Рабочая программа основной образовательной деятельности направления "Музыка"
рабочая программа ( группа) на тему

Глушкова Валентина Евгеньевна

Рабочая программа основной образовательной деятельности "Художественно-эстетического" направления музыкального руководителя Глушковой В.Е.

Осуществляемая в рамках Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения "Березка" (г.Когалым, ХМАО).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_muzyka_v_sokrashchenii.docx131.08 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Принято                                                                        Утверждаю

         решением педагогического совета                          Заведующий МАДОУ «Березка»

         МАДОУ  «Березка»                                                     ____________И.С.Шамсутдинова

         от «____»  ________2015г., протокол №___             Приказ №__от «___» сентября 2015г.

Рабочая программа

музыкального руководителя  

Муниципального автономного дошкольного

образовательного учреждения

города Когалыма «Березка»

(в сокращении)

                      Автор-составитель:

                                                                     музыкальный руководитель

                                                                              Глушкова Валентина Евгеньевна

г. Когалым

2015 г.

Содержание

I Целевой раздел

1.1. Пояснительная записка…………………………………………………………………3

1.1.1. Цели и задачи  реализации программы…...................................................................3

1.1.2. Принципы и подходы к построению программы………….......................................3

1.1.3.Значимые для разработки и реализации рабочей программы характеристики …..4

1.1.4. Характеристика возрастных и индивидуальных особенностей развития детей дошкольного возраста  в музыкальной  деятельности. …………………………………...6

1.2. Планируемые результаты……………………………………………………………..12

II Содержательный раздел………………………………………………………………15

2.1. Система воспитательно-образовательной работы по  образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» (раздел «музыкальное развитие») в разных возрастных группах ……………….……………………………………………………….15

2.2.Формы, способы, методы и средства реализации рабочей программы…………….20

2.3.Система деятельности педагога по поддержке детской инициативы………………22

2.5.Система взаимодействия с семьями воспитанников………………………………...25

III Организационный раздел……………………………………………………………..

3.1.Проектирование образовательного процесса………………………………………...29

3.2. Анализ материально-технического обеспечения рабочей  программы……………31

3.3 Анализ учебно-методического обеспечения рабочей программы……………….…34

Приложение

I Целевой раздел

Пояснительная записка

Рабочая программа (далее Программа) составлена на основе основной образовательной программы дошкольного образования МАДОУ  «Березка» (далее ООП ДО)  и соответствует требованиям  Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (Приказ № 1155 от 17 октября 2013 года). Определяет содержание  образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» раздел  «Музыкальная  деятельность»  в каждом возрастном периоде дошкольного детства.

   

Цель Программы – создание условий для развития музыкально-творческих способностей детей дошкольного возраста в совместной деятельности с взрослым и сверстниками.

Задачи программы:

  • Укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе, их эмоционального благополучия;
  • Приобщение к музыкальному искусству, формирование основ музыкальной культуры в процессе ознакомления с произведениями, имеющими подлинную художественную ценность, с помощью различных видов музыкальной деятельности с учетом возможностей каждого ребенка;
  • Формирование основ музыкальной культуры в разных видах музыкально-художественной деятельности (слушание, пение, игра на музыкальных инструментах и т.д.);
  • Развитие музыкальных способностей, песенного и танцевального творчества, детской инициативы, а также психических процессов (внимания, мышления, памяти, воображения) в различных видах детской деятельности;
  •  Обогащение развивающей предметно-пространственной среды  музыкально-художественной направленности;
  • Повышение педагогической компетентности родителей  по вопросам музыкального развития дошкольников, привлечение к участию в  совместных мероприятиях

    1.1.2. Принципы построения Программы  

 При проектировании Программы учитывались следующие основные принципы:

  1. поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека;

2) личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей;

3) уважение личности ребенка;

4) реализация рабочей программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, творческой активности, обеспечивающей музыкальное  развитие ребенка.

5) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей  (и способностей) каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;

6) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

7) поддержка инициативы детей в различных видах детской деятельности;

8) возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);

9) принцип  интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей;

10) учет этнокультурной ситуации развития детей.

11) сотрудничество с семьей

Немаловажными являются:

  • принцип интеграции образовательных областей  соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей;
  • комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса;

1.1.3 Значимые для разработки и реализации рабочей программы характеристики

   

Актуальность

Актуальность рабочей программы обусловлена принятием  Закона «Об образовании» №273-ФЗ, предусматривающим наличие рабочих программ педагогов. Учитывая, что образовательная деятельность в ДОУ осуществляется в соответствии с требованиями ФГОС ДО, первостепенной задачей которого является охрана и укрепление физического и психического здоровья дошкольников, а также развитие творческих способностей дошкольников, рабочая программа  реализует системный подход к организации музыкально-художественной деятельности.

Срок реализации:

Рабочая программа рассчитана на 5 лет (2015-2020гг.)

1 год – первая младшая группа с 2 до 3 лет;

2 год – вторая младшая группа с 3 до 4 лет;

3 год – средняя группа с 4 до 5 лет;

4 год – старшая группа с 5 до 6 лет;

5 год – подготовительная к школе группа с 6 до 7 лет.

Нормативно-правовое обеспечение Программы:

Федеральный уровень

Региональный уровень

Муниципальный уровень, локальные акты ДОУ

Конституция Российской Федерации;

Постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 9 октября 2013 года № 413-п «О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Развитие образования вХанты-Мансийскомавтономном округе – Югре на 2014 – 2020 годы» (в редакции Постановления правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 4 июля 2014 года №251-п)

Приказ Управления образования Администрации города Когалыма от 18.02.2014г. «О введении в действие федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в муниципальных бюджетных дошкольных образовательных организациях города Когалыма»

Конвенция ООН о правах ребенка;

Письмо  ДОиМП  от 13.01.2013 №67 «"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"

Приказ МБДОУ д/с «Березка» от 21.02.2014г. №25/1 «О введении в действие ФГОС ДО»;

Федеральный закон  от 29.12.2012г. №273ФЗ «Об образовании»;

Приказ МАДОУ «Березка» от___________ «Об утверждении Положения о  рабочей программе педагога».

Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013г. №26 « Об утверждении СанПин 2.4.1.3049-13 «Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений»

Письмо Министерства образования Российской Федерации от 4.03.2000 № 65/23-16 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. N 1014 г. Москва "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования"

1.1.4. Характеристика возрастных и индивидуальных особенностей детей дошкольного возраста  в музыкальной  деятельности

Первая младшая группа(от 2 до 3 лет)

      На третьем году жизни продолжается развитие основ музыкальности ребенка. Наблюдается активный эмоциональный отклик на музыку контрастного характера. Дети живо и непосредственно реагируют на музыкальные произведения, выражая разнообразные чувства — оживление, радость, восторг, нежность, успокоение и др.

      Происходит дальнейшее накопление музыкальных впечатлений. Дети узнают знакомые песни, пьесы и просят их повторить. У них развивается музыкальное мышление и память.

Более интенсивно, чем на втором году жизни, развиваются музыкально-сенсорные способности: дети могут сравнивать звуки по высоте, тембру, динамике (различают, например, какой колокольчик звенит — маленький или большой, какой инструмент звучит — бубен или погремушка и т. д.).

      У детей активно развивается речь. Она становится более связной. Развивается мышление (от наглядно-действенного к наглядно-образному). Появляется желание проявлять себя в разных видах музыкальной деятельности. Дети с удовольствием слушают музыку и двигаются под нее, запоминают и узнают знакомые музыкальные произведения, просят их повторить; активнее включаются в пение взрослого: подпевают концы фраз, могут вместе со взрослым спеть короткие песенки, попевочки, построенные на повторяющихся интонационных оборотах. В основе деятельности детей лежит подражание взрослому.

      Постепенно совершенствуются движения под музыку: они становятся более естественными и более уверенными, но недостаточно согласованными с музыкой. В процессе музыкальных занятий дети овладевают несложными танцевальными движениями, учатся согласовывать движения с характером музыки. Двигаются, ориентируясь в основном на образец взрослого, но могут двигаться и самостоятельно, выполняя хорошо знакомые движения (хлопки в ладоши, притопывание, покачивание с ноги на ногу, полуприсядка). Дети танцуют, стоя по одному в кругу или в парах, однако пока еще недостаточно хорошо ориентируются в пространстве.

