Анализ ЗОЖ
материал ( группа) на тему
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД «ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК»
Г. МАЛАЯ ВИШЕРА
(МАДОУ «ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК»)
_____________________________________________________________________________________________________
ул. Лесная, д. 17а, г. Малая Вишера,
Новгородская область, 174260,
телефон: 8(81660) 33-467
e-mail:madou7.mv@mail.ru
Анализ современных оздоровительных технологий
в воспитательно-образовательном процессе
В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение и укрепление здоровья детей.
Проблема раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточно сложна. Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до 7 лет человек проходит огромный путь развития, не повторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, отношение к себе и окружающим. Важно на этом этапе сформировать у воспитанников базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.
Сегодня под здоровым образом жизни мы понимаем активную деятельность людей, направленную на сохранение и улучшение здоровья. Формирование здорового образа жизни должно начинаться уже в детском саду. Вся жизнедеятельность ребенка в дошкольном учреждении должна быть направлена на сохранение и укрепление здоровья.
Все вышесказанное обуславливает необходимость изучения содержания психолого-педагогической работы по освоению программы по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни.
Программа по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни направлено на достижение целей охраны здоровья воспитанников и формирования основы культуры здоровья через решение следующих задач:
- содействовать укреплению здоровья;
- формировать у дошкольника представление об ответственности за собственное здоровье и здоровье окружающих;
- обеспечить дошкольника необходимыми технологиями, позволяющими сохранить и укрепить здоровье;
- обогащать знания о здоровом образе жизни через различные виды деятельности, изменить уклад жизни с пользой для здоровья каждого;
- расширить и разнообразить взаимодействие МАДОУ «Золотой ключик» и родителей (законных представителей) по формированию здорового образа жизни.
Систему работы МАДОУ «Золотой ключик» по программе формирования культуры здорового и безопасного образа жизни можно представить в виде модели, которая включает в себя взаимосвязанные разделы: материально-техническое оснащение оздоровительного процесса МАДОУ «Золотой ключик», оптимальную организацию режима дня, организация двигательной деятельности, организацию полноценного питания, профилактическую работу, систему закаливания, создание представлений о здоровом образе жизни, взаимодействие с семьями воспитанников, работу с педагогами, мониторинг уровня физического развития, состояния здоровья, психоэмоционального состояния.
1. Материально-техническое оснащение.
- физкультурный зал оснащен необходимым спортивным оборудованием
- спортивная площадка для занятий на воздухе оснащена необходимым инвентарём и оборудованием.
- в каждой возрастной группе имеются спортивные уголки для наиболее полного самовыражения ребёнка двигательной деятельности.
2. Оптимальная организации режима дня.
Формирование у воспитанников навыков и привычек здорового образа жизни невозможно без соблюдения режима дня.
Правильно организованный, он, создает у ребенка ровное, бодрое настроение, интерес к учебной или творческой деятельности, играм, способствует нормальному развитию.
Ежедневная организации жизни и деятельности воспитанников осуществляется с учетом:
- соблюдения режимных моментов: время приёма пищи, укладывание на дневной сон; общей длительности пребывания ребёнка на свежем воздухе.
Общая продолжительность суточного сна для детей дошкольного возраста 12 - 12,5 часа, из которых 2,0 - 2,5 отводится дневному сну. Перед сном подвижные эмоциональные игры не проводятся.
- ежедневная продолжительность прогулки воспитанников в МАДОУ «Золотой ключик» определяется дошкольной образовательной организацией в зависимости от климатических условий и составляет около 3-4 часов. Прогулку организуют 2 раза в день: в первую половину дня – до обеда и во вторую половину дня – после дневного сна и (или) перед уходом детей домой.
- оптимальная индивидуальная двигательная активность с преобладанием циклических упражнений, достаточная индивидуальная умственная нагрузка и преобладание положительных эмоциональных впечатлений.
- организация режима дня воспитанников в соответствии с сезонными особенностями.
3. Организация двигательной деятельности.
Физическое воспитание оказывает существенное влияние на совершенствование защитных сил организма ребёнка, ход его физического развития, содействует овладению необходимыми движениями.
Основные принципы организации физического воспитания в детском саду:
- физическая нагрузка адекватна возрасту, полу ребенка, уровню его физического развития, биологической зрелости и здоровья;
- сочетание двигательной активности с общедоступными закаливающими процедурами;
- обязательное включение в комплекс физического воспитания элементов дыхательной гимнастики;
- включение в гимнастику и занятия элементов корригирующей гимнастики для профилактики плоскостопия и искривления осанки.
