Создание интегрированной модели образовательного процесса в ДОУ
презентация на тему
Существуют разные модели образовательного процесса в ДОУ : учебная, комплексно- средовая и другие. Всвязи с обновлением содержания и структуры образовательного процесса каждое ДОУ должно определить свою модель образовательного процесса в соответствии с принципами интеграции и ФГОСДО
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
integrativnaya_model_organizatsii_obrazovatelnogo_protsessa.pptx | 1.95 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
реализация образовательного процесса на основе интегративного подхода К.Ю. Белая, Л.А. Венгер , Е.Е. Кравцова, М.В. Лазарева, И.А. Модина , Ю.Н. Рюмина, Е.Г. Юдина и др. взаимодействие различных видов искусства и детской художественной деятельности (Н. А. Ветлугина, Т. С. Комарова, Н. А. Курочкина, О. С. Ушакова, Р. М. Чумичева , 3. А. Богатеева , Н. А. Курочкина, Н. Б. Халезова и др.). эстетическое воспитание дошкольников средствами ознакомления с природой ( Е. В. Клюева, О. Ю. Зырянова, Е. К. Янакиева ) математическое развитие на основе ознакомления с художественной литературой ( Т. С. Шевченко ) взаимосвязь музыкального и математического развития на занятиях ( В. А. Лаптева, В. А. Рылькова ) Взаимосвязь математического развития и конструирования ( Г. Н. Сидорук , 2006 ).
системообразующие факторы интегрированного образовательного процесса ДОО: (Л . В. Трубайчук ) 1.Интеграция образовательных областей 2. Тема , вокруг которой объединяются образовательные области 3. Интеграция основных видов деятельности детей 4. Интеграция форм, методов и средств образовательного процесса 5. Интегрированная познавательная задача 6. И нтеграция детско-взрослых отношений
Тенденции интегративности ярко проявились в содержании программ дошкольного образования : Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы». под редакцией Н. Е. Вераксы , Т. С. Комаровой, М . А. Васильевой Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «Детство» Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «Успех»
Модели образовательного процесса К.Ю. Белая, профессор кафедры педагогики и методики дошкольного образования МИОО "Обновление образовательного процесса в дошкольной образовательной организации учебная Комплексно -тематическая Предметно-средовая
Учебная модель позиция взрослого – учительская, ему всецело принадлежит инициатива и направление деятельности достоинства недостатки высокая технологичность доступность профессионально обученному педагогу жесткое программирование образовательной среды в виде методик Образовательный процесс осуществляется в дисциплинарной школьно-урочной форме Предметная среда обслуживает занятие - методику и приобретает вид «учебных пособий».
Комплексно – тематическая модель в основу организации образовательных содержаний ставится тема достоинства недостатки Реализация темы в разных видах детской деятельности («проживание» ее ребенком) вынуждает взрослого к выбору более свободной позиции, приближая ее к партнерской Менее жесткой становится организация предметной среды. Набор тем придает систематичность образовательному процессу. образовательный процесс направлен, скорее, на расширение осведомленности ребенка об окружающем высокие требования к общей культуре и творческому потенциалу взрослого
предметно-средовая модель содержание проецируется непосредственно на предметную среду достоинства недостатки Предоставление большей свободы ребенку Развитие разных видов деятельности модель технологична и не требует творческих усилий от взрослого -Ограничение образовательной среды только предметным материалом и ставка на саморазвитие ребенка в этой модели приводит к утрате систематичности образовательного процесса и резко сужает культурные горизонты дошкольника -В ситуации заданной взрослым темы, воспитатель занимает регламентирующую позицию через создание определенной среды
Вывод: Комплексно-тематическая модель Предметно –средовая модель - Ненавязчивая позиция взрослого Разнообразие детской активности Свободный выбор предметного материала
Структура образовательного процесса совместная партнерская деятельность взрослого с детьми свободная самостоятельная деятельность детей. Взаимодействие педагога с ребенком – центральный процесс в образовании детей дошкольного возраста
Основные тезисы организации партнерской деятельности взрослого с детьми ( Н.А. Короткова) 1. Включенность воспитателя в деятельность наравне с детьми; 2 . Добровольное присоединение детей к деятельности (без психического и дисциплинарного принуждения) 3 . Свободное общение и перемещение детей во время деятельности (при соответствии организации рабочего пространства); 4 . Открытый временной конец занятия ( каждый работает в своем темпе).
комплекс организационно-методических условий 1. Необходимость формирования профессиональной компетентности педагогов 2. Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды 3. Планирование образовательного процесса ДОО на основе интегративного подхода (комплексно - тематическое планирование) 4. Проектная деятельность
интеграция образовательных областей Механизмом интеграции является образ , создаваемый разными средствами : - в литературе средство выразительности – слово (образные определения, эпитеты, сравнения, ритм, метафора); - в театрализованной деятельности выразительные средства драматизации – движения, жесты, мимика, голос, интонация, позы; - в изобразительной деятельности – рисунок (форма, величина, цвет, композиция, ритм), лепка (форма, объем, пропорции, поза, соотношение предметов в общей композиции по величине), аппликация (форма, цвет, композиция, ритм и др .); - в музыке - мелодия , ритм, гармония, динамика, интонация и др. ( по Т.С. Комаровой)
интеграция образовательных областей . ( по Р.М. Чумичевой ) интеграция содержания изобразительного и речевого развития, изобразительного и музыкального, где связующим элементом выступает образ (художественный и речевой ) -Математическое содержание интегрируется с информационным, конструктивным, что обеспечивает развитие математического мышления детей - сравнения, анализа, рассуждений, обобщений, умозаключений, понимание отношений между различными объектами, свойствами, множествами .