      Дети любят участвовать в музыкальных сюжетных играх, выполняя те или иные роли (цыплят, воробышков, зайчиков, котят и др.) и приучаются связывать свои движения с теми изменениями, которые происходят в музыке (двигаются тихо, если музыка звучит негромко, быстрее, если темп музыки становится подвижным).

      Творческие проявления детей становятся более заметными. Их можно наблюдать и в пении, когда дети воспроизводят звукоподражания, с разной интонацией поют имена друг друга, сочиняют несложные импровизации на «ля-ля-ля» (например, колыбельную или плясовую для мишки, собачки, куклы Даши и др.).

      По-прежнему сохраняется интерес к экспериментированию с музыкальными и немузыкальными звуками: дети изучают возможности звучания разных предметов (деревянных палочек, брусочков, металлических ложечек, емкостей, наполненных разным сыпучим материалом и по-разному звучащих) и простейших музыкальных инструментов. Постепенно расширяются представления детей о музыкальных инструментах и возможности игры на них. Дети знакомы со многими инструментами ударной группы — барабаном, бубном, погремушкой, колокольчиком, металлофоном и др. Они различают их по внешнему виду, тембру звучания, могут самостоятельно озвучивать их, используя в играх.

Вторая младшая группа

(от 3 до 4 лет)

      Дети четвертого года жизни проявляют эмоциональную отзывчивость на музыку, различают контрастное настроение музыки, учатся понимать содержание музыкального произведения. У них начинает накапливаться, хотя и небольшой, музыкально-слушательский опыт, наблюдаются музыкальные предпочтения, закладываются основы музыкально-слушательской культуры. В процессе восприятия дети могут, не отвлекаясь, слушать музыкальное произведение от начала до конца. Развивается дифференцированность восприятия: дети выделяют отдельные выразительные средства (темп, динамику, регистры), сменой движений реагируют на смену частей в двухчастном музыкальном произведении, начинают различать простейшие жанры — марш, плясовую, колыбельную.

      В процессе музыкальной деятельности активно развиваются основные музыкальные способности (ладовое чувство, проявлением которого является эмоциональная отзывчивость на музыку, чувство ритма). Продолжается развитие музыкально-сенсорных способностей: дети различают контрастные звуки по высоте, динамике, длительности, тембру (при сравнении знакомых музыкальных инструментов).

      Накапливается опыт исполнительской музыкальной деятельности. Все виды музыкального исполнительства начинают развиваться более активно. Дети постепенно овладевают навыками исполнительства в пении, ритмике, игре на элементарных музыкальных инструментах. Растет и совершенствуется голосовой и дыхательный аппарат. Дети с интересом слушают песни в исполнении взрослых и с желанием поют песни совместно со взрослым и самостоятельно, передавая свое эмоциональное отношение. У них развиваются и становятся более устойчивыми певческие навыки, появляются любимые песни.

      Благодаря развитию опорно-двигательного аппарата движения под музыку становятся более ритмичными и координированными. Дети лучше ориентируются в пространстве, двигаются под музыку более уверенно и более выразительно, адекватно характеру и выразительным особенностям музыкального произведения. С помощью движений дети способны передавать изменения в динамике, темпе, регистрах. Расширяются представления детей о танцевальных жанрах (плясовая, полька), увеличивается запас танцевальных движений. Образно-игровые движения, применяемые в сюжетных играх и при обыгрывании песен, становятся более выразительными и пластичными. Наблюдаются и творческие проявления детей в пении, играх, свободных плясках.

      Интерес к игре на детских музыкальных инструментах становится более устойчивым. Увеличивается запас представлений об элементарных музыкальных инструментах, совершенствуются навыки игры на них.

      Дети с удовольствием участвуют в различных видах и формах музыкальной деятельности (в самостоятельной музыкальной деятельности, праздниках, развлечениях).

Средняя группа

(от 4 до 5 лет)

      На пятом году жизни расширяются представления детей о музыке как искусстве, накапливается музыкально-слушательский опыт. Дети начинают понимать, что музыка может о чем-то рассказывать. Они более внимательно прислушиваются к ее звучанию, различают празднично-веселые, нежные, грустные, спокойно-сосредоточенные интонации, начинают выделять и улавливать наиболее яркие, контрастные изменения средств музыкальной выразительности на протяжении всего музыкального произведения (изменения темпа, динамики, регистров). С удовольствием слушают музыку классическую, народные песенные и плясовые мелодии, современные детские песни. У детей начинает формироваться более устойчивый интерес к восприятию музыки, появляются собственные предпочтения, любимые произведения. У них развивается музыкальная память, дети начинают запоминать и узнавать знакомые музыкальные произведения.

      Словарный запас у детей пока невелик, вместе с тем они способны не только внешне эмоционально реагировать на музыку, но и вербально давать оценку ее звучанию, используя такие определения, как, например, музыка «веселая», «грустная», «нежная», «смешная», «тихая» и др.

      Продолжается развитие музыкально-сенсорных способностей. В этом процессе особенно помогает применение разнообразных музыкально-дидактических игр и пособий. Развиваются основные музыкальные способности (ладовое чувство, чувство ритма), которые проявляются в более активной и разнообразной музыкальной деятельности детей. Так, дети пятого года жизни проявляют интерес к пению, поют совместно со взрослыми, сверстниками и самостоятельно. Расширяются их певческие возможности: увеличивается диапазон (ре — си первой октавы), более организованным становится дыхание, в связи с активным развитием речи улучшается дикция.

      Совершенствуются умения в музыкально-ритмической деятельности. Дети уже гораздо лучше ориентируются в пространстве, развивается ритмичность движений. Двигаясь под музыку, они начинают более осознанно различать отдельные элементы музыкальной выразительности (изменения темпа, ритма, динамики), различают простейшую двух- и трехчастную форму, танцевальные жанры (плясовая, полька), начинают чувствовать развитие музыкального образа, характерными движениями передают некоторые особенности звучания. Овладевают запасом гимнастических движений, несложными танцевальными движениями, характерными для плясовой и польки. Активно проявляют себя в музыкальных играх, создавая образы птиц, зверей как по подражанию взрослому, так и самостоятельно. Вместе с тем точность, ритмичность, выразительность движений под музыку ограничены.

      У детей начинают развиваться творческие способности во всех видах музыкальной деятельности: в пении это проявляется в простейших звукоподражаниях, сочинении отдельных песенных интонаций разного настроения на готовый текст. В движениях под музыку дети также проявляют творчество: используют знакомые танцевальные движения в свободных плясках и, по-своему комбинируя их, создают оригинальные игровые образы.

      Растет интерес детей к такому виду деятельности, как игра на детских музыкальных инструментах. Дети уже знакомы со многими ударными инструментами и владеют простейшими способами игры на них. На пятом году жизни начинается систематическое обучение игре на мелодическом ударном инструменте — металлофоне. Кроме того, дети продолжают осваивать игру на таких инструментах, как кастаньеты, треугольники, а также на инструментах народного оркестра (ложки, трещотки, бубенцы и др.).

Старшая группа

(от 5 до 6 лет)

      У детей шестого года жизни восприятие музыки носит более целенаправленный характер. Они способны не только заинтересованно слушать музыку, но и самостоятельно оценивать ее. У них постепенно воспитываются навыки культуры слушания музыки, формируются первоначальные знания о музыке как искусстве и ее особенностях. Дети знают и могут назвать имена композиторов, с произведениями которых знакомы, различают музыку вокальную и инструментальную, различают простейшие музыкальные жанры (песня, танец, марш), выделяют отдельные средства музыкальной выразительности (мелодия, ритмический рисунок, динамика, темп, регистры), различают простую двух- и трехчастную форму музыкального произведения. Они способны сравнивать и анализировать контрастные или сходные по характеру звучания музыкальные пьесы.

      Интенсивно развиваются музыкальные способности — ладовое чувство, чувство ритма, музыкально-слуховые представления. Особенно отчетливо это прослеживается в разных видах музыкальной деятельности. В певческой деятельности ребенок чувствует себя более уверенно за счет укрепления и развития голосовых связок и всего голосового и дыхательного аппарата, развития вокально-слуховой координации, расширения певческого диапазона (ре первой октавы — до, до-диез второй октавы), формирования более четкой дикции. У большинства детей голос приобретает относительно высокое звучание, определенный тембр. Дети могут петь более сложный в вокальном отношении репертуар, исполняя его совместно со взрослым, сверстниками и индивидуально.

