития системы образовательного процесса нормативно заданным требованиям и переводу системы в более качественное состояние.
Функции контроля:
-Контроль позволяет установить , все ли в дошкольном учреждении выполняется в соответствии с нормативными документами, решениями педагогического совета или распоряжениями руководителя. Он помогает выявить отклонения их причины, определить пути и методы устранения недочётов
-Устраняясь от контроля или осуществляя его несистематически, руководитель теряет возможность оперативно вмешиваться в ход воспитательного процесса, управлять им.
-Отсутствие системы контроля вызывает стихийность в осуществлении воспитательно-образовательного процесса
-Контроль является важнейшим фактором воспитания молодых кадров, усиления личной ответственности молодого специалиста за исполнение своих обязанностей.
Основные действия по созданию эффективной системы контроля в ДОУ:
-разработка системы контроля за воспитательно-образовательной работой с детьми, диагностических материалов, вопросов по осуществлению тематического и фронтального контроля в разных возрастных группах
-наблюдение за деятельностью воспитателя в процессе работы с детьми, за деятельностью и взаимоотношениями детей
-фиксация результатов наблюдений
-анализ результатов воспитательно-образовательной работы, детского творчества, планов и документации воспитателей
-формулирование выводов и заключений о состоянии воспитательно-образовательной работы с детьми
-осуществление диагностики профессиональной компетентности педагогов, развития детей
-разработка мероприятий по устранению выявленных недостатков в работе педагогов
-обсуждение результатов контроля с воспитателями, использование этих результатов при подготовке решения педсовета, планировании работы коллектива
Основные функциональные задачи внутреннего контроля:
1. Сбор и обработка информации о:
- эффективности реализации Программы развития и целевых программ;
- эффективности реализации образовательных программ;
- состоянии предметно-развивающей среды;
- профессиональном уровне педагогов.
2. Установление обратной связи в реализации всех управленческих решений.
3. Обеспечение замкнутости управленческого цикла.
Принципы внутреннего контроля:
1. Планомерность.
2. Объективность.
3. Теоретическая обоснованность.
4. Методическая подготовленность.
Объекты внутреннего контроля по компонентам деятельности:
- Воспитательный, образовательный и оздоровительный процессы.
- Методическая работа.
- Инновационная деятельность.
- Состояние психологического микроклимата на всех уровнях (ребенок-ребенок, ребенок – педагог, ребенок- родитель, педагог-родитель, педагог-педагог и.т.д.)
- Создание условий для полноценного воспитательного, образовательного и оздоровительного процессов.
Формы контроля (по охвату объектов контроля):
- Фронтальный
- Тематический
- Оперативный
- Персональный
- Сравнительный
Формы контроля (по исполнителю):
- Самоконтроль
- Взаимоконтроль
- Административный (плановый и внеплановый) контроль
Формы контроля (по используемым методам).
- Тестирование.
- Анкетирование.
- Наблюдение.
- Анализ продуктов детской деятельности.
- Анализ документации.
- Самоанализ.
- Отчет.
- Беседа с педагогами, родителями воспитанников, детьми.
- Смотр.
- Смотр-конкурс.
- Собеседование.
- Конкурс.
- Графический метод анализа результатов диагностики.
- Метод статистической обработки данных.
- Оперативный разбор.
Формы контроля (по последовательности и периодичности):
- Предварительный.
- Текущий.
- Промежуточный.
- Итоговый.
- Эпизодический.
- Периодический.
Технология контроля
1. Определить и сформулировать тему контроля.
2. Определить и сформулировать основные цели и задачи контроля.
3. Определить объект и субъект контроля.
4. Определить приказом проверяющего или группу проверяющих.
5. Составить программу контроля и ознакомить с ней проверяемых.
6. Проконтролировать проверяемого по составленной программе.
7. Зарегистрировать все результаты контроля.
8. Результаты контроля проанализировать и довести до сведения педагогических работников.
9. При необходимости провести повторный контроль.
Объект контроля.
Учебно-воспитательный процесс, документация педагога, родительские собрания, методические объединения, индивидуальные занятия.
Объекты внутрисадовского управления и контроля.