Модель образовательного процесса ДОУ (основана на принципах, соответствующих требованиям ФГОС ДО) Цель: создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности Организационная структура управления: Педсовет, Совет ДОУ, Родительский комитет Образовательная программа – содержательная основа образовательного процесса Обязательная часть Вариативная часть Примерная ОП Проектная деятельность Дополнительное образование Парциальные программы Создание условий Психолого-педагогические кадровые финансовые м атериально-технические о бразовательная среда ДОУ Организация образовательного процесса - различные виды детской деятельности Самообслуживание и элем. быт. труд, констр .- ние из разного материала, коммуникативная, изобразительная, восприятие худ. лит. И фольклора, игровая, познавательно –исследовательская, двигательная, музыкальная Образовательные области ОО «Речевое»-ОО «Познавательное»-ОО «Художественно-эстетическое»-ОО «Социально-коммуникативное»-ОО «Физическое » Совместная деятельность взрослого и ребенка Структура образовательного процесса ННОД ОДРМ Самостоятельная дея-ть Взаимодействие с семьями, социумом Оценка индивидуального развития детей Педагогическая диагностика- оценка эффективности педагогических действий
Литература: 1. Белая К. Ю., Кондрыкинская Л. А. Рабочий журнал воспитателя детского сада. М.: Сфера! 2012. 2.Комарова Т.С., Зацепина М.Б. Интеграция в системе воспитательно -образовательной работы детского сада. Мозаика-Синтез М. 2010 3.Короткова Н.А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста.-М. Линка -Пресс 2007. 2010. 4.Чумичева Р.М. Концептуальные основы перехода к качественно новому уровню дошкольного образования. РГПУ 2007. 5.Белая К.Ю. Интеграция - как инструмент создания новой модели ДОУ 6. Белая К. Ю., Теселкипа Н. В., Мурзина М. Р. и др. Организация проектной деятельности в ДОУ. М.: Перспектива, 2013. 7. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. М.: Мозаика-синтез, 2010. 8. Зебзеева В. А. Организация режимных процессов в ДОУ. М.: Сфера, 2006. 9. Свирепая Л. В. Методика ведения педагогических наблюдений. Образовательные проекты. М.: Линка -Пресс, 2010. 10. Дошкольное образование как ступень системы общего образования: Научная концепция / под ред. В.И. Слободчикова / В.И. Слободчиков , Н.А. Короткова, П.Г. Нежнов , И.Л. Кириллов. М.: Институт развития дошкольного образования РАО, 2005. 11.Безрукова, B. C. Педагогическая интеграция: сущность, состав, механизмы реализации / В. С. Безрукова // Интеграционные процессы в педагогической теории и практике / Отв. ред. B. C. Безрукова. - Свердловск : Свердловский инженерно-педагогический институт, 1990. 12.Васюкова, Н. Е. Интеграция содержания образования через планирование педагогической деятельности / Н. Е. Васюкова, О. И. Чехонина // Детский сад от А до Я. - 2004. - №6(12). 13.Лазарева, М. В. Интегрированное обучение детей в дошкольных образовательных учреждениях / М. В. Лазарева: автореф . дис . … канд. пед . - М., 2010
Методическая литература по организации педагогического процесса по ФГОС ДО Михайлова-Свирская Л.В Индивидуализация образования детей дошкольного возраста. Автор подробно рассматривает факторы, обуславливающие индивидуальное развитие ребёнка, вопросы организации индивидуальной работы с детьми, а также педагогические стратегии, позволяющие обеспечить индивидуализацию дошкольного образования Большое внимание уделено вопросу оценки индивидуальности детей и проблеме преемственности дошкольной и начальной ступеней образования в свете индивидуализации дошкольного образования.
Михайлова-Свирская Л.В. «Метод проектов в образовательной работе детского сада. Автор показывает существенные отличия общепринятого тематического подхода от метода проектов, заостряя внимание на несомненных достоинствах последнего. Книга включает описание нескольких образовательных историй, раскрывающих содержание и логику развёртывания проектов, которые можно проанализировать самостоятельно или вместе с автором книги и на этой основе сформировать собственное представление о проекте как технологии образовательной работы с детьми дошкольного возраста .
Горошилова Е. П., Шлык Е. В. Перспективное планирование образовательной деятельности в подготовительной к школе группе детского сада. ФГОС Перспективное планирование образовательной деятельности составлено на основе опыта практической работы в соответствии с ФГОС ДО и с учетом индивидуальных особенностей детей 6-7 лет. Представлен примерный план работы по основным образовательным областям, а также конспекты образовательной деятельности.