      В музыкально-ритмической деятельности дети также чувствуют себя более уверенно: хорошо ориентируются в пространстве, овладевают разнообразными видами ритмических движений — гимнастическими, танцевальными, образно-игровыми. Двигаются свободно, достаточно ритмично, адекватно характеру и настроению музыки. В танцах, музыкальных играх способны выразительно передавать музыкальный образ.

      В старшем дошкольном возрасте могут наблюдаться достаточно яркие творческие проявления в сочинении песенных импровизаций, в создании игровых образов и танцевальных композиций.

      По-прежнему сохраняется интерес к игре на детских музыкальных инструментах. Дети продолжают осваивать навыки игры на инструментах в основном ударной группы (маракасы, румбы, треугольники, металлофоны, ксилофоны и др.). Они играют индивидуально, в небольших ансамблях и в детском оркестре.

Подготовительная к школе группа

(от 6 до 7 лет)

  Седьмой год жизни является очень важным и ответственным в жизни ребенка в плане его становления как личности, а также в связи с подготовкой к предстоящему обучению в школе. У ребенка активно развивается мышление, воображение, память, речь. Все это способствует активному музыкальному развитию. К концу пребывания в детском саду у дошкольников накапливается достаточно большой запас музыкальных впечатлений и элементарных знаний о музыке. Так, они различают музыкальные произведения разных жанров, стилей, эпох, узнают и называют знакомые произведения отечественных и зарубежных композиторов-классиков.

      Интерес к восприятию-слушанию музыки становится достаточно устойчивым. У большинства детей имеются собственные музыкальные предпочтения. Слушая музыкальные произведения, они способны их сравнивать, анализировать, оценивать, мотивируя свою оценку.

В этом возрасте продолжается развитие основных (ладовое чувство, чувство ритма, музыкально-слуховые представления) и специальных (способности к исполнительским видам деятельности — певческой, музыкально-ритмической, игре на инструментах, творческой) музыкальных способностей. Развиваются и совершенствуются музыкально-сенсорные способности.

      Совершенствуется голосовой и дыхательный аппарат. В связи с этим расширяются певческие возможности детей. Певческий диапазон расширяется в пределах до первой октавы — ре, ре-диез второй октавы. Исполнение песен приобретает бóльшую выразительность, напевность. Дети с удовольствием поют коллективно, небольшими ансамблями, индивидуально (соло), как в сопровождении инструмента, так и без сопровождения. У них появляются любимые песни и возникает потребность в их повторном исполнении.

      Активное физическое развитие способствует более успешному развитию музыкально-ритмической деятельности. Движения становятся координированными. Дети способны двигаться достаточно четко, ритмично, пластично, эмоционально отзываясь на музыку, согласовывая движения с ее характером, особенностями звучания. Дети овладевают большим запасом танцевальных и образно-игровых движений. Различают жанры танцевальной музыки (народная плясовая, полька, вальс, мазурка, полонез и др.), запоминают более сложные танцевальные композиции, используют знакомые танцевальные элементы в свободных плясках и танцах.

      В музыкальных играх обнаруживают хорошую реакцию, способность внимательно слушать музыку и менять движения со сменой ее частей, характером звучания. Образные движения, которыми дети изображают персонажей игр, сказок, становятся очень яркими, выразительными, оригинальными.

      В игре на инструментах продолжается совершенствование навыков и приемов исполнения. Расширяются знания и представления детей о различных группах инструментов оркестра. Расширяется исполнительский репертуар. Дети, объединяясь в небольшие ансамбли, с удовольствием исполняют его не только на занятиях, но и во время праздников, развлечений. В случае систематической и целенаправленной работы возможно создание детского оркестра, в котором активное участие могут принимать практически все дети данной возрастной группы.

Активно развиваются музыкально-творческие способности детей, проявляющиеся во всех видах музыкальной деятельности: в восприятии музыки благодаря более развитому воображению и накоплению музыкальных и жизненных впечатлений дети способны творчески воспринимать программную музыку, по-своему интерпретировать ее, выражая собственное отношение с помощью рисунков, выразительных жестов, мимики, движений.

      Яркими и интересными становятся певческие импровизации детей. Они все более носят не подражательный, а оригинальный характер. Так же ярко, неординарно большинство детей способно проявить себя в танцевальном и музыкально-игровом творчестве, создавая образы людей, животных, персонажей сказок, песен не только на основе собственной фантазии, но и опираясь прежде всего на музыкальный материал, особенности развития музыкального образа.

      Творчество проявляется и в игре на музыкальных инструментах. Дети музицируют и самостоятельно, и в условиях специальных творческих заданий, сочиняя свой ритм, свою мелодическую интонацию.

  1. Планируемые результаты

Реализация рабочей программы предполагает:

  • Повышение качественных и количественных показателей освоения детьми  содержания образовательной программы ДОУ по художественно-эстетическому развитию раздел «Музыка».
  • Повышение уровня  музыкального и эмоционального развития   дошкольников;
  • Обновление  развивающей предметно-пространственной среды ДОУ по музыкальному развитию;

Организация педагогической диагностики.

        Реализация рабочей программы предполагает оценку индивидуального развития детей. Такая оценка производится в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).

Результаты педагогической диагностики используются исключительно для решения следующих образовательных задач;

1)        Индивидуализация образования (в том числе, поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);

2)        Оптимизации работы с группой детей.

Педагогическая диагностика проводится 2 раза в год (октябрь-апрель).

№ п/п

Направление мониторинга в соответствии с образовательными программами

Ответственные за проведение диагностики

График проведения диагностики

Методы мониторинга

I

Оценка уровня развития детей образовательной области

«художественно-эстетическое развитие»

 Художественно-эстетическое развитие

Воспитатель,

Музыкальный руководитель

С 10 по 15 октября;

 20 по 27 апреля

Индивидуальные беседы; наблюдение за процессом художественного творчества, свободной деятельностью детей; диагностические ситуации, диагностические задания, игровые диагностические задания

Планируемые результаты освоения Программы детьми

 1 младшей группы

  • Уметь внимательно слушать музыкальные пьесы разного характера, понимать, о чем (о ком)  поется;
  • Проявлять интерес к музыке, эмоционально откликаться на ее настроение;
  •  Слушать песни в исполнении взрослых, запоминать и узнавать знакомые;
  • Подпевать отдельные звуки, слова, окончания музыкальных фраз.
    Подстраиваться к голосу взрослого, петь несложные песни;
  • Различать музыку для ходьбы, бега, плясовую и двигаться соответственно;
  • Проявлять интерес к игре на музыкальных инструментах. С помощью простейших музыкальных инструментов воспроизводить звукоподражания.

Планируемые результаты освоения Программы детьми

2 младшей группы

  • Слушать музыкальное произведение до конца, узнавать знакомые песни, различать звуки по высоте (в пределах октавы).
  • Замечать изменения в звучании (тихо - громко).
  • Петь, не отставая и не опережая друг друга.
  • Выполнять танцевальные движения: кружиться в парах, притоптывать попеременно ногами, двигаться под музыку с предметами (флажки, листочки, платочки и т. п.).
  • Различать и называть детские музыкальные инструменты (металлофон, барабан и др.)

Планируемые результаты освоения Программы детьми

средней группы

  • Внимательно слушать музыкальное произведение, чувствовать его характер; выражать свои чувства словами, рисунком, движением.
  • Узнавать песни по мелодии.
  • Различать звуки по высоте (в пределах сексты - септимы).
  • Петь протяжно, четко произносить слова; вместе начинать и заканчивать пение.
  • Выполнять движения, отвечающие характеру музыки, самостоятельно меняя их в соответствии с двухчастной формой музыкального произведения; танцевальные движения: пружинка, подскоки, движение парами по кругу, кружение по одному и в парах;  движения с предметами (с куклами, игрушками, ленточками).
  • Инсценировать (совместно с воспитателем) песни, хороводы.   Играть на металлофоне простейшие мелодии на одном звуке.

Планируемые результаты освоения Программы детьми

старшей группы

  • Различать жанры музыкальных произведений (марш, танец, песня); звучание музыкальных инструментов (фортепиано, скрипка).
  • Различать высокие и низкие звуки (в пределах квинты).
  • Петь без напряжения, плавно, легким звуком; отчетливо произносить слова, своевременно начинать и заканчивать песню; петь в сопровождении музыкального инструмента.
  • Ритмично двигаться в соответствии с характером и динамикой музыки.
  • Выполнять танцевальные движения: поочередное выбрасывание ног вперед в прыжке, полуприседание с выставлением ноги на пятку, шаг на всей ступне на месте, с продвижением вперед и в кружении.
  • Самостоятельно инсценировать содержание песен, хороводов; действовать, не подражая друг другу.
  • Играть мелодии на металлофоне по одному и небольшими группами.

