Эффективность работы методического кабинета
учебно-методический материал на тему
Эффективность работы методического кабинета
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
effektivnost_raboty_metodkabineta.docx | 25.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Автор: старший воспитатель Ермолинская А.В.
СП «Детский сад № 2» ГБОУ ООШ № 2 г.о.Октябрьск
Эффективность работы по оснащению дошкольной образовательной организации учебно-методическими материалами
Методическая работа - это целостная, основанная на достижениях науки, передового опыта и анализе затруднений педагогов, система мероприятий, направленная на повышение мастерства каждого педагога, на обобщение и развитие творческого потенциала коллектива, на достижение оптимальных результатов образования, воспитания и развития детей.
Цель методической работы является создание оптимальных условий для непрерывного повышения уровня общей и педагогической культуры участников образовательного процесса.
Создание эффективных условий для всестороннего непрерывного развития детей, качества профессионального развития педагогов дошкольного учреждения, взаимодействия с семьей определяет основные задачи методической работы:
1. Обучение и развитие педагогических кадров, управление повышением их квалификации.
2. Выявление, изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта педагогов.
3. Подготовка методического обеспечения для осуществления образовательного процесса.
4. Координация деятельности дошкольного учреждения и семьи в обеспечении всестороннего непрерывного развития воспитанников.
5. Координация деятельности дошкольного учреждения с учреждениями окружающего социума для реализации задач развития воспитанников и детского сада в целом.
6. Анализ качества работы с целью создания условий для обеспечения позитивных изменений в развитии личности воспитанников через повышение профессиональной компетентности педагогов.
Методический кабинет – это творческая мастерская, где педагог может получить конкретную методическую помощь в организации воспитательно-образовательного процесса».
Задачей старшего воспитателя является создание условий для того, чтобы накопленный педагогический опыт стал «живым», доступным для его реализации воспитателями в работе с детьми, повышению методической подготовленности всего педагогического коллектива в вопросах качества организации воспитательно-образовательного процесса ДОО.
Содержание методического кабинета строится на разделах:
- нормативные и инструктивные материалы,
- методические материалы и рекомендации,
- документация по содержанию работы детского сада
- методическая и справочная литература,
- дидактический и наглядный материал,
- художественная литература;
- выставки
- ТСО.
В методическом кабинете представлены нормативные и инструктивные материалы, издаваемые органами управления образованием и другими вышестоящими организациями (Министерство образования РФ и регионов, СаНПиН и т. д.)
В кабинете находятся документы, связанные со спецификой деятельности педагогов: «Международная конвенция о правах ребенка», Закон «Об образовании в Российской Федерации», «Семейный кодекс», «Трудовой кодекс РФ», Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», «Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении в Российской Федерации» и другие. Все сотрудники дошкольного учреждения имеют возможность уточнить в этих документах интересующие его вопросы и использовать их в своей работе.
Ознакомление сотрудников с новыми нормативными документами происходит на консультациях. Консультации проводятся как запланированные, так и незапланированные в годовом плане, в зависимости от принятия нового закона.
Значительное место в работе методического кабинета отведено правильной организации библиотеки. Книжный фонд детского сада условно разделен на книги для воспитателей (методическая и справочная литература) и книги для детей.
В библиотеке для воспитателей представлен раздел «Справочная литература», где размещены различные словари, энциклопедии и другая литературу, из которой можно всегда получить необходимую справку. Большое место занимает периодическая печать. В детском саду организована подписка на журналы: «Воспитатель», «Дошкольная педагогика», справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения, «Логопед», «Музыкальный руководитель», «Управление ДОУ», справочник руководителя дошкольного учреждения, а также на газеты.
Журналы и газеты, выписанные детским садом, просматриваются старшим воспитателем и составляются соответствующие аннотации на статьи из журналов и газет, которые оказывают воспитателям необходимую помощь в подготовке к консультациям, педсоветам, запланированные в годовом плане и к самообразованию воспитателей.
К имеющейся литературе были приобретены: Внедрение ФГОС ДО в практику работы дошкольных образовательных организаций, Нищева Н.В.