Савченко В.И Организация образовательной деятельности со старшими дошкольниками в ходе режимных моментов. ФГОС В достаточно емкой серии конспектов оригинального содержания с широким применением метода художественного слова раскрыты интересные образовательные темы для старших дошкольников, создающие социальные ситуации развития в соответствии с ФГОС ДО и реализуемые в разных базовых видах режимных моментов в течение недели. В конспектах наглядно продемонстрирована методика осуществления ОДРМ, реализующая социальную ситуацию развития с целью позитивной социализации старших дошкольников.
О.Э. Литвинова Познавательное развитие ребенка раннего дошкольного возраста. Планирование образовательной деятельности. ФГОС В книге рассматриваются планирование, организация и проведение образовательной деятельности для детей раннего дошкольного возраста (2-3-х лет) по направлению "Познавательное развитие". Представленные в пособии материалы направлены на решение задач по развитию интересов ребенка, любознательности, познавательной мотивации, формированию познавательных действий, первичных Представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, количестве и др.), об особенностях природы.
Книга посвящена раскрытию содержательных характеристик досуга и досуговой деятельности, вопросам руководства самостоятельной деятельностью с ориентацией на старший дошкольный возраст. Ежкова Н. С. Руководство самостоятельной деятельностью старших дошкольников. ФГОС Рассматриваются теоретические основы досуговой деятельности, свободной самостоятельной деятельности дошкольников и умения ее организовывать, описывается методика руководства самостоятельной деятельностью детей в условиях дошкольных образовательных учреждений, даются советы по руководству такой деятельностью в условиях семьи. Содержатся рекомендации к проведению инспекторской проверки дошкольного учреждения в этом направлении.
Диагностика педагогического процесса во второй младшей группе (с 3 до 4 лет) дошкольной образовательной организации Верещагина Н.В. Пособие содержит структурированный в таблицы диагностический материал, направленный на оценку качества педагогического процесса во второй младшей группе дошкольной образовательной организации любой направленности (обще-развивающей, компенсирующей, комбинированной). Предлагаемые параметры оценки для данного возраста общеприняты в психолого-педагогических исследованиях и подвергаются статистической обработке. Заполненные таблицы позволяют сделать качественный и количественный анализ развития конкретного ребенка и определить общегрупповую тенденцию развития детей
Ужастова В.В. Создание условий для реализации основной образовательной программы ДОО. Годовое планирование. ФГОС ДО В пособии рассматриваются вопросы традиционного годового планирования, а также ключевые позиции, направленные на обновление системы дошкольной организации. Представлена модель организационно-методического сопровождения реализации основной образовательной программы, обозначен общий алгоритм планирования управленческой деятельности, предложены ведущие направления, актуальные для перехода от функционирующего детского сада к современной развивающей дошкольной образовательной организации; предложены формы конструктивного взаимодействия с семьями дошкольников, социальными институтами образования и культуры и варианты реализации регионального компонента образовательной программы.
Гладышева Н.Н Журнал контроля и оценки развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ. ФГОС ДО Пособие содержит практический инструментарий, обеспечивающий эффективность контроля и оценки развивающей среды во всех возрастных группах ДОУ: методики, памятки, программы, схемы, карты изучения, анализа, оценки и самооценки. Применение развернутой табличной формы фиксации результатов контроля, максимальное использование разнообразных критериев оценки помогут руководителю ДОУ последовательно и гармонично осуществлять анализ среды развития воспитанников, оказывать педагогам компетентную помощь и поддержку в ее построении.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Современные модели образовательного процесса ДОУ"
В презентации рассказано о принципах построения образовательного процесса в ДОУ: учебная модель построения образовательного процесса, предметно-средовая и комплексно-тематическая. Раскрыт каждый из эт...
Семинар-практикум для педагогов "Модель образовательного процесса в ДОУ в соответствии с ФГТ"
Прежде чем говорить о модели образовательного процесса необходимо определить составляющие образовательного процесса, которые создают в целом образовательную среду, в которой находится ребенок во время...
Единство и целостность - основа модели образовательного процесса
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ «Единство и целостность – основа модели образовательного процесса»По уровню применения: общепедагогическая По философской основе: гуманистическаяПо основному фактор...
Единство и целостность - основа модели образовательного процесса
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ «Единство и целостность – основа модели образовательного процесса»По уровню применения: общепедагогическая По философской основе: гуманистическаяПо основному фактор...
Создание модели образовательного процесса в дошкольной образовательной организации с учетом регионального компонента
Методические рекомендации.Создание модели образовательного процесса в дошкольной образовательной организации с учетом регионального компонента...
Региональный компонент в модели образовательного процесса в образовательной организации
Материал для старших воспитателей дошкольных отделений и дошкольных образовательных организаций г. Москвы...
для воспитателей "Модель интегрированного планирования образовательного процесса в детском саду в соответствии с ФГОС ДО"
для педагогов "Модель интегрированного планирования образовательного процесса в детском саду в соответствии с ФГОС ДО"...