Планируемые результаты освоения Программы детьми

подготовительной группы

  • Узнавать мелодию Государственного гимна РФ;
  • Различать жанры музыкальных произведений (марш, танец, песня); звучание музыкальных инструментов  (фортепиано, скрипка);
  • Различать части произведения.
  • Внимательно слушать музыку, эмоционально откликаться на выраженные в ней чувства и настроения.
  • Определять общее настроение, характер музыкального произведения в целом и его частей; выделять отдельные средства выразительности: темп, динамику, тембр; в отдельных случаях – интонационные мелодические особенности музыкальной пьесы.
  • Слушать в музыке изобразительные моменты, соответствующие названию пьесы, узнавать характерные образы.
  • Выражать свои впечатления от музыки в движениях и рисунках.
  • Петь несложные песни в удобном диапазоне, исполняя их выразительно и музыкально, правильно передавая мелодию
  • Воспроизводить и чисто петь общее направление мелодии и отдельные её отрезки с аккомпанементом.
  • Сохранять правильное положение корпуса при пении, относительно свободно артикулируя, правильно распределяя дыхание.
  • Петь индивидуально и коллективно, с сопровождением и без него.
  • Выразительно и ритмично двигаться в соответствии с разнообразным характером музыки, музыкальными образами; передавать несложный музыкальный ритмический рисунок; самостоятельно начинать движение после музыкального вступления; активно участвовать в выполнении творческих заданий.
  • Выполнять танцевальные движения: шаг с притопом, приставной шаг с приседанием, пружинящий шаг, боковой галоп, переменный шаг; выразительно и ритмично исполнять танцы, движения с предметами.
  • Самостоятельно инсценировать содержание песен, хороводов, действовать, не подражая друг другу.
  • Исполнять сольно и в ансамбле на ударных и звуковысотных детских музыкальных инструментах несложные песни и мелодии.

II Содержательный раздел

2.1. Система воспитательно-образовательной работы по  образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» (раздел «музыкальное развитие») в разных возрастных группах

Первая младшая группа

(от 2 до 3 лет)

  Воспитывать интерес к музыке, желание слушать музыку, подпевать, выполнять простейшие танцевальные движения.

Слушание. Учить детей внимательно слушать спокойные и бодрые песни, музыкальные пьесы разного характера, понимать, о чем (о ком) поется, и эмоционально реагировать на содержание. Учить различать звуки по высоте (высокое и низкое звучание колокольчика, фортепьяно, металлофона).

Пение. Вызывать активность детей при подпевании и пении. Развивать умение подпевать фразы в песне (совместно с воспитателем). Постепенно приучать к сольному пению.

Музыкально-ритмические движения. Развивать эмоциональность и образность восприятия музыки через движения. Продолжать формировать способность воспринимать и воспроизводить движения, показываемые взрослым (хлопать, притопывать ногой, полуприседать, совершать повороты кистей рук и т. д.). Учить детей начинать движение с началом музыки и заканчивать с ее окончанием; передавать образы (птичка летает, зайка прыгает, мишка косолапый идет). Совершенствовать умение ходить и бегать (на носках, тихо; высоко и низко поднимая ноги; прямым галопом), выполнять плясовые движения в кругу, врассыпную, менять движения с изменением характера музыки или содержания песни.

Вторая младшая группа

(от 3 до 4 лет)

Воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость на музыку.

Познакомить с тремя музыкальными жанрами: песней, танцем, маршем. Способствовать развитию музыкальной памяти. Формировать умение узнавать знакомые песни, пьесы; чувствовать характер музыки (веселый, бодрый, спокойный), эмоционально на нее реагировать.

Слушание. Учить слушать музыкальное произведение до конца, понимать характер музыки, узнавать и определять, сколько частей в произведении.

Развивать способность различать звуки по высоте в пределах октавы — септимы, замечать изменение в силе звучания мелодии (громко, тихо).

Совершенствовать умение различать звучание музыкальных игрушек, детских музыкальных инструментов (музыкальный молоточек, шарманка, погремушка, барабан, бубен, металлофон и др.).

Пение. Способствовать развитию певческих навыков: петь без напряжения в диапазоне ре (ми) — ля (си), в одном темпе со всеми, чисто и ясно произносить слова, передавать характер песни (весело, протяжно, ласково, напевно).

Песенное творчество. Учить допевать мелодии колыбельных песен

на слог «баю-баю» и веселых мелодий на слог «ля-ля». Формировать навыки сочинительства веселых и грустных мелодий по образцу.

Музыкально-ритмические движения. Учить двигаться в соответствии с двухчастной формой музыки и силой ее звучания (громко, тихо);

реагировать на начало звучания музыки и ее окончание.

Совершенствовать навыки основных движений (ходьба и бег). Учить маршировать вместе со всеми и индивидуально, бегать легко, в умеренном и быстром темпе под музыку.

Улучшать качество исполнения танцевальных движений: притопывать попеременно двумя ногами и одной ногой.

Развивать умение кружиться в парах, выполнять прямой галоп, двигаться под музыку ритмично и согласно темпу и характеру музыкального произведения, с предметами, игрушками и без них.

Способствовать развитию навыков выразительной и эмоциональной передачи игровых и сказочных образов: идет медведь, крадется кошка, бегают мышата, скачет зайка, ходит петушок, клюют зернышки цыплята,летают птички и т. д.

Развитие танцевально-игрового творчества. Стимулировать самостоятельное выполнение танцевальных движений под плясовые мелодии.

Учить более точно выполнять движения, передающие характер изображаемых животных.

Игра на детских музыкальных инструментах. Знакомить детей с некоторыми детскими музыкальными инструментами: дудочкой, металлофоном, колокольчиком, бубном, погремушкой, барабаном, а также их звучанием.

Учить дошкольников подыгрывать на детских ударных музыкальных инструментах.

Средняя группа

(от 4 до 5 лет)

   Продолжать развивать у детей интерес к музыке, желание ее слушать, вызывать эмоциональную отзывчивость при восприятии музыкальных произведений.

Обогащать музыкальные впечатления, способствовать дальнейшему развитию основ музыкальной культуры.

Слушание. Формировать навыки культуры слушания музыки (не отвлекаться, дослушивать произведение до конца).

Учить чувствовать характер музыки, узнавать знакомые произведения, высказывать свои впечатления о прослушанном.

Учить замечать выразительные средства музыкального произведения: тихо, громко, медленно, быстро. Развивать способность различать звуки по высоте (высокий, низкий в пределах сексты, септимы).

Пение. Обучать детей выразительному пению, формировать умение петь протяжно, подвижно, согласованно (в пределах ре — си первой октавы). Развивать умение брать дыхание между короткими музыкальными фразами. Учить петь мелодию чисто, смягчать концы фраз, четко произносить слова, петь выразительно, передавая характер музыки. Учить петь с инструментальным сопровождением и без него (с помощью воспитателя).

Песенное творчество. Учить самостоятельно сочинять мелодию колыбельной песни и отвечать на музыкальные вопросы («Как тебя зовут?», «Что ты хочешь, кошечка?», «Где ты?»). Формировать умение импровизировать мелодии на заданный текст.

Музыкально-ритмические движения. Продолжать формировать у детей навык ритмичного движения в соответствии с характером музыки.

Учить самостоятельно менять движения в соответствии с двух- и трехчастной формой музыки.

Совершенствовать танцевальные движения: прямой галоп, пружинка, кружение по одному и в парах.

Учить детей двигаться в парах по кругу в танцах и хороводах, ставить ногу на носок и на пятку, ритмично хлопать в ладоши, выполнять простейшие перестроения (из круга врассыпную и обратно), подскоки.

Продолжать совершенствовать навыки основных движений (ходьба: «торжественная», спокойная, «таинственная»; бег: легкий и стремительный).

Развитие танцевально-игрового творчества. Способствовать развитию эмоционально-образного исполнения музыкально-игровых упражнений (кружатся листочки, падают снежинки) и сценок, используя мимику и пантомиму (зайка веселый и грустный, хитрая лисичка, сердитый волк и т. д.).

Обучать инсценированию песен и постановке небольших музыкальных спектаклей.

Игра на детских музыкальных инструментах. Формировать умение подыгрывать простейшие мелодии на деревянных ложках, погремушках,

барабане, металлофоне.