Формы организации физического воспитания:
- физические занятия в зале и на спортивной площадке;
- утренняя гимнастика;
- корригирующая гимнастика;
- дозированная ходьба;
- подвижные игры;
- спортивные игры;
- спортивные упражнения;
- физкультминутки;
- физкультурные досуги, праздники, «Дни здоровья»;
- индивидуальная работа с воспитанниками;
- самостоятельная двигательная деятельность.
- Организация полноценного питания.
В МАДОУ «Золотой ключик» осуществляется работа:
- с сотрудниками по повышению качества, организации питания;
- с родителями воспитанников в целях организации рационального питания в семье;
- с воспитанниками, посещающими дошкольное образовательное учреждение по формированию представлений о правильном питании и способах сохранения здоровья.
Для обеспечения преемственности питания родителей (законных представителей) информируют об ассортименте питания ребенка.
Питание воспитанников организуется на основе примерного 20 – дневного меню, с учётом возрастных физиологических норм суточной потребности в основных пищевых веществах. Нормы питания по основным продуктам выполняются, калорийность соответствует норме. Имеются технологические карты по которым готовят повара.
Питание четырёхразовое: завтрак, второй завтрак, обед, полдник. Ведутся журналы бракеража сырых, скоропортящихся продуктов, бракеража готовой кулинарной продукции, журнал «Здоровья», журнал температуры холодильных камер, С-витаминизации третьих блюд. Бракераж готовых блюд проводит бракеражная комиссия, с разрешения которой проводится отпуск блюд.
Дошкольное образовательное учреждение создает условия для охраны здоровья обучающихся, в том числе обеспечивает: текущий контроль за состоянием здоровья воспитанников; проведение санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий, обучение и воспитание в сфере охраны здоровья; соблюдение государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.
Принципы организации питания:
- выполнение режима питания;
- гигиена приёма пищи;
- ежедневное соблюдение норм потребления продуктов и калорийности питания;
- эстетика организации питания (сервировка);
- индивидуальный подход к воспитанникам во время питания;
- расстановка правильно мебели.
- Профилактическая работа.
Обеспечить эффективную оздоровительную работу можно только при условии содружества медицины и педагогики.
Она должна включать в себя медицинские мероприятия:
- плановые медицинские осмотры
- антропометрические измерения
- профилактические прививки
- осмотр воспитанников специалистами для поступления в школу
- изоляции больного ребенка до прихода родителей
Педагоги организуют работу по рациональной организации двигательной деятельности детей.
- Система закаливания.
Главное требование: «Не навреди!»
При организации закаливания реализованы основные гигиенические принципы - постепенность, систематичность, комплексность и учет индивидуальных особенностей воспитанников.
Закаливание воспитанников включает систему мероприятий:
- элементы закаливания в повседневной жизни: умывание прохладной водой, широкая аэрация помещений, правильно организованная прогулка, физические упражнения, проводимые в легкой спортивной одежде в помещении и на открытом воздухе;
- специальные мероприятия: водные, воздушные и солнечные.
7. Создание представлений о здоровом образе жизни.
- Привитие стойких культурно – гигиенических навыков.
- Пропаганда ЗОЖ:
- - обучение уходу за своим телом, навыкам оказания элементарной помощи.
- - формирование элементарных представлений об окружающей среде.
- - формирование привычки ежедневных физкультурных упражнений.
- - развитие представлений о строении собственного тела, назначении органов.
- - формирование представлений о том, что полезно и что вредно для организма.
- - выработка у ребёнка осознанного отношения к своему здоровью, умения определить свои состояние и ощущения.
- ОБЖ
- - обучение воспитанников правилам дорожного движения, поведению на улицах и дорогах.
- - систематическая работу по ОБЖ, выработке знаний и умений действовать в опасных жизненных ситуациях.
- Индивидуальные беседы.
8. Взаимодействие с родителями (законными представителями).
Вырастить крепких, здоровых детей – наша важнейшая задача. И решается она в тесном сотрудничестве с семьей.
Взаимодействие МАДОУ «Золотой ключик» с семьей по вопросам охраны и укрепления здоровья детей включает в себя:
• информационные стенды для родителей; освещающие вопросы оздоровления без лекарств (комплексы упражнений для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата, органов зрения, для развития общей и мелкой моторики, пальчиковые игры;
• информационные стенды медицинских работников о медицинской профилактической работе с воспитанниками в дошкольном учреждении; Папки-передвижки «Питание ребёнка дошкольника».