Издательство: Детство-Пресс, 2014; Образовательная деятельность в условиях введения ФГОС ДО. Педагогические советы. Семинары-практикумы. Авторы-составители: Бацина Е. Г., Сертакова Н. М., Шилова И.В. и др. Издательство: Учитель, 2014; Годовой план работы дошкольной образовательной организации: организационно-управленческое сопровождение реализации ФГОС. Авторы-составители: Недомеркова И. Н., Мурченко Н. А. и др. Издательство: Учитель, 2014; Создание условий для реализации основной образовательной программы ДОО. Годовое планирование. Авторы-составители: Ужастова В. В. Издательство: Учитель, 2014
В библиотеке выделен раздел «Педагогика и психология», в котором представлены произведения великих педагогов, книги по общим проблемам педагогики и психологии. Значительное место занимает специальная методическая литература. Она распределена по видам деятельности, задачам воспитания.
В библиотеке детской художественной литературы размещены книги для детей дошкольного возраста, указанные в программе, по которой работает наш детский сад, а так же вновь издаваемые книги.
Детская литература расставлена в алфавитном порядке (по фамилиям авторов) — это облегчает пользование художественным фондом. Чтобы воспитатели не тратили много времени на поиски нужной книги, составлены библиографические списки по темам: книги о нашей Родине, о Москве, о природе, о труде, о транспорте и др.
Отдельно в кабинете представлены методические рекомендации. Сюда относятся рекомендации, письма Министерства образования РФ, органов управления образованием, опыт работы лучших педагогов данной территории, планы методических мероприятий для воспитателей, родителей.
Рекомендация – один из способов принятия руководителем решения и доведения его до сведения исполнителей. Она используется, когда необходимо подчеркнуть уважение к самостоятельности в работе исполнителя. Рекомендация не обязывает, она служит советом, пожеланием с целью дать нужное направление в работе, в выполнении задания.
Старшим воспитателем изучаются рекомендации, разработанные вышестоящими организациями, и на основании этих положений, а также исходя из анализа работы своего коллектива, разрабатываются собственные памятки, рекомендации, информации для воспитателей. Привлекательность оформления содержания, сопровождаемого рисунками, схемами, в определенной степени выполняет роль предупредительного контроля, а также используется при необходимости индивидуальных консультаций. После знакомства с этими письменными материалами воспитатели привлекаются к обсуждению насущных проблем.
Материал, представляющий опыт работы лучших педагогов нашего сада оформлен в следующем виде:
• фотография воспитателя, представляющего опыт работы;
• основные данные его биографии;
• основное содержание опыта;
• доклад, представленный на педсовете, или творческий отчет воспитателя;
• детские работы, конспекты занятий, выписки из календарного плана работы, перспективные планы работы с детьми, высказывания детей, вопросы к беседам, фотографии деятельности детей и т. д.;
• рекомендации по использованию опыта другими воспитателями.
Интересный опыт работы воспитателей других детских садов, а также опыт, с которым знакомят на страницах педагогических журналов представлен под рубрикой: «Педагогическая копилка».
Немало материала накоплено в методическом кабинете по работе с родителями, преемственности со школой, совместной работе с детской библиотекой, музеем.
В методическом кабинете хранятся наглядные учебные пособия. Это позволяет одно и то же пособие использовать на разных занятиях, в разных возрастных группах. Раздаточные пособия, которые не требуются ежедневно и приобретаются с расчетом на поочередное использование в разных группах, также хранятся в методическом кабинете. Пособия и технические средства обучения подбираются по всем разделам программ, по которым работает наш детский сад.
Весь наглядный материал так же, как и книжный фонд, учитывается, регистрируется в специальной тетради «Поступления методических пособий и литературы».
Отдельно в методическом кабинете создана картотека демонстрационных картин, к оформлению которых предъявляются те же требования: на каждую картину составляется краткая аннотация, даются рекомендации по ее использованию в разных возрастных группах. Такая картотека, разделенная по тому же принципу, что наглядный материал, помогает сэкономить время и предоставляет возможность воспитателю самостоятельно подготовиться к тому или иному виду работы.
В методическом кабинете организуются выставки. Они бывают постоянно действующими и эпизодическими. Постоянными являются, например, такие, как «Передовой опыт», «Новинки литературы», «В помощь воспитателю» и другие.
Среди эпизодических выставок можно выделить, например, такие: «Изучаем нормативные документы», «Смотры – конкурсы», «Аттестация воспитателей», «К новому учебному году» и многие другие, потребность в которых возникает в течение учебного года.