Старшая группа

(от 5 до 6 лет)

  Продолжать развивать интерес и любовь к музыке, музыкальную отзывчивость на нее.

Формировать музыкальную культуру на основе знакомства с классической, народной и современной музыкой.

Продолжать развивать музыкальные способности детей: звуковысотный, ритмический, тембровый, динамический слух.

Способствовать дальнейшему развитию навыков пения, движений под музыку, игры и импровизации мелодий на детских музыкальных инструментах; творческой активности детей.

Слушание. Учить различать жанры музыкальных произведений (марш, танец, песня).

Совершенствовать музыкальную память через узнавание мелодий по отдельным фрагментам произведения (вступление, заключение, музыкальная фраза).

Совершенствовать навык различения звуков по высоте в пределах квинты, звучания музыкальных инструментова (клавишно-ударные и струнные: фортепиано, скрипка, виолончель, балалайка).

Пение. Формировать певческие навыки, умение петь легким звуком в диапазоне от «ре» первой октавы до «до» второй октавы, брать дыхание перед началом песни, между музыкальными фразами, произносить отчетливо слова, своевременно начинать и заканчивать песню, эмоционально передавать характер мелодии, петь умеренно, громко и тихо.

Способствовать развитию навыков сольного пения, с музыкальным сопровождением и без него.

Содействовать проявлению самостоятельности и творческому исполнению песен разного характера.

Развивать песенный музыкальный вкус.

Песенное творчество. Учить импровизировать мелодию на заданный текст.

Учить сочинять мелодии различного характера: ласковую колыбельную, задорный или бодрый марш, плавный вальс, веселую плясовую.

Музыкально-ритмические движения. Развивать чувство ритма, умение передавать через движения характер музыки, ее эмоционально-образное содержание.

Учить свободно ориентироваться в пространстве, выполнять простейшие перестроения, самостоятельно переходить от умеренного к быстрому или медленному темпу, менять движения в соответствии с музыкальными фразами.

Способствовать формированию навыков исполнения танцевальных движений (поочередное выбрасывание ног вперед в прыжке; приставной шаг с приседанием, с продвижением вперед, кружение; приседание с выставлением ноги вперед).

Познакомить с русским хороводом, пляской, а также с танцами других народов.

Продолжать развивать навыки инсценирования песен; учить изображать сказочных животных и птиц (лошадка, коза, лиса, медведь, заяц, журавль, ворон и т. д.) в разных игровых ситуациях.

Музыкально-игровое и танцевальное творчество. Развивать танцевальное творчество; учить придумывать движения к пляскам, танцам, составлять композицию танца, проявляя самостоятельность в творчестве.

Учить самостоятельно придумывать движения, отражающие содержание песни.

Побуждать к инсценированию содержания песен, хороводов.

Игра на детских музыкальных инструментах. Учить детей исполнять  простейшие мелодии на детских музыкальных инструментах; знакомые  песенки индивидуально и небольшими группами, соблюдая при этом общую динамику и темп. Развивать творчество детей, побуждать их к активным самостоятельным

 действиям.

Подготовительная к школе группа

(от 6 до 7 лет)

  Продолжать приобщать детей к музыкальной культуре, воспитывать художественный вкус.

Продолжать обогащать музыкальные впечатления детей, вызывать яркий эмоциональный отклик при восприятии музыки разного характера.

Совершенствовать звуковысотный, ритмический, тембровый и динамический слух.

Способствовать дальнейшему формированию певческого голоса, развитию навыков движения под музыку.

Обучать игре на детских музыкальных инструментах. Знакомить с элементарными музыкальными понятиями.

Слушание. Продолжать развивать навыки восприятия звуков по высоте в пределах квинты — терции; обогащать впечатления детей и формировать музыкальный вкус, развивать музыкальную память. Способствовать развитию мышления, фантазии, памяти, слуха.

Знакомить с элементарными музыкальными понятиями (темп, ритм); жанрами (опера, концерт, симфонический концерт), творчеством композиторов и музыкантов.

Познакомить детей с мелодией Государственного гимна Российской Федерации.

Пение. Совершенствовать певческий голос и вокально-слуховую координацию.

Закреплять практические навыки выразительного исполнения песен в пределах отдо первой октавы до ре второй октавы; учить брать дыхание и удерживать его до конца фразы; обращать внимание на артикуляцию (дикцию).

Закреплять умение петь самостоятельно, индивидуально и коллективно, с музыкальным сопровождением и без него.

Песенное творчество. Учить самостоятельно придумывать мелодии, используя в качестве образца русские народные песни; самостоятельно импровизировать мелодии на заданную тему по образцу и без него, используя для этого знакомые песни, музыкальные пьесы и танцы.

Музыкально-ритмические движения. Способствовать дальнейшему развитию навыков танцевальных движений, умения выразительно и ритмично двигаться в соответствии с разнообразным характером музыки, передавая в танце эмоционально-образное содержание.

Знакомить с национальными плясками(русские, белорусские, украинские и т.д.).

Развивать танцевально-игровое творчество; формировать навыки художественного исполнения различных образов при инсценировании песен, театральных постановок.

Музыкально-игровое и танцевальное творчество. Способствовать развитию творческой активности детей в доступных видах музыкальной исполнительской деятельности (игра в оркестре, пение, танцевальные движения и т. п.).

Учить детей импровизировать под музыку соответствующего характера (лыжник, конькобежец, наездник, рыбак; лукавый котик и сердитый козлик  и т. п.).

 Учить придумывать движения, отражающие содержание песни; выразительно действовать с воображаемыми предметами.

Учить самостоятельно искать способ передачи в движениях музыкальных образов.

Формировать музыкальные способности; содействовать проявлению активности и самостоятельности.

Игра на детских музыкальных инструментах. Знакомить с музыкальными произведениями в исполнении различных инструментов и в оркестровой обработке.

Учить играть на металлофоне, свирели, ударных и электронных музыкальных инструментах, русских народных музыкальных инструментах: трещотках, погремушках, треугольниках; исполнять музыкальные произведения в оркестре и в ансамбле.

2.2. Формы, способы, методы и средства реализации рабочей программы

Образовательная область

Интеграция

Социально-коммуникативное развитие

Направление «Социализация»: формирование представлений о музыкальной культуре и музыкальном искусстве;развитие игровой деятельности; формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу

Направление «Безопасность»: формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в различных видах музыкальной деятельности

Направление «Труд»:

Закреплять у детей культурно-гигиенические навыки посредством разучивания песенок, попевок на соответствующую тему.

Воспитывать у детей положительное отношение к труду,

выражая соответствующими движения в обрядовых песнях, хороводах(уборка урожая, построение ледяной горки итд)

Познавательное развитие

Направление «Познание»: расширение кругозора детей в области о музыки; сенсорное развитие, формирование целостной картины мира в сфере музыкального искусства, творчества.

Формировать представления о временах года, расширять и уточнять представления детей о природе.

Расширять представления о многообразии родной природы: растений, животных и их повадках, птиц и насекомых.

Знакомить детей с многообразием родной природы; с растениями и животными различных климатических зон.

        Дать представление  детям о достопримечательностях, культуре, традициях родного края; о замечательных людях, прославивших свой край.

         Продолжать знакомить детей с многообразием животного мира Югры (медведь, заяц, волк, белка), их повадками.

Расширять представления детей о родной стране, о государственных праздниках (8 Марта, День защитника Отечества, День Победы, Новый год и т. д.) посредством изучения соответствующего репертуара при подготовке к мероприятиям, развлечениям.

Речевое развитие

Направление «Коммуникация»:  развитие свободного общения со взрослыми и детьми в области музыки; развитие всех компонентов устной речи в театрализованной деятельности; обогащение речи детей прилагательными, практическое овладение воспитанниками нормами речи.

Продолжать развивать фонематический слух, развивать артикуляцию, используя логоритмическиепопевки, скороговорки  на соответствующие звуки.

Направление «Чтение художественной литературы»: использование музыкальных произведений с целью усиления эмоционального восприятия художественных произведений

Побуждать рассказывать о своем восприятии конкретного конкретно прослушанного произведения, музыкально-литературной композиции.

(«Легенда о вороне», «Легенда о березе», Легенда о лиственнице»  и др.).

Художественно-эстетическое развитие

Направление «Художественное творчество»: развитие детского творчества, приобщение к различным видам искусства, использование художественных произведений для обогащения содержания области «Музыка», закрепления результатов восприятия музыки. Формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности; развитие детского творчества.