1. Образовательный процесс
- выполнение образовательной программы
- степень личностно – ориентированного взаимодействия
- уровень знаний, умений, навыков детей
- продуктивность деятельности педагога
- организация индивидуальной работы
- степень участия родителей в образовательном процессе
- здоровье и физическая подготовка (через создание гигиенических условий)
- степень активности и самостоятельности детей
- развитие коммуникативных качеств
2. Методическая работа.
- диагностическая основа (все мероприятия должны быть обусловлены конкретными основами, что хорошо получается, чем поделюсь, в чём испытываю затруднения)
- планирование – нужно посмотреть формы, как распределяется участие педагогов
- работа над передовым педагогическим опытом
- повышение квалификации (само-образование и др.)
- методический уровень каждого педагога.
3. Инновационная деятельность.
- соответствие этой деятельности концепции развития ДОУ
- степень научной обоснованности (взаимодействие с наукой с институтами);
- результативность нововведения (должны быть определены результаты);
- спланировать (поэтапное планирование).
4. Психологическое состояние коллектива.
- степень психологического комфорта педагога;
- степень психологического комфорта детей
- психологическая подготовленность коллектива к введению инновации
- Лозунг «Руководитель дойди до нужного, а нужный дойдёт до каждого».
5. Условия реализации образовательного процесса.
- охрана труда;
- санитарно-гигиеническое состояние;
- обеспеченность учебно-методической литературой;
- обеспеченность дидактическими пособиями;
- обеспеченность ТСО.
Субъект контроля
Воспитатель, руководитель кружка, специалисты в ДОУ, возрастная группа.
Методы контроля
Метод контроля – это способ практического осуществления контроля для достижения поставленной цели.
Наиболее эффективными методами контроля для изучения состояния образовательной деятельности являются:
- наблюдение (внимательно следя за чем-либо, изучать, исследовать)
- анализ (выявление причин, определение тенденций развития)
- беседа (деловой разговор на какую-либо тему, обмен мнениями)
- изучение документации (тщательное обследование с целью ознакомления, выяснения чего-либо)
- анкетирование (способ исследования путём опроса)
- проверка ЗУН воспитанников (для выявления степени обученности)
Этика проведения контроля:
Проводя контроль, руководитель должен всегда понимать, что он не только выявляет проблемы и недостатки, или положительные аспекты, но, прежде всего он должен выяснить причины, породившие эти недостатки и наметить пути их устранения, увидеть способы решения выявленной проблемы.
Контроль не должен проводиться ради контроля. Жесткий административный контроль может оскорбить, унизить, подломить творчески работающую личность.
«Насколько объективен и корректен, будет результат проверки, с какими помыслами ты идёшь на урок: найти недостатки, во что бы то ни стало или совместно с педагогом, в доброжелательной обстановке, выявить тенденции, успехи, проблемы, возможные усилия». В.М. Лизинский.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья на тему: « Создание творческого потенциала личности через народное декоративно-прикладное искусство»
Народное декоративно - прикладное искусство...
СТАТЬЯ НА ТЕМУ: «Создание, теоретическое обоснование и практическое применение модели формирования ценностей здорового образа жизни у детей дошкольного возраста».
В основу работы положен технологический подход. Технологический подход в здороьесберегающей деятельности позволяет систематизировать все компоненты педагогической деятельности и акцентировать внимание...
Статья по теме: создание детских учебно-игровых проектов
в рамках музейно-педагогической программы Федерального государственного учреждения культуры Русский музей " Мы входим в мир прекрасного"...
Статья на тему: Создание творческого проекта в средней группе
Описание создания творческого проекта в средней группе по русской народной сказке "Заюшкина избушка"....
Статья на тему: «Создание развивающей предметно - пространственной среды в группе в соответствии ФГОС к условиям реализации основной общеобразовательной программы»
Статья содержит краткое описание создания развивающей предметно - пространственной среды в группе в соответствии ФГОС к условиям реализации основной общеобразовательной программы. ...
Статья на тему: Создание условий для развития речи детей в 1 младшей группе
Создание условий для развития речи детей в 1 младшей группе...
Статья на тему: «Создание эффективной предметно-развивающей среды в домашних условиях»
Для всестороннего развития ребенка в домашних условиях организуются несколько предметно-развивающих «сред»: для речевого, математического, эстетического, физического развития или же одна, ...