• приобщение родителей (законными представителями) к участию в физкультурно-массовых мероприятиях МАДОУ «Золотой ключик» (соревнования, спортивные праздники, дни открытых дверей, Дни и Недели здоровья, и др.) ;
• анкетирование, консультации, беседы с родителями по вопросам здоровьесбережения.
- Работа с педагогами
Работа с сотрудниками – одно из важнейших направлений по укреплению и сохранению соматического, психологического и физического здоровья воспитанников, построенная на следующих принципах:
- актуализация внимания воспитателей на том, что в педагогической валеологии (интегральный подход к физическому, нравственному и духовному здоровью) у них главная социальная роль;
- просветительная работа;
- консультации воспитателей по сохранению собственного здоровья;
- обучение педагогов приёмам личной самодиагностики здоровья в физическом, социальном, психическом аспекте, а также методике обучения дошкольников приёмам личной самодиагностики.
- Мониторинг уровня физического развития, состояния здоровья, психоэмоционального состояния.
Включает:
- диагностику знания, умения, навыки, предусмотренные программой, наблюдение за поведением ребёнка в повседневной жизни;
- выявление индивидуальных особенностей развития психических процессов, особенно поведения и эмоционально – волевой сферы.
Итогам обследования является проведение психолого-педагогического совещания, на котором обсуждаются диагностические данные по выявленным проблемам у воспитанников, берутся под контроль наиболее сложные дети, намечается дальнейший план индивидуальной работы.
Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы обеспечивает комплексный подход к оценке итоговых и промежуточных результатов освоения Программы, позволяет осуществлять оценку динамики достижений детей.
Периодичность мониторинга: 2 раза в год (сентябрь, май)
- Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования МАДОУ «Золотой ключик » подразделяются на итоговые и промежуточные.
- Промежуточная оценка проводится один раз в полугодие, итоговая оценка проводится ежегодно в подготовительной группе при выпуске ребенка из детского сада в школу.
Анализ заболеваемости и посещаемости воспитанников
№ п/п | Показатели | 2014 год | 2015 год | |
1. | Число дней, пропущенных детьми по болезни | 870 | 678 | |
2. | Количество случаев заболевания | 127 | 86 | |
3. | Число дней, проведенных детьми в группах | 24 630 | 24810 |
Сравнительный анализ данных по заболеваемости 2014 года с данными 2015 учебного года показали, что в МАДОУ «Золотой ключик» прослеживается относительная тенденция снижения заболеваемости воспитанников.
Созданная в детском саду системы работы по программе формирования культуры здорового и безопасного образа жизни позволяет качественно решать цель охраны здоровья воспитанников и формирования основы культуры здоровья.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая работа - Анализ занятий и игровой деятельности, схема и карточки анализа занятий
Уважаемые гости, читая записи, мы всегда размышляем! Прошу оставлять свои мысли в комментариях!Методическая работа.Анализ занятий и игровой деятельности, схема и карточки анализа занятий.Организ...
Фонематический анализ, синтез и фонематические представления как сложные умственные действия. Роль фонематического анализа, синтеза и фонематических представлений в процессе обучения грамоте.
Актуальность темы. Сформированность фонематического анализа, синтеза звукового состава слова, а также представлений о звуковом составе слова является одной из предпосылок для овладения грамотой ...
Карты для проверки воспитательно - образовательной работы: анализ занятия, анализ прогулки.
Карты для фиксации результатов проверки , контроля занятий, прогулки с детьми раннего возраста. Данный материал может быть полезен в работе старшего воспитателя, методиста и т. п....
Статья: "От анализа звуков к анализу предложений"
Данные рекомендации предназначены для родителей детей подготовительной группы и позволят им быть в курсе этапа проводимых занятий, а так же дают возможность закрепить пройденный материал дома. Здесь с...
Справка-анализ по теме: «Работа с родителями: анализ плана работы с родителями, индивидуальных стендов для родителей, организация групповых мероприятий с родителями».
В перспективном плане работы с родителями педагоги отражают совместную работу с семьями воспитанников. В плане воспитатели отмечают формы организации общения с указанием тематики (родительское собрани...
Современные методы анализа макро-(pest-анализ) и микро- (swot-анализ) среды образовательной организации в контексте разработки её стратегии развития и повышения рейтинга
Стремительная реорганизация системы образования города Москвы сопровождается кардинальными изменениями не только в содержании образовательных программ и методике преподавания, но и в системе управлени...
Правила звукового анализа слова и анализа предложения
Памятка поможет правильно проводить звуковой анализ слова и анализ предложения...