Развивать эстетическое восприятие произведений искусства, формировать умение выделять их выразительные средства. Учить соотносить художественный образ и средства выразительности.

Расширять представления о малой Родине- Югре. Закреплять представления детей о Югорском  крае посредством изучения музыки, разучивания песен, игр  фольклора народов Ханты-Мансийского округа.

Рассказывать детям о достопримечательностях, культуре, традициях родного края; о замечательных людях, прославивших свой край.

Расширять представления детей о родной стране, о государственных праздниках (8 Марта, День защитника Отечества, День Победы, Новый год и т. д.). Воспитывать любовь к Родине.

«Физическое развитие»

Направление «Физическое развитие»:  развитие физических качеств для музыкально-ритмической деятельности, использование музыкальных произведений в качестве музыкального сопровождения различных видов детской деятельности и двигательной активности.

Направление «Здоровье»:

Формирование голосового аппарата с использованием методики игрового дыхательного треннинга.

сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, формирование представлений о здоровом образе жизни, релаксация.

2.4.Система деятельности педагога по поддержке детской инициативы

Способы поддержки детской инициативы

в освоении образовательной программы

3-4 года

Приоритетная сфера деятельности-продуктивная деятельность

Деятельность музыкального руководителя по поддержке детской инициативы:

  • Создавать условия для реализации собственных планов и замыслов каждого ребенка;
  • Рассказывать детям об их реальных, а также возможных в будущем достижениях;
  • Отмечать и публично поддерживать любые успехи детей;
  • Всемерно поощрять самостоятельность детей и расширять ее сферу;
  • Помогать ребенку найти способ реализации собственных поставленных целей;
  • Поддерживать стремление научиться делать что-то и радостное ощущение возрастающей умелости;
  • В ходе занятий и в повседневной жизни терпимо относиться к затруднениям ребенка, позволять ему действовать в своем темпе;
  • Не критиковать результаты деятельности детей, а также их самих. Использовать в роли носителей критики только игровые персонажи, для которых создавались эти продукты. Ограничить критику исключительно результатами продуктивной деятельности;
  • Учитывать индивидуальные особенности детей, стремиться найти подход к застенчивым, нерешительным, конфликтным, непопулярным детям;
  • Уважать и ценить каждого ребенка независимо от его достижений, достоинств и недостатков;
  • Создавать в группе положительный психологический микроклимат, в равной мере проявляя любовь и заботу ко всем детям: выражать радость при встрече; использовать ласку и теплое слово для выражения своего отношения к ребенку; проявлять деликатность и тактичность.

4-5 лет

Приоритетная сфера инициативы – познание окружающего мира

Деятельность музыкального руководителя по поддержке детской инициативы:

  • Поощрять желание ребенка строить первые собственные умозаключения, внимательно выслушивать все его рассуждения, проявлять уважение к его интеллектуальному труду;
  • Создать условия и поддерживать театрализованную деятельность детей, их стремление переодеваться («рядиться»);
  • Обеспечить условия для музыкальной импровизации, пения и движений под популярную музыку;
  • Создать в группе возможность, используя мебель и ткани, строить «дома», укрытия для игр;
  • Негативные оценки можно давать только поступкам ребенка и только один на один, а не на глазах у группы;
  • Побуждать детей формировать и выражать собственную эстетическую оценку воспринимаемого, не навязывая им мнения взрослых.

5-6 лет

Приоритетная сфера инициативы- внеситуативно-личностное общение

Деятельность музыкального руководителя  по поддержке детской инициативы:

  • Уважать индивидуальные вкусы и привычки детей;
  • Создавать положительный психологический микроклимат, в равной мере проявляя любовь и заботу ко всем детям: выражать радость при встрече; использовать ласку и теплое слово для выражения своего отношения к ребенку;
  • Поощрять желание создавать что-либо по собственному замыслу; обращать внимание детей на полезность будущего продукта для других или ту радость, которую он доставит кому-то (маме, бабушке и др.)
  • Создавать условия для разнообразной самостоятельной творческой деятельности детей;
  • При необходимости помогать детям в решении проблем организации игры;
  • Обсуждать выбор спектакля для постановки, песни, танца;
  • Создавать условия и выделять время для самостоятельной творческой или познавательной деятельности детей по интересам.

6-8 лет

Приоритетная сфера инициативы- научение.

Деятельность музыкального руководителя по поддержке детской инициативы:

  • Вводить адекватную оценку результата деятельности ребенка с одновременным признанием его усилий и указанием возможных путей и способов совершенствования продукта.
  • Спокойно реагировать на неуспех ребенка и предлагать несколько вариантов исправления работы: повторное исполнение спустя некоторое время, доделывание; совершенствование деталей. Рассказывать детям о трудностях, которые вы сами испытывали при обучении новым видам деятельности.
  • Создавать ситуации, позволяющие ребенку реализовывать свою компетентность, обретая уважение т признание взрослых сверстников.
  • Обращаться с просьбой к детям показать музыкальному руководителю и научить его тем индивидуальным достижениям, которые есть у каждого.
  • Поддерживать чувство гордости за свой труд и удовлетворения его результатами.
  • Создавать условия для разнообразной самостоятельной творческой деятельности детей.
  • При необходимости помогать детям в решении проблем при организации игры.
  • Обсуждать выбор спектакля для постановки, песни, танца;
  • Создавать условия и выделять время для самостоятельной творческой или познавательной деятельности детей по интересам.

2.5.Система взаимодействия с семьями воспитанников

Создание в детском саду необходимых условий для развития ответственных и взаимозависимых отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности ребёнка, компетентности его родителей, заключающейся в способности разрешать разные типы социально-педагогических ситуаций, связанных с воспитанием ребёнка.

Взаимодействие с семьёй должно быть построено на основе гуманно-личностного подхода, согласно которому признаётся право родителей на уважение, понимание, участие в жизни детского сада.

Задачи взаимодействия детского сада с семьёй:

  • Изучение отношения педагогов и родителей к различным вопросам воспитания, обучения, развития детей, условий организации разнообразной деятельности в детском саду и семье;
  • Знакомство педагогов и родителей с лучшим опытом воспитания детей дошкольного возраста в детском саду и семье, раскрывающим средства, формы и методы развития интегративных качеств ребёнка, а также знакомство с трудностями, возникающими в семейном и общественном воспитании дошкольников;
  • Информирование друг друга об актуальных задачах воспитания и обучения детей на разных возрастных этапах их развития и о возможностях детского сада и семьи в решении данных задач;
  • Создание в детском саду условий для разнообразного по содержанию и формам сотрудничества, способствующего развитию конструктивного взаимодействия педагогов и родителей с детьми, возникновению чувства единения, радости, гордости за полученные результаты;
  • Привлечение семей воспитанников к участию в совместных с педагогами мероприятиях, организуемых в районе (городе, области);
  • Поощрение родителей за внимательное отношений к разнообразным стремлениям и потребностям ребёнка и создание необходимых условий для их удовлетворения в семье.В дошкольном учреждении созданы условия:
  • для предоставления информации о Программе семье и всем заинтересованным лицам, вовлечённым в образовательную деятельность, а также широкой общественности;
  • для взрослых по поиску, использованию материалов, обеспечивающих реализацию Программы, в том числе в информационной среде;
  • для обсуждения с родителями детей вопросов, связанных с реализацией Программы.

Работа с родителями планируется по перспективно-календарному плану (Приложение № 3). При планировании используется Программа «От рождения до школы» и методическое пособие Евдокимовой Е.С. и др. «Детский сад и семья: методика работы с родителями». – М.: Мозаика-Синтез, 2010

III Организационный раздел

3.1.Проектирование образовательного процесса

Рабочая программа предполагает  проведение музыкальных  занятий 2 раза в неделю в каждой возрастной группе. Исходя из календарного года (с 1 сентября текущего по 31 мая) количество  музыкальных занятий будет равняться 72  для каждой возрастной группы.

  Форма

музыкальной

деятельности

Организованная

образовательная

деятельность

эстетической

направленности

Продол

житель

ность

Количество

     В

 неделю

 В

год

Праздники и развлечения

Досуги

Утренники

Продол

житель

ность

  Количество

Продол

итель

ность

Количество

  В

месяц

В

   год

В

месяц

В

год

1 младшая

группа

10

мин

2

72

1

8

2 младшая группа

15

мин

2

72

15-20

мин

1

9

20-25

мин

3

Средняя

группа

20

мин

2

72

20-25

мин

1

9

25-30

мин

3

Старшая

группа

25

мин

2

72

25-30

мин

1

9

30-35

мин

4

Подготовительная

группа

30

мин

2

72

30-35

1

9

35-45

мин

4

Комплексно-тематическое планирование

Тема

Нед

старшая-подг.