В педагогическом кабинете накоплено достаточно материала по работе с родителями. Созданы рубрики: «Совет врача», «Родителям о физическом воспитании», «Почему ребенок не слушается», «Одаренные дети», «Скоро лето» — и др. Сосредоточение этого материала в методическом кабинете помогает упорядочить его использование воспитателями.
В дошкольном учреждении составлен график работы методического кабинета, в котором определено время выдачи литературы, пособий. Это время выбрано таким образом, чтобы услугами кабинета могли воспользоваться воспитатели, работающие в первую и вторую смену. Воспитатели имеют возможность заранее готовиться к рабочему дню.
Таким образом, в рамках выполнения основных задач методической работы методический кабинет является центром сбора педагогической информации, а также творческой лабораторией для педагогов и родителей.
Информирование педагогов о новых требованиях, предъявляемых к работе, и последних достижениях науки и практики.
Своевременное информирование педагогов о новых разработках в психолого-педагогической науке и передовой практике, методическом обеспечении в системе дошкольного образования является важным условием высокой результативности воспитательно-образовательного процесса.
Повышение информированности педагогов способствует установке единой педагогической стратегии развития ДОУ, которая обсуждается, утверждается и реализуется через основной орган управления – педагогический совет и служит основным ресурсом развития коллектива в ДОУ
Обзор видов информации и форм методической работы представлен в схеме
Виды информации | Формы методической работы |
|
|
Старший воспитатель строит свою работу в оказании действенной помощи воспитателям, в организации педагогического процесса, в работе с родителями, в повышении педагогического мастерства и организации самообразования.
Методический кабинет в нашем детском саду соответствует потребностям педагогов, доступен каждому воспитателю, имеет удобный, гибкий график работы, оформление выполнено в едином стиле, располагает к беседе и творческой работе.
В перспективе мы планируем пополнить методический кабинет приобретением современного игрового оборудования.
Для познавательно речевого развития: наборами цветных счётных палочек Кюизенера, логическими блоками геометрических форм (блоки Дьениша), весами, измерительным материалом, комплектами тематических карточек, наборами для экспериментирования и исследования ( воронки ,пипетки, пробирки. микроскопы), настенными планшетами, развивающими наборами (конструктора по теме), игровыми модулями (стройка , МЧС, спец.техника).
Для социально-коммуникативного развития: комплекты дидактического материала по патриотическому воспитанию, комплектами демонстрационного материала по темам (дети, труд взрослых, мир вокруг нас, дорожное движение).
Для физического развития: детские тренажёры, комплекты детских спортивных игр, наборы для общеразвивающих упражнений.
Пополнение и обновление средств планируется в соответствии с основными задачами учебного года, исходя из существующей учебно-материальной базы. Весь материал в методическом кабинете предназначен для педагогов.
Таким образом, из выше сказанного можно сделать вывод, что оснащенность ДОО учебно-методическими материалами в соответствии с ФГОС ДО и ООП ДО ДОО составляет 82%.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация работы методического кабинета ДОУ как условие непрерывного повышения квалификации педагога.
Функции методического кабинета, фонд методического кабинета, планирование и организация работы с педагогами....
План работы методического кабинета на учебный год
Мой план работы на год.Может кому -нибудь пригодиться....
Аналитическая справка о перспективах совершенствования работы методического кабинета МБДОУ «Детский сад №165»
Методический кабинет учреждения дошкольного образования - одно из средств обеспечения деятельности по обучению и развитию кадров, выявлению, обобщению и распространению наиболее ценного опыта, а...
Консультация для педагогов МБДОУ «Организация работы методического кабинета в МБДОУ»
Создание методическоео кабинета, его задачи и основные функции....
Организация работы методического кабинета ДОУ.
Центром всей методической работы ДОУ является методический кабинет. Ему принадлежит ведущая роль в оказании педагогам помощи в организации образовательного процесса, обеспечении их непрерывного самора...
Самостоятельная работа № 9 по учебной дисциплине: «Теоретические и прикладные аспекты методической работы воспитателя детей дошкольного возраста» На тему: «Анализ работы методического кабинета ДОУ».
Методический кабинет ДОУ - центр, обеспечивающий воспитателей ДОУ необходимой информацией, средствами обучения, учебно-методической литературой. Создание, оснащение и организация работы методического ...
Самостоятельная работа 9 «Анализ работы методического кабинета в ДОУ»
Анализ работы методического кабинета в ДОУ...