Календарные-праздники

Сентябрь

«Осень»

1-2

«День знаний, города, нефтяника»

1.09-«День знаний»

6.09- «День города»

3-4

«Сбор урожая, труд человека осенью. Хлеб»

+птицы, насекомые

20.09-День работников леса.

27.09.- День дошкольного работника.

Октябрь

«Наш дом и быт»

1

«Одежда, обувь, головные уборы, в т.ч. народов Севера»

01.10-День пожилого человека

04.10- День учителя

2

Мониторинг

3

«Посуда.

Труд повара»

20.10 – День повара

4

«Дом, квартира, мебель, электроприборы»

Ноябрь

«Я, моя семья, моя страна»

1-2

« Моя семья, страна»

04.11- День народного единства

3-4

«Труд взрослых, в т.ч. народов Севера»

27.11-День матери

 Декабрь      

«Зима.

Новогодний праздник»

1-2

«Зима. Животные и птицы  Арктики и Антарктиды»

3-4

«Новогодний праздник. Семейные традиции»

31-Новый год

Январь

«Зимние развлечения»

2

Каникулы

3-4

«Зимние виды спорта»

Февраль

«Азбука безопасности»

1

«Транспорт»

2

«Правила дорожного движения»

3

«Безопасность»

4

«День Защитника Отечества»

23.02- День защитника отечества

Март

«Весна»

1

«Мамин день»

08.03-Международный день 8 марта.

2

«Весна»

3-4

«Животные и птицы, в т.ч. жарких стран»

Апрель

1

«Быть здоровым»

01.04-День смеха

07.04-Всемирный день здоровья.

2

Мониторинг

12.04-День космонавтики

3-4

«Я и природа»

15.04.-День экологических знаний.

Май

1

«День Победы»

01.05- Праздник весны и труда

09.05-День победы.

2-3

«Мой город, моя страна, моя планета».

 Структура непосредственно-образовательной деятельности.

Вводная часть.

Музыкально-ритмические упражнения.

Цель: настроить ребенка на занятие и развивать навыки основных и танцевальных движений, которые будут использованы в плясках, танцах, хороводах.

Основная часть.

Слушание музыки.

Цель: приучать ребенка вслушиваться в звучание мелодии и аккомпанемента, создающих художественно-музыкальный образ, эмоционально на них реагировать.

Подпевание и пение.

Цель: развивать вокальные задатки ребенка, учить чисто интонировать мелодию, петь без напряжения в голосе, а также начинать и заканчивать пение вместе с воспитателем.

В основную часть занятий включаются и музыкально-дидактические игры, направленные на знакомство с детскими музыкальными инструментами, развитие памяти и воображения, музыкально-сенсорных способностей.

Заключительная часть.

Игра или пляска.

Культурно-досуговая деятельность с детьми

на 2015 – 2016 учебный год

Название

Цели и задачи

Участники

№ группы

Сентябрь

Тематический вечер «Виртуальное путешествие по Юбилейному городу»

Способствовать патриотическому воспитанию детей, прививать любовь к родному городу через художественно-эстетическое и познавательное развитие детей.

Старшие группы

Развлечение «Тебе, Когалым, мы песни посвящаем»

Способствовать патриотическому воспитанию детей, прививать любовь к родному городу через художественно-эстетическое и познавательное развитие детей.

Подготовительная группа

Октябрь

Развлечение

«Наше настроение в музыке»

Учить детей определять характер произведений

Вызвать эмоциональный отклик.

Первая младшая группа

Вторая младшая группа

Праздник

«Тетушка Осень к нам в гости пришла»

Создать радостное настроение детям, вызвать положительные эмоции; развивать интерес к осеннему времени года.

Вторая младшая группа

Осенний праздник

«Капустные посиделки»

Создать радостное настроение детям, вызвать положительные эмоции; развивать интерес к осеннему времени года.

Средняя группа

Осенний праздник «В кафе у Холодрыгишны»

Создать радостное настроение детям, вызвать положительные эмоции; развивать интерес к осеннему времени года.

Старшие и подготовительные группы

Ноябрь

Тематическое занятие

ГМО

Создать радостное настроение детям, вызвать положительные эмоции; развивать интерес к

классической  музыке

Подготовительная группа

Развлечение

«Ты на свете лучше всех»

Дать понятие о нравственных ценностях

Стимулирование и поощрение детей в проявлении бережного и уважительного отношения к мамам. Создание праздничного настроения.

Подготовительная группа

Праздник

«Не страшны преграды, если мама рядом».

Создать праздничное настроение, уютную, домашнюю обстановку, помочь лучше узнать своих детей и мам, воспитывать теплый нравственный климат между детьми и мамами

Старшие  группы

Развлечение «Все о мамах знаем!»

Рассказать детям о Дне матери, вспомнить песни о маме, показать мультфильм «Как мамонтенок искал маму». Вызвать у детей эмоциональный отклик.

Младшая группа

Развлечение

 «Игрушки идут в гости»

Вызвать у детей интерес к музыкальному сопровождению

Создать радостное настроение детям, вызвать положительные эмоции;

Первая младшая группа

Вторая младшая группа

Декабрь

Новогодний праздник

«Снегурочка в гости к нам пришла»

Создать радостное и праздничное настроение у детей. Развивать творческие способности детей.

Первая младшая группа

Праздник

«Приключения

в новогоднем лесу»

Создать радостное и праздничное настроение у детей. Развивать творческие способности детей.

Вторая младшая группа

Новогодний праздник

«Веселый Новый год»

Создать праздничное настроение, вызвать положительные эмоции, развивать творческие способности, воображение.

Старшие группы

Праздник

«Новогодние превращения»

Создать праздничное настроение, вызвать положительные эмоции, развивать творческие способности, воображение.

Подготовительная  группа

Январь

Развлечение

«Рождественнские пожелания»

Расширение представлений детей о народном празднике Рождество. Знакомство с традициями, песнями, прибаутками…

 

          Все группы

Февраль

Развлечение

«Всех защитников страны поздравляем нынче мы»

Прививать детям патриотическое отношение к Родине, солдатам и воинам нашей страны.

Старшая и подготовительная

 группы

инструктор по физ-ре

Развлечение «Музыкальный автобус»

Развивать образное мышление детей через разные виды музыкальной деятельности.

Вторая младшая группа

Средняя группа

Март

Праздник

«Мама лучше всех на свете»

Создать праздничное настроение, воспитывать любовь и уважение к мамам, бабушкам, девочкам, развивать творческие способности, эстетический вкус

Младшая группа

Праздник

«Веселимся вместе с мамой»

Воспитывать добрые чувства, эмоционально-положительное отношение к празднику. Формировать умение преподносить подарки близким.

Старшие группы

Праздник

«Мамин день»

Создать праздничное настроение, воспитывать любовь и уважение к мамам, бабушкам, девочкам, развивать творческие способности, эстетический вкус.

Подготовительные группы

Развлечение

«Музыкальный магазин»

Расширять знания о музыкальных инструментах, вызвать интерес к музыкальной культуре в общем

Старшие группы

Апрель

Выпускной бал

«До свидания, наш любимый детский сад!»

 

Развитие эстетического воспитания ребенка, формирование музыкальной культуры у старшего дошкольного возраста, создание положительного эмоционального фона для будущего первоклассника.

 

Подготовительные группы  

Развлечение

«Должны смеяться дети»

Вызвать эмоциональный отклик, положительные эмоции у детей

Старшие группы

Конкурс

«Юнтагор»

Май

«День победы.

Мой город»

Воспитывать добрые чувства, эмоционально-положительное отношение к ветеранам, в разных видах музыкальной деятельности

Средние , старшие , подготовительные группы

Развлечение

«Прогулка в лес»!

Расширять знания об обитателях леса, насекомых, птицах, вызвать положительные эмоции у детей.

Младшие, средние группы, старшие и подготовительные группы

Июнь

Развлечение

«Здравствуй, лето»

Создать радостную атмосферу, вызвать положительные эмоции

Младшие, средние, старшие и подготовительные группы

Музыкально-спортивное развлечение

Ко Дню России

Способствовать патриотическому воспитанию детей, прививать любовь к стране, к малой родине.

Младшие, средние, старшие, подготовительные группы

3.2. Анализ материально-технического обеспечения рабочей  программы

       МАДОУ «Березка»  располагает 3 музыкальными залами, оснащенными всем необходимым для реализации рабочей программы.   Простор, яркость, красочность создают уют торжественной обстановки. Развивающая среда  музыкального зала ДОУ по содержанию соответствует реализуемым программам, по насыщенности и разнообразию обеспечивает занятость каждого ребенка, эмоциональное благополучие и психологическую комфортность.

Зал оснащен: аудиоаппаратурой (музыкальным центром), фортепиано, компьютером, современным нотным материалом, аудиокассетами, СD-дисками, пособиями и атрибутами, музыкальными игрушками и  детскими музыкальными инструментами, музыкально-дидактическими играми, масками и костюмами для театральной деятельности. Имеется в наличии необходимый систематизированный дидактический, демонстрационный, раздаточный материал для обеспечения воспитательно-образовательного процесса

Музыкальное оборудование

Пианино – 6 шт

Синтезатор - 2

Русские народные музыкальные инструменты (15 наименований – бубны, трещотки, колокольчики, бубенцы, хлопушки и др.)

Шумовые инструменты (10 наименований – шуршалки, гремелки, шумелки, погремушки и др.)металлофоны

Африканский ксилофон, балалайки, гитары, гармони и т.д.

 Музыкально-методическое обеспечение

  Альбом «Композиторы»

Альбом «Музыкальные инструменты»

Альбом «Времена года»

Альбом наглядного материала для слушания.

Музыкальный кубик к дидактической игре «На чем будем играть»

Музыкальный  кубик к дидактической игре «Определи жанр произведения»

Музыкально-дидактические игры: «Найди парный звук», «Теремок», «Зайцы», «Угадай-ка», «Кого встретил колобок», «Птица и птенчики», «Солнышко и тучка».

Музыкальные инструменты (ложки, маракасы, треугольники, барабаны, металлофоны, кастаньеты, румбы, бубны, колокольчики, дудочки).

Раздаточный материал (флажки, цветы, погремушки, ленты, султанчики, платочки, обручи).

Маски и шапочки для театрализованных и музыкально-дидактических  игр.

Карнавальные костюмы: лиса, медведь, волк, заяц, белка, кошка, собака, тигр, сорока, красная шапочка, маленькие бабы ежки,елочка и др.

Русские народные костюмы - 6 шт.  

3.3 Анализ учебно-методического обеспечения рабочей программы

Методическое обеспечение Программы

Основные

программы

«От рождения до школы»   Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.– М.: Мозаика-Синтез, 2014.

«Программа воспитания и обучения в детском саду».  / Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С.Комаровой. – М.: Мозаика-Синтез, 2011.

 Парциальные

программы и

технологии

Боронина Е.Г. «Оберег». Программа комплексного изучения музыкального фольклора в детском саду. – М.: Владос, 1999.

«Камертон» программа музыкального образования детей раннего и дошкольного возраста / Э. П. Костина. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2006.  

Матяшина А.А. «Путешествие в страну «хореография». Программа развития творческих способностей детей средствами хореографического искусства. – М.: «Владос», 1999.

Мерзлякова С.И. «Волшебный мир театра». Программа развития сценического творчества детей средствами театрализованных игр и игровых представлений». – М.: «Владос», 1999.

Меркулова Л.Р. «Оркестр в детском саду». Программа формирования эмоционального сопереживания и осознания музыки через музицирование. – М., 1999.

Петрова В.А. «Малыш». Программа развития музыкальности у детей раннего возраста (третий год жизни). – М.: «Виоланта», 1998.

Радынова О.П. «Музыкальные шедевры». Авторская программа и методические рекомендации. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000. – (Музыка для дошкольников и младших школьников.)

Сауко Т.Н., Буренина А.И. «Топ-хлоп, малыши»: программа музыкально-ритмического воспитания детей 2-3 лет. – СПб., 2001.

Сорокина Н.Ф. , Миланович Л.Г. «Театр- творчество - дети». Программа развития творческих способностей средствами театрального искусства. – М.: МИПКРО, 1995.

Трубникова М.А. «Играем в оркестре по слуху». – М.: Центр «Гармония», 1994.

Хазова М.В. «Горенка». Программа комплексного изучения музыкального фольклора. – М.: «Владос», 1999.

Методическое обеспечение технологии Е.Железновой.

Авторская программа Суворовой Т.И. «Танцевальная ритмика для детей».

Пособия

1.   Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду. – М.: Просвещение, 1981. – 240 с., нот.

2.   Коренева Т.Ф., «Музыкально-ритмические движения для детей дошкольного и младшего школьного возраста» в 2частях. – Учеб.-метод. пособие. – (Воспитание и дополнительное образование детей). – (Б-ка музыкального руководителя и педагога музыки). - М.: Гуманит. изд.центр «ВЛАДОС», 2001. – ч.1. – 112с.: ноты.  

3.    Праслова Г.А. Теория и методика музыкального образования детей дошкольного возраста: учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005. – 384 с.

4 . Тарасова К.В., Рубан Т.Г. Дети слушают музыку: методические рекомендации к занятиям с дошкольниками по слушанию музыки. – М.: Мозаика-синтез, 2001.

5. Фольклор – музыка – театр: Программы и конспекты занятий для педагогов дополнительного образования, работающих с дошкольниками: Программ.-метод. пособие / под ред. С. И. Мерзляковой. – М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2003г. – 216 с.: ил. – (Воспитание и доп. образование детей)

6. Трубникова М. А. «Играем в оркестре по слуху». – М.: Центр «Гармония», 1994.

Методическое обеспечение программы Т.Ф. Кореневой «В мире музыкальной драматургии»:

7. Т.Ф. Коренева «Музыкально - ритмические движения для детей дошкольного и младшего школьного возраста» в 2частях. – Учеб.-метод. Пособие. – (Воспитание и дополнительное образование детей). –(Б-ка музыкального руководителя и педагога музыки). - М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 2001. – ч 1. – 112с.: ноты.

8  Оздоровительно-развивающая  программа  «Здравствуй» М.Л. Лазарева;

9   Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду  О.Н. Арсеневской.

Методическое обеспечение программы О.П. Радыновой «Музыкальные шедевры»:

О.П. Радынова «Музыкальное развитие детей» в двух частях. – М.: «Владос», 1997.

 «Мы слушаем музыку». Учебное пособие. Комплект из 6 аудиокассет с методическими рекомендациями (сост. О. П. Радынова). – М.: 1997.

Пособия для педагогов

Тютюнникова Т.Э., «Элементарноемузицирование с дошкольниками».

Методическое обеспечение технологии Т.Э. Тютюнниковой «Элементарное музицирование»:

 Алексеева Л.Н. , Тютюнникова Т.Э. «Музыка». Учебно-наглядное пособие «Музыка». – М.: АСТ, 1998.

Методическое обеспечение технологии Е.Железновой

Вывод: В МАДОУ «Березка» созданы оптимальные  условия для оздоровления дошкольников в музыкально-художественной деятельности, развития музыкальных и творческих способностей детей дошкольного возраста в различных видах детской деятельности на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

.  



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа основной образовательной программы дошкольного образования Образовательная область « Художественно-эстетическое развитие» Музыкальная деятельность Младший и старший дошкольный возраст (2-3 года,5-6 лет)

Рабочая программа основной образовательной программы дошкольного образования образовательная область «художественно- эстетическое развитие», по направлению «музыкальная детальность&r...

Рабочая программа воспитательно - образовательной деятельности; программа дополнительного образования

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА воспитательно-образовательной деятельности детей подготовительной к школе группы № 10 (6-7 лет) общеразвивающей направленности с 10,5 часовым пребыванием на 2021 – 2022 уч.год...

Консультация «Рабочая Программа» Основная образовательная программа (ООП) Программа воспитания

С 2022 года мы являемся площадкой, "Наставничества молодых педагогов", в ноябре месяце, по плану мы говорили о Рабочей программе....

Рабочая программа Основной образовательной программы МАДОУ детский сад № 83 по реализации образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»: Музыкальная деятельность в группах общеразвивающей направленности для детей 2 - 7 лет на 2023-2024

Рабочая программаОсновной образовательной программы МАДОУ детский сад № 83 по реализации образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»: Музыкальная деятельность